АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я и общество» обучающихся с ЗПР 5Г класса Направление «Социальное»
рабочая программа (5 класс)
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение обществознания в 5 классе 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.
Цели обучения
- способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности, становление социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, на уважении закона и правопорядка, а также развитию политической и правовой культуры, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- способствовать развитию:
- умения получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников;
- умения анализировать и систематизировать получаемые данные;
- освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
Задачи курса:
Научить обучающихся:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- логично выстраивать устные высказывания, монолог, вести дискуссию, при этом следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания;
- выполнять причинно-следственный анализ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
СОГЛАСОВАНО: Руководитель ШМО учителей истории и обществознания _________ /Д.И.Костылева Протокол № _____ «____»______2018 | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора школы ___________/Зубарева В.Н. «____»______________2018 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _________/ О.Н. Гуржеева Приказ№ от «____»______ 2018 |
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Я и общество»
обучающихся с ЗПР 5Г класса
Направление «Социальное»
для 5 классов
(срок реализации – 1 год)
Составитель:
учитель истории и обществознания
Ваделова З.А.
Всего часов на учебный год: 35
Количество часов в неделю: 1
Покачи
2018
Пояснительная записка
Адаптированная программа курса внеурочной деятельности «Я и общество» для обучающихся с ЗПР 5Г класса разработана на основе программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ.
- Рабочая программа по обществознанию. 5 класс. Методическое пособие. / Авт.-сост.: Т.А. Корнева, О.А. Конорева. – М.: Планета, 2014. – 24 с. Рабочие программы к учебнику «Обществознание. 5 класс» авторы Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. М.: «Просвещение» 2014.
- Программы курса «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций» (М.: Просвещение, 2013).
УМК:
Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015.
Нормативно-правовое обеспечение реализации внеурочной деятельности осуществляется на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12. 2010 г., зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011г.)
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312».
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
- Постановление правительства РФ от 12.03.1997 №288 (ред. От 10.03.2009) №Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897, концепции специальных федеральных государственных стандартов для детей с ОВЗ.
- Рабочая программа учитывает требования ФГОС ООО по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); учитывает требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос. 2011.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение обществознания в 5 классе 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.
Цели обучения
- способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности, становление социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, на уважении закона и правопорядка, а также развитию политической и правовой культуры, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- способствовать развитию:
- умения получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников;
- умения анализировать и систематизировать получаемые данные;
- освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
Задачи курса:
Научить обучающихся:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- логично выстраивать устные высказывания, монолог, вести дискуссию, при этом следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания;
- выполнять причинно-следственный анализ.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Я и общество» для обучающихся с ЗПР 5Г класса
Курс внеурочной деятельности «Я и общество» для обучающихся с ЗПР 5Г класса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, при условиях создания специальных условий и предоставления специальных образовательных услуг, учитывающих общие и дифференцированные особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития. Требования к уровню образования обучающихся данной категории соотносятся со стандартом ФГОС основного общего образования.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Я и общество» 5 класс.
Требования к личностным результатам освоения адаптированной освоения курса внеурочной деятельности:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к прошлому и настоящему Отечества; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения и мотивации к учению: интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию (целенаправленной познавательной деятельности, умению планировать желаемый результат, осуществлять самоконтроль в процессе познания, сопоставлять полученный результат с запланированным), определения собственных профессиональных предпочтений с учетом ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, основываясь на уважительном отношении к труду и опыте участия в социально значимом труде;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, религии, традициям, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем: овладение умениями понимать вербальное и невербальное поведение партнеров по общению, умениями строить межличностные взаимодействия на основе эмпатии, использовать паралингвистические и лингвистические средства межличностного взаимодействия;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении: желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих партнеров по общению,
нацеленность на результативность общения;
6) формирование у обучающихся с ЗПР осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение ими правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;
7) формирование основ экологической культуры: развитие опыта экологически ориентированной деятельности в практических ситуациях;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, формирование основ практической деятельности эстетического характера.
