Программа по альтернативной коммуникации
рабочая программа
Программа по альтнрнативной коммуникации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_altern._kommun.docx | 56.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» для обучающихся первого класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:
Нормативные документы:
- Федеральный «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12. №273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015.
- Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу, учителя, реализующего в образовательном процессе ФГОС О УО
- Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15
Методические документы:
- Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа разработана по предмету "Альтернативная коммуникация" для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Сроки освоения программы: 4 года.
Объём учебного времени за 4 года:
1класс - 58 часов + 8 часов логопедическое обследование
2 класс - 60 часов + 8 часов логопедическое обследование
3 класс - 60 часов + 8 часов логопедическое обследование
4 часа - 60 класс + 8 часов логопедическое обследование
За 4 года - 238 часов + 32 часа логопедическое обследование
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 2 часа в неделю.
Личностная цель: формирование осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы
- Задачи: 1) Формирование социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности;
2) формировать у обучающихся самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
2) прививать у обучающихся ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.).
Коммуникативная цель: формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Задачи: 1) уметь вступать в контакт и работать в коллективе;
2) использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
3) обращаться за помощью и принимать помощь.
Предметная цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, расширение жизненного опыта для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся с нарушением интеллекта.
Задачи: 1) формировать способность к овладению доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными;
2) формировать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Регулятивная цель: формировать адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.
1) научить работать по предложенному плану;
2) научить работать в общем темпе.
Коррекционная цель: развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи через расширение словарного запаса.
Задачи: 1) развивать способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;
2) развивать артикуляционную, мелкую и крупную моторику.
Приемы:
- развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой и тд.);
- выполнение действий по невербальной инструкции;
- ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;
- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на и тд.);
- развитие мимики и жеста;
- жестовое приветствие и прощание;
- выполнение имитирующих движений;
- понимание и пользование пиктограммам, картинок, рисунков, коммуникативных тетрадей.
Основные принципы:
1) Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает компенсацию утраченных из-за нарушения способностей за счёт перестройки сохранившихся .
2) Принцип социально-адаптирующей направленности образования заключается в следующем: основной целью специального образования служит социализация личности с отклонениями в развитии, а также обеспечение максимально возможной независимости и самостоятельности.
3) Принцип дифференцированности и индивидуального подхода. Этот принцип позволяет в коррекционной работе учитывать не только особенности, присущие данной категории нарушения, но и индивидуальные особенности обучаемого ребёнка. Такой принцип может быть реализован в коллективе обучающихся с отклонениями в развитии путём условного деления обучающихся на группы.
4) Принцип системности и последовательности предполагает, что последующий изучаемый материал упирается на предыдущий.
5) Принцип необходимости специального педагогического руководства.
Направлять коррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребёнка с нарушениями в развитии способен только специальный педагог, имеющий представление об особенностях развития такого ребёнка и владеющей методами коррекционной и компенсаторной помощи.
Рабочая программа построена по концентрическому принципу, что даёт возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности обучающихся. Особенностью программы по альтернативной коммуникации является своеобразие содержания изучаемого материала, а так же его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета.
Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от лёгкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обученности, а овладение материалом постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.
Общая характеристика АООП по альтернативной коммуникации
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описания возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Для выявления возможной результативности обучения учтён ряд факторов:
- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
- в заданиях должны использоваться все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);
- формы выявления возможной результативности обучения вариативны для различных детей и разрабатываются в тесной связи с практической деятельностью детей;
- способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью носят как традиционный характер, так и представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;
- в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся оказывается необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребёнком задания по образцу, по подражанию после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым);
- при оценке результативности достижений учитывается уровень выполнения и степень самостоятельности ребёнка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной помощью, вместе со взрослым);
- выявление результативности обучения направлено не только на определение актуального уровня развития, но и "зоны ближайшего", а для многих обучающихся "зоны отдалённого развития", то есть возможности потенциального развития;
- выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью в каждой образовательной области должно создавать основу для конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью — сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, отсутствие мотивации к общению, разлаженность в поведении, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость, грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
Описание особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Выходом из этой ситуации является обучение таких детей использованию альтернативных средств коммуникации (жеста, мимики, системы символов, пиктограмм). При этом обучение выстраивается таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. А для той категория детей, которая не овладеет словесными средствами коммуникации, использование невербальных средств общения станет обходным путем в организации и успешной социализации в обществе.
