Адаптированная комплексная коррекционно-развивающая программа «Я познаю мир» для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС О у/о (интеллектуальные нарушения), вариант 9.2, 8.4, СИПР, 4-ый год обучения
рабочая программа
Адаптированная комплексная коррекционно-развивающая программа «Я познаю мир» разработана для обучающихся в 4-ого года обучения с умственной отсталостью (ТМНР и РАС) с учетом специфики контингента детей, с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Программа состоит из разделов: пояснительная записка, планируемые результаты, содержание предмета, тематическое планирование, а также имеет ИОМ для каждого обучающегося, диагностическая карта успешности класса в освоении программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tmnr_programma.doc | 126 КБ |
iom_.docx | 48.93 КБ |
diagnostika.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ № 10»
«ОДОБРЕНА»
На заседании педагогического совета
Протокол № 4 от 31.05. 2019 г.
Председатель педагогического совета
___________________Е.Д. Мазорук
Адаптированная комплексная коррекционно-развивающая программа «Я познаю мир»
для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС О у/о (интеллектуальные нарушения)
4-ый год обучения
на 2019-2020 учебный год
Разработчик:
учитель-логопед
Кононова Софья Игоревна
Москва
2019 г.
Аннотация
Адаптированная комплексная коррекционно-развивающая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе адаптированной основной образовательной программы ГБПОУ КСУ №10 и является частью основной общеобразовательной программы для реализации требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Адаптированная комплексная коррекционно-развивающая программа «Я познаю мир» разработана для обучающихся в 4-ого года обучения с умственной отсталостью (ТМНР и РАС) с учетом специфики контингента детей, с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Адаптированная комплексная коррекционно-развивающая программа состоит из разделов: пояснительная записка, планируемые результаты, содержание предмета, тематическое планирование, ИОМ для каждого обучающегося.
Объем часов определен учебным планом и нагрузкой специалиста – 2 раза в неделю продолжительностью каждого занятия 20-25 минут, продолжительность обучения 34 недели (5 недель – диагностика) в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Известно, что «академический» компонент - это овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях и, что он регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Поэтому важно формировать мотивацию у ребенка к любой деятельности, развивать интерес к разным видам доступной деятельности, положительное эмоциональное отношение к труду и результатам своего труда.
Однако не следует забывать того, что ребенок находится в образовательном учреждении и должен получать образование с учетом его психофизических индивидуальных возможностей. Во ФГОС О у/о говорится о том, что итогом образования человека с умственной отсталостью является нормализация его жизни, то есть - это накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность готовит обучающегося с выраженной умственной отсталостью (ТМНР) к использованию приобретенных в процессе образования способностей для активной жизни в семье и обществе.
Поэтому данная адаптированная коррекционно-развивающая программа носит комплексный характер и направлена:
- на реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР не предусмотренных содержанием программ по учебным предметам;
- на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;
- на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Возможности усвоения программного материала ребенком определяют объем и содержание необходимой помощи каждому обучающемуся. Различные нарушения влияют на развитие ребенка не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим ребенку с ТМНР требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении.
Выявляется значительная неоднородность этой группы детей по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Кроме того, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Учитывая особенности психофизического развития и индивидуальные возможности каждого конкретного обучающегося в данном классе, мы выявили несколько групп:
1-ая группа - дети имеют тяжѐлые нарушения неврологического генеза и сложные генетические нарушения, вследствие которых они почти полностью зависимы от посторонней помощи в обучении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации (Ш.М. (СИПР), К.П. (СИПР), С.Б. (8.4)). Они не понимают речь окружающих (улавливают интонацию). Сами речь не инициируют. Выполняют знакомые манипулятивные стереотипные действия. Не выражают заинтересованности к происходящему вокруг.
2-я группа - это дети, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, что благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации (В.К. (8.3), Я.И. (9.2)). У них проявляется кратковременный интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения их использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения и др.) создаѐт предпосылки для обучения их отдельным операциям.
3-я группа – у ребенка (А.К. (9.2)) данной группы наблюдается выраженные нарушения поведения, что проявляется в расторможенности, агрессии, «полевом» поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия.
Он не проявляет интерес к деятельности других и не проявляет ответной реакции на попытки учителя организовать с ним взаимодействие. Он часто не выполняет просьбы или инструкции взрослого, на запрет реагирует агрессией или самоагрессией, бросанием предметов и другими деструктивными действиями.
4-я группа – ребенок данной группы владеет вербальной речью (И.Н. (9.2)), может обратиться к окружающим и выразить свою потребность, выполнить простую просьбу, сообщить о выполненном задании, ответить на вопросы взрослого на уровне словосочетания или простого предложения. Он выполняет отдельные операции, входящие в состав с предметных действий. Однако, качественные показатели деятельности – слабая мотивация, кратковременность концентрации внимания, непоследовательность выполняемых операций – препятствуют выполнению действия целиком.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента школьного образования.
