«Специальная индивидуальная программа развития» (СИПР)
рабочая программа на тему

Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_kornienko_olga_nikolaevna_1.doc384.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Специальная индивидуальная программа развития»

(СИПР)

«Обучение и воспитание детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с тяжелыми множественными нарушениями развития в контексте требований ФГОС»

Исполнитель: Корниенко Ольга Николаевна,

Педагог-психолог,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Покровская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Юдина М.В.

1.ВВЕДЕНИЕ

Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Нормативные документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

2. Конституция РФ.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями).

 4. Приказ Министерства образования РФ от 19.12.2014г № 1599 « Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

5. Конвенция о правах ребёнка.

6. Конвенция о правах инвалидов.

7. Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Целью реализации адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - обеспечение требований Федерального закона об образовании в РФ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Целью образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Особые образовательные потребности детей с умеренной умственной отсталостью диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для их обучения и воспитания.

        Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):  

  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
  • формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями;
  • формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
  • создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
  • формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Этим обоснован выбор данной образовательной программы, соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной умственной отсталостью.

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  1. Общие сведения о ребёнке.

ФИО ребенка:

Возраст ребенка:

Место жительства:

Мать:

Отец:

Год обучения в     : с 01.09.2010г

Ступень обучения: II

Группа (особые потребности): 2

Заключение ПМПК: Тотальное недоразвитие (умеренное) высших психических функций, аффективно-возбудимый вариант. Недоразвитие речи тяжелой степени. Синдром Дауна. Обучение по АООП для детей с нарушением интеллекта, 2 вариант.

2. Характеристика обучающегося на начало учебного года.

Ребенок посещает образовательную организацию с 01.09.2010 года.

Семья полная, состоит из 4-х человек, проживает в благоустроенном частном доме. Мать – работает в поликлинике. Отец – пенсионер. Родители заботливо и доброжелательно относятся к сыну, заинтересованы в успешном развитии ребенка.

        Мальчик часто болеет соматическими заболеваниями. Основные и прикладные двигательные навыки сформированы. Любит заниматься с ребятами в спортивном зале, повторяет все за детьми. Предположительно, состояние слуха и зрения соответствует норме.

        Эмоциональное состояние мальчика устойчивое, но иногда может настойчиво требовать свое. Он выполняет простые речевые инструкции, в том числе сопровождаемые естественными жестами. Услышав громкие, резкие звуки, крик, не боится, а старается посмотреть. Это вызывает у него любопытство. Учащийся реагирует на имя, наблюдается понимание обращённой к нему речи. Не всегда реагирует на изменение интонации голоса и запрет.

Учебное поведение частично сформировано. Выполняет действия по образцу при значительной помощи педагога. Ведущая рука – правая. Трудность представляет поддержание правильной позы на занятиях. Обучающийся работает на занятиях 30 минут, проявляет интерес к занятиям. И. понимает обращённую речь на бытовом уровне. Выполняет простые речевые инструкции. В спонтанной речи употребляет отдельные слова: «привет», «хорошо», «нормально»; фразы «хочу пить», «как дела?», «пойдем гулять» и др. Речь невнятная, отмечаются нарушения слоговой структуры слов. Знает буквы, читает глобально знакомые слова.

        В общении с взрослыми И. выделяет значимого для него. Нравятся совместные игры с детьми. Находясь рядом с ними, предпочитает играть вместе, с удовольствием играет в шариковом бассейне также с взрослыми в тактильные игры.

Навыки самообслуживания частично сформированы. Одевается и раздевается самостоятельно, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон предметов одежды, застегивании молнии, пуговиц. В туалет не просится, нужно напоминать и предлагать. Постоянно моет руки после посещения туалета.

        Обучающийся группирует предметы по цвету, форме, считает до 10, знает цифры и пишет по образцу, различает предметы по величине (большой, маленький). Собирает картинку из 4-х частей. И. различает диких животных и домашних животных, овощи, фрукты. Показывает на себе части тела и лица. Предметы одежды, обуви, мебели различает слабо, допускает многочисленные ошибки.  

