Проект с обучающимися ОВЗ
проект (5 класс)
Тема проекта: «Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_ovz_marushina_2019.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Яковская основная школа
Тема проекта: «Нравственное воспитание детей
с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнила: Марушина Эльвира Алексеевна
I квалификационная категория
с. Яковское 2019г.
Оглавление
- Актуальность проекта……………………………………………..………..3
- Проблема проекта……………………………….…………..……………..3
- Цель проекта………………………..………………………………………3
- Задачи проекта……….……………………………………………………4
- Ожидаемые результаты проекта…………………………,………………5
- Сроки разработки и реализации проекта…………………………………6
- Ресурсы проекта…………………………………,………………………..6
- Планирование проекта……,,……………………………………………..6
- Практическая часть проекта………………………………………………9
- Заключение……………………………………………………………….11
- Список использованной литературы………………………………….12
Патриот — это человек, служащий Родине,
а Родина — это прежде всего народ.
Н.Г. Чернышевский
1. Актуальность проекта.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.
2. Проблема проекта
Проблемы нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. Школьники с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) особенно подвержены негативному воздействию. Зависимы от факторов, способных оказывать антисоциальное влияние на развитие личности. Нравственное развитие обучающихся с ОВЗ дает возможность формировать личностные качества, направленные на снижение уровня подростковой преступности, противодействие экстремизму, ксенофобии, национализму, воспитывать чувство гражданственности и патриотизма.
3. Цель проекта
Гармоничное духовное развитие личности обучающихся с ОВЗ и привитие им основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций народов России; воспитание чувства патриотизма и гражданственности, уважение к людям других национальностей и религий.
4.Задачи проекта:
- воспитание, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
- воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро);
- создание условий для восприятия целостной картины мира;
- формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
- формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;
- формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
- организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
- организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
- создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога нравственного воспитания;
- создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- ориентирование семьи на нравственное воспитание детей.
- укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
5. Ожидаемые результаты проекта.
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края;
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной и воспитательной деятельности обучающихся с ОВЗ осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с обучающимся и его семьей.
6. Сроки разработки и реализации проекта
Мероприятия по реализации проекта основывается на совершенствовании форм и методов работы и взаимодействия педагогического и родительского сообщества школы, общественных органов управления, государственно-общественного управления по следующим направлениям:
- ресурсное научно-методическое обеспечение развития системы гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания (разработка мероприятий методическими объединениями, учителями истории, чтения, руководителями кружков, библиотекарем)
- презентация деятельности по реализации проекта и вынесение ее на открытый творческий отчет (включение в предметные недели, в содержание учебных программ и внеурочной деятельности, проведение патриотических мероприятий, использование ИКТ);
- проведение классных часов, бесед, экскурсий, педсоветов по научно-методической, учебно-исследовательской, практической работе по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию;
- анализ результативности деятельности по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, рефлексия и коррекция проекта.
7. Ресурсы проекта
Мероприятия реализации проекта направлены на формирование гражданской позиции личности обучающегося с ОВЗ через приобщение к отечественным нравственным и патриотическим традициям своей страны.
8. Планирование проекта
I. Подготовительный этап
- Определение актуальности проекта.
- Предварительное изучение литературы, интернет-ресурса, подбор диагностического материала.
- Диагностика детей с целью выявления имеющихся знаний, представлений о духовно-нравственных ценностях.
II. Основной этап
- Реализация содержания проекта.
Название блока, задачи | Форма проведения | Сроки реализации |
«Я- гражданин своей страны». (Воспитывать чувства любви к своей стране, уважения к её защитникам, к людям, прославившим Россию, гордости за историческое прошлое русского государства, своего города. | Беседы на темы: «Мы маленькие дети на большой планете», «Наша Родина - Россия», «Мой край», «Защитники нашей Родины», «Это наша Победа!». Экскурсии по памятным местам: посещение мемориала воинам ВОВ Музейные уроки в музее «Истории и экологии Сосновского района» Встречи с участниками военных действий, сотрудников героических профессий. Участие в районной акции «Георгиевская ленточка» | Сентябрь Ноябрь Декабрь Февраль Апрель Май |
«Край, в котором ты живешь». (Воспитывать общую культуры, верность духовным традициям России. Познакомить с историей и культурой родного края, города.