Итоговые достижения обучающихся с умственной отсталостью с ТМНР определяются индивидуальными возможностями ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетенции. Благодаря этому все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, могут вписаться в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование и технические средства, программы учебных предметов и коррекционных технологий, содержание и методы работы определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- осознанно выполнять обязательности ученика, члена школьного коллектива;
- гордится школьными собственными успехами;
- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- иметь личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
- позитивно взаимодействовать со сверстниками.
Базовые учебные действия
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль в деятельности, адекватно оценивать собственное поведение;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических задач;
- планировать деятельность, работать по плану, находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы достижения цели.
Коммуникативные:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия;
- организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- организовывать работу в парах или группе.
Академические навыки и умения
Обучающийся должен уметь:
- различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много);
- различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности;
- соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
- пересчитывать предметы в рамках ИОМ;
- представлять множество двумя другими множествами в пределах (3, 5, 7);
- определять длину, размер, пользуясь мерками и измерительными приборами;
- устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы разделено на 6 блоков, каждый из которых состоит из:
- формирования элементарных математических представлений и сенсорики;
- овладения элементарными предметно-практическими действиями;
- формирования графомоторных навыков и ориентирования в пространстве;
- ознакомления с окружающим миром.
- Формирование элементарных математических представлений и сенсорика
- представления о шаре, кубе, овале, конусе
Задачи:
- находить предметы заданной формы;
- соотносить с плоскостным изображением, используя способы наложения и приложения
- представления о множестве
Задачи:
- различать группы, содержащие 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4 предмета на основе сопоставления их элементов один к одному
- представления о составе числа (в пределах 3, 5, 7)
Задачи:
- отсчитывать определенное количество предметов по заданному числу (в пределах 3, 5, 7);
- составление действий (в пределах 3, 5, 7).
- представления о величине
Задачи:
- сравнивать предметы по размеру, величине используя способы наложения и приложения
- временные представления
Задачи:
- соотносить части суток с режимом дня,
- соотносить с движением ночного и дневного светил
- Предметно-практические действия
- Действия с предметами
Задачи:
- выполнять словесные инструкции педагога («право - лево»);
- развивать взаимосвязь движений и зрительного внимания.
- Лепка
Задачи:
- создавать объемную поделку через развитие операционно-технических умений;
- использовать приемы соединения деталей;
- уметь устанавливать сходство готовой поделки с образцом, выделяя с помощью взрослого объединяющие признаки
- Аппликация
Задачи:
- познакомиться со свойствами бумаги;
- располагать заготовки на листе бумаги, накладывая на контур;
- наносить клей на изнаночную сторону каждой детали, поворачивать цветной стороной к себе и прижимать ее салфеткой к листу бумаги;
- составлять декоративные узоры;
- уметь использовать ножницы
- Конструирование
Задачи:
- создавать постройки по подражанию взрослому;
- при работе со счетными палочками ориентироваться на листе бумаги, принимая за точку отсчета определенный предмет;
- соотносить рисунок-схему с выполненной конструкцией;
- ориентироваться на листе бумаги;
- последовательно выполнять цепочку действий, ориентированных на получение положительного результата;
- складывать бумагу различными способами.
- Графомоторные навыки и ориентирование в пространстве
- Развитие тонкой моторики рук
Задачи:
- выбирать предметы/формы с заданными свойствами;
- выкладывать предметы в линейной последовательности слева направо;
- развивать тонкие дифференцированные движения рук при работе в тетради
- Работа с сыпучим материалом
Задачи:
- развивать устойчивые двигательные переключения, избирательность и переключаемость произвольного внимания;
- устранять гипертонус рук.
- Обучение грамоте
Задачи:
- знать и различать букву и звук;
- находить заданный звук (букву) в слове;
- понимать ритмическое изображение слова
- Задания графического характера
Задачи:
- решать графические задачи;
- решать графические диктанты
- Рисование
Задачи:
- отражать в рисунке характерные признаки предметов (величина, цвет, форма, пространственное расположение деталей);
- раскрашивать контурные рисунки, не заходя за их контуры;
- иметь представления о зрительном ритмическом ряде на основе повторяемости и чередования элементов;
- рисовать лица людей;
- быть аккуратным при выполнении работ по изобразительной деятельности
- Ознакомление с окружающим миром
- Осень в гости к нам пришла; в гостях у Зимушки-зимы; у Весны зеленые косички
Задачи:
- выделять характерные сезонные признаки;
- находить их в наблюдениях, на ситуативных и простейших сюжетных картинках.
- Овощи и фрукты
Задачи:
- конкретизировать представления о фруктах и овощах;
- различать сырые и вареные овощи-фрукты (2-3) по внешнему виду (форма, цвет, величина) и вкусовым качествам;
- соотносить реальный объект – муляж – предметное изображение со словом его обозначающим
- Посуда
Задачи:
- различать предметы посуды по внешнему виду, назначению, названию и обобщающему слову;
- группировать предметы посуды по назначению;
- моделировать, располагать предметы посуды в заданном пространстве (стол, салфетка и т.п.).
