Методическая разработка урока альтернативная коммуникация "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (9 класс)
план-конспект урока (9 класс)
Методическая разработка содержит полное описание цели, задач и структуры урока. Конспект отражает приемы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока альтернативная коммуникация «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»
Цель: формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные.
Задачи:
Образовательные
- закрепить знания о способах проверки слов с парными согласными на конце слова;
- развивать умение применять полученные знания на практике.
Развивающие
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- развивать орфографическую зоркость учащихся.
Воспитательные
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать аккуратность при письме.
Оборудование: презентация, карточки с темой урока, желуди с буквами, письмо, предметные картинки
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы урока.
- Введение в тему.
- Работа по теме урока.
- Загадка.
- Различение звонких и глухих согласных.
- Работа по карточкам.
- Письмо текста.
- Тренажер «Вставь пропущенные буквы»
5. Подведение итогов.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Ребята, сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что сегодня здесь с нами гости. Они пришли посмотреть, как вы умеете работать. Они приветливы и добры, а мы спокойны и настроены на урок.
- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл на урок с хорошим настроением.
-Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.
- Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать новое.
2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы урока.
-В начале урока, давайте с вами покажем гостям, что мы знаем о звуках.
- На какие две группы можно разделить все звуки (гласные и согласные).
- На какие группы по твёрдости и мягкости можно разделить согласные звуки (твердые и мягкие).
- На какие группы по звонкости и глухости можно разделить согласные звуки (звонкие и глухие).
- Как мы узнаём правописание звонких и глухих согласных звуков на конце слова (пользуемся правилом проверки парных согласных на конце слова).
- Сегодня во время работы на уроке мы с вами продолжим учиться писать слова с парными согласными на конце слова.
3.Введение в тему.
- Ребята нам сегодня было передано странное письмо.
-Давайте его прочитаем.
-«Здравствуйте ребята! Я небольшой лесной пруд. Как счастлив я был в кругу своих друзей. Деревья защищали меня от палящего солнца, цветы и травы радовали меня своей красотой, вокруг летали бабочки, пели птицы; рыбы плескались в моих водах. И вдруг случилась беда! Люди, приезжая к моим берегам на отдых, не соблюдали правила поведения в природе. Их поведение привело к тому, что я потерял своих друзей и остался один. Только вы сможете помочь мне вернуть друзей, если выполните все задания правильно».
-Ребята, почему пруд потерял своих друзей? (Люди не выполняли правила поведения в природе).
-Согласны ли вы помочь пруду вернуть друзей?
4. Работа по теме урока.
-Итак, начинаем возвращать пруду друзей.
1) Загадка.
-Отгадайте загадку и вы узнаете, какое дерево заслоняло пруд от палящих лучей солнца.
Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей. (Дуб)
-Произнесите еще раз это слово про себя.
-Какой звук вы слышите в конце слова?
-Подумайте, какую букву необходимо написать на месте этого звука? Почему?
- Молодцы на все вопросы вы ответили правильно, поэтому у пруда вновь вырос могучий дуб.
2) Различение звонких и глухих согласных.
- Кто из вас знает, какие плоды вырастают на этом дереве осенью? (Жёлуди)
- Посмотрите, сколько желудей насыпалось под дубом. Да и жёлуди не простые на них что – то написано.
- Ваша задача распределить жёлуди парами по звонкости и глухости.
(б-п, в-ф, г-к. д-т, ж-ш, з-с)
-Ребята, желудями очень любит питаться птица сойка.
-Вы поможете сойке вернуться на пруд, если правильно распределите слова в 2 столбика. В первый столбик поставьте слова со звонким согласным на конце слова. Во второй столбик – с глухим согласным на конце слова.
(арбуз, мальчик, город, шкаф, клуб, ландыш)
- Молодцы, вы помогли сойке вернуться на пруд.
Фикультминутка
-А сейчас давайте немножко отдохнем.
На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы пройдём немного.
Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
3) Работа по карточкам.
- Выполнив следующее задание, вы узнаете, какое животное жило под дубом у пруда.
- Посмотрите на карточку, вам необходимо вставить в слова пропущенные буквы.
- Каким правилом мы будем пользоваться, вспомните еще раз?
(Необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного звука стоял гласный).
Карточка. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Моро…(з,с), зу…(б,п), шка…(в,ф), сле…(д,т), заво…(д,т), пиро…(г,к), шар…(в,ф), ё…(ж,ш)
Пальчиковая гимнастика
-Но сначала давайте разомнем наши пальчики
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, -
Рыбкам выпрыгнуть на воздух
Все равно, что нам нырнуть.
-А сейчас работаем по карточке.
- Рассмотрите все записанные слова и подумайте, какое животное могло бы жить под дубом? (Ёж).
- Молодцы, ребята, справились с заданием и помогли вернуть ещё одного друга на пруд.
Гимнастика для глаз
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
Ты за мною повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
4) Письмо текста.
-Кто из вас знает, чем питаются ежи? (грибами)
- Если мы правильно выполним следующее задание, то вернем грибок на пруд.
- Итак, внимание на экран.
-Вам нужно вставить пропущенные буквы.
За лесом пру…. Около пруда ду…. Под дубом жил ё.... А вот и гри….
(Для слабых детей подготовить карточки с письменным текстом).
-Давайте проверим.
- Кто выполнил всё задание и без ошибок, можете взять грибок и посадить у пруда.
-Вспомните всех друзей, которых мы вернули на пруд (дуб, ёж, сойка, гриб).
-Какое слово лишнее? Почему? (Сойка)
-А сейчас, ребята, сыграем в игру и узнаем, кто еще присоединился к пруду.
5)Тренажер «Вставь пропущенные буквы»
5. Подведение итогов.
- Молодцы, ребята, с работой вы справились, вернули пруду его друзей.
-Чему мы учились сегодня на уроке, помогая пруду?
(Мы учились писать слова с парными согласными на конце слова).
- Где вам в жизни могут пригодиться знания о написании парных согласных на конце слова (написание писем, смс, заполнение документов)
- В заключение урока я хочу выразить вам, ребята, слова благодарности за активную работу.
- Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звонкие и глухие согласные на конце слова.
Презентация к уроку....
Конспект урока русского языка в 3 классе СКОШ VIII вида "Звонкие и глухие согласные на конце слова"
Первый урок по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"...
Тема: Написание парных звонких и глухих согласных на конце слова (закрепление)
Урок русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (4 класс)...
Методическая разработка конспекта урока русского языка для слабовидящих учащихся 2 класса (умственная отсталость) на тему: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»
Тема урока: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель: создать условие для открытия новых знаний. Тип урока: изучение нового материала Задачи урока:Образовательные:про...