Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8 - 11 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ
рабочая программа (8 класс)
Данная рабочая программа по обществознанию разработана и используется для обучения учащихся 8 - 11 классов специальных (коррекционных) школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_obshchestvoznaniyu_8_-_11_klassy.docx | 78.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
- Закон об образовании №273-ФЗ
- Стандарт общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Базисный учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Вариант I (приказ №29/2065-П от10 апреля 2002 г.)
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва, издательство Владос, 2011 (сборник № 1, обществоведение)
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой " туры общества. В современной российской школе обществознание признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации.
Учитывая основную концептуальную задачу школы, а именно “Формирование социально-адаптированной личности детей с ограниченными возможностями, в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида”, предполагается основную цель курса акцентировать на повышении внимания учащихся к проблемам демократизации страны и общества в целом, раскрытии идеи самоценности человека как субъекта права. Речь идет не только об увеличении суммы знаний о правах и обязанностях, но и об умении использовать и применять полученные знания в жизни.
Разработка настоящей программы обусловлена несколькими важными обстоятельствами:
Во-первых, в информационном письме Министерства образования РФ "О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации” № 391/11 от 19 марта 1996 г. (см. : Вестник образования. 1996. № 4) подчеркивается актуальность, большая значимость и необходимость развития гражданско-правовой вертикали в содержании школьного образования. Новое направление российского обществознания, таким образом, получило официальное признание. Возникла необходимость в повышении уровня программирования и учебно-методического обеспечения курса.
Во-вторых, учебный курс “Обществоведение” для учащихся коррекционных школ VIII вида, изучающийся согласно Базисного плана в 8-9 классах 1 раз в неделю, на мой взгляд, не достаточно полно решает задачи гражданско-правового образования учащихся. В современных условиях для развития и коррекции личности умственно отсталого школьника помимо трудового обучения требуются создание дополнительных возможностей для реализации личностного потенциала учащихся с ограниченным интеллектом.
Основная цель курса состоит в формировании устойчивого позитивного отношения учеников к основному закону Российской Федерации и другим законам страны, в овладении правовыми ценностями, в приобретении способности соблюдать законы страны, права и обязанности граждан
Главные задачи курса:
- Повышение правовой культуры и грамотности учащихся для их «безболезненной» интеграции в современное общество.
- Развивать и корректировать умение анализировать и оценивать факты, явления и события, иметь собственное суждение о действиях и роли граждан, государства, оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из текста Конституции РФ и, в последующем из других источников права, использовать их для иллюстрации фактов, для доказательств.
- Приобщить к правовому опыту, гражданственно-нравственным ценностям современного российского общества, к правовой культуре и правым идеалам, способствовать формированию уважения к законам Отечества, активной гражданской позиции, обогащения собственного внутреннего мира.
Необходимым условием реализации этих задач является использование в ходе проведения занятий новых, активных форм работы наряду с традиционными.
Принципы преподавания курса:
- принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания. Материал должен соответствовать гуманистическим идеалам отношения к человеку и личности, воспитывать учащихся в духе общечеловеческих ценностей;
- отбираемый материал должен быть актуальным по отношению к субъективному опыту учащихся, способствовать созданию на уроке благоприятного психологического климата для делового общения;
- материал должен быть интересным и доступным для изучения учащимися, стимулировать их к познавательной деятельности;
- материал должен быть достаточно сложным, чтобы в ходе его изучения происходила коррекция высших психических функций (памяти, мышления, речи и т. п. ), т. е. он должен способствовать развитию и коррекции личности учащегося;
- принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся. Данный принцип предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний учащихся.
Курс имеет интегративный характер. В центре курса – гражданин, личность человека как участника сложнейших общественно-политических процессов. Это позволяет наполнять занятия эмоционально насыщенным материалом. Поэтому последовательность тем в программе построена логически четко, с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 8-9 классов коррекционной школы VIII вида.
Данный курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Поэтому в содержании курса рассматриваются некоторые житейские проблемы, касающиеся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве.
Характеристика учащихся по возможностям обучения
Первая группа
Её составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения.
Все задания, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.
Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения они успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Так, на уроках, в первую группу входят ученики, которые хорошо понимают содержание прочитанного, отвечают на вопросы по содержанию, могут соотнести свои ответы с определённым местом текста, составить простейший план и пересказать текст по плану. Все задания, как лёгкие, так и трудные, выполняются ими безошибочно или с единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить.
Вторая группа
Учащиеся этой группы также достаточно успешно обучаются в классе, но испытывают трудности, чем учащиеся первой группы.
В основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.
Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняют, но при этом ученики снижают темпы работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся 2 группы недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости.
На уроках они допускают больше ошибок, самостоятельно найти их и исправить затрудняются. Материал заучивают, но не всегда могут успешно применять знания на практике. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев.
Эти ученики овладевают материалом, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
Третья группа
К ней относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщено. Характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Этих детей отличает низкая самостоятельность, темп усвоения материала ниже, чем у детей 2 группы.
Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применять при выполнении аналогичного задания, однако, каждое, несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся обобщить, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применять адекватно поставленной задаче.
Школьники 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им нужна в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью.
Деятельность этих учеников нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого учащиеся увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднительном, но в определённой мере осознанном процессе усвоения.
Их отличает неумение построить фразу. Трудности понимания проявляются при чтении текстов на уроке. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Это приводит к тому, что даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного.
При искажении прочитанного текста учащиеся затрудняются отграничить новые сведения от имеющихся у них в прошлом опыте, не умеют отделить существенное от второстепенного.
