Методические возможности применения Аудиохрестоматии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по литературе (5 класс) на тему
В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены». Цель — привлечь внимание преподавателей к обучающему потенциалу данного открытого образовательного ресурса, активизировать работу с новыми образовательными технологиями в новых социокультурных условиях в целях осуществления контроля и диагностики знаний обучаемых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nemovoi_kon-tsiya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мой университет» - www.moi-mummi.ru
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АУДИОХРЕСТОМАТИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Актуальность использования открытого образовательного ресурса «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены» продиктована необходимостью изменить отношение учеников и их родителей к такому школьному предмету, как литература. Инновационный характер обучающего аудиокурса, активное привлечение к проекту актеров театра и кино, доступность и технологичность ресурса помогают сформировать у обучаемых установку на чтение художественных текстов, обеспечивают высокое качество обучения, развивают современного школьника.
«Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены» — это масштабный всероссийский образовательный медиапроект [2]. Это инновационный обучающий аудиокурс, который соответствует школьной программе по литературе, утвержденной Министерством образования и науки РФ. Среди аудиозаписей стихотворения, басни, былины, сказки, рассказы, повести, принадлежащие русской и зарубежной литературе. Все аудиотексты отобраны специалистами Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Каждый звучащий текст (образовательный ресурс) — результат работы мастеров сцены, режиссеров-постановщиков, звукорежиссеров, звукооператоров, редакторов, научных консультантов.
Аудиохрестоматия вбирает в себя более 600 произведений, систематизированных по классам (1—11 классы), более 100 часов звучания. Хрестоматия нового поколения дает возможность услышать великие литературные произведения в исполнении известных актеров (С. Безрукова, Е. Боярской, А. Ливанова, Д. Нагиева, А. Розенбаума и др.). Это труд более 100 исполнителей. Электронная база аудиохрестоматии предполагает выборку по произведениям, авторам, исполнителям и видео.
Вкладка «Произведения» помогает осуществлять выборку по классам, авторам и названиям. В соответствии с конкретными задачами учебного процесса можно осуществлять отбор произведений одного или разных авторов. Возможен отбор произведений различных литературных жанров (роман, повесть, рассказ, поэма, комедия и др.). Каждое произведение сопровождается репродукцией картины, которая соответствует тематике, замыслу и настроению художественного текста. Таким образом разработчики проекта обеспечивают интегративный подход к восприятию произведения (осуществляется взаимосвязь художественной литературы и изобразительного искусства). В настоящее время посмотреть увеличенные изображения нельзя, но в перспективе планируется осуществление этой функции на сайте. Возможно объединение поэтического текста, музыки и живописи и это помогает создать особую атмосферу урока.
Вкладка «Авторы» предлагает портретную галерею писателей и поэтов в алфавитном порядке (отметим хорошее качество портретов).
Вкладка «Исполнители» дает краткую информацию о жизненном и творческом пути актера (актрисы) и список исполняемых им (ею) произведений.
Вкладка «Видео» представляет отрывки из спектаклей, кинофильмов, интервью, видеоуроков.
Таким образом, данный образовательный ресурс не просто некое хранилище информации; он действительно имеет прозрачную и разветвленную архитектуру, каждый элемент которой имеет четко заданную цель, функцию и адресата.
Образовательный портал постоянно обогащается «новыми» авторами, произведениями, исполнителями (страница «Новости и новинки»).
Назовем потенциальных пользователей открытого образовательного ресурса: учителя, школьники, студенты, дети с ограниченными возможностями здоровья, иные категории обучающихся, родители, любители литературы, полиэтнические школы, русские центры и школы за рубежом. Представляемые материалы нас интересуют в системе дистанционного обучения проблемных детей. Этот электронный ресурс позволяет восполнить образовательные, общеинтеллектуальные, культурные лакуны для данной категории обучаемых.
Без помощи учителя ученик не сможет реализовать потенциал этого ресурса. Учитель должен иметь технические и педагогические навыки и быть уверен в том, что сможет при необходимости переработать найденный учебный материал. Кроме того, учитель должен заинтересовать, замотивировать обучаемого на прослушивание определенного произведения, размещенного в аудиохрестоматии; нацелить на чтение художественных произведений и анализ текста. Главным при этом становится формирование читательской грамотности и умения обучаемого понимать тексты и постигать смыслы (способен ли обучаемый понимать и использовать письменные и звучащие художественные тексты, размышлять о них). Мы опираемся на мнение Е. Р. Ядровской: «На современном этапе развития науки и образования все настойчивее звучит мысль о переходе от объясняющей образовательной стратегии к парадигме понимания и самостоятельной творческой деятельности учащихся на основе диалога — с культурой, миром и самим собой» [1].
Покажем это на примере дистанционного курса «Литература, 5 класс». Данный курс построен с учетом основных положений программы литературного образования под редакцией А. Г. Кутузова и предполагает использование учебной хрестоматии «В мире литературы» (авторы-составители: А. Г. Кутузов, В. В. Леденева, Е. С. Романычева, А. К. Киселев). Сравнение дистанционного курса «Литература, 5 класс» [3] и образовательного проекта «Аудиохрестоматия» (5-й класс) дает учителю ответ на вопрос: использовать аудиотекст в дополнение к имеющемуся уроку или составлять свой урок с опорой на аудиохрестоматию? В настоящее время «Аудиохрестоматия» предлагает три задания: прослушать текст, сравнить исполнения и написать сопоставительный анализ. Мы считаем, что необходимо расширять список потенциально возможных заданий при работе с текстом на этапе подготовки к его анализу.