Требования к метапредметным результатам освоения адаптированной программы курса внеурочной деятельности:
Метапредметные результаты освоения адаптированной программы адаптированной программы курса внеурочной деятельности: предполагают овладение обучающимися с ЗПР межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями:
1) регулятивными:
- действиями планирования (осознавать учебную задачу; ставить цель освоения раздела учебной дисциплины; определять возможные и выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебных действий, строить алгоритмы реализации учебных действий);
- действиями по организации учебной деятельности (организовывать свое рабочее место; планировать и соблюдать режим работы; выполнять и контролировать подготовку домашних заданий);
2) познавательными:
- конспектировать заданный учебный материал;
- подбирать необходимый справочный материал из доступных источников;
- проводить наблюдение, на основе задания педагога;
- использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации;
- выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале;
- проводить классификацию учебного материала по заданным педагогом параметрам;
- устанавливать аналогии на изученном материале; адекватно использовать усвоенные понятия для описания и формулирования значимых характеристик различных явлений);
3) коммуникативными:
- аргументировать свою точку зрения; организовывать межличностное взаимодействие с целью реализации учебно-воспитательных задач; понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия);
4) практическими (способностью к использованию приобретенных знаний и навыков в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками), владение навыками проектной деятельности (самостоятельно выполнять задания педагога с целью более глубокого освоения учебного материала с использованием учебной и дополнительной литературы; выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану действий).
Требования к предметным результатам освоения адаптированной программы курса внеурочной деятельности:
1) формирование у обучающихся с ЗПР личностных представлений об основах патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества;
3) приобретение знаний и опыта их применения для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, понимания необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) развитие способностей обучающихся с ЗПР делать выводы и давать оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование интереса к изучению общественных
дисциплин.
ФГОС ООО предоставляет возможность дифференцированного подхода к освоению содержательного и деятельностного компонентов учебных программ, распределяя планируемые результаты освоения учебных программ по блокам «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», должны быть освоены всеми обучающимися, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дифференцирующий потенциал проявляется здесь в том, что освоение программы предусмотрено «как минимум на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность».
4. Содержание тем курса «Я и общество» 5 класс:
Вводный урок- 1 час.
Глава I. Человек – 5 часов.
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Глава II. Семья – 5 часов.
Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Глава III. Школа – 6 часов.
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Глава IV. Труд – 6 часов.
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Глава V. Родина – 10 часов.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.
Итоговое повторение и контроль –2 часа. Итоговое повторение и мониторинг «Человек. Социальные институты: семья, школа. Важнейшая сторона человеческой жизни – труд. Родина».
5. Календарно-тематическое планирование внеурочного курса «Я и общество» 5 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Характеристика планируемых результатов | Программное содержание | |||||
предметные | метапредметнные УУД | Личностные УУД | |||||||
план | факт | ||||||||
1 | Вводный урок | 04.09.2018 | 04.09.2018 | Познакомиться с новым предметом «обществознанием». Уметь работать с учебником, понимать содержание различных рубрик, значков. Давать определение понятиям, изучаемым по теме | Регулятивные: Смогут работать по плану урока, научиться планировать свою деятельность на уроке. Коммуникативные: Смогут понимать свои интересы при изучении нового курса, организовать работу в паре, задавать друг другу вопросы при знакомстве с курсом. Познавательные: Смогут ориентироваться в учебнике, рабочей тетради при выполнении познавательных заданий, осознавать необходимость нового знания. | Смогут развивать мотивацию к получению знаний. Будут понимать правила работы с учебником. | Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома | ||
Глава I. Человек (5 ч) | |||||||||
2-3 | Загадка человека | 11.09.2018 18.09.2018 | 11.09.2018 18.09.2018 | Учащиеся научаться применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, наследственность, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты и социальные черты человека. | Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Коммуникативные: Самостоятельно организовывать взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли. Познавательные: Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий | Формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности. | Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность | ||
4-5 | Отрочество — особая пора жизни | 25.09.2018 02.10.2018 | 25.09.2018 02.10.2018 | Учащиеся научаться объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей, свойственных подросткам. | Регулятивные: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения. Познавательные: Составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; давать определение понятий. | Формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения. | Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышление подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости | ||
