Рабочая программа по коррекционно – развивающей области «Логопедические занятия» для обучающихся с лёгкой для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I)
рабочая программа (6 класс)
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи, формирование необходимых практических умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logo_6v.docx | 49.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 100 от «30» августа 2024г. И. о. директора Центра: _____________ /О.В. Панасенкова/ | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _______________ /О.В.Панасенкова/ | ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол №1 от «28» августа 2024 г. | РАССМОТРЕНО: на МО учителей-предметников Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. руководитель МО: __________ /А.А. Сайганова/ |
Рабочая программа по коррекционно – развивающей области
«Логопедические занятия»
для обучающихся с лёгкой для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант I)
6 «В» класс
на 2024 – 2025 учебный год
Программу составила: Исаева Елена Сергеевна учитель (русского языка, чтения) высшей квалификационной категории |
Смоленск 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи программы
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи, формирование необходимых практических умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Основные задачи программы:
- Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности.
- Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Принципы и подходы к реализации программы
Рабочая программа коррекционного курса: «Коррекционные занятия (логопедические)» для 0-6 Центра для детей с интеллектуальной недостаточностью имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организации работ по ней: - гуманизма - вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода; - системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; - реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы; - деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту; - индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы; - системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
- Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Данный курс способствует формированию у обучающихся навыков правильного звукопроизношения и развитию фонематических процессов, которые лежат в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. Формирует у обучающихся познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Подводит обучающихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением.
Программа определяет направления коррекционно-развивающей логопедической работы:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
Характеристика речи обучающихся
6 класс.
Речь детей на данном этапе (усреднённые значения по школе), производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, позволяет выявить проявления системного недоразвития речи. Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости является диагностическим критерием при обследовании речи школьников. Ребенок испытывает трудности, как только возникает необходимость усвоения новой лексики, сложной по звуко-слоговой структуре и морфологической организации (например: регулировщик, баскетболистка, велосипедистка, строительство и т. д.). Низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у этих детей еще не завершен.
Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. Так, при, казалось бы, достаточно разнообразном предметном словаре, дети могут неточно знать и понимать слова, редко встречающиеся в повседневной речевой практике: названия некоторых животных и птиц, растений, профессий, частей тела человека и животных. В самостоятельных высказываниях могут смешиваться видовые и родовые понятия («креслы» — стулья, кресло, диван, тахта).
Дети склонны использовать стереотипные формулировки, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации, в смешении признаков. Недоступными являются задания на подбор антонимов к словам с более абстрактным значением, таким, как: молодость, свет, горе и т. д.
Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, эти дети по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких вариантов.
К ним относятся случаи образования увеличительных и многих уменьшительно-ласкательных форм существительных, наименований единичных предметов, относительных и притяжательных прилагательных, а также некоторых форм приставочных глаголов. Наряду с этими ошибками у детей наблюдаются существенные затруднения в понимании и объяснении значений этих и других производных наименований: (кипятильник, виноградник, танцовщик) и т. п. При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности; «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий; повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т. д. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ, дети используют преимущественно короткие малоинформативные предложения. При этом ребенку сложно переключиться на изложение истории от третьего лица, включать в известный сюжет новые элементы, изменять концовку.
- Описание места коррекционного курса в учебном плане.
Согласно требованиям ФГОСоУО Вариант 1, коррекционно-развивающие логопедические занятия являются обязательной частью Учебного плана в области «Коррекционно-развивающая область». Они представлены подгрупповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими логопедическими занятиями, которые направлены на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и подгрупповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется общеобразовательной организацией «Центр образования и развития «Особый ребёнок», исходя из психофизических особенностей, обучающихся с нарушением интеллекта на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Количество часов отводимых на коррекционно – логопедические занятия (учебный год):
6 класс – 67 ч. (2 часа в неделю);
Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.
- Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса.
Личностными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:
- осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
- расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи;
- использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;
- коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
- владение навыками звукобуквенного анализа и синтеза;
- расширение лексического запаса, обогащение активного словаря как путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Содержание коррекционного курса
Развитие (коррекция) звукобуквенного анализа |
Гласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие звуки. Согласные звонкие и глухие звуки. Схема слова. |
Развитие (коррекция) лексико-грамматических категорий |
Расширения словаря слов-предметов, слов-признаков, слов-действий. Словоизменение. Словообразование. Предлоги. Союзы. |
Развитие связной речи |
Фраза. Составление простых распространённых предложений. Составление рассказа. |
Чтение и письмо. |
Дифференциация букв схожих по написанию. Письмо под диктовку. Деформированный текст. |
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по слоговому и звуковому составу;
- активно пользоваться различными способами словоизменения;
- различать гласные и согласные звуки;
- строить правильно предложения.
Учащиеся должны знать:
- все буквы алфавита;
- принципы построения предложения;
- парные звонкие и глухие согласные/парные твёрдые и мягкие согласные.
№ | Тема занятия | Кол. Час. | Дата план | Дата факт |
I-четверть – 18часов. | ||||
1-2 | Обследование связной речи. | 2 | 2.6.09 | |
3-4 | Обследование письменной речи.. | 2 | 9,13.09 | |
5-6 | Звуки и буквы. Различия понятий «звук» и «буква», обозначение звука буквой. | 2 | 16,20.09 | |
7-8 | Гласные и согласные звуки. Ввыделение гласных и согласных звуков на слух в слогах и словах. | 2 | 23,27.09 | |
9-10 | Твёрдые и мягкие согласные. Рразличение на слух твёрдых и мягких звуков в слогах и словах. | 2 | 30,4.10 | |
11-12 | Звонкие и глухие согласные. Различение на слух и в произношении глухих и звонких звуков в слогах и словах. | 2 | 7,11.10 | |
13-14 | Дифференциация букв а – о. Сравнение элементов букв, выделение букв в предложении и тексте. | 2 | 14,17.10 | |
15-16 | Дифференциация букв у – и. Сравнение элементов букв, выделение букв в предложении и тексте. | 2 | 21,25.10 | |
17-18 | Дифференциация букв п – т. Сравнение элементов букв, выделение букв в предложении и тексте. | 2 | 28,1.11. | |
II-четверть – 14 часов. | ||||
19-20 | Дифференциация букв б – д. Сравнение элементов букв, выделение букв в предложении и тексте. | 2 | 11,15.11 | |
21-22 | Дифференциация букв и – ш. Сравнение элементов букв, выделение букв в предложении и тексте. | 2 | 18,22.11 | |
23-24 | Дифференциация букв л – м. Сравнение элементов букв, выделение букв в предложении и тексте. | 2 | 25,29.11 | |
25-26 | Предлоги на/над. Составление фразы с использованием предлогов. | 2 | 2,6.12 | |
27-28 | Предлоги над/под. Составление фразы с использованием предлогов. | 2 | 9,13.12 | |
29-30 | Предлоги к/от. Составление фразы с использованием предлогов. | 2 | 16,20.12 | |
31-32 | Предлоги за/у. Составление фразы с использованием предлогов. | 2 | 23,27.12 | |
III-четверть – 21 час. | ||||
33-34 | Предлоги в/на. Составление фразы с использованием предлогов о. | 2 | 10,13.01 | |
35-36 | Предлоги из-за, из-под. Составление фразы с использованием предлогов. | 2 | 17,20.01 | |
37-38 | Предложение. Границы предложений. | 2 | 24,27.01 | |
39-40 | Конструирование простых предложений (нераспространённые) | 2 | 31,3.02 | |
41-42 | Конструирование простых предложений (распространённые) | 2 | 7,10.02 | |
43-44 | Конструирование предложений с однородными членами. | 2 | 14,24.02 | |
45-46 | Упражнения в составлении предложений из данных слов. | 2 | 28,3.03 | |
47-48 | Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных вразброс предложений. | 2 | 7,10.03 | |
49-50 | Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных вразброс предложений. | 2 | 14,17.03 | |
51-53 | Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных вразброс предложений. | 3 | 21-28.03 | |
IV-четверть – 14 часов | ||||
54-55 | Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных вразброс предложений. | 2 | 7,11.04 | |
56-57 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 2 | 14,18,04 | |
58-59 | Составление рассказа по опорным словам. | 2 | 21,25,.04 | |
60-61 | Пересказ текста с опорой на картинки. | 2 | 28,5.05 | |
62-63 | Пересказ текста по опорным словам. | 2 | 12,16 | |
64-65 | Пересказ текста вопросам. | 2 | 19,23.05 | |
66-67 | Самостоятельный пересказ текста. | 2 | 26,30.05 | |
Итого | 67 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9классгеография
Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29....
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества
Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс ручной труд
Программа «Ручной труд» направлена на воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, настойчивости, уважения к труду. Основная задача обучения – формирование общетрудовых умений и навыков: умения ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс биология
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида...
Рабочая программа. 5-6 класс. Факультативные занятия по математике (по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) 2023-2024
Рабочая программа. 5-6 класс. Факультативные занятия по математике (по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) 2023-2024...