- Игрушки
Задачи:
- совершать с игрушками игровые действия в заданной системе пространственных координат;
- соотносить объемные игрушки с их плоскостными изображениями (в книжках, на предметных, ситуативных и разрезных картинках).
- Одежда, обувь, головные уборы
Задачи:
- различать предметы одежды, обуви, головных уборов по внешнему виду, назначению, названию и обобщающему слову;
- выделять основные детали;
- группировать по выделяемым признакам.
- Человек
Задачи:
- показывать основные части тела на себе, на другом человеке, на кукле, на предметной картинке
- Птицы
Задачи:
- выделять особенности строения тела птицы (клюв, крылья, 2 лапы, тело покрытое перьями);
- знать основные сезонные изменения в жизни птиц.
- Дикие и домашние животные
Задачи:
- различать животных по внешнему виду и среде обитания;
- соотносить предметный образ со словом его обозначающим;
- узнавать их в игрушках, плоскостных и схематических изображениях, трафаретных и разрезных картинках.
- Детеныши диких и домашних животных
Задачи:
- различать животных по внешнему виду и размеру;
- соотносить предметный образ со словом его обозначающим;
- узнавать их в игрушках, плоскостных и схематических изображениях, трафаретных и разрезных картинках.
- Новый год
Задачи:
- знать и использовать атрибуты новогоднего праздника (украшения, одежда, подарки) для создания праздничного настроения;
- применять навыки коммуникативного поведения в общественных местах
- Праздник продолжается
Задачи:
- моделировать элементарные временные представления через установление причинно-следственных связей между основными событиями, их продолжительности и последовательности
- Зимние забавы, Летние развлечения
Задачи:
- узнавать основные предметы спортивно – зимнего и летнего сезонов и правила их использования;
- находить их на предметных, сюжетных картинках
- Транспорт
Задачи:
- знать виды транспорта;
- различать по внешнему виду и функциональному назначению;
- узнавать в сюжетных картинках
- День защитника Отечества
Задачи:
- знать основные государственные праздники;
- моделировать элементарные временные представления через установление причинно-следственных связей между основными событиями.
- Первоцветы, цветы
Задачи:
- наблюдать за изменениями в природе;
- выделять из ряда однородных предметов;
- различать цветы по внешнему виду, названию;
- знать правила ухода;
- бережно относиться к природе
- Насекомые
Задачи:
- познакомиться с представителями насекомых;
- находить их изображения на картинках;
- различать их по внешнему виду и размеру.
- Деревья
Задачи:
- различать лиственные и хвойные деревья по внешнему виду, по плодам;
- определять дерево среди других растений
- Лето красное пришло
Задачи:
- вести наблюдения за изменениями в природе;
- знать основные правила поведения на природе;
- находить характерные признаки лета на картинке
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ блока | Название разделов | Кол-во часов |
Диагностика | 6 | |
1 | Формирование элементарных математических представлений и сенсорика | 10 |
Предметно-практические действия | ||
Графомоторные навыки и ориентировка в пространстве | ||
Ознакомление с окружающим миром | ||
2 | Формирование элементарных математических представлений и сенсорика | 10 |
Предметно-практические действия | ||
Графомоторные навыки и ориентировка в пространстве | ||
Ознакомление с окружающим миром | ||
3 | Формирование элементарных математических представлений и сенсорика | 10 |
Предметно-практические действия | ||
Графомоторные навыки и ориентировка в пространстве | ||
Ознакомление с окружающим миром | ||
4 | Формирование элементарных математических представлений и сенсорика | 9 |
Предметно-практические действия | ||
Графомоторные навыки и ориентировка в пространстве | ||
Ознакомление с окружающим миром | ||
5 | Формирование элементарных математических представлений и сенсорика | 10 |
Предметно-практические действия | ||
Графомоторные навыки и ориентировка в пространстве | ||
Ознакомление с окружающим миром | ||
6 | Формирование элементарных математических представлений и сенсорика | 9 |
Предметно-практические действия | ||
Графомоторные навыки и ориентировка в пространстве | ||
Ознакомление с окружающим миром | ||
Итоговая диагностика | 4 | |
Итого | 68 |
Предварительный просмотр:
Обсуждено на заседании ППС ГБПОУ КСУ № 10
|
“Утверждаю”
Руководитель учебного корпуса,
расположенного по адресу:
г. Москва
ул. Тимирязевская, д.21
___________________ Мазорук Е.Д
“___”___________ 2019 г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
(с динамическим отслеживанием возможных результатов)
Москва, 2019
I. Индивидуальные сведения о ребёнке
Фамилия, имя ребенка:
Дата рождения:
Возраст ребенка:
Статус: ребенок-инвалид до
Год поступления в ГБПОУ КСУ № 10:
Место жительства:
Мать:
Отец:
Класс: 4-ый год обучения
Вариант программы: 9.2
Диагноз: G 90 Синдром Дауна; F 71.08 - указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения. Системное специфическое недоразвитие речи тяжёлой степени (наличие вокализаций). Нарушение зрения.
