Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
материал на тему
Мнемотехника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehniki_pri_zauchivanii_stihotvoreniy_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
Не каждый ребенок с удовольствием учит и потом декламирует стихи перед аудиторией. Причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг ребёнка просто пытается защититься от информационной перегрузки.
Если ребёнок отказывается учить стихотворение, надо успокоить его, предложив не учить стихотворение, я просто «нарисовать его».
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания мира. Картинный фон, который наблюдает ребёнок одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.
Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, мы активно используем опорные схемы и таблицы, т.е. применяем метод наглядного моделирования, или мнемотехники. Использование опорных рисунков превращает обычное занятие в игру.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных зрительных ассоциаций, обеспечивает сохранение и воспроизведение информации, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры.
Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности: развивает все компоненты устной речи, способствует развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, воображения; стимулирует развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста.
Варианты мнемотехники: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Мнемоквадрат - это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Мнемодорожка - это последовательное изображение нескольких квадратов с символами. Происходит поэтапное кодирование сочетаний слов, запоминание и воспроизведение предложений. Затем мы переходим к мнемотаблицам. Цвет предметов в мнемотаблицах может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать чёрно-белые мнемотаблицы.
Мнемотаблица - это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация.
На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних этапах обучения дети заполняют её самостоятельно. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также, как его завершить.
Этапы работы над стихотворением:
Педагог выразительно читает стихотворение и сообщает, что это стихотворение ребенок должен будет выучить наизусть. Важна установка на запоминание, мотивация детей. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст. Разбиваем заданное стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.
Затем педагог еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу, задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
Затем читаем отдельно каждый блок стихотворения. Ребенок повторяет его с опорой на мнемотаблицу.
После этого надо попросить ребенка рассказать стихотворение, используя эти ассоциации, то есть нарисованные картинки в мнемотаблице.
Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.
Этапы работа с мнемотаблицей
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование информации из абстрактных символов в наглядные образы.
Этап 2. После осуществляется чтение стихотворения с опорой на символы.
Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от сложности и размера текста, от возраста и уровня развития детей. Рекомендуется следующие размеры таблиц: для младших дошкольников от 4 до 6 клеток, для старших- 9 клеток. Изображения должны быть хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщённый образ предмета (который обсуждался с детьми заранее).
Заучивание стихов в старшей группе – это заучивание по предлагаемому образцу таблицы. В подготовительной группе - разбор литературного произведения с участием детей (дети сами предлагают символы для зашифровки литературных строк).
В результате работы у детей расширяется кругозор, появляется интерес к заучиванию стихов, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; активизируется самостоятельная речевая деятельность; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими органическое поражение центральной нервной системы (статья).
В регионах России в последние годы развивается сеть реабилитационных центров. Для максимально возможных положительных результатов в этих учреждениях большое внимание необходимо уделять коррекционно-пе...
Использование национально-культурного компонента в образовательной деятельности по изучению татарского языка детьми дошкольного возраста.
Чтобы человеку остаться человеком, личностью, ему необходимо помнить свои корни. Войти в общечеловеческую культуру, минуя национальное, невозможно. Каждый народ остается сам собою до тех пор, пока сох...
Использование здоровьесберегающих методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста
Современная социально-экономическая ситуация ставит перед отечественными учеными и обществом немало сложных проблем. Медицинские, психолого-педагогические и социологические исследования подтверж...
Календарно-тематическое планирование занятий с детьми дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью по ознакомлению с окружающим
Данное календарно-тематическое планирование составленно для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста находящихся на индивидуально-дифференцированом обучении, проживающ...
Применение дидактических игр о спорте в работе с детьми дошкольного возраста.
Знания о спорте и физической культуре, представленные в доступной форме, значительно расширяют кругозор ребёнка....
Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей...
Консультация для педагогов «Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФОП дошкольного образования»
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Одна из основных задач в дошкольном учрежден...