Статья "Коррекция физических недостатков у детей с интеллектуальными нарушениями через подвижные игры."
статья по физкультуре
Физическое развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями происходит по тем же законам, что и нормально развивающихся детей, однако имеет некоторые отличия, знания которых содействует лучшей организации коррекционно-воспитательной работы в школе. Все физические качества, связанные с подвижностью нервных процессов аналитико-синтетической деятельности (быстрота, координация) у умственно отсталых детей отстают в развитии по сравнению с нормальными детьми прямо пропорционально возрасту. А те физические качества, которые не так тесно связаны с подвижностью нервных процессов (сила, гибкость) развиваются с ростом ребёнка и приближаются по показателям к уровню развития нормальных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_uo_cherez_igry.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пупынин Евгений Иванович,
учитель физической культуры
ГБОУ «Новооскольская специальная
общеобразовательная школа-интернат»,
г. Новый Оскол, Белгородской области,
shkolainternatn@mail.ru.
Коррекция физических недостатков у детей с
интеллектуальными нарушениями
через подвижные игры.
Физическое развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями происходит по тем же законам, что и нормально развивающихся детей, однако имеет некоторые отличия, знания которых содействует лучшей организации коррекционно-воспитательной работы в школе. Все физические качества, связанные с подвижностью нервных процессов аналитико-синтетической деятельности (быстрота, координация) у умственно отсталых детей отстают в развитии по сравнению с нормальными детьми прямо пропорционально возрасту. А те физические качества, которые не так тесно связаны с подвижностью нервных процессов (сила, гибкость) развиваются с ростом ребёнка и приближаются по показателям к уровню развития нормальных детей.
Регулярные физические упражнения, тренирующие быстроту и координацию движений, нужно рассматривать не только как средство всестороннего физического развития, но и как средство коррекции дефектов центральной нервной системы. В образовательной и воспитательной работе с умственно отсталыми детьми особое место занимают подвижные игры, как вид физического развития, наиболее доступной данной категории детей. Наряду с психическими недостатками у многих умственно отсталых детей имеются и физические нарушения координации движений, быстро устают. Общее физическое развитие отстаёт от нормы. В подвижные игры могут быть включены как основные движения, так и некоторые специальные упражнения, в том числе элементы коррегирующей гимнастики, способствующие укреплению и развитию отдельных групп мышц, улучшению осанки и т.д. Необходимо, чтобы работа по совершенствованию двигательно-моторной сферы начиналось как можно раньше, что возможно именно в игровой деятельности, в подвижной игре.
Подвижные игры - средство активного отдыха детей после занятий. Игры, проводимые в свободное от уроков время, помогают воспитателю организовать досуг детей с большей пользой для них. Подвижные игры должны соответствовать психическому и физическому развитию детей, их интеллекту, накопленным навыкам. Чтобы подобрать необходимую игру, необходимо учитывать возможности детей того или иного класса, их положительные и отрицательные стороны. Только при этих условиях игра вызовет у детей бодрое, радостное настроение, положительные эмоции. Оборудование для игры готовят заранее. Приходится не только хорошо представлять себе ход игры, но и учитывать возможные отклонения от него. Желательно участие в игре всех учащихся класса, но если игра носит соревновательный характер и требует от ребят более интенсивных усилий, то детей, переведенных по заключению медиков в подготовительную группу от данной игры освобождать, но подключить их к судейству. В игре соревновательного характера(эстафеты) делят ребят на команды, равные по физическому развитию и способностям, чтобы не вызвать ссор, обид. Объясняя игру, стараемся вызвать у детей интерес к ней. Это можно сделать, используя ряд целенаправленных вопросов, объясняя какие качества развивает эта игра. Рассказывая содержание игры, необходимо объяснить мотивы персонажей, правила игры. Объяснения делают доступным языком, по возможности кратко, внимание заострять только на существенных моментах. Детали уточняются постепенно, в процессе игры или после проведения её в первый раз. Победителя называет учитель (воспитатель) во избежание конфликта между детьми. Непосредственное участие учителя в игре придаёт ей живость, делает её эмоциональнее, поддерживает интерес к игре поощряет играющих. Руководя игрой, приходиться помнить о задачах коррекции, всячески поддерживать самостоятельность и инициативу детей. Пассивных детей включают в активные действия, легко возбудимых, быстро отвлекаемых- в действия, требующие внимания и выдержки, волевых качеств, умения сознательно управлять своими движениями. Продолжительность игры длится обычно от 5 до 15 мин. Повторяя старые и предлагая детям новые игры, стараемся улучшить их проведение. Только при условии прочного усвоения проводимых с детьми игр у умственно отсталых детей будут формироваться двигательные умения и навыки, развивается интерес к игре, коллективной деятельности.
