Доклад по теме «Язычно - задненёбные согласные к, г, х»
презентация к уроку

Нанаева Хеда Хасановна

Доклад по теме «Язычно - задненёбные согласные к, г, х»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат глухих и слабослышащих»

        

Доклад

по теме «Язычно - задненёбные согласные к, г, х»

Выполнила и провела:

Нанаева Х.Х.

учитель – дефектолог

высшей квалификационной категории

                   

г. Грозный

2019 год

Содержание

Ведение ………………………………………………………………….....3

1. Постановка звуков  к, г, х…………………………………………….... 4

2. Недостатки произношения звуков к, г, х…………………………....…8

3. Автоматизация звуков  к, г, х ………………………..……………........11

4. Дифференциация звуков ……………………………………………......13

Список использованной литературы  ……………………………….........14

Ведение.

     Трудно переоценить роль, которую играет в нашей жизни речь. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения  слово - одновременно служит для нас носителем языка, важнейшим инструментом мышления. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишенного слуха ребенка «словесную речь не только в более доступном ему письменном или пальцевом виде, но непременно в виде устного слова».

   Одной из основных задач школы глухих является формирование  и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию.

   Рау Ф.Ф. отмечал, что «сформировать у глухого устную речь – значит обеспечить усвоение им необходимого словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими посредством устного слова».

     Первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих, у детей с нарушениями речи характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением разнообразных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное первичное произносительное умение.

    При формировании правильного звукопроизношения предлагается соблюдать ряд общих требований к последовательности этапов. 

1.Подготовительный этап: 

  • развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука; 
  • формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков (артикуляционная гимнастика). 

2. Формирование первичных произносительных умений и навыков: 

  • постановка звука; 
  • автоматизация звука; 
  • дифференциация формируемого и смешиваемого звуков. 

3.Формирование коммуникативных умений и навыков:

  • безошибочное употребление звуков речи во всех ситуациях общения.

Постановка звуков к, г, х

 Работа над этой группой звуков начинается с постановки звука «к».

                  Г

К                  

                  Х

К – согласный, ротовой, взрывной, заднеязычный, глухой, твёрдый.

Губы находятся в положении следующего гласного.

Язык: кончик опущен, спинка высоко поднята и прижимается к небу, образует смычку с ним, которая затем взрывается.

Мягкое небо поднято.

Голосовые связки разомкнуты.

Напряжение выдыхаемого тока воздуха         такое же, как и при согласных  п, т.

http://www.studfiles.ru/html/2706/667/html_Ow4PhmSOay.Wc5h/htmlconvd-0it1hD_html_m39cb5388.jpg

     Звук «к» ставится  механически от имеющегося  в речи т. Во время произнесения ребенком слогосочетания   тататата педагог шпателем или пальцем надавливает на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слогосочетание тятятя. Когда этот этап усвоен, продвигают нажим несколько дальше, в результате чего получается слог  кя. Третий этап – более глубокий нажим. При этом палец помещается в ротовую полость примерно на длину первой фаланги взрослого. В результате корень языка поднимается и вместо татата начинает звучать какака.

  Так же при постановке звука к можно использовать специальный логопедический зонд. Кончик языка помещается в петлю зонда, ребенка просят говорить татата. Во время произнесения зонд постепенно продвигают вперед, отодвигая тем самым язык кзади. Татата переходит сначала в кякякя, а за тем и в какака.

  После этого ребенка учат делать тоже самое самостоятельно, т.е. помогать своим пальцем, самому держать шпатель или зонд. Затем из ряда слогов выделяется один – ка, и, произнося его с помощь пальца или зонда, вводят в слова типа: каша, мишка, пока, шапка и т.п. Механическое воздействие на язык постепенно уменьшается: через некоторое время ребенок овладевает самостоятельным произнесением слога ка. После этого звук к закрепляется в речи с помощью системы автоматизации.

