Рабочая программа по коррекционно – развивающей области «Логопедические занятия» для обучающихся с лёгкой для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I)
рабочая программа (6 класс)

Цель программы  -  коррекция дефектов  устной и письменной речи, формирование необходимых практических умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logo_6v.docx49.04 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития  «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 100

от «30» августа 2024г.

 И. о. директора Центра:

_____________

/О.В. Панасенкова/

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_______________

/О.В.Панасенкова/

ПРИНЯТА:

на педагогическом

совете

Протокол №1

от «28» августа 2024 г.

РАССМОТРЕНО:

  на МО учителей-предметников

Протокол № 1

от «28» августа 2024 г.

руководитель МО:

__________

/А.А. Сайганова/

Рабочая программа по  коррекционно – развивающей области

«Логопедические занятия»  

для обучающихся с лёгкой для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (Вариант I)

 6 «В» класс

на 2024 – 2025 учебный год

Программу составила:

Исаева Елена Сергеевна

учитель (русского языка, чтения)

высшей  квалификационной категории

Смоленск 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель и задачи программы

Цель программы  -  коррекция дефектов  устной и письменной речи, формирование необходимых практических умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Основные задачи программы:

  • Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности.
  • Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
  • Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

Принципы и подходы к реализации программы

Рабочая программа коррекционного курса: «Коррекционные занятия (логопедические)» для 0-6 Центра  для детей с интеллектуальной недостаточностью имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организации работ по ней:                                                                                                                                                                                                                  - гуманизма - вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;                                                                                                                                                   - системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;                                                                                                                                                                     - реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;                                                                   - деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;                                                                               - индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;                                                                                                                                                                                         - системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

                                                                                                                                                                                                                                         

  1. Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися.

Данный курс способствует формированию у обучающихся навыков правильного звукопроизношения и развитию фонематических процессов, которые лежат в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. Формирует у обучающихся познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Подводит обучающихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением.

Программа определяет направления коррекционно-развивающей логопедической работы:

- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

- диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);

- коррекция нарушений чтения и письма;

- расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).

Характеристика речи обучающихся

6 класс.

Речь детей на данном этапе (усреднённые значения по школе),  производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, позволяет выявить проявления системного недоразвития речи. Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости  является диагностическим критерием при обследовании речи школьников. Ребенок испытывает трудности,  как только возникает необходимость усвоения новой лексики, сложной по звуко-слоговой структуре и морфологической организации (например: регулировщик, баскетболистка, велосипедистка, строительство и т. д.). Низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у этих детей еще не завершен.

Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны отдельные  нарушения  смысловой  стороны  речи.  Так,  при,  казалось  бы,  достаточно разнообразном  предметном  словаре,  дети  могут  неточно  знать  и  понимать  слова,  редко встречающиеся  в  повседневной  речевой  практике:  названия  некоторых  животных  и  птиц, растений,  профессий,  частей  тела  человека  и  животных.  В  самостоятельных  высказываниях могут смешиваться видовые и родовые понятия («креслы» — стулья, кресло, диван, тахта).

Дети  склонны  использовать  стереотипные  формулировки,  лишь  приблизительно  передающие  оригинальное  значение  слова.   Характер  лексических  ошибок  проявляется  в  замене слов, близких по ситуации, в смешении признаков. Недоступными являются задания на подбор антонимов к словам с более абстрактным значением, таким, как:  молодость, свет, горе  и  т. д.

Недостаточность  лексического  строя  языка  проявляется  и  в  специфических  словообразовательных ошибках. Правильно образуя  слова, наиболее употребляемые в речевой  практике,  эти  дети  по-прежнему  затрудняются  в  продуцировании  более  редких  вариантов.

К ним  относятся  случаи  образования  увеличительных  и  многих  уменьшительно-ласкательных форм  существительных,  наименований  единичных  предметов,  относительных  и  притяжательных  прилагательных,  а  также  некоторых  форм  приставочных  глаголов.  Наряду  с этими ошибками у детей наблюдаются существенные затруднения в понимании и объяснении  значений этих и других производных наименований: (кипятильник, виноградник, танцовщик)  и т. п.  При  обследовании  связной  речи  выявляются  затруднения  в  передаче  логической последовательности; «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его  главных событий; повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т. д.  Рассказывая о событиях  из  своей  жизни,  составляя  рассказ,  дети  используют  преимущественно  короткие малоинформативные  предложения.  При  этом  ребенку  сложно  переключиться  на  изложение  истории  от  третьего  лица,  включать  в  известный  сюжет  новые  элементы,  изменять  концовку.

  1. Описание места коррекционного курса в учебном плане.

Согласно требованиям ФГОСоУО Вариант 1, коррекционно-развивающие логопедические занятия являются обязательной частью Учебного плана в области «Коррекционно-развивающая область». Они представлены подгрупповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими логопедическими занятиями, которые направлены на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.

Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и подгрупповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется общеобразовательной организацией «Центр образования и развития «Особый ребёнок», исходя из психофизических особенностей, обучающихся с нарушением интеллекта на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Количество часов отводимых на коррекционно – логопедические занятия (учебный год):

6 класс – 67 ч. (2 часа в неделю);

Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.

  1. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса.

Личностными результатами логопедической коррекционно-развивающей  деятельности являются:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:

  • осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи;
  • использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;
  • коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
  • владение навыками звукобуквенного анализа и синтеза;
  • расширение  лексического  запаса,  обогащение  активного  словаря  как  путем  накопления  новых слов, относящихся к разным частям речи, так и за счет развития  у детей  умения активно  пользоваться различными способами словообразования.

  1. Содержание коррекционного курса

Развитие (коррекция) звукобуквенного анализа

Гласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие звуки. Согласные звонкие и глухие звуки. Схема слова.

Развитие (коррекция) лексико-грамматических категорий

Расширения словаря слов-предметов, слов-признаков, слов-действий. Словоизменение. Словообразование. Предлоги. Союзы.

Развитие связной речи

Фраза. Составление простых распространённых предложений. Составление рассказа.

Чтение и письмо.

Дифференциация букв схожих по написанию. Письмо под диктовку. Деформированный текст.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать слова по слоговому   и   звуковому составу;
  • активно пользоваться различными способами словоизменения;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • строить правильно предложения.

Учащиеся должны знать:

  • все буквы алфавита;
  • принципы построения предложения;
  • парные звонкие и глухие согласные/парные твёрдые и мягкие согласные.

Тема занятия

Кол. Час.

Дата

план

Дата

факт

I-четверть – 18часов.

1-2

Обследование связной речи.

2

2.6.09

3-4

Обследование письменной речи..

2

9,13.09

5-6

Звуки и буквы. Различия понятий «звук» и «буква», обозначение звука буквой.

2

16,20.09

7-8

Гласные и согласные звуки.

Ввыделение гласных и согласных звуков на слух в слогах и словах.

2

23,27.09

9-10

Твёрдые и мягкие согласные.

Рразличение на слух твёрдых и мягких звуков в слогах и словах.

2

30,4.10

11-12

Звонкие и глухие согласные. Различение на слух и в произношении глухих и звонких звуков в слогах и словах.

2

7,11.10

13-14

Дифференциация букв а – о.

Сравнение элементов букв, выделение букв в предложении и тексте.

2

14,17.10

15-16

Дифференциация букв у – и.

Сравнение элементов букв, выделение букв в предложении и тексте.

2

21,25.10

17-18

Дифференциация букв п – т. Сравнение элементов букв, выделение букв в предложении и тексте.

2

28,1.11.

II-четверть – 14 часов.

19-20

Дифференциация букв б – д. Сравнение элементов букв, выделение букв в предложении и тексте.

2

        11,15.11

21-22

Дифференциация букв и – ш. Сравнение элементов букв, выделение букв в предложении и тексте.

2

18,22.11

23-24

Дифференциация букв л – м. Сравнение элементов букв, выделение букв в предложении и тексте.

2

25,29.11

25-26

Предлоги на/над. Составление фразы с использованием предлогов.

2

2,6.12

27-28

Предлоги над/под. Составление фразы с использованием предлогов. 

2

9,13.12

29-30

Предлоги к/от. Составление фразы с использованием предлогов. 

2

16,20.12

31-32

Предлоги за/у. Составление фразы с использованием предлогов. 

2

23,27.12

III-четверть – 21 час.

33-34

Предлоги в/на. Составление фразы с использованием предлогов о. 

2

10,13.01

35-36

Предлоги из-за, из-под. Составление фразы с использованием предлогов. 

2

17,20.01

37-38

Предложение. Границы предложений. 

2

24,27.01

39-40

Конструирование простых предложений (нераспространённые)

2

31,3.02

41-42

Конструирование простых предложений (распространённые)

2

7,10.02

43-44

Конструирование предложений с однородными членами.

2

14,24.02

45-46

Упражнения в составлении предложений из данных слов.

2

28,3.03

47-48

Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных вразброс предложений.

2

7,10.03

49-50

Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных вразброс предложений.

2

14,17.03

51-53

Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных вразброс предложений.

3

21-28.03

IV-четверть – 14 часов

54-55

Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных вразброс предложений.

2

7,11.04

56-57

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

2

14,18,04

58-59

Составление рассказа по опорным словам.

2

21,25,.04

60-61

Пересказ текста с опорой на картинки.

2

28,5.05

62-63

Пересказ текста по опорным словам.

2

12,16

64-65

Пересказ текста вопросам.

2

19,23.05

66-67

Самостоятельный пересказ текста.

2

26,30.05

Итого

67 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология

Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9классгеография

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29....

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества

Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс ручной труд

Программа «Ручной труд» направлена на воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, настойчивости, уважения к труду. Основная задача обучения – формирование общетрудовых умений и навыков: умения ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс биология

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида...

Рабочая программа. 5-6 класс. Факультативные занятия по математике (по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) 2023-2024

Рабочая программа. 5-6 класс. Факультативные занятия по математике (по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) 2023-2024...