Формы организации учебного процесса по предмету:
- занятие;
- практическая работа под контролем учителя.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:
- беседа;
- работа с наглядным и раздаточным материалом;
- работа с различными предметами;
- совместная практическая деятельность обучающегося и учителя.
Методы:
- демонстрация натуральных объектов;
- наглядные пособия, раздаточный материал;
- использование информационных компьютерных технологий;
- занимательные упражнения;
- музыкальное сопровождение;
- использование игровых приёмов;
- экскурсии;
- ролевые игры.
Ожидаемые результаты освоения программы
У обучающихся будут сформированы:
- Потребность в коммуникации.
- Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использовать предметы для выражения потребностей путем указания на них жестом;
- использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;
- использовать графические изображения (пиктограммы) объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
- Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение использовать вербальные средства коммуникации.
Ожидаемые результаты у обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости на период завершения курса обучения 1 - 4
- использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, пиктограммы, коммуникативные тетрадями;
- использовать вербальные средства общения (слово);
- использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях;
- различать звуки окружающей действительности;
- различать речевые и неречевые звуки;
- подражать речевые звуки;
- задания по словесной инструкции учителя;
- здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
- выполнять развивающие упражнения для рук;
- выполнять графические упражнения.
Обучающийся должен понимать:
- обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм и тд.;
- слова, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.);
Примерное тематическое планирование
1 Б класс
Количество часов - 66 часов (8ч.+58ч.)
Тема | Кол - во часов | Деятельность обучающихся |
Обследование устной речи обучающихся | 8 | Отражённое повторение за логопедом артикуляционных упражнений. Выполнение словесных инструкций по развитию общей моторики. Назвать (показать) предметы, действия, признаки. |
Жесты и его значения | 12 | Выражение согласия или несогласия (кивки головой - да/нет), жесты приветствия и прощания, выражение благодарности (жест рукой) |
Развитие артикуляционной моторики | 5 | Выполнение артикуляционных упражнений по подражанию. |
Развитие речевого дыхания | 2 | Уметь выполнять дыхательные упражнения с голосом и без голоса. |
Развитие мелкой и общей моторики | 4 | Выполнение развивающих упражнений для рук. Выполнение упражнений с мячом. Выполнение графических упражнений (обводить). |
Развитие пространственной ориентации | 1 | Ориентировка в схеме тела. Ориентировка на листе бумаги. Ориентировка в классе, школе. |
Развитие импрессивной речи (понимание речи) | 13 | Понимание простых по звучанию слов, понимание существительных, глаголов и отдельных прилагательных (основные цвета). Понимание коротких словесных инструкций. |
Развитие экспрессивной речи (активного словаря) | 9 | Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление простых слов (мама, папа, дядя, тётя). Называние своего имени. |
Календарно-тематическое планирование для обучающихся 1 Б класса
2 часа в неделю
I четверть - 14 часов
№ | № | Тема | Кол-во часов | |
1 | 1 | Общение без слов: «Жест и его значение» | 1 | |
2 | 2 | Развитие умения понимать значения жестов | 1 | |
