Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
рабочая программа

Трухина Татьяна Борисовна

Специальная индивидуальная программа развития составлена для обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития в соответствиии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sipr.doc609.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"                    г. Мичуринска Тамбовской области

Специальная индивидуальная программа развития

обучающегося 2 класса ……………………………

 составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы согласно требования ФГОС образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  

Вариант 2    

                                                               Составитель:

учитель Трухина Т.Б.

педагог-психолог Сергеева О.П.

учитель-логопед Филатова Е.С.                                                                                                                      

                                                                                                             

  1. Общие сведения об обучающемся:

ФИО ребёнка: …………………..

Возраст ребёнка: 10 лет

Дата рождения: ……………

Год обучения в ОУ: 2

Класс: 2

Место жительства:

Мать: ……………………………

Отец: ……………………………

Мальчик проживает с мамой в съемной однокомнатной квартире. Родители в разводе, но папа часто навещает сына. Мама – домохозяйка, получает пенсию по уходу за ребенком-инвалидом. Мама заботливо и доброжелательно относится к сыну, она заинтересована в успешном развитии ребенка.

Ребенок поступил из домашних условий в 1 класс МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  01.09.2016 г. Дошкольной подготовки не проводилось.

    Заключение ТПМПК №……….   от  30.08.2016 г.:

I. Форма получения образовании: в организации, осуществляющей образовательную деятельность на дому.

II. Образовательная программа: организация и осуществление образовательной деятельности ребенка с ОВЗ по специальной индивидуальной (адаптированной) программе развития (СИПР) для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии.

III. Формы и методы психолого-педагогической помощи, создание специальных условий:

- вариант обучения В-2;

- форма обучения – очная;

- режим обучения – с ограничениями во времени;

- проведение индивидуальных занятий с учителем-логопедом, учителем-дефектологом (олигофренопедагогом);

- психолого-педагогическое консультирование;

- создание безбарьерной среды, ортопедическая коррекция.

IV. Повторный осмотр на ТПМПК в 2017 году

V. Рекомендации для родителей: наблюдение (консультация) психиатра, невролога, офтальмолога, ортопеда.

Медицинский диагноз:  F-72, G-93.4, Н-47, G-40.9, ОНР II уровень

  1. Общая  характеристика развития обучающегося:

   У мальчика сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с последствиями гипоксически-ишемического, травматического поражения ЦНС в сочетании судорожным синдромом и синдромом мышечной гипотонии, имеются проблемы с сердцем и серьезные заболевания глаз (амблиопия высокой степени с органическими изменениями зрительного анализатора).

 Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, ребенок передвигается ползком, не ходит. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата предмета. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса,  нуждается в уходе и присмотре.

Соматическое состояние: ребенок ослаблен, часто болеет простудными заболеваниями, с выраженной метеочувствительностью.

 Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелой умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (10 мин) быстро истощается. Обучающийся с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться, махать руками и ногами. На занятиях быстро устает, сползает вниз. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся изображению в телевизоре.

Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. В силу заболевания затруднено формирование устной речи и невозможно формирование письменной речи. Мальчик понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью двигательного беспокойства.  Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.

  Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (машет руками). Незнакомые ощущения  или звуки вызывают страх, резкое повышение тонуса конечностей, двигательное беспокойство. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя, имя знакомых членов семьи (мама, папа). Начал узнавать педагога. В ответ на обращенную речь знакомых людей начинает ползти навстречу, выполнять хаотичные движения руками. Реагирует на отрицательные эмоции (крик) на боль, усталость. Наиболее привлекательны занятия с музыкальным сопровождением. Любит слушать детские песенки, смотреть динамичные мультфильмы, играть с мячом, лентами, погремушкой. Нравится пальчиковая гимнастика.

   Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Ребенок сам  может взять кубик, игрушку, брусок в руку. Пирамидку собирает с прямой помощью учителя. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой, машет рукой. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.

Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность.

Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы, все гигиенические процедуры выполняет сыну мама: надевает и снимает памперс, умывает, кормит и поит ребенка со шприца.

  1.  Индивидуальный учебный план:

Обязательная часть:

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

Окружающий мир

Окружающий природный мир

1

33

Окружающий социальный мир

1

33

Человек

2

66

Итого:

4

132

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

Коррекционные курсы

Предметно-практические действия

2

66

Сенсорное развитие

1

33

Двигательное развитие

1

33

Итого:

4

132

ВСЕГО

8

264

4.

Содержание образования.