Четвёртая группа
Учащиеся овладевают учебным материалом спецшколы на самом низком уровне. Фронтальное обучение для них недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ.
Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти учащиеся не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению.
Знания усваиваются ими чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается программой спецшколы.
.
С трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно-следственными связями, но и простые, с несложным сюжетом. Связная устная и письменная речь формируется медленно, отличается фрагментарностью.
Дети, отнесённые к 4 группе, не могут полностью усвоить программный материал.
Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильностью. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группы выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Распределение учащихся по психическим особенностям и возможностям обучения
ФИ учащихся | Психические особенности | Возможности обучения | ||
обществознание | ||||
09 | 01 | 05 | ||
Программа создана из расчета одного учебного часа в неделю и рассчитана на 34 учебных часов в8-х 9-х классах.
Предполагаемые результаты изучения курса:
- В результате изучения курса “Обществознание” ученик должен знать и понимать:
- государственную символику Российской Федерации;
- признаки суверенитета, устройство государственной власти в РФ, функции и порядок формирования органов законодательной, исполнительной, судебной власти в РФ, полномочия Президента РФ, сущность и необходимость демократических выборов;
- основные права и обязанности граждан РФ;
- права человека в мировом сообществе.
- Уметь:
- Работать с нормативными документами, источниками права, литературой, словарем, периодическими изданиями и т. п, производить поиск необходимой информации;
- Сравнивать данные документов, делать выводы и заключения;
- Объяснять свою позицию по тому или иному вопросу, высказывать и по возможности аргументировать свою точку зрения;
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности, прогнозировать события, их последствия, строить общение с окружающим миром на основе понимания самоценности личности, на основе правовых ценностей.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:
-получения и оценки политической информации
-участия в политической жизни страны, общественных организациях
-оценки собственной деятельности в качестве гражданина РФ.
Учебно – методическое обеспечение программы по обществознанию
8 класс
- А.Ф. Никитин «Граждановедение» 6 класс, Дрофа, Москва, 2004г.
- А.И. Кравченко «Обществознание» учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, Москва, «Русское слово», 2009г.
- Обществознание учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф, Ивановой, Москва, «Просвещение», 2008г.
- Обществознание учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф, Ивановой, Москва, «Просвещение», 2008г.
- А.Ф. Никитин «Основы обществознания», учебник для общеобразовательных учебных заведений, 8 класс, Москва, «Дрофа», 2002г.
- «Введение в обществознание» учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Л. Н. Боголюбова
- «Обществознание» учебник для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений под ред. А. Ф. Никитина, Москва, «Просвещение», 2006г.
- Конституция РФ
- Уголовный кодекс РФ
- Кодекс РФ об административных правонарушениях
- Гражданский кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ
Учебно – методическое обеспечение программы по обществознанию
9 класс
- А.И. Кравченко «Обществознание» учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, Москва, «Русское слово», 2009г.
- А.Ф. Никитин «Основы обществознания», учебник для общеобразовательных учебных заведений, 8 класс, Москва, «Дрофа», 2002г.
- «Введение в обществознание» учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Л. Н. Боголюбова
- «Обществознание» учебник для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений под ред. А. Ф. Никитина, Москва, «Просвещение», 2006г.
- «Обществознание» 8 класс учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Москва, «Просвещение», 2010г.
- А.И. Кравченко «Обществознание» учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, Москва, «Русское слово», 2009г.
- Конституция РФ
- Уголовный кодекс РФ
- Кодекс РФ об административных правонарушениях
- Гражданский кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ
Учебно – методическое обеспечение программы по обществознанию
10 – 11 классы
- А.Ф. Никитин «Основы обществознания», учебник для общеобразовательных учебных заведений, 8 класс, Москва, «Дрофа», 2002г.
- «Введение в обществознание» учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Л. Н. Боголюбова
- «Обществознание» учебник для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений под ред. А. Ф. Никитина, Москва, «Просвещение», 2006г.
- «Обществознание» 8 класс учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Москва, «Просвещение», 2010г.
- Обществознание» 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Москва, «Просвещение», 2010г.
- А.И. Кравченко «Обществознание» учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, Москва, «Русское слово», 2009г.
- Е.А. Певцова «Право. Основы правовой культуры» учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Москва, «Русское слово», 2011г.
