«Специальная индивидуальная программа развития» (СИПР)
рабочая программа на тему
Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_kornienko_olga_nikolaevna_1.doc | 384.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Специальная индивидуальная программа развития»
(СИПР)
«Обучение и воспитание детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с тяжелыми множественными нарушениями развития в контексте требований ФГОС»
Исполнитель: Корниенко Ольга Николаевна,
Педагог-психолог,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Покровская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Юдина М.В.
1.ВВЕДЕНИЕ
Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Конституция РФ.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства образования РФ от 19.12.2014г № 1599 « Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
5. Конвенция о правах ребёнка.
6. Конвенция о правах инвалидов.
7. Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ.
Целью реализации адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - обеспечение требований Федерального закона об образовании в РФ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Целью образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Особые образовательные потребности детей с умеренной умственной отсталостью диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для их обучения и воспитания.
Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями;
- формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Этим обоснован выбор данной образовательной программы, соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной умственной отсталостью.
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
- Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка:
Возраст ребенка:
Место жительства:
Мать:
Отец:
Год обучения в : с 01.09.2010г
Ступень обучения: II
Группа (особые потребности): 2
Заключение ПМПК: Тотальное недоразвитие (умеренное) высших психических функций, аффективно-возбудимый вариант. Недоразвитие речи тяжелой степени. Синдром Дауна. Обучение по АООП для детей с нарушением интеллекта, 2 вариант.
2. Характеристика обучающегося на начало учебного года.
Ребенок посещает образовательную организацию с 01.09.2010 года.
Семья полная, состоит из 4-х человек, проживает в благоустроенном частном доме. Мать – работает в поликлинике. Отец – пенсионер. Родители заботливо и доброжелательно относятся к сыну, заинтересованы в успешном развитии ребенка.
Мальчик часто болеет соматическими заболеваниями. Основные и прикладные двигательные навыки сформированы. Любит заниматься с ребятами в спортивном зале, повторяет все за детьми. Предположительно, состояние слуха и зрения соответствует норме.
Эмоциональное состояние мальчика устойчивое, но иногда может настойчиво требовать свое. Он выполняет простые речевые инструкции, в том числе сопровождаемые естественными жестами. Услышав громкие, резкие звуки, крик, не боится, а старается посмотреть. Это вызывает у него любопытство. Учащийся реагирует на имя, наблюдается понимание обращённой к нему речи. Не всегда реагирует на изменение интонации голоса и запрет.
Учебное поведение частично сформировано. Выполняет действия по образцу при значительной помощи педагога. Ведущая рука – правая. Трудность представляет поддержание правильной позы на занятиях. Обучающийся работает на занятиях 30 минут, проявляет интерес к занятиям. И. понимает обращённую речь на бытовом уровне. Выполняет простые речевые инструкции. В спонтанной речи употребляет отдельные слова: «привет», «хорошо», «нормально»; фразы «хочу пить», «как дела?», «пойдем гулять» и др. Речь невнятная, отмечаются нарушения слоговой структуры слов. Знает буквы, читает глобально знакомые слова.
В общении с взрослыми И. выделяет значимого для него. Нравятся совместные игры с детьми. Находясь рядом с ними, предпочитает играть вместе, с удовольствием играет в шариковом бассейне также с взрослыми в тактильные игры.
Навыки самообслуживания частично сформированы. Одевается и раздевается самостоятельно, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон предметов одежды, застегивании молнии, пуговиц. В туалет не просится, нужно напоминать и предлагать. Постоянно моет руки после посещения туалета.
Обучающийся группирует предметы по цвету, форме, считает до 10, знает цифры и пишет по образцу, различает предметы по величине (большой, маленький). Собирает картинку из 4-х частей. И. различает диких животных и домашних животных, овощи, фрукты. Показывает на себе части тела и лица. Предметы одежды, обуви, мебели различает слабо, допускает многочисленные ошибки.
Ребенок относится к 2 группе. Требуется постоянный присмотр и частичная эпизодическая помощь.
Приоритетное содержание обучения и воспитания:
1. Базовые учебные действия.
2. Коррекционные курсы.
3. Индивидуальный учебный план.
