Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 9.2
рабочая программа
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом психофизических особенностей слабослышащего обучающегося (вариант 9.2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsialnaya_individualnaya_programma_razvitiya_sipr_variant_9.2.docx | 788.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон: (499)179-66-81Факс: (499)177-67-66E-mail: sk65@edu.mos.ruhttp://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001ОКАТО 45290590000ОГРН 1037700227157ОКТМО 45395000
«Рассмотрено» На заседании МО «____»_____________2019г.
| «Утверждаю» Директор __________________/____________ |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Фамилия, имя учащегося:____________________________
Класс: 1 И/О
учитель: Хоменко Ксения Сергеевна
2019
1. Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: ________________________
Возраст ребенка: 9 лет
Место жительства:
Мать: ________________________
Отец: ________________________
Год обучения: 2-ой год обучения
Класс: 1 И/О
Заключение ЦПМПК: Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом психофизических особенностей слабослышащего обучающегося (вариант 9.2)
2. Характеристика
обучающегося на начало учебного года.
Семья полная, благополучная, состоит из 4-х человек. Родители слышащие. Мама – домохозяйка, отец – инженер. Есть старшая сестра. Родители адекватно оценивают возможности ребенка, способности и особые потребности, заинтересованы в успешном развитии ребенка, уделяют время занятиям дома.
Ребенок нуждается в предоставлении специальных условий образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, а именно в образовательной программе: АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом психофизических особенностей слабослышащего обучающегося (вариант 9.2) – СИПР. Срок рнализации 12/13 лет.
Синдром Дауна. Двусторонняя сенсоневральная тугоухость II-IIIстепени (R-55дБ; L-50дБ). Нуждается в ношении очков и индивидуальных слуховых аппаратов. Часто щурится, приближает предметы к глазам или низко наклоняется. Проблемы со зрением мешают координации «рука-глаз». Имеет врожденный вывих коленного сустава. Проведено две операции. В связи с этим ребенок испытывает трудности при поднятии по ступенькам, перешагивании препятствий, тяжело даются развороты, отмечается общая неловкость. Сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами. Отмечается задержка реакции на тактильный стимул.
Внимание неустойчивое, непроизвольное, повышена утомляемость и истощаемость. Короткий период концентрации внимания, ребенок легко отвлекается. Уменьшенный объем памяти. Запоминание материала характеризуется крайне низким объемом. Требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков. Вследствие чего трудно планировать учебную работу и прогнозировать усвоение учебного материала.
Чувства и эмоции ребенка недостаточно дифференцированы. Диапазон переживаний невелик: ребенок либо чем-то доволен, радуется, либо напротив, обижен, огорчен и плачет. Эмоционально насыщенные ситуации, яркая смена привычного хода событий вызывает перевозбуждение. Проявляет упрямство, что оказывает негативное влияние на учебный процесс. В такие моменты снижается концентрация внимания, проявляются навязчивые действия, «разговор» с самим собой (имитация), а также проявляется непослушание (кричит, стучит по столу, сбрасывает вещи и отворачивается, прячет лицо или убегает, оказывает физическое сопротивление). Может проявить агрессию.
Игра сформирована на уровне «игры–действия». Содержание отрывочное, нелогичное. Ребенок повторяет в игре действия с игрушками, показанные взрослыми или увиденными на телеэкране. В самостоятельной игре использует предметы-заменители. Проявляет активный интерес к игровому материалу, но быстро пресыщаем.
Учебное поведение частично сформировано: выполняет знакомые жестовые инструкции учителя, действия по подражанию и образцу при незначительной помощи взрослого. Продуктивной деятельностью может заниматься до 10-15 минут, далее утомляется, отвлекается и начинает шалить. Может самостоятельно предложить деятельность, которая ему интересна в рамках урока.
Математические представления: мрямой счет до 5. Сложение и вычитание в пределах 5. Представление о понятиях «сейчас», «будет» и временах года в стадии формирования. Не знает названия чисел и геометрических фигур, не может подобрать табличку.
Речь и альтернативная коммуникация (русский язык): Составляет слова из букв разрезной азбуки к табличкам-дубликатам. Записывает слова в тетрадь по образцу с таблички. Составляет слова из разрезной азбуки по дактилю (знакомые буквы). При написании зеркалит некоторые буквы и цифры. Узнает себя, своих родных по фотографии, в жестовой форме обозначает членов семьи (мама, папа, мальчик, девочка), животных (собака, кошка, медведь, лиса, волк, лось, заяц), продукты питания (хлеб, сыр, помидор, огурец, суп, каша, яйцо), действия (спит, сидит, бежит, пьет, ест). Ребенок реагирует на своё имя (оборачивается, подходит к взрослому).
Чтение: может прочитать знакомые слова (мама, папа, Уля, суп, хлеб, сок, ест, пьёт) и соотнести их с картинкой. Подбор табличек требует многократного повторения. Быстро забывает, путается, подбирает наугад.
Требуется помощи со стороны взрослых в застегивании/расстегивании пуговиц, кнопок, молнии. Потребность в присмотре – полная.
По результатам наблюдения за обучающимся считаем возможным его дальнейшее обучение по специальной индивидуальной программе на основе АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом психофизических особенностей слабослышащего обучающегося. Приоритетом образования ребенка является: формирование базовых учебных действий, развитие доступных средств общения, развитие слухового восприятия, формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, формирование математических представлений, осуществляемых по специальным программам и специальными методами обучения.
Заключение и рекомендации ППк
Специалисты | Дефициты ребенка (заключение школьного консилиума) | Ресурсы ребенка (заключение школьного консилиума) | Задачи развития ребенка на учебный год |
Педагог-психолог |
|
| Коррекция и психо-профилактика личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка со сложными множественными нарушениями. Развитие познавательной активности ребенка; Развитие словаря, в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности; Формирование навыков общения, мотивация направленная на правильное поведение; Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. |
Учитель (сурдопедагог) | Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие доступных средств общения. Формирование математических представлений; Формирование пространственно-временных отношений; Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий в соответствии с возрастом; Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале; Развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики. |
3. Индивидуальный учебный план.
4. Содержание образования в условиях организации и семьи.
4.1 Коррекция проблемного поведения.
Вид (виды) проблемного поведения:
- неадекватный крик
- невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения
- агрессия
Причина проблемного поведения:
- получение желаемого (ребёнок требует какой-либо конкретный предмет, привлекательный для него; ищет внимания со стороны другого человека)
Способы коррекции невыполнения инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения:
- отработка необходимых инструкций в контексте, отличном от проблемной ситуации
- поощрение выполнения инструкций
Способы коррекции агрессии:
- переключение на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием агрессивного поведения
Примечание. Если применяемые педагогические способы коррекции проблемного поведения не меняют поведение ребенка, рекомендуем родителям обратиться за консультацией к врачу-психиатру.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание |
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация |
1.1. Коммуникация |
1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств. |
1.1.1.5. Использование слова как средства коммуникации: приветствовать собеседника (прощаться с ним) |
1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств. |
1.1.2.3. Использование жеста как средства коммуникации |
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации |
1.2.1. Импрессивная речь |
1.2.1.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя |
1.2.1.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи |
1.2.2. Экспрессивная речь |
1.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов |
1.2.2.2. Называние собственного имени |
1.2.2.3. Называние членов семьи в устно-дактильной форме |
1.2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации |
1.2.3.1. Показ графических изображений, обозначающих собственное имя |
1.2.3.2. Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи |
1.2.3.3. Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) |
1.2.3.4. Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) |
1.2.3.5. Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) |
1.2.3.10. Составление простых предложений с использованием графических изображений |
1.2.3.13. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графических изображений |
1.3. Чтение и письмо |
1.3.1. Глобальное чтение |
1.3.1.1. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов, действий |
1.3.2. Начальные навыки чтения и письма |
1.3.2.1. Узнавание (различение) образов графем (букв) |
1.3.2.5. Называние буквы (устно-дактильная форма) |
1.3.2.6. Чтение слога (слова) |
1.3.2.7. Написание буквы (слога, слова, предложения) |
2. Математические представления |
2.1. Количественные представления |
2.1.5. Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом) |
2.1.7. Пересчет предметов по единице |
2.1.8. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5) |
2.1.9. Узнавание цифр (написание цифр) |
2.1.10. Соотнесение количества предметов с числом |
2.1.11. Обозначение числа цифрой |
2.1.13. Знание отрезка числового ряда 1-3 (1-5, 1-7, 1-10, 0-10) |
2.1.14. Определение места числа (от 0 до 7 (9)) в числовом ряду; счет в прямой (обратной) последовательности |
2.1.15. Состав числа 2 (3, 4, .., 10) из двух слагаемых |
2.1.16. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10); запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10) |
2.1.17. Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10) |
2.1.18. Запись решения задачи в виде арифметического примера |
2.1.19. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10) |
2.2. Представления о форме |
2.2.1. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб» |
2.2.2. Соотнесение формы предметов с геометрическими телами |
2.2.3. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок |
2.2.4. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой |
2.2.9. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по шаблону (трафарету, контурной линии) |
3. Окружающий природный мир |
3.1. Временные представления |
3.1.1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь) |
3.1.3. Соотнесение частей суток с видами деятельности |
3.1.4. Определение частей суток по расположению солнца |
3.1.14. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам |
3.2. Животный мир |
3.2.4. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака) (в жестовой форме) |
3.2.7. Объединение животных в группу «домашние животные» |
3.2.11. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр) (в жестовой форме) |
3.2.14. Объединение диких животных в группу «дикие животные» |
4. Человек |
4.1. Представления о себе |
4.1.1. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду |
4.1.2. Идентификация себя как мальчика |
4.1.3. Узнавание (различение) частей тела (голова (глаза, нос, рот, уши), туловище (спина, живот), руки, ноги |
4.2. Семья |
4.2.1. Узнавание (различение) членов семьи |
4.2.2. Узнавание (различение) детей и взрослых |
4.2.5. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи |
4.3. Гигиена тела |
4.3.1. Различение вентилей с горячей и холодной водой |
4.3.2. Регулирование напора струи воды |
4.3.3. Смешивание воды до комфортной температуры |
4.3.4. Вытирание рук полотенцем |
4.3.6. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук) |
4.3.17. Чистка зубов и полоскание полости рта |
4.3.19. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта |
4.3.23. Мытье и чистка ушей |
4.4. Обращение с одеждой и обувью |
4.4.1. Узнавание (различение) предметов одежды (куртка, шапка, шарф, варежки, свитер, рубашка, майка, трусы, юбка (платье), брюки, носки) |
4.4.3. Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы, рукав, воротник) |
4.4.5. Узнавание (различение) предметов обуви |
4.4.8. Узнавание (различение) головных уборов |
4.4.12. Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий |
4.4.20. Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка) |
4.4.26. Различение правого (левого) ботинка. |
4.5. Прием пищи |
4.5.1. Сообщение о желании пить |
4.5.4. Наливание жидкости в кружку |
4.5.5. Сообщение о желании есть |
4.5.11. Накладывание пищи в тарелку |
4.6. Туалет |
4.6.1. Сообщение о желании сходить в туалет |
4.6.3. Пользование туалетной бумагой |
4.6.4. Соблюдение последовательности действий в туалете |
6. Окружающий социальный мир |
6.1. Школа |
6.1.1. Узнавание (различение) помещений школы |
6.1.3. Нахождение помещений школ |
6.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком |
6.2.1. Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает) |
6.2.3. Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой. |
6.3. Предметы быта |
6.3.1. Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, электрический чайник. |
6.3.4. Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, кресло, кровать |
6.3.6. Различение видов мебели (кухонная, спальная) |
6.3.7. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник |
6.4. Квартира, дом, двор |
6.4.1. Узнавание (различение) частей дома (крыша, окно, дверь) |
6.6. Транспорт |
6.6.1. Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый) |
6.6.2. Знание назначения наземного транспорта |
7. Изобразительная деятельность |
7.1. Аппликация |
7.1.1. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. |
7.1.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. |
7.1.3. Сминание бумаги |
7.1.4. Отрывание бумаги заданной формы (размера) |
7.1.5. Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали) |
7.1.6. Скручивание листа бумаги |
7.1.7. Намазывание всей (части) поверхности клеем |
7.1.8. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии |
7.1.9. Выкалывание по контуру |
7.1.10. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги |
7.1.11. Вырезание по контуру |
7.1.12. Сборка изображения объекта из нескольких деталей |
7.1.13. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей |
7.1.14. Соединение деталей между собой |
7.1.15. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации |
7.1.16. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации |
7.1.17. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации |
7.2. Лепка |
7.2.1. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина |
7.2.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп |
7.2.3. Разминание пластилина (теста, глины) |
7.2.4. Раскатывание теста (глины) скалкой |
7.2.5. Отрывание кусочка материала от целого куска |
7.2.6. Откручивание кусочка материала от целого куска |
7.2.7. Отщипывание кусочка материала от целого куска |
7.2.9. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура) |
7.2.10. Катание колбаски на доске (в руках) |
7.2.11. Катание шарика на доске (в руках) |
7.2.12. Получение формы путем выдавливания формочкой |
7.2.13. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.) |
7.2.14. Сгибание колбаски в кольцо |
7.2.15. Закручивание колбаски в жгутик |
7.2.16. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок |
7.2.17. Проделывание отверстия в детали |
7.2.18. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами) |
7.2.19. Скручивание колбаски (лепешки, полоски) |
7.2.20. Защипывание краев детали |
7.2.21. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием) |
7.2.22. Лепка предмета из одной (нескольких) частей |
7.2.23. Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.) |
7.2.24. Нанесение декоративного материала на изделие |
7.2.25. Дополнение изделия мелкими деталями |
7.2.26. Нанесение на изделие рисунка |
7.2.27. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента |
7.2.28. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом |
7.3. Изобразительная деятельность |
7.3.1. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды |
7.3.2. Оставление графического следа |
7.3.3. Освоение приемов рисования карандашом |
7.3.4. Соблюдение последовательности действий при работе с красками |
7.3.5. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы |
7.3.6. Выбор цвета для рисования |
7.3.7. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов |
7.3.8. Рисование точек |
7.3.9. Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий |
7.3.10. Соединение точек |
7.3.11. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) |
7.3.12. Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура) |
7.3.13. Заполнение контура точками |
7.3.14. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка |
7.3.15. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению) |
7.3.16. Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета |
7.3.17. Рисование предмета (объекта) с натуры |
7.3.18. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента |
7.3.19. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами |
7.3.20. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате) |
7.3.21. Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу |
7.3.22. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка |
7.3.23. Рисование приближенного и удаленного объекта |
7.3.24. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка |
7.3.25. Рисование сюжетного рисунка по образцу |
7.3.26. Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, рисования шариками, «под батик» |
8. Адаптивная физкультура |
8.1. Физическая подготовка |
8.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения |
8.1.2.5. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке |
8.1.2.6. Круговые движения кистью |
8.1.2.7. Сгибание фаланг пальцев |
8.1.2.9. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» |
8.1.2.11. Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения |
8.1.2.21. Приседание |
8.1.2.22. Ползание на четвереньках |
8.1.2.25. Ходьба по доске, лежащей на полу |
8.1.2.26. Ходьба по гимнастической скамейке |
8.1.2.27. Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке |
8.1.2.33. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе |
8.1.2.34. Ходьба с изменением темпа (направления движения) |
8.1.4. Ползание, подлезание, лазание, перелезание |
8.1.4.1. Ползание на животе, на четвереньках |
8.1.5. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза |
8.1.5.2. Броски среднего (маленького) мяча двумя руками (одной рукой) вверх (о пол, о стену) |
8.1.5.3. Ловля среднего (маленького) мяча двумя руками |
8.1.5.6. Метание в цель |
9. Альтернативная коммуникация (жестовый язык) |
9.2. Коммуникация с использованием невербальных средств |
9.2.2. Использование мимики как средства коммуникации |
9.2.3. Использование жеста как средства коммуникации |
9.4. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации (РЖЯ) |
9.4.2. Показ жестов обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) |
9.4.3. Показ жестов обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) |
9.4.4. Показ жестов обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) |
9.4.5. Показ жестов обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) |
9.4.6. Показ жестов для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) |
9.4.7. Показ жестов обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) |
9.4.16. Составление рассказа о себе с использованием РЖЯ |
10.Технология |
10.1. Работа материалами |
10.1.1.Сминание материала (салфетки, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) |
10.1.2. Работа с природным материалом (сбор шишек, листвы, камней и тд) |
10.1.3. Изготовление поделок из природных материалов по заданным темам |
10.1.4. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) |
10.1.5. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу) |
10.1.6. Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой) |
10.1.7. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.) |
10.1.8. Переливание материала (вода) двумя руками с использованием инструмента. |
10.1.9. Наматывание материала (бельевая веревка, шерстяные нитки, шнур и др.) |
10.2. Действия с предметами |
10.2.1. Действия с ножницами, бумагой, клеем |
10.2.2. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.) |
10.2.3. Вставление предметов в отверстия |
10.2.4. Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины) на нить |
10.2.5. Формирование умения открывать предмет |
10.2.6. Формирование умения закрывать предмет |
4.3. Нравственное развитие.
- Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)
- Заботиться о близком человеке, товарище, о младших и старших, помогать им
- Играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами
- Делиться игрушками, сладостями и др.
- Помогать друг другу
- Радоваться своим успехам и успехам других
- Спокойно вести себя в помещении и на улице
- Бережно относиться к вещам, использовать их по назначению, класть на место
- Сочувствовать
- Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
- Выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора
- Не расходовать воду понапрасну, своевременно закрывай кран с водой
- Поливать комнатные растения, ухаживай за домашними животными
- Во время прогулки не вставать в обуви на скамейку, где сидят другие люди
- Не подбирать чужие вещи, которые лежат на тротуаре, в траве, на скамейке
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.
- Соблюдать режим дня
- Соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки), мыть ноги, подстригать ногти, надевать чистую одежду и др.
- Мыть фрукты и овощи перед употреблением
- Носить очки, кохлеарный аппарат
- Одеваться на улицу по погоде
Знание правил здорового питания.
- Есть в одно и то же время (соблюдать режим питания)
- Тщательно пережевывать пищу
- Не спешить во время еды
- В обед есть горячее первое блюдо, второе блюдо из птицы, мяса, рыбы с гарниром, овощной салат; кисель, компот или фруктовое пюр
Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.
- Не переедать и не голодать
- Следить за чистотой рук и тела; чистотой одежды
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
- Спокойно заходить в кабинет врача
4.5 Коррекционно-развивающая работа (внеурочная деятельность)
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими коррекционно-развивающими программами: «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», «Музыкально-ритмические занятия», «Коррекционно-развивающие занятия (познавательное развитие)».
Содержание |
|
Развитие речевого слуха |
Выработка условной двигательной реакции на неречевые стимулы. |
Обучение различению и опознаванию на слух неречевых звучаний с определением расстояния, на котором ученик реагирует на данные речевые стимулы: |
Бытовой шум (звонок) |
Голоса домашних животных (кошка, собака, корова) |
Музыкальные игрушки (барабан, бубен, свисток |
Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны. |
Формирование внимания к лицу говорящего |
Выработка реакции на голос разговорной громкости у ушной раковины (с аппаратом и без аппарата), |
На собственное имя |
Тема: «Семья» Словарь: собственное имя, мама, папа, деда, баба |
Тема «Игрушки» при выборе из двух. Словарь: мяч, дом, авто, собака, мишка |
Тема «Учебные вещи» Словарь: ручка, карандаш, книга, тетрадь, бумага |
Поручения типа: Возьми … Дай … Убери… |
Формирование произносительной стороны речи |
Выработка плавного вдоха и выдоха |
Формирование голоса нормальной высоты, силы и тембра. |
Работа над ударением. |
Постановка и автоматизация звуков: а, о, п, т, м, у, ф, с, н, ш |
2. Музыкально-ритмические занятия |
Слушание |
Различение тихого и громкого звучания музыки |
Определение начала и конца звучания музыки |
Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки |
Узнавание (различение) колыбельной песни (марша) |
Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки |
Движение под музыку |
Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.) |
Начало (окончание) движения под музыку |
Движение под музыку разного характера: ходьба, бег, прыгание, кружение, приседание, покачивание с ноги на ногу |
Движение в хороводе |
Ритмичная ходьба под маршевую музыку |
Движение под танцевальную музыку (вальс, полька) |
Передача простейших движений знакомых животных |
Движение под музыку в медленном (умеренном, быстром) темпе |
Изменение скорости движения под музыку: ускорение, замедление |
Выполнение танцевальных движений в паре |
Выполнение характерных движений образа |
3. Познавательное развитие |
Развитие различных видов восприятия |
Развитие наблюдательности, развитие внимания, развитие слухоречевой памяти, развитие зрительной памяти |
Обогащение представлений об окружающем мире |
Развитие средств общения в речевой и неречевой формах |
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы |
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
День недели | Время | |||||
8.30- 9.10 | 9.10-9.30 | 9.30-12.40 | 12.40-13.15 | 13.15-15.35 | с 15.35 | |
Пн. | Завтрак (присмотр Хоменко К.С. ) | Обед (присмотр Позднякова О.А.) | Полдник (присмотр Гудков И.Ю.) Прогулка (присмотр Гудков И.Ю.) | |||
Вт. | Завтрак (присмотр Хоменко К.С. ) | Обед (присмотр Агарский Д.М.) | Полдник (присмотр Гудков И.Ю.) Прогулка (присмотр Гудков И.Ю.) | |||
Ср. | Завтрак (присмотр Хоменко К.С. ) | Обед (присмотр Агарский Д.М.) | Полдник (присмотр Гудков И.Ю.) Прогулка (присмотр Гудков И.Ю.) | |||
Чт. | Завтрак (присмотр Хоменко К.С. ) | Обед (присмотр Хоменко К.С.) | Полдник (присмотр Гудков И.Ю.) Прогулка (присмотр Гудков И.Ю.) | |||
Пт. | - | - | - | - | - | - |
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
ФИО | Должность |
Хоменко Ксения Сергеевна | учитель-дефектолог (сурдопедагог) |
Агарский Дмитрий Михайлович | учитель физкультуры |
Позднякова Ольга Анатольевна | учитель РЖЯ |
Вольнова Анастасия Олеговна | учитель музыкально-ритмических занятий |
Танковская Татьяна Александровна | учитель ИЗО |
Мачулина Евгения Олеговна | педагог-психолог |
7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества школы и семьи обучающегося.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей) | Сентябрь – «Альтернативная коммуникация» обучение навыкам взаимодействия «Соотношение возможностей ребенка и требований к нему» |
тематические семинары | ||
Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР | участие родителей в разработке и реализации СИПР | |
посещение родителями уроков/занятий в организации | Мать посещает кружок РЖЯ организованного в ГКОУ СКШИ №65 | |
привлечение родителей к организации и участию в культурно-массовых мероприятиях | 18.10.2019 г. – посещение контактного зоопарка 07.11.2019 г. – посещение Дарвиновского музея 25.11.2019 г. - посещение усадьбы Деда Мороза | |
личные встречи, беседы, информирование электронными средствами | ежедневно | |
просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома | по запросу родителя, учителя или специалиста не реже 1 раза в месяц |
8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР
Технические средства:
- Слуховые аппараты - 2 шт.
- Вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата): 2 шт.
- Обувь ортопедическая сложная на утепленной подкладке - 2 пары.
- Обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки - 2 пары.
Учебники:
- Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 1 класс. В 2-х частях. Алышева Т.В.
- Рабочая тетрадь. Математика. 1 класс. В 2-х частях. Алышева Т.В.
Дидактические материалы:
- Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями, бросовый материал.
- Набор пиктограмм; мнемокартинки.
- Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Погода», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты», «Дом и двор», «Транспорт», «Бытовая техника», «Человек и его тело».
- «Нумикон», конструктор «Лего», «Почтовый ящик», комплекты магнитных материалов, комплект карточек «Слова обобщения», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, счетный материал, сыпучие материалы.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты обучения за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Уровни освоения (выполнения) действий/операций | Примечание/описание |
1. Пассивное участие/соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним) | |
2. Активное участие. Действие выполняется ребенком: | |
- со значительной помощью взрослого | дд |
- с частичной помощью взрослого | д |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дн |
- по подражанию или по образцу | до |
- самостоятельно с ошибками | сш |
- самостоятельно | с |
Сформированность представлений | |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | ? |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | пп |
- использования с косвенной подсказкой (изображение) | п |
- самостоятельного использования | + |
Педагоги:
учитель-дефектолог (сурдопедагог)________________/___________/__________
учитель физкультуры____________________________/___________/__________
учитель РЖЯ __________________________________/___________/__________
учитель
музыкально-ритмических занятий ________________/___________/__________
учитель ИЗО__________________________________/___________/__________
педагог-психолог__________________________________/___________/__________
Заместитель директора: _________________/__________________/___________________
Подпись ФИО Дата
ФИО родителя (законного представителя)
___________________________________________________________________________________________
Подпись ____________________ Дата_________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация с рекомендациями как разработать социальную индивидуальную программу развития (СИПР) варианты C и D
По требованиям ФГОС для обучающихся, которые не усваивают програмный материал основной школы, а требуют индивидуального подхода, с определённым набором предметов исходящим из возможностей ребёнка сост...
Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....
«Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающегося с ОВЗ в образовательной организации»
Презентация...
Контрольно-измерительные материалы для обучающегося 2 класса по специальной индивидуальной программе развития (СИПР, вариант 2)
Контрольно-измерительные материалы по предметам «Математические представления», «Речь и альтернативная коммуникация». Материалы разработаны в рамках специальн...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.3
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.3...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 2
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...
Контрольно-измерительные материалы для обучающегося 1 (доп) класса по специальной индивидуальной программе развития (СИПР, вариант 2)
Контрольно-измерительные материалы по предметам «Математические представления», «Речь и альтернативная коммуникация». Материалы разработаны в рамках специальн...