Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
рабочая программа
Специальная индивидуальная программа развития составлена для обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития в соответствиии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipr.doc | 609.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области
Специальная индивидуальная программа развития
обучающегося 2 класса ……………………………
составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы согласно требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
Составитель:
учитель Трухина Т.Б.
педагог-психолог Сергеева О.П.
учитель-логопед Филатова Е.С.
- Общие сведения об обучающемся:
ФИО ребёнка: …………………..
Возраст ребёнка: 10 лет
Дата рождения: ……………
Год обучения в ОУ: 2
Класс: 2
Место жительства:
Мать: ……………………………
Отец: ……………………………
Мальчик проживает с мамой в съемной однокомнатной квартире. Родители в разводе, но папа часто навещает сына. Мама – домохозяйка, получает пенсию по уходу за ребенком-инвалидом. Мама заботливо и доброжелательно относится к сыну, она заинтересована в успешном развитии ребенка.
Ребенок поступил из домашних условий в 1 класс МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 01.09.2016 г. Дошкольной подготовки не проводилось.
Заключение ТПМПК №………. от 30.08.2016 г.:
I. Форма получения образовании: в организации, осуществляющей образовательную деятельность на дому.
II. Образовательная программа: организация и осуществление образовательной деятельности ребенка с ОВЗ по специальной индивидуальной (адаптированной) программе развития (СИПР) для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии.
III. Формы и методы психолого-педагогической помощи, создание специальных условий:
- вариант обучения В-2;
- форма обучения – очная;
- режим обучения – с ограничениями во времени;
- проведение индивидуальных занятий с учителем-логопедом, учителем-дефектологом (олигофренопедагогом);
- психолого-педагогическое консультирование;
- создание безбарьерной среды, ортопедическая коррекция.
IV. Повторный осмотр на ТПМПК в 2017 году
V. Рекомендации для родителей: наблюдение (консультация) психиатра, невролога, офтальмолога, ортопеда.
Медицинский диагноз: F-72, G-93.4, Н-47, G-40.9, ОНР II уровень
- Общая характеристика развития обучающегося:
У мальчика сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с последствиями гипоксически-ишемического, травматического поражения ЦНС в сочетании судорожным синдромом и синдромом мышечной гипотонии, имеются проблемы с сердцем и серьезные заболевания глаз (амблиопия высокой степени с органическими изменениями зрительного анализатора).
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, ребенок передвигается ползком, не ходит. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата предмета. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса, нуждается в уходе и присмотре.
Соматическое состояние: ребенок ослаблен, часто болеет простудными заболеваниями, с выраженной метеочувствительностью.
Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелой умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (10 мин) быстро истощается. Обучающийся с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться, махать руками и ногами. На занятиях быстро устает, сползает вниз. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся изображению в телевизоре.
Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. В силу заболевания затруднено формирование устной речи и невозможно формирование письменной речи. Мальчик понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью двигательного беспокойства. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.
Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (машет руками). Незнакомые ощущения или звуки вызывают страх, резкое повышение тонуса конечностей, двигательное беспокойство. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя, имя знакомых членов семьи (мама, папа). Начал узнавать педагога. В ответ на обращенную речь знакомых людей начинает ползти навстречу, выполнять хаотичные движения руками. Реагирует на отрицательные эмоции (крик) на боль, усталость. Наиболее привлекательны занятия с музыкальным сопровождением. Любит слушать детские песенки, смотреть динамичные мультфильмы, играть с мячом, лентами, погремушкой. Нравится пальчиковая гимнастика.
Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Ребенок сам может взять кубик, игрушку, брусок в руку. Пирамидку собирает с прямой помощью учителя. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой, машет рукой. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.
Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность.
Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы, все гигиенические процедуры выполняет сыну мама: надевает и снимает памперс, умывает, кормит и поит ребенка со шприца.
- Индивидуальный учебный план:
Обязательная часть: | |||
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего |
Окружающий мир | Окружающий природный мир | 1 | 33 |
Окружающий социальный мир | 1 | 33 | |
Человек | 2 | 66 | |
Итого: | 4 | 132 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений: | |||
Коррекционные курсы | |||
Предметно-практические действия | 2 | 66 | |
Сенсорное развитие | 1 | 33 | |
Двигательное развитие | 1 | 33 | |
Итого: | 4 | 132 | |
ВСЕГО | 8 | 264 |
4. | Содержание образования. | |||
Базовые учебные действия: | ||||
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие | ||
- направленность взгляда: | ||||
| на говорящего взрослого | |||
| на задание | |||
- выполнение инструкций педагога: | ||||
| «Возьми» | |||
| «Посмотри на меня» | |||
| «Покажи» | |||
- использование по назначению учебных материалов | ||||
- выполнение действия | ||||
| по подражанию | |||
| по образцу | |||
| по инструкции | |||
- выполнение задания от начала до конца |
- Программы учебных предметов и коррекционных занятий
Предмет «Окружающий природный мир»
1.Пояснительная записка
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др.