II. Психолого - педагогическая характеристика.
При обучении ребенка в школе специалистами ППС ГБПОУ КСУ № 10 периодически проводится диагностическое обследование. На основании ИПР развития, рекомендаций ЦПМПК г. Москвы, выписки из медицинской карты и полученных диагностических данных была создана психолого-педагогическая характеристика.
Внешний вид и физическое развитие ниже возрастной норме. Походка не устойчивая, шаркает ногами. Мальчик двигательно сдержан, наблюдается несогласованность движений крупной моторики. Отмечается наличие стереотипий (постукивание предметов).
Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки сформированы не полностью. Раздевается и одевается самостоятельно, может самостоятельно принимать пищу, пользоваться ложкой. Режимные моменты выполняет (требуется напоминание).
Игровая деятельность. Игра носит манипулятивный характер. В игровую деятельность не вступает. Может пробежать рядом с другими детьми. За играми детей не наблюдает. Конструирует из крупного «Лего» и цветного деревянного конструктора.
Избирателен в контактах. На контакт с малознакомыми людьми идет с опаской. В коммуникацию с другими детьми вступает с осторожностью.
Познавательная деятельность характеризуется низкой активностью. Интерес к дидактическим играм и играм, связанным с развитием мелкой моторики не проявляет. Задания выполняет сопряжено с взрослым. Может выполнять действие самостоятельно, но краткосрочно.
Мышление наглядно-действенное. Работоспособность сильно снижена, темп медленный, повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость.
Уровень представлений о себе и окружающем ограничен. Показывает на фотографиях членов семьи. Откликается на свое имя и фамилию. Может показать части тела.
Сенсорное развитие в стадии формирования. Распознает основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый) и может их показать. Геометрические фигуры с объёмными формами сличает сопряжено с педагогом. Возможно различение предметов, разных по контрастной величине (большой мяч, маленькая машинка).
Обращенную речь понимает на элементарном уровне. Собственная речь представлена отдельными словами и звукокомплексами, связанными по смыслу. Выполняет простые знакомые инструкции. Произносить звуки по показу педагога.
Мелкая моторика в стадии формирования. Праворукость. Рисование находится на доизобразительном уровне. При закрашивании образа предмета не видит границы.
Эмоциональное состояние. Выражение лица амимично. Наблюдаются стереотипные движения. Эмоционально равнодушен. На похвалу и порицание не реагирует.
Учебная деятельность:
- количественные представления – «много – мало»;
- графомоторные навыки – закрашивает без ориентира на границы;
- уровень овладения чтением и письмом – недоступно;
- особенности внимания – рассеянность, низкая концентрация;
- особенность памяти – кратковременная;
- особенности аффективной сферы – наличие агрессии не выявлено.
III. Содержательные линии универсальные учебные действия и жизненной компетенций, отслеживание возможных результатов обучения
№ | Коррекционная область | Тема | Планируемые результаты | Дата | результат | |
базовые понятия | универсальные учебные действия | |||||
1 | ФЭМП и сенсорика | Представление о шаре | шар | Находить предметы шарообразной формы; соотносить шар с плоскостным изображением, используя способы наложения и приложения. | ||
1.1 | Предметно-практическая деятельность | Действия с предметами | перекладывание, отпускание, закапывание | Выполнять словесные инструкции педагога («право - лево»). Развивать взаимосвязь движений и зрительного внимания. | ||
Лепка объемная: «Рябиновые бусы», «Овощная корзинка», | пластилин, скатывание в шарик | Создавать объемную поделку через развитие операционно-технических умений и способности отражать в поделке. | ||||
Аппликация сборно-разборных игрушек: «Неваляшка», «Птичка». Составление декоративных узоров: «Бусы» | мнется, рвется, разглаживается | Познакомиться со свойствами бумаги. Располагать заготовки на листе бумаги, накладывая на контур, наносить клей на изнаночную сторону каждой детали, поворачивать цветной стороной к себе и прижимать ее салфеткой к листу бумаги. Составление декоративных узоров. | ||||
Конструирование из бумаги: «Гусеница», «Ваза с фруктами» | часть, целое | Последовательно выполнять цепочку действий, ориентированных на получение положительного результата. При работе ориентироваться на листе бумаги. Складывать бумагу различными способами. | ||||
1.2 | Графомоторные навыки и ориентировка в пространстве | Развитие тонкой моторики рук | лево, право | Выбирать предметы/формы с заданными свойствами и выкладывать их в линейной последовательности слева направо. Развивать тонкие дифференцированные движения рук при работе в тетради. | ||
Рисование: «Солнышко-луна»; «Колобок»; «Тарелка с апельсинами» | краски, кисточка | Отражать в рисунке характерные признаки предметов (величина, цвет, форма, пространственное расположение деталей). Раскрашивать контурные рисунки, не заходя за их контуры. Быть аккуратным при выполнении работ по изобразительной деятельности. | ||||