Учебные предметы, коррекционные курсы | Групповые занятия | Индивидуальные занятия | |||||
учитель | воспита тель | учитель-логопед | учитель физ-ры/АФВ | учитель музыки | Учитель-дефек толог | ||
Речь и альтернативная коммуникация | 3 | ||||||
Математические представления | 2 | ||||||
Окружающий природный мир | 1 | ||||||
Окружающий социальный мир | 1 | ||||||
Человек | 1 | ||||||
Музыка и движение | 1 | ||||||
Профильный труд | 4 | ||||||
Альтернативная коммуникация | 1 | ||||||
Коррекционно-развивающие занятия | 3 | ||||||
Всего | 8 | 8 | 1 | ||||
Внеурочная деятельность | 3 | ||||||
Итого: 20 |
4. Содержание образования.
4.1. Базовые учебные действия.
|
| 2 полугодие |
1. Формирование базовых учебных действий | ||
- поддержание правильной позы во время занятия | ||
- зрительный контроль действий своих рук во время выполнения задания | ||
- направленность взгляда: | ||
| ||
| ||
- выполнение действий по подражанию: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
- выполнение простых речевых инструкций:
| ||
- использование по назначению учебных материалов | ||
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | ||
3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками | ||
- выполнение задания от начала до конца | ||
- выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно при помощи песочных часов |
Коррекция поведенческих проблем.
Проблемы поведения | Способы и методы коррекции | 1 полугодие | 2 полугодие |
Коррекция негативизма | 1.Коррекция в произвольности в двигательной эмоциональной сфере, поведении, общение. 2.Коррекция вербального и невербального общения. 3.Коррекция нарушения деятельности. | ||
Коррекция эмоционально- аффективных стереотипий | 1. Переключение. Стереотипные действия «переключают» на другие действия. Но только на те, которые нравятся ребенку или хотя бы не вызывают в нем негативных эмоций. 2. Замещение. В ходе него ребенку одной стереотипией замещают другую, но более социально-приемлемой и не такой бессмысленной. | ||
Коррекция двигательных (пробежки, прыжки); сенсорно- двигательных стереотипий (крутится вокруг своей оси, трогает уши руками, закручивает предметы перед лицом) | Замещение. Вместо одной стереотипии предлагаем ребёнку другую, несколько более адекватную, и ограничиваем время и условия, в которых стереотипия проявляется (катание по полу заменяем катанием на «крокодиле», залезание на высокие предметы заменяем лазанием по шведской стенке и др.) |
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Речь и альтернативная коммуникация | ||
- выделение персонажей русской народной сказки «Теремок»:
| ||
- ответы на вопросы по содержанию сказки «Теремок»:
| ||
- определение последовательности событий в сказке «Теремок» | ||
- выделение персонажей русской народной сказки «Колобок»:
| ||
- ответы на вопросы по содержанию сказки «Колобок»:
| ||
- определение последовательности событий сказки «Колобок» | ||
- выделение персонажей русской народной сказки «Волк и семеро козлят»:
| ||
- ответы на вопросы по содержанию сказки «Волк и семеро козлят»:
| ||
- определение последовательности событий в сказке «Волк и семеро козлят» | ||
- выделение персонажей русской народной сказки «Маша и медведь»:
| ||
- ответы на вопросы по содержанию сказки «Маша и медведь»:
| ||
- определение последовательности событий в сказке «Маша и медведь» | ||
- выделение персонажей русской народной сказки «Три поросенка»:
| ||
- ответы на вопросы по содержанию сказки «Три поросенка» | ||
- определение последовательности событий сказки «Три поросенка» | ||
- рассказывание сказки «Три поросенка» с использованием моделей | ||
Математические представления | ||
Представления о форме | ||
- узнавание геометрических тел:
| ||
- различение геометрических тел:
| ||
- группировка предметов по форме | ||
Представления о величине | ||
- различение предметов по величине (большой, маленький) | ||
- сравнение 2-х предметов по величине:
| ||
- составление упорядоченного ряда из нескольких предметов:
| ||
- группировка предметов по величине | ||
Количественные представления | ||
- нахождение одинаковых предметов | ||
- различение множеств:
| ||
- образование множеств:
| ||
- разъединение множества | ||
- объединение множества | ||
Окружающий природный мир | ||
Животный мир | ||
- знание одного из основных признаков животного (шерсть) | ||