3 | 3 | Развитие умения использовать указательный жест | 1 | |
4 | 4 | Развитие умения использовать утвердительный жест | 1 | |
5 | 5 | Развитие умения использовать отрицательный жест | 1 | |
6 | 6 | Развитие понимания речи. Покажи где... | 1 | |
7 | 7 | Развитие понимания речи. Выполнение команд: Иди, стой, садись | 1 | |
8 | 8 | Развитие понимания речи. Выполнение команд: Иди, прыгай, беги | 1 | |
9 | 9 | Различение утвердительных и отрицательных приказаний: иди - не иди | 1 | |
10 | 10 | Различение утвердительных и отрицательных приказаний: Садись - не садись | 1 | |
11 | 11 | Различение утвердительных и отрицательных форм с предметом: возьми - не бери | 1 | |
12 | 12 | Выполнение команд с предметами: возьми, подними, опусти, отдай | 1 | |
13 | 13 | Развитие артикуляционной моторики | 1 | |
14 | 14 | Выполнение статических артикуляционных упражнений | 1 | |
II четверть - 14 часов | ||||
15 | 1 | Выполнение динамических артикуляционных упражнений | 1 | |
16 | 2 | Игра "Один - много" | 1 | |
17 | 3 | Игра "Большой - маленький" | 1 | |
18 | 4 | Пространственное расположение предметов по цвету и величине | 1 | |
19 | 5 | Звукоподражания | 1 | |
20 | 6 | Речь + движения | 1 | |
21 | 7 | Связь указательного жеста со словом: форма приветствия «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» | 1 | |
22 | 8 | Связь указательного жеста со словом: форма прощания «До свидания!» | 1 | |
23 | 9 | Формирование умения выражать свои желания жестами, словами | 1 | |
24 | 10 | Сопоставление действий - желаний с предметными картинками по теме | 1 | |
25 | 11 | Игра "Угадай - где, откуда, кто, что, у кого?" | 1 | |
26 | 12 | Ед. и мн.число существительных (различение) | 1 | |
27 | 13 | Игра "Кто какой звук произносит" | 1 | |
28 | 14 | Игра - пантомима по теме "Домашние животные" | 1 | |
III четверть - 20 часов | ||||
29 | 1 | Развитие артикуляционной и мелкой моторики | 1 | |
30 | 2 | Логоритмическое занятие. Работа с мячом | 1 | |
31 | 3 | Односложные слова | 1 | |
32 | 4 | Односложные слова с отбиванием ритма | 1 | |
33 | 5 | Двусложные слова с открытыми слогами | 1 | |
34 | 6 | Двусложные слова с отбиванием ритма | 1 | |
35 | 7 | Развитие глагольного словаря с опорой на наглядность | 1 | |
36 | 8 | Связь указательного жеста со словом: форма согласия «ДА!» | 1 | |
37 | 9 | Дифференциация изученных жестов | 1 | |
38 | 10 | Развитие слухового внимания и восприятия | 1 | |
39 | 11 | Развитие графомоторных навыков и мелкой моторики | 1 | |
40 | 12 | Артикуляция гласных звуков | 1 | |
41 | 13 | Дифференциация гласных звуков | 1 | |
42 | 14 | Формирование умения использовать нужный жест | 1 | |
43 | 15 | Развитие правильного речевого выдоха | 1 | |
44 | 16 | Дыхательные упражнения | 1 | |
45 | 17 | Формирование подражательной речевой деятельности | 1 | |
46 | 18 | Расширение объема понимания речи | 1 | |
47 | 19 | Звуковые ряды и звукокомплексы | 1 | |
48 | 20 | Соотнесение звука с предъявляемым образом | 1 | |
IV четверть - 12 часов | ||||
49 | 1 | Стихи - потешки | 1 | |
50 | 2 | Семья | 1 | |
51 | 3 | Активизация словаря по теме "Семья" | 1 | |
52 | 4 | Работа с фотографиями семьи | 1 | |
53 | 5 | Покажи где, кто, что? | 1 | |
54 | 6 | Формирование пассивного словаря по теме "Семья" | 1 | |
55 | 7 | Мой дом | 1 | |
56 | 8 | Активизация словаря по теме "Мебель" | 1 | |
57 | 9 | Соотнесение натуральных предметов с изображением | 1 | |
58 | 10 | Игра "Четвёртый лишний" | 1 |
Примерное тематическое планирование
2 класс
Количество часов - 68 часов (8ч.+60ч.)