        Ребенок относится к 2 группе. Требуется постоянный присмотр и частичная эпизодическая помощь.

Приоритетное содержание обучения и воспитания:

1. Базовые учебные действия.

2. Коррекционные курсы.

3. Индивидуальный учебный план.

Учебные предметы, коррекционные курсы

Групповые занятия

Индивидуальные занятия

учитель

воспита

тель

учитель-логопед

учитель

физ-ры/АФВ

учитель музыки

Учитель-дефек

толог

Речь и альтернативная коммуникация

3

Математические представления

2

Окружающий природный мир

1

Окружающий социальный мир

1

Человек

1

Музыка и движение

1

Профильный труд

4

Альтернативная коммуникация

1

Коррекционно-развивающие занятия

3

Всего

8

8

1

Внеурочная деятельность

3

Итого: 20

4. Содержание образования.

4.1. Базовые учебные действия.

  1. Содержание
  1. полугодие

2 полугодие

1. Формирование базовых учебных действий

- поддержание правильной позы во время занятия

- зрительный контроль действий своих рук во время выполнения задания

- направленность взгляда:

  • на говорящего взрослого

  • на задание

- выполнение действий по подражанию:

  • похлопать в ладоши

  • помахать рукой

  • потопать ногами

  • поднять руки вверх

- выполнение простых речевых инструкций:

  • «Возьми»
  • «Дай»
  • «Сядь»
  • «Встань»
  • «Покажи»
  • «Подними»

- использование по назначению учебных материалов

- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками

- выполнение задания от начала до конца

- выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно при помощи песочных часов

Коррекция поведенческих проблем.

Проблемы поведения

Способы и методы коррекции

1 полугодие

2 полугодие

Коррекция негативизма

1.Коррекция в произвольности в двигательной эмоциональной сфере, поведении, общение.

2.Коррекция вербального и невербального общения.

3.Коррекция нарушения деятельности.

Коррекция эмоционально- аффективных стереотипий

1. Переключение. Стереотипные действия «переключают» на другие действия. Но только на те, которые нравятся ребенку или хотя бы не вызывают в нем негативных эмоций.

2. Замещение. В ходе него ребенку одной стереотипией замещают другую, но более социально-приемлемой и не такой бессмысленной.

Коррекция двигательных (пробежки, прыжки); сенсорно- двигательных стереотипий (крутится вокруг своей оси, трогает уши руками, закручивает предметы перед лицом)

Замещение. Вместо одной стереотипии предлагаем ребёнку другую, несколько более адекватную, и ограничиваем время и условия, в которых стереотипия проявляется (катание по полу заменяем катанием на «крокодиле», залезание на высокие предметы заменяем лазанием по шведской стенке и др.)

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Речь и альтернативная коммуникация

- выделение персонажей русской народной сказки «Теремок»:

  • мышка-норушка
  • лягушка-квакушка
  • зайчик - побегайчик
  • лисичка - сестричка  
  • волчок - серый бочок  
  • медведь косолапы

- ответы на вопросы по содержанию сказки «Теремок»:

  • Какие животные жили в теремке?
  • Кто сломал теремок?

- определение последовательности событий в сказке «Теремок»

- выделение персонажей русской народной сказки «Колобок»:

  • бабка
  • дед
  • колобок
  • заяц
  • волк
  • медведь
  • лиса

- ответы на вопросы по содержанию сказки «Колобок»:

  • Кто испек колобка?
  • От кого убежал колобок?
  • Кого встретил в лесу колобок?
  • Кто съел колобка?

- определение последовательности событий сказки «Колобок»

- выделение персонажей русской народной сказки «Волк и семеро козлят»:

  • коза
  • козлята
  • волк
  • медведь

- ответы на вопросы по содержанию сказки «Волк и семеро козлят»:

  • Где жила коза с козлятами?
  • Куда уходила каждый день мама-коза?
  • Почему козлята боялись волка?

