Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 1 класса
рабочая программа

Шишкина Маргарита Юрьевна

Программа предназначена для обучающегося 1 класса (II вариант) с тяжелыми нарушениями в развитии и находящимся на домашнем обучении. В Рабочей программе представлены коррекционные курсы по сенсорному развитию и предметно-практическим действиям.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._programma_1_klass.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Калачинская адаптивная  школа – интернат»

(КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат»)

______________________________________________________________________

        

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий

для обучащегося 1 класса

 (сенсорное развитие, предметно-практические действия)

Калачинск, 2020 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599,  Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и предназначена для индивидуального обучения ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту и находящимся на домашнем обучении.

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной или тяжелой степени, интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее  освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной общеобразовательной программы образования, на основе которой разрабатывается специальная индивидуальная программа развития, учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающегося, его творческого потенциала.

Программа коррекционно-развивающих занятий разработана на основе основной образовательной программы, авторских программ курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Э.Я. Удаловой, Л.А. Метиевой,   использовались рекомендации и материалы Е.А. Стребелевой, Т.М. Головкиной.

Особые образовательные потребности детей с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование ребенка с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка; ведущих мотивов и потребностей; характера ведущей деятельности; социальной ситуации развития ребенка. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.

Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач, направленных на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала умственно отсталого ребёнка и формирование его позитивных качеств.

Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.

Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи.

Цель программы: достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

 Задачи рабочей программы:

- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

- развитие собственной активности ребенка;

- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

- формирование и развитие целенаправленных действий.

Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:

- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- формирование и развитие координации;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы:

Первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов.

Второе направление – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.

Формы и методы работы

При выборе методов и форм коррекционно-развивающей работы используется:

- наглядность;

- демонстрация;

- пояснение;

- наблюдение;

- ролевые игры;

- моделирование ситуаций;

- развивающие игры (настольные, подвижные);

- конструирование;

- свободное и тематическое рисование, графические задания.

Программный материал подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

В программе представлены коррекционные курсы:

  • сенсорное развитие;
  • предметно-практические действия.

Сенсорное развитие является основой становления всех видов детской деятельности и направлено на формирование у детей перцептивных действий (рассматривание, выслушивания, ощупывания). Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие внимания и памяти, развитие зрительного, слухового внимания и восприятия, развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.

Содержание коррекционно-педагогической работы по предметно-практическим действиям направлено на формирование игровой и продуктивных видов детской деятельности.

Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности ребенка и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях обязательно сопровождается речью учителя и обучающегося.

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий.

Общие сведения о ребенке

Ф.И.О.

Дата рождения:

Основные и сопутствующие заболевания:

Заключение ПМПК:

Условия реализации образовательного маршрута:

Срок обучения:

Сведения о семье:

Характеристика ребенка

Особенности деятельности:

Игровая деятельность:

Особенности познавательной сферы:

Особенности внимания: 

Особенности памяти: 

Особенности мышления: 

Обучаемость: 

Эмоционально-волевая сфера:

Развитие речи: 

Коррекционный курс «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»

Пояснительная записка

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Ребенок с интеллектуальными и множественными нарушениями в развитии наиболее чувствителен к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому правильный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать его дальнейшему психическому и физическому развитию.

Занятия по развитию сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения обучающегося.

Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающегося правильного представления об окружающей действительности, что помогает эффективной социализации в обществе.

Целью данного курса является   максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, обогащение чувственного опыта обучающегося в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Занятия  носят практическую направленность, связаны с другими учебными предметами.

Общая характеристика учебного курса

В программе выделены два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

Коррекционный курс «Сенсорное развитие» подразумевает решение следующих задач: развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки, пальчиковые игры и упражнения, двигательные минутки, танцевальные движения и др.

Используются специальные методы, приёмы и средства обучения, обеспечивающие сглаживание особенностей восприятия ребенка с нарушениями в развитии.

Основные методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские. На занятиях используются методы и приемы технологий обучения: здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная, индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку.

Коррекционный курс «Сенсорное развитие» предусматривает изучение следующих разделов: развитие моторики, графомоторных навыков; тактильно-двигательное восприятие; кинестетическое и кинетическое развитие; восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов; развитие зрительного восприятия; восприятие особых свойств предметов через развитие обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств; развитие слухового восприятия; восприятие пространства и времени.

Описание места коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Занятия по сенсорному развитию являются частью коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» и входят в учебный план основной образовательной программы  для учащихся 2 варианта обучения.

Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирования целостного образа предметов; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие вкусового восприятия.

Развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов деятельности и поведения.

Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий – 1 час в неделю,       часа в учебный год.  Из них по четвертям отводится:

в  I четверти -       ч.                                             в  III четверти -      ч.

в  II четверти -      ч.                                             в  IV четверти -      ч.

Планируемые результаты освоения программы по сенсорному развитию

В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких занятий. К концу учебного года обучащийся должен:

- выполнять действия по инструкции педагога, обращаться за помощью к педагогу;

- пользоваться письменными принадлежностями;

- сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

- различать основные цвета;

- группировать геометрические фигуры;

- составлять предмет из частей;

- определять на ощупь величину предмета;

- определять отличительные и общие признаки двух предметов (с помощью педагога);

- различать речевые и неречевые звуки;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле (с помощью педагога);

- определять части суток (день-ночь).

Способы и формы оценивания результатов прохождения программы

по сенсорному развитию

Курс имеет безотметочную  систему прохождения материала. Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.

По итогам освоения отраженных в программе задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций, учитываются затруднения обучающегося в освоении программы.

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающемуся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений учитывается  степень самостоятельности ребенка.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Содержание коррекционного курса по сенсорному развитию

Программно-методический материал включает следующие разделы: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие вкуса», добавлен раздел по развитию тактильно-двигательного восприятия, материал по развитию мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, восприятия пространства и времени.

        При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по  сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте. Различение основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов (развитие обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (сладкий, солёный). Запах приятный и неприятный.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Восприятие пространства и времени

Ориентировка на собственном теле. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ). Последовательность событий (смена времени суток – день-ночь).

         

Тематический план коррекционного курса «Сенсорное развитие»

№ п/п

Направления коррекции

Кол-во

час

Сроки

Основное

содержание работ

Виды деятельности

Результаты

Развитие моторики, графомоторных навыков

1

Обследование сенсорных процессов

1

Выполнение диагностических упражнений

Игровая, предметная (работа с предметами, карточками)

2

Развитие мелкой моторики пальцев рук

1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

Познавательная, практическая

3

Формирование навыков владения пишущим инструментом

1

Закрашивание контуров по трафарету фломастерами

Познавательная,  практическая (работа с фломастерами, трафаретами)

4

Развитие координации движений руки и глаза

1

Нанизывание бусин, шнуровка (присоединение деталей к целому)

Познавательная, игровая, практическая, предметная (работа с бусинами, со шнуровками)

5

Развитие координации движений руки и глаза

1

Выполнение практических действий с бумагой (сминание, разрывание, бросание бумажных шариков в коробку)

Игровая, предметно-практическая (работа с бумагой)

6

Развитие крупной моторики

1

Выполнение действий и движений по инструкции педагога, формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

Игровая

Тактильно-двигательное восприятие         

1

Упражнения на узнавание предметов на ощупь

1

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)

Познавательная, практическая, исследовательская (работа с предметами, мешочком, работа с пластилином и глиной)

2

Упражнения на узнавание на ощупь формы предметов

1

Определение на ощупь формы предметов (Дидактическая игра «Волшебный мешочек»)

Познавательная, практическая, исследовательская (работа с предметами, мешочком, геометрическим материалом)

3

Работа с материалами разными на ощупь

1

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние)

Игровая, практическая (работа с пластилином, глиной)

Кинестетическое и кинетическое развитие         

1

Упражнения на развитие общей моторики

1

Движения и позы  нижних и верхних конечностей (упражнения по инструкции педагога)

Познавательная, практическая (упражнения по инструкции педагога, имитация движений и поз – повадки животных, природных явлений)

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

1

Восприятие формы

1

Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)

Познавательная, предметная, практическая (работа с предметами)

2

Восприятие величины

1

Сравнение  предметов по высоте

Познавательная, предметная, практическая (работа с предметами – матрешками, пирамидками)

3

Формирование целостного образа предметов

1

Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале

Познавательная, игровая, предметная (работа с разрезными картинками, кубиками, мягкими пазлами)

4

Восприятие цвета

1

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий)

Познавательная, игровая (работа с предметами, картинками)

5

Восприятие цвета

1

Различение и обозначение основных цветов.

Познавательная, игровая, предметная (работа с предметами разного цвета; работа с игровым и раздаточным материалом)

Развитие зрительного восприятия

1

Развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов

1

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)

Познавательная, игровая, практическая (работа с рисунками, картинками)

2

Развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов

1

Различение силуэтных и контурных изображений предметов

Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками)

Восприятие особых свойств предметов

1

Опознание предметов по температурным характеристикам

1

Развитие осязания (температурные ощущения).        

Познавательная, исследовательская, предметная (работа с водой, предметами)

2

Группирование предметов по вкусовым характеристикам

1

Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое (соленое), сырое — вареное).

Познавательная, исследовательская, предметная (работа с предметами)

3

Опознание предметов по запаху

1

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений        

Познавательная, исследовательская, практическая (работа с предметами, запахами)

Развитие слухового восприятия         

1

Развитие слухового внимания, опознание предметов по звуковым характеристикам

1

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен)        

Игровая, практическая (работа с предметами, музыкальными инструментами)

2

Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам

1

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

Игровая, практическая, игровая (работа с предметами, музыкальными инструментами, аудиозаписями)

3

Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам

1

Различение по голосу (Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи»)

Познавательная, игровая (прослушивание аудиозаписей, работа с предметами)

Восприятие пространства

1

Восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве

1

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения (понятия «дальше — ближе»)

Игровая, практическая (работа с предметами)

2

Восприятие пространственных отношений и ориентировка на плоскости

1

Ориентировка на листе бумаги, расположение объемных предметов на плоскости листа (Дидактическая игра «Расположи предметы на листе бумаги по контурам»)

Познавательная, игровая (работа с предметами, бумагой; рисование на вертикальной поверхности)

Восприятие времени

1

Восприятие временных представлений

1

Сравнение изображений на картинках, восстановление порядка, обозначение определенным цветом времени суток (день-ночь)

Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, цветными фишками; рисование)

Коррекционный курс «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»

Пояснительная записка

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится в игровой форме с использованием разнообразных дидактических игр, практических упражнений. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным  и практическим материалом. Занятия  носят практическую направленность, связаны с учебными предметами, способствуют подготовке обучающегося к жизни в обществе.

Общая характеристика учебного курса

Коррекционный курс «Предметно-практические действия» направлен на обучение и развитие обучающегося, имеющего нарушения в развитии. Во время работы на занятиях предметно-практической деятельности весь материал дается в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Коррекционный курс «Предметно-практические действия» подразумевает решение следующих задач: 

  • освоение простых действий с предметами и материалами,
  • развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации,
  • следование определенному порядку при выполнении предметных действий.

В процессе обучения продуктивным видам деятельности обучающийся усваивает систему сенсорных эталонов, у него совершенствуются образные представления о предметах и явлениях окружающей действительности, укрепляются мышцы пальцев и кистей. На занятиях закладываются основы таких важных личностных черт и поведения как целенаправленность деятельности, умение выполнять задания по требованию педагога, подчинить свое поведение требованиям взрослого, формировать интерес к совместной деятельности, развиваются коммуникативные возможности, создаются условия для развития основных речевых функций.

Занятия по предметно-практическим действиям способствуют формированию мотивационной готовности к развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу).

Описание места коррекционного курса

Занятия по предметно-практическим действиям являются частью коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» и входят в учебный план основной образовательной программы для учащихся 2 варианта обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью от 20  минут в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Всего за учебный год -     ч. По четвертям это распределяется следующим образом:

в  I четверти -       ч.                                         в  III четверти -      ч.

в  II четверти -      ч.                                         в  IV четверти -      ч.

Планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач.

К концу учебного года обучающийся должен:

- выполнять на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами;

- рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- использовать в работе доступные материалы (пластилин, бумага);

- выполнять действия с материалами и предметами одной и двумя руками;

- фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога, на статичном и движущемся предмете и объекте;

- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

- сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

- выполнять сминание, разрывание, размазывание, пересыпание и переливание материала двумя руками;

- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;

- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- уметь погружать руки в сухой бассейн и доставать предметы;

- переливать воду, пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;

- уметь отбирать крупы (единичные представители круп);

- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и

т.д.);

- играть с конструктивными материалами;

- убирать рабочее место с помощью взрослого.

Предполагается, что после прохождения ребенком данной программы он должен научиться:  

  • пользоваться невербальными формами коммуникации;
  • использовать руку для решения коммуникативных задач;
  • пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;
  • проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками, предметами, материалами);
  • слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, стихам, потешкам, песенкам;
  • воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
  • выполнять действия по простым речевым инструкциям.
  • пользоваться невербальными формами коммуникации;
  • использовать руку для решения коммуникативных задач;
  • пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;
  • проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками, предметами, материалами);
  • слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, стихам, потешкам, песенкам;
  • воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
  • выполнять действия по простым речевым инструкциям.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

Содержание коррекционного курса по предметно-практическим действиям

В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание курса «Предметно-практические действия». Программа состоит из 2 разделов: «Действия с предметами», «Действия с материалами», куда входят следующие виды работ: «Работа с мозаикой», «Работа с пластичными материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с природными материалами». Содержание разделов отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности обучающихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, множественными нарушениями в развитии.

Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ.

Действия с материалами.

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в  разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).

Действия с предметами.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках,  детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).

Тематический план коррекционного курса «Предметно-практические действия»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Сроки

Основное

содержание работ

Виды деятельности

Результаты

Действия с предметами

1

Игры с Петрушкой.

1

Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога. Ожидание появления

предмета в определенном месте, прослеживание за движениями показываемого предмета. Захватывание, удержание, отпускание предмета  

Игровая, предметная (работа с ширмой, куклами, игры со звучащими предметами (поочередное извлечение звуков – «на» - «дай

мне» ), шариками, кубиками, мелкими игрушками, шишками и др.).

2

Игры с предметами.

1

Выбор одного предмета из кучи, разворачивание предмета, вынимание из корзины (коробки), складывание предметов в корзину (коробку), перекладывание предметов

Игровая, предметная, практическая  (работа с шариками, крупными игрушками)

3

Нанизывание предметов на стержень.

1

Нанизывание предметов на стержень (нить).

Игровая, практическая, предметная (работа с шарами, кольцами, крупными и мелкими бусинами и др.)

4

Игры с пирамидкой.

1

Нанизывание предметов

 на стержень.

Игровая, познавательная, практическая (работа с пирамидкой, предметами)

5

Игры с мозаикой.

1

  Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.).

Игровая, познавательная, предметная, практическая (работа с мозаикой, стаканчиками, вкладышами)

6

Игры с игрушками.

1

Действия с механическими игрушками. Нажимание на предмет всей кистью (пальцем). Узнавание знакомых предметов, нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых.

Игровая, предметная (работа с крупными и мелкими игрушками; механическими игрушками – заводить и ловить игрушку)

7

Игры со звучащими предметами.

1

Встряхивание предмета, издающего звук,  сжимание предмета двумя руками (одной рукой, пальцами).

Игровая, предметная, практическая (работа с бутылочками с бусинками или крупой;  работа со звучащими игрушками из разных материалов, прищепками, губками)

8

Действия с крупными предметами.

1

Толкание предмета от себя и притягивание предмета к себе.

Игровая, предметная, практическая (работа с крупными предметами - игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.).

9

Игры с мелкими предметами, конструктором

1

Выполнение действий с предметами, вращение предмета, складывание и доставание мелких игрушек из баночек

Предметная, игровая, практическая (работа с завинчивающимися крышками на банках, бутылках,  деталями конструктора с болтами и гайками и др.).

10

Игры с кубиками.

1

Складывание из кубиков башен разной  высоты, выполнение построек с помощью кубиков  

Предметная, игровая, практическая (работа с кубиками разного размера)

11

Веселые ладошки.

1

Упражнения на развитие мелкой моторики, выполнение подражательных движений рук («Мельница», «Замочек», «Топор»)

Игровая, познавательная, практическая (выполнение упражнений для рук и пальчиков; рисование ладошками; работа с «сухим» бассейном)

12

Делай, как я.

1

Выполнение подражательных действий со сменой

вида движений: стучим — прячем.

Игровая, практическая (игры с мелкими предметами)

13

Магазин игрушек.

1

Узнавание, нахождение предмета из 2-3 предметов, соотнесение предмета с картинкой

Игровая, познавательная, практическая (работа с крупными игрушками, картинками)

14

Спрятанные вещи.

1

Поиск знакомой игрушки в пространстве кабинета, нахождение собственных вещей в окружающем пространстве, нахождение предметов по картинке

Познавательная, игровая, практическая (работа с крупными и мелкими игрушками, предметами, картинками)

15

Игры с цветными шариками

1

Узнавание предметов по цвету, нахождение шарика такого же цвета, раскладывание предметов в коробки, ведерки,

стаканы соответствующего цвета

Игровая, познавательная, практическая (работа с цветными шариками, предметами)

16

Игры с прищепками.

1

Выполнение сжимания предмета, чередование предметов по цвету, размеру (игра «Большая стирка»)

Познавательная, игровая, практическая (работа с прищепками, шаблонами, цветными платочками разного цвета и размера)

17

Дорожка для зайки.

1

Выкладывание дорожек из брусков, полосок разного цвета и длины

        

Познавательная, игровая, практическая (работа с брусками разной длины, цветными полосками, лентами, палочками)

18

Веселые картинки.

1

Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 2—3 частей.

Познавательная, игровая, практическая (работа с разрезными картинками, мягкими пазлами, вкладышами)

Действия с материалами

1

Игры с бумагой.

1

Сминание материала двумя руками (одной рукой, пальцами), скатывание шариков

Практическая, игровая (работа с салфетками, туалетной бумагой, бумажными полотенцами, газетой, цветной бумагой,  калькой и др.)

2

Действия с различными материалами.

2

Разрывание материала двумя руками, направляя руки в  разные стороны; двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя.

Практическая, игровая (работа с бумагой, ватой, природным материалом)

3

Игры с крупой.

2

Пересыпание материала одной, двумя руками, с использованием инструмента

Практическая, игровая (работа с сыпучими материалами (крупа, песок, земля, мелкие предметы) и инструментами (лопатка, стаканчик и др.))

4

Игры с водой и мыльными пузырями.

1

Переливание материала (вода) двумя руками  с использованием инструмента

Игровая,  практическая (работа с водой, мыльными пузырями, инструментами -стаканчик, ложка и др.)

5

Игры со шнуром.

1

Наматывание материала, притягивание игрушки за веревку, выполнение простой шнуровки

Практическая, игровая (работа с бельевой веревкой, шпагатом, шерстяными нитками, шнуром, мелкими предметами)

6

Работа с пластичными материалами.

1

Выполнение действий с пластичными материалами двумя руками (одной рукой) (раскатывания, разминания, разрывания, сплющивания)

Практическая, игровая (работа с пластичными материалами - тесто, пластилин, глина, пластичная масса)

7

Встречаем гостей

2

Формование пластичных

материалов различными формами.

Практическая, игровая (работа с пластилином, формочками, инструментами)

8

Угощение для птиц

1

Отщипывание пальцами кусочков пластилина и

скатывание мелких шариков.

Практическая, игровая (лепка мелких

шарообразных предметов из теста и пластилина:

ягоды, бусы, конфеты)

9

Пластилиновые картинки

1

Растягивание и размазывание пальцами пластилина по поверхности

Практическая, игровая (работа с пластилином)

10

Изготовление пластилиновых игрушек

1

Использование  различных способов лепки при изготовлении игрушек

Практическая, игровая (работа с пластилином, природным материалом)

Программа сотрудничества с семьей

Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1. Консультативно-рекомендательная.

2. Лекционно-просветительская.

3. Организация круглых столов.

4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

5. Проведение практических занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).

Задачи

Возможные мероприятия

Психологическая поддержка семьи

коррекционные занятия,

индивидуальные консультации с психологом

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

индивидуальные консультации родителей со специалистами,

тематические семинары

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией;

убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка;

посещение родителями уроков/занятий в организации

Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией;

консультирование;

посещение родителями уроков/занятий в организации

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

ведение дневника наблюдений (краткие записи);

информирование электронными средствами;

встречи, беседы;

просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком;

проведение открытых уроков/занятий

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

привлечение родителей к проведению мероприятий (выставки, конкурсы, праздники);

поощрение активных родителей.

Методическое и материально-техническое обеспечение коррекционных курсов

Используемая литература:

  1. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль, 2012.
  2. Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида» [Электронный ресурс]/ Т.М.  Головкина//http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html 
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. – М., «Просвещение», 2011.
  4. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М., 2013.
  5. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
  6. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Книголюб, 2007.
  7. Метиева,  Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида [Электронный ресурс]/Л.А.Метиева,Э.Я.Удалова.http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html
  8. Модифицированная программа «Игра, игротерапия» (1-4 классы) составлена Маслич Ириной Петровной на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин,  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009г.
  9. Программа курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и  сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
  10. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск, 2012.
  11. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл», 2014.
  12. Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте  5-6 лет / Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2001.

Учебно – практическое оборудование:

Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, дидактические игры и пособия:

- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);

- игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;

- разнообразный арсенал техники арт- и музыкотерапии (различные куклы, сюжетные игрушки; игрушки, имитирующие реальные предметы; игровой материал);

- иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);

- наглядно-графические модели (схемы, карты, контурные образцы, чертежи);

-  материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий);

- музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные и видеофизминутки;

- презентации по темам, развивающие видеозанятия;

- компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.

Игры и игрушки:

- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

- пазлы-вкладыши;

- мозаики;

- деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы);

- сухой бассейн;

- игрушки разных размеров;

- шнуровки;

- разноцветные шарики и моточки;

- пирамидки разные по величине, высоте;

- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);

- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);

- предметы для вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.;

- звучащие предметы для встряхивания;

- разборные игрушки;

- музыкальные инструменты (бубен, погремушки, барабан, колокольчик, металлофон и др.);

- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

- игрушки (мягкие, пластмассовые, резиновые, деревянные, механические);

- мешочки из ткани;

- прищепки;

- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);

- цветные карандаши, краски и разнообразное оборудование для рисования;

- листы бумаги;

- объемные геометрические формы (куб, шар, конус, цилиндр);

- пластичные материалы (тесто, пластилин, глина, пластичная масса);

- материалы для пересыпания (крупа, песок);

- инструменты для работы с пластичным и сыпучим материалом (клеенки, чашки, стаканчики, баночки, ложки, лопатки, стеки, пластмассовые контейнера, формочки).

Мониторинг

Система оценки достижения обучающимся с умственной отсталостью (2 вариант) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы

Содержание

1 полугодие

2  полугодие

Сенсорное развитие

- различение свойств и качеств предметов

- доставание предметов из «волшебного» мешочка по тактильному образцу

- складывание разрезной картинки

- собирание пирамидки

- группирование предметов по заданному признаку

- использование метода проб

- опознание предметов по температурным состояниям или вкусу, запаху

- различение звучаний музыкальных инструментов, явлений

- выполнение задания по речевой инструкции

- выполнение пальчиковых упражнений

- ориентировка в пространстве, на столе или листе

Содержание

1 полугодие

2  полугодие

Предметно-практические  действия

- сминание, разрывание, размазывание, пересыпание и переливание материала

- складывание и перекладывание предметов из одной ёмкости в другую

- вставление предметов в отверстия

- выполнение действий с пластичными материалами

- нанизывание предметов  на стержень

- выполнение действий с материалами и предметами одной и двумя руками

- действия с крупными предметами

- действия с мелкими предметами

- уборка рабочего места

 Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие. 

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

_

2. Активное участие. 

действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

П

- с частичной помощью взрослого

ЧП

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

И

- по подражанию или по образцу

О

- полностью самостоятельно

+

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

пп

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

п

- самостоятельное использование

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (2 класс) разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального...

Рабочая программа коррекционного курса "Первый раз в пятый класс" для обучающихся 5 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Первый раз в пятый класс» (для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМП...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .

     Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...

Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 3 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями в развитии

Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения учащегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту на домашнем обучении....

Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 4 класса (II вариант) с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями в развитии

Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения обучающегося с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающимся по 2 варианту на домашнем обучен...

Рабочая программа коррекционных курсов для обучающегося 5 класса (II вариант) с умственной отсталостью

Рабочая программа предназначена для индивидуального обучения обучающегося 5 класса с выраженной умственной отсталостью по 2 варианту на домашнем обучении....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2) 5-9 класс

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...