Базовые учебные действия:

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

- направленность взгляда:

на говорящего взрослого

на задание

- выполнение инструкций педагога:

«Возьми»

«Посмотри на меня»

«Покажи»

- использование по назначению учебных материалов

- выполнение действия

по подражанию

по образцу

по инструкции

- выполнение задания от начала до конца

  1. Программы учебных предметов и коррекционных занятий

Предмет  «Окружающий природный мир»

1.Пояснительная записка

         Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

    Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных  представлений,  формирование представлений  о  растительном  и  животном  мире.  Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

    В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок  получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе  –  сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать  общие  закономерности  природных  явлений.  Ребенок знакомится с разнообразием  растительного  и  животного  мира,  получает  представления  о  среде  обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения  и  животные  приспосабливаются  к  изменяющимся  условиям среды,  ветер  переносит  семена  растений  и  др.  Наблюдая за трудом  взрослых  по  уходу  за домашними  животными  и  растениями,  ребенок  учится  выполнять  доступные  действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др.

2.Возможные предметные результаты.

Учащийся должен знать:

-название овощей, фруктов;

-название домашних животных (кошка, собака);

-название диких животных (лиса, заяц),

-название птиц.

Учащийся должен уметь:

-повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;

-строить фразы, характеризующие действия учителя и родителя;

-использовать указательный жест по инструкции учителя «Покажи…»;

-осуществлять классификацию (овощи, фрукты, животные, птицы).

3.Календарно-тематическое планирование.

№ п/ п

год

Содержание

Количество

часов

План

Факт

День знаний

1

01.09.

Экскурсия на огород.

1

08.09.

Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по цвету.

1

15.09

Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по цвету.

1

22.09.

Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по форме.

1

29.09.

Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по форме.

1

06.10.

Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по величине.

1

13.10

Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по величине.

1

20.10.

Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по вкусу.

1

27.10.

Огород. Помидор, огурец. Называние, различение по вкусу.

1

10.11.

Обобщающий урок по теме: Огород».

1

17.11

Обобщающий урок по теме: Огород».

1

24.11.

Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по цвету.

1

01.12

Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по цвету.

1

08.12.

Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по форме.

1

15.12.

Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по форме.

1

22.12.

Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по величине.

1

29.12.

Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по величине.

1

12.01

Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по вкусу.

1

19.01

Сад. Яблоко, груша. Называние, различение по вкусу.

1

26.01

Обобщающий урок по теме: «Сад».

1

2.02

Обобщающий урок по теме: «Сад».

1

9.02

Домашние животные: кошка. Внешний вид, питание.

1

16.02

Домашние животные: кошка. Внешний вид, питание.

1

28.02

Домашние животные: собака. Внешний вид, питание.

1

2.03

Домашние животные: собака. Внешний вид, питание.

1

9.03

Обобщающий урок по теме: «Домашние животные».

1

16.03

Обобщающий урок по теме: «Домашние животные».

1

6.04

Птицы: голубь. Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост).

1

13.04

Птицы: голубь. Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост).

1

20.04

Птицы: голубь. Питание.

1

27.04

Птицы: голубь. Питание.

1

4.05

Обобщающий урок по теме: «Птицы».

1

11.05

Обобщающий урок по теме: «Птицы».

1

18.05

Повторение пройденного материала

1

25.05

Предмет «Человек»

1.Пояснительная записка

     Приобщение  ребенка  к  социальному  миру  начинается  с  развития  представлений  о себе. Становление личности ребенка происходит при  условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.  Социальную  природу  «я»  ребенок  начинает  понимать  в  процессе  взаимодействия  с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

     Целью  обучения  является  формирование  представления  о  себе  самом  и  ближайшем окружении.  Программа представлена  следующими  разделами:  «Представления  о  себе», «Семья».

     Раздел «Представления о  себе»  включает  следующее  содержание:  представления  о своем  теле,  его  строении,  о  своих  двигательных  возможностях,  правилах  здорового  образа жизни  (режим  дня,  питание,  сон,  прогулка,  гигиена,  занятия  физической  культурой  и профилактика  болезней),  поведении,  сохраняющем  и  укрепляющем  здоровье,  полезных  и вредных привычках, возрастных изменениях.

     Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи,  взаимоотношениях  между  ними,  семейных традициях.  Ребенок учится  соблюдать  правила  и  нормы  культуры  поведения  и  общения  в семье.  Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к   окружающим, спокойный  приветливый  тон.  Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.