- узнавание диких животных (на картинках): | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
- узнавание домашних животных (на картинках): | ||
| ||
| ||
| ||
- знание строения лисы:
| ||
- знание строения зайца:
| ||
- знание строения волка:
| ||
- знание строения медведя:
| ||
- знание строения коровы:
| ||
- знание строения лошади:
| ||
- знание строения свиньи:
| ||
Растительный мир | ||
- узнавание фруктов по внешнему виду: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
- узнавание фруктов по запаху:
| ||
- узнавание фруктов по вкусу:
| ||
- узнавание овощей по внешнему виду: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
- узнавание овощей по вкусу:
| ||
- узнавание овощей по запаху:
| ||
Человек | ||
Самообслуживание | ||
Прием пищи | ||
- еда вилкой | ||
Обращение с одеждой и обувью | ||
- узнавание предметов одежды:
| ||
- различение предметов верхней одежды
| ||
- различение предметов одежды:
| ||
- знание назначения предметов одежды | ||
- узнавание предметов обуви:
| ||
-различение предметов обуви:
| ||
- застегивание:
| ||
| ||
| ||
| ||
Туалет | ||
- сообщение о желании сходить в туалет | ||
Представление о себе | ||
- идентификация себя как мальчика | ||
- узнавание частей головы:
| ||
- различение частей головы:
| ||
Окружающий социальный мир | ||
Предметы быта | ||
- узнавание предметов мебели:
| ||
- различение предметов мебели по внешнему виду:
| ||
- знание назначения предметов мебели:
| ||
- узнавание предметов посуды:
| ||
- различение предметов посуды:
| ||
Школа | ||
- узнавание по внешнему виду:
| ||
- различение по внешнему виду:
| ||
- узнавание участков школьной территории:
| ||
- знание назначения участков школьной территории:
| ||
- знание правил поведения в школе:
| ||
-соблюдение правил поведения в школе:
| ||
- узнавание помещений школы:
| ||
- знание назначения помещений школы:
| ||
- узнавание школьных принадлежностей:
| ||
- знание назначения школьных принадлежностей:
| ||
- различение школьных принадлежностей:
| ||
Музыка и движение | ||
- узнавание музыкальных инструментов по звучанию: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
- различение тихого и громкого звучания музыки | ||
Игра на музыкальных инструментах | ||
- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
- передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
- сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Движение под музыку | ||
- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
- выполнение под музыку действий с предметами:
| ||
- ведение хоровода | ||
Альтернативная коммуникация | ||
Коммуникация | ||
- приветствие собеседника словом («Привет») | ||
- выражение своих желаний:
| ||
- обращение с просьбой о помощи:
| ||
- выражение согласия словом («Да») | ||
- выражение несогласия словом («Нет») | ||
- выражение благодарности словом («Спасибо») | ||
- ответы на вопросы:
| ||
- прощание с собеседником («Пока») | ||
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | ||
Импрессивная речь | ||
- различение по именам:
| ||
- понимание обобщающих понятий:
| ||
- понимание слов, обозначающих действие предмета:
| ||
- понимание слов, указывающих на предмет, его признак:
| ||
- понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении:
| ||
- понимание простых предложений:
| ||
Экспрессивная речь | ||
- называние своего имени | ||
- называние имён:
| ||
- употребление обобщающих понятий:
| ||
- употребление слов, обозначающих действие предмета:
| ||
| ||
- называние слов, указывающих на предмет, его признак:
| ||
- называние слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении:
| ||
- употребление простых предложений:
| ||
Глобальное чтение | ||
- различение напечатанных слов, обозначающих названия предметов: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
- различение напечатанных слов, обозначающих названия действий:
|
4.3. Нравственное развитие.
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых невербальных форм общения; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослыми (во время одевания, приема пищи и др.).
Умение выражать свои желания, умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения. Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
- Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
4.5. Внеурочная деятельность.