После того как звук автоматизирован, следует начинать работу над звукоми г и х.

Г - согласный, ротовой, взрывной, заднеязычный, звонкий, твёрдый.

Губы находятся в положении следующего гласного.

Язык: кончик опущен, спинка  поднята.

Мягкое небо поднято.

Голосовые связки  сомкнуты и вибрируют.

Напряжение выдыхаемого тока воздуха  слабее, чем при звуке к.

http://ok-t.ru/studopedia/baza15/1385596682537.files/image339.jpg

В простейших случаях звук г ставится по подражанию. Сначала учитель побуждает ученика повторить за ним ряд слогов со звуком к: какака … Затем, приложив руку ученика к шее у угла нижней челюсти, учитель произносит : гагага … .Часто подражая уму, ученик совершенно правильно воспроизводит звук.

Важной предпосылкой усвоения звука г является наличие у ученика звуков б и д. Иногда звук получается по аналогии, предложив ученику повторить за учителем (держа руку у его шеи) следующие ряды слогов:

папапа – бабаба

татата- дадада

какака-гагага

Звук г может быть получен также при произнесении ряда бадага, бадага … . Получив звук в ряде слогов, следует добиться отчетливого его произнесения и в отдельных слогах:

га го го …

Если указанные приемы не приведут к цели, следует ставить звук г механическим способом о т звука д в три этапа.

Ученику предлогают произнести слогосочетания   дадада … и  надавливают шпателем или пальцем на переднюю часть спинки языка. Должно получиться дядядя … После палец продвигается  несколько глубже и получается гягягя … Производя  нажим еще несколько глубже, получают наконец, гагага.

Когда ученик  сможет произнести звук г в ряде слогов, следует добиться, чтобы он усвоил отчетливое произношение звука и в отдельных слогах: га го гу ги ге.

Х – согласный, ротовой, щелевой, заднеязычный, глухой, твёрдый.

Губы находятся в положении следующего гласного.

Язык: спинка языка,  прилегая к небу, оставляет посередине щель, проходя через которую выдыхаемый воздух вызывает характерный шум.

Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки. Воздух проходит через рот. .

Голосовые связки  разомкнуты. Голоса нет.

http://ok-t.ru/studopedia/baza15/1385596682537.files/image339.jpg

     Звук х можно вызвать от звука к.  Педагог произносит слоги ак и ах, указывая ребенку на разницу в характере струи воздуха. Затем он предлагает ему произнести слог ак и закончить его продолжительным выдохом. При этом получается звук, похожий на кх___. После ребенок, опираясь на свой остаточный слух и вибротактильные ощущения, уточняет произнесение и начинает говорить х____.

После проводится систематические упражнения по автоматизации звука в речи.

Однако наиболее надежной является постановка звука х механическим путем  исходя из звука с.

   Ученику предлагается произнести слог са, причем требуется, чтобы звук с был протяжным (с____а).Педагог пальцем или шпателем нажимает на спинку языка, отодвигая тем самым корень языка кзади, в результате начинает звучать слог х___а. После проводится систематические упражнения по автоматизации звука в речи.

Недостатки произношения звуков к,  г,  х.

Звук к

1. Вместо к слышится краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывам смычки. Язык участия в артикуляции не принимает.

Ставить звук заново.

2. К заменяет звуком х. Язык неплотно прижимается к небу, оставлял щель, через которую с шумом проходит воздух.

Ставить к от т механическим способом.  

3. Слышится глубокое, горловое к, язык корневой частью смыкается с нижним краем мягкого неба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит устойчивый, упорный характер и возникает обычно потому, что учитель или сам ученик слишком глубоко нажимает на спинку языка при постановке звука.

Ставить звук заново исходя из слога та и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого к (чтобы ученик вновь не сбился на горловое произношение звука).

4. Вместо к получается г, так как одновременно со смычкой языка с небом вибрирует голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука к соответствует озвончению звуков п и т.

