Программа коррекционного курса для обучающейся 5кл.(ребёнок с дцп)
рабочая программа (5 класс)
Данная программа была разработана и апробирована при работе с ребёнком с дцп.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденности).
Трудности восстановительного лечения детей с детским церебральным параличом обусловлены не только тяжестью двигательного дефекта, но, главным образом, своеобразными особенностями их умственного и эмоционально-волевого развития. Таким образом, психологическая коррекция является важным звеном всей системы психолого-педагогической помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_krz_s_obuchayushcheysya_5_kl_dtsp.docx | 38.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом от «___» __________ 20____ г.
________________________ Т.В. Дидич № _____
«___» __________ 20____ г.
Рабочая программа коррекционного курса
для ААААААА ВВВВВВВ, обучающейся 5 «в» класса
2017 – 2018 учебный год
Педагог-психолог: Удовенко Л.В.
Квалификационная категория: высшая
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «__» ________ 20__ г.
г. Советский
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе: Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", методических материалов Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии»– СПб.: Речь, 2010; методических материалов под.ред. Е.В. Самсоновой «Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях»— М.: МГППУ, 2012.
Цель данной программы: исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, гармонизация личности и профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического нарушения (тяжесть и структура дефекта), так и внешней (средовые факторы), а также помощь в адаптации к обучению в среднем звене.
Задачи программы обучения:
- Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учётом уровня актуального развития учащейся;
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий;
- Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащейся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;
- Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
- Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.
Краткие сведения о категории детей с ДЦП.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденности). Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, кроме этого, у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы.
В полиморфной картине психических нарушений при ДЦП наблюдается не только замедленный темп психического развития, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций (Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Калижнюк, 1987; Ковалев, 1985 и др.).
Недоразвитие пространственного восприятия наблюдается у детей со всеми формами двигательной недостаточности (врожденные и рано приобретенные ортопедические заболевания, мио-патии и миодистрофии, вялые параличи) (Мамайчук, 1988; Мендоса, 1990 и др.). Однако эти нарушения носят временный характер и легко компенсируются.
Трудности восстановительного лечения детей с детским церебральным параличом обусловлены не только тяжестью двигательного дефекта, но, главным образом, своеобразными особенностями их умственного и эмоционально-волевого развития.
Таким образом, психологическая коррекция является важным звеном всей системы психолого-педагогической помощи.
Индивидуальные особенности обучающейся (ААААА ).
У ААААА сформировано понятийное и пространственное мышление. У девочки наблюдается грубое нарушение мелкой моторики и, как следствие, нарушена зрительно-моторная координация. У ААААА наблюдается низкий уровень произвольной памяти и недостаточный уровень развития произвольного внимания. Нервно-психическое состояние хорошее.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы являются:
- Развитие зрительного анализа;
- Развитие пространственного мышления путём формирования двигательно-визуальных схем;
- Развитие абстрактного мышления на базе числовой символизации;
- Развитие произвольного внимания;
- Формирование навыков самоконтроля;
- Развитие оперативно-логической памяти.
Место коррекционного курса в учебном плане
На коррекционный курс отводится 35 часов (1 ч в неделю, 35 учебных недель).
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; формирование познавательной активности; формирование уважительного отношения к иному мнению; формирование уважительное отношение к иному мнению; развитие этических чувств — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,понимание и сопереживание чувствам других людей; формирование адекватной самооценки.
Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; способность самореализовываться в различных формах художественного творчества; умение нормализовать своё психоэмоциональное состояние.
-развитие моторики, -ориентация в пространстве, -развитие внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения, - умение отвечать и задавать вопросы.
Содержание коррекционного курса
Я - это Я. (8ч.)
Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации.
В это время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверены в его устойчивости. Поэтому невероятно полезно стимулировать любые процессы по исследованию подростками самих себя. Какой Я? Что Я могу? О чём мечтаю? Кому Я нужен? Как Я представляю своё будущее? Какие у меня цели? и т.д.
