Проект с обучающимися ОВЗ
проект (5 класс)

Марушина Эльвира Алексеевна

Тема проекта: «Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_s_ovz_marushina_2019.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Яковская основная школа

Тема проекта: «Нравственное воспитание детей

 с ограниченными возможностями здоровья»

                                          Выполнила: Марушина Эльвира Алексеевна

I квалификационная категория

 

с. Яковское 2019г.

Оглавление

  1. Актуальность проекта……………………………………………..………..3
  2. Проблема проекта……………………………….…………..……………..3
  3. Цель проекта………………………..………………………………………3
  4. Задачи проекта……….……………………………………………………4
  5. Ожидаемые результаты проекта…………………………,………………5
  6. Сроки разработки и реализации проекта…………………………………6
  7. Ресурсы проекта…………………………………,………………………..6
  8. Планирование проекта……,,……………………………………………..6
  9. Практическая часть проекта………………………………………………9
  10. Заключение……………………………………………………………….11
  • Список использованной литературы………………………………….12

                                                                                                                                           

Патриот — это человек, служащий Родине,

                                                                а Родина — это прежде всего народ.

Н.Г.  Чернышевский

1. Актуальность проекта.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.              Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.  

2. Проблема проекта

Проблемы нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.  Школьники с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) особенно подвержены негативному воздействию. Зависимы от факторов, способных оказывать антисоциальное влияние на развитие личности.                            Нравственное развитие обучающихся с ОВЗ дает возможность формировать личностные качества, направленные на снижение уровня подростковой преступности, противодействие экстремизму, ксенофобии, национализму, воспитывать чувство гражданственности и патриотизма.

 3. Цель проекта

Гармоничное духовное развитие личности обучающихся с ОВЗ  и привитие им основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций народов России; воспитание чувства патриотизма и гражданственности, уважение к людям других национальностей и религий.                                                              

4.Задачи проекта:

-   воспитание, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

-   воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро);

-  создание условий для восприятия целостной картины мира;

-  формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

-  формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;

-  формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

-   организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

-  организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;

-  организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;

-  создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога нравственного воспитания;

-  создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

-  ориентирование семьи на нравственное воспитание детей.

-  укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

5. Ожидаемые результаты проекта.

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края;

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах  между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и  взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной и воспитательной  деятельности обучающихся с ОВЗ осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с обучающимся и его семьей.

6. Сроки разработки и реализации проекта

Мероприятия по реализации проекта основывается на совершенствовании форм и методов работы и взаимодействия педагогического и родительского сообщества школы, общественных органов управления, государственно-общественного управления по следующим направлениям:

- ресурсное научно-методическое обеспечение развития системы гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания (разработка мероприятий методическими объединениями, учителями истории, чтения, руководителями кружков, библиотекарем)

- презентация деятельности по реализации проекта и вынесение ее на открытый творческий отчет (включение в предметные недели, в содержание учебных программ и внеурочной деятельности, проведение  патриотических мероприятий, использование ИКТ);

 - проведение классных часов, бесед, экскурсий, педсоветов  по научно-методической, учебно-исследовательской, практической работе по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию;

 - анализ  результативности деятельности по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, рефлексия и коррекция проекта.

7. Ресурсы проекта

Мероприятия реализации проекта направлены на  формирование гражданской позиции личности обучающегося с ОВЗ через приобщение к отечественным нравственным и патриотическим традициям своей страны.

8. Планирование проекта

I. Подготовительный этап

  1. Определение актуальности проекта.
  2. Предварительное изучение литературы, интернет-ресурса, подбор диагностического материала.
  3. Диагностика детей с целью выявления имеющихся знаний, представлений о духовно-нравственных ценностях.

II. Основной этап

  1. Реализация содержания проекта.

Название блока, задачи

Форма проведения

Сроки

    реализации

«Я- гражданин своей страны».

 (Воспитывать чувства любви к своей стране, уважения к её защитникам, к людям, прославившим Россию, гордости за историческое прошлое русского государства, своего города.

Беседы на темы: «Мы маленькие дети на большой планете», «Наша Родина - Россия», «Мой край», «Защитники нашей Родины», «Это наша Победа!».

Экскурсии по памятным местам: посещение мемориала воинам ВОВ  

Музейные уроки в музее «Истории и экологии Сосновского района»

Встречи с участниками военных действий, сотрудников героических профессий.

Участие в районной  акции «Георгиевская ленточка»

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

Май

«Край, в котором ты живешь».    

(Воспитывать общую культуры, верность духовным традициям России.

Познакомить с историей и культурой родного края, города.