Проверить произношению звуков п и т, если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки. Обратить внимание ученика на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани).

5. Вместо твердого к слышится мягкое. Недостаток обусловлен слишком передним местом смычки языка с небом.

Показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью пальца, шпателем или зонда нажать на спинку языка и таким образом переместить смычку назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого к.

Звук г

 Многие недостатки звука г имеют свою основу  в аналогичных дефектах звука к (горловое, мягкое г и др.) наиболее распространёнными недостатками произношения являются:

1.Вместо г получается к, что обусловлено разомкнутым положением голосовых связок.

Проверить, правильно ли произносится б и д. Если они также заменяются соответственными глухими, то прежде всего поставить эти два звонких звука.

2.Иногда вместо г слышится нечто вроде нг или нк (нголова или нколова вместо голова).

Проверить нет ли соответственного дефекта произношения звука д, и, если есть прежде всего исправить этот звук.

Ставить звук г заново механическим способом, исходя из звука д.

3. Г заменяется звуками х (х’) или й (холова или хёлова или йолова вместо голова).

Ставить  звук заново, механическим способом, исходя из звука д.

4. Вместо г слышится простой выдох, так что га, нога звучат как ha, noha — язык в артикуляции не участвует, голосовые складки раскрыты, воздух беспрепятственно проходит из глотки в рот и выходит наружу.

В этом случае работу по постановке звука следует начинать с самого начала, прибегая к описанным выше приемам.

5. Сонантность. В этом случае вместо г произносится средний между ы и э гласный звук. Слова голова, нога звучат примерно как йолова, нойа.

Дефект очень грубый. В этом случае работу по постановке звука следует начинать с самого начала, используя вышеописанные приемы.

Звук х

1. Вместо х место слышится простой выдох. Язык пассивен или недостаточно сильно поднят.

Ставить звук заново, применяя способы, указанные выше.

2. Х заменяется звуком к  недостаток обусловлен тем, что между языком и небом образуется не щель, а смычка.

Показать ученику на тыльной поверхности кисти, что воздух выходит изо рта не толчком, а плавной струей.

3. Х звучит мягко (мухя, хёрошо вместо муха, хорошо). Недостаток обусловлен слишком передним положением языка. Такая артикуляция является правильной лишь для сочетаний хе, хи, в которых звук смягчается под влиянием следующего гласного.

 Показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад.  С помощью пальца, шпателя или зонда  нажать на спинку языка и таким образом  переместить артикуляцию  назад  настолько, насколько  это окажется необходимым для получения твердого х.

4. Звук х озвончается. Недостаток встречается обычно у детей, склонных к озвончению всех глухих согласных.

Приложив руку ученика к своей гортани, учитель указывает ему, что при произнесении звука х она не должна дрожать.

На месте   х слышится глубокое горловое, храпящее х, свойственное многим восточным языкам. Причиной указанного дефекта является то, что щель образуется корнем языка с краем мягкого нёба. Недостаток носит твердый, устойчивый, упорный характер и возникает обычно потому, что учитель или сам ученик глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука.

По подражанию устраняется плохо.

В этом случае приходится ставить звук заново,исходя из произнесения звука с и пользуясь механическим нажимом на язык. При этом в течение некоторого времени следует задержаться на мягком х, так как преждевременный переход к твердому х, близкому по месту артикуляции к горловому, часто приводит к соскальзыванию на дефектное произношение.

К грубым дефектам звуков этой группы следует отнести замену глухих к и х  звонким г, произнесение звуков на вдохе и слишком глубокое произнесение данных звуков, когда ребенок как бы давится звуком. Устраняется дефекты этих звуков постановкой их заново.

Автоматизация звуков к,  г,  х.

Звук к

   Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: 
1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); 
2. автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце); 
3. автоматизация звука в предложениях; 
4. автоматизация звука в разговорной речи. 