Тема | Кол-во часов | Деятельность обучающихся |
Обследование устной речи обучающихся | 8 | Отражённое повторение за логопедом артикуляционных упражнений. Выполнение словесных инструкций по развитию общей моторики. Назвать (показать) предметы, действия, признаки. |
Жесты и его значения | 4 | Дифференциация жестов Дай/На. Умение использовать данные жесты в быту. |
Развитие артикуляционной моторики | 2 | Выполнение артикуляционных упражнений по подражанию, самостоятельно. |
Развитие мелкой и общей моторики | 8 | Выполнение развивающих упражнений для рук. Выполнение упражнений с мячом. Выполнение графических упражнений. |
Развитие импрессивной речи (понимание речи) | 18 | Знать русские народные сказки, героев сказок. Отличать диких и домашних животных. Знать времена года, сезонную одежду. |
Развитие экспрессивной речи (активного словаря) | 25 | Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние своего имени. Называние простых предметов быта и обихода. |
Развитие слухового и зрительного восприятия | 3 | Уметь различать звучание шумов. Конструировать по образцу из счётных палочек и бумаги, обводить по контору. |
Календарно-тематическое планирование для обучающихся 2 класса
2 часа в неделю
I четверть - 14 часов
№ | № | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | 1 | Моё имя | 1 | |
2 | 2 | Реагирование на своё имя | 1 | |
3 | 3 | Понимание значений слов "моё, не моё" | 1 | |
4 | 4 | Моё имя. Фотографии | 1 | |
5 | 5 | Как тебя зовут? | 1 | |
6 | 6 | Слова - приветствия | 1 | |
7 | 7 | Слова - прощания | 1 | |
8 | 8 | Развитие артикуляционной моторики | 1 | |
9 | 9 | Развитие мелкой моторики | 1 | |
10 | 10 | Кто как голос подаёт? | 1 | |
11 | 11 | Кто как голос подаёт? (звукоподражание) | 1 | |
12 | 12 | Сказка "Репка". Развитие пассивного словаря | 1 | |
13 | 13 | Сказка "Колобок". | 1 | |
14 | 14 | Сказка "Теремок" | 1 | |
II четверть - 14 часов | ||||
15 | 1 | Лото "Домашние животные" | 1 | |
16 | 2 | Лото "Дикие животные" | 1 | |
17 | 3 | Различение неречевых звуков (голоса птиц и животных) | 1 | |
18 | 4 | Сопоставление голоса животного и птицы с картинкой | 1 | |
19 | 5 | Имитация движений животных под музыку | 1 | |
20 | 6 | Развитие подражательной деятельности | 1 | |
21 | 7 | Подготовка руки к письму (трафареты домашние животные ). "Рука в руке". | 1 | |
22 | 8 | Подготовка руки к письму (трафареты дикие животные). | 1 | |
23 | 9 | Имитация движений. Жест "Дай" | 1 | |
24 | 10 | Имитация движений. Жест "На" | 1 | |
25 | 11 | Жесты "Дай - На" | 1 | |
26 | 12 | Создание практической игровой ситуации взаимодействия | 1 | |
27 | 13 | Создание ситуаций реагирования на запрет | 1 | |
28 | 14 | Создание ситуаций реагирования на понимание похвалы. | 1 | |
III четверть - 20 часов | ||||
29 | 1 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима» | 1 | |
30 | 2 | Активизация словаря по теме "Зима" | 1 | |
31 | 3 | Развитие мелкой моторики по теме "Зима" | 1 | |
32 | 4 | Дифференциация слухового и зрительного восприятия по теме "Зима" | 1 | |
33 | 5 | Сезонная одежда. Работа с предметными картинками | 1 | |
34 | 6 | Развитие мелкой моторики. Волнистые линии | 1 | |
35 | 7 | Создание коммуникационных ситуаций с использованием имитационных движений | 1 | |
36 | 8 | Стихи. Пантомимы. Жесты | 1 | |
37 | 9 | Предметы быта и обихода | 1 | |
38 | 10 | Развитие пассивного словаря по теме "Предметы быта и обихода" | 1 | |
