Консультация. "Советы учителю. Работа по коррекции письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
консультация

Mарина Aлексеевна Kовалёва

В материале описывается симптоматика дисграфии. Описана  классификация стойких специфических ошибок, которые встречаются у школьников при усвоении учебного материала. Описаны причины нарушений, даны рекомендации для профилактики и коррекции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_uchitelyu._rabota_po_korrektsii_pismennoy_rechi.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»

Советы учителю.

 Работа по коррекции письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Учитель – логопед: Ковалева М.А.

                                                     

     

     Нарушение письма у учащихся с интеллектуальными нарушениями отмечается значительно чаще, чем у детей с нормальным развитием.

Симптоматика дисграфии  характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов.

Дисграфия учащихся с и.н. сопровождается распространенными орфографическими ошибками. Это объясняется тем, что применение многих правил требует достаточно высокого уровня и усвоения языковых закономерностей, сформулированности языковых обобщений.

Нарушения развития речи сопровождаются с одной стороны расстройствами в овладении письменной речью, а с другой – трудностями использования орфографических правил.

Дисграфия у школьников с и.н. проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм (дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия, акустическая и артикуляционно – акустическая дисграфия и т.д.)

Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфий обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности.

Нарушение аналитико – ситетической деятельности проявляется и в анализе морфологической структуры слова, и в анализе структуры предложения, звуковой структуры слова.нечеткость представлений о звуко – слоговой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв. Неотчетливые представления о морфологической структуре слова на письме обусловливают большое количество аграмматизмов, искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме. Нарушение анализа структуры предложения проявляется в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова. Большое количество ошибок связано с дефектами произношения звуков речи.

 Классификация стойких, специфических ошибок, которые встречаются у школьников при усвоении учебного материала.

Педагогическая симптоматика трудностей, специфические ошибки на письме.

Объективные причины стойких нарушений.

Общие рекомендации их профилактики и коррекции.

Смешение, замена согласных букв, близкие по акустическим и артикуляционным признакам (зуки - жуки).

Смешение букв по звонкости и глухости (панка- банка, бабушка - папушка).

Недоразвитие фонетико – фонематического анализа, недостатки в развитии процессов произвольного внимания, несформированностьзвуко – буквенных ассоциаций, недостатки в произношении.

Трудности в различии фонем родного языка, несформированность фонетического слуха.

- осуществлять тонкуюдифферинциацию сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;

- запоминание формы буквы и соотношение с её частями и пропорциями;

- игра: «Мягкие буквы»;

- устранить недостатки звукопроизношения.

Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (трава-трва, сидит - сдт).

Несформированность фонематического восприятия. Недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, индивидуально – психологические особенности.

- определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш);

- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

- определять количество гл. и согл. Звуков в слове;

- последовательно выделять звуки в слове;

- придумать слова на определенный звук «с».

Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова.

Несформированностьфонетико – фонематического анализа, недостаточность развития анализа пространственных отношений.

- осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;

- игра «Мягкие буквы»;

- устранить недостатки звукопроизношения;

- учить правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов (высокий – низкий дом)

Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных.

Недоразвитие фонетико – фонематического анализа, недостаточность звукового анализа.

- осуществлять тонкуюдифферинцировку сходных звуков (мак, рука);

- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

- определять количество гласных согласных звуков в слове;

- последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка);

- игра «Цепочки слов»;

Добавление гласных букв (трава-тарава, кувшин - кувашин).

Несформированностьзвуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. Несформированность фонематического восприятия.

- определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш);

- - выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

- определять количество гласных согласных звуков в слове;

- последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка);

- придумать слова на определенный звук «с».

Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в,н-п,м-л,ш-т), по пространственному сходству (муха- миха, летят быстро санки – лепят быстро санки). Недописывание отдельных элементов букв или приписывание лишних.

Недостаточность зрительного анализа. Несформированность анализа пространственных отношений пространственного восприятия.

- зрительные диктанты на вербальном материале (развивает орфографическую зоркость);

- отработка понятий левый – правый;

- «Мягкие буквы»;

- запоминание формы и соотношение её частей и пропорций;

Перестановка букв и слогов внутри слова (взял – звял, иногда - игонда).

Недостаточность зрительного анализа, недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания.