1.3 | Ознакомление с окружающим миром | Осень в гости к нам пришла | холодно, листопад | Выделять характерные признаки осени. Находить их в наблюдениях, на ситуативных и простейших сюжетных картинках. | ||
Овощи | урожай, овощи | Конкретизировать представления о фруктах и овощах. Различать сырые и вареные овощи-фрукты (2-3) по внешнему виду (форма, цвет, величина) и вкусовым качествам, соотносить реальный объект – муляж – предметное изображение со словом его обозначающим. | ||||
Фрукты | урожай, фрукты | |||||
Посуда | тарелка, чашка, ложка, вилка | Различать предметы посуды по внешнему виду, назначению, названию и обобщающему слову. Группировать предметы посуды по назначению. Моделировать, располагать предметы посуды в заданном пространстве (стол, салфетка и т.п.). | ||||
Игрушки | машина, кубики, мяч | Совершать с игрушками игровые действия в заданной системе пространственных координат. Соотносить объемные игрушки с их плоскостными изображениями (в книжках, на предметных, ситуативных и разрезных картинках). | ||||
2 | ФЭМП и сенсорика | Представление о кубе | куб | Находить предметы в предметном окружении кубической формы, соотносить куб с плоскостным изображением, используя способы наложения и приложения. | ||
2.1 | Предметно-практическая деятельность | Действия с предметами | перекладывание, отпускание, закапывание | Выполнять словесные инструкции педагога («право - лево»). Развивать взаимосвязь движений и зрительного внимания. | ||
Лепка объемная: «Кубики для куклы» Лепка плоскостная: «Украшаем одежду», | пластилин, лепка, отщипывание | Создавать объемную поделку через развитие операционно-технических умений и способности отражать в поделке. Уметь устанавливать сходство готовой поделки с образцом, выделяя с помощью взрослого объединяющие признаки. | ||||
Аппликация сборно-разборных игрушек: «Машинка». Составление декоративных узоров: «Улица» (высокие и низкие дома) | мнется, рвется, режется | Располагать заготовки на листе бумаги, накладывая на контур, наносить клей на изнаночную сторону каждой детали, поворачивать цветной стороной к себе и прижимать ее салфеткой к листу бумаги. Составление декоративных узоров. | ||||
Объемное конструирование: «Улица» (чередование высоких и низких домов). Конструирование из счетных палочек: «Разноцветный забор» Конструирование из бумаги: «Книжка» | конструктор, часть, целое, постройка | Последовательно выполнять цепочку действий, ориентированных на получение положительного результата. Создавать постройки по подражанию взрослому. При работе со счетными палочками ориентироваться на листе бумаги, принимая за точку отсчета определенный предмет. Складывать бумагу различными способами. | ||||
2.2 | Графомоторные навыки и ориентировка в пространстве | Работа с сыпучим материалом | природный материал | Развивать устойчивые двигательные переключения, избирательность и переключаемость произвольного внимания. Устранять гипертонус рук. | ||
Обучение грамоте: звук и буква – А – | буква, звук | Знать и различать букву и звук; находить заданный звук (букву) в слове; понимать ритмическое изображение слова. | ||||
Рисование: «Дом», «Разноцветный забор» | краски, кисточка, карандаши, ритмический ряд | Отражать в рисунке характерные признаки предметов (величина, цвет, форма, пространственное расположение деталей). Раскрашивать контурные рисунки, не заходя за их контуры. Иметь представления о зрительном ритмическом ряде на основе повторяемости и чередования элементов. | ||||
2.3 | Ознакомление с окружающим миром | Одежда | воротник, карман, рукав, пуговицы, молния | Различать предметы одежды по внешнему виду, назначению, названию и обобщающему слову; выделять детали одежды. Группировать по выделяемым признакам. | ||
Обувь | мысок, пятка, застежка, шнурки | Различать обувь по внешнему виду, назначению, названию и обобщающему слову; выделять детали обуви. Группировать по выделяемым признакам (назначение) и наличию заданных деталей. | ||||
Головные уборы | шапка, кепка, платок | Различать головные уборы по внешнему виду, назначению, названию и обобщающему слову. | ||||
Человек | части тела | Показывать основные части тела на себе, на другом человеке, на кукле, на предметной картинке. | ||||
Птицы | петух, утка, ворона | Выделять особенности строения тела птицы (клюв, крылья, 2 лапы, тело покрытое перьями). Знать сезонные изменения в жизни птиц. | ||||
3 | ФЭМП и сенсорика | Представления о множестве | множество, однородные/разнородные предметы | Различать группы, содержащие 1 и 2, 2 и 3 предмета на основе сопоставления их элементов один к одному. | ||
3.1 | Предметно-практическая деятельность | Действия с предметами | перекладывание, отпускание, закапывание | Выполнять словесные инструкции педагога («право - лево»). Развивать взаимосвязь движений и зрительного внимания. | ||
Лепка объемная: «Овощная корзинка» Лепка плоскостная: «Украшаем тарелку» | пластилин, лепка, отщипывание, скатывание в шарик | Создавать объемную поделку через развитие операционно-технических умений и способности отражать в поделке. Уметь устанавливать сходство готовой поделки с образцом, выделяя с помощью взрослого объединяющие признаки. | ||||