2.Возможные предметные результаты.
Учащийся должен знать:
-название овощей, фруктов;
-название домашних животных (кошка, собака);
-название диких животных (лиса, заяц),
-название птиц.
Учащийся должен уметь:
-повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
-строить фразы, характеризующие действия учителя и родителя;
-использовать указательный жест по инструкции учителя «Покажи…»;
-осуществлять классификацию (овощи, фрукты, животные, птицы).
3.Календарно-тематическое планирование.
№ п/ п год | Содержание | Количество часов | План | Факт |
День знаний | 1 | 01.09. | ||
Экскурсия на огород. | 1 | 08.09. | ||
Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по цвету. | 1 | 15.09 | ||
Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по цвету. | 1 | 22.09. | ||
Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по форме. | 1 | 29.09. | ||
Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по форме. | 1 | 06.10. | ||
Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по величине. | 1 | 13.10 | ||
Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по величине. | 1 | 20.10. | ||
Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по вкусу. | 1 | 27.10. | ||
Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по вкусу. | 1 | 10.11. | ||
Обобщающий урок по теме: Огород». | 1 | 17.11 | ||
Обобщающий урок по теме: Огород». | 1 | 24.11. | ||
Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по цвету. | 1 | 01.12 | ||
Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по цвету. | 1 | 08.12. | ||
Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по форме. | 1 | 15.12. | ||
Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по форме. | 1 | 22.12. | ||
Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по величине. | 1 | 29.12. | ||
Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по величине. | 1 | 12.01 | ||
Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по вкусу. | 1 | 19.01 | ||
Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по вкусу. | 1 | 26.01 | ||
Обобщающий урок по теме: «Сад». | 1 | 2.02 | ||
Обобщающий урок по теме: «Сад». | 1 | 9.02 | ||
Домашние животные: кошка. Внешний вид, питание. | 1 | 16.02 | ||
Домашние животные: кошка. Внешний вид, питание. | 1 | 28.02 | ||
Домашние животные: собака. Внешний вид, питание. | 1 | 2.03 | ||
Домашние животные: собака. Внешний вид, питание. | 1 | 9.03 | ||
Обобщающий урок по теме: «Домашние животные». | 1 | 16.03 | ||
Обобщающий урок по теме: «Домашние животные». | 1 | 6.04 | ||
Птицы: голубь. Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост). | 1 | 13.04 | ||
Птицы: голубь. Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост). | 1 | 20.04 | ||
Птицы: голубь. Питание. | 1 | 27.04 | ||
Птицы: голубь. Питание. | 1 | 4.05 | ||
Обобщающий урок по теме: «Птицы». | 1 | 11.05 | ||
Обобщающий урок по теме: «Птицы». | 1 | 18.05 | ||
Повторение пройденного материала | 1 | 25.05 |
Предмет «Человек»
1.Пояснительная записка
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении. Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.
Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.
2.Возможные результаты
Учащийся должен знать:
-части тела;
-название одежды, обуви;
-названия предметов личной гигиены
Учащийся должен уметь:
-называть и показывать части тела;
-следить за чистотой своего тела, одежды;
-пользоваться предметами личной гигиены;
-различать и называть основные предметы питания; уметь принимать пищу аккуратно.
3.Календарно-тематическое планирование.