- «Мягкие буквы»;

- зрительный диктант на вербальном материале;

- смотри рекомендации выше.

Сложности при переводе звука в букву и наоборот.

Несформированностьзвуко – буквенного анализа, не выработаны прочные связи между звуковой и графической формами букв, не усвоены понятия звук и слово. Дислексия. Несформированность слухового восприятия.

 Рекомендации выше.

Смешение печатных и письменных букв.

Недостаточность развития процессов зрительного анализа, недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв.

Смотри рекомендации выше.

Тремор при письме.

Трудности в произвольном управлении микромоторикой, неумение дифференцировать мышечные усилия, недостатки в сформированности зрительно – двигательных координаций.

- упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений;

- работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок.

Затруднение в употребление заглавной буквы. Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений.

Недостаточное развитие вербального анализа, недостаточная гибкость мыслительной операции – анализа.

- выделение слов в предложения и «склеенных» предложений (Былазимаморозщипал).

Неумение применять правило в конкретной ситуации на письме (жи - ши).

Несформированность слухового восприятия

-отдифференцировать условия, при которых пишется и или е.

Не слышат ударную безударную гласную, трудности в подборе проверочных слов (протянул - тянули).

Конкретность мышления, т.е. недостаточность мыслительных операций – обобщения. Бедность словарного запаса.

Смотри рекомендации выше

Затруднение при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня, путают с близкими по звучанию словами (весло – весело, шиповник - шипучка).

Отставание в развитии лексико – грамматической стороны речи.

Бедность и не точность лексического запаса, ограниченность словаря обиходно – бытовыми рамками. Конкретность мышления.

- выделение существенных признаков;

- игра «Четвертый лишний»;

- называть слова близкие по существу.

Трудности в структурном построении предложения (Мальчик выливает изкувшин молока).

Неумение пользоваться грамматическими связями  слов в предложение согласованием, управлением.

Неумение изменить слова, образовывать новые слова (стулья – стулы, ухо - ухи).

Трудности в преобразовании прилагательных от существительных. Ошибки при опоре на образец (кожаный – кожный, сливовый - сливочный).

 

- уточнение и расширение словарного запаса, накопление новых слов (различных частей речи);

- активизация различных способов словообразования;

- уточнение значений различных синтаксических конструкций;

- совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая - голобокая).

Произвольное деление слов (вскочил на ветку – вскочилна ветку).

Раздельное написание приставок (прилетели – прилетели, взяла – в зела).

Несформированность фонематического восприятия, вербального анализа, недостатки в развитии зрительного анализа и синтеза, недостаточное развитие пространственных отношений.

- выделение отдельных слов из «склеенных», из предложений (шаркорзинаботинки..);

- зрительный диктант;

- смотри рекомендации выше.

Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде.

Недостаточность зрительного анализа, недостаточное развитие анализа пространственных отношений.

- «Мягкие буквы»;

- «Зрительные диктанты»;

- конструирование букв из её элементов;

- смотри рекомендации.

Высота букв не соответствует высоте рабочей строки. Буквы располагаются выше или ниже рабочей строки.

Слаборазвита тонкая моторика пальцев рук, не сформированы зрительно –двигательные координации, недостаточное развитие анализа пространственных отношений.

- упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений;

- работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок;

- отработать понятия начало, середина, конец рабочей строки;

- смотри рекомендации выше

  

Литература.

  1. Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Дефектология»/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е. М. Мастюкова  и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1989. – 528 с.
  2. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошк.учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005. – 400с.
  3. Замковая О.М.Классификация стойких, специфических ошибок, которые встречаются у младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрываются проблемы развития речи детей с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения, рассматриваются приемы проведения словарной работы....

Наглядное пособие "Закладки: "Различаю парные согласные" для коррекции письменной речи обучающихся с ОВЗ

Закладки предназначены для работы с детьми с ОВЗ. Служат наглядностью для эффективного запоминания образа буквы, характеристик соттветствующего звука....

Формирование навыков письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС

В статье даётся конспект урока по русскому языку в 5 классе согласное ФГОС по теме "Корень и однокоренные слова"...

Мастер – класс: «Методы и приемы по формированию речевого дыхания и коррекции просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями».

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания и просодической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями через освоение игровых упражнений.Задачи:- акту...