Аппликация сборно-разборных игрушек: «Пирамидка», Составление декоративных узоров: «Бусы», «Новогодняя елка» | мнется, рвется, разглаживается, режется | Располагать заготовки на листе бумаги, накладывая на контур, наносить клей на изнаночную сторону каждой детали, поворачивать цветной стороной к себе и прижимать ее салфеткой к листу бумаги. Составление декоративных узоров. Уметь использовать ножницы. | ||||
Объемное конструирование: «Улица» (чередование высоких и низких домов) Конструирование из счетных палочек: «Елочка» | конструктор, часть, целое, постройка | Последовательно выполнять цепочку действий, ориентированных на получение положительного результата. Создавать постройки по подражанию взрослому и опорным картинкам-схемам. При работе со счетными палочками ориентироваться на листе бумаги, принимая за точку отсчета определенный предмет. | ||||
3.2 | Графомоторные навыки и ориентировка в пространстве | Обучение грамоте: звук и буква – О – | буква, звук | Знать и различать букву и звук; находить заданный звук (букву) в слове; понимать ритмическое изображение слова. | ||
Рисование: «Новогодняя елка», «Узоры на полоске» | краски, кисточка, карандаши, ритмический ряд | Отражать в рисунке характерные признаки предметов (величина, цвет, форма, пространственное расположение деталей). Иметь представления о зрительном ритмическом ряде на основе повторяемости и чередования элементов. Быть аккуратным при выполнении работ по рисованию. | ||||
3.3 | Ознакомление с окружающим миром | Дикие животные | медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка | Различать животных по внешнему виду и среде обитания. Соотносить предметный образ со словом его обозначающим; игрушки, плоскостные и схематические изображения, трафаретные и разрезные картинки. | ||
Домашние животные | корова, коза, свинья, собака, кошка | |||||
Детеныши дикие животных | зайчонок, лисенок, медвежонок, волчонок, ежонок, бельчонок | Различать животных по внешнему виду и размеру. Соотносить предметный образ со словом его обозначающим; игрушки, плоскостные изображения. Уметь составлять целое изображение предмета из частей. | ||||
Детеныши домашних животных | теленок, козленок, поросенок, котенок, щенок | |||||
Новый год | праздник | Использовать атрибуты новогоднего праздника (украшения, одежда, подарки) для создания праздничного настроения. Применять навыки коммуникативного поведения в общественных местах | ||||
4 | ФЭМП и сенсорика | Знакомство с составом числа (в пределах 3) | число, цифра, количество | Отсчитывать определенное количество предметов по заданному числу (в пределах 3); составление действий (в пределах 3). | ||
4.1 | Предметно-практическая деятельность | Действия с предметами | перекладывание, отпускание, закапывание | Выполнять словесные инструкции педагога («право - лево»). Развивать взаимосвязь движений и зрительного внимания. | ||
Лепка объемная: «Чашки для медведей» Лепка плоскостная: «Мячик» | пластилин, лепка, отщипывание, скатывание в шарик | Создавать объемную поделку через развитие операционно-технических умений и способности отражать в поделке. Использовать приемы соединения деталей. | ||||
Аппликация сборно-разборных игрушек: «Домик для поросенка» Составление декоративных узоров: «Украшаем тарелку» | мнется, рвется, разглаживается, режется | Располагать заготовки на листе бумаги, накладывая на контур, наносить клей на изнаночную сторону каждой детали, поворачивать цветной стороной к себе и прижимать ее салфеткой к листу бумаги. Составление декоративных узоров. | ||||
Объемное конструирование: «Комната для кукол». Конструирование из счетных палочек: «Рыбка», «Елочка» Конструирование из бумаги: «Открытка к празднику» | конструктор, часть, целое, постройка | Последовательно выполнять цепочку действий, ориентированных на получение положительного результата. Соотносить рисунок-схему с выполненной конструкцией. При работе со счетными палочками ориентироваться на листе бумаги. Складывать бумагу различными способами. | ||||
4.2 | Графомоторные навыки и ориентировка в пространстве | Работа с сыпучим материалом | природный материал | Развивать устойчивые двигательные переключения, избирательность и переключаемость произвольного внимания. Устранять гипертонус рук. | ||
Обучение грамоте: звук и буква – У – | буква, звук | Знать и различать букву и звук; находить заданный звук (букву) в слове; понимать ритмическое изображение слова. | ||||
Рисование: «Любимая игрушка», «Новогодняя елочка», «Птички на кормушке» | краски, кисточка, карандаши, ритмический ряд | Отражать в рисунке характерные признаки предметов (величина, цвет, форма, пространственное расположение деталей). Раскрашивать контурные рисунки, не заходя за их контуры. Быть аккуратным при выполнении работ по изобразительной деятельности. | ||||
4.3 | Ознакомление с окружающим миром | Праздник продолжается | новогодние каникулы | Моделировать элементарные временные представления через установление причинно-следственных связей между основными событиями, их продолжительности и последовательности. | ||