Игра имеет глубокое воспитательное влияние, она способствует развитию всех сторон человеческой личности, она организует детей, повышает их самостоятельность. Игра способствует формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху товарища. Игры создают возможность формирования положительных черт личности, правдивости, упражняют детей в моральных поступках, помогают формированию морального опыта.
Организация подвижных игр детей старшего возраста имеет некоторые особенности. Подростков уже привлекают спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол).
Обучающиеся с ОВЗ встречаются в дальнейшем своей жизни со значительными трудностями. Преодоление их потребует должной психической, физической подготовки, чему способствуют подвижные и спортивные игры.
Примерные игры.
«У медведя на бору»
Цель игры: коррекция внимания, физических недостатков, коррекция речевого аппарата.
На одном конце площадки проводится черта-это опушка «леса». За чертой, на расстоянии 2-3 шагов от неё, очерчивается место для «медведя». На противоположном конце площадки обозначается линией «дом детей». Руководитель назначает из играющих одного «медведя». Остальные играющие дети, они находятся у себя дома.
Руководитель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды и одновременно произносят хором стихи:
У медведя на бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
Медведь в это время должен сидеть на своём месте. Когда играющие произносят последнее слово «рычит», медведь с рычанием встаёт, а дети бегут домой. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного медведь отводит к себе.
Дети возобновляют сбор грибов и ягод. После того как медведь поймает 2-3 играющих, назначается новый «медведь» и игра повторяется.
«Попади в центр»
Цель игры: вырабатывать меткость, чувство коллективизма.
Играющие делятся на две команды. На стене чертиться квадрат размером 1м х 1м. Команды стоят на расстоянии 4-5м от стены. Поочерёдно по одному игроку из каждой команды становятся против квадрата и бросают малый мяч в квадрат. Если игрок попадает в квадрат то приносит команде очко.
Побеждает та команда, в которой было больше попаданий в квадрат.
«Эстафета с мячами»
Цель игры: развитие координации движений, коррекция внимания, ориентирование в пространстве.
Играющие делятся на две команды и встают в две колонны. Первым в колонне даётся по мячу (волейбольный или футбольный). На сигнал руководителя «Вверх» дети поднимают руки вверх и стоящий первым передаёт мяч через голову стоящему позади, тот следующему и т.д. Когда мяч дойдёт до последнего ученика, он бежит вперёд, становится первым в колонне и передаёт мяч назад. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не побывают впереди.
Побеждает та команда, которая первой закончит передачу мяча всеми игроками.
«Вызов номеров»
Цель игры: развитие быстроты, внимания, чувство коллективизма.
Все играющие делятся на две команды. Руководитель называет каждому ученику обеих команд его номер, который он должен запомнить. Впереди каждой команды на расстоянии 15-20м стоят стойки. Затем руководитель называет любой номер, например «пятый» и ученик под этим номером той и другой команды должен бежать вперёд и обежать стойку. Тот игрок, который прибегает первым, приносит команде «очко».Игра продолжается до тех пор, пока не вызовутся все номера.
Побеждает та команда, которая будет иметь большее количество очков.
Литература.
- 1. Макаринова Н.Н. Народные игры на уроках физической культуры. // Начальная школа.- 2008 г.- № 4.
- Рубцова Р.О., Ильин В.А. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития / лёгкая атлетика /. // Учебно-методическое пособие. М.: 2004 г.
- Игра «Спортивный интерес».// Справочник классного руководителя.-2013г.- №8.-с.44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физической культуры в 5-м классе "Подвижные игры "
Развитие свойств внимания в процессе игровой деятельности учащихся,разучивание коллективных игр подвижного характера, воспитание у учащихся коллективизма, взаимовыручки, товарищества....
Методическая разработка внеклассного занятия для учителей физической культуры и воспитателей «Коми – пермяцкие подвижные игры»
Актуальность темы: Приобщение школьников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенн...
План-конспект урока по физической культуре в 3 классе «Казачьи подвижные игры»
Данный материал способствует развитию интереса к подвижным играм используемых в Донской этнографии казаков и формирует интерес к уличным играм, здоровому образу жизни....
План-конспект урока по физической культуре для 3 класса, раздел: Подвижные игры
На уроке используется метод круговой тренировки, а также подвижная игра: лапта. Используются разнообразные упражнения, направленные на развитие физических качеств.Данный урок решает следующие задачи:...
Урок физической культуры в 1 классе по подвижным играм народов России.
Формирование личностных и познавательных УУД.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12090974","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...
Технологическая карта урока по физической культуре 2 класс. Тема урока Подвижные игры на материале легкой атлетике: метание и броски. «Посадка картофеля», «Попади в обруч», «Кот и мыши».
Технологическая карта урока по физической культуре 2 класс. Тема урока Подвижные игры на материале легкой атлетике: метание и броски. «Посадка картофеля», «Попади в обруч», &la...