| Беседы на темы: «История возникновения Нижегородской области, г.Нижний Новгород», «Знакомство с символикой р.п.Сосновское», «Улицы и здания поселка», «Памятники нашего района», «Храмы нашего района», «Люди нашего села». Экскурсии виртуальные экскурсии Сосновскому району. Посещение Сосновского районного музея Конкурс фотографии «Мой край» «Мое родное село Яковское» | Сентябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Май |
«Моя семья - мой мир». (Познакомить детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье. Воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах.) | Беседы на темы: «Наша семья», «Папа, мама, я – дружная семья», Конкурс рисунков «Подарок для мамы» Написание эссе «Моя семья» Консультации с родителями. | Ноябрь Февраль Март Май |
«Православная культура». (Познакомить с историей православных праздников, традициями православной культуры) | Рождественские чтения Посещение Храма Местечка Студенец. Просмотр видеоматериалов на библейские темы. Чтение рассказов на библейские темы Участие детей в празднике «Масленицы», Участие во всероссийской олимпиаде «Свеча России» Проведение предметной недели нравственной(православной) культуры | Ноябрь Декабрь Январь Март Апрель |
«Талантливые мы». (Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях.) | Участие в школьных мероприятиях | В течение года |
2. Отслеживание процессов, анализ состояния.
III. Заключительный этап
- Подготовка аналитического отчета.
2. Обобщение и распространение опыта:
3. Организация фото- выставок, рисунков детей.
4. Создание и презентация проекта.
его мнения и выбора.
9. Практическая часть проекта
Фотогалерея.
(в ходе реализации проекта будут расположены фотографии)
Работа с детьми ОВЗ.
(в ходе реализации проекта будут расположены фотографии)
10.Заключение
Данный проект рассчитан на обучающихся с ОВЗ 7-8 классов. Возрастная категория 13-16 лет. В целях предотвращения подростковой преступности, противодействия экстремизма, ксенофобии и национализма необходимо использовать принцип преемственности. Начиная с младших классов уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию. Развивать чувство гуманности, патриотизма, толерантности. Обучающиеся с ОВЗ особенно подвержены социальному влиянию. Вовлечение детей младших, а в дальнейшем старших классов в мероприятия нравственного, патриотического, духовного характера, а также взаимодействие с социальными партнерами даст положительный и долгосрочный эффект данного проекта.
Список использованной литературы
- Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. - Красноярск, 2013.
- Битова, А. Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. / А.Л. Битова. - М., 2000.
- Банч, Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе / Г. Банч. - М. : Прометей, 2005.
- Ержакова, Е. А. и др. Основы интегрированного обучения / Е.А. Ержакова, Е.В. Резникова. - М., 2008.
- Наумов, А. А. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / А.А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. - Волгоград : Учитель, 2012.
- Сартан, М. О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования.
- Сунцова, А. С. Теория и технологии инклюзивного образования / А.С. Сунцова. – Ижевск, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок -проект "Лексикон обучающихся нашей школы"
Тема «Лексикон обучающихся нашей школы», бесспорно, актуальна, поскольку сленг – одно из составляющих процесса развития языка, его пополнения, разнообразия. Можно сказать, что ...
Инновационный проект " Партнёрство обучающихся и студентов в научно-исследовательской деятельности"
Данный проект направлен на развитие научно-интеллектуального потенциала обучающихся. Партнёрское взаимодействие на базе платформы" вуз-школа", безусловно, даёт положительные результаты ....
Психолого-педагогический проект с обучающимися 7-11 классов по формированию активной социально-психологической позиции «Нет наркотикам»
Один из подходов в оказании информационно-психологической поддержки современным школьникам по формированию психосоциальной устойчивости к практике употребления наркотических и ПАВ веществ....
Индивидуальные итоговые проекты (ИИП) обучающихся 9 класса
Проект - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели ...
ПРОГРАММА реализации инновационного проекта «Социализация обучающихся через проектную деятельность в практике реализации федеральных государственных образовательных стандартов».
Аннотация: данное портфолио собрано на основе материалов работы научного общества школьников «Интеллект – точка роста» МБОУ СОШ№2 г.Усмани Липецкой области имени Героя Советского Сою...
Индивидуальный итоговый проект для обучающихся основной общеобразовательной школы
Индивидуальный итоговый проект - учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного учебного предмета или нескольких учебных предметов с целью продемонстрирова...