Советы логопеда. Работа по коррекции нарушений в произношении школьников с интеллектуальными нарушениями.
консультация
дана характеристика нарушений в звукопроизношении школьников с нарушением интеллекта. описаны этапы работы над звуком, даны советы по формированию и закреплению произносительных навыков у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_uchitelyu._rabota_po_korrektsii_pismennoy_rechi.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»
Советы учителю.
Работа по коррекции письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Учитель – логопед: Ковалева М.А.
Нарушение письма у учащихся с интеллектуальными нарушениями отмечается значительно чаще, чем у детей с нормальным развитием.
Симптоматика дисграфии характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов.
Дисграфия учащихся с и.н. сопровождается распространенными орфографическими ошибками. Это объясняется тем, что применение многих правил требует достаточно высокого уровня и усвоения языковых закономерностей, сформулированности языковых обобщений.
Нарушения развития речи сопровождаются с одной стороны расстройствами в овладении письменной речью, а с другой – трудностями использования орфографических правил.
Дисграфия у школьников с и.н. проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм (дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия, акустическая и артикуляционно – акустическая дисграфия и т.д.)
Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфий обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.
Нарушение аналитико – ситетической деятельности проявляется и в анализе морфологической структуры слова, и в анализе структуры предложения, звуковой структуры слова.нечеткость представлений о звуко – слоговой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв. Неотчетливые представления о морфологической структуре слова на письме обусловливают большое количество аграмматизмов, искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме. Нарушение анализа структуры предложения проявляется в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова. Большое количество ошибок связано с дефектами произношения звуков речи.
Классификация стойких, специфических ошибок, которые встречаются у школьников при усвоении учебного материала.
Педагогическая симптоматика трудностей, специфические ошибки на письме. | Объективные причины стойких нарушений. | Общие рекомендации их профилактики и коррекции. |
Смешение, замена согласных букв, близкие по акустическим и артикуляционным признакам (зуки - жуки). Смешение букв по звонкости и глухости (панка- банка, бабушка - папушка). | Недоразвитие фонетико – фонематического анализа, недостатки в развитии процессов произвольного внимания, несформированностьзвуко – буквенных ассоциаций, недостатки в произношении. Трудности в различии фонем родного языка, несформированность фонетического слуха. | - осуществлять тонкуюдифферинциацию сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции; - запоминание формы буквы и соотношение с её частями и пропорциями; - игра: «Мягкие буквы»; - устранить недостатки звукопроизношения. |
Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (трава-трва, сидит - сдт). | Несформированность фонематического восприятия. Недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, индивидуально – психологические особенности. | - определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш); - выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове); - определять количество гл. и согл. Звуков в слове; - последовательно выделять звуки в слове; - придумать слова на определенный звук «с». |
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова. | Несформированностьфонетико – фонематического анализа, недостаточность развития анализа пространственных отношений. | - осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции; - игра «Мягкие буквы»; - устранить недостатки звукопроизношения; - учить правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов (высокий – низкий дом) |
Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных. | Недоразвитие фонетико – фонематического анализа, недостаточность звукового анализа. | - осуществлять тонкуюдифферинцировку сходных звуков (мак, рука); - выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове); - определять количество гласных согласных звуков в слове; - последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка); - игра «Цепочки слов»; |
Добавление гласных букв (трава-тарава, кувшин - кувашин). | Несформированностьзвуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. Несформированность фонематического восприятия. | - определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш); - - выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове); - определять количество гласных согласных звуков в слове; - последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка); - придумать слова на определенный звук «с». |
Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в,н-п,м-л,ш-т), по пространственному сходству (муха- миха, летят быстро санки – лепят быстро санки). Недописывание отдельных элементов букв или приписывание лишних. | Недостаточность зрительного анализа. Несформированность анализа пространственных отношений пространственного восприятия. | - зрительные диктанты на вербальном материале (развивает орфографическую зоркость); - отработка понятий левый – правый; - «Мягкие буквы»; - запоминание формы и соотношение её частей и пропорций; |
Перестановка букв и слогов внутри слова (взял – звял, иногда - игонда). | Недостаточность зрительного анализа, недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. | - «Мягкие буквы»; - зрительный диктант на вербальном материале; - смотри рекомендации выше. |
Сложности при переводе звука в букву и наоборот. | Несформированностьзвуко – буквенного анализа, не выработаны прочные связи между звуковой и графической формами букв, не усвоены понятия звук и слово. Дислексия. Несформированность слухового восприятия. | Рекомендации выше. |
