конспект урока произношения в 1 классе по теме "Твердые - мягкие согласные"
план-конспект урока на тему
Твердые - мягкие согласные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дифференциация в -ф | 265.88 КБ |
differenciaciya_v_-_f.docx | 627.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СКОШ V вида № 573
ЮОУО ДО г. Москвы
Конспект урока произношения в 1 классе
по теме
«Твердые – мягкие согласные»
Учитель:
Дронова Галина Юрьевна
Цель: дифференцировать твердые – мягкие согласные звуки
Задачи:
Образовательные:
- закреплять навыки звукового анализа и синтеза
- закреплять понятия «согласные», «твердые», «мягкие» звуки
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховую память и внимание
- развивать словесно – логическое мышление
- закреплять умение составлять предложения из данных слов
Воспитательные:
- воспитывать интерес к слову
Здоровьесберегающие
- следить за правильной посадкой
Оборудование:
- зеркала
- мяч
- схемы слов
- Мышка и Мишка
- буквы
- картинки
Ход урока
Этапы и виды работы на этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения задания |
1. Организационный этап | Проверьте порядок на парте. Назовите любой согласный звук, садитесь. На уроке мы внимательно смотрим, слушаем, правильно произносим звуки. | Учащиеся проверяют порядок на парте, называют согласный звук (твердый или мягкий), садятся на свои места. | Сконцентрировать внимание, настроить на работу. |
2. Ориентировочный этап | Артикуляционная гимнастика
| Учащиеся перед зеркалом выполняют упражнения | Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата |
3. Репродуктивно- продуктивный этап | Отгадайте загадки и вы узнаете, кто сегодня пришел к нам на урок. Живу в норке, грызу корки. Зверь забавный сшит из плюша: С какого звука начинается слово мышка, с какого звука начинается слово мишка? Поставить звуковые схемы под картинки. Игра с мячом А сейчас мы поиграем в мышек и мишек Если я произношу мягкий звук, то вы называете твердый и наоборот, если я произнесу твердый звук, вы произносите звук мягко. Мышке и Мишке очень понравилось, как вы играли, и они предлагают вам игру – соревнование. Для начала разделимся на команды. Затем по одному игроки каждой команды на листе находят и обводят картинки (игроки команды «Мишки» находят и обводят слова, начинающиеся с мягкого звука, игроки команды «Мышки» находят и обводят картинки, начинающиеся с твердого согласного звука). Подведение итога задания.
| Это мышка Это мишка Мышка начинается с твердого согласного звука [м], слово мишка начинается с мягкого звука [м’]. Учащиеся подбирают звуковые схемы под картинки [к‘] - [к], [в‘] - [в], [н] - [н’], [c’] - [c], [x] - [x’], [т] - [т’], [ф] - [ф’], [п’] - [п], [д] - [д‘] Учащиеся выбирают эмблему с мишкой или мышкой, собираются вместе и выполняют задание. Мишка дружит с дельфином, лисой, львом, кенгуру, зебрами и Чебурашкой, потому что все эти слова начинаются с мягких согласных. Мышка дружит … | Вызвать интерес к занятию Развитие мышления Развитие звукового анализа, фонематического слуха Развитие умения работать в команде |
4. Динамическая пауза | «Морские звезды» «Бабушка и очки» «Фонарики» «Дождь в лесу» «Белка» «Волшебник» | См. папку пальчиковая и зрительная гимнастика | Развитие межполушарных взаимодействий, мелкой моторики, эмоциональная и психологическая разрядка |
5. Репродуктивно- продуктивный этап | Сколько друзей у наших гостей, давайте им раздадим угощение. Как вы думаете, с какого звука будут начинаться угощения для мышки (для мишки)? (У каждого ученика на парте своя картинка) Ученик называет первый звук в слове и ставит картинку перед мышкой или мишкой.