С учетом того, что в дистанционном курсе «Литература, 5 класс» некоторые темы уроков обозначены, но задания не выложены, я создаю индивидуальный методический ресурс и разрабатываю задания для учащихся в программе «Документы Google», исходя из целей и задач обучения. По нашему мнению, эти задания направлены на эффективное внедрение аудиохрестоматии в образовательный процесс, позволяют оперативно оценивать знания обучаемых, вызывают у них неподдельный интерес.
Кроме того, аудиотекст я обязательно подкрепляю самим художественным текстом (то есть обеспечиваю опору на зрительное восприятие). Обучаемый слышит текст в исполнении чтеца (ученик может согласиться или не согласиться с чтецкой интерпретацией) и проговаривает его вместе с ним. В перспективе создатели открытого образовательного ресурса планируют размещать текст у каждого произведения. За счет цепкой зрительной памяти обучаемые имеют возможность при необходимости выучить стихотворение с выдающимся мастером сцены. Диалог «учитель — ученик» осуществляется при помощи программ Skype и iChat.
Рассмотрим урок «Сравнительный анализ стихотворений А. Фета “Печальная береза” и С. Есенина “Береза”».
Цели урока:
- прослушать в чтецком исполнении, воспринять, понять художественный текст;
- развивать умение анализировать художественный текст, способствовать литературному развитию читателя-школьника;
- воспитывать эмоциональную культуру личности, любовь к родному языку, литературе.
Слушание текста имеет очень большое значение. Не случайно оно наряду с чтением рассматривается в качестве одного из методов обучения литературе. Услышанный в исполнении профессионала художественный текст активизирует чувства, переживания читателя, помогает воссоздать картины событий.
После прослушивания предполагается обсуждение с использованием приемов, активизирующих восприятие художественного текста (обращение к зрительным и слуховым образам, подбор смысловых связей, оживление воображения читателя, подбор музыкального и зрительного сопровождения к художественному тексту). Таким образом, методически грамотное использование Аудиохрестоматии помогает оценить умения школьников размышлять над художественным текстом, позволяет осуществлять контроль знаний обучаемых.
А. Фет. ПЕЧАЛЬНАЯ БЕРЕЗА (1842 г.)
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
1.Какой эпитет использует поэт для описания берёзы? Какой цвет больше подходит к печали?
2.Найди в тексте сравнения, выдели другим цветом. Объясни сравнения (что с чем сравнивается? )
3.Найди в тексте слова, употреблённые в переносном значении. Выдели их другим цветом.
4.Найди и запомни лексическое значение слова «денница». Обрати внимание на то, что это слово в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова имеет пометы «старое, высокое».
5.Какое настроение возникает у тебя при чтении этого стихотворения?
С. Есенин. БЕРЕЗА (1913 г.)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
1.Какое чувство вызывает стихотворение?
2. Какое слово в первом четверостишии кажется самым важным?
3. С какими словами связан белый цвет? Продолжи ряд словосочетаний: «Белый снег, ….».
4. Определи лексическое значение слова «кайма»:
а) узорное сетчатое плетение из нитей;
б) отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия;
в) украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.
5.Определи лексическое значение слова «бахрома»:
а) тонкая сетчатая ткань;
б) пышная отделка у воротника из кружев или легкой ткани;
в) тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.
- Найди в тексте сравнения, выдели другим цветом. Объясни сравнения (что с чем сравнивается?).
- Найди в тексте слова, употребленные в переносном значении. Выдели их другим цветом.
- Найди в тексте олицетворения. Выдели их другим цветом.
- Какое дерево символизирует Россию?
а) ель;
б) береза;
в) сосна.
- В чем сходство и отличие между прочитанными стихотворениями?
Открытый образовательный ресурс «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены» позволяет осуществить учебно-методическую поддержку уроков литературы, русского языка, русской словесности при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в формате дистанционного образования. Мы убедились в том, что задания активизируют читательскую деятельность школьников на этапах восприятия, анализа и интерпретации художественного текста.
В результате повышается мотивация обучаемых к чтению художественных произведений; возрождается традиция выразительного чтения, знаковая для русской культуры; формируется установка на дальнейшее самостоятельное чтение. Художественная информация становится доступной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Мы считаем, что таким образом разработана стратегия электронной включенности детей с ОВЗ в особую обучающую среду, потенциал которой надо использовать должным образом. Предлагаемые учебные задания обеспечивают оценку качества получаемого образования. Описываемый опыт адресуется учителям, принимающим участие в реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках национального проекта «Образование».
ЛИТЕРАТУРА
- Методическая концепция интерпретационной̆ деятельности читателя-школьника (итоги научного исследования) // Информационный континуум современной коммуникации: процедуры декодирования : сборник научных статей. — СПб., 2011. — С. 368.
- http://audiohrestomatiya.ru/
- http://iclass.home-edu. ru/course/view.php?id=470&topic=0#section-33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно – методическое обеспечение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья видам народных промыслов в рамках экспериментальной деятельности
Результатом многолетней плодотворной работы по допрофессиональной и профессиональной подготовке воспитанников стало открыти...
Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...
Применение новых технологий в комплексном подходе к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по РСВ и ФП.
Использование личностно-ориентированных технологий (разноуровневое планирование речевого материала по РСВ, дифференцированный подход, модульное обучение), коррекционно-педагогических технологий (ручно...
"Создание ситуации успеха в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
В статье представлен опыт создания ситуаций успеха для учащейся с ограниченными возможностями здоровья....
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....
Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...
Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».
В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...