Смешение печатных и письменных букв. | Недостаточность развития процессов зрительного анализа, недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв. | Смотри рекомендации выше. |
Тремор при письме. | Трудности в произвольном управлении микромоторикой, неумение дифференцировать мышечные усилия, недостатки в сформированности зрительно – двигательных координаций. | - упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений; - работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок. |
Затруднение в употребление заглавной буквы. Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений. | Недостаточное развитие вербального анализа, недостаточная гибкость мыслительной операции – анализа. | - выделение слов в предложения и «склеенных» предложений (Былазимаморозщипал). |
Неумение применять правило в конкретной ситуации на письме (жи - ши). | Несформированность слухового восприятия | -отдифференцировать условия, при которых пишется и или е. |
Не слышат ударную безударную гласную, трудности в подборе проверочных слов (протянул - тянули). | Конкретность мышления, т.е. недостаточность мыслительных операций – обобщения. Бедность словарного запаса. | Смотри рекомендации выше |
Затруднение при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня, путают с близкими по звучанию словами (весло – весело, шиповник - шипучка). | Отставание в развитии лексико – грамматической стороны речи. Бедность и не точность лексического запаса, ограниченность словаря обиходно – бытовыми рамками. Конкретность мышления. | - выделение существенных признаков; - игра «Четвертый лишний»; - называть слова близкие по существу. |
Трудности в структурном построении предложения (Мальчик выливает изкувшин молока). Неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложение согласованием, управлением. Неумение изменить слова, образовывать новые слова (стулья – стулы, ухо - ухи). Трудности в преобразовании прилагательных от существительных. Ошибки при опоре на образец (кожаный – кожный, сливовый - сливочный). |
| - уточнение и расширение словарного запаса, накопление новых слов (различных частей речи); - активизация различных способов словообразования; - уточнение значений различных синтаксических конструкций; - совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций. |
Наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая - голобокая). Произвольное деление слов (вскочил на ветку – вскочилна ветку). Раздельное написание приставок (прилетели – прилетели, взяла – в зела). | Несформированность фонематического восприятия, вербального анализа, недостатки в развитии зрительного анализа и синтеза, недостаточное развитие пространственных отношений. | - выделение отдельных слов из «склеенных», из предложений (шаркорзинаботинки..); - зрительный диктант; - смотри рекомендации выше. |
Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде. | Недостаточность зрительного анализа, недостаточное развитие анализа пространственных отношений. | - «Мягкие буквы»; - «Зрительные диктанты»; - конструирование букв из её элементов; - смотри рекомендации. |
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки. Буквы располагаются выше или ниже рабочей строки. | Слаборазвита тонкая моторика пальцев рук, не сформированы зрительно –двигательные координации, недостаточное развитие анализа пространственных отношений. | - упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений; - работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок; - отработать понятия начало, середина, конец рабочей строки; - смотри рекомендации выше |
Литература.
- Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Дефектология»/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1989. – 528 с.
- Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошк.учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005. – 400с.
- Замковая О.М.Классификация стойких, специфических ошибок, которые встречаются у младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Коррекция физических недостатков у детей с интеллектуальными нарушениями через подвижные игры."
Физическое развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями происходит по тем же законам, что и нормально развивающихся детей, однако имеет некоторые отличия, знания которых содействует лучшей орг...
Деятельность учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Как выразить свое отношение к ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью? В голове возникают следующие ассоциации: нововведения, стандарт, требования, трудности, условия, перспектива&helli...
Консультация. "Советы учителю. Работа по коррекции письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
В материале описывается симптоматика дисграфии. Описана классификация стойких специфических ошибок, которые встречаются у школьников при усвоении учебного материала. Описаны причины нарушений, д...
Магистерская диссертация "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письменной речи школьников с ментальными нарушениями"
Нарушения письменной речи приводят школьников к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Низкий уровень техники чтения не даёт возможности вникнуть...
Статья "Деятельность учителя-логопеда по социализации обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
В статье рассматривается проблема педагогического сопровождения школьников с нарушениями речи в образовательную среду, активизации и развитии речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных...
Статья "Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения"
Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения...
Рабочая программа по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)
Рабочая программа по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса (2 ва...