На доске написаны буквы П, М под ними синий и зеленый квадраты. Какие звуки обозначает буква П (М)? Найти картинки, начинающиеся с твердого звука [п], с мягкого звука [п’]. (Аналогичные вопросы о букве М). Мишка сказал по секрету, что он любит, когда мышка его угощает. Какие сладости дает ему подружка? Подобрать картинки под схему: В слове пастила назвать гласные В слове конфеты назвать только твердые (мягкие, все) согласные. А теперь догадайтесь, что про вас сказали наши гости: [У М Н’ И Ч’ К’ И] | Угощения для мышки будут начинаться с твердого согласного, а для мишки с мягкого согласного. Для мышки: торт, мармелад, конфеты, пончики, пастила, варенье, морошка. Для мишки: леденцы, печенье, зефир, мед, черника. Буква П обозначает два звука: твердый [п] и мягкий [п’]. Пастила, конфеты
Умнички | Развитие фонематического слуха Расширение словарного запаса Развитие звукового анализа и синтеза |
6. Подведение итога, оценка деятельности | Вспомните, о чем мы говорили на уроке. Что понравилось больше всего? |
Москва 2012
Предварительный просмотр:
ГБОУ СКОШ V вида № 573
ЮОУО ДО г. Москвы
Конспект урока произношения в 1 классе
по теме
«Дифференциация звуков [в] - [ф]»
Учитель:
Дронова Галина Юрьевна
Цель: дифференцировать звуки [в] - [ф]
Задачи:
Образовательные:
- закреплять навыки звукового анализа и синтеза
- закреплять понятия «согласные», «твердые» звуки
- закреплять навыки слогового анализа
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховую и зрительную память, внимание
- развивать фонематический слух
- развивать словесно – логическое мышление
-развивать просодическую сторону речи
Воспитательные:
- воспитывать интерес к слову
Здоровьесберегающие
- следить за правильной посадкой
Оборудование:
- зеркала
- мяч
- опорные схемы для характеристики звуков
- карточки для звукового анализа
- буквы
- картинки
Ход урока
Этапы и виды работы на этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения задания | ||||||||
1. Организационный этап | Проверьте порядок на парте. Назовите первый звук в слове (у каждого ученика на парте своя картинка), садитесь. На уроке мы внимательно смотрим, слушаем, правильно произносим звуки. | Учащиеся проверяют порядок на парте, называют первый звук, садятся на свои места. | Сконцентрировать внимание, настроить на работу. | ||||||||
2. Ориентировочный этап | Артикуляционная гимнастика
| Учащиеся перед зеркалом выполняют упражнения | Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата | ||||||||
3. Репродуктивно- продуктивный этап | Назвать картинки, выделить 1 звук.
Назвать картинки, выделить последний звук.
Используя опорные карточки, дать характеристику звукам [в], [ф]. Нахождение сходства и отличия в звуках. При определении звонкости – глухости – положить ладонь на горло для контроля работы голосовых складок. Игра с мячом Фома и Вова бросают друг другу мяч и называют слоги. У Вовы слоги начинаются со звука [в], у Фомы со звука [ф]. Вова и Фома собирали разные картинки, но однажды коробки упали и все картинки перемешались, давайте поможем мальчикам разобрать картинки.