№ п/п тема | Содержание | Количество часов | План | Факт | ||
День Знаний | 1 | 01.09. | ||||
Называние и различение частей тела: руки, ноги, голова, туловище. | 1 | 06.09. | ||||
Называние и различение частей тела: голова (волосы, нос, рот, зубы, уши, глаза). | 1 | 08.09. | ||||
Называние и различение частей тела: голова (волосы, нос, рот, зубы, уши, глаза). | 1 | 13.09. | ||||
Называние и различение частей тела: руки (плечи, пальцы, ногти). | 1 | 15.09. | ||||
Называние и различение частей тела: руки (плечи, пальцы, ногти). | 1 | 20.09. | ||||
Называние и различение частей тела: ноги (колени, пятки, пальцы, ногти). | 1 | 22.09. | ||||
Называние и различение частей тела: ноги (колени, пятки, пальцы, ногти). | 1 | 27.09. | ||||
Называние и различение частей тела: туловище ( спина, живот). | 1 | 29.09. | ||||
Предметы санитарии и гигиены: мыло, полотенце, туалетная бумага. | 1 | 04.10. | ||||
Действия, связанные с гигиеной тела. Мытьё рук мылом. | 1 | 06.10. | ||||
Вытирание рук полотенцем. | 1 | 11.10. | ||||
Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка. | 1 | 13.10. | ||||
Чистка зубов щёткой, полоскание рта водой. | 1 | 18.10. | ||||
Чистка зубов щёткой, полоскание рта водой. | 1 | 20.10. | ||||
Расчёсывание волос расчёской. | 1 | 25.10. | ||||
Умение вовремя сходить в туалет и вымыть руки. | 1 | 27.10. | ||||
Формирование умения сообщать о желании сходить в туалет. | 1 | 10.11. | ||||
Формирование умения сообщать о желании сходить в туалет. | 1 | 15.11. | ||||
Формирование умения сидеть на унитазе и справлять нужду. | 1 | 17.11. | ||||
Формирование умения сидеть на унитазе и справлять нужду. | 1 | 22.11. | ||||
Формирование умения пользоваться туалетной бумагой. | 1 | 24.11. | ||||
Формирование умения пользоваться туалетной бумагой. | 1 | 29.11. | ||||
Формирование умения соблюдать последовательность действий в туалете. | 1 | 01.12. | ||||
Формирование умения соблюдать последовательность действий в туалете. | 1 | 06.12. | ||||
Формирование умения соблюдать последовательность действий в туалете. | 1 | 08.12. | ||||
Формирование умения сообщать о желании пить. | 1 | 13.12. | ||||
Формирование умения сообщать о желании пить. | 1 | 15.12. | ||||
Формирование умения пить через соломинку. | 1 | 20.12. | ||||
Формирование умения пить через соломинку. | 1 | 22.12. | ||||
Формирование умения пить из кружки. | 1 | 27.12. | ||||
Формирование умения пить из кружки. | 1 | 29.12. | ||||
Формирование умения наливать жидкость в кружку. | 1 | 12.01 | ||||
Формирование умения наливать жидкость в кружку. | 1 | 17.01 | ||||
Формирование умения есть руками (яблоко). | 1 | 19.01 | ||||
Формирование умения есть ложкой. | 1 | 24.01 | ||||
Формирование умения есть вилкой. | 1 | 26.01 | ||||
Формирование умения есть вилкой. | 1 | 31.01 | ||||
Формирование умения есть вилкой. | 1 | 2.02 | ||||
Формирование умения пользоваться ножом и вилкой во время приёма пищи. | 1 | 7.02 | ||||
Формирование умения пользоваться ножом и вилкой во время приёма пищи. | 1 | 9.02 | ||||
Формирование умения пользоваться ножом и вилкой во время приёма пищи. | 1 | 14.02 | ||||
Формирование умения пользоваться салфеткой во время приёма пищи. | 1 | 16.02 | ||||
Формирование умения пользоваться салфеткой во время приёма пищи. | 1 | 28.02 | ||||
Формирование умения накладывать пищу в тарелку. | 1 | 2.03 | ||||
Формирование умения накладывать пищу в тарелку. | 1 | 7.03 | ||||
Формирование умения накладывать пищу в тарелку. | 1 | 9.03 | ||||
Называние и различение предметов для приёма пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, блюдце). | 1 | 14.03 | ||||
Называние и различение предметов для приёма пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, блюдце). | 1 | 16.03 | ||||
Называние и различение предметов для приёма пищи (салфетка, клеёнка, солонка). | 1 | 21.03 | ||||
Называние и различение предметов для приёма пищи (салфетка, клеёнка, солонка). | 1 | 4.04 | ||||
Закрепление навыка мыть руки перед едой. | 1 | 6.04 | ||||
Закрепление навыка мыть руки перед едой. | 1 | 11.04 | ||||
Закрепление навыка правильно держать ложку, пользоваться ею. | 1 | 13.04 | ||||
Закрепление навыка правильно держать ложку, пользоваться ею. | 1 | 18.04 | ||||
Закрепление правил приёма пищи. | 1 | 20.04 | ||||
Закрепление правил приёма пищи. | 1 | 25.04 | ||||
Закрепление знаний и умений о чистоте фруктов и овощей. | 1 | 27.04 | ||||
Закрепление знаний и умений о чистоте фруктов и овощей. | 1 | 2.05 | ||||
Закрепление знаний и умений о чистоте фруктов и овощей. | 1 | 4.05 | ||||
Значение правильного приёма пищи для здоровья человека. | 1 | 11.05 | ||||
Значение правильного приёма пищи для здоровья человека. | 1 | 16.05 | ||||
Значение правильного приёма пищи для здоровья человека. | 1 | 18.05 | ||||
Значение правильного приёма пищи для здоровья человека. | 1 | 23.05 | ||||
Значение правильного приёма пищи для здоровья человека. | 1 | 25.05 |
Коррекционный курс «Предметно-практические действия»
Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.
Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно – мышечного чувства.
Описание возможных результатов обучения:
-формирование интереса к действия с предметами;
- освоение простых действий с предметами;
- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий, орудийного назначения.
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания в быту, элементарных способов коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п тема | Содержание | Колич. часов | План | Факт |
День Знаний | 1 | 01.09. | ||
Формирование умения выполнять действие сминание бумаги. | 1 | 06.09. | ||
Формирование умения выполнять действие разрывание бумаги. | 1 | 08.09. | ||
Формирование умения выполнять действие разрывание бумаги | 1 | 13.09. | ||
Формирование умения выполнять действие размазывание пластилина. | 1 | 15.09. | ||
Формирование умения выполнять действие размазывание пластилина | 1 | 20.09. | ||
Формирование умения выполнять действие разминание пластилина. | 1 | 22.09. | ||
Формирование умения выполнять действие разминание пластилина. | 1 | 27.09. | ||
Формирование умения выполнять действие пересыпание крупы. | 1 | 29.09. | ||
Формирование умения выполнять действие пересыпание крупы. | 1 | 04.10. | ||
Формирование умения выполнять действие переливание воды. | 1 | 06.10. | ||
Формирование умения выполнять действие переливание воды. | 1 | 11.10. | ||
Формирование умения выполнять действие наматывание ниток. | 1 | 13.10. | ||
Формирование умения выполнять действие наматывание ниток. | 1 | 18.10. | ||
Формирование умения выполнять действия: захват, удержание, отпускание. | 1 | 20.10. | ||
Формирование умения выполнять действия: захват, удержание, отпускание. | 1 | 25.10. | ||
Формирование умения выполнять действия: захват, удержание, отпускание. | 1 | 27.10. | ||
Формирование умения выполнять действие вынимание. | 1 | 10.11. | ||
Формирование умения выполнять действие вынимание. | 1 | 15.11. | ||
Формирование умения выполнять действие вынимание. | 1 | 17.11. | ||
Формирование умения выполнять действие складывание. | 1 | 22.11. | ||
Формирование умения выполнять действие складывание. | 1 | 24.11. | ||
Формирование умения выполнять действие складывание. | 1 | 29.11. | ||
Формирование умения выполнять действие перекладывание. | 1 | 01.12. | ||
Формирование умения выполнять действие перекладывание. | 1 | 06.12. | ||
Формирование умения выполнять действие перекладывание. | 1 | 08.12. | ||
Формирование умения выполнять действие встряхивание. | 1 | 13.12. | ||
Формирование умения выполнять действие встряхивание. | 1 | 15.12. | ||
Формирование умения выполнять действие встряхивание. | 1 | 20.12. | ||
Формирование умения выполнять действие вставление. | 1 | 22.12. | ||
Формирование умения выполнять действие вставление. | 1 | 27.12. | ||
Формирование умения выполнять действие вставление. | 1 | 29.12. | ||
Формирование умения выполнять действие вращение. | 1 | 12.01 | ||
Формирование умения выполнять действие вращение. | 1 | 17.01 | ||
Формирование умения выполнять действие вращение. | 1 | 19.01 | ||
Формирование умения выполнять действие открывание. | 1 | 24.01 | ||
Формирование умения выполнять действие открывание. | 1 | 26.01 | ||
Формирование умения выполнять действие открывание. | 1 | 31.01 | ||
Формирование умения выполнять действие нажимание двумя руками. | 1 | 2.02 | ||
Формирование умения выполнять действие нажимание двумя руками. | 1 | 7.02 | ||
Формирование умения выполнять действие нажимание двумя руками. | 1 | 9.02 | ||
Формирование умения выполнять действие нажимание одной рукой. | 1 | 14.02 | ||
Формирование умения выполнять действие нажимание одной рукой. | 1 | 16.02 | ||
Формирование умения выполнять действие нажимание одной рукой. | 1 | 28.02 | ||
Формирование умения выполнять действие нажимание пальцем. | 1 | 2.03 | ||
Формирование умения выполнять действие нажимание пальцем. | 1 | 7.03 | ||
Формирование умения выполнять действие нажимание пальцем. | 1 | 9.03 | ||
Формирование умения выполнять действие нажимание пальцем. | 1 | 14.03 | ||
Формирование умения выполнять действие сжимание двумя руками. | 1 | 16.03 | ||
Формирование умения выполнять действие сжимание двумя руками. | 1 | 21.03 | ||
Формирование умения выполнять действие сжимание двумя руками. | 1 | 4.04 | ||
Формирование умения выполнять действие сжимание двумя руками. | 1 | 6.04 | ||
Формирование умения выполнять действие сжимание одной рукой. | 1 | 11.04 | ||
Формирование умения выполнять действие сжимание одной рукой. | 1 | 13.04 | ||
Формирование умения выполнять действие сжимание одной рукой. | 1 | 18.04 | ||
Формирование умения выполнять действие сжимание пальцем. | 1 | 20.04 | ||
Формирование умения выполнять действие сжимание пальцем. | 1 | 25.04 | ||
Формирование умения выполнять действие сжимание пальцем. | 1 | 27.04 | ||
Формирование умения выполнять действие катание. | 1 | 2.05 | ||
Формирование умения выполнять действие катание. | 1 | 4.05 | ||
Формирование умения выполнять действие катание. | 1 | 11.05 | ||
Формирование умения выполнять действие катание. | 1 | 16.05 | ||
Формирование умения выполнять действие толкание. | 1 | 18.05 | ||
Формирование умения выполнять действие толкание. | 1 | 23.05 | ||
Формирование умения выполнять действие толкание. | 1 | 25.05 |
Коррекционный курс «Сенсорное развитие»
Цель: Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие слухового, зрительного, кинестетического восприятия, стимуляция голосовых реакций.