39 | 11 | Соотнесение натуральных предметов быта и обихода с плоскостным изображением | 1 | |
40 | 12 | Развитие мелкой моторики. Проведение линий | 1 | |
41 | 13 | Школьные принадлежности | 1 | |
42 | 14 | Развитие пассивного словаря по теме "Школьные принадлежности" | 1 | |
43 | 15 | Соотнесение натуральных школьных принадлежностей с плоскостным изображением | 1 | |
44 | 16 | Развитие мелкой моторики. Штриховка | 1 | |
45 | 17 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Весна» | 1 | |
46 | 18 | Активизация словаря по теме "Весна" | 1 | |
47 | 19 | Дифференциация зимней и весенней одежды. Работа с предметными картинками | 1 | |
48 | 20 | Развитие артикуляционной и мелкой моторики | 1 | |
IV четверть - 12 часов | ||||
49 | 1 | Весна. Работа с сюжетными картинками. | 1 | |
50 | 2 | Умение отвечать на вопросы по сюжетной картинке | 1 | |
51 | 3 | Нахождение нужного объекта по словесной инструкции | 1 | |
52 | 4 | Соотнесение предметных картинок с объектами на сюжетной картинке | 1 | |
53 | 5 | Развитие мелкой моторики. Волнистые линии | 1 | |
54 | 6 | Игрушки. Активизация словаря по теме | 1 | |
55 | 7 | Соотнесение натуральных игрушек с плоскостными изображениями | 1 | |
56 | 8 | Игрушки. Трафареты. Штриховка | 1 | |
57 | 9 | Сюжетно - ролевая игра | 1 | |
58 | 10 | Инсценирование сказок | 1 | |
59 | 11 | Речь + движение по теме "Игрушки" | 1 | |
60 | 12 | Прослушивание фрагмента сказки "Муха - Цокотуха". Развитие слухового восприятия | 1 |
Примерное тематическое планирование
3 класс
Количество часов - 68 часов (8ч.+60ч.)
Тема | Кол-во часов | Деятельность обучающегося |
Обследование устной речи обучающихся | 8 | Отражённое повторение за логопедом артикуляционных упражнений. Выполнение словесных инструкций по развитию общей моторики. Назвать (показать) предметы, действия, признаки. |
Развитие мелкой и общей моторики | 6 | Выполнение развивающих упражнений для рук. Выполнение упражнений с мячом. Выполнение графических упражнений. |
Лексические темы | 20 | Показывать и называть изображения предметов и объектов, соотносить их с реальными объектами. Использовать обобщающее слово. Составление предложений из двух слов. |
Формирование грамматического строя речи | 19 | Называть слова и словосочетания, согласуя в роде, числе и падеже. Называть (показывать) действия в прошедшем, будущем, настоящем временах. Правильно употреблять предлоги в словосочетании и предложении. |
Развитие пространственной ориентации | 3 | Ориентировка в схеме тела. Ориентировка на листе бумаги. Ориентировка в классе, школе. |
Дифференциация предметов, признаков, действий | 5 | Понимать и называть предметные картинки по теме, соотносить их между собой, выстраивать их в линейной последовательности с лева на право. Отвечать на вопросы по сюжетной картине ( с помощью жестов). |
Построение словосочетаний | 2 | Уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, а также существительное + существительное, глагол + существительное с предлогом. |
Построение предложений из двух слов | 5 | Уметь согласовывать существительное с глаголом в нужной форме. |
Календарно-тематическое планирование для обучающихся 3 класса
2 часа в неделю
I четверть - 14 часов
№ | № | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | 1 | "Здравствуй, школа!" | 1 | |
2 | 2 | Проговаривание слов за учителем по теме: "Школа" | 1 | |
3 | 3 | Школа. Школьный двор | 1 | |
4 | 4 | Классная комната. Школьная мебель | 1 | |
5 | 5 | Школьные принадлежности | 1 | |