- определение последовательности событий в сказке «Волк и семеро козлят»

- выделение персонажей русской народной сказки «Маша и медведь»:

  • бабушка
  • дедушка
  • маша
  • медведь

- ответы на вопросы по содержанию сказки «Маша и медведь»:

  • Как Маша попала к медведю?
  • Почему медведь не хотел отпускать Машу?
  • Как Маша перехитрила медведя?

- определение последовательности событий в сказке «Маша и медведь»

- выделение персонажей русской народной сказки «Три поросенка»:

  • Ниф-Ниф
  • Нуф-Нуф
  • Наф-Наф
  • Волк

- ответы на вопросы по содержанию сказки «Три поросенка»  

- определение последовательности событий сказки «Три поросенка»  

- рассказывание сказки «Три поросенка» с использованием моделей  

Математические представления

Представления о форме

- узнавание геометрических тел:

  • шар
  • куб
  • брусок

- различение геометрических тел:

  • шар-куб
  • шар-брусок
  • куб-брусок

- группировка предметов по форме

Представления о величине

- различение предметов по величине (большой, маленький)

- сравнение 2-х предметов по величине:

  • способом приложения (приставления)
  • «на глаз»

- составление упорядоченного ряда из нескольких предметов:

  • по убыванию
  • по возрастанию

- группировка предметов по величине

Количественные представления

- нахождение одинаковых предметов  

- различение множеств:

  • один - много
  • один - пусто
  • много - пусто

- образование множеств:

  • один - много
  • один – пусто
  • много – пусто

- разъединение множества

- объединение множества

Окружающий природный мир

Животный мир

- знание одного из основных признаков животного (шерсть)

- узнавание диких животных (на картинках):

  • лиса

  • заяц

  • волк

  • медведь

- узнавание домашних животных (на картинках):

  • корова

  • свинья

  • лошадь

- знание строения лисы:

  • голова
  • туловище
  • лапы
  • хвост
  • шерсть
  • уши

- знание строения зайца:

  • голова
  • туловище
  • лапы
  • хвост
  • шерсть
  • уши

- знание строения волка:

  • голова
  • туловище
  • лапы
  • хвост
  • шерсть
  • уши

- знание строения медведя:

  • голова
  • туловище
  • лапы
  • хвост
  • шерсть
  • уши

- знание строения коровы:

  • голова
  • туловище
  • ноги
  • хвост
  • рога
  • вымя
  • уши

- знание строения лошади:

  • голова
  • туловище
  • ноги
  • хвост
  • грива
  • уши

- знание строения свиньи:

  • голова
  • туловище
  • ноги
  • хвост
  • уши
  • пятачок

Растительный мир

- узнавание фруктов по внешнему виду:

  • яблоко

  • груша

  • банан

  • лимон

  • апельсин
  • киви

- узнавание фруктов по запаху:

  • яблоко
  • груша
  • банан
  • лимон
  • апельсин
  • киви

- узнавание фруктов по вкусу:

  • яблоко
  • груша
  • банан
  • лимон
  • апельсин
  • киви

- узнавание овощей по внешнему виду:

  • помидор

  • огурец

  • капуста

  • морковь
  • лук
  • картофель

- узнавание овощей по вкусу:

  • помидор
  • огурец
  • капуста
  • морковь
  • лук
  • картофель

- узнавание овощей по запаху:

  • огурец
  • лук

Человек

Самообслуживание

Прием пищи

- еда вилкой

Обращение с одеждой и обувью

- узнавание предметов одежды:

  • куртка
  • брюки
  • шапка
  • шарф
  • свитер
  • футболка

- различение предметов верхней одежды

  • шапка
  • куртка
  • шарф

- различение предметов одежды:

  • брюки
  • футболка
  • свитер

- знание назначения предметов одежды

- узнавание предметов обуви:

  • сапоги
  • кроссовки
  • ботинки
  • сандалии

-различение предметов обуви:

  • сапоги
  • тапки
  • ботинки
  • кроссовки
  • сандалии

- застегивание:

  • липучек

  • кнопок

  • пуговиц

  • молнии

Туалет

- сообщение о желании сходить в туалет

Представление о себе

- идентификация себя как мальчика

- узнавание частей головы:

  • уши
  • волосы
  • лицо

- различение частей головы:

  • уши
  • волосы
  • лицо

Окружающий социальный мир

Предметы быта

- узнавание предметов мебели:

  • стол
  • стул
  • шкаф
  • кресло
  • кровать
  • диван

- различение предметов мебели по внешнему виду:

  • стол
  • стул
  • шкаф
  • кресло
  • кровать
  • диван

- знание назначения предметов мебели:

  • стол
  • стул
  • шкаф
  • кресло
  • кровать
  • диван

- узнавание предметов посуды:

  • кружка
  • тарелка
  • ложка
  • вилка

- различение предметов посуды:

  • кружка
  • тарелка
  • ложка
  • вилка

Школа

- узнавание по внешнему виду:

  • мальчик
  • девочка

- различение по внешнему виду:

  • мальчик
  • девочка

- узнавание участков школьной территории:

  • школьный двор
  • игровая площадка
  • забор

- знание назначения участков школьной территории:

  • школьный двор
  • игровая площадка
  • забор

- знание правил поведения в школе:

  • кричать нельзя
  • убегать нельзя
  • толкаться нельзя

-соблюдение правил поведения в школе:

  • кричать нельзя
  • убегать нельзя
  • толкаться нельзя

- узнавание помещений школы:

  • медицинский кабинет
  • класс
  • коридор
  • туалет
  • актовый зал
  • спортивный зал
  • сенсорная комната
  • шариковый бассейн

- знание назначения помещений школы:

  • медицинский кабинет
  • класс
  • туалет
  • актовый зал
  • спортивный зал
  • шариковый бассейн

- узнавание школьных принадлежностей:

  • кисточка
  • краски
  • карандаши
  • пластилин
  • бумага
  • альбом

- знание назначения школьных принадлежностей:

  • кисточка
  • краски
  • карандаши
  • пластилин
  • бумага
  • альбом

- различение школьных принадлежностей:

  • кисточка
  • краски
  • карандаши
  • пластилин
  • бумага
  • альбом

Музыка и движение

- узнавание музыкальных инструментов по звучанию:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

- различение тихого и громкого звучания музыки

Игра на музыкальных инструментах

- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

- передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

- сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте:

  • барабан

  • маракас

  • бубенцы

  • бубен

Движение под музыку

- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку:

  • топанье

  • хлопанье

  • покачивание с одной ноги на другую

  • прыганье

  • кружение

  • приседание

- выполнение под музыку действий с предметами:

  • с платком
  • с куклой
  • с погремушкой

- ведение хоровода

Альтернативная коммуникация

Коммуникация

- приветствие собеседника словом («Привет»)

- выражение своих желаний:

  • словом, («Дай»)
  • предложением («Маша, дай …)

- обращение с просьбой о помощи:

  • словом, («Помоги»)
  • предложением («Маша, помоги мне»)

- выражение согласия словом («Да»)

- выражение несогласия словом («Нет»)

- выражение благодарности словом («Спасибо»)

- ответы на вопросы:

  • словом
  • предложением

- прощание с собеседником («Пока»)

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь

- различение по именам:

  • педагогов класса
  • учащихся класса

- понимание обобщающих понятий:

  • дикие животные
  • домашние животные
  • овощи
  • фрукты
  • одежда
  • обувь
  • посуда
  • мебель
  • учебные принадлежности

- понимание слов, обозначающих действие предмета:

  • стоит
  • сидит
  • бежит
  • прыгает
  • умывается
  • причесывается
  • катается
  • рисует
  • режет
  • подметает
  • поливает

- понимание слов, указывающих на предмет, его признак:

  • мой
  • твой
  • он
  • она
  • они

- понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении:

  • на
  • под
  • в
  • из

- понимание простых предложений:

  • нераспространенных (Девочка сидит. Он спит и др.)
  • распространенных (Девочка сидит на стуле и др.)

