Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений
презентация к уроку
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление. Главное, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Мнемотехника способствует развитию памяти: слуховой, зрительной, образной. Уровень связной речи является важным показателем готовности детей к школе. Дети учатся понимать символы, схемы в окружающем мире с которыми сталкиваются каждый день.
Что же такое мнемотехника? В переводе с греческого это искусство запоминания или по другому – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Почему именно мнемотехника? При заучивании стихотворений с детьми мы зачастую сталкиваемся с такими трудностями, ка: потеря, искажение смысла стихотворения; изменение порядка слов, что нарушает художественную форму; длительность процесса заучивания (запоминания); в результате которого, теряется интонационная выразительность. Всё это снижает интерес у детей. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Вот задачи, которые мы ставим перед собой, применяя метод мнемотехники.
- Развитие умения преобразовывать образы в символы.
- Развитие зрительной, слуховой, ассоциативной памяти.
- Развитие внимания.
- Развитие образного мышления.
- Развитие воображения.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок. Работая с детьми, у которых серьезные проблемы с речью, сложные речевые диагнозы, я для себя поставила задачи, что практически любой ребенок должен чему-то научиться. Как же этого достичь? Это - вызвать интерес к стихотворению, помочь понять содержание, обеспечить запоминание, научить выразительному чтению.
Эти задачи можно выполнить, заучивая стихотворения, составляя рассказы по мнемосхемам, таблицам, рисункам и презентациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_pri_zauchivanii_stihotvoreniy.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мнемотехника Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Задачи Развитие умения преобразовывать образы в символы. Развитие зрительной, слуховой, ассоциативной памяти. Развитие внимания. Развитие образного мышления. Развитие воображения.
Мнемоквадрат - это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией
Мнемодорожка Вид мнемосхем, которые выстаиваются в линию Травка зеленая, солнышко веселое, птицы прилетели, громко запели.
Мнемотаблица Мнемотаблица - э то схема, в которую заложена определенная информация
Мнемотехника, последовательность работы Подбор стихотворения Выразительное чтение стихотворения педагогом Беседа по содержанию и кодирование информации, т.е. преобразование в символы Перекодирование символов в образы Самостоятельное чтение
Младший возраст Используются цветные изображения Чаще используются мнемодорожки Предлагаются готовые схемы или п редлагаются готовые презентации
Средний возраст Постепенный переход к мнемодорожкам , мнемотаблицам ; Увеличение мнемосхем до 7-9; Предлагаются готовые мнемотаблицы .
Старший возраст схемы желательно рисовать в одном цвете
Пересказ сказки Для детей 4-х летнего возраста рекомендуется давать цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная .
Составление рассказа
Описательные рассказы по лексическим темам
Результаты расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек , скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Использование приемов мнемотехники при разучивание стихотворений".
Описание этапов работы. Примеры речевого материала....
«Использование приемов мнемотехники на уроках трудового обучения со слепыми и слабовидящими учащимися»
«Использование приемов мнемотехники на уроках трудового обучения со слепыми и слабовидящими учащимися@ Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, ...
Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
Мнемотехника...
Использование приемов мнемотехники, игровых приемов и приемов психологии на уроках русского языка
Являясь учителем открытой школы, чаще всего работаю с учащими с низким уровнем базовых знаний, слабой мотивацией. Поэтому на практике применяю приемы и использую материалы, которые позволяют учащимся ...
Мнемотехника при заучивании стихотворений
Мнемотаблицы в заучивании....
Использование элементов мнемотехники при заучивании стихотворения С.Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч». Образование и практическое употребление предлогов по демонстрации действий.
Концепция использования интернет-ресурса: Идея создания данного материала возникла исходя из особенностей, которые наблюдаются у детей, имеющих тяжёлые нарушения в развитии речи. Низкая речевая а...
Статья "Мнемотехника при заучивании стихотворений"
Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или п...