Описание возможных результатов обучения:
- обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
- развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия;
- развитие зрительного восприятия (фиксация взгляда на объектах и предметах и т.д.).
Календарно-тематическое планирование
Темат. №п/п | Тема | К-во часов | План | Факт |
Развитие мускулатуры рук и мелкой моторики. | 2 | |||
1 | Статические упражнения для пальцев и кистей рук. | 1 | 06.09. | |
2 | Динамические упражнения для пальцев и кистей рук. | 1 | 13.09. | |
Формирование пространственных представлений. | 3 | |||
3 | Дифференциация предлогов. | 1 | 20.09. | |
4 | Конструирование плоских и объемных объектов по инструкции. | 1 | 27.09. | |
5 | Конструирование плоских и объемных объектов по инструкции. | 1 | 04.10. | |
Формирование временных представлений. | 3 | |||
6 | Уточнение понятий после, перед, сначала, потом, сейчас. | 1 | 11.10. | |
7 | Уточнение понятий после, перед, сначала, потом, сейчас. | 1 | 18.10. | |
8 | Создание речевых конструкций с использование временных понятий. | 1 | 25.10. | |
Повышение функционального уровня систем организма. | 2 | |||
9 | Дыхательные упражнения. Соединение дыхания и движения. | 1 | 15.11 | |
10 | Вокальные упражнения. | 1 | 22.11. | |
Сенсорные эталоны. | 8 | |||
11 | Выявление родовых признаков. | 1 | 29.11. | |
12 | Обобщение понятий. | 1 | 06.12. | |
13 | Угадывание предметов по описанию. | 1 | 13.12. | |
14 | Описание плоских и объемных конструкций с учетом взаиморасположения частей. | 1 | 20.12. | |
15 | Описание объектов окружающего мира по наглядному образцу. | 1 | 27.12. | |
16 | Описание объектов окружающего мира по представлению. | 1 | 17.01 | |
17 | Поиск аналогий по существенным и второстепенным признакам. | 1 | 24.01 | |
18 | Поиск аналогий по существенным и второстепенным признакам. | 31.01 | ||
Развитие тактильной чувствительности. | 3 | |||
19 | Дифференциация тактильных ощущений. | 1 | 7.02 | |
20 | Манипуляции с материалами, межмодальный синтез. | 1 | 14.02 | |
21 | Взаимодействие различных материалов. | 1 | 28.02 | |
Развитие обонятельной чувствительности. | 2 | |||
22 | Дифференциация запахов различного происхождения. | 1 | 7.03 | |
23 | Дифференциация запахов различного происхождения. | 1 | 14.03 | |
Развитие зрительного восприятия. | 6 | |||
24 | Анализ и сравнение плоских и объемных конструкций. | 1 | 21.03 | |
25 | Конструирование по образцу с предварительным анализом. | 1 | 4.04 | |
26 | Конструирование по представлению. | 1 | 11.04 | |
27 | Основные цвета и их оттенки. Получение цвета путем смешения красок. | 1 | 18.04 | |
28 | Красный цвет и его оттенки: оранжевый, бордовый, розовый. | 1 | 25.04 | |
29 | Синий цвет и его оттенки: фиолетовый, голубой, сиреневый. | 1 | 27.04 | |
Развитие слуховой чувствительности. | 3 | |||
30 | Дифференциация и воспроизведение различных звуков и звукокомплексов. | 1 | 2.05 | |
31 | Воспроизведение ритмических рисунков. | 1 | 16.05 | |
32 | Воспроизведение ритмических рисунков. | 1 | 23.05 |
Коррекционный курс «Двигательное развитие»
Цель: Работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
Описание возможных результатов обучения:
- мотивация двигательной активности;
- поддержка и развитие имеющихся движений
-расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;
-освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
- формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;
- обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
План. | Факт. | |||
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя | 1 | 03.09. | ||
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя | 1 | 10.09. | ||
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя | 1 | 17.09 | ||
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя | 1 | 24.09. | ||
Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя) | 1 | 01.10 | ||
Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя) | 1 | 08.10. | ||
Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя) | 1 | 15.10 | ||
Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя) | 1 | 22.10. | ||
Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). | 1 | 29.10. | ||
Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). | 1 | 12.11. | ||
Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). | 1 | 19.11 | ||
Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). | 1 | 26.11. | ||
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». | 1 | 03.12 | ||
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». | 1 | 10.12. | ||