6 | Учимся общаться | 09.10.2018 | 09.10.2018 | Учащиеся научатся объяснять значение понятий общение, конфликт; выявлять характерные черты общения. | Регулятивные: Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Коммуникативные: Точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать сою точку зрения в процессе дискуссии. Познавательные: Анализировать результаты исследований, фиксировать их. | Формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения; развитие творческих способностей через иные формы деятельности; воспитание доброго, уважительного отношения к людям. | Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнерами | ||
Глава II. Семья (5 ч.) | |||||||||
7 | Семья и семейные отношения | 16.10.2018 | 16.10.2018 | Учащиеся овладеют целостными представлениями о семье; научаться объяснять ключевые понятия семья, поколение; научаться понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада, существовавшего в прошлом и современного; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении | Регулятивные: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлению современной жизни; формулировать свою точку зрения Познавательные: Составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; давать определение понятий. | Формирование отношения к семье как одной из важнейших ценностей человека | Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы | ||
8 | Семейное хозяйство | 23.10.2018 | 23.10.2018 | Учащиеся научаться давать характеристику рачительного хозяина; анализировать факторы, влияющие на экономику семьи; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценки реальных социальных ситуаций; узнают о значении коммуникации в межличностном общении | Регулятивные: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлению современной жизни; формулировать свою точку зрения Познавательные: Составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; давать определение понятий. | Формирование осознанного понимание значение семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношение к членам семьи; принятие ценности семейной жизни | Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства | ||
9-10 | Свободное время | 30.10.2018 13.11.2018 | 30.10.2018 13.11.2018 | Учащиеся научаться давать характеристику видов свободного времени; анализировать факторы, влияющие на выбор того или иного досуга подростков; принимать решение и осуществлять осознанный выбор в познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключение; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы | Регулятивные: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлению современной жизни; формулировать свою точку зрения Познавательные: Составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; давать определение понятий. | Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования | Свободное время. Занятие физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечение человека. Значимость здорового образа жизни | ||
11 | Семья | 20.11.2018 | 20.11.2018 | Учащиеся овладеют целостными представлениями о семье; научаться объяснять ключевые понятия семья, поколение; научаться понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада, существовавшего в прошлом и современного; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении | Регулятивные: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлению современной жизни; формулировать свою точку зрения Познавательные: Составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; давать определение понятий. | Формирование отношения к семье как одной из важнейших ценностей человека | Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни | ||
Глава III. Школа (6 ч.) | |||||||||
12 | Образование в жизни человека | 27.11.2018 | 27.11.2018 | Учащиеся научаться характеризовать систему образования РФ; сравнивать социальные объекты, определяя их общие черты и различия; находить нужную информацию социального типа; давать оценку общественным явлениям с позиции одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; объяснять побудительную роль мотивов в деятельности человека, роль образования в жизни человека | Регулятивные: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлению современной жизни; формулировать свою точку зрения Познавательные: Составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; давать определение понятий. | Формирование мотивации к активному учению; осознание необходимости получения достойного образования | Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования | ||
13-14 | Образование и самообразование | 04.12.2018 11.12.2018 | 04.12.2018 11.12.2018 | Учащиеся научаться характеризовать формы самообразования; оценить собственное умение учиться и возможности его развития; находить нужную информацию в источниках разного типа; сопоставлять процесс образования самообразования; осваивать алгоритм получения знания | Регулятивные: Обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Коммуникативные: Определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Познавательные: Выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Формирование ответственного отношения к учению; готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования | Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Умение учиться | ||
15-16 | Одноклассники, сверстники, друзья | 18.12.2018 25.12.2018 | 18.12.2018 25.12.2018 | Учащиеся научаться характеризовать дружбу в подростковом возрасте; объяснять, что мешает дружбе и что ей помогает; различать понятие друг, товарищ, сверстник; понимать роль основных нравственных и правовых понятий как регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных общественных ситуаций, руководствоваться этими нормами в собственной повседневной жизни | Регулятивные: Соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата Коммуникативные: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение; выслушивать мнение членов команды, работая над проектом Познавательные: Определять понятия; создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности и важности ответственного поведения | Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс | ||
