Методическая разработка урока альтернативная коммуникация "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (9 класс)
план-конспект урока (9 класс)

Усимова Наталья Александровна

Методическая разработка содержит полное описание цели, задач и структуры урока. Конспект отражает приемы обучения детей с  умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока альтернативная коммуникация «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»

 

Цель:   формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные.                                                               

 

Задачи:

 

 Образовательные

  • закрепить знания о способах проверки слов с парными согласными на конце слова;
  • развивать умение  применять полученные знания на практике.

Развивающие

  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся.

Воспитательные

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать аккуратность при письме.

Оборудование: презентация, карточки с темой урока, желуди с буквами, письмо, предметные картинки

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы урока.
  3. Введение в тему.
  4. Работа по теме урока.
  1. Загадка.
  2. Различение звонких и глухих согласных.
  3. Работа по карточкам.
  4. Письмо текста.
  5. Тренажер «Вставь пропущенные буквы»

  5. Подведение итогов.

Ход урока

1.Организационный момент.

-Ребята, сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что сегодня здесь с нами гости. Они пришли посмотреть, как вы умеете работать. Они приветливы и добры, а мы спокойны и настроены на урок.

- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл на урок с хорошим настроением.

-Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.

- Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать новое.

2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы урока.

-В начале урока, давайте с вами покажем гостям, что мы знаем о звуках.

- На какие две группы можно разделить все звуки (гласные и согласные).

- На какие группы по твёрдости и мягкости можно разделить согласные звуки (твердые и мягкие).

- На какие группы по звонкости и глухости можно разделить согласные звуки (звонкие и глухие).

- Как мы узнаём правописание звонких и глухих согласных звуков на конце слова (пользуемся правилом проверки парных согласных на конце слова).

- Сегодня  во время работы на уроке мы с вами продолжим учиться писать слова с парными согласными на конце слова.

3.Введение в тему.

- Ребята нам сегодня было передано странное письмо.

-Давайте его прочитаем.

-«Здравствуйте ребята! Я небольшой лесной пруд. Как счастлив я был в кругу своих друзей. Деревья защищали меня от палящего солнца, цветы и травы радовали меня своей красотой, вокруг летали бабочки, пели птицы; рыбы плескались в моих водах. И вдруг случилась беда! Люди,  приезжая к моим берегам на отдых, не соблюдали правила поведения в природе. Их поведение привело к тому, что я потерял своих друзей и остался один. Только вы сможете помочь мне вернуть  друзей, если выполните все задания правильно».

-Ребята, почему пруд потерял своих друзей? (Люди не выполняли правила поведения в природе).

-Согласны ли вы помочь пруду вернуть друзей?

4. Работа по теме урока.

-Итак, начинаем возвращать пруду друзей.

1) Загадка.

-Отгадайте загадку и вы узнаете, какое дерево заслоняло пруд от палящих лучей солнца.

 Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей. (Дуб)

-Произнесите еще раз это слово про себя.

-Какой звук вы слышите в конце слова?

-Подумайте, какую букву необходимо написать на месте этого звука? Почему?

- Молодцы на все вопросы вы ответили правильно, поэтому у пруда вновь вырос могучий дуб.

2) Различение звонких и глухих согласных.

- Кто из вас знает, какие плоды вырастают на этом дереве осенью? (Жёлуди)

- Посмотрите, сколько желудей насыпалось под дубом. Да и жёлуди не простые на них что – то написано.

- Ваша задача распределить жёлуди парами по звонкости и глухости.

(б-п, в-ф, г-к. д-т, ж-ш, з-с)

-Ребята, желудями очень любит  питаться птица сойка.

-Вы поможете сойке вернуться на пруд, если правильно распределите слова в 2 столбика. В первый столбик поставьте слова со звонким согласным на конце слова. Во  второй столбик – с глухим согласным на конце слова.

(арбуз,  мальчик, город,  шкаф, клуб, ландыш)

- Молодцы, вы помогли сойке вернуться на пруд.

Фикультминутка

-А сейчас давайте немножко отдохнем.

На поляне дуб зелёный,

 Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)

Он на ветках среди леса

Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)

Вот лягушка поскакала,

Здесь воды ей, видно, мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)

Ну, а мы пройдём немного.

Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)

Походили, порезвились,

И на травку опустились!

3) Работа по карточкам.

- Выполнив следующее задание, вы узнаете, какое животное жило под дубом у пруда.

- Посмотрите на карточку, вам необходимо вставить в слова пропущенные буквы.

- Каким правилом мы будем пользоваться, вспомните еще раз?

(Необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного звука стоял гласный).

 Карточка.  Вставьте в слова пропущенные буквы.

Моро…(з,с), зу…(б,п), шка…(в,ф), сле…(д,т), заво…(д,т), пиро…(г,к), шар…(в,ф),  ё…(ж,ш)

Пальчиковая гимнастика

-Но сначала давайте разомнем наши пальчики

На закате дремлет пруд.

По воде круги плывут –

Это маленькие рыбки

Разыгрались там и тут.

Любо им водой плеснуть,

Чешуей на миг блеснуть, -

Рыбкам выпрыгнуть на воздух

Все равно, что нам нырнуть.

-А сейчас работаем по карточке.

- Рассмотрите все  записанные слова и подумайте, какое животное могло бы жить под дубом? (Ёж).

- Молодцы, ребята, справились с заданием и  помогли вернуть ещё одного друга на пруд.

Гимнастика для глаз


Глазки вправо, глазки влево, 
И по кругу проведем. 
Быстро – быстро поморгаем 
И немножечко потрем. 
Посмотри на кончик носа 
И в «межбровье» посмотри. 
Круг, квадрат и треугольник 
Ты за мною повтори. 
Глазки закрываем, 
Медленно вдыхаем. 
А на выдохе опять 
Глазки заставляй моргать. 
А сейчас расслабились 
На места отправились. 

4) Письмо текста.

-Кто из вас знает,  чем питаются ежи? (грибами)

- Если мы правильно выполним следующее задание, то вернем грибок  на пруд.

- Итак,  внимание на экран.

-Вам нужно вставить пропущенные буквы.

За лесом пру…. Около пруда ду…. Под дубом жил ё.... А вот и гри….

(Для слабых детей подготовить карточки с письменным текстом).

-Давайте проверим.

- Кто выполнил  всё задание и без ошибок, можете взять грибок и посадить у пруда.

-Вспомните всех друзей, которых мы вернули на пруд (дуб, ёж, сойка, гриб).

-Какое слово лишнее? Почему? (Сойка)

-А сейчас, ребята, сыграем в игру и узнаем, кто еще присоединился к пруду.

5)Тренажер «Вставь пропущенные буквы»

5. Подведение итогов.

- Молодцы, ребята, с работой вы справились, вернули пруду его друзей.

-Чему мы учились сегодня на уроке, помогая пруду?

 (Мы учились писать слова с парными согласными на конце слова).

- Где вам в жизни могут пригодиться  знания о написании парных согласных на конце слова (написание писем, смс, заполнение документов)

- В заключение урока я хочу выразить вам, ребята, слова благодарности за активную работу.  

- Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе СКОШ VIII вида "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Первый урок по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"...

Тема: Написание парных звонких и глухих согласных на конце слова (закрепление)

Урок русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (4 класс)...

Методическая разработка конспекта урока русского языка для слабовидящих учащихся 2 класса (умственная отсталость) на тему: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тема урока: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель: создать условие для открытия новых знаний. Тип урока: изучение нового материала Задачи урока:Образовательные:про...