Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
рабочая программа на тему
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;
Категория обучающихся: 1 бкласс
3б класс
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени:1б класс - 66 часов.
3 б класс –68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 1б класс – 2 часа в неделю
3б класс –2 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.
Введение
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
- обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._korrektsionno-_razvitivayushchie_zanyatiya.docx | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______от_______ Руководитель____Мяннанова Г.А. | Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 __________Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___от____ Директор_________Пономарева М.Н. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Коррекционно-развивающие занятия»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
1б класс/
3б класс
Составитель программы:
Аипова Р.М.
Ульяновск 2018
Содержание
1.Паспорт рабочей программы | ||
2.Введение | ||
3.Пояснительная записка 4.Планируемые предметные и личностные результаты 5.Базовые учебные действия. 6.Содержание рабочей программы 7.Учебно-тематическое планирование 8.Перечень материально-технического обеспечения 9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов 10.Лист внесения изменений |
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;
Категория обучающихся: 1 бкласс
3б класс
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени:1б класс - 66 часов.
3 б класс –68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 1б класс – 2 часа в неделю
3б класс –2 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.
Введение
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
- обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Пояснительная записка.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.
Планируемые личностные и предметные результаты
Личностные результаты:
-адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия;
-устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым,потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения;
-эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;
-зрительный контакт «глаза в глаза»;
- фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации.
Предметные:
- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,
- использование пишущего предмета по назначению,
- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,
- рассматривание иллюстраций,
- использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия,
- проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям,
- элементарные графо-моторные умения,
- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.
Базовые учебные действия
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Содержание рабочей программы
Программа включает игровые упражнения, игровые ситуации.
Рассматривание предметов; восприятие, перемещение предметов в руке для их рассматривания. Упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу. Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание с увеличением амплитуды движений в суставах.Ритмические упражненияна общую моторику под звуки музыкальных инструментов. Ходьба в заданном направлении с игрушкой под удары бубна, барабана. Упражнения в перешагивании через препятствия под хлопки или удары музыкальных инструментов.
Упражнения с природным материалом и бытовыми предметами.
Игры с пирамидками, матрешками, кубиками, настольным конструктором. Игры-пантомимы, этюды.
Рисование. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы.
Игры и упражнения на простейшую группировку по образцу статических и динамических изображений предметов, животных, людей.
Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Учебно-тематическое планирование
1 б класс – 66 часов.
Тема урока | Кол – во часов | |
1 четверть (16 часов) | ||
1 | Дидактическая игра «Найди пару». | 2 |
2 | Прослушивание с учащимися музыкальных сказок. | 2 |
3 | Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук, учащихся по образцу, данному учителем. | 2 |
4 | Рисование по точкам (яблоко, груша, апельсин). | 2 |
5 | Вырезание предметов по шаблону (яблоко, груша, апельсин) | 2 |
6 | Рисование узоров в круге и в полосе. | 2 |
7 | Письмо букв и цифр по трафаретам. | 2 |
8 | Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно. | 2 |
2 четверть (16 часов) | ||
1 | Прослушивание с учащимися музыкальных сказок. | 2 |
2 | Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук, учащихся по образцу (на картинке), данному учителем. | 2 |
3 | Рисование по точкам (листья, ягоды). | 2 |
4 | Вырезание узор для аппликации (ягоды, листья). | 2 |
5 | Настольная игра «Лото». | 2 |
6 | Дидактическая игра на зрительное восприятие «Соотнеси картинки» | 2 |
7 | Упражнения - ориентировку на листе бумаги «Солнышко наверху, цветы внизу», «Снег идет». | 2 |
8 | Коллективная аппликация «Новогодняя ёлка». | 2 |
3 четверть (18 часов) | ||
1 | Прослушивание с учащимися музыкальных сказок. | 2 |
2 | Изготовление открытки «23 февраля» | 2 |
3 | Рисование по точкам (помидор,морковь,огурец) | 2 |
4 | Раскраска по серии сказки «Колобок» | 1 |
5 | Изготовление открытки «8 марта» | 1 |
6 | Коллективная аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов для композиции «Колобок»). | 2 |
7 | Плетение из полосок бумаги «Коврик». | 2 |
8 | Раскраска «Кукла». | 2 |
9 | Изготовление книжек- самоделок. | 2 |
10 | Изготовление закладки для книги. | 2 |
4 четверть (16 часов) | ||
1 | Прослушивание с учащимися музыкальных сказок. | 2 |
2 | Рисование на шаблонах (божья коровка, бабочка) | 2 |
3 | Вырезание предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (Цветы). | 2 |
4 | Коллективная аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов «Цветы на лугу» | 2 |
5 | Раскраска по серии сказки «Репка» | 2 |
6 | Изготовление закладки-косичка. | 2 |
7 | Рисование «Машины». | 2 |
8 | Рассматривание иллюстраций и картин к прочитанным произведениям. | 2 |
Итого: 66 часов. |
Учебно-тематическое планирование
3 б класс -68 часов.
Тема урока | Кол – во часов | |
1 четверть (16 часов) | ||
1 | Дидактическая игра «Найди пару». | 2 |
2 | Прослушивание с учащимися музыкальных сказок. | 2 |
3 | Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук, учащихся по образцу, данному учителем. | 2 |
4 | Рисование по точкам (яблоко, груша, апельсин). | 2 |
5 | Вырезание предметов по шаблону (яблоко, груша, апельсин) | 2 |
6 | Рисование узоров в круге и в полосе. | 2 |
7 | Письмо букв и цифр по трафаретам. | 2 |
8 | Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно. | 2 |
2 четверть (16 часов) | ||
1 | Прослушивание с учащимися музыкальных сказок. | 2 |
2 | Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук, учащихся по образцу (на картинке), данному учителем. | 2 |
3 | Рисование по точкам (листья, ягоды). | 2 |
4 | Вырезание узор для аппликации (ягоды, листья). | 2 |
5 | Настольная игра «Лото». | 2 |
6 | Дидактическая игра на зрительное восприятие «Соотнеси картинки» | 2 |
7 | Упражнения - ориентировку на листе бумаги «Солнышко наверху, цветы внизу», «Снег идет». | 2 |
8 | Коллективная аппликация «Новогодняя ёлка». | 2 |
3 четверть (20 часов) | ||
1 | Прослушивание с учащимися музыкальных сказок. | 2 |
2 | Изготовление открытки «23 февраля» | 2 |
3 | Рисование по точкам (помидор,морковь,огурец) | 2 |
4 | Раскраска по серии сказки «Колобок» | 2 |
5 | Изготовление открытки «8 марта» | 2 |
6 | Коллективная аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов для композиции «Колобок»). | 2 |
7 | Плетение из полосок бумаги «Коврик». | 2 |
8 | Раскраска «Кукла». | 2 |
9 | Изготовление книжек- самоделок. | 2 |
10 | Изготовление закладки для книги. | 2 |
4 четверть (16 часов) | ||
1 | Прослушивание с учащимися музыкальных сказок. | 2 |
2 | Рисование на шаблонах (божья коровка, бабочка) | 2 |
3 | Вырезание предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (Цветы). | 2 |
4 | Коллективная аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов «Цветы на лугу» | 2 |
5 | Раскраска по серии сказки «Репка» | 2 |
6 | Изготовление закладки-косичка. | 2 |
7 | Рисование «Машины». | 2 |
8 | Рассматривание иллюстраций и картин к прочитанным произведениям. | 2 |
Итого: 68 часов. |
Перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение предмета включает:
- мячи разного размера;
- кубики разного размера;
- различная по текстуре бумага;
- шарики разного размера для нанизывания;
- игрушки: кошка, собака, медведь, заяц и др.;
- музыкальные инструменты: погремушка, барабан, колокольчик, бубен;
- набор «Грибочки»;
- матрешки;
- муляжи овощей и фруктов: яблоки, морковь;
- куклы разного размера.
Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель:
1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Результаты:
- 0 баллов - нет продвижения;
- 1 балл – минимальное продвижение;
- 2 балла – среднее продвижение;
- 3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
- 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
- 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
- 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
- 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
- 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например,
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающи...
2020 (апрель)-Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Коррекционно-развивающее занятие» для обучающихся с умственной отсталостью (3 год обучения по ФГОС УО)
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Коррекционно-развивающее занятие» для обучающихся с умственной отсталостью (3 год обучения по ФГОС УО)...
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» 5-9 классы Программа разработана в соответствии со следующими документами:Приказ Министерства образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» 5-9 классы Программа разработана в соответствии со следующими документами:Приказ Министерства образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 10 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету«Математика» 10-11 класс.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе адаптированной образовательн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 11 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету«Математика» 10-11 класс.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе адаптированной образовательн...