            В этой системе отправной точкой является слог и его место в слове. В зависимости от типа ставящегося звука в одном случае сначала берется:

  • автоматизация звука в позиции прямого слога:

ка  ко  ку  ки  ке;

  • автоматизация звука в позиции обратного  слога:

ак  ок у к  ик  ек;

  • автоматизация звука в позиции между  гласными:

ака  ако  аку  аки  аке;

  • автоматизация звука в стечениях с согласными:

утка  платок  класс  клей  салфетка …

  • автоматизация звука во всех позициях;

фартук  фиалка  колбаса

Звук г

  • многократное, быстрое с постепенным замедлением произнесение слогов :

гагага-га-га-га – га – га – га

гогого -го-го-го –го – го – го

гугугу-гу-гу-гу – гу – гу – гу

  • автоматизация звука в позиции прямого слога:

га го гу ги ге;

  • автоматизация звука в позиции между  гласными:

ага  аго  агу  аги  аге;

  • автоматизация звука в стечениях с согласными:

глаз  глина  ангина грязь

  • автоматизация звука во всех позициях;

Гуси, вагон,  гроза, голова …

Звук х

  • Протяжное произнесение изолированного звука:

Х____________

  • автоматизация звука в позиции прямого слога:

х__а   ха, х__о   хо,  х__у   ху,  х__и  хи;

  • автоматизация звука в позиции обратного  слога:

ах__ ох__ ух__ их__ эх__;

  • автоматизация звука в позиции между  гласными:

аха ахо аху ахи;

  • автоматизация звука в стечениях с согласными:

хлеб  кухня  храбрый …

  • автоматизация звука во всех позициях;

халат   пахлава хомяк  холод …

Дифференциация звуков

1. Дифференциация язычно-зубного звука т и язычно –задненебного звука к:

КА – ТА        каша-Таня

АК-АТ                                        флог-салат

АКА – АТА                              молоко-молоток

2. Дифференциация звонких и глухих пар в позициях прямого слога и между гласными:

ГА-КА        Катя-Галя

АГА-АКА        нога-рука

3. Дифференциация звуков к и х:

ХА-КА        Катя-халат

АХ-АК        горох-сок

АХА-АКА        муха-рука

Список использованной литературы

1. Т.В. Пелымская.  Формирование устной речи дошкольников с нарушением слуха. Москва 2008 год.

2. Ф.Р. Рау.  Методика обучения глухонемых произношению. Москва 1959 год.

3. Ф.Ф. Рау. Формирование устной речи у глухих детей. Москва 1981 год.

4. Э.И. Леонгард. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия  у глухих детей. Москва. Просвещение 1971 год.

 

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

11 Подготовила : учитель – дефектолог Нанаева Х.Х. Язычно - задненёбные согласные К Г Х

Слайд 2

Органы речевого аппарата

Слайд 4

Согласный, глухой, твердый, парный, взрывной, заднеязычный.

Слайд 5

Профиль артикуляции звука К

Слайд 6

Постановка звука к в три этапа

Слайд 7

Постановочные зонды Ф.А. Рау . 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 8

Дефекты звука К h х глубокое г к `

Слайд 9

Согласный, звонкий, твёрдый, парный, взрывной, заднеязычный.

Слайд 10

Профиль артикуляции звука Г

Слайд 11

Дефекты звука Г к н к / нг h г` сонантность

Слайд 12

Согласный, глухой, твердый, щелевой, заднеязычный.

Слайд 13

Профиль артикуляции звука Х

Слайд 14

Дефекты звука Х 1. h 2. к 3. х ` 4. y ( озв . ) 5. глубокое

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс

Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...

Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...

Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»

Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано.  Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...

Доклад на тему: "Внеклассная работа как средство повышения учебной мотивации, качества знаний по предмету английский язык согласно требованиям ФГОС"

Доклад на тему "Внеклассная работа как средство повышения учебной мотивации, качества знаний по предмету согласно требованиям ФГОС"...