17 | Школа | 15.01.2019 | 15.01.2019 | Учащиеся овладеют целостными представлениями о школьной жизни; научиться объяснять ключевые понятия образование, самообразование; понимать побудительную роль мотивов в формировании дружбы, значении коммуникации в общении; научиться анализировать факторы, влияющие на укрепление дружбы; давать характеристику системы образования в РФ | Регулятивные: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражение своих чувств, мыслей и потребностей. Познавательные: Составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления | Формирование ответственного отношения к учению; готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Школа в жизни человека и общества. «Век живи – век учись». Учись учиться. Мои соученики (одноклассники) | ||
Глава IV. Труд (6 ч.) | |||||||||
18-19 | Труд - основа жизни | 22.01.2019 23.01.2019 | 22.01.2019 23.01.2019 | Учащиеся научаться различать виды труда; понимать значение трудовой деятельности для личности и общества; роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценки реальных ситуаций | Регулятивные: Самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Познавательные: Составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления | Формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и развитии различных сторон жизни общества | Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство | ||
20-21 | Труд и творчество | 29.01.2019 05.02.2019 | 29.01.2019 05.02.2019 | Учащиеся научаться выявлять характерные черты трудовой деятельности человека; объяснять смысл понятий мастер и ремесленник, связь слов творчество, творец, творение; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы | Регулятивные: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Познавательные: Составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления | Формировании мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и развитии различных сторон жизни общества | Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве | ||
22-23 | Учимся творчеству | 12.02.2019 19.02.2019 | 12.02.2019 19.02.2019 | Учащиеся научаться выявлять характерные особенности процесса творчества в науке и искусстве; приводить примеры проявления творчества в науке и искусстве; оформлять и презентовать проделанную работу | Регулятивные: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Познавательные: | ||||
Глава V. Родина (10 ч.) | |||||||||
24-25 | Наша Родина — Россия | 26.02.2019 04.03.2019 | 26.02.2019 04.03.2019 | Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма | ||
26-27 | Государственные символы России | 05.03.2019 12.03.2019 | 05.03.2019 12.03.2019 | Научатся: определять государственные символы. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве столице России | ||
28-29 | Гражданин России | 19.03.2019 26.03.2019 | 19.03.2019 26.03.2019 | Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ | ||
30-31 | Мы - многонациональный народ | 02.04.2019 09.04.2019 | 02.04.2019 09.04.2019 | Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей | ||
32-33 | ПОУ по теме «Родина» | 16.04.2019 23.04.2019 | 16.04.2019 23.04.2019 | Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам | |||
Итоговое повторение и контроль (2 ч.) | |||||||||
34-35 | ПОУ по теме «Человек и общество» | 30.04.2018 14.05.2019 | 30.04.2018 14.05.2019 | Научатся: проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им |
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Рабочая программа по обществознанию. 5 класс. Методическое пособие / Авт.-сост.: Т.А. Корнева, О.А. Конорева. – М.: Планета, 2014. – 24 с. Рабочие программы к учебнику «Обществознание. 5 класс» авторы Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. М.: «Просвещение» 2014. | Н.Е. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. М.: «Просвещение». 2015 |
Обществознание 5 класс. Учебник для общеобразовательных организации. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: «Просвещение» 2016 | Л.Ф. Хотеенкова, Л.Ф. Иванова. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.: «Просвещение». 2015 |
Е.Н. Калачева. Промежуточное тестирование. 5 класс. М.: «Экзамен» 2015 |
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Оборудование класса
| 2 3 1 1 | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. |
Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы | Электронные образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
Учебно-электронное издание. Обществознание. Практикум. ООО «Марис», 2004 | http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование» http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования» http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение» http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе» http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября» http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «По странам и континентам» (духовно-нравственное направление)
Программа рассчитана на 1 год обучения. 5 класс....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа " Азбука здоровья" (спортивно-оздоровительное направление) - 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности " Азбука здоровья" (спортивно-оздоровительное направление) - для 5 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка"
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка" ...
Рабочая программа, внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлению на 2015-2016учебный год
Рабочая программа,внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлениюна 2015-2016учебный год...
Адаптированная программа внеурочной деятельности "Юный программист" 5-9 классы
Адаптированная программа внеурочной деятельности "Юный программист" 5-9 классы...