СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАДОМНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_v.i_statya.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Валерия Ивановна, учитель начальных классов, vaieriaky@mail.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»,
МАУО «Надежда» г.Нижнекамск
СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАДОМНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)
I. Задачи индивидуального обучения детей со сложной структурой дефекта.
Каждый из педагогов, работающих в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, четко понимает цель воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно: создание условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально - психологической реабилитации с последующей интеграцией в общество. Все достаточно понятно при организации обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы. Но обучение ребенка, нуждающегося в индивидуальной (надомной) форме обучения, сопряжено с рядом проблем:
- Как адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным функциональным возможностям больного ребенка?
- Как обучать детей с ограниченными возможностями, если объем часовой нагрузки в неделю для обучения ребенка на дому составляет всего от 8 до 12 часов?
- Как организовать сам учебный процесс с учащимися данной категории? Каким предметам отдать предпочтение?
- Как осуществить промежуточный и итоговый контроль над освоением учащимися учебных программ?
Т.е. существующая практика организации надомного обучения показывает, что не возможно в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из цели комплексной реабилитации учащихся, находящихся на индивидуальном обучении, для повышения качества образования необходимо решение следующих задач:
- Приведение учебно-воспитательного процесса и режима обучения учащихся, находящихся на индивидуальном обучении, в соответствие с их возрастными, индивидуально - психологическими особенностями и состоянием здоровья.
- Обеспечение рациональной и оптимальной организации целостного процесса обучения ребенка, основанного на преемственности содержания форм, методов работы и требования к ребенку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и соответствующих его состоянию здоровья.
- Адаптация учебной нагрузки к индивидуальным функциональным возможностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Интегрирование усилий медиков, специалистов, социально-психологической службы, педагогов, родителей по вопросам комплексной реабилитации ребенка, сохранение его здоровья.
- Создание адаптированных учебных программ по предметам, в том числе индивидуальных программ обучения детей, нуждающихся в комплексной реабилитации, с учетом их состояния здоровья, учебных возможностей, обучаемости и социально-психической адаптированности.
II. Система реализации индивидуального обучения. Ставя перед собой гуманные задачи обеспечения достижения детьми со сложной структурой дефекта образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья детей, в нашем учреждении выработалась система реализации индивидуального обучения:
- Комплексное обследование специалистами центра ребенка со сложной структурой дефекта с целью определения индивидуальной дозированной нагрузки, проведения своевременной психолого-педагогической коррекции, выбора учебного плана, адаптирование учебных программ.
- Вариативность организации занятий с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении.
- Адаптация ребенка и педагогов к особенностям индивидуального обучения.
- Обеспечение корректного патронажа семьи ребенка, находящегося на индивидуальном обучении.
Индивидуальное обучение организуется на всех ступенях образования для лиц, которым по состоянию здоровья рекомендовано обучение на дому лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения. На основании документов: направления МБУ «Управление образования исполнительного комитета», выданное по коллегиальному заключению «Центра диагностики и коррекции» и с письменного заявления родителей (законных представителей) директор учебного учреждения издает приказ о надомном обучении.
• Комплексное обследование ребенка.
Прежде чем приступить к занятиям с учеником, назначенный приказом руководителя учреждения педагог вместе с психологом, логопедом, социальным педагогом и др. специалистами проводят ряд диагностических мероприятий. Диагностика проводится с целью определения уровня развития, отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сферах, для рекомендаций учителю по вопросам разработки программы коррекции и развития ребенка, для учета его темповых характеристик, особенностей здоровьесберегающего режима. Педагог надомного обучения проводит педагогическое изучение (уровень сформированности знаний, навыков по всем предметам), определяет зону ближайшего развития и составляет индивидуальную программу обучения по каждому предмету.
При индивидуальном обучении для получения общего образования на каждой его ступени реализуются общеобразовательные программы, обеспечивающие выполнение минимума содержания образования в соответствии с учебным планом класса, в котором обучается ребенок, программой обучения и учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.
- Вариативность организации занятий.
С учащимися, находящимися на индивидуальном, надомном обучении, при наличии условий в учреждении, занятия проводятся в учреждении, на дому, и комбинировано: часть занятий проводится в школе, а часть на дому. Занятия в школе могут проводиться индивидуально, в классе и комбинированно: часть занятий - в классе, часть - индивидуально. Варианты проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта. Основным принципом организации образовательного процесса является обеспечение щадящего режима проведения занятий, посредством составления рационального расписания уроков.
- Работа с семьей. В задачи учителя индивидуального обучения входят, кроме коррекции отклонений, реализации учебных программ и социально - психологическая реабилитация семьи, создание в семье благоприятной психологической атмосферы (особенно, если ребенок обучается только на дому). Учитель (при необходимости вместе со специалистами социально-педагогической службы) обязательно изучает социальный состав семьи ребенка, выявляет негативные факторы семейного воспитания, уклада, оценивает психологический климат в семье, определяет пути сотрудничества с родителями, долю и форму их участия в образовательном процессе. Собрав необходимую информацию, учитель определяет особенности организации работы в конкретной семье. Совместно с заведующим учебной частью составляют расписание занятий. Если ребенок обучается только на дому, при составлении расписания первостепенным являются пожелания семьи.
Очень часто связующим звеном между семьей ученика-надомника и учебным учреждение является педагог индивидуального обучения. Поэтому, особое внимания заслуживает проблема отношений учителя с ребенком и его семьей, так как от ее решения во многом зависит результат коррекционно-развивающей работы, дальнейшее самоопределение ученика. Учитель индивидуального обучения привлекает своего ученика к участию в общешкольных мероприятиях, приглашает на праздники, проводимые в учреждении, дети принимают участие в работах творческих объединениях, выставках работ учащихся.
Обучение ребенка со сложной структурой дефекта – это огромный кропотливый труд, результаты которого складываются по крупицам и могут быть видны не сразу. Главный смысл деятельности учителя индивидуального обучения состоит, прежде всего, в создании ситуации успеха и ее закреплении, формировании у своего подопечного позитивной самооценки, так однажды пережитое чувство радости, успеха способно изменить ритм и стиль жизни ребенка, наполнить ее смыслом.
Литература
Шипицина Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта СПБ, Речь, 2005. – 477с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальный идифференцированный подход в обучении умственно отсталыхшкольников....
Развитие интереса к процессу обучения математике на основе учёта индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Описание опыта работы учителя математики по развитию интереса к предмету у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Формы организации трудового воспитания и обучения детй с ограниченными возможностями здоровья
Без труда не вытянишь и рыбку из пруда!...
Надомное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт работы педагога дополнительного образования раннего домашнего сопровождения психолого-педагогического центра реабилитации детей "Орион" Дворца творчества детей и молодежи г.Оренбурга....
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям дл...
Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».
В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...
Доклад. ИНДИВИДУАЛЬНО – ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НАВЫКАМ ПОВАРСКОГО ДЕЛА
Среди детей, которые испытывают значительные трудности в процессе обучения, особое место занимает категория обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).Наши дети различаются не...