2.Возможные результаты

Учащийся должен знать:

-части тела;

-название одежды, обуви;

-названия предметов личной гигиены

Учащийся должен уметь:

-называть и показывать части тела;

-следить за чистотой своего тела, одежды;

-пользоваться предметами личной гигиены;

-различать и называть основные предметы питания; уметь принимать пищу аккуратно.

3.Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

тема

Содержание

Количество

часов

План

Факт

День Знаний

1

01.09.

Называние и различение частей тела: руки, ноги, голова, туловище.

1

06.09.

Называние и различение частей тела:

голова (волосы, нос, рот, зубы, уши, глаза).

1

08.09.

Называние и различение частей тела:

голова (волосы, нос, рот, зубы, уши, глаза).

1

13.09.

Называние и различение частей тела:

руки (плечи, пальцы, ногти).

1

15.09.

Называние и различение частей тела:

руки (плечи, пальцы, ногти).

1

20.09.

Называние и различение частей тела:

ноги (колени, пятки, пальцы, ногти).

1

22.09.

Называние и различение частей тела:

ноги (колени, пятки, пальцы, ногти).

1

27.09.

Называние и различение частей тела:

туловище ( спина, живот).

1

29.09.

Предметы санитарии и гигиены: мыло, полотенце, туалетная бумага.

1

04.10.

Действия, связанные с гигиеной тела. Мытьё рук мылом.

1

06.10.

 Вытирание рук полотенцем.

1

11.10.

Предметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка.

1

13.10.

Чистка зубов щёткой, полоскание рта водой.

1

18.10.

Чистка зубов щёткой, полоскание рта водой.

1

20.10.

Расчёсывание волос расчёской.

1

25.10.

Умение вовремя сходить в туалет и вымыть руки.

1

27.10.

Формирование умения сообщать о желании сходить в туалет.

1

10.11.

Формирование умения сообщать о желании сходить в туалет.

1

15.11.

Формирование умения сидеть на унитазе и справлять нужду.

1

17.11.

Формирование умения сидеть на унитазе и справлять нужду.

1

22.11.

Формирование умения пользоваться туалетной бумагой.

1

24.11.

Формирование умения пользоваться туалетной бумагой.

1

29.11.

Формирование умения соблюдать последовательность действий в туалете.

1

01.12.

Формирование умения соблюдать последовательность действий в туалете.

1

06.12.

Формирование умения соблюдать последовательность действий в туалете.

1

08.12.

Формирование умения сообщать о желании пить.

1

13.12.

Формирование умения сообщать о желании пить.

1

15.12.

Формирование умения пить через соломинку.

1

20.12.

Формирование умения пить через соломинку.

1

22.12.

Формирование умения пить из кружки.

1

27.12.

Формирование умения пить из кружки.

1

29.12.

Формирование умения наливать жидкость в кружку.

1

12.01

Формирование умения наливать жидкость в кружку.

1

17.01

Формирование умения есть руками (яблоко).

1

19.01

Формирование умения есть ложкой.

1

24.01

Формирование умения есть вилкой.

1

26.01

Формирование умения есть вилкой.

1

31.01

Формирование умения есть вилкой.

1

2.02

Формирование умения пользоваться ножом и вилкой во время приёма пищи.

1

7.02

Формирование умения пользоваться ножом и вилкой во время приёма пищи.

1

9.02

Формирование умения пользоваться ножом и вилкой во время приёма пищи.

1

14.02

Формирование умения пользоваться салфеткой во время приёма пищи.

1

16.02

Формирование умения пользоваться салфеткой во время приёма пищи.

1

28.02

Формирование умения накладывать пищу в тарелку.

1

2.03

Формирование умения накладывать пищу в тарелку.

1

7.03

Формирование умения накладывать пищу в тарелку.

1

9.03

Называние и различение предметов для приёма пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, блюдце).

1

14.03

Называние и различение предметов для приёма пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, блюдце).

1

16.03

Называние и различение предметов для приёма пищи (салфетка, клеёнка, солонка).

1

21.03

Называние и различение предметов для приёма пищи (салфетка, клеёнка, солонка).

1

4.04

Закрепление навыка мыть руки перед едой.

1

6.04

Закрепление навыка мыть руки перед едой.

1

11.04

Закрепление навыка правильно держать ложку, пользоваться ею.

1

13.04

Закрепление навыка правильно держать ложку, пользоваться ею.

1

18.04

Закрепление правил приёма пищи.

1

20.04

Закрепление правил приёма пищи.

