Адаптированная рабочая программа по курсу «Логопедическая коррекция» для обучающихся 2-го и 3-го годов обучения в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) ( вариант 9.1, 8.3)
рабочая программа
Представленная рабочая программа предназначена для работы учителя-логопеда школьной организации, в которой обучаются и воспитываются дети с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Принято считать, что к группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации). Программа обеспечивает образовательную деятельность компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию учащихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 39.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ № 10»
«ОДОБРЕНА»
На заседании педагогического совета
Протокол № 5 от 29.05.2019 г.
Председатель педагогического совета
___________________Е.Д. Мазорук
Адаптированная рабочая программа
по курсу «Логопедическая коррекция»
для обучающихся 2-3-х классов
в соответствии с ФГОС
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(умственная отсталость) (вариант 9.1, вариант 8.3)
на 2019-2020 учебный год
Разработчик:
учитель-логопед
Кононова Софья Игоревна
Москва
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная рабочая программа предназначена для работы учителя-логопеда школьной организации, в которой обучаются и воспитываются дети с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Принято считать, что к группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации). Программа обеспечивает образовательную деятельность компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию учащихся с ОВЗ.
Процесс обучения детей с нарушениями речи многофункционален. Он выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, обеспечивая формирование всесторонне развитой личности на основе комплексного подхода, использование в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей выпускников образовательных организаций, создание оптимальных условий для достижения равных возможностей.
Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.
Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
АКТУАЛЬНОСТЬ
Логопедическая коррекция представляет собой комплекс упражнений, позволяющих воздействовать на мозговые структуры. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию через различные виды гимнастик и игр.
Формирование мозга начинается еще в перинатальный период, а затем продолжается в младенческом, детском и подростковом возрасте. Причем мозговые структуры развиваются неравномерно, участками, а психические функции тесно связаны с физиологией. Прохождение ребенка по родовым путям, грудное вскармливание, период ползания у младенца, его первые шаги – каждый из этих естественных этапов запускает механизм активного развития очередного участка мозга. Если каждый из этих был нарушен, возможны изменения и в формировании мозговых функций. В последнее время такие случаи стали массовыми. Стимуляции родов, кесарево сечение, искусственное вскармливание – каждое из подобных ситуаций может отразиться на развитие мозга.
Отсюда можно сделать вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как нарушения речи, гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различным видам зависимостей.
Логопедическая коррекция предназначена детям:
- С речевыми нарушениями;
- Которым трудно овладевать школьными навыками: чтением, письмом
- Возбудимым, с нарушенным вниманием, агрессивным;
- Тревожным, неуверенным;
- С плохой координацией.
Актуальностью программы является и то, что бы каждый ребенок был способен продуктивно обучаться и усваивать больше информации, для того чтобы ему было легче обучаться далее в школе.
Цель программы: Профилактика и коррекция речевых, двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с умственной отсталостью, активация природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.
Задачи программы:
- развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
- улучшение фонематического слуха;
- формирование речевого дыхания;
- улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
- улучшение ритмико-интонационной стороны речи;
- создание базы для успешной постановки звуков;
- повышение речевой и эмоциональной активности детей;
- обогащение словаря;
- предупреждение дислексии и дислалии;
- совершенствование личностного контакта логопеда и ребенка;
- оздоровление организма за счет улучшения иммунитета.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Занятия по логопедической коррекции планируются, проводятся и анализируются психологом, учителем-логопедом, учителями начальных классов. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются на основании заключений о состоянии здоровья ребенка.
- Принцип системности. Логопедическая коррекция должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
- Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений программы реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования и коррекции звукопроизношения, порядок усвоения фонем и двигательного потенциала, двигательных функций, всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме в той же последовательности, в какой слагаются нормы восприятия и функционирования моторной лексики.
- Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
- Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
- Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения и воспроизведения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков, по тому же принципу формируется арсенал двигательной лексики.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его состояние здоровья, индивидуальные и возрастные особенности.
- Принцип активного обучения. На занятиях логопедической коррекции используются активные формы и методы обучения – театрализованные игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных и хореографических (театральных) упражнений в движении под музыку.
- Принцип результативности. Получение положительного результата по коррекции речи, развития в освоении двигательного материала, оздоровлении каждого ребенка, призванных продемонстрировать продуктивность выбранного коррекционного направления, в которых помимо детей участвуют их родители и учителя, создавая, таким образом, мотивированную атмосферу сотрудничества и результативности.
НОВИЗНА.
Программа универсальна, разнообразна. На каждом занятии упражнения подбираются таким образом, чтобы стимулировать развитие речевой, когнитивной, коммуникативной, эмоционально-волевой, сенсорной физической сфер ребенка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Обследование обучающихся. | 6 |
2 | Органы речи. | 2 |
3 | Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. | 4 |
4 | Особенности артикуляции гласных звуков. | 10 |
5 | Особенности артикуляции согласных звуков. | 10 |
6 | Формирование звокопроизносительной дифференциации смешиваемых звуков. | 10 |
7 | Устранение фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза. | 10 |
8 | Коммуникативные игры. | 10 |
9 | Мини-спектакли. | 6 |
Итого | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
- Обследование обучащихся (диагностика, заполнение речевых карт, составление индивидуальных маршрутов).
- Органы речи (знакомство с органами речи, их функционированием и значением).
- Звуки и буквы.
- Гласные и согласные звуки.
- Звуки и буквы А, О, У, Ы, И, Э.
- Выделение первого звука в слове.
- Выделение гласных звуков из слогов, слов.
- Слоговый анализ и синтез слов.
- Особенности артикуляции согласных звуков.
- Выделение первого согласного звука из слова.
- Выделение последнего согласного звука.
- Определение места согласного звука в слове.
