Статья "Мнемотехника при заучивании стихотворений"
статья

Ильина Наталья Михайловна

Мнемотаблицы  эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном  графическом  воспроизведении текста. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mnemotehnika._publikatsiya.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника при заучивании стихотворений.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей.

По данным исследований педагогов дошкольного образования, психологов, учителей-логопедов процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся высоким, поэтому речевое развитие детей с ОВЗ требует особого внимания.

Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например, звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) решают мыслительные задачи с помощью внешних средств, наглядный материал они усваивают лучше вербального, испытывают особые затруднения в усвоении заданий по развитию речи. В связи с этим для обучения их рассказыванию наиболее эффективна мнемотехника.

 Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание текстов, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи. Это графическое или частично графическое изображение персонажей, явлений, действий. Главное –все изображенное должно быть понятно детям. Мнемотехника может быть использована в работе над всеми видами связного высказывания детей с ОНР.

Для развития звукопроизношения детей, большая роль отводится заучиванию стихотворений.

Учитель-логопед строит работу над заучиванием стихотворения поэтапно:

1.Педагог выразительно читает стихотворение.

2.Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3.Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Заучивание стихотворений активно используется учителями-логопедами в работе нашего детского сада по преодолению речевого недоразвития у детей с ОНР, у воспитанников недостаточны знания об окружающем мире, ограничен кругозор, они плохо запоминают стихотворные тексты. Поэтому мы разработали и апробировали многофункциональное дидактическое пособие по автоматизации и дифференциации звуков. Для этого мы обратились к мнемотехнике. Мы используем авторские тексты, стихи. Для расширения активного и пассивного словаря включили в тексты опорные рисунки, планы и условные обозначения, а также различные знаки: упрощенные фигурки, геометрические фигуры, точки, буквы, цифры, стрелки и т.д., что позволяет упростить процесс заучивания, сделать его увлекательным. Сотворчество учителя-логопеда и детей при создании мнемотаблиц на определённый текст, активное обсуждение и выбор схематичного изображения позволяет включать в деятельность даже застенчивых, тревожных детей и добиваться высокого речевого взаимодействия. Использование мнемотаблиц совершенствует процесс запоминание и усвоение текстов, позволяет включать не только слуховые, зрительные анализаторы, активизирует высшие психические функции (внимание, мышление, воображение). При активном использовании мнемотаблиц дошкольники легко вспоминают текст, представляя зрительный образ зашифрованного слова.

Авторские тексты на автоматизацию и дифференциацию звуков.

1. Звук [ш]:                                                        2. Звук [ль]

У бабушки Даши                                                 Похлебка с лепешкой,

В плетеном лукошке                                                Обед для Алёшки,

Вишневые пышки,                                                А пышки с малиной

Ржаные лепешки                                                Обед для Полины.

В чугунном горшочке

Пшенная каша,

Какая хорошая бабушка наша!

3. Звук [ль]                                4. Звуки [с]-[ш]

Мы стучали клюшками                Веселое солнышко светит с небес,

На хоккейном поле,                        Листвой шелестит пробудившийся лес

Пили чай с лепешками                Мальчишка спешит, запыхавшись, домой

У бабули Оли.                                Несет он для мамы подснежник лесной.

Разработанные совместно с воспитанниками мнемотаблицы предлагаются детям для самостоятельного закрепления в семье и в детском саду. Дети с удовольствием включаются в игры с мнемотаблицами.

Отработанные в совместной деятельности мнемотаблицы размещаются в книжном и родительском уголках, что позволяет привлечь внимание родителей к деятельности ребёнка, оценить положительные изменения в его речевом развитии, создаёт для него «ситуацию успеха».

Использование авторских стихотворений, загадок с яркими мнемотаблицами, повышает у дошкольников с ОНР интерес к печатному слову, позволяет оптимизировать звукопроизношение, закрепить лексико-грамматические навыки, улучшить технику речи: дикцию, смысловые ударения, темп, интонацию.

Таким образом, овладение приёмами работы с мнемотаблицами и активное их использование позволяет ускорить процесс автоматизации, дифференциации звуков детей дошкольного возраста. Мнемотехника повышает эффективность коррекционно-воспитательного процесса и при грамотном руководстве учителя-логопеда запоминание стихотворений для детей становится интересным, легким, творческим.

Список литературы

1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Санкт-Петербург, 2005 год.

2. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115

3. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009

4. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / журнал «Ребёнок в детском саду» №2/ 2004 год, с.59-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по заучиванию стихотворения

Памятка поможет ученику быстро и качественно выучить стихотворение наизусть....

Заучивание стихотворения с помощью зрительных опор

Текст стихотворения Е.Благининой "Улетают, улетели..." с мнемоподсказками-картинками. Материал может быть использован в логопедической работе по лексической теме "Осень. Перелетные птицы". Изображения...

Как преодолеть трудности в заучивании стихотворений

В  статье  рассказывается, о том что делать, если Ваш ребёнок не может выучить стихотворение....

Влияние заучивания стихотворений на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка

Заучивание стихов – это своеобразная, и очень  интенсивная, полезная гимнастика для мозга, развивающая память, внимание. Заучивание стихотворений активизирует и стимулирует сразу несколько важны...

Мастер-класс «Методы заучивания стихотворений с дошкольниками»

Привлечение внимание педагогов  к проблеме заучивания стихотворений,  раскрытие сущности выразительного чтения....

Технология заучивания стихотворения с детьми с недостатками интеллекта

В данной статье используется приёмы: построчной кодировки стихотворения,  декодирования, многократное повторение стихотворных строк, которые способствуют развитию памяти у детей....