Рабочая программа по географии для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на 2014-2015уч.г.
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена с учётом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на основании нормативно-правовых документов. Содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания. Уровень программы – коррекционно-развивающий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по географии 6 класс для коррекционной школы VIII вида | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: на заседании Педагогического совета ОГКОУ СКОШ №23VIII вида протокол №_1____ от «____28__»__08______2014г | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ________________ И.Н.Дешевых «_01__»______09__2014г |
Рабочая программа
по географии 6 класс
на 2014-2015уч.г.
Срок реализации программы: 1 год.
Количество часов за год: 68 ч.
Разработчик: Абулева Нина Ивановна, учитель высшей квалификационной категории
Структура
1. Пояснительная записка
- Содержание образовательной области по предмету
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Календарно – тематическое планирование
- Контрольно – измерительные материалы
- Средства обучения
- Источники информации
- Требования к оснащению учебного процесса
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена с учётом
психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной
недостаточностью на основании нормативно-правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г. – Сб. 1; и допущена Министерством образования Российской Федерации;
- Устава школы № 23 VIII вида;
- Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов»;
- Программы обучения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - областного центра диагностики и консультирования «Развитие», Ульяновск, 2010г.;
- Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов»;
- Учебного плана ОГКОУ СКОШ № 23 VIII вида на 2014-2015 учебный год
- Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Уровень программы – коррекционно-развивающий.
География 6 класса является предметом Федерального компонента учебного плана специального (коррекционного) обучения VIII вида ОУ, на реализацию которого отводится 2 часа, по программе.
Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
Учебники по географии соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях VIII вида на 2014-2015 учебный год.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся.
Формы, методы и приемы обучения:
- форма обучения – урок
- методы обучения - наблюдения, беседа, объяснение, работа с учебником, сравнения, дидактические игры.
приёмы обучения – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровня развития и интеллектуальных возможностей
Формы учебной деятельности:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний;
- Урок формирования и закрепления знаний и умений;
- Урок обобщения и систематизации знаний;
- Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков;
- Комбинированный урок.
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5 класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе; формировались представление о мире, который окружает человека.
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе Т.М. Лифановой, Е.Н.Соломина «География 6 классы».
6 класс
- Введение – 4 часа
- Ориентирование на местности – 5 часов
- Фомы поверхности Земли – 4 часа
- Вода на Земле – 10 часов
- План и карта – 9 часов
- Земной шар – 14 часов
- Карта России – 21 часа
Распределение НРК по крупным темам:
6 класс
Темы программы | Количество часов НРК |
1. Введение | 3 |
2. Ориентирование на местности | 1 |
3. План и карта | 1 |
4. Формы поверхности Земли | 4 |
5. Вода на Земле | 5 |
6. Земной шар | 2 |
7. Карта России | 6 |
ИТОГО | 22 |
Формами включения НРК в урок являются:
-элементы уроков № 1, 2, 4, 9, 10, 11, 12, 13, 18, 19, 20, 24, 28, 45, 47, 49, 55,56, 58, 61, 66
Планирование коррекционной работы
по географии в 6 классе
№ | Основные темы программы | Количество часов по теме | Коррекционная работа |
1 | Введение | 4 | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. |
2 | Ориентирование на местности | 5 | Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (ориентирование на плане). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. |
3 | План и карта | 9 | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Развитие пространственного восприятия. |
4 | Формы поверхности Земли | 4 | Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция восприятия времени. |
5 | Вода на Земле | 10 | Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. |
6 | Земной шар | 14 | Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. |
7 | Карта России | 22 | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция познавательной деятельности обучающихся. |
В 6 классе обучаются 5 учащихся. Учащиеся разделены на группы по уровню обучаемости и обученности
1 группа: Краснова Кристина, Усачёва Елизавета
2 группа: Алиева Юлия, Краснов Евгений
3 группа: Баранова Полина
Дети второй и третьей групп испытывают затруднения при ответах на вопросы. Ответы на вопросы неполные, поэтому необходима индивидуальная помощь и работа над развитием речи. Детям этих групп на разных этапах урока предлагается дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Учащимся 3 группы при работе с учебником оказывается индивидуальная помощь. При выполнении практических и самостоятельных работ для детей 3 группы сокращается количество и объём заданий и упражнений
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Изучаются темы «Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний и тесной связи с физическими и астрономическими знаниями, что создает наиболее полное представление о планете Земля и ее оболочках.