- Конституция РФ
- Уголовный кодекс РФ
- Кодекс РФ об административных правонарушениях
- Гражданский кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ
Календарно-тематическое планирование по курсу: «Обществознание» в 8 классе
34 часа в год 1 час в неделю
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Цель урока | Коррекционные цели и задачи |
1 | Введение | 1 | Познакомить учащихся с новым предметом, с основными вопросами, рассматриваемыми в курсе «Обществознание». Познакомить учащихся с требованиями учителя. | Создать у учащихся целостное представление об изучаемом предмете. | |
2 | Кто такой гражданин ? | 2 | Раскрыть особенности понятия «гражданин». Создать у учащихся представление о гражданине РФ. | Прививать интерес к предмету; совершенствовать прочность запоминания. | |
3 | Что такое государство? | 2 | Сформировать представление о государстве у учащихся. | Развивать связную речь; учить выделять главное, существенное. | |
4 | Основные принципы правового государства. | 1 | Познакомить учащихся с основными принципами правового государства. | Прививать интерес к предмету, вырабатывать прочность запоминания. | |
5 | Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. | 1 | Сформировать у учащихся представление о праве; Раскрыть роль права в жизни человека, общества и государства в целом. | Развивать зрительное внимание; воспитывать целенаправленное внимание у учащихся. | |
6 | Право и закон. Правовая ответственность. | 1 | Сформировать у учащихся представление о взаимосвязи права и закона. Познакомить с правовой ответственностью. | Учить выделять главное, существенное; вырабатывать прочность запоминания. | |
7 | Отрасли права. Правонарушения. | 1 | Познакомить учащихся с отраслями права и видами правонарушений. | Прививать интерес к предмету; развивать связную речь. | |
8 | Преступление как вид правонарушения, его признаки. | 1 | Объяснить учащимся понятие преступление. Раскрыть признаки преступления. | Прививать интерес к предмету; совершенствовать прочность запоминания. | |
9 | Презумпция невиновности. | 1 | Познакомить учащихся с понятием «презумпция невиновности», раскрыть смысл данного понятия. | Прививать интерес к предмету; развивать связную речь. | |
10 | Что такое мораль? Основные нормы морали. | 1 | Сформировать учащихся представление о морали; раскрыть основные нормы морали в жизни человека, общества и государства в целом. | Развивать зрительное внимание; воспитывать целенаправленное внимание у учащихся. | |
11 | Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. | 1 | Познакомить учащихся с основными функциями морали в жизни человека и общества. Сформировать у учащихся представление о моральной ответственности. | Учить выделять главное, существенное; вырабатывать прочность запоминания. | |
12 | Общечеловеческие ценности. | 1 | Раскрыть понятие «общечеловеческие ценности». Сформировать у учащихся представление об общечеловеческих ценностях. | Развивать связную речь; учить выделять главное , существенное. | |
13 | Нравственная основа права. | 1 | Познакомить учащихся с нравственной основой права. Показать взаимосвязь между правом и нравственностью. | Прививать интерес к предмету; развивать связную речь. | |
14 | Правовая культура. | 1 | Объяснить учащимся понятие «правовая культура». Сформировать у учащихся представление о правовой культуре. | Учить выделять главное, существенное; вырабатывать прочность запоминания | |
15 | Естественные и неотчуждаемые права человека. | 1 | Раскрыть понятие естественные и неотчуждаемые права человека. | Прививать интерес к предмету; развивать связную речь. | |
16 | Повторительно- обобщающий урок. | Повторить и обобщить изученный ранее материал по теме: «Государство, право, мораль». | Вырабатывать прочность запоминания. | ||
Конституция Российской Федерации | |||||
17 | Конституция РФ - основной закон государства. | 1 | Познакомить учащихся с Конституцией РФ. Сформировать представление об основном законе государства. | Прививать интерес к предмету, воспитывать у учащихся патриотизм, любовь к Родине. | |
18 | Основы конституционного строя. | 3 | Раскрыть понятие «основы конституционного строя». Сформировать у учащихся представление об основах конституционного строя РФ. | Прививать интерес к предмету; развивать связную речь. | |
19 | Права и свободы человека и гражданина. | 1 | Объяснить учащимся существующие в РФ права и свободы человека и гражданина. Раскрыть взаимосвязь между «человеком» и «гражданином». | Развивать зрительное внимание; воспитывать целенаправленное внимание у учащихся. | |
20 | Президент РФ. | 1 | Познакомить учащихся с функциями президента РФ и его полномочиями. | Учить выделять главное, существенное; вырабатывать прочность запоминания. | |
21 | Законодательная власть РФ. | 1 | Сформировать у учащихся представление о законодательной власти в РФ. Познакомить с полномочиями и функциями законодательной власти. | Развивать связную речь; учить выделять главное, существенное. | |
22 | Исполнительная власть РФ. | 1 | Сформировать у учащихся представление об исполнительной власти в РФ. Познакомить с полномочиями и функциями исполнительной власти. | Прививать интерес к предмету; развивать связную речь. | |
23 | Судебная власть РФ. | 1 | Сформировать у учащихся представление о судебной власти в РФ. Познакомить с полномочиями и функциями судебной власти. | Учить выделять главное, существенное; вырабатывать прочность запоминания. | |
24 | Избирательная система. | 1 | Познакомить учащихся с избирательной системой в РФ. Сформировать у учащихся представление о демократических выборах, их значимости. | Постепенное увеличение объёма памяти. Прививать интерес к предмету. | |
25 | Гражданство РФ. | 1 | Раскрыть понятие «гражданство ». Познакомить учащихся с условиями получения гражданства в Российской Федерации. | Развивать умение делать словесные логические обобщения. | |
26 | Местное самоуправление. | 1 | Сформировать у учащихся представление о местном самоуправлении. Познакомить с полномочиями и функциями местного самоуправления | Развивать умение делать словесные логические обобщения. | |
27 | Правоохранительные органы. | 1 | Познакомить учащихся с полномочиями и функциями правоохранительных органов в РФ. | Выработать прочность запоминания. | |
28 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Повторить и обобщить изученный ранее материал по теме: «Конституция Российской Федерации. | Развивать умение делать словесные логические обобщения. | |
29 | Повторение. | 2 | Обобщить материал, изученный за год. | Постепенное увеличение объёма памяти. Развивать полноту запоминания. | |
Итого: | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование по курсу: «Обществознание» в 9 классе
34 часа в год 1 час в неделю
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Цель урока | Коррекционные цели и задачи |