Основная задача при работе над этой темой - это помочь осознать свои качества, повысить самооценку.
Развитие психических функций (10ч.)
Память детей с ДЦП отличается недостаточностью объема запоминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информации.
В связи с этим важным направлением является обучение приёмам запоминания. В данной программе девочка знакомится со следующими методами: метод последовательных ассоциаций, метод пиктограмм, метод обрезанных строк, метод пространственных расположений, метод запоминания иностранных слов.
Для успешного освоения школьной программы детям необходимо обладать рядом качеств, позволяющих концентрироваться анализировать полученную информацию. Внимательность обучающихся необходимо постоянно тренировать. Для этого наряду с традиционными способами (корректурные пробы, кодирование и декодирование информации), нами используются таблицы Шульта.
Работа с таблицами Шульта направлена на тренировку и расширение периферического зрения, служит развитию концентрации внимания. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста.
Конструирование (6ч.)
При конструировании по образцу детям предлагают постройку и указывают на способы ее воспроизведения.
Конструирование по представлению заключается в том, что ребенку указывается лишь общая тема, обычно усвоенная им раньше. При конструировании по собственному замыслу ребенок сам решает, что он будет строить. Здесь открываются возможности для развертывания фантазий, воплощения творческих замыслов в практическую действительность.
Кроме общепринятых методов, получил широкое, распространение особый вариант — конструирование по моделям.
Этот метод обучения является наиболее эффективным средством умственного развития ребенка. В данном методе модель выступает для ребенка в качестве образца, структуру которого ребенок не видит (модель оклеена плотной бумагой или картоном) и он должен подобрать детали и расположить их соответственно конструкции образца. Такой способ конструирования требует от ребенка мысленного обследования образцов-моделей и их четкого обследования с включением не только зрительного, но и осязательного восприятия.
Конструирование осуществляется на основе игры «Сложи узор» и трафарета "Чудо-крестики".
Рисование (6ч.)
Психика человека состоит из двух частей: сознательной и бессознательной. И детская психика не исключение. Все переживания, травмирующие события, неприятные эмоции, если они не были гармонично прожиты, через какое-то время перемещаются из сознания в бессознательное. Оттуда они появляются в виде страхов, кошмаров, повышенной капризности или возбудимости. Есть защитные механизмы психики, которые, как воины, оберегают от постоянного осознания неприятных переживаний.
Для работы с такими «неприступными» переживаниями и нужна арт-терапия. Она позволяет мягко и деликатно, в игровой форме обойти защитные механизмы, понять: какие переживания есть у ребёнка, и также ненавязчиво их скорректировать. Арт-терапия – это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества.
Поэтому занятие с Камилой рисованием имеет своей задачей, помимо развития мелкой моторики и воображения, оказание психотерапевтической помощи в сложный жизненный период адаптации к среднему звену.
Диагностика (2ч.)
Для отслеживания уровня развития обучающихся применяются диагностические исследования личностной и интеллектуальной сферы. При исследовании интеллектуальной сферы используется: методика ГИТ (групповой интеллектуальный тест) разработанная словацким психологом Дж. Ванной и адаптированный в 1985-1986 г.г. в лаборатории психологической диагностики и коррекции Психологического института РАО для русскоязычной выборки и методика изучения изучения памяти "10 слов". При исследовании личностной сферы применяется: методика Люшера, КРС (кинетический рисунок семьи), РНЖ (рисунок несуществующего животного), методика Лускановой.
Развитие эмоционально-волевой сферы (3ч.)