Экспрессивная речь

- называние своего имени

- называние имён:

  • членов семьи
  • педагогов класса
  • учащихся класса

- употребление обобщающих понятий:

  • дикие животные
  • домашние животные
  • овощи
  • фрукты
  • одежда
  • обувь
  • посуда
  • мебель
  • учебные принадлежности

- употребление слов, обозначающих действие предмета:

  • стоит

  • сидит
  • бежит
  • прыгает
  • умывается
  • причесывается
  • катается
  • рисует
  • режет
  • подметает
  • поливает

- называние слов, указывающих на предмет, его признак:

  • я
  • ты
  • мой
  • твой
  • он
  • она
  • они

- называние слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении:

  • на
  • под
  • в
  • из

- употребление простых предложений:

  • нераспространенных (Мальчик сидит. Он спит и др.)
  • распространенных (Мальчик сидит на стуле и др.)

Глобальное чтение

- различение напечатанных слов, обозначающих названия предметов:

  • белка

  • ёж

  • лось

  • кабан

  • свинья

  • лошадь

  • коза

  • киви

  • лимон

  • хурма

  • свекла

  • редис

  • картофель

  • морковь

  • куртка

  • брюки

  • платье

  • шапка

  • футболка

  • сапоги

  • ботинки

  • тапки

  • туфли

  • диван

  • кресло

  • комод

  • кружка

  • вилка

  • нож

  • ложка

  • тарелка

  • девочка

  • мальчик

- различение напечатанных слов, обозначающих названия действий:

  • спит
  • ест
  • пьёт
  • стоит
  • сидит
  • бежит
  • прыгает
  • умывается
  • причесывается
  • катается
  • рисует

4.3. Нравственное развитие.

Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых невербальных форм общения; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослыми (во время одевания, приема пищи и др.).

Умение выражать свои желания, умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения. Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.  

4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

  • Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

4.5. Внеурочная деятельность.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний».  Классный час «Здравствуй, школа!»

Присутствие на торжественной линейке, участие в работе групп

«Праздник Осени»

Подготовка к мероприятию: изготовление украшений (выкалывание листиков из бумаги, сбор осенних листьев в парке),

участие в празднике

«Декада инвалидов»

Подготовка к мероприятию: изготовление заготовок для мастер-класса по ИЗО; участие в мастер-классах

«Акция «Письмо Деду Морозу»

Изготовление открытки

Новогодний праздник

Подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних открыток;

участие в новогоднем празднике

Акция «Поможем зимующим птицам»

Подкормка птиц

«Масленица»

Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника; участие в мероприятии

Концерт «Наши мамы самые красивые»

Участие в концерте  

«Пасха»

Подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений, оформление холла

«Веселые старты»

Участие в спортивных эстафетах

Последний учебный день

Присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, участие в работе станций

Организация свободного времени

Игра

игры с мячом, настольные дидактические игры «Лото», «Домино», игры в сенсорной комнате, подвижные игры в спортивном зале

Прогулки на улице

игры с мячом, парашютом, в сенсорном саду, подвижные игры

Название рабочей программы

Возможные предметные результаты

Возможные личностные результаты

«Волшебство красок»

- умение оставлять графический след;

- умение рисовать точки, линии;

- умение выполнять «набрызг», отпечаток, оттиск;

-умение раздувать краски (с помощью трубочки, груши и др.)