1

25.04

Закрепление знаний и умений о чистоте фруктов и овощей.

1

27.04

Закрепление знаний и умений о чистоте фруктов и овощей.

1

2.05

Закрепление знаний и умений о чистоте фруктов и овощей.

1

4.05

Значение правильного приёма пищи для здоровья человека.

1

11.05

Значение правильного приёма пищи для здоровья человека.

1

16.05

Значение правильного приёма пищи для здоровья человека.

1

18.05

Значение правильного приёма пищи для здоровья человека.

1

23.05

Значение правильного приёма пищи для здоровья человека.

1

25.05

Коррекционный курс «Предметно-практические действия»

Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.

Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно – мышечного чувства.

Описание возможных результатов обучения:

-формирование интереса к действия с предметами;

- освоение простых действий с предметами;

- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий, орудийного назначения.

- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания в быту, элементарных способов коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

тема

Содержание

Колич.

часов

План

Факт

День Знаний

1

01.09.

Формирование умения выполнять действие сминание бумаги.

1

06.09.

Формирование умения выполнять действие разрывание бумаги.

1

08.09.

Формирование умения выполнять действие разрывание бумаги

1

13.09.

Формирование умения выполнять действие размазывание пластилина.

1

15.09.

Формирование умения выполнять действие размазывание пластилина

1

20.09.

Формирование умения выполнять действие разминание пластилина.

1

22.09.

Формирование умения выполнять действие разминание пластилина.

1

27.09.

Формирование умения выполнять действие пересыпание крупы.

1

29.09.

Формирование умения выполнять действие пересыпание крупы.

1

04.10.

Формирование умения выполнять действие переливание воды.

1

06.10.

Формирование умения выполнять действие переливание воды.

1

11.10.

Формирование умения выполнять действие наматывание ниток.

1

13.10.

Формирование умения выполнять действие наматывание ниток.

1

18.10.

Формирование умения выполнять действия: захват, удержание, отпускание.

1

20.10.

Формирование умения выполнять действия: захват, удержание, отпускание.

1

25.10.

Формирование умения выполнять действия: захват, удержание, отпускание.

1

27.10.

Формирование умения выполнять действие вынимание.

1

10.11.

Формирование умения выполнять действие вынимание.

1

15.11.

Формирование умения выполнять действие вынимание.

1

17.11.

Формирование умения выполнять действие складывание.

1

22.11.

Формирование умения выполнять действие складывание.

1

24.11.

Формирование умения выполнять действие складывание.

1

29.11.

Формирование умения выполнять действие перекладывание.

1

01.12.

Формирование умения выполнять действие перекладывание.

1

06.12.

Формирование умения выполнять действие перекладывание.

1

08.12.

Формирование умения выполнять действие встряхивание.

1

13.12.

Формирование умения выполнять действие встряхивание.

1

15.12.

Формирование умения выполнять действие встряхивание.

1

20.12.

Формирование умения выполнять действие вставление.

1

22.12.

Формирование умения выполнять действие вставление.

1

27.12.

Формирование умения выполнять действие вставление.

1

29.12.

Формирование умения выполнять действие вращение.

1

12.01

Формирование умения выполнять действие вращение.

1

17.01

Формирование умения выполнять действие вращение.

1

19.01

Формирование умения выполнять действие открывание.

1

24.01

Формирование умения выполнять действие открывание.

1

26.01

Формирование умения выполнять действие открывание.

1

31.01

Формирование умения выполнять действие нажимание двумя руками. 

1

2.02

Формирование умения выполнять действие нажимание двумя руками. 

1

7.02

Формирование умения выполнять действие нажимание двумя руками. 

1

9.02

Формирование умения выполнять действие нажимание одной рукой. 

1

14.02

Формирование умения выполнять действие нажимание одной рукой. 

1

16.02

Формирование умения выполнять действие нажимание одной рукой. 

1

28.02

Формирование умения выполнять действие нажимание пальцем. 

1

2.03

Формирование умения выполнять действие нажимание пальцем. 

1

7.03

Формирование умения выполнять действие нажимание пальцем. 

1

9.03

Формирование умения выполнять действие нажимание пальцем. 

1

14.03

Формирование умения выполнять действие сжимание двумя руками. 

1

16.03

Формирование умения выполнять действие сжимание двумя руками. 

1

21.03

Формирование умения выполнять действие сжимание двумя руками. 

1

4.04

Формирование умения выполнять действие сжимание двумя руками. 