1 | Повторение | 1 | Систематизировать изученный материал восьмого класса | Постепенное увеличение объёма памяти. Прививать интерес к предмету. | |
2 | Что такое государство? | 1 | Возобновить у учащихся представление о государстве. | Развивать связную речь; учить выделять главное , существенное. | |
Права и обязанности гражданина России. | |||||
3 | Конституция РФ - основной закон государства | 1 | Продолжить знакомить учащихся с Конституцией РФ. Сформировать представление об основном законе государства. | Прививать интерес к предмету; развивать связную речь. | |
4 | Основные конституционные права человека в РФ. | 1 | Познакомить учащихся с основными конституционными правами человека в РФ. Продолжить знакомство с Конституцией РФ. | Развивать умение делать словесные логические обобщения. | |
5 | Конституционные обязанности граждан. | 1 | Сформировать у учащихся представление об основных конституционных обязанностях граждан. | Развивать зрительное внимание; воспитывать целенаправленное внимание у учащихся. | |
6 | Труд и право. | 1 | Познакомить учащихся с трудовыми правами в РФ. | Постепенное увеличение объёма памяти. Прививать интерес к предмету. | |
7 | Труд и трудовые отношения. | 1 | Раскрыть понятие «трудовые отношения». Показать различные виды трудовых отношений в РФ. | Развивать связную речь; учить выделять главное, существенное. | |
8 | Трудовой договор. Дисциплина труда. | 1 | Сформировать представление о «трудовом договоре». Познакомить учащихся с дисциплиной труда. | Воспитание самооценки, самоконтроля. | |
9 | Трудовые права несовершеннолетних. | 1 | Познакомить учащихся с трудовыми правами несовершеннолетних. | Воспитывать целенаправленное внимание. | |
10 | Трудовая книжка. Перемещения по работе. | 1 | Познакомить учащихся с трудовой книжкой и её значимостью. | Учить выделять из общего частное. | |
11 | Собственность и имущественные отношения. | 1 | Раскрыть понятие «имущественные отношения». Сформировать у учащихся представление о собственности и возможных имущественных отношений. | Учить выделять из общего частное. | |
12 | Имущественные права и ответственность несовершеннолетних. | 1 | Раскрыть понятие «имущественные отношения несовершеннолетних». Познакомить учащихся с их имущественными правами. | Учить выделять из общего частное. | |
13 | Основы семейного права. | 1 | Познакомить учащихся с основами семейного права. | Постепенное увеличение объёма памяти. Прививать интерес к предмету. | |
14 | Роль семьи в жизни человека и общества | 1 | Раскрыть значимость семьи в жизни каждого человека и общества в целом. | Постепенное увеличение объёма памяти. Прививать интерес к предмету | |
15 | Правовые основы семейно-брачных отношений | 1 | Познакомит учащихся с основой семейно-брачных отношений. | Постепенное увеличение объёма памяти. Прививать интерес к предмету. | |
16 | Этика семейных отношений. | 1 | Раскрыть понятие «этика». Сформировать у учащихся представление о семейных отношениях. | Воспитывать целенаправленное внимание. Воспитание самооценки , самоконтроля. | |
17 | Права ребёнка. Декларация прав ребёнка. | 1 | Познакомить учащихся с декларацией прав ребёнка. | Воспитывать целенаправленное внимание. Воспитание самооценки , самоконтроля. | |
18 | Социальные права человека. | 1 | Сформировать у учащихся представление о социальных правах человека. | Постепенное увеличение объёма памяти. Прививать интерес к предмету. | |
19 | Несовершеннолетние как участники жилищноправовых отношений. | 1 | Познакомить учащихся с их правами в участии жилищных отношений. | Политические права и свободы. | |
20 | Политические права и свободы. | 1 | Сформировать у учащихся представление о политических правах и свободах в РФ. | Учить выделять из общего частное. | |
21 | Право на свободу убеждений | 1 | Раскрыть понятие «убеждение». Познакомить учащихся с их правами на свободу убеждений. | Постепенное увеличение объёма памяти. Прививать интерес к предмету. | |
22 | Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести | 1 | Познакомить учащихся с основными религиозными верованиями: христианство, мусульманство, буддизм | Воспитывать целенаправленное внимание. Воспитание самооценки, самоконтроля | |
23 | Право на образование. | 1 | Познакомить учащихся с их правом на образование в РФ | Воспитывать целенаправленное внимание. Воспитание самооценки , самоконтроля. | |
24 | Повторительно- обобщающий урок. | 1 | Повторить и обобщить изученный ранее материал по теме: «Права и обязанности гражданина России». | Развивать умение делать словесные логические обобщения. | |
Основы уголовного права. | |||||
25 | Понятие уголовного права. | 1 | Раскрыть понятие «уголовное право». | Постепенное увеличение объёма памяти. Прививать интерес к предмету. | |
26 | Понятие преступления. | 1 | Познакомить учащихся с понятием «преступление». Показать различие между проступком и преступлением. | Воспитывать целенаправленное внимание. Воспитание самооценки, самоконтроля. | |
27 | Уголовная ответственность. | 1 | Сформировать у учащихся представление об уголовной ответственности. | Воспитывать целенаправленное внимание. Воспитание самооценки, самоконтроля. | |
28 | Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних | 1 | Раскрыть понятие «принудительные меры». Сформировать представление об ответственности несовершеннолетних | Учить выделять из общего частное | |
29 | Правоохранительные органы РФ. | 1 | Познакомить учащихся с полномочиями и функциями правоохранительных органов РФ. | Учить выделять из общего частное | |
30 | Суд, его значение. | 1 | Сформировать у учащихся представление о судебной власти в РФ. Познакомить с полномочиями и функциями судебной власти. | Развивать умение делать словесные логические обобщения. | |
31 | Прокуратура. Роль прокурора. | 1 | Сформировать у учащихся представление о прокуратуре в РФ. Познакомить с полномочиями и функциями прокурора. | Учить выделять из общего частное. | |
32 | Повторение. | 1 | Обобщить и систематизировать материал изученный за год. | Постепенное увеличение объёма памяти. Развивать полноту запоминания. | |
Итого: 34 часа |
Тематическое планирование по курсу «Обществознание» 10 класс
№ | Название темы урока, основные вопросы изучения материала | Кол-во часов | Дата | Цели и задачи урока | Основные понятия | Примечания, дополнения |
1 | Повторение. Что изучает обществознание в школе. «Государство. Я - часть своей страны». | 2 | Дать представления о России, как о многонациональном государстве, повторить символы нашего государства. К.з.: расширять представления об обществе, развивать речь, создавать целостное представление об изучаемом предмете | Науки, которые изучают общество, символы государства: флаг, герб, гимн | ||
2 | Общество | 10 | ||||
2.1 | Общество как целостная система. Взаимосвязь природы и общества.