- умение использовать различные художественные материалы для работы в разных изобразительных техниках;

- получение удовольствия от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

- развитие зрительного и тактильного восприятия;

- приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета;

- приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом

- повышение интереса к собственной изобразительной деятельности и изобразительной деятельности друг друга

«Что такое хорошо и что такое плохо»

- умение обслуживать себя, следить за своим внешним видом;

- умение соблюдать

правила воспитанного человека в повседневной жизни;

- умение обращаться к взрослому человеку, сверстнику, выражать благодарность, одобрение, извинение и др.;

- умение

взаимодействовать с другими людьми в различных жизненных ситуациях;

- умение оценивать поступки сверстников и собственные поступки с позиции доброжелательности и взаимовыручки, уважения друг к другу;

- умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях

- развитие аккуратности, опрятности,

бережливости;

- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- развитие нравственных, волевых качеств, коммуникабельности и чувства коллективизма;

- развитие мышления, памяти в процессе анализа проблемных ситуаций

«Занимательная логоритмика»

- умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в игровой деятельности на занятии.

- умение ориентироваться в пространстве зала.

- умение двигаться в заданном темпе, изменять направление движения со сменой музыки и ритма.

- умение выполнять действия по сигналу, словесной инструкции.

- умение соблюдать ритм в процессе игры на музыкальных инструментах,

- умение выполнять танцевальные движения, - умение проговаривать рифмованный текст.

- умение различать речевые и неречевые звуки.

- умение понимать обращённую речь, узнавать и различать на слух знакомые слова.

- умение повторять за взрослым звукоподражания, звуки, слова.

- умение различать тихое и громкое звучание голоса, музыки.

- умение различать по звучанию знакомые музыкальные инструменты

- развитие памяти, внимания через выполнение повторяющихся игровых действий.

- развитие интереса к совместной игровой деятельности посредством слова, музыки и движения.

- способность к самовыражению в процессе выполнения музыкально-игровых упражнений, с использованием мимики и пантомимики

5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

Учителя класса, учитель-логопед, учитель музыки, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

6. Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации семьи обучающегося.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

Индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в полугодии и по запросу родителей)

Индивидуальные консультации родителей по темам: «Развитие двигательной активности ребенка», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Формирование социально – бытовых навыков».

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

  • участие родителей в разработке СИПР;
  • посещение родителями уроков/занятий;
  • консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;

Психологическая поддержка семьи

  • участие в тренингах – 4 раза в год
  • участие в занятиях коррекционной группы
  • индивидуальные консультации с психологом

Организация участия родителей во внеурочной деятельности

  • привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:
  • «1 сентября – День Знаний»
  • «Мама, папа, я – спортивная семья»
  • «Новогодний праздник»
  • Акция «Поможем зимующим птицам»
  • привлечение родителей к решению вопросов, связанных с управлением образовательной организацией (родительский комитет)

8. Необходимые технические средства и

 дидактические материалы.

  • Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.
  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
  • Конструктор «Лего», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
  • Мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, шведская стенка, шариковый бассейн.
  • Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, румба, барабан, палочки, пианино, гитара, флейта), музыкальный центр, аудиозаписи.
  • Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

зп

- выполняет задание с частичной помощью

чп

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+

Реакция на воздействия

- негативная реакция

нг

- нейтральная реакция

нр

- положительная реакция

пр

10.Список литературы для учителя

1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014.

2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).  

3. Коррекционно-педагогическая работа в домах – интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов / Под ред. Лисовской Т.В. – Минск: Национальный институт образования, 2008.

4. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013. 42 с.

5. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб.- метод. пособие/ М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред.С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009.

6. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А. Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.

7. сайт Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) http://УМКСИПР.РФ   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...

Контрольно-измерительные материалы для обучающегося 2 класса по специальной индивидуальной программе развития (СИПР, вариант 2)

Контрольно-измерительные материалы по предметам «Математические представления», «Речь и альтернативная коммуникация».  Материалы разработаны  в рамках  специальн...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)

Специальная индивидуальная программа развития составлена для обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития в соответствиии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 9.2

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.3

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 1.3...