6 | 6 | Соотнесение предметных картинок с натуральными предметами по теме: "Школа" | 1 | |
7 | 7 | Лексическая тема. Осень | 1 | |
8 | 8 | Осенние признаки | 1 | |
9 | 9 | Овощи | 1 | |
10 | 10 | Соотнесение предметных картинок с натуральными предметами по теме: "Осень" | 1 | |
11 | 11 | Ю.Тувим "Овощи". Воспроизведение стихотворения по опорным картинкам, за учителем | 1 | |
12 | 12 | Слова, характеризующие предметы по основным признакам: цвету, форме, величине, вкусу | 1 | |
13 | 13 | Обводка и штриховка предметных картинок | 1 | |
14 | 14 | Фрукты | 1 | |
II четверть - 14 часов | ||||
15 | 1 | Повторение темы "Осень" , "Овощи и фрукты" | 1 | |
16 | 2 | Классификация предметов, их изображений по заданной характеристике | 1 | |
17 | 3 | Демисезонная одежда | 1 | |
18 | 4 | Обводка и раскрашивание. Цветные трафареты | 1 | |
19 | 5 | Обиходные словосочетания | 1 | |
20 | 6 | Предложения из двух слов | 1 | |
21 | 7 | Обращения | 1 | |
22 | 8 | Лексическая тема "Зима" | 1 | |
23 | 9 | Активизация словарного запаса по данной теме | 1 | |
24 | 10 | Зимние забавы | 1 | |
25 | 11 | Зимние виды спорта | 1 | |
26 | 12 | Соотнесение слов с предметами, которые они называют | 1 | |
27 | 13 | Подготовка к празднику. Совместное разучивание новогоднего стихотворения | 1 | |
28 | 14 | Подготовка к празднику. Речь + движение. Стихи, песни | 1 | |
III четверть - 20 часов | ||||
29 | 1 | Зимующие птицы | 1 | |
30 | 2 | Различение названий действий, противоположных по значению | 1 | |
31 | 3 | Противоположные по значению прилагательные | 1 | |
32 | 4 | Противоположные по значению прилагательные. Работа с наглядным материалом | 1 | |
33 | 5 | Различение названий действий, противоположных по значению. Перенос действия на себя | 1 | |
34 | 6 | Понятия: внизу - вверху, далеко - близко, вперёд - назад | 1 | |
35 | 7 | Составление предложений по сюжетным картинкам | 1 | |
36 | 8 | Формирование предложений из нескольких слов | 1 | |
37 | 9 | Словоизменение | 1 | |
38 | 10 | Словообразование | 1 | |
39 | 11 | Игра "Назови ласково" | 1 | |
40 | 12 | Игра " Путаница" | 1 | |
41 | 13 | Ориентация на листе бумаги | 1 | |
42 | 14 | Игра "Будь моим зеркалом" | 1 | |
43 | 15 | Отработка противоположных понятий (реально и на картинке) | 1 | |
44 | 16 | Развитие крупной моторики. Игры с мячом | 1 | |
45 | 17 | Лексическая тема. Весна | 1 | |
46 | 18 | Признаки весны. Активизация словаря по заданной теме | 1 | |
47 | 19 | Дифференциация весны и зимы | 1 | |
48 | 20 | Соотнесение слов с предметами, которые они называют | 1 | |
IV четверть - 12 часов | ||||
49 | 1 | Развитие мимики и артикуляционной моторики | 1 | |
50 | 2 | Узнавание, сравнение реальных изображений предметов по теме "Весна" | 1 | |
51 | 3 | Формирование понимания пространственного отношения двух предметов | 1 | |
52 | 4 | Определение ориентации предметов по отношению друг к другу | 1 | |
53 | 5 | Развитие мелкой моторики. Конструирование1 | 1 | |
54 | 6 | Лексическая тема "Продукты питания" | 1 | |
55 | 7 | Соотнесение предметных картинок с натуральными предметами, муляжами | 1 | |
56 | 8 | Развитие мелкой моторики. Обводки, штриховки | 1 | |
57 | 9 | Грамматические формы глагола | 1 | |
58 | 10 | Действия в настоящем и прошедшем времени | 1 | |
59 | 11 | Заучивание двустиший совместно с учителем | 1 | |
60 | 12 | Дифференциация весны и лета | 1 |
Примерное тематическое планирование
4 класс
Количество часов - 68 часов (8ч.+60ч.)