Умение расслабляться помогает снять психоэмоциональное напряжение, что стабилизирует эмоциональную сферу и развивает волевую. Существет множество техник, способствующих этому. В данной программе нами рассматриваются следующие: техника снятия психоэмоционального напряжения при помощи дыхания, при помощи терапии песком и медитация (работа с образами).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего | Коррекционно-развивающая направленность |
1. | Я - это Я. | 8 ч. | Формирование самосознания и адекватной самооценки. |
2. | Развитие психических функций | 10ч. | Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей). Развитие концентрации внимания. Развитие произвольной памяти. |
3. | Конструирование | 6ч. | Развитие глазомера и зрительно-моторных координации. Развитие внутреннего плана действия. Развитие творческого мышления. Формирование коммуникативных умений. |
4. | Рисование | 6ч. | Развитие глазомера и зрительно-моторных координации. Развитие мелкой моторики. Развитие способности самореализовываться в различных формах художественного творчества. |
5. | Диагностика. | 2ч. | |
6. | Развитие эмоционально-волевой сферы | 3ч. | Формирование умения нормализовать своё психоэмоциональное состояние. |
ИТОГО | 35ч. |
Приложение
Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год
5 класс
№ пп | Название темы | Дата | |
по плану | по факту | ||
Кто Я? Какой Я? | |||
Я могу. | |||
Что такое 5 класс? | |||
Мои учителя. | |||
Я нужен. | |||
Я мечтаю. | |||
Я - это мои цели. | |||
Я - это моё настоящее. Я - это моё будущее. | |||
Память и внимание. Диагностика. Запоминание пар слов. Знакомство с таблицей Шульта. | |||
Ассоциации. Метод последовательных ассоциаций. Упражнение "Перепутанные линии". | |||
Метод последовательных ассоциаций для запоминания списка слов. Работа с таблицами Шульта. | |||
Метод пиктограмм. Построение числовых закономерностей. | |||
Метод пиктограмм для запоминания стихов. Отгадывание закономерностей. | |||
Метод пространственных расположений. Нахождение числовых закономерностей. | |||
Знакомство с методом обрезанных строк для запоминания стихов. Упражнение "Корректурная проба". | |||
Метод запоминания иностранных слов, исторических дат. Упражнение "Кодирование и декодирование информации" | |||
Мои любимые способы запоминания. Компьютерный тренинг "Корректурная проба" | |||
Закрепление изученных способов запоминания. Компьютерный тренинг "Запоминаие пар", "Запоминание списка". | |||
Конструирование по контурному образцу. (Игра "Сложи узор") | |||
Конструирование по представлению, опираясь на образы зрительной памяти. (Игра "Сложи узор") | |||
Конструирование по собственному замыслу. (Игра "сложи узор") | |||
Конструирование по образцу с использованием трафарета "Чудо крестики". | |||
Конструирование по образцу с использованием трафарета "Чудо крестики". | |||
Конструирование по собственному замыслу при помощи трафарета "Чудо крестики". | |||
Мир в красках, формах, линиях. | |||
Семейный портрет. | |||
Мой день. | |||
Моя жизнь. Коллаж. | |||
Методика "Куст роз". | |||
Методика "Каракули" | |||
Диагностика интеллектуальной сферы | |||
Диагностика эмоционально-волевой сферы. | |||
Снятие психоэмоционального напряжения при помощи дыхания. | |||
Медитация. Работа с образами. | |||
Снятие психоэмоционального напряжения при помощи терапии песком. | |||
ВСЕГО | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .
Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...
Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 1 класса
Программа предназначена для обучающегося 1 класса (II вариант) с тяжелыми нарушениями в развитии и находящимся на домашнем обучении. В Рабочей программе представлены коррекционные курсы по сенсорному ...
Программа коррекционных курсов для обучающегося 2 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии
В рабочей программе представлены материалы коррекционных курсов по сенсорному развитию и предметно-практическим действиям для обучающегося на домашнем обучении по II варианту....
Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 3 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями в развитии
Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения учащегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту на домашнем обучении....
Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 4 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями в развитии
Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения обучающегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту на домашнем обучен...
Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 5 класса (II вариант) с умственной отсталостью
Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения обучающегося 5 класса с выраженной умственной отсталостью по 2 варианту на домашнем обучении....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2) 5-9 класс
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...