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». | 1 | 17.12. | ||
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». | 1 | 24.12. | ||
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. | 1 | 14.01 | ||
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. | 1 | 21.01 | ||
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. | 1 | 28.01 | ||
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. | 1 | 4.02 | ||
Выполнение движений плечами. | 1 | 11.02 | ||
Выполнение движений плечами. | 1 | 18.02 | ||
Бросание мяча двумя руками (от груди). | 1 | 4.03 | ||
Бросание мяча двумя руками (от груди). | 1 | 11.03 | ||
Бросание мяча двумя руками (от груди). | 1 | 18.03 | ||
Ловля мяча на уровне груди | 1 | 8.04 | ||
Ловля мяча на уровне груди | 1 | 15.04 | ||
Ловля мяча на уровне груди | 1 | 22.04 | ||
Бросание мяча двумя руками (от груди).Ловля мяча на уровне груди. | 1 | 29.04 | ||
Бросание мяча двумя руками (от груди).Ловля мяча на уровне груди. | 1 | 6.05 | ||
Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево. | 1 | 13.05 | ||
Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево. | 1 | 20.05 |
Предмет «Окружающий социальный мир»
Цель обучения – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Описание возможных результатов обучения:
Учащийся должен знать:
- предметы быта;
- предметы и материалы, изготовленные человеком.
Учащийся должен уметь:
- узнавать (различать) помещения квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон);
- узнавать (различать) предметы посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.
- узнавать (различать) предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | План | Факт |
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется). | 1 | 03.09. | ||
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется). | 1 | 10.09. | ||
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). | 1 | 17.09 | ||
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). | 1 | 24.09. | ||
Узнавание (различение) предметов посуды: кастрюля, тарелка, стакан. | 1 | 01.10 | ||
Узнавание (различение) предметов посуды: кастрюля, тарелка, стакан. | 1 | 08.10. | ||
Узнавание (различение) предметов посуды: кружка, ложка, чайник. | 1 | 15.10 | ||
Узнавание (различение) предметов посуды: кружка, ложка, чайник. | 1 | 22.10. | ||
Узнавание (различение) помещений квартиры: комната (спальная, детская, гостиная). | 1 | 29.10. | ||
Узнавание (различение) помещений квартиры: комната (спальная, детская, гостиная). | 1 | 12.11. | ||
Узнавание (различение) помещений квартиры: комната (спальная, детская, гостиная). | 1 | 19.11 | ||
Узнавание (различение) помещений квартиры: комната (спальная, детская, гостиная). | 1 | 26.11. | ||
Узнавание (различение) помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон. | 1 | 03.12 | ||
Узнавание (различение) помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон. | 1 | 10.12. | ||
Узнавание (различение) помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон. | 1 | 17.12. | ||
Узнавание (различение) помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон. | 1 | 24.12. | ||
Узнавание (различение) помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон. | 1 | 14.01 | ||
Узнавание (различение) помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон. | 1 | 21.01 | ||
Узнавание (различение) предметов посуды: вилка, нож, сковорода, половник. | 1 | 28.01 | ||
Узнавание (различение) предметов посуды: вилка, нож, сковорода, половник. | 1 | 4.02 | ||
Узнавание (различение) предметов посуды: вилка, нож, сковорода, половник. | 1 | 11.02 | ||
Узнавание (различение) предметов посуды: вилка, нож, сковорода, половник. | 1 | 18.02 | ||
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). | 1 | 4.03 | ||
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). | 1 | 11.03 | ||
Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван. | 1 | 18.03 | ||
Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван. | 1 | 8.04 | ||
Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван. | 1 | 15.04 | ||
Узнавание (различение) предметов мебели: шкаф, полка, кресло. | 1 | 22.04 | ||
Узнавание (различение) предметов мебели: шкаф, полка, кресло. | 1 | 29.04 | ||
Узнавание (различение) предметов мебели: кровать, табурет, комод. | 1 | 6.05 | ||
Узнавание (различение) предметов мебели: кровать, табурет, комод. | 1 | 13.05 | ||
Повторение пройденного материала | 1 | 20.05 |
4.2. Программа нравственного развития
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.
- основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Программа предлагает следующие направления нравственного развития обучающегося:
Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.
Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.
Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.
Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.
Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность.
Содержание | Наблюдения |
Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей. | |
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.). | |
Умение выражать свои желания, делая выбор; умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения. | |
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге. | |
Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи. |
4.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся
- умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе.
Программа направлена на решение следующих задач:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;
- формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
- формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.;
- формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Содержание | Наблюдения |
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. | |
Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе. | |
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья. | |
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. |
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре[1].
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
- Перечень мероприятий в рамках внеурочной деятельности
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
«1 сентября – День Знаний» | Присутствие на торжественной линейке | Зритель |
«День матери» | Присутствие на мероприятии | Зритель |
«День здоровья» | Присутствие на празднике | Зритель |
«Новый год» | Знакомство с атрибутами праздника, присутствие новогоднем празднике | Зритель |
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества | Присутствие на празднике | Зритель |
8 Марта | Знакомство с атрибутами праздника. Присутствие на празднике | Зритель |
Пасха | Подготовка к мероприятию, покраска яиц | Участник |
Торжественная линейка, посвящённая окончанию учебного года | Присутствие на торжественной линейке | Зритель |
Осенняя экскурсия в лес, в парк | Сбор листьев | Участник |
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР:
Учитель, учитель-логопед, педагог-психолог.
8. Программа сотрудничества с семьей.
№ | Задачи | Мероприятия | Отчет о | |||||||||||
мероприятии | ||||||||||||||
1. | Повышение | ∙ | Индивидуальные | |||||||||||
осведомленности родителей | консультации | |||||||||||||
об особенностях развития и | родителей (раз в | четверть, | по | |||||||||||
специфических | запросу родителей) | |||||||||||||
образовательных | ||||||||||||||
потребностях ребенка. | ||||||||||||||
2. | Обеспечение участия семьи | ∙ | договор о сотрудничестве | |||||||||||
в разработке и реализации | между | родителями | и | |||||||||||
СИПР. | образовательной | |||||||||||||
организацией; | ||||||||||||||
∙ | участие родителей | |||||||||||||
в | разработке | СИПР | в | |||||||||||
интересах ребенка; | ||||||||||||||
∙ | посещение | родителями | ||||||||||||
уроков/занятий; | ||||||||||||||
∙ | консультирование родителей | |||||||||||||
по | вопросам | обучения | в | |||||||||||
домашних | условиях; выбор | |||||||||||||
единых приемов и подходов; | ||||||||||||||
3. | Организация регулярного | ∙ | ведение дневника наблюдений | |||||||||||
обмен | информацией | о | (краткие записи); | |||||||||||
ребенке, о ходе реализации | ∙ | информирование | ||||||||||||
СИПР и | результатах | ее | электронными средствами; | |||||||||||
освоения. | ∙ | личные встречи, беседы; | ||||||||||||
∙ | просмотр и обсуждение | |||||||||||||
видеозаписей с ребенком; | ||||||||||||||
4. | Организация | участия | ∙ | Привлечение родителей к | ||||||||||
родителей во | внеурочных | планированию | мероприятий: | |||||||||||
мероприятиях. | «Новый год», | |||||||||||||
«Мы – ученики», | ||||||||||||||
«Первое сентября – день | ||||||||||||||
знаний». | ||||||||||||||
- Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов:
Материально-техническое обеспечение предмета «Окружающий природный мир» включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.
Для реализации программы по предмету «Человек» материально-техническое обеспечение включает: предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
Необходимое оборудование для коррекционного курса: «Сенсорное развитие»:
1. Материалы различной структуры: вода, вата, нитки для вязания в клубках, ткань, бумага, песок, глина, пластилин, деревянные палочки, металлические предметы, кусочки меха, стекла, свечи, в холодное время года – снег, лед и т.п. Необходимо иметь набор материалов по количеству детей в группе.
2. Конструкторы: металлический, пластмассовый.
3. Масла и установка для ароматерапии.
4. Материалы для изодеятельности: кисти, краски, альбомы, цветные карандаши, клей, ножницы, цветная бумага.