Объяснить слова: Сейф Факел Муфта Му́фта — деталь машины, предназначенная для соединения друг с другом концов валов и свободно сидящих на них деталей и передачи крутящего момента. Придумать предложения со словами фартук – вафли; Фломастеры – вафли; Сейф - вафли | Всадник, вагон, ворота - во всех словах первый звук [в] Жираф, шкаф, шарф - последний звук [ф]
У звуков [в], [ф] одинаковая преграда, они твердые, но звук [в] – звонкий, [ф] - глухой ВА – ФА ФУ – ВУ ВО – ФО и т.д. Учащиеся раскладывают картинки по коробкам с буквами В и Ф и символами – колокольчиком и домиком. (Название каждой картинки отхлопывать по слогам) У Вовы в коробке вулкан, волейбол, иволга, одуванчик, павлин, вратарь. У Фомы в коробке фломастеры, гриф, фартук, сейф, факел, муфта. Картинку вафли можно положить в коробку обоим мальчикам, потому что в этом слове есть и звук [в], и звук [ф]. Сделать звуковой анализ слова , охарактеризовать каждый звук. [В] – согласный, твердый, звонкий [А] – гласный [Ф] – согласный, твердый, глухой [Л’] – согласный, мягкий, звонкий [И] - гласный
Сейф – прочный несгораемый металлический ящик, шкаф для хранения документов и разных ценностей. Факел – светильник на ручке. Муфта - цилиндр из меха, внутрь которого прячут руки, вставляя в боковые отверстия. Учащиеся придумывают предложения | Вызвать интерес к занятию Развитие мышления Развитие звукового анализа, фонематического слуха Развитие умения анализировать звуки по опорным картинкам Развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса Развитие воображения | ||||||||
4. Динамическая пауза | «Деревья» «Гусь босой» «Фонарики» «Повороты» «Белка» | См. папку пальчиковая и зрительная гимнастика | Развитие межполушарных взаимодействий, мелкой моторики, эмоциональная и психологическая разрядка | ||||||||
5. Репродуктивно- продуктивный этап | К Вове и Фоме пришла Непонимашка, она не знает, как выполнить задание, а мальчики - на тренировке. Давайте поможем Непонимашке. Это Непонимашка. Назовите картинки и найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее. Ребята, вы так быстро и правильно справились с этим заданием, что Непонимашка просит вас помочь разобраться с еще одним сложным заданием. Как вы думаете, что надо сделать?
ата ары
антики
Со а
К схемах подставить картинки. Инсценировка чистоговорки: Сова советует сове: «Спи, соседка, на софе. На софе так сладко спится, О совятах сон приснится». |
Флаг, фонарь, кофта, волк – лишнее слово волк, потому что оно начинается со звука [в], а все остальные слова со звука [ф].
Воланчик, свечка, воротник, корова – лишняя свечка, потому что во всех словах звук [в] твердый, а в слове свечка мягкий звук [в’]. В этом задании надо подумать, какую букву, В или Ф, надо вставить и прочитать слово. Вместо букв стоят символы – колокольчик и домик. Вата - пушистая масса волокон; сладкая вата. Фата – головной убор невесты Фары – источник света на транспортных средствах. Фантик – обертка для конфет. Софа - широкий диван, в котором спинка и подлокотники имеют одну высоту. Сова – птица
| Развитие фонематического слуха, словесно – логического мышления Расширение словарного запаса Развитие звукового анализа и синтеза, расширение словарного запаса Работа над просодической стороной речи | ||||||||
6. Подведение итога, оценка деятельности | Что мы сегодня делали на уроке? Что понравилось больше всего? |
Москва 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Произношение имен существительных (Конспект урока в 6 классе)
Можно воспользоваться данным конспектом при изучении темы "Произношение имен существительных" по русскому языку в 6 классе (программа М.Разумовской)...
конспект урока произношения в 1 классе по теме "Дифференциация [в] - [ф]"
Дифференциация в - ф...
конспект урока произношения в 1 классе по теме "Дифференциация звуков [Ф] - [Ф\']"
Дифференциация звуков [ф] - [ф\']....
конспект урока произношения во 2 классе
Дифференциация [ш] - [ж]...
Конспект урока "Произношение" 1 класс звук и буква Ц
Конспект урока по теме "Звук и буква Ц" для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в 1 классе...
Конспект урока в 1 классе "Согласный глухой мягкий звук [щ’]. Буквы Щ,щ"
Согласный глухой мягкий звук [щ’]. Буквы Щ,щ...
Конспект урока в 6 классе «Нормы произношения отдельных грамматических форм».
Тема: «Нормы произношения отдельных грамматических форм». Класс: 6.Предмет: родной (русский) язык.Учебник: Русский родной язык. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О....