1

6.04

Формирование умения выполнять действие сжимание одной рукой. 

1

11.04

Формирование умения выполнять действие сжимание одной рукой. 

1

13.04

Формирование умения выполнять действие сжимание одной рукой. 

1

18.04

Формирование умения выполнять действие сжимание пальцем.

1

20.04

Формирование умения выполнять действие сжимание пальцем.

1

25.04

Формирование умения выполнять действие сжимание пальцем.

1

27.04

Формирование умения выполнять действие катание.

1

2.05

Формирование умения выполнять действие катание.

1

4.05

Формирование умения выполнять действие катание.

1

11.05

Формирование умения выполнять действие катание.

1

16.05

 Формирование умения выполнять действие толкание.

1

18.05

Формирование умения выполнять действие толкание.

1

23.05

Формирование умения выполнять действие толкание.

1

25.05

Коррекционный курс «Сенсорное развитие»

Цель: Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие слухового, зрительного, кинестетического восприятия, стимуляция голосовых реакций.

Описание возможных результатов обучения:

- обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;

- развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия;

- развитие зрительного восприятия (фиксация взгляда на объектах и предметах и т.д.).

Календарно-тематическое планирование

Темат.

№п/п

Тема

К-во

часов

План

Факт

Развитие мускулатуры рук и мелкой моторики.

2

1

Статические упражнения для пальцев и кистей рук.

1

06.09.

2

Динамические упражнения для пальцев и кистей рук.

1

13.09.

Формирование пространственных представлений.

3

3

Дифференциация предлогов.

1

20.09.

4

Конструирование плоских и объемных объектов по инструкции.

1

27.09.

5

Конструирование плоских и объемных объектов по инструкции.

1

04.10.

Формирование временных представлений.

3

6

Уточнение понятий после, перед, сначала, потом, сейчас. 

1

11.10.

7

Уточнение понятий после, перед, сначала, потом, сейчас.

1

18.10.

8

Создание речевых конструкций с использование временных понятий.

1

25.10.

Повышение функционального уровня систем организма.

2

9

Дыхательные упражнения. Соединение дыхания и движения.

1

15.11

10

Вокальные упражнения.

1

22.11.

Сенсорные эталоны.

8

11

Выявление родовых признаков.

1

29.11.

12

Обобщение понятий.

1

06.12.

13

Угадывание предметов по описанию.

1

13.12.

14

Описание плоских и объемных конструкций с учетом взаиморасположения частей.

1

20.12.

15

Описание объектов окружающего мира по наглядному образцу.

1

27.12.

16

Описание объектов окружающего мира по представлению.

1

17.01

17

Поиск аналогий по существенным и второстепенным признакам.

1

24.01

18

Поиск аналогий по существенным и второстепенным признакам.

31.01

Развитие тактильной чувствительности.

3

19

Дифференциация тактильных ощущений.

1

7.02

20

Манипуляции с материалами, межмодальный синтез.

1

14.02

21

Взаимодействие различных материалов.

1

28.02

Развитие обонятельной чувствительности.

2

22

Дифференциация запахов различного происхождения.

1

7.03

23

Дифференциация запахов различного происхождения.

1

14.03

Развитие зрительного восприятия.

6

24

Анализ и сравнение плоских и объемных конструкций.

1

21.03

25

Конструирование по образцу с предварительным анализом.

1

4.04

26

Конструирование по представлению.

1

11.04

27

Основные цвета и их оттенки. Получение цвета путем смешения красок.  

1

18.04

28

Красный цвет и его оттенки: оранжевый, бордовый, розовый.

1

25.04

29

Синий цвет и его оттенки: фиолетовый, голубой, сиреневый.

1

27.04

Развитие слуховой чувствительности.

3

30

Дифференциация и воспроизведение различных звуков и звукокомплексов.

1

2.05

31

Воспроизведение ритмических рисунков.

1

16.05

32

Воспроизведение ритмических рисунков.

1

23.05

Коррекционный курс «Двигательное развитие»

Цель: Работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).

Описание возможных результатов обучения:

- мотивация двигательной активности;

- поддержка и развитие имеющихся движений

-расширение диапазона  основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;

-освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);

- формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;

- обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема                            

Кол-во

часов

Дата

План.

Факт.

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя

1

03.09.

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя

1

10.09.

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя

1

17.09

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя

1

24.09.

Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя)

1

01.10

Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя)

1

08.10.

Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя)

1

15.10

Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении сидя)

1

22.10.

Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).

1

29.10.

Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).

1

12.11.

Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).

1

19.11

Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).

1

26.11.

Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».

1

03.12

Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».

1

10.12.

Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».

1

17.12.

Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».

1

24.12.

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.

1

14.01

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.

1

21.01

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.

1

28.01

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.

1

4.02

Выполнение движений плечами.

1

11.02

Выполнение движений плечами.

1

18.02

Бросание мяча двумя руками (от груди).

1

4.03

Бросание мяча двумя руками (от груди).

1

11.03

Бросание мяча двумя руками (от груди).

1

18.03

 Ловля мяча на уровне груди

1

8.04

Ловля мяча на уровне груди

1

15.04

Ловля мяча на уровне груди

1

22.04

Бросание мяча двумя руками (от груди).Ловля мяча на уровне груди.

1

29.04

Бросание мяча двумя руками (от груди).Ловля мяча на уровне груди.

1

6.05

Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево.

1

13.05

Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево.

1

20.05

Предмет «Окружающий социальный мир»

      Цель  обучения  –  формирование  представлений  о  человеке  и  окружающем  его социальном и предметном мире, а также умения  соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

     Основными  задачами  программы  «Окружающий  социальный  мир»  являются: знакомство  с  явлениями  социальной  жизни  (человек  и  его  деятельность,  общепринятые нормы поведения), формирование представлений  о предметном мире, созданном человеком (многообразие,  функциональное  назначение  окружающих  предметов,  действия  с  ними).

     Программа  представлена  следующими  разделами:  «Квартира,  дом,   двор»,  «Одежда»,  «Продукты  питания»,  «Школа»,  «Предметы  и  материалы,  изготовленные  человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

Описание возможных результатов обучения:

Учащийся должен знать:

- предметы быта;

- предметы и материалы, изготовленные человеком.

Учащийся должен уметь:

- узнавать (различать) помещения квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон);

- узнавать (различать) предметы посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.

- узнавать (различать) предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка).

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

План

Факт

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется).

1

03.09.

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется).

1

10.09.

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает).

1

17.09

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает).

1

24.09.

Узнавание (различение) предметов посуды: кастрюля, тарелка, стакан.

1

01.10

Узнавание (различение) предметов посуды: кастрюля, тарелка, стакан.

1

08.10.

Узнавание (различение) предметов посуды: кружка, ложка, чайник.

1

15.10

Узнавание (различение) предметов посуды: кружка, ложка, чайник.

1

22.10.

Узнавание (различение) помещений квартиры: комната (спальная, детская, гостиная).

1

29.10.

Узнавание (различение) помещений квартиры: комната (спальная, детская, гостиная).

1

12.11.

Узнавание (различение) помещений квартиры: комната (спальная, детская, гостиная).

1

19.11

Узнавание (различение) помещений квартиры: комната (спальная, детская, гостиная).

1

26.11.

Узнавание (различение) помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон.

1

03.12

Узнавание (различение) помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон.

1

10.12.

Узнавание (различение) помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон.

1

17.12.

Узнавание (различение) помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон.

1

24.12.

Узнавание (различение) помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон.

1

14.01

Узнавание (различение) помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон.

1

21.01

Узнавание (различение) предметов посуды: вилка, нож, сковорода, половник.

1

28.01

Узнавание (различение) предметов посуды: вилка, нож, сковорода, половник.

1

4.02

Узнавание (различение) предметов посуды: вилка, нож, сковорода, половник.

1

11.02

Узнавание (различение) предметов посуды: вилка, нож, сковорода, половник.

1

18.02

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает).

1

4.03

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает).

1

11.03

Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван.

1

18.03

Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван.

1

8.04

Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван.

1

15.04

Узнавание (различение) предметов мебели: шкаф, полка, кресло.

1

22.04

Узнавание (различение) предметов мебели: шкаф, полка, кресло.

1

29.04

Узнавание (различение) предметов мебели: кровать, табурет, комод.

1

6.05

Узнавание (различение) предметов мебели: кровать, табурет, комод.

1

13.05

Повторение пройденного материала

1

20.05

4.2. Программа нравственного развития

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

  • основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Программа предлагает следующие направления нравственного развития обучающегося:

 Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.

Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность.

Содержание

Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

Умение выражать свои желания, делая выбор;

умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;

контроль своих эмоций и поведения.

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.

4.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся

  • умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;
  • формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
  • формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.;
  • формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Содержание

Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

Интерес и бережное отношение к природе;

соблюдение правил поведения в природе.