| 1 | Раскрыть понятие: общество целостная система. К.з.: расширять представления учащихся о природе как основе возникновения жизни человека и общества, Развивать образную память, мышление, связную речь. | Природа, общество, государство, окружающая среда, биосфера, ноосфера, экологические программы. | ||
2.2. | Сферы жизни общества. Нравы, мораль, обычаи, право.
Нравы, обычаи народов мира | 2 | Раскрыть основные понятия: сферы жизни общества, мировое сообщество, мораль, право, нравы, обычаи. К.з.: формировать навыки нравственного поведения, учить высказывать свои мысли, развивать мышление, диалогическую речь | мировое сообщество, мораль, право, нравы, обычаи, моральный поступок, аморальный поступок, общественное мнение | ||
2.3 | Ступени человеческой истории.
Аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество | 1 | Ознакомить со ступенями развития человеческого общества, объяснить сущность типологий обществ. К.з.: учить анализировать формы организации совместной деятельности людей, высказывать свое мнение. | Дописьменные , письменные общества, простые и сложные общества, общественно- экономическая формация. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество | ||
2.4. | Социальные изменения. Прогресс, регресс, революция -Основные закономерности развития человеческого общества.
Социальный прогресс, регресс. Реформы и революция | 2 | Раскрыть процесс развития человеческого общества с момента его зарождения. К.з.: расширять представления учащихся о развитии общества, объем памяти. | Закон ускорения истории, социальный прогресс, регресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы. | ||
2.5. | Влияние человека на окружающую среду. Экологические проблемы. Правовая защита природы.
| 2 | Раскрыть перед учащимися положительные и отрицательные стороны влияния человека на природу. Ознакомить с природоохранительной деятельностью людей. К.з. : развивать мышление: учить обобщать, делать выводы; учить высказываться. | Экологические проблемы, целевые программы, экология, природоохранительная деятельность, окружающая среда. | ||
2.6. | Многообразие и единство современного мира. НТР и её социальные последствия. -Понятие «научно-техническая революция» и ее отличительные черты. -Научно-техническая революция и мировое хозяйство. | 2 | Познакомить с новыми понятиями, раскрыть сущность влияния научно-технического прогресса на разные стороны жизни общества. К.з.: развивать мышление, умение анализировать, давать оценку. | Научно-техническая революция, социальные последствия, модернизация, экологическая катастрофа, ядерное оружие, гонка вооружения. | ||
3. | Человек | 10 | ||||
3.1. | Человек. Потребности человека. Бытие.
-Человек и его потребности. Бытие человека. Ценность жизни человека. | 3 | Раскрыть перед учащимися понятия: человек - существо социальное, что такое личность, индивидуальность, ценность жизни человека. К.з.: формировать положительные качества личности, развивать речь, учить высказывать свои мысли по данной теме. | Социальная среда, воспитание, индивидуальность, противоречия становления, потребности материальные и духовные, бытие, цель, смысл жизни, ценность жизни. | ||
3.2. | Способности. Характер.
Развитие характера и самовоспитание | 2 | Познакомить учащихся с понятиями: способности человека, характер, типология характера. К.з.: формировать навыки оценивания своих способностей, характера. Учить анализировать свое поведение, сравнивать себя с самим собой, воспитывать реальную самооценку. | Способности, степень развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Характер - устойчивые индивидуальные особенности человека. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Самовоспитание. | ||
3.3. | Межличностные отношения
«Самое утреннее из чувств». Особенности юношеской любви. | 1 | Познакомить с понятиями малая группа, межличностные отношения, взаимопонимание, эмоциональное общение, симпатии, антипатии, равнодушие. К.з.: формировать положительные качества личности; развивать критическое отношение к себе и другим, речь, воспитывать умение владеть своими эмоциями. | Малая группа, межличностные отношения, взаимопонимание, эмоциональное общение, симпатии, антипатии, эгоизм, равнодушие, дружба, любовь. | ||
3.4. | Общение.
Проблемы общения и пути их решения. | 2 | Познакомить с понятиями общение, его формами и видам и, возникающими при общении проблемами и путями их решения. К.З.: расширять знания об общении, воспитывать умения правильного общения в различных ситуациях, уважение и культуру. | Речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, культура общения. | ||
3.5. | Социализация и воспитание.
