Тема: Написание парных звонких и глухих согласных на конце слова (закрепление)
план-конспект урока по русскому языку

Понькина Ирина Николаевна

Урок русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья. 4 класс.

Тема: Написание парных звонких и глухих согласных на конце слова (закрепление)

Цели урока:  

  • Образовательная: повторение и систематизация знаний, полученных ранее по теме: «Написание парных звонких и глухих согласных в словах»;
  • Развивающая: развивать внимание, творческие способности учащихся, правильную речь, орфографическую зоркость;
  • Воспитательная: воспитание положительной мотивации к учёбе.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, мячи, ручки, тетради.

                                                 Ход урока

  1. Организационный момент.

Слайд 1.

Здравствуйте уважаемые гости и ребята.

Психологический настрой.

        Каждый день всегда везде

                                          На уроке и в игре

                                           Смело чётко говорим

                                            И тихонечко сидим.

  1.  Пальчиковая гимнастика

Подготовимся к письму      

                                                Крепко мячики сжимаем

Наши пальцы напрягаем,

                                                  Чтобы руки никогда

                                                   Не боялись бы труда.

а) Упражнение на развитие дыхания.

Положите мячик на стол и подуйте на него.

Чистописание  

Вот мы и подготовили наши пальчики к письму. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Сегодня мы закрепим упражнения для развития свободных движений руки.  (Плавное, безотрывное письмо заглавной В в 3 строки – показ на доске).

_______________________                        __________________

_______________________                         __________________

_______________________                         __________________

Объясните, на какие орфограммы эти слова.

Красиво запишите эти слова. Какое из данных слов может быть «лишним» в этом ряду.

ВОРОБЬИ, ТРАВКА, ВЕСНА, РУЧЬИ, КРОВАТЬ

(Ручьи – нет буквы «в» в этом слове. Весна, воробьи, травка, ручьи – на тему «весна»)

Прочтите строчки стихотворения Ф. Тютчева

Ещё в полях белеет снек, (г)

А воды уж весной шумят…

- О каком времени года эти строчки?

- Назовите весенние месяцы.

- А в каком месяце начинает таять снег?

- Найдите ошибку, объясните. Спишите эти строчки стихотворения.

Живут себе два брата –

Глухой и звонкий звук

И все вокруг стараются

Их различить на слух.

  1. Игра «Кто где живёт».

Слайд 2

- Сегодня мы с вами совершим путешествие на улицу парных согласных. На этой улице в каждом домике живут братья парные звонкие и глухие согласные.

Когда утром согласный просыпается, он открывает окошко. Узнайте, какой согласный звук ещё спит, разбудите его, откройте окошко.

                                                                   

  (дети называют парные согласные)

-  Чем отличаются звонкие согласные от глухих согласных?

(При произношении звонких звуков участвует голос, а при произношении глухих звуков голос не участвует, только шум)

- Давайте проверим:

Положите руку на горло, произнесите звук ж. Чувствуете дрожание? Это голос. Теперь произнесём звук ш. Горло не дрожит.

Второй способ проверки – закрыть уши. Произнесите звук з (звон в голове).

Произнесите звук с – тихо.

- Почему эти согласные звуки называют парными?

(Когда мы произносим парные звуки язык, зубы, губы работают одинаково)

- Назовите звуки, которые живут на губах?

(На губах живут б-п)

- Назовите звуки, которые живут между зубами и губами?

(Между губами и зубами живут звуки в-ф)

- Назовите звуки, которые живут за нижними зубами?

(За нижними зубами живут звуки з-с)

- Назовите звуки, которые живут за верхними зубами?

(За верхними зубами живут звуки ж-ш)

- Назовите звуки, которые живут на кончике языка?

(На кончике языка живут звуки д-т)

Какие звуки живут у корня языка?

(У корня языка живут звуки к-г)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

(Сегодня на уроке будем говорить о парных звонких и глухих согласных)

Слайд 3.

 Тема урока.

  1. Слайд 4. Цель урока.

 –Да, не все ребята пишут правильно парные согласные в словах и сегодня на уроке мы с вами будем повторять написание парных звонких и глухих согласных.                                                  3

  1. Словарная работа.

а) Слайд 5.         

  Ребус.

-Что это? (горох)

- Объясните орфограмму.

-- А если мы в слове «горох» заменим последнюю букву «х» на «д», какое слово получим? (город) Слайд 6

- На какие орфограммы это слово?

(словарное слово, парная согласная)

б) Узнайте словарное слово по картинке. Слайды 7 -12

-Что это?

- На какое правило это слово?

(автобус, берег, билет, обед, ястреб, завод)

   Слайд 13

7.Игра «Буквы спорят».

     - Мы с вами совершили путешествие на улицу парных согласных. Где в домиках живут братья парные звонкие и глухие согласные.                                       

                                             Но братья друг за друга

                                              Так прячутся порой

Что не поймёшь ни звука!

Где звонкий?! Где глухой?!

- Буквы «спорят» в словах. Разреши их спор. Как ты это сделаешь?

  1. Кто царь зверей? Ле… (ф,в)
  2. Кто спит зимой в берлоге?  Медве..ь  (д,т)
  3.  Кто носит колючки на спине?  Ё..(ж,ш)
  4. Что главнее на столе за завтраком, обедом и ужином?  Хле..(п,б)
  5. Что за электрический друг, который справится с морщинками и складками на любой одежде? Утю..(к,г)

Работа у доски.  Записать слово отгадку, подобрать проверочное слово, объяснить орфограмму.

  1. Физ. минутка для глаз.

Слайд 14

  1. Составь из данных слов предложения. Запиши их.

(Ученики 3 и 4 групп обучаемости работают по карточкам)

  1. март, и, кончился, февраль, наступил.
  2. солнце, длинные, на, сосульки, тают.
  3. лёд, реке, на, посинел.
  4. лесу, появились, в, проталины.

Слайд 15

  1.  Игра. «Весенние слова» (групповая работа) Музыка.

На листочках есть слова. Используя эти слова, словосочетания и другие слова составьте 3-4 предложения на тему «Весна». Обратите внимание на весенние картинки.

(Тёплый весенний день, лёгкие облака, тёмный снег, берег, лёд, ручьи, птицы)

Слайд 16

  1.  Итог урока. Рефлексия.

- Что вам больше всего запомнилось на уроке?

– Если у вас на уроке было хорошее настроение, то возьмите солнышко с улыбкой, если вас что-то огорчило – грустное солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе СКОШ VIII вида "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Первый урок по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"...

Методическая разработка урока альтернативная коммуникация "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (9 класс)

Методическая разработка содержит полное описание цели, задач и структуры урока. Конспект отражает приемы обучения детей с  умеренной и тяжелой умственной отсталостью....

Методическая разработка конспекта урока русского языка для слабовидящих учащихся 2 класса (умственная отсталость) на тему: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тема урока: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель: создать условие для открытия новых знаний. Тип урока: изучение нового материала Задачи урока:Образовательные:про...