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

Безопасное поведение в окружающей среде;

умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

5.  Условия реализации потребности в уходе и присмотре[1].

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

  Сб

  1. Перечень мероприятий в рамках внеурочной деятельности

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

Присутствие на торжественной линейке

Зритель

«День матери»

Присутствие на мероприятии

Зритель

«День здоровья»

Присутствие на празднике

Зритель

«Новый год»

Знакомство с атрибутами праздника, присутствие новогоднем празднике

Зритель

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества

Присутствие на празднике

Зритель

8 Марта

Знакомство с атрибутами праздника. Присутствие на празднике

Зритель

Пасха

Подготовка к мероприятию, покраска яиц

Участник

Торжественная линейка, посвящённая окончанию учебного года

Присутствие на торжественной линейке

Зритель

Осенняя экскурсия в лес, в парк

Сбор листьев

Участник

7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР:

Учитель, учитель-логопед, педагог-психолог.

8.  Программа сотрудничества с семьей.

Задачи

Мероприятия

Отчет о

мероприятии

1.

Повышение

Индивидуальные

осведомленности родителей

консультации

об особенностях развития и

родителей  (раз  в

четверть,

по

специфических

запросу родителей)

образовательных

потребностях ребенка.

2.

Обеспечение участия семьи

договор о сотрудничестве

в  разработке  и  реализации

между

родителями

и

СИПР.

образовательной

организацией;

участие родителей

в

разработке

СИПР

в

интересах ребенка;

посещение

родителями

уроков/занятий;

консультирование   родителей

по

вопросам

обучения

в

домашних

условиях;   выбор

единых приемов и подходов;

3.

Организация    регулярного

ведение дневника наблюдений

обмен

информацией

о

(краткие записи);

ребенке, о ходе реализации

информирование

СИПР   и

результатах

ее

электронными средствами;

освоения.

личные встречи, беседы;

просмотр и обсуждение

видеозаписей с ребенком;

4.

Организация

участия

Привлечение родителей к

родителей  во

внеурочных

планированию

мероприятий:

мероприятиях.

«Новый  год»,  

«Мы  –  ученики»,

«Первое сентября – день

знаний».

  1. Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов: 

Материально-техническое обеспечение предмета «Окружающий природный мир» включает: объекты природы: камни, почва, семена,  комнатные  растения  и  другие  образцы  природного  материала  (в  т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии,  рисунки  для  демонстрации  обучающимся);  муляжи  овощей,  фруктов; пиктограммы  с  изображениями  действий,  операций  по  уходу  за  растениями,  животными; различные  календари;  изображения  сезонных  изменений  в  природе;  рабочие  тетради  с различными  объектами  природы  для  раскрашивания,  вырезания,  наклеивания  и  другой материал;  обучающие  компьютерные  программы,  способствующие  формированию  у  детей доступных  представлений  о  природе;  аудио-  и  видеоматериалы;  живой  уголок,  аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.

Для реализации  программы  по  предмету  «Человек»  материально-техническое обеспечение  включает:  предметные  и  сюжетные  картинки,  фотографии  с  изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того,  используются  видеоматериалы,  презентации,  мультипликационные  фильмы, иллюстрирующие  внутрисемейные  взаимоотношения;  семейный  альбом,  рабочие  тетради  с изображениями  контуров  взрослых  и  детей  для  раскрашивания,  вырезания,  наклеивания, составления  фотоколлажей  и  альбомов;  обучающие  компьютерные  программы, способствующие  формированию  у  детей  доступных  представлений  о  ближайшем социальном  окружении.  По возможности, используются технические  средства:  компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

Необходимое оборудование для коррекционного курса: «Сенсорное развитие»:

1. Материалы различной структуры: вода, вата, нитки для вязания в клубках, ткань, бумага, песок, глина, пластилин, деревянные палочки, металлические предметы, кусочки меха, стекла, свечи, в холодное время года – снег, лед  и т.п. Необходимо иметь набор материалов по количеству детей в группе.

2. Конструкторы: металлический, пластмассовый.

3. Масла и установка для ароматерапии.

4. Материалы для изодеятельности: кисти, краски, альбомы, цветные карандаши, клей, ножницы, цветная бумага.

5. Наборы для рукоделия, бусины.

6. Природный материал.

7. Предметные и сюжетные картинки.

8. Наборы геометрических фигур.

9. Натуральные фрукты, овощи.