5. Наборы для рукоделия, бусины.
6. Природный материал.
7. Предметные и сюжетные картинки.
8. Наборы геометрических фигур.
9. Натуральные фрукты, овощи.
10. Емкости для жидкостей и сыпучих материалов.
Необходимое оборудование для коррекционного курса: «Двигательное развитие»: массажный и резиновый мячи, коврик, картинки животных.
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог совместно с ребенком применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: телевизор, магнитная доска.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.
- Средства мониторинга и оценки динамики обучения:
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:
0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет).
1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.
2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).
5 – выполняет действие самостоятельно.
Приложение№1
Диагностический материал для определения уровня сенсорного развития учащегося.
Тестовые задания.
1. Показать и назвать части своего тела.
2. Определить на ощупь 5 различных материалов: вода, песок, дерево, резина, вата.
3. Воспроизвести ритмический рисунок за педагогом, отстукивая карандашом по парте.
4. Обучающий эксперимент. Ребенку предлагается таблица 8х4 клетки размером 2смх2см каждая. В каждой клетке помещена одна фигура, всего 32 фигуры: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники четырех цветов (красный, синий, зеленый, желтый) и двух размеров – большие и маленькие.
Сначала ребенок рассматривает таблицу, знакомится со всем набором фигур, называет цвет и форму (выборочно по заданию). Затем аналогичные фигуры предъявляются ребенку отдельно, набором, и предлагается произвести классификацию фигур: «разложи на кучки». После выполнения классификации ребенка просят подумать, как еще можно разложить фигуры. Необходимо добиться, чтобы ребенок произвел классификацию фигур по всем трем признакам: по форме, цвету, размеру.
5. Описать представленный рисунок дома (желательно с многочисленными разноцветными деталями).
6. Составить плоскостную конструкцию из различных деталей по образцу, по словесной инструкции.
7. Графический диктант.
8. Составить речевую конструкцию с предлогами под, за; с понятиями «сначала», «потом».
Приложение№ 2
Вот несколько советов для родителей о том, как превратить ненужные
вещи в развивающие игрушки и дидактические игры
Банки с прорезями. Возьмите пластмассовую банку из-под какао или майонеза и сделайте на крышке прорези. Такая игрушка отлично подойдет для сортировки пуговиц, проталкивания мелких предметов (бусинок, бобов, фасоли).
«Волшебный мешочек». С помощью такого мешочка вы научите ребенка узнавать предметы на ощупь. Лучше сшить его из цветной ткани.
Тряпичные мешочки (мячики) с крупяным наполнителем (горох, фасоль, бобы). Используйте прочный материал, чтобы он не порвался. Ощупывая мешочки, ребенок развивает тактильную чувствительность.
Банка (из-под кофе, печенья). Учите ребенка бросать в банку разные мелкие предметы и слушать звуки, которые они издают.
Альбом с картинками людей, выполняющих различные действия. На этих картинках люди могут сидеть, стоять, спать и т.д. Рассматривайте альбом и называйте действия людей (глагольный словарь).
Кусочки различных тканей, предметы и материалы с разными поверхностями (гладкими, шершавыми) развивают тактильную чувствительность.
Кубики, оклеенные разными материалами (фольгой, наждачной бумагой, мехом).
«Пальчиковый» бассейн – пластиковая миска с различными крупами (горох, фасоль). Ребенок может перебирать крупу, искать спрятанные в миске предметы.
Коробки с крышками, сундучки, шкатулки, прозрачные контейнеры. Ребенок может открывать коробочки и доставать различные мелкие предметы.
Флаконы и бутылки с вращающимися крышками. Играя с ними, ребенок учится вращать крышки.
Прищепки, бельевая веревка. Нанизывая и снимая прищепки, малыш развивает подвижность и силу пальцев руки.
Деревянная доска для рисования и мелки. Учите ребенка проводить короткие и длинные, вертикальные и горизонтальные прямые линии; проговаривайте: «Это дождь идет. Кап-кап. Это заборчик. А вот и дорожка».
[1] Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Необходимость в присмотре возникает, например, когда у ребенка наблюдаются проблемы нарушений эмоционально-волевой сферы: агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (оставление класса, выход из школы без предупреждения взрослых и др.) и других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....
«Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающегося с ОВЗ в образовательной организации»
Презентация...
«Специальная индивидуальная программа развития» (СИПР)
Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразова...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...
Контрольно-измерительные материалы для обучающегося 2 класса по специальной индивидуальной программе развития (СИПР, вариант 2)
Контрольно-измерительные материалы по предметам «Математические представления», «Речь и альтернативная коммуникация». Материалы разработаны в рамках специальн...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 9.2
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.3
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.3...