 

 

Беседы на темы: «История возникновения Нижегородской области, г.Нижний Новгород», «Знакомство с символикой р.п.Сосновское», «Улицы и здания поселка», «Памятники нашего района», «Храмы нашего района», «Люди нашего села».

Экскурсии виртуальные экскурсии Сосновскому району.

Посещение Сосновского районного музея

Конкурс фотографии «Мой край» «Мое родное село Яковское»

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Май

«Моя семья - мой мир».

(Познакомить  детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье.

Воспитание

любви, уважения

и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах.)

Беседы на темы: «Наша семья», «Папа, мама, я – дружная семья»,

Конкурс рисунков «Подарок для мамы»

Написание эссе «Моя семья»

Консультации с родителями.

Ноябрь

Февраль

Март

Май

«Православная культура».

(Познакомить с

историей православных праздников, традициями православной культуры)

 Рождественские чтения

Посещение Храма

Местечка Студенец.

Просмотр видеоматериалов на библейские темы.

Чтение рассказов на библейские темы

Участие детей в празднике   «Масленицы»,  

Участие во всероссийской олимпиаде «Свеча России»

Проведение предметной недели нравственной(православной) культуры

Ноябрь

Декабрь

Январь

Март

Апрель

«Талантливые мы».

(Воспитывать ценностное отношение

к прекрасному, представления

об эстетических идеалах

и ценностях.)

Участие

в школьных мероприятиях

В течение года

2. Отслеживание процессов, анализ состояния.

III. Заключительный этап

  1. Подготовка аналитического отчета.

2. Обобщение и распространение опыта:

3. Организация фото- выставок, рисунков детей.

4. Создание и презентация проекта.

его мнения и выбора.

9. Практическая часть проекта

Фотогалерея.

(в ходе реализации проекта будут расположены фотографии)

Работа с детьми ОВЗ.

(в ходе реализации проекта будут расположены фотографии)

       10.Заключение

Данный проект рассчитан на обучающихся с ОВЗ 7-8 классов. Возрастная категория 13-16 лет. В целях предотвращения подростковой преступности, противодействия экстремизма, ксенофобии и национализма необходимо использовать принцип преемственности. Начиная с младших классов уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию. Развивать чувство гуманности, патриотизма, толерантности. Обучающиеся с ОВЗ особенно подвержены социальному влиянию. Вовлечение детей младших, а  в дальнейшем старших классов в мероприятия нравственного,  патриотического, духовного характера, а также взаимодействие с социальными партнерами даст положительный и долгосрочный эффект данного проекта.  

  Список использованной литературы

  1. Алехина,  С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им.                         В.П. Астафьева [и др.]. - Красноярск, 2013.
  2. Битова, А. Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. / А.Л. Битова. -  М., 2000.
  3. Банч, Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе / Г. Банч. - М. : Прометей, 2005.
  4. Ержакова, Е. А. и др.  Основы интегрированного обучения /                         Е.А. Ержакова,  Е.В. Резникова. - М., 2008.
  5. Наумов, А. А. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / А.А. Наумов,                   В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. - Волгоград : Учитель, 2012.
  6. Сартан, М. О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования.
  7. Сунцова, А. С. Теория и технологии инклюзивного образования /                             А.С. Сунцова. – Ижевск, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -проект "Лексикон обучающихся нашей школы"

Тема «Лексикон обучающихся нашей школы», бесспорно, актуальна, поскольку   сленг – одно из составляющих процесса развития языка, его пополнения, разнообразия. Можно сказать, что ...

Инновационный проект " Партнёрство обучающихся и студентов в научно-исследовательской деятельности"

Данный проект направлен на развитие научно-интеллектуального потенциала обучающихся. Партнёрское взаимодействие на базе платформы" вуз-школа", безусловно, даёт положительные результаты ....

Психолого-педагогический проект с обучающимися 7-11 классов по формированию активной социально-психологической позиции «Нет наркотикам»

Один из подходов в оказании информационно-психологической поддержки современным школьникам по формированию психосоциальной устойчивости к практике употребления наркотических и ПАВ веществ....

Индивидуальные итоговые проекты (ИИП) обучающихся 9 класса

Проект - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели ...

ПРОГРАММА реализации инновационного проекта «Социализация обучающихся через проектную деятельность в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов».

Аннотация: данное портфолио собрано на основе материалов работы научного общества школьников «Интеллект – точка роста» МБОУ СОШ№2 г.Усмани Липецкой области имени Героя Советского Сою...

Индивидуальный итоговый проект для обучающихся основной общеобразовательной школы

Индивидуальный  итоговый  проект  -  учебный  проект,  выполняемый обучающимся в рамках одного учебного предмета или нескольких учебных предметов с целью продемонстрирова...