10. Емкости для жидкостей и сыпучих материалов.

Необходимое оборудование для коррекционного курса: «Двигательное  развитие»: массажный и резиновый мячи, коврик, картинки животных.

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог совместно с  ребенком применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: телевизор, магнитная доска.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие мячи, кубики, пирамидки,  пазлы, мозаики, и др.

  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения:

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет).

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.

2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).

5 – выполняет действие самостоятельно.

Приложение№1

Диагностический материал для определения уровня сенсорного развития учащегося.

Тестовые задания.

1. Показать и назвать части своего тела.

2. Определить на ощупь 5 различных материалов: вода, песок, дерево, резина, вата.

3. Воспроизвести ритмический рисунок за педагогом, отстукивая карандашом по парте.

4. Обучающий эксперимент. Ребенку предлагается таблица 8х4 клетки размером 2смх2см каждая. В каждой клетке помещена одна фигура, всего 32 фигуры: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники четырех цветов (красный, синий, зеленый, желтый) и двух размеров – большие и маленькие.

Сначала ребенок рассматривает таблицу, знакомится со всем набором фигур, называет цвет и форму (выборочно по заданию). Затем аналогичные фигуры предъявляются ребенку отдельно, набором, и предлагается произвести классификацию фигур: «разложи на кучки». После выполнения классификации ребенка просят подумать, как еще можно разложить фигуры. Необходимо добиться, чтобы ребенок произвел классификацию фигур по всем трем признакам: по форме, цвету, размеру.

5. Описать представленный рисунок дома (желательно с многочисленными разноцветными деталями).

6. Составить плоскостную конструкцию из различных деталей по образцу, по словесной инструкции.

7. Графический диктант.

8. Составить речевую конструкцию с предлогами под, за; с понятиями «сначала», «потом».

Приложение№ 2

Вот несколько советов для родителей о том, как превратить ненужные
вещи в развивающие игрушки и дидактические игры

Банки с прорезями. Возьмите пластмассовую банку из-под какао или майонеза и сделайте на крышке прорези. Такая игрушка отлично подойдет для сортировки пуговиц, проталкивания мелких предметов (бусинок, бобов, фасоли).

«Волшебный мешочек». С помощью такого мешочка вы научите ребенка узнавать предметы на ощупь. Лучше сшить его из цветной ткани.

Тряпичные мешочки (мячики) с крупяным наполнителем (горох, фасоль, бобы). Используйте прочный материал, чтобы он не порвался. Ощупывая мешочки, ребенок развивает тактильную чувствительность.

Банка (из-под кофе, печенья). Учите ребенка бросать в банку разные мелкие предметы и слушать звуки, которые они издают.

Альбом с картинками людей, выполняющих различные действия. На этих картинках люди могут сидеть, стоять, спать и т.д. Рассматривайте альбом и называйте действия людей (глагольный словарь).

Кусочки различных тканей, предметы и материалы с разными поверхностями (гладкими, шершавыми) развивают тактильную чувствительность.

Кубики, оклеенные разными материалами (фольгой, наждачной бумагой, мехом).

«Пальчиковый» бассейн  пластиковая миска с различными крупами (горох, фасоль). Ребенок может перебирать крупу, искать спрятанные в миске предметы.

Коробки с крышками, сундучки, шкатулки, прозрачные контейнеры. Ребенок может открывать коробочки и доставать различные мелкие предметы.

Флаконы и бутылки с вращающимися крышками. Играя с ними, ребенок учится вращать крышки.

Прищепки, бельевая веревка. Нанизывая и снимая прищепки, малыш развивает подвижность и силу пальцев руки.

Деревянная доска для рисования и мелки. Учите ребенка проводить короткие и длинные, вертикальные и горизонтальные прямые линии; проговаривайте: «Это дождь идет. Кап-кап. Это заборчик. А вот и дорожка».


[1] Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Необходимость в присмотре возникает, например, когда у ребенка наблюдаются проблемы нарушений эмоционально-волевой сферы: агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (оставление класса, выход из школы без предупреждения взрослых и др.) и других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....

«Специальная индивидуальная программа развития» (СИПР)

Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразова...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...

Контрольно-измерительные материалы для обучающегося 2 класса по специальной индивидуальной программе развития (СИПР, вариант 2)

Контрольно-измерительные материалы по предметам «Математические представления», «Речь и альтернативная коммуникация».  Материалы разработаны  в рамках  специальн...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 9.2

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.3

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.3...