Практические работы:
Упражнение в определении направлений на местности, плане и карте.
Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.
Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов, доказывающих:
- растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
- очистка воды фильтрованием.
Упражнение в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
Оформление таблицы океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов, первых кругосветных путешествий.
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.
Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого – образец из коллекции – его название – основные месторождения.
Путешествия (на карте) по нашей стране.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(предметные результаты)
6 класс
Учащиеся должны знать:
Что изучает география;
Горизонт, линию и стороны горизонта;
Основные формы земной поверхности;
Виды водоемов, их различия;
Меры по охране воды от загрязнения;
Правила поведения в природе;
Отличие плана от рисунка и географической карты;
Масштаб, его обозначения;
Основные направления на плане, географической карте;
Условные цвета и знаки географической карты;
Расположение воды и суши на Земле;
Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена первых космонавтов;
Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
Основные типы климатов;
Географическое положение нашей страны на физической карте России и корте полушарий.
Учащиеся должны уметь:
Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;
Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;
Читать географическую карту;
Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.
Содержание образовательной области
Начальный курс физической географии
(66 часов)
Iчетверть (18 часов)
Введение (4 часа)
1. География — наука о природе Земли, населении и его хозяй¬ственной деятельности.
2-3. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Приз¬наки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.
4. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Межпредметные связи
Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжитель¬ность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе оз¬накомления с предметами и явлениями окружающей действитель¬ности» 1-4 классы, «Природоведение» 5 класс).
Практические работы
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 клас¬сы. Знакомство с новым учебником.
Ориентирование на местности (5 часов)
5. Горизонт. Линия горизонта.
6. Стороны горизонта.
7. Компас и правила пользования им.
8. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.
9. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.
Межпредметные связи
Горизонтальное и вертикальное положение (математика). Рисунок компаса и линия горизонта (изобразительная деятель¬ность).
Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд). Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса.
Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным при¬знакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).
План и карта (9 часов)
10. Рисунок и план предмета.
11. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности че¬ловека.
12. План класса.
13. План школьного участка.
14. Условные знаки плана местности.
15. План и географическая карта. Основные направления на кар¬те. Масштаб карты.
16. Условные цвета физической карты.
17. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).
18. Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Межпредметные связи
Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика).
Вид сверху, сбоку, масштаб (трудовое обучение).
Различие цвета и оттенков (изобразительная деятельность).
Практические работы
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.
Упражнения в умении обозначать направления на плане и кон¬турной карте.
Упражнения в измерении расстояний на местности и изображе¬ние их на плане (чертеже) в масштабе.
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).
Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).
Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соот¬ветствующих иллюстраций.
Изготовление топографического лото.
II четверть (14 часов)
Формы поверхности Земли (4 часа)
19. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей мес¬тности.
20. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.
21. Овраги, их образование.
22. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Межпредметные связи
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика).
Поверхность нашей местности (развитие устной речи 5 класс).
Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд).
Предметы и явления неживой природы (естествознание).
Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равни¬ны, холма, горы, оврага, вулкана.
Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулка¬на в разрезе.
Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)
Вода на Земле (10 часов)
23. Вода на Земле.
24. Родник, его образование.
25. Колодец. Водопровод.
26. Река, ее части. Горные и равнинные реки.
27. Как люди используют реки.
28. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
29. Болота, их осушение.
30. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.
31. Острова и полуострова.
32. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Межпредметные связи
Вода в природе (природоведение).
Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязне¬ния (естествознание).
Работа с глиной, пластилином и природным материалом (руч¬ной труд).
Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобрази¬тельная деятельность).
Практические работы
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, по¬луострова или изготовление макетов.
Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов, показывающих:
а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
б) очистка воды фильтрованием.
Упражнения в определении направления течения реки, разли¬чение берегов и других ее частей.
Показ на физической карте России различных водоемов (не тре¬буются знания конкретных названий рек, озер и т.п.)
III четверть (20 часов) Земной шар (14 часов)
33. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
34. Планеты.
35. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.
36. Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
37. Физическая карта полушарий.
38. Распределение воды и суши на Земле.
39. Океаны на глобусе и карте полушарий.
40. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
41. Первые кругосветные путешествия.
42. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освеще¬нии и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклон¬ные и скользящие солнечные лучи).
43. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
44. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изобра¬жение их на глобусе и карте полушарий.
45. Природа тропического пояса.
46. Природа умеренных и полярных поясов.
Межпредметные связи
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика).
Причины смены дня и ночи, времен года (природоведение).
Эпоха географических открытий (история).
Рисунок земного шара и глобуса (изобразительная деятель¬ность).
Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.
Практические работы
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
• Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы названий океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещен¬ности на земном шаре.
«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответству¬ющим поясам освещенности.
Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жиз¬ни людей в различных климатических поясах земного шара.
Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати.
Карта России (20 часов)
47. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва.
48. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
49. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега Рос¬сии. Моря Северного Ледовитого океана.
50. Моря Тихого и Атлантического океанов.
51. Острова и полуострова России.
52. Работа с контурными картами.
IV четверть (14 часов)
53. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.
54. Работа с контурными картами.
55. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
56. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (камен¬ного угля, нефти, железной и
медной руд, природного газа).
57. Работа с контурными картами.
58. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.
59. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.
60. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС.
61. Реки Лена, Амур.
62. Озера Ладожское, Онежское, Байкал.
63. Работа с контурными картами.
64. Наш край на карте России.
65. Повторение начального курса физической географии.
66. Контрольная работа.
Межпредметные связи
Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение).
Вода, полезные ископаемые {естествознание).
Различение цвета и его оттенков {изобразительная деятель¬ность).
Практические работы
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных
географических объектов на контурную карту России.
Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.
Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции —
его название — основные месторождения.
Путешествия (на карте) по нашей стране.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ | Тема урока. | Часы | Дата. | Основные понятия, словарь. | Выполнение практической части программы. | Национально-региональный компонент. |
I четверть. (17) | ||||||
I | ВВЕДЕНИЕ (4 часа) | |||||
1 | География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. c. 4-7 | 1 |
| География, природа Земли, население, хоз. деятельность. | Знакомство с учебником. Знакомство с физич. картой полушарий. | Среднее Поволжье, население. |
2 | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года. с. 7-13 | 1 | Сутки, восход, заход, высота Солнца. Продолжительность дня и ночи, равноденствие. Температура воздуха, сезонные изменения. | Чтение и обобщение календарей природы и труда. | Признаки времён года в Среднем Поволжье | |
3 | Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Явления природы. Меры предосторожности. с. 13-16 | 1 | Понятие о погоде: осадки, ветер, облачность, температура. Явления природы. Меры предосторожности. | |||
4 | Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия. с. 17 | 1 | Местность, Южный Урал, Челябинск, предприятия города, холмистая местность. | Экскурсия для выяснения запаса элементарных геогр. представлений. ПР.Р. | Геогр. положение г.Ульяновска. Промышленность города. | |
II | ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ (5 часов) | |||||
5 | Горизонт. Линия горизонта. с. 18-19 | 1 | Горизонт, поверхность Земли. | Зарисовка линии горизонта. | ||
6 | Стороны горизонта. с. 20-21 | 1 | Название сторон горизонта. | Зарисовка сторон горизонта. ПР.Р. | ||
7 | Компас и правила пользования им. с. 22-24 | 1 | Компас, строение, обозначение сторон горизонта. | Схематическая зарисовка компаса. ПР.Р. | ||