В гостях у зимушки-зимы | снегопад, сугроб, метель, снежинка | Выделять характерные признаки зимы. Уметь находить их в наблюдениях, на ситуативных и простейших сюжетных картинках. | ||||
Зимние забавы | санки, лыжи | Узнавать основные предметы спортивно - зимнего сезона и правила их использования. Находить их на предметных, сюжетных картинках. | ||||
Транспорт | машина, самолет, поезд, корабль | Знать виды транспорта. Различать по внешнему виду и функциональному назначению, узнавать в сюжетных картинках. | ||||
День защитника Отечества | защитник, Отечество, солдат | Знать основные государственные праздники. Моделировать элементарные временные представления через установление причинно-следственных связей между основными событиями. | ||||
5 | ФЭМП и сенсорика | Представления о величине | большой - маленький | Сравнивать предметы по размеру, используя способы наложения и приложения. | ||
5.1 | Предметно-практическая деятельность | Действия с предметами | перекладывание, отпускание, закапывание | Выполнять словесные инструкции педагога («право - лево»). Развивать взаимосвязь движений и зрительного внимания. | ||
Лепка объёмная: «Баранки» Лепка плоскостная: «Украшаем одежду», «Шарфики» | пластилин, лепка, отщипывание, скатывание в жгутик | Создавать объемную поделку через развитие операционно-технических умений и способности отражать в поделке. Использовать приемы соединения деталей. Уметь устанавливать сходство готовой поделки с образцом, выделяя с помощью взрослого объединяющие признаки. | ||||
Аппликация сборно-разборных игрушек: «Дорожки». Составление декоративных узоров: «Дорожки», «Улица» | мнется, рвется, разглаживается, режется | Располагать заготовки на листе бумаги, накладывая на контур, наносить клей на изнаночную сторону каждой детали, поворачивать цветной стороной к себе и прижимать ее салфеткой к листу бумаги. Составление декоративных узоров. | ||||
Объемное конструирование: «Дорога для машин» Конструирование из счетных палочек: «Тропинка Колобка» | конструктор, часть, целое, постройка | Последовательно выполнять цепочку действий, ориентированных на получение положительного результата. Соотносить рисунок-схему с выполненной конструкцией. При работе со счетными палочками ориентироваться на листе бумаги, принимая за точку отсчета определенный предмет. | ||||
5.2 | Графомоторные навыки и ориентировка в пространстве | Обучение грамоте: звук и буква – И – | буква, звук | Знать и различать букву и звук; находить заданный звук (букву) в слове; понимать ритмическое изображение слова. | ||
Рисование: «Кошка с котенком», «Узоры на полоске», «Автопортрет» | краски, кисточка, карандаши, восковые мелки, ритмический ряд | Отражать в рисунке характерные признаки предметов (величина, цвет, форма, пространственное расположение деталей). Рисовать лица людей. Быть аккуратным при выполнении работ по изобразительной деятельности. | ||||
5.3 | Ознакомление с окружающим миром | У весны зеленые косички | весна, капель | Выделять характерные признаки весны. Уметь находить их в наблюдениях, на ситуативных и простейших сюжетных картинках. | ||
Первоцветы | подснежник, мать - и - мачеха | Наблюдать за изменениями в природе. Любоваться красоте и нежности цветов. Выделять из ряда однородных предметов. Бережно относиться к природе. | ||||
Цветы | тюльпаны, нарциссы | Различать цветы по внешнему виду, названию. Знать правила ухода за ними, Бережно относиться к природе. | ||||
Насекомые | бабочка, пчела, божья коровка, муха | Познакомиться с данными представителями насекомых. Находить их изображения на картинках. Различать их по внешнему виду и размеру. | ||||
У весны зеленые косички | весна, тепло, дождь | Вести наблюдения за изменениями в природе. Находить характерные признаки на картинке. Бережно относиться к природе. | ||||
6 | ФЭМП и сенсорика | Представления о частях суток | день-ночь | Соотносить части суток с режимом дня, движением ночного и дневного светила. | ||
6.1 | Предметно-практическая деятельность | Действия с предметами | перекладывание, отпускание, закапывание | Выполнять словесные инструкции педагога («право - лево»). Развивать взаимосвязь движений и зрительного внимания. | ||
Лепка объемная: «Апельсины в корзине», Лепка плоскостная: «Звездное небо» | пластилин, лепка, отщипывание, скатывание в шарик | Создавать объемную поделку через развитие операционно-технических умений и способности отражать в поделке. Использовать приемы соединения деталей. Уметь устанавливать сходство готовой поделки с образцом, выделяя с помощью взрослого объединяющие признаки. | ||||
Аппликация сборно-разборных игрушек: «Пирог». Составление декоративных узоров: «Солнце и луна» | мнется, рвется, разглаживается | Познакомиться со свойствами бумаги. Располагать заготовки на листе бумаги, накладывая на контур, наносить клей на изнаночную сторону каждой детали, поворачивать цветной стороной к себе и прижимать ее салфеткой к листу бумаги. Составление декоративных узоров. | ||||