Тема | Кол-во часов | Действия обучающегося |
Обследование устной речи обучающихся | 8 | Отражённое повторение за логопедом артикуляционных упражнений. Выполнение словесных инструкций по развитию общей моторики. Назвать (показать) предметы, действия, признаки. |
Повторение и обобщение лексических тем. Активизация словаря по тематике | 6 | Уметь дифференцировать слова по темам, соотносить их с наглядностью и реальными объектами, уметь обобщать. Уметь строить предложения из трёх и более слов. |
Развитие мелкой моторики | 3 | Уметь выполнять за учителем и самостоятельно движения пальцев и рук, обводить по контору изображения простых предметов, проводить линии внутри этих изображений, штриховать, самостоятельно обводить по трафарету эти предметы. |
Развитие речевого дыхания | 4 | Уметь выполнять дыхательные упражнения. Уметь синхронизировать дыхание, голос. |
Ориентировка и зрительное восприятие | 4 | Конструировать по образцу, или методом наложения на образец из счётных палочек и полосок бумаги, соотносить постройку с графическим изображением. |
Игры на координацию (общая моторика) | 5 | Выполнение упражнений с мячом. |
Совершенствование грамматического строя речи | 14 | Уметь называть и показывать детёнышей животных и птиц, дифференцировать одушевлённые и неодушевлённые предметы (кто? что?). Уметь правильно использовать предлоги в свободной речи, образовывать формы единственного и множественного числа, образовывать новые слова при помощи суффиксов, Образовывать прилагательные от существительных. |
Развитие силы голоса | 3 | Уметь называть и интонировать героев русских народных сказок. |
Речь + движение | 3 | Синхронное выполнение движений под музыку |
Звуки и буквы. Повторение | 2 | Дифференцировать гласные и согласные звуки. Дифференцировать буквы и звуки. |
Обучение самостоятельному высказыванию | 2 | Уметь составить рассказ о себе и строить предложения из двух и трёх слов. |
Двустишия и четверостишия | 3 | Заучивание двустиший и четверостиший. |
Закрепление темы "Простое предложение" | 2 | Дифференцировать слово и предложение. Составление предложений из заданных слов. |
Лексические темы | 6 | Уметь называть, соотносить, показывать, дифференцировать предметы по теме "Профессии", "Город", "Моя малая Родина", "Транспорт". |
Формирование приёмов самоконтроля за речью | 3 | Построение предложений по заданной теме. Соблюдать интонацию конца предложения. |
Календарно-тематическое планирование для обучающихся 4 класса
2 часа в неделю
I четверть - 14 часов
№ | № | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | 1 | Повторение. Слова, обозначающие предмет | 1 | |
2 | 2 | Повторение. Слова, обозначающие действия | 1 | |
3 | 3 | Повторение. Слова, обозначающие признак предмета | 1 | |
4 | 4 | Повторение. Времена года | 1 | |
5 | 5 | Повторение. Цвет. Форма. Величина | 1 | |
6 | 6 | Лексическая тема . Человек. Люди | 1 | |
7 | 7 | Активизация словаря по теме | 1 | |
8 | 8 | Статическая координация движений | 1 | |
9 | 9 | Динамическая координация движений | 1 | |
10 | 10 | Развитие мелкой моторики. Волнистые линии | 1 | |
11 | 11 | Игра. Мимический диктант | 1 | |
12 | 12 | Определение пространственных направлений по отношению к себе | 1 | |
13 | 13 | Ориентация в схеме тела человека, стоящего напротив | 1 | |
14 | 14 | Определение ориентации предметов по отношению друг к другу | 1 | |
II четверть - 14 часов | ||||
15 | 1 | Лексическая тема. Город. | 1 | |
16 | 2 | Моя малая родина | 1 | |
17 | 3 | Дифференциация города и села | 1 | |
18 | 4 | Пополнение глагольного словаря | 1 | |
19 | 5 | Лексическая тема. Транспорт | 1 | |
20 | 6 | Дифференциация городского и сельскохозяйственного транспорта | 1 | |
21 | 7 | Развитие мелкой моторики. Обводки, штриховки по теме"Транспорт" | 1 | |
22 | 8 | Развитие речевого дыхания | 1 | |
23 | 9 | Закрепление навыка дыхания в движении | 1 | |
24 | 10 | Развитие силы голоса | 1 | |
25 | 11 | Развитие диапазона голоса | 1 | |
26 | 12 | Восприятие и различение неречевых звуков | 1 | |
27 | 13 | Развитие чувства ритма | 1 | |
28 | 14 | Разучивание четверостиший к Новому году | 1 | |
III четверть - 20 часов | ||||
29 | 1 | Упражнение на координацию движения и речи | 1 | |
30 | 2 | Обобщение материала по теме "Зима" | 1 | |
31 | 3 | Дыхательные упражнения | 1 | |
32 | 4 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | |
33 | 5 | Распространение простого предложения определением | 1 | |
34 | 6 | Лексическая тема. Основные профессии | 1 | |
35 | 7 | Обучение составлять рассказ по серии сюжетных картинок | 1 | |
36 | 8 | Разучивания двустиший и четверостиший по теме "Профессия" | 1 | |
37 | 9 | Игра "Догадайся кто нарисован" | 1 | |
38 | 10 | Формирование умения по аналогии подбирать определения к предметам | 1 | |
39 | 11 | Закрепление темы "Простое предложение" | 1 | |
40 | 12 | Гласные буквы. Звуковые ряды | 1 | |
41 | 13 | Артикуляция гласных звуков | 1 | |
42 | 14 | Формирование приёмов самоконтроля за собственной речью | 1 | |
43 | 15 | Отработка понятий "правый" и "левый" | 1 | |
44 | 16 | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве | 1 | |
45 | 17 | Единственное и множественное число имён существительных | 1 | |
46 | 18 | Дидактическая игра "Один - много" | 1 | |
47 | 19 | Игра "Магазин игрушек". Образование новых слов при помощи суффиксов | 1 | |
48 | 20 | Работа с мячом. Игра "Лови - назови" | 1 | |
IV четверть - 12 часов | ||||
49 | 1 | Игра "Маленький - большой" | 1 | |
50 | 2 | Обучение рассказу по серии сюжетных картинок | 1 | |
51 | 3 | Составление короткого рассказа о себе | 1 | |
52 | 4 | Составление короткого рассказа о семье | 1 | |
53 | 5 | Образование названий детёнышей животных и птиц | 1 | |
54 | 6 | Тренировочные упражнения по теме "Животные и птицы" | 1 | |
55 | 7 | Категории одушевлённости и неодушевлённости. Кто? Что? | 1 | |
56 | 8 | Образование имён прилагательных от существительных | 1 | |
57 | 9 | Согласование имён существительных с прилагательными в роде, числе, падеже | 1 | |
58 | 10 | Предлоги в, на | 1 | |
59 | 11 | Предлоги у, по, под | 1 | |
60 | 12 | Обобщающие занятие по теме "Предложение и предлоги" | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ЛИТЕРАТУРЫ, ВИДЕО, КАРТОЧКИ, ПИКТОГРАММЫ, ПРОГРАММЫ)
Д.И. Бойков, С.В. Бойкова СПб.: НОУ "СОЮЗ",2004...
Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации
Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...
Адаптированная рабочая программа по предмету: "Речь и альтернативная коммуникация" для 1 класса (сложный дефект) по ФГОС АООП (вариант 2)
Данная программа апробирована на учащихся 1 класса (сложный дефект)....
Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"
Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...
Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.
Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...
Аннотация к рабочей программе по альтернативной коммуникации
Аннотация к рабочей программе по альтернативной коммуникации 9 класс...