8 | Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. с. 24-27 | 1 | Ориентирование, направления ориентирования, местные признаки. | Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. ПР.Р. | ||
9 | Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях. | 1 | Направления ориентирования, компас, стороны горизонта. | Упражнения в определении сторон горизонта по мест. признакам. ПР.Р. | Местоположение здания школы, стадиона и т.д. | |
III | ФОРМЫ И ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (4 часа) | |||||
10 | Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. | 1 | Формы рельефа Челябинска. | Экскурсия. ПР.Р. | Знакомство с формами рельефа г.Ульяновска | |
11 | Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.с. 28-30 | 1 | Понятие рельефа, формы рельефа. Различие плоских и холмистых равнин | Показ на физической карте России равнин. | Особенности рельефа ульяновской области. | |
12 | Овраги, их образование. С. 31-32 | 1 | Образование оврагов, вред приносимый оврагами, борьба с оврагами. | Моделирование из песка оврага. Зарисовка оврага. ПР.Р. | Борьба с оврагами на территории Ульяновской области. | |
13 | Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. с. 33-38 | 1 | Образование гор, горы России. Образование вулканов. Вулканы на территории России. Землетрясения. | Моделирование из пластилина горы, зарисовка горы. Показ по физ. карте гор. Зарисовка схемы вулкана в разрезе. ПР.Р. | Уральские горы, местоположение, особенности. | |
IV | ВОДА НА ЗЕМЛЕ (10 часов) | |||||
14 | Вода на Земле. с. 39-42 | 1 | Водные ресурсы земли. Вода – как поверхность Земли. Понятие моря и океана. Вода солёная и пресная. | Показ по физ. карте водоёмов. | ||
15 | Родник, его образование. с. 43-44 | 1 | Образование родников, их значение. Использование подземных вод, | Зарисовка схемы образования родника. ПР.Р. | ||
16 | Колодец. Водопровод. с. 45-47 | 1 | Устройство колодца, Использование водопровода в быту очистка воды фильтрованием. | Зарисовка схемы колодца. Опыт: очистка воды фильтрованием. ПР.Р. | ||
17 | Контрольная работа за четверть | ПР.Р. | ||||
IIчетверть. (14) | ||||||
18 | Река, её части. Горные и равнинные реки. с. 47-51 | 1 | Образование рек, части реки, определение, правого и левого берега. Отличие горных рек от равнинных. Скорость течения. | Выделение частей реки. Зарисовка схемы реки. | Реки Ульяновской области. реки | |
19 | Как люди используют реки. с. 51-53 | 1 | Использование рек в промышленности и с\х. Строительство ГЭС Значение воды в природе и жизни человека. | Показ рек на физ. карте России. | Использование рек в жизни и деятельности человека. | |
20 | Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. с. 54-57 | 1 | Понятия: озеро, пруд, водохранилище. Отличие. Значение в жизнедеятельности человека. | Зарисовка схемы озера. Показ на физической карте крупных озёр России. | Водохранилища, пруды, озёра. | |
21 | Болота, их осушение. с. 57-60 | 1 | Образование болот, болотные пространства, трясина, торф, осушение болот. | |||
22 | Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. с. 60-63 | 1 | Определение понятий «море, океан», отличие от пресных водоёмов. Роль в жизни человека. Ураганы, штормы. | Показ на физической карте океанов, морей России. Опыт: растворение морской соли в воде и сравнение её по вкусу с пресной водой. ПР.Р. | ||
23 | Острова и полуострова. с. 64-66 | 1 | Понятие острова и полуострова, отличие, заливы, бухты. | Зарисовка схем острова и полуострова. Показ по карте. Моделирование из пластилина острова и полуострова. ПР.Р. | ||
24 | Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения. с. 66-68 | 1 | Обобщение знаний о водоёмах. Составление рассказа о водоёме Челябинской обл. Понятие охраны воды. Роль человека. | Составление рассказа об одном из водоёмов Ульяновской ской области. | ||
V | ПЛАН И КАРТА (9 часов) | |||||
25 | Рисунок и план предмета. с. 69-72 | 1 | План, рисунок, вид сверху, соотнесение рисунка и плана. | Сравнение рисунка и плана предмета. Зарисовка предметов и их плана (вида сверху). ПР.Р. | ||
26 | Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. c. 72-74 | 1 | Масштаб, карта, план. | Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане в масштабе. | ||
27 | План класса. С. 74-76 | 1 | Масштаб, план, чертёж. | Чтение планов по условным знакам. ПР.Р. | ||
28 | План школьного участка. с.76-78 | 1 | Вычерчивание простейшего плана, чтение плана по условным знакам. ПР.Р. | Вычерчивание плана пришкольного участка (шк.23). | ||
29 | Условные знаки плана местности. с. 78-80 | 1 | Условные знаки. | Упр. в определении направлений на плане, зарисовка в тетрадях условных знаков плана. ПР.Р. | ||
30 | План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. с. 81-83 | 1 | Карта, ориентирование по карте, масштаб, легенда карты. | Упр в определении направлений по карте. | ||
31 | Контрольная работа за четверть | 1 | ПР.Р | |||
III четверть. (19) | ||||||
32 | Условные цвета физической карты. с. 83-86 | 1 | Легенда физической карты. | Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных цветов карты. ПР.Р. | ||
33 | Условные знаки физической карты. с. 86-88 | 1 | Легенда карты, знаки физ. карты. | Зарисовка в тетрадях условных знаков карты, прикрепление к соответствующему знаку иллюстрации. ПР.Р. | ||
34 | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. С. 88-90 | 1 | Физ. карта, Россия, значение карты. | Ориентировка по карте, нахождение географических объектов. ПР.Р. | ||
VI | ЗЕМНОЙ ШАР (14 часов) | |||||
35 | Планеты. с. 94-96 | 1 | Другие планеты Солнечной системы. Краткие сведения о планетах. | Зарисовка схемы Солнечной системы (планеты). ПР.Р. | ||
36 | 3емля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. с. 96-100 | 1 | Наша планета. Представления о Земле в древности. Доказательства, что Земля – шар. Освоение космоса. | Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в печати. | ||
37 | Глобус- модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. с. 100-102 | 1 | Глобус, полюса, земная ось, экватор. Изображение воды и суши на глобусе. | Изготовление из пластилина модели земного шара с изображением экватора и полюсов. ПР.Р. | ||
38 | Физическая карта полушарий. С. 103-104 | 1 | Полушария, масштаб, цвета карты. | |||
39 | Распределение воды и суши на Земле. С. 104-105 | 1 | Глобус, карта, легенда карты, цвета воды и суши. | Оформление таблицы названий океанов и материков. ПР.Р. | ||
40 | Океаны на глобусе и карте полушарий. с. 106-108 | 1 | Количество океанов, их названия и местоположение на карте и глобусе. Значение. | Работа с картой и глобусом. Обозначение на к\карте океанов. ПР.Р. (кон. карта) | ||
41 | Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. С. 109-112 | 1 | Понятие материка, местоположение. Западное полушарие, материки, Восточное полушарие. Первооткрыватели Америки и Антарктиды. | Обозначение на к\карте данных материков. ПР.Р. (кон. карта) | ||
42 | Первые кругосветные путешествия. с. 112-116 | 1 | Кругосветное путешествие (истор. справка) Путешественники. | Обозначение на к\карте первых кругосветных путешествий. ПР.Р. (кон. карта) | ||
43 | Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). с. 116-118 | 1 | Солнце- источник жизни на Земле. Теллурий. | Опыт: показ с помощью теллурия смены дня и ночи. ПР.Р. | ||
44 | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. с. 119-122 | 1 | Климат, погода, отличие друг от друга. | |||
45 | Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. с. 122-125 | 1 | Пять поясов, отличие друг от друга. | Вычерч. в тетради схемы расположения поясов освещённости. Нанесение поясов освещён. на глобус ПР.Р. (кон. карта) | Пояс освещённости Ульяновской области. | |
46 | Природа тропического пояса. с. 125-128 | 1 | Материки тропического пояса. Тропические леса, их обитатели. | Прикрепление картинок животных и растений к соответствующему поясу. ПР.Р. | ||
47 | Природа умеренных и полярных поясов. с. 128-131 | 1 | Материки умеренных и полярных поясов, Океаны и моря. Природа поясов, деятельность человека. | Прикрепление картинок животных и растений к соответствующему поясу. | Особенности природы Ульяновской области (умеренный пояс). | |
VII | КАРТА РОССИИ (20 часов). | |||||
48 | Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России- Москва. с. 132-138 | 1 | Россия, столица, государство, Москва. | |||
49 | Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. с. 138-140 | 1 | Понятие границы, приграничных территорий, государства, граничащие с Россией на западе и юге. | ПР.Р. Обозначение границ нашей Родины на к\карте. | Ульяновской область | |
50 | Контрольная работа за четверть | 1 | ПР.Р. | |||
IVчетверть. (17) | ||||||
51 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. с. 140-143 | 1 | Выход России в моря и океаны. Приграничные территории. Моря Северного Ледовитого океана. | |||
52 | Моря Тихого и Атлантического океанов. С. 143-147 | 1 | Название морей, их местоположение. | |||
53 | Острова и полуострова России. с. 148-152 | 1 | Острова и полуострова Сев. Лед океана, Тихого и Атлантического океанов. Природные и климатические условия, растения, животные, жизнедеятельность людей. | |||
54 | Работа с контурными картами. | 1 | Нанесение на к\карту морей бассейнов Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов. океанов. ПР.Р. | |||
55 | Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. с. 152-155 | 1 | Условные цвета на карте. Восточно-Европейская равнина, Среднерусская, Валдайская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность. | Поверхность Ульяновской области | ||
56 | Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. С.155-158 | 1 | Горы: Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны. | |||
57 | Работа с контурными картами. | 1 | Обозначение на к\картах низменностей, возвышенностей, плоскогорья. | |||
58 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). с. 159-161 | 1 | Условные обозначения полезных ископаемых, месторождения, добыча. | Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к карте. | Месторождения Ульяновской области | |
59 | Работа с контурными картами. | 1 | Нанесение на к\карту крупнейших месторождений полезных ископаемых: каменного угля, нефти, железной и медной руды, природного газа. ПР.Р. | |||
60 | Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. с. 162-165 | 1 | Реки Европейской части России, притоки. Использование рек в народном хозяйстве. | |||
61 | Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. с. 166-168 | 1 | Реки Европейской части России, притоки. Использование рек в народном хозяйстве. | Реки Ульяновской области | ||
62 | Реки Сибири: Обь с Иртышём, Енисей с Ангарой. ГЭС. с. 168-171 | 1 | Истоки рек, бассейны рек, значение рек в нар. хозяйстве. | |||
63 | Реки: Лена, Амур. с. 172-174 | 1 | Истоки рек, бассейны рек, значение рек в нар. хозяйстве. | |||
64 | Озёра Ладожское и Онежское, Байкал. Работа с контурными картами с. 175-177 | 1 | Местоположение, значение, природные условия, растит. и жив. мир, деятельность человека. | Нанесение на к\карту изученных рек и озёр. ПР.Р. | ||
65 | Наш край на карте России. С.178 | 1 | Путешествие по Южному Уралу ( по карте). ПР.Р. | |||
66 | Повторение начального курса физической географии. | 1 | Уральский регион на карте России. Природные условия, жив. и рас. мир Юж. Урала. | Путешествие по Ульяновской области ( по карте). | ||
67 | Контрольная работа за год. | 1 | Контрольная работа за четверть ПР.Р. |
Средства обучения
1. Компьютер;
2. Телевизор
3. СД- проигрыватель;
4. Ауди и видео записи;
5. Компактдиски;
6. Энциклопедии;
7. Интернетресурсы.
8. Интерактивная доска
- КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждой четверти (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.
Проверочный тест по географии в 6 классе
Тема «Ориентирование на местности»
.Впиши в предложении пропущенные слова.
1.Мох на деревьях растёт с _______________ стороны.
2.Муравейник строится с _______________ стороны дерева
3.Как называется сторона горизонта, где восходит солнце? ______________
4. Выполни задания в таблице ( отметить галочкой правильный ответ)
ответы вопросы | План | Рисунок | Масштаб | Горизонт |
Как называется видимая часть поверхности Земли? | ||||
Где предмет изображают так как мы его видим? | ||||
Как называется уменьшение или увеличение действительного расстояния на бумаге? | ||||
Где изображают не сам предмет, а место, которое он занимает? |
Тема : Условные знаки
5. Каким цветом на карте изображают водные пространства?
а) Зелёным;
б) голубым;
в) коричнеы\вым
Всего 8 вопросов
Работу выполнил(а) ученик (ца) ---------------------------------------------------------------------------Набрано---------- баллов Оценка----------- Подпись преподавателя----------
Проверочный тест по географии в 6 классе
Тема: Острова и полуострова
1. Выполни задания в таблице № 1 ( отметить галочкой правильный ответ)
ответы | Остров | Полуостров | Залив | Пролив |
1.Место, где море вдаётся в сушу | ||||
2.Часть суши, с нескольких сторон, окружённая водой | ||||
3. Полоса воды между двумя участками суши | ||||
4.Часть суши, со всех сторон, окружённая водой |
2. Выполни задания в таблице №2
Тема: Части реки
ответы Части реки | Исток | Приток | Русло | Устье |
1. Углубление в земле, по которому течёт река | ||||
2. Место, где река берёт начало | ||||
3. Реки, которые впадают в большие реки | ||||
4. Место впадения реки в озеро, море |
3. Нарисовать схему реки.
4. Какие бывают реки:
а )._____________
б ).______________________
Всего вопросов 11 вопросов
Работу выполнил(а) ученик (ца) ---------------------------------------------------------------------------Набрано---------- баллов Оценка----------- Подпись преподавателя---------
ПРИЛОЖЕНИЕ
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
6 класс
Учебно-дидактический материал для учащихся
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение, 2001
Атлас 6 класс
Методические пособия для учителя
География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000
Петрова Н.Н. География начальный курс: 6 класс. М.: Дрофа, 1997
Воробьёва Т.Н. География 6 класс : поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель – АСТ»2002
Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000
Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М. : «Интеллект – Центр», 2001
Учебно-методический комплекс уроков географии
6-9 классы | География по 2 ч. в неделю | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией Воронковой В.В. Раздел «География» Лифанова Т.М..- М.: Владос, 2001 | Хлебосолова О.А. Физическая география: Начальный курс: Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) ОУ VIII вида.- М.: ВЛАДОС, 2003 Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География России: 7 класс: Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида.- М.: Просвещение, 2004 Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов: 8 класс: Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида – М.: Просвещение, 2004 Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов. Государства Евразии: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) ОУ VIII вида – М.: Просвещение, 2005 | Таблицы по темам, карточки – задания, географические карты, диафильмы, контурные карты. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии России 7 класс. - М.: Просвещение, 2005 Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии. 6 класс. М: Просвещение, 2001. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии материков и океанов 8 класс. - М.: Просвещение, 2005 | Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии: 6 класс. – М: ТЦ «Сфера», 2000. Петрова Н.Н. Начальный курс географии. 6 класс: Краткий курс. – М.: Дрофа, 1997 Воронцова Т.Н. Георафия 6 кл (поурочные планы М.: «Учитель – АСТ», 2002 Природоведение. 5 класс: Поурочные планы./ Авт.-сост. Т.В. Козачек.-Волгоград: Учитель, 2003. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) /Сост. Н.А. Касаткинаю - Волгоград: Учитель, 2004 Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. – М.:ТЦ Сфера, 2002. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. – М.: Изд. «Первое сентября», 2000 Душина И.В. География материков и океанов. 7 кл. Рекомендации к планированию урокам. Метод. пособие. – М,: Дрофа, 2003. Семкин Г.В. Атлас. Страна, в которой я живу. – М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006 Бингхэм Дж., Чандлер Ф., Кларк Ф. Большая книга знаний \ пер с английского Ю.В. Блажко, В.В. Лисецкой и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006 Большая книга интересных фактов \ Науч-поп. Издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006 Бейко В.Б. , Березина М.Ф., Боготырева Е.Л. Большая энциклопедия животного мира.: Науч.-поп. Издание для детей. - ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006 100 лучших национальных парков. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах \ Пер. с англ. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 | Контрольные срезы, практические работы, тесты, устные опросы. |
Библиотечный фонд
- Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методические пособия для учителя, допущенные МОиН РФ;
- Справочные материалы: справочники по географии, энциклопедии, книги для чтения, атласы;
- Программно-методические материалы: программа по географии для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
- Дидактические материалы к урокам географии.
Печатные пособия
- Таблицы по темам программы;
- Портреты;
- Карты мира (в соответствии с требованиями программы);
- Карты материков, их частей и океанов (в соответствии с требованиями программы);
- Карты России (в соответствии с требованиями программы);
- Альбомы демонстрационного и раздаточного материалов;
Информационно-коммуникационные средства
- Мультимедийные обучающие программы;
Технические средства обучения
- Компьютер (мультимедийное оборудование доступно);
- Интерактивная доска;
- Телевизор с диагональю 72 см;
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности);
- Модели (в соответствии с программой);
- Коллекции (в соответствии с программой);
- Гербарии (в соответствии с программой);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Природоведение" для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование, дополнительная литература...
Рабочая программа по курсу "Биология" для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа включает следующиеразделы: пояснительная записка; содержание; количество часов по семестрам; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Биология" для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; календарно-тематическое планирование; дополнительная литература....
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...
Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Комментарии
Рабочая программа
Скажите, пожалуйста, в календарно-тематическом планировании у вас не требуют графы "ЗУН"? А тесты только 1 вариант?