Воспитание в семье. -Поведение. Самореализация личности. | 2 | Познакомить с понятиями: социализация, самореализация, воспитание. К.з.: расширять представления учащихся о социальной жизни человека, о значении роли семьи в социализации, учить сравнивать воспитание и социализацию: находить сходство и различие. | Социализация, самореализация, воспитание, этапы социализации (детство, юность, зрелость, старость). | ||
4. | Духовная жизнь общества. | 5 | ||||
4.1. | Культура. Культурные нормы. -Культура: многозначность понятия. -Культурное наследие. -Понятие «культурные нормы». -Виды культурных норм. -Мораль, её основные ценности, моральный выбор. | 1 | Шире раскрыть понятие культура, культурные нормы, духовная и материальная культура, основные ценности морали. К.з.: формировать навыки культурного поведения, воспитывать уважительное отношение к основным ценностям культурного наследия. | Культура. Культурные нормы, этикет, этика, мораль, ценности, культурное наследие. | ||
4.2. | Формы культуры. –Элитарная, народная, массовая культура, их особенности, взаимосвязь, взаимопроникновение. -Субкультура. Молодёжная культура. -Контркультура. | 1 | Познакомить с формами культуры, проявлениями разных форм культуры в разное время. К.з.: расширять представления учащихся о формах культуры, формировать критическое мышление, развивать речь. | Элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура. | ||
4.3. | Религия.
Свобода совести и вероисповедания. | 1 | Познакомить с понятием религия, ее видами. К.з.: расширять представления о жизни общества, воспитывать уважительное отношение к людям любого вероисповедания, формировать умения выражать личное отношение к изучаемому вопросу. | Религия, верование, культ, миф, христианство, ислам, буддизм, конфессии. | ||
4.4. | Искусство.
Влияние искусства на современное общество. | 1 | Шире раскрыть понятие об искусстве и художественной культуре. К.з.: развивать познавательные способности, внимание, воображение, память; умение поддерживать беседу в ходе изучения материала. | Искусство, художественная культура, фольклор, архитектура, живопись, кино, театр, музыка. | ||
4.5. | Образование и наука.
Культурная жизнь г. Искитима | 1 | Дать понятие, что образование играет в жизни общества важную роль. К.з.: развивать познавательные способности, внимание, умение вступать и поддерживать беседу по изучаемому материалу. | Образование начальное, основное, среднее, высшее, среднее специальное. Устав школы, профессиональный лицей, колледж, университет, наука, академия. | ||
5 | Социальная сфера общества | 6 | ||||
5.1. | Социальная структура общества.
Социальные группы. | 1 | Познакомить учащихся с социальной структурой общества. К.з.: расширять представления о жизни общества, развивать мышление, память, умение вступать в беседу. | Социальная структура, социальные группы, социальные отношения, статус, роль, социальная мобильность. | ||
5.2. | Социальная стратификация
Богатство и бедность - общее и различия. | 1 | Дать понятие стратификации, социальной дифференциации. К.з.: развивать познавательные способности в ходе беседы, учить находить различия в социальной структуре общества. | Стратификация, социальное неравенство, касты, сословия, классы. | ||
5.3. | Межнациональные отношения.
Межнациональные конфликты и пути их преодоления. | 1 | Познакомить учащихся с понятиями этнос, племена, народности, конфликты между нациями. К.з.: расширять представления о межнациональных отношениях, формировать миролюбивые качества к людям любой национальности, развивать внимание, речь. | Этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация, национальность. Конфликты, межнациональные конфликты. | ||
5.4. | Семья.
Семейно-демографическая структура общества. | 1 | Расширять знания о семье как малой группе общества. К.з.: развивать познавательные способности в ходе беседы, умение сравнивать, составлять полные ответы, активность, речь. | Семья, брак, развод, малая социальная группа, демографическая структура. | ||
5.5. | Молодежь.
Положение молодежи в г. Искитиме. | 1 | Познакомить учащихся с понятием «молодежь», с их проблемами. К.з.: Формировать активность мыслительной деятельности, привлекать учащихся к диалогу, развивать речь. | Молодежь, субъект, субкультура. | ||
5.6. | Социальная структура российского общества (урок систематизации и обобщения знаний).
Межнациональные проблемы. | 1 | Повторить и обобщить учебный материал по теме. К.з.: развивать познавательные способности при обобщении, умение выделять главное, память; закреплять навыки составления полных развернутых ответов. | Социально- демографическая структура, нация, национальность, народность, конфликт, молодежь. | ||
Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Тематическое планирование по курсу «Обществознание»
11 класс
№ | Название темы урока, основные вопросы изучения материала | Кол-во часов | Дата | Цели и задачи урока | Основные понятия | Примечания, дополнения |
1 | I. Введение Роль правовых знаний в жизни человека 1.Правоведение – составная часть знаний об обществе. 2.Структура правовых знаний. 3.Правосознание. Роль правосознания в жизни человека. | 1 | Раскрыть роль правовых знаний в жизни человека, структуру правовых знаний. К.з.: Формировать активность мыслительной деятельности, привлекать учащихся к диалогу, развивать речь. | Право, правосознание, правоведение | ||
2 | II. Политика и власть Политика и власть 1.Влияние: понятие, формы, способы. 2.Власть: - понятие, история возникновения и развития; - формы и методы. 3.Политическая власть: - пирамида легитимности; - разделение властей | 1 | Расширить представление об истории возникновения, формах и методах власти, о принципе разделения властей. К.з.: развивать познавательные способности в ходе беседы. | Влияние, сила, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство, управление, иерархия. легитимность, разделение властей | ||
3 | Государство 1.Государство – элемент политической системы общества. 2.Причины возникновения государства. 3.Признаки и функции государства. Суверенитет. | 1 | Дать представление о государстве как элементе политической системы общества. К.з.: расширять представления об обществе, развивать речь, создавать целостное представление об изучаемом предмете. | Государство, суверенитет, внутренние и внешние функции, политическая система | ||
4 | Гражданское общество 1.Понятие «гражданское общество». Пути становления гражданского общества. 2.Гражданин и гражданство. 3.Правовое государство и его основные признаки. | 1 | Дать представление о понятии «гражданского общества»; закрепить основные признаки правового государства. К.з.: расширять представления об обществе, развивать речь, создавать целостное представление об изучаемом предмете. | Гражданское общество, правовое государство, гражданин, гражданство | ||
5-6 | Основные формы государственного правления 1.Форма правления: понятия и виды. 2.Монархия и республика – формы правления. 3.Демократия, её основные признаки. | 2 | Шире раскрыть сущность форм государственного правления, их виды. К.з.: Формировать активность мыслительной деятельности, привлекать учащихся к диалогу, развивать речь. | Монархия, республика, демократия, тирания, принципы демократии | ||
7-8 | Политические режимы 1.Политический режим: понятие, типы и формы. 2.Демократические и недемократические режимы. 3.Политический режим Российской Федерации. | 2 | Познакомить учащихся с основными политическими режимами. К.з.: развивать познавательные способности в ходе беседы, умение сравнивать, составлять полные ответы, активность, речь. | Политический режим, демократический и недемократический режимы, авторитарный и тоталитарный, деспотия, тирания, фашизм, либерально-демократический. | ||
9-10 | Политические партии 1.Политическая партия и её основные признаки. Роль политических партий в обществе. 2.Функции политических партий. 3.Особенности содержания программ. Классификация политических партий. | 2 | Дать представление об основных признаках, функциях, классификации политических программ. К.з.: развивать познавательные способности, внимание, умение вступать и поддерживать беседу по изучаемому материалу | Политическая партия, партийная система, партии: парламентские и массовые, правящие и оппозиционные, консервативные, левые и правые. | ||
11 | Политическая культура человека 1.Основные формы участия граждан в политической жизни страны. 2.Голосование. Процедура выборов. 3.Референдум в общественной жизни страны. | 1 | Шире раскрыть представление об основных формах участия граждан в политической жизни страны. К.з.: Формировать активность мыслительной деятельности, привлекать учащихся к диалогу, развивать речь. | Активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум, митинг, голосование, менталитет. | ||
12-13 | Политическая жизнь современной России (систематизация и обобщение знаний) 1.Политическая система современной России. 2.Внутриполитические проблемы России и пути их решения: - властные отношения, социальная иерархия и борьба за власть; - национальные отношения в России; проблема сепаратизма – политическая культура. | 2 | Систематизировать и обобщить знания учащихся о политической жизни современной России. К.з.: развивать познавательные способности при обобщении, умение выделять главное, память; закреплять навыки составления полных развернутых ответов | |||
14 | III. Государство и право Право 1.Право в системе социальных норм. 2.Права и обязанности. 3.Нормы права. Отрасли права. 4.Правовая культура. | 1 | Расширять представления учащихся о нормах и отраслях права . К.з.: развивать познавательные способности в ходе беседы, умение сравнивать, составлять полные ответы, активность, речь. | Социальные нормы: нормы права, отрасль права, правовая культура личности, юридическая ответственность, нормативно – правовой акт, международное гуманитарное право. | ||
15 | Закон и власть 1.Власть и закон: история отношений. 2.Система высших органов государственной власти РФ. Принцип разделения властей. | 1 | Углубить представление учащихся о системе органов государственной власти. К.з. : развивать мышление: учить обобщать, делать выводы; учить высказываться | Федеральное собрание, Правительство, Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Конституционный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные суды, суд присяжных, истец, ответчик, состязательность сторон, прокурор, адвокат, правоохранительные органы, криминальная милиция, Арбитражный суд. | ||
16 | Конституция 1.Конституция: - место и роль Конституции в системе правовых актов государства; - первые конституции, их значение. 2.Основные права и обязанности граждан РФ. 3.Проблема прав человека в России | 1 | Шире раскрыть представление об основном законе страны, правах и обязанностях человека. К.з.: развивать познавательные способности, внимание, умение вступать и поддерживать беседу по изучаемому материалу | Конституция, гражданин, права, обязанности | ||
17 | Местное самоуправление 1.Законодательство РФ о местном самоуправлении. 2.Система органов местного самоуправления. 3.Роль органов местного самоуправления в общественной жизни | 1 | Дать представление о системе органов местного самоуправления. К.з. : развивать мышление: учить обобщать, делать выводы; учить высказываться. | Городская дума. Областная дума, губернатор, мэр города, правительство области, администрация. Бюджет города, области | ||
18-19 | Права человека 1.Правовое положение личности в условиях различных политических режимов (тоталитарного, авторитарного, либерального, демократического). 2.Проблема прав и свобод человека в России. 3.Экономические, социальные и культурные права человека. 4.Единство прав и обязанностей человека и гражданина. 5.Нарушение прав человека | 2 | Обсудить с учащимися проблему прав и свобод человека в России, единство прав и обязанностей. К.з.: Формировать активность мыслительной деятельности, привлекать учащихся к диалогу, развивать речь. | Права свободы человека, политические режимы: тоталитарный, авторитарный, либеральный, демократический, дискриминация, социальное обеспечение, профсоюзы, геноцид, апартеид, дискриминация прав меньшинств | ||
20 | Права ребёнка 1.Необходимость особы мер защиты детства. 2.Правовая и социальная защита несовершеннолетних | 1 | Углубить представление учащихся о правовой и социальной защите несовершеннолетних. К.з.: развивать познавательные способности в ходе беседы, умение сравнивать, составлять полные ответы, активность, речь. | Международные документы по правам ребёнка , Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка | ||
21 | Человек и его права (систематизация и обобщение знаний) 1.Правовая система. 2.Право современной России. 3.Права и обязанности подростка. | 1 | Систематизировать и обобщить знания учащихся по проблеме прав человека, прав и обязанностей подростков . К.з.: развивать познавательные способности при обобщении, умение выделять главное, память; закреплять навыки составления полных развернутых ответов | Понятия по теме | ||
22 | Основы административного права 1.Понятие административного права. Характеристика административного права в РФ. 2.Кодекс РФ об административных правонарушениях. 3.Административная ответственность за отдельные виды правонарушений. | 1 | Дать представление об основах административного права; об административной ответственности за отдельные виды правонарушений. К.з. : развивать мышление: учить обобщать, делать выводы; учить высказываться. | Административное право, правонарушение, иск, заявление, жалоба. | ||
23 | Основы гражданского права 1.Правовое регулирование имущественных отношений: - субъекты и объекты гражданского права; - сделки и договоры. 2.Права потребителя в РФ | 1 | Дать представление об основах гражданского права. К.з.: развивать познавательные способности, внимание, умение вступать и поддерживать беседу по изучаемому материалу | Имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск, права потребителя, исполнитель, изготовитель, срок годности | ||
24 | Основы гражданского права 1.Право собственности граждан. Право наследования, Юридическая защита прав наследников. 2.Договорные обязательства. Отдельные виды договоров, порядок их заключения | 1 | Познакомить учащихся с правом собственности, правом наследования, с отдельными видами договоров. К.з. : развивать мышление: учить обобщать, делать выводы; учить высказываться. | |||
25 | Правовые основы брака и семьи 1.Семейное право – отрасль, регулирующая брачно – семейные отношения. 2.Брак, условия и порядок его заключения. Расторжение брака. | 1 | Расширить представление учащихся о правовых основах брака и семьи. К.з.: Формировать активность мыслительной деятельности, привлекать учащихся к диалогу, развивать речь. | Брачный контракт, правоспособность, дееспособность, семья, супруги, свидетельство о браке, совместная собственность, ЗАГС, ребёнок, его права; родители. | ||
26 | Правовые основы брака и семьи 1.Права и обязанности членов семьи. 2.Защита интересов детей в семейном законодательстве | 1 | Познакомить учащихся с правами и обязанностями членов семьи К.з.: развивать познавательные способности в ходе беседы, умение сравнивать, составлять полные ответы, активность, речь. | |||
27 | Правонарушения и виды юридической ответственности 1.Преступление и его состав. Признаки, формы вины. 2.Основные виды юридической ответственности | 1 | Шире раскрыть понятие правонарушения и основные виды юридической ответственности. К.з. : развивать мышление: учить обобщать, делать выводы; учить высказываться. | Преступление, состав преступления, действие, ответственность и её виды. Бездействие, деяния. Вина и её формы, проступок и его виды. Презумпция невиновности, хулиганство, обвиняемый, следствие, следователь, суд, наказание, особенности наказания несовершеннолетних, приговор. | ||
28 | Основы уголовного права 1.Уголовная ответственность. Условия наступления уголовной ответственности. Обстоятельства, влияющие на уголовную ответственность. 2.Уголовное наказание. Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений. | 1 | Углубить представления учащихся об условиях наступления уголовной ответственности, об уголовной ответственности за отдельные виды преступлений. К.з. : развивать мышление: учить обобщать, делать выводы; учить высказываться. | |||
30 | Основы уголовного права Встреча с работниками правоохранительных органов | 1 | ||||
31 | Основы трудового законодательства Заключение контракта (практическая работа) | 1 | Познакомить учащихся с правилами заключения трудового контракта. К.з.: развивать познавательные способности в ходе беседы, умение сравнивать, составлять полные ответы, активность, речь. | |||
32 | Основы трудового законодательства 1.Рабочее время и время отдыха. 2.Формы оплаты труда. 3.Ответственность за нарушение трудового договора. 4.Охрана труда на предприятиях | 1 | Дать представление об основах трудового законодательства. К.з.: развивать познавательные способности, внимание, умение вступать и поддерживать беседу по изучаемому материалу. | Рабочее время, норма рабочего времени, ненормированный рабочий день, время отдыха, отпуск, отпуск по беременности и родам, административный отпуск, отпуск в связи с учёбой, отпуск без сохранения заработной платы | ||
33 | Основы трудового законодательства 1.Юридическа защита прав человека в сфере трудовых отношений. 2.Юридическая ответственность работника в связи с трудовой деятельностью. Труд несовершеннолетних. Охрана труда несовершеннолетних. | 1 | Дать представление об юридической защите прав человека в сфере трудовых отношений. К.з. : развивать мышление: учить обобщать, делать выводы; учить высказываться. | |||
34 | Правовая культура человека (систематизация и обобщение знаний). | 1 | Систематизировать и обобщить знания учащихся по правовой культуре человека. К.з.: развивать познавательные способности при обобщении, умение выделять главное, память; закреплять навыки составления полных развернутых ответов. | Понятия по теме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по истории в 7 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Тип...
Рабочая программа по истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по истории в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым пол...
Рабочая программа по истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по истории в 9 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»...
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об ...
Рабочая программа по обществознанию в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по обществознанию в 9 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об ...
Рабочая программа по трудовому обучению. 1 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...
Рабочая программа по географии для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на 2014-2015уч.г.
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена с учётом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточно...