Урок -проект "Лексикон обучающихся нашей школы"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Тема «Лексикон обучающихся нашей школы», бесспорно, актуальна, поскольку сленг – одно из составляющих процесса развития языка, его пополнения, разнообразия. Можно сказать, что это особая форма языка. У каждого поколения, как отмечают учёные, свой язык. Вырастая, взрослея, мы переходим в другую категорию, и, естественно, меняется наше отношение к речи.
В процессе работы был изучен разнообразный научно-теоретический материал, проведены наблюдения, опросы, выявлены определённые результаты и сделаны соответствующие выводы. Сленг как особая форма языка хорошо знакома учащимся нашей школы: более 85% школьников школы употребляют в своей речи сленговые слова и выражения. Влияние сленга на молодое поколение велико, однако имеет отрицательное значение: обедняется, вульгаризируется речь говорящего, более примитивным становится его мышление, сужается кругозор и значительно снижается культурный уровень подростка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksikon_obuchayushchikhsya.docx | 39.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Лексикон обучающихся нашей школы
Урок подготовлен и проведен
учителем русского языка
и литературы
Дударевой С.Н.
2013 г
Урок – проект по русскому языку
Тема: Лексикон обучающихся нашей школы.
Возраст участников: обучающиеся 10 класса.
Продолжительность: 2 недели.
Тема «Лексикон обучающихся нашей школы», бесспорно, актуальна, поскольку сленг – одно из составляющих процесса развития языка, его пополнения, разнообразия. Можно сказать, что это особая форма языка. Молодёжная культура – это свой, ни на что не похожий мир. Он отличается от взрослого мира своей экспрессивной, порой даже резкой и грубой, манерой выражать мысли и чувства. Как следствие этого - возникновение молодёжного сленга, существование которого ограничено не только определёнными возрастными (14 – 25 лет), но и социальными, временными и пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодёжи. У каждого поколения, как отмечают учёные, свой язык. Вырастая, взрослея, мы переходим в другую категорию, и, естественно, меняется наше отношение к речи.
Цель работы: показать сущность подросткового сленга как социального и языкового явления; исследовать сленг в нашей школе.
Задачи: 1) выяснить, что такое «сленг»; 2) изучить сленг как явление в современной лингвистике; 3) выявить степень распространения сленга в среде обучающихся; 4) выяснить, какое влияние оказывает сленг на подрастающее поколение.
Методы исследования: изучение теоретического материала о сленге; наблюдения за речью обучающихся на уроках и вне уроков, в неформальной обстановке; анкетирование и устный опрос учащихся.
Объектом исследования явилась речь обучающихся 5-ых – 11-ых классов нашей школы.
В процессе работы был изучен разнообразный научно-теоретический материал, проведены наблюдения, опросы, выявлены определённые результаты и сделаны соответствующие выводы. Сленг как особая форма языка хорошо знакома учащимся нашей школы: более 85% школьников школы употребляют в своей речи сленговые слова и выражения. Влияние сленга на молодое поколение велико, однако имеет отрицательное значение: обедняется, вульгаризируется речь говорящего, более примитивным становится его мышление, сужается кругозор и значительно снижается культурный уровень подростка.
Ход урока
1.Оргмомент.
2. Интермедия «Поговорим»
Мальчик и взрослый
- Как дела?
- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Покатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнится. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка!
- А что, там лошадь была??
- Какая лошадь?
- Ну-ка, давай все сначала.
- Ну, давайте. Чего не поняли?! Значит один фитиль…
- Без свечки?
- Без.
- А что же это за фитиль?
- Ну, парень длинный подкатил к шкету…
- Он на чем подкатил, на велосипеде?
- Да нет, велосипед у шкета…
- У какого шкета?
- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот, говорит, дай велик. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.
- Чего, чего?
3.Слово учителя.
Как часто приходилось каждому из вас объяснять родителям то, что вы порою сказали друг другу. Обычно это становится похожим на перевод слов и фраз с иностранного языка на русский.
Я приглашаю вас к разговору о том, как мы говорим сегодня, причём в повседневной жизни.
4.Выступление ученика.
Мы выбрали эту тему, так как актуальность ее очевидна. Речь россиян в последние годы стала более вульгарной. Уместен вопрос: почему? Раньше сленгом пользовалась определенная группа лиц. Сейчас же сленговые выражения на устах у всех - политика, профессора, школьника, депутата, уголовника. Сленговая речь стала повседневной. Жаргон постепенно вытесняет литературную речь - её не понимают. Многие родители, разговаривая со своими детьми, просят перевести непонятные для них куски беседы. Раньше речь дикторов и телеведущих была эталоном грамотности, жестко подчинялась правилам русского языка. Сегодня в средствах массовой информации изобилует речь, богатая на всевозможные вульгаризмы, стилистические погрешности или просто ляпы. Тревожно то, что все это и считается сейчас нормой. Выступления многих депутатов на теле- и радиоканалах - это кладезь всевозможных языковых огрехов, "уличных" выражений. Речь даже весьма солидных чиновников засорена, видимо, по их представлению, сочными, словечками: "базар", "крыша", "лажа", "надыбать", "облом", "офигеть", "фигня". А вспомните знаменитое "замочить в сортире..." Предполагаем: если мы будем понимать сущность сленга, то сумеем облегчить процесс общения.
Цель нашей исследовательской работы - показать сущность подросткового сленга как социального и языкового явления; исследовать сленг в нашей школе.
Задачи:
- исследовать литературу по данной теме;
- познакомиться со словами, характерными для подростков, определить место сленга в речевой культуре подростков;
- выявить источники и причины возникновения молодёжного сленга;
- разобраться в смысле и происхождении сленговых слов через их классификацию;
- провести исследование для выявления уровня использования и восприятия сленговых выражений подростками.
5. Выдвижение рабочей версии исследования.
- Что же такое сленг? Для чего он служит?
- Ученик: Сленг – это жаргон. Он служит для удобства в общении. Мне с ним удобно.
Сленг – это язык молодежи. Мы им передаем эмоции: классно, прикольно. Я думаю, что он нам нужен.
Учитель: Итак, запишем пока на доске вашу версию: сленг – язык молодежи. Он нам нужен, потому что служит для передачи эмоций, удобства в общении. Часто используется в определенной среде, но неуместен в другой.
Экскурс в историю вопроса.
Учитель: Обратимся к толкованию слова сленг.
Открывается определение (слайд№7)
Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста. Из этого определения следует, что сленг – разновидность нелитературной речи.
Запишем его.
Молодёжный сленг - особая форма языка. Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными и пространственными рамками.
Он бытует в среде городской учащейся молодежи: в отдельных более или менее замкнутых референтных группах. Действительно, несмотря на объективное существование молодёжного сленга, явление это не устоялось во времени, оно является подвижным и меняющимся.
6.Развитие сленга в России.
Сначала века отмечены четыре бурные волны в развитии молодежного сленга.
Первая датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных, и речь учащихся подростков и молодежи, которая не была отделена от беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством "блатных" словечек.
Вторая волна связана со Второй мировой войной. Дети скитались из города в город, были в эвакуации, и не всегда у родителей хватало времени следить за правильным развитием детей. У многих речь страдала погрешностями против законов русского языка, она неряшлива, отрывиста, перегружена лишними словами.
7.Лингвистический эксперимент. Сказка «Репка»(слайды №14-23)
Эксперимент показал, что сленговые слова абсолютно не вписываются в фольклорный текст.
Выглядит это смешно, но становится грустно, потому что не хочется, чтобы наши маленькие сестры и братья, а в дальнейшем и дети росли на таких сказках.
Мы очень надеемся, что наша работа заставит задуматься окружающих об ответственности за произносимые ими слова. И тогда чистая и звучная русская речь превратит даже самый ненастный день в добрый и солнечный.
Молодежь занимает 1/3 часть населения России …, которая требует свой язык.(слайд № 24)
8.АНКЕТА
1. Выберите из двух предложенных синонимов тот, который вы употребляете чаще.
| Насмехаться | ||
| Младший по возрасту | ||
| Неопытный человек | ||
| Недалекий человек | ||
| Завсегдатай клуба | ||
| Понять | ||
| Погулять | ||
| Сойти с ума | ||
| Шутка | ||
| Отличник | ||
| Отстань | ||
| Одежда | ||
| Родители | ||
| Ошибка | ||
| Удивляться |
2. Замените литературные слова синонимичными им разговорными:
Девушка –
Молодой человек –
Хорошо –
Плохо –
Конечно –
Не хочется, лень –
Веселиться –
3. Подберите литературные синонимы к следующим словам или объясните значение описательно:
Замутить –
Балдеть –
Капец –
Отпад –
Отстой –
Понтоваться –
Расколбас–
9.Работа с отрывком из «Евангелия от Митьков» (слайд №25)
Познакомьтесь с отрывком из «Евангелия от Митьков» («Митьки» - экспериментальное товарищество ленинградских художников, созданное в 1982 году). Попытайтесь объяснить, что произошло с библейским текстом, когда в него был «внедрён» сленг.
Житие великого Митька Иисуса по кликухе Христос.
Глава 1.
1. Вначале всё было до фени.
2. И всё до фени было Богу.
3. И всем дофени был Бог…
Глава 10.
1. И сказал вскоре Иисус братушкам: Вступаем в Иерусалим!»
2. И начали они сообщаться.
3. А когда шли по дороге, то встречавшие их чуваки ломали сучья и бросали их под ноги.
4. А некоторые скидывали свой прикид и постилали на дороге.
5. Так пришли они в Иерусалим и сразу устроили раздачу.
6. Лохам же мало не показалось, и решили они замочить пришедших…
На сленге серьёзно говорить о высоком, вечном невозможно. Почему?
Большинство жаргонных слов и выражений имеет грубоватую, пренебрежительную, ироническую окраску.
- сленг обладает ограниченной эмоциональной окрашенностью, не исчерпывает весь спектр человеческих эмоций.
Человек, говорящий на сленге, лишает себя возможности воспринимать мир ярким, многоцветным, теряет способность восхищаться, удивляться, радоваться.
10.Дикционный тренинг.
Упражнения на дикцию тренируют правильность и чистоту звучания гласных и согласных звуков.
Ещё в древнеиндийских трактатах утверждалось, что если произносить гласные сильно, протягивая мышцы лица, то этой процедурой вполне можно заменить лечение:
- чтобы хорошо работали почки – необходимо тянуть И-И-И…ровно на одной ноте, останавливаясь несколько раньше, чем выйдет весь воздух;
- чтобы стимулировать органы внутренней секреции – произносим О-О-О…;
- А-А-А-… -массирует гортань;
- Е-Е-Е-… – приводит в порядок среднюю часть грудной клетки;
- О – И – О –И – это сочетание полезно для сердца.
Данные упражнения необходимо повторять 1 раз в день по 3-4 раза.
11.Анализ социологического опроса старшеклассников (слайд №26)
Проведенное нами исследование показало, что в общении обучающихся нашей школы сленг преобладает над литературной речью (70 % сленговых слов употребляют юноши и 60% - девушки). Молодые люди, которые используют сленг, понимают значение употребляемых слов (это осознанное употребление, а не слепое повторение, потому что «все так говорят и это модно».
12.Глоссарий молодежного сленга:(слайды№27-34)
амбал - человек огромного телосложения
Атас - сигнал опасности
Базар – разговор, беседа
Базарить - 1.разговаривать, общаться 2.торговать
Банан - двойка в дневнике
Бычара - очень тупой и грубый человек
Бычить - возбуждать, волновать кого-либо
Балдеть - получать удовольствие
Беспонт'овый - плохой, некачественный, невыгодный, неудачный.
Беспонт'ово - нареч. от беспонтовый.
Ботаник - умный
Бойфренд - парень, друг
Врезать- 1.ударить кого-либо
- Врубаться – понимать, о чем идет речь
- Втирать - объяснять
- Вымутить - получить.
- В натуре - да, точно (выражение согласия)
- В шоке - удивление
- Все тип-топ - все в порядке
- Герла - девушка
- Гонимый - несерьезный человек
- Грести- идти
- Груз'ить - навязывается с долгими неприятными разговорами.
- Гнать - говорить много, бестолково, говорить неправду.
- Дерево – тупой человек
- Днюха - День рождения
- Догнать – понять
- Да ну на фиг - отрицание
- Дискач - дискотека
- Жмот - жадина
- Забить – забросить что-либо
- Замутить – организовать, начать любовные отношения.
- Запарить - надоесть
- Заценить - оценить, одобрить что-либо
- Зверь - сильный
- Капец - все пропало
- Качок - сильный
- Колб'асить - 1. Развлекаться, танцевать
- 2. Расстраивать, доставлять страдания.
- Кадр - молодой человек
- Классно – хорошо
- Классуха - классный руководитель
- Клево – см. классно
- Клюшка - легкомысленная девушка, подружка
- Колеса – обувь
- Клава -клавиатура
- Крутизна - все что достойно высшей оценки, похвалы
- Круто - шикарно, авторитетно
- Кумпол - голова
- Ласты прибрать - убрать ноги
- Лох - рядовой член не дружественной тусовки, парень
- Лыба - улыбка
- Маг – магнитофон
- Мелкий – маленький ребенок
- Метелка - легкомысленная, не стоящая внимания девушка
- Морда – лицо
- Музон - музыка
- Мутить – делать, общаться.
- Наколоть - обмануть, вести в заблуждение
- Непруха - невезение
- Ласты прибрать - убрать ноги
- Ни фига себе - удивление
- Не спецом - не специально
- Облом – не хочется, лень
- Офигеть - очень изумиться чему-либо
- Отпад - высшая оценка
- Отст'ой - о любом плохом предмете, лице или явлении
- Отключ'иться - потерять сознание, крепко уснуть, глубоко задуматься и не реагировать
- Отвали - отстань
- Отвечаешь - правду говоришь
- Оторваться - приятно провести время
- Отвали - уйди
- Отдыхай – отстань
- Палить - 1. Выдавать кого-либо. 2. Наблюдать за кем-либо
- Подъехать - найти подход к кому-нибудь.
- Пахать - работать
- Прикидывать- представлять, планировать
- Понтоваться - выставлять себя
- Прикид - одежда
- Приколисты - шутники
- Предки - родители
- Продвинутый - модный
- Гонять балду – ничего не делать
- Сто пудов - конечно
- Свободен - отстань, уйди
- Слететь с катушек – совсем распоясаться
- Табло - лицо
- Т'ормоз- о человеке
- Толкнуть речь - говорить
- Трепаться - разговаривать
- Трындеть – разговаривать
- Тема – что-либо интересное, смешное
- Упаковка - одежда
- Улет - высшая оценка
- Фигня - ерунда, пустяк
- Фишка – см. тема
- Хавать – кушать
- Хавать - кушать
- Чувак - парень
- Чел-человек
- Ящик - телевизор
13. Беседа. Так что же такое сленг? (слайд №35)
Добрый друг?
1. Сленг – это игра, помогающая преодолеть обыденность.
2. Позволяет создать свой мир, мир без взрослых.
3. Экономит время, такое важное нам для общения.
4. Постоянно обновляется.
5. Сленг выразителен и краток.
6. Эмоционально окрашен.
Коварный враг?
1. Сленг сводит общение к примитивной коммуникации.
2. Ограничен тематически(основные темы:«человек», «внешность», «одежда», «жилище», «досуг»).
3. Не передает весь спектр эмоций.
4. Не может быть основой национальной культуры.
5. Сленг убивает мысль, отучает мыслить и думать его поклонников.
14. Является ли сленг отдельным языком? (слайд №36)
Сленг нельзя назвать отдельным языком, потому что:
1) в нем нет своих правил фонетики, грамматики;
2) он отличается от общеупотребительного языка, главным образом, в лексике;
3) сленг можно употреблять только в разговорной речи, в других случаях происходит засорение общепонятного литературного языка;
4) все нужные значения человек может передать словами литературного языка.
15.Сленг – это один из уровней национального языка. (слайд № 37)
Ученик. В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень и очень редко в лексиконе обучающихся 5-11 классов..
Мы попытались выделить несколько причин очень редкого употребления диалектов:
-одни утверждают, что диалектизмы встречаются чаще всего в речи людей пожилого возраста;
-другие считают, что в наши дни это не актуально;
-некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы.
По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И если кому-то интересно, он может открыть такой словарь и всё подробно узнать про каждый из русских диалектов.
Ученик.
К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины ипрофессионализмы. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.
Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют обучающиеся 5 -11 класса. Медикаменты(лекарства), педиатр (детский врач), мировоззрение (точка зрения), дискуссия (спор).
Почему подростки используют сленг? (слайд 38)
Необъяснимая причина = Просто так, Не знаю, Что в голову лезет, то и говорю
- Недостаточное развитие речи = Не могу сказать другими словами, не подобрать слово, не сказать по другому нет других слов
- Деятельностная причина = Чтобы обидеть; Когда пристают; Чтобы матом не ругаться
- Развлекательная = Можно посмеяться, для смеха, это прикольно, прикалываемся
- Группирование = Так хорошо разговаривать с друзьями
- Модно = Время такое, современное
- Привык так говорить
Сокращаю
Что влияет на развитие сленга
Влияние сленга на литературный язык
Сленговые выражения активно употребляют в своей речи ди-джеи, ведущие молодёжных каналов, журналисты молодёжных журналов и газет.
Язык молодежи является своеобразным лингвистическим полигоном, на котором появляются и «проверяются» новые слова, самые ёмкие из которых приживаются в литературном языке и, с течением времени, становятся его неотъемлемыми и полноправными частями. Например, в современный нормативный русский язык вошло слово «острить», которое в прошлом обозначало «делать острым». Теперь это слово мы употребляем в значении «шутить, говорить остроты». И кто знает, может быть немножко дикие уху «стрём» и «мегабезбашенный» будут восприниматься нашими потомками как классика русского языка.
Мы считаем, что …
Сленг остается с молодежью, как островок естественности и свободы от мира взрослых. Сленг был, есть и будет. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие - появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, но представить современного молодого человека совсем без сленга невозможно Существование молодежного сленга нужно принимать как данность, ведь это отнюдь не «покушение» на «великий и могучий».
Сделай свой выбор
- сленг намертво прирастает к тебе.
- Злоупотребление жаргонной лексикой говорит о бедности словарного запаса.
- Обрати внимание ,что разговаривают с тобой на нормальном русском языке.
Анекдот 70-х гг.:
Молодая девушка пришла устраиваться на работу.
– Вот ваше рабочее место.
– Ништяк.
– Вот ваши коллеги.
– Ништяк.
– А вы какое-нибудь еще слово знаете?
– Монтана.
– А что это такое?
– Не знаю. Знаю, что ништяк.
О чем говорит этот анекдот? (О низком уровне культуры, неразвитости литературного языка у девушки. Она не может подобрать нужные для ответа слова, так как у нее бедный словарный запас.)
16. Подведение итогов исследования.
1. «Вредные советы» как итог исследования.
Вы все читали «Вредные советы» Григория Остера. Попробуйте составить подобные советы для любителей подменять литературный язык сленгом.
Ученик: Если вы сегодня утром
Не сказали слова «супер»,
Протянув «клешни» к «кормушке»,
Не дожить вам до обеда!
Ученик: Если «тормоз ты по жизни»,
Чаще сленг используй в речи,
Обрастай, «братан», «хвостами»
На уроках красноречья.
И тогда ты будешь самый
Лучший «чайник» на планете!
2.Выступление ученика.
Анализируя работу, можно сделать вывод, что подростковый сленг существовал всегда, его развитие связано с развитием истории, науки, техники. Сленговую лексику можно классифицировать по тематическим группам, источникам пополнения. В ходе работы мы собрали материал для составления словаря сленговых слов и выражений, поэтому эта работа будет продолжена.
Взрослые, будучи подростками, пользовались сленговыми выражениями. Приблизительно такое же количество подростков пользуются сленговыми выражениями сейчас. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие - появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного подростка совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут - выразительность и краткость. Следовательно, сленг нужно принять и относиться к нему как к вечному явлению. Сленг нельзя исключить из речи, его надо изучать.
Язык живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав языка постоянно подвержен изменениям, в большей либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой. Но хотелось бы, чтобы при этом оставалась какая-то незыблемая языковая база, не подверженная веяниям времени. Чтобы подростки знали, что разговорная и литературная речь - вещи разные. А молодежный сленг - лишь часть "большого" языка
Вывод учителя.
Но не буду я с вас брать «торжественного обещания» никогда не употреблять слова из молодёжного жаргона.
Гораздо важнее – чтобы вы задумались о том, как вы говорите и насколько целесообразно использование в вашей речи жаргонных слов.
Выбирая сленг, мы превращаем наш язык из «верного друга» в «коварного врага», который не позволяет нам точно выразить мысль, дать словесное воплощение самым тонким, «невыразимым» чувствам.
А ведь русский язык, