Использование элементов мнемотехники при заучивании стихотворения С.Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч». Образование и практическое употребление предлогов по демонстрации действий.
план-конспект
Концепция использования интернет-ресурса:
Идея создания данного материала возникла исходя из особенностей, которые наблюдаются у детей, имеющих тяжёлые нарушения в развитии речи. Низкая речевая активность, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления, несформированность слухо-речевой памяти, нарушения в образовании и практическом употреблении предлогов – лишь некоторые из них. Данная электронная игра создана, как некоторый этап в коррекции вышеперечисленных нарушений. Здесь я использовала приём мнемотехники, который максимально эффективен при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. Мнемотехника - это специально разработанные приёмы и способы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Он включает кодирование элементов информации в зрительные образы, собственно сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление информации в мозге. Работу по образованию и практическому употреблению предлогов, я провожу с детьми, применяя демонстрацию действий, что отражено в данном материале. Кроме того использование компьютерных электронных игр в коррекционном процессе несомненно повышает мотивацию детей к познанию и восприятию информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 26.72 КБ |
myach_zhukova_yu.a.pptx | 1.64 МБ |
prilozhenie_1._uklady_ch-s.pdf | 249.3 КБ |
prilozhenie_2.docx | 66.66 КБ |
prilozhenie_3.docx | 10.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция использования интернет-ресурса:
Идея создания данного материала возникла исходя из особенностей, которые наблюдаются у детей, имеющих тяжёлые нарушения в развитии речи. Низкая речевая активность, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления, несформированность слухо-речевой памяти, нарушения в образовании и практическом употреблении предлогов – лишь некоторые из них. Данная электронная игра создана, как некоторый этап в коррекции вышеперечисленных нарушений. Здесь я использовала приём мнемотехники, который максимально эффективен при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. Мнемотехника - это специально разработанные приёмы и способы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Он включает кодирование элементов информации в зрительные образы, собственно сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление информации в мозге. Работу по образованию и практическому употреблению предлогов, я провожу с детьми, применяя демонстрацию действий, что отражено в данном материале. Кроме того использование компьютерных электронных игр в коррекционном процессе несомненно повышает мотивацию детей к познанию и восприятию информации.
Название работы:
Использование элементов мнемотехники при заучивании стихотворения С.Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч». Образование и практическое употребление предлогов по демонстрации действий.
Автор:
Жукова Юлия Александровна (lukochkka1976@mail.ru)
Место работы:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №2 г. Сосновоборск»
Предмет:
Фронтальная коррекционная работа логопеда.
Тема:
Фронтальное логопедическое занятие по дифференциации звуков [ч]-[с`]. Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч». Работа с предлогами.
Продолжительность: 30 минут
Возраст детей: 6-7 лет.
Технологии:
Презентация Microsoft Offise PowerPoint 97-2003.
Интернет-ресурсы (яндекс-картинки):
Текст работы:
Тема: Дифференциация звуков [ч]-[с`]. Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч». Работа с предлогами.
Задачи:
Образовательные:
закреплять знания о речевых звуках;
закреплять умение дифференцировать на слух и в произношении звуки [ч]-[с`] через акустико-артикуляторные характеристики;
учить чётко, разграничивать звуки [ч]-[с`] в любых ситуациях речи;
учить выделять данные звуки в словах сложной звуко-слоговой структуры, а также в тексте стихотворения;
развивать фонематический слух;
учить запоминать, сохранять и воспроизводить полученную информацию;
развивать умение употреблять простые и сложные предлоги в речи;
закреплять умение составлять сложные предложения;
Воспитательные:
воспитывать коммуникативные качества; интерес к правильному восприятию речевых звуков; повышать речевую активность и мотивацию детей к познанию;
Коррекционно-развивающие:
развивать зрительное и слуховое внимание, память, воображение, связную речь, произвольность и самоконтроль.
Оборудование: предметные картинки на звуки [ч] и [с`], сюжетные картинки, обозначающие лиц по их занятиям (из пособия Филичевой Т.Б, Каше Г.А. – серия III и VIII), наборы для составления схем, электронная презентация для заучивания стихотворения С.Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч» с включением игры на употребление предлогов, картинки-схемы для сравнения артикуляционных укладов звуков [ч] и [с`], мяч, телевизор, ноутбук.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед:
Сядет тот, кто назовёт слово, которое начинается на звук [ч] и сосчитает, сколько слогов в этом слове.
Дети по очереди придумывают слова на звук [ч] и делят это слово на слоги (че-ре-па-ха – в слове черепаха четыре слога; ча-сы – в слове часы два слога; и т.д.)
- Сообщение темы занятия.
Логопед:
Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [ч] и [с`].
- Произношение и сопоставление артикуляционных укладов звуков [ч] и [с`] при помощи картинок-схем (опора на зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы) (Приложение 1).
Логопед: Давай сравним наши звуки, где прячется наш язычок когда произносит звук [с`]?
Давайте поработаем нашим маленьким насосиком: с`- с`- с`- с`- с`.
Ваня, что делают наши губки? (улыбаются)
Даша, где находится язычок, когда мы произносим звук [с`]? (за нижними зубами).
Давай потрогаем ветерок, какой он? (холодный).
А теперь вспомним кузнечика: ч-ч-ч-ч-ч-ч
Влада,что делают наши губки? (они похожи на бублик или круг)
Матвей, где находится язычок, когда мы произносим звук [ч]? (за верхними зубами).
Давай потрогаем ветерок, какой он сейчас? (горячий).
Скажите, а ветерок постоянно дует или прерывисто?
Молодцы! Что помогло вам справиться с этим заданием?
Вывод детей: В образовании этих звуков участвуют зубы, губы, язычок и ветерок (воздушная струя). При помощи них можно понять, что эти звуки разные.
- Воспроизведение слоговых рядов – игра «Эхо» [3, с. 23].
Логопед:
Закройте ваши глазки и включите ушки, кого поглажу по голове, тот моё эхо.
Воспроизводятся слоги, которые ребёнок повторяет за логопедом в той же последовательности.
ча-ча-ся-ся се-че-се-че чу-чу-чу-сю си-си-чи-чи и т.д.
- Различение звуков [ч] и [с`] на слух и в произношении – игра «Поймай звук» [3, с. 23].
Логопед: я назову слоги, а вы хлопните в ладоши, если услышите слог со звуком [ч].
Ча, ось, чи, ти, сти, оч, чти, и т.д.
Дети «ловят» слоги со звуком [ч].
Логопед: я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово со звуком [с`].
Человек, черёмуха, середина, пасека, чайка, сено, василёк, и т.д.
Дети «ловят» слова со звуком [с`].
- Преобразование слогов – игра «Наоборот» с мячом [3, с. 24].
Логопед: я кину мяч и назову слоги со звуком [ч], кому попадёт мяч, тот скажет так же, но со звуком [с`]. Например, если я говорю: че-че-че, то вы мне говорите се-се-се.
ча-ча-ча – (ся-ся-ся) чё-чё-чё – (сё-сё-сё) чу-чу-чу – (сю-сю-сю) и т.д.
Молодцы! Что помогло нам поиграть в эту игру? (мяч).
- Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч». Выделение слов со звуками [ч] и [с`] из текста.
Логопед: я предлагаю вам сейчас послушать стихотворение С.Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч». Слушайте внимательно, постарайтесь услышать в нём слова, в которых есть звуки [ч] или [с`].
Чтение стихотворения логопедом (демонстрируя мяч).
Логопед: какие слова со звуками [ч] или [с`] вы услышали?
1 ребёнок: мяч – в этом слове звук [ч].
2 ребёнок: весёлый – в этом слове есть звук [с`], и т.д.
Логопед: давайте присядем и попробуем выучить это стихотворение. Поможет нам в этом наш волшебный телевизор.
Включается презентация для заучивания стихотворения (Презентация 1).
Первая часть презентации демонстрируется неоднократно (3-4 раза). При этом используются различные приёмы для заучивания. При первой демонстрации используется отражённая речь, при второй и последующих приём договаривания текста детьми. Заучивание стихотворения логопед проводит исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при этом делает упор на контроль произношения звуков.
Логопед: Молодцы! Про что это стихотворение? (про мяч).
- Закрепление употребления предлогов – игра «Где мяч?».
Логопед: А давайте мы с вами поиграем в игру с маленькими словечками, которые помогают нам понять где находится предмет.
Артём, ты помнишь, как мы обозначаем эти словечки, когда выкладываем схему предложений? (Мы их обозначаем треугольниками).
Логопед: Правильно! А поможет нам поиграть в эту игру волшебный телевизор.
Демонстрируется вторая часть презентации – игра «Где мяч?» (Презентация 1).
Логопед: Даша, где лежит мяч? (Мяч лежит под столом.)
Вика, где сейчас мяч? (Мяч лежит на столе.)
Матвей, где мяч? (Мяч справа от стола.), и т.д.
Если ребёнок затрудняется, то логопед задаёт наводящие вопросы.
Молодцы! Мы хорошо поиграли!
- Составление схемы слова. Работа со схемой (Приложение 3).
Логопед: Ой, посмотрите, а здесь ещё какой-то мяч. Скажите, а этим мячом можно играть?
Дети: Нет! Это не мяч, а часы.
Логопед: Мяч нужен для игры, а часы нам нужны для того, чтобы ….
Дети: Узнавать сколько время.
Логопед: А вы знаете, что часы бывают разных размеров. Если часы маленькие, то их можно назвать ласково.
Дети: Часики.
Логопед: Пройдите к своим столам и составьте из букв слово часики.
Обозначайте звуки в этом слове.
Ваня, сколько в этом слове букв? (6 Букв)
Герман, назови первый звук в этом слове. Каким цветом ты его обозначил? Почему? ([ч]. Я обозначил его зелёным цветом потому, что он всегда мягкий).
Андрей, назови все гласные звуки в слове часики ([а] [и] [и]).
Вика, назови все согласные звуки в этом слове. Каким цветом ты их обозначила? Почему? ([ч] [с`] [к`], Я обозначила их зелёным цветом потому, что они все мягкие согласные звуки).
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
- Физминутка.
Логопед: Пока мы с вами выполняли задания, наш мяч лежал и скучал. Пойдёмте с ним поиграем. Вставайте в круг. Я буду кидать вам мяч, к кому он попадёт, тот изобразит любую букву.
- Вике мяч я подарила – она нам букву изобразила.
Угадайте, какую букву изобразила Вика?
- Даше мяч я подарила – она нам букву изобразила.
Далее все дети изображают буквы, используя «Азбуку телодвижений», которую они освоили ранее (Приложение 2).
- Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям – игра «Назови, кто это?» [3, с. 24]:
Логопед: Я показываю вам картинки и говорю, что делает этот человек, а вы мне назовёте его профессию (демонстрация сюжетных картинок, обозначающих лиц по их занятиям из пособия Филичевой Т.Б, Каше Г.А – серия III и VIII).
играет на скрипке – (скрипач) играет в шахматы – (шахматист)
играет в хоккей – (хоккеист) играет в теннис – (теннисист)
играет в баскетбол – (баскетболист) ездит на велосипеде – (велосипедист) и т.д.
- Упражнение в словообразовании сложноподчинённых предложений – игра «Скажи дальше» [3, с. 25]:
Логопед: Я буду говорить вам начало предложения, а вы договорите его дальше Чтобы научиться читать, нужно…
Чтобы стать хорошим футболистом, нужно…
Чтобы беседовать с иностранцами, нужно…
Чтобы научиться писать, нужно…
Чтобы стать хорошим скрипачом, нужно…
Молодцы! Вы очень много знаете.
- Итог занятия.
Повторение и сопоставление звуков [ч] и [с`] при помощи картинок-схем (опора на зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы) (Приложение 1).
.
Используемые источники:
- Картинки-схемы для дифференциации звуков
- Азбука телодвижений (картинки для изображения букв)
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. III период. Пособие для логопедов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
15 15 15
Игра «Где мяч?»
Мяч лежит под столом.
Мяч лежит на столе.
Мяч лежит справа от стола.
Мяч лежит слева от стола.
Мяч пролетел над столом.
Мяч выкатился из-под стола.
Мяч закатился под стол.
Мяч лежит между столами.
Мяч ударился об стол.
Мяч слетел со стола.
Мяч перелетел через стол.
Используемые ресурсы: Текст стихотворения С.Я. Маршака « М ой весёлый звонкий м яч » Интернет-ресурсы (поисковая система ЯНДЕКС картинки ) https://yandex.ru/images/? clid=9403&redircnt=1430283510.1&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1281-wh-940-pd-1-wp-5x4_1280x1024
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Использование приемов мнемотехники при разучивание стихотворений".
Описание этапов работы. Примеры речевого материала....
Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
Мнемотехника...
Мнемотехника при заучивании стихотворений
Мнемотаблицы в заучивании....
Статья "Мнемотехника при заучивании стихотворений"
Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или п...
Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Особенно важно развивать наглядно-образное мышлени...
Статья "Использование элементов мнемотехники на уроках иностранного языка"
В статье я коротко рассказываю, как я пытаюсь облегчить обучающимся заучивание лексики на уроках английского и немецкого языка. для этого я использую систему Эйдос из мнемотехники. При таком введении ...
Использование элементов мнемотехники на логопедических занятиях в развитии связной речи обучающихся с умственной отсталостью
Мнемотехника в развитии связной речи обучающихся с ОВЗ...