- Дифференциация [М-МЬ], [Н-НЬ], [Б-БЬ], [П-ПЬ], [В-ВЬ], [Ф-ФЬ], [Г-ГЬ], [К-КЬ], [Д-ДЬ], [Т-ТЬ], [З-ЗЬ], [С-СЬ], [Х-ХЬ], [Л-ЛЬ], [Р-РЬ].
- Звукопроизносительная дифференциация смешиваемых звуков:
а) предварительный этап работы над каждым из звуков,
б) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков:
- Звук и буква В. Звук и буква Ф. Дифференциация В-Ф.
- Звук и буква П. Звук и буква Б. Дифференциация Б-П.
- Звук и буква Т. Звук и буква Д. Дифференциация Т-Д.
- Звук и буква С. Звук и буква 3. Дифференциация С-3.
- Звук и буква К. Звук и буква Г. Дифференциация К-Г.
- Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация Ш-Ж.
- Оглушение звонких согласных.
- Анализ и синтез слогов различной структуры, анализ и синтез слов различной структуры.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
Приемы работы:
- определение звуков по беззвучной артикуляции;
- повторение, записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными гласными;
- чтение слов, запись слов под диктовку;
- преобразование слоги, заменяя один звук другим;
- определение места звуков в словах;
- подбор слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова;
- сравнение звучания слов-паронимов (д/д игра «Найти отличия»);
- настольное лото;
- диктанты;
- д/д упражнение «Вставь нужную букву»;
- дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком.
- Составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки
Виды методических приемов:
- имитационные разминки;
- пальчиковые игры;
- дидактические игры;
- двигательные разминки;
- лепка;
- сказка;
- диктант;
- задания с крупой;
- н/ гимнастика:
- корригирующая гимнастика;
- дыхательные упражнения;
- сенсомоторные упражнения;
- двуручное рисование.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является учет психолого-педагогических характеристик обучающихся и особых образовательных потребностей. Учитывая низкую работоспособность и быструю утомляемость, при выполнении практических работ для них будет снижен объем выполняемой работы, будут подобраны задания, требующие меньших физических усилий, а также представится дополнительное время отдыха.
Для формирования субъектной позиции каждого обучающегося уроки проектируем в соответствии с предлагаемой структурой:
- совместное выделение проблемы;
- совместное определение цели деятельности;
- совместное планирование деятельности: выбор средств, материалов, путей решения задач;
- самостоятельная деятельность, дифференцированная помощь учителя;
- обсуждение полученного результата, хода урока, действий каждого ученика, выяснение причин неудач, обсуждение успехов.
Технология обучения:
- индивидуально-дифференцированное;
- групповое.
Виды и формы контроля:
- текущий контроль,
- собеседование,
- итоговый контроль.
Настоящая программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом учреждения, рассчитана на 1 год обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОВЛАДЕНИЯ ПРОГРАММЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Личностные результаты:
- осознанно выполнять обязательности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами;
- гордится школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- иметь адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- иметь личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
- позитивно взаимодействовать со сверстниками.
Базовые учебные действия:
Регулятивные:
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических задач;
- планировать деятельность, работать по плану, находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы достижения цели.
Коммуникативные:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия;
- организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- организовывать работу в парах или группе.
Познавательные:
- находить достоверную информацию в различных источниках;
- устанавливать аналогии для понимания закономерностей;
- представлять информацию в разных формах.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны уметь:
- различать на слух и в произношении звуки,
- слушать небольшую сказку, загадку, рассказ,
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, используя поставленные звуки,
- знать наизусть 3-4 стихотворения,
- придумывать слова на заданный звук,
- анализировать слова по слоговому и звуковому составу,
- различать гласные и согласные звуки,
- различать твердые и мягкие согласные,
- различать звонкие и глухие согласные,
- различать свистящие и шипящие согласные,
- придумывать слова из 3-5 букв.
Занятия способствуют:
- общему развитию речи;
- развитию памяти, внимания, мышления, пространственных представлений, моторики;
- развитию межполушарного взаимодействия;
- повышению умственной работоспособности;
- развитию способностей к межличностному взаимодействию;
- совершенствованию способности к концентрации внимания;
- стабилизации эмоционального фона;
- повышению работоспособность;
- развитию двигательной и пространственной сферы;
- оздоровлению организма за счет улучшения иммунитета;
- приобретению базы для успешной учебы в школе.
ЛИТЕРАТУРА
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия. – М.: Владос, 1998.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1998.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2017.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. – Москва, Просвещение, 2016.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Серия: Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений на парные звуки [Б-П], [В-Ф], [Г-К], [Д-Т], [З-С]. – М.: Издательство ГНОМ, 2015.
Список используемых цифровых образовательных ресурсов:
logoburg.com
logomag.ru
logoped.ru
logomag.org
logopediya.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк мониторинга ЗУН обучающегося с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Бланк содержит основные критерии по формированию учебных умений обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с :- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII в...
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Логопедическая коррекция» для обучающихся 5 класса (вариант 9.1)
Адаптированная рабочая программа разработана для обучающихся с умственной отсталостью и РАС с учетом специфики контингента обучающихся, с учетом образовательных потребностей и способностей ...
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа"
Программа отражает учебную и воспитательную работу коррекционных классов для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)...
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6 класс
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешному освоению образовательной программы коррекционной школы, адаптации в учебной деятельности,...
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 7 класс
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешному освоению образовательной программы коррекционной школы, адаптации в учебной деятельности,...
Применение современного оборудования и материалов на занятиях по сенсорному развитию в рамках СИПР с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью, 2024г.
Опыт представлен на школьном, региональном уровнях в 2023 и в 2024 г.Применение современного оборудования и материалов на занятиях по сенсорному развитию в рамках СИПР с обучающимися с интеллектуальны...