Объемное конструирование: «Комната для кукол». Конструирование из счетных палочек: «Солнышко», Конструирование из бумаги: «Кошка» | конструктор, часть, целое, постройка, оригами | Последовательно выполнять цепочку действий, ориентированных на получение положительного результата. При работе со счетными палочками ориентироваться на листе бумаги, принимая за точку отсчета определенный предмет. Развивать устойчивое произвольное внимание. Складывать бумагу различными способами. | ||||
6.2 | Графомоторные навыки и ориентировка в пространстве | Задания графического характера | графический диктант, графическая задача | Решать графические задачи, графические диктанты. | ||
Звуки и буквы: – А –, – О –, – У –, – И – | буква, звук | Знать и различать букву и звук; находить заданный звук (букву) в слове; понимать ритмическое изображение слова. | ||||
Рисование: «Цветы», «Цыплята на лугу» | краски, кисточка, карандаши | Отражать в рисунке характерные признаки предметов (величина, цвет, форма, пространственное расположение деталей). Раскрашивать контурные рисунки, не заходя за их контуры. Иметь представления о зрительном ритмическом ряде на основе повторяемости и чередования элементов. Быть аккуратным при выполнении работ по изобразительной деятельности. | ||||
6.3 | Ознакомление с окружающим миром | Деревья | дуб, сосна, шишка, желудь | Различать лиственные и хвойные деревья по внешнему виду, по плодам. Определять дерево среди других растений. | ||
Летние развлечения | велосипед, самокат, бадминтон | Знать основные предметы спортивно-летнего сезона и правила их использования. Находить их на предметных, сюжетных картинках. Уметь составлять целое изображение из двух половинок. | ||||
Лето красное пришло | лето, жарко, солнечно | Вести наблюдения за изменениями в природе. Находить характерные признаки лета на картинке. |
IV. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Условные обозначения | |
Представление отсутствует (или выяснить невозможно), пассивное участие (или) отказ от деятельности | 0 |
Представление в стадии формирования и пассивное соучастие (действие выполняется взрослым, а ребёнок позволяет выполнить действие с помощью полной физической подсказки со стороны педагога) | 1 |
Представления частично сформированы, и действие выполняется ребёнком: | |
| 2 |
Представления сформированы, и действие выполняется ребёнком самостоятельно (в разных условиях, с разными людьми) | 3 |
кл. рук. ___________/ _______________________
учитель-логопед __________/________________________
педагог-дефектолог ____________/_______________________
Родители (законные представители) ознакомлены ____________/_______________________
___________/________________________
Предварительный просмотр:
Диагностика результатов овладения адаптированной комплексной коррекционно-развивающей программой «Я познаю мир» обучающимися ТМНР 4-ый год обучения
за 2019-2020 уч.г.
№ | Фамилия, имя обучающегося | ФЭМП и сенсорика | Предметно-практические действия | ГМН и ориентировка в пространстве | Ознакомление с окружающим миром | Итого % | ||||||||||||||||||||||||||||||||
представления о формах и фигурах | представления о множестве | представления о составе числа | представления о величине | временные представления | действия с предметами | аппликация | лепка | конструирование | развитие тонкой моторики | работа с сыпучим материалом | овладение грамотой | решение заданий графического характера | рисование | знание характерных сезонных признаков | знание и различение животных и птиц | владение обобщающими понятиями | знание социальных правил (человек, праздники и т.п.) | |||||||||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |||
1 | С.Б. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Я.И. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | А.К. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | В.К. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | И.Н. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | К.П. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Ш.М. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуч...
СИПР для 2 класса (3 год обучения) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2
СИПР составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 (ФГОС с УО Приказ № 1599, ва...
СИПР для 3 класса (4 год обучения)обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2
СИПР составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 (ФГОС с УО Приказ № 1599, ва...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логоритмика» 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адап...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (ВАРИАНТ 1)
Данная программа может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с предложенными обучающимся рекомендациями ПМПК. ...
Рабочая программа по основам социальной жизни. 5а класс. по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 2023-2024
Рабочая программа по основам социальной жизни. 5а класс. по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 2023-2024...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...