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка | Участие ребенка в мероприятии |
«1 сентября – День Знаний». Классный час «Здравствуй, школа!» | Присутствие на торжественной линейке, участие в работе групп | |
«Праздник Осени» | Подготовка к мероприятию: изготовление украшений (выкалывание листиков из бумаги, сбор осенних листьев в парке), участие в празднике | |
«Декада инвалидов» | Подготовка к мероприятию: изготовление заготовок для мастер-класса по ИЗО; участие в мастер-классах | |
«Акция «Письмо Деду Морозу» | Изготовление открытки | |
Новогодний праздник | Подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних открыток; участие в новогоднем празднике | |
Акция «Поможем зимующим птицам» | Подкормка птиц | |
«Масленица» | Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника; участие в мероприятии | |
Концерт «Наши мамы самые красивые» | Участие в концерте | |
«Пасха» | Подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений, оформление холла | |
«Веселые старты» | Участие в спортивных эстафетах | |
Последний учебный день | Присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, участие в работе станций | |
Организация свободного времени | ||
Игра | игры с мячом, настольные дидактические игры «Лото», «Домино», игры в сенсорной комнате, подвижные игры в спортивном зале | |
Прогулки на улице | игры с мячом, парашютом, в сенсорном саду, подвижные игры |
Название рабочей программы | Возможные предметные результаты | Возможные личностные результаты |
«Волшебство красок» | - умение оставлять графический след; - умение рисовать точки, линии; - умение выполнять «набрызг», отпечаток, оттиск; -умение раздувать краски (с помощью трубочки, груши и др.) - умение использовать различные художественные материалы для работы в разных изобразительных техниках; | - получение удовольствия от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; - развитие зрительного и тактильного восприятия; - приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета; - приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом - повышение интереса к собственной изобразительной деятельности и изобразительной деятельности друг друга |
«Что такое хорошо и что такое плохо» | - умение обслуживать себя, следить за своим внешним видом; - умение соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни; - умение обращаться к взрослому человеку, сверстнику, выражать благодарность, одобрение, извинение и др.; - умение взаимодействовать с другими людьми в различных жизненных ситуациях; - умение оценивать поступки сверстников и собственные поступки с позиции доброжелательности и взаимовыручки, уважения друг к другу; - умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях | - развитие аккуратности, опрятности, бережливости; - развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; - развитие нравственных, волевых качеств, коммуникабельности и чувства коллективизма; - развитие мышления, памяти в процессе анализа проблемных ситуаций |
«Занимательная логоритмика» | - умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в игровой деятельности на занятии. - умение ориентироваться в пространстве зала. - умение двигаться в заданном темпе, изменять направление движения со сменой музыки и ритма. - умение выполнять действия по сигналу, словесной инструкции. - умение соблюдать ритм в процессе игры на музыкальных инструментах, - умение выполнять танцевальные движения, - умение проговаривать рифмованный текст. - умение различать речевые и неречевые звуки. - умение понимать обращённую речь, узнавать и различать на слух знакомые слова. - умение повторять за взрослым звукоподражания, звуки, слова. - умение различать тихое и громкое звучание голоса, музыки. - умение различать по звучанию знакомые музыкальные инструменты | - развитие памяти, внимания через выполнение повторяющихся игровых действий. - развитие интереса к совместной игровой деятельности посредством слова, музыки и движения. - способность к самовыражению в процессе выполнения музыкально-игровых упражнений, с использованием мимики и пантомимики |
5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
Учителя класса, учитель-логопед, учитель музыки, педагог-психолог, учитель-дефектолог.
6. Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации семьи обучающегося.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | Индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в полугодии и по запросу родителей) Индивидуальные консультации родителей по темам: «Развитие двигательной активности ребенка», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Формирование социально – бытовых навыков». | |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации |
| |
Психологическая поддержка семьи |
| |
Организация участия родителей во внеурочной деятельности |
|
8. Необходимые технические средства и
дидактические материалы.
- Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.
- Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
- Конструктор «Лего», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
- Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
- Мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, шведская стенка, шариковый бассейн.
- Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, румба, барабан, палочки, пианино, гитара, флейта), музыкальный центр, аудиозаписи.
- Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни самостоятельности при выполнении заданий | |
- не выполняет задание | - |
- выполняет задание со значительной помощью | зп |
- выполняет задание с частичной помощью | чп |
- выполняет задание по подражанию | п |
- выполняет задание по образцу | о |
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки | сш |
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) | + |
Реакция на воздействия | |
- негативная реакция | нг |
- нейтральная реакция | нр |
- положительная реакция | пр |
10.Список литературы для учителя
1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014.
2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).
3. Коррекционно-педагогическая работа в домах – интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов / Под ред. Лисовской Т.В. – Минск: Национальный институт образования, 2008.
4. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013. 42 с.
5. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб.- метод. пособие/ М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред.С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009.
6. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А. Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.
7. сайт Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) http://УМКСИПР.РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....
«Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающегося с ОВЗ в образовательной организации»
Презентация...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...
Контрольно-измерительные материалы для обучающегося 2 класса по специальной индивидуальной программе развития (СИПР, вариант 2)
Контрольно-измерительные материалы по предметам «Математические представления», «Речь и альтернативная коммуникация». Материалы разработаны в рамках специальн...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
Специальная индивидуальная программа развития составлена для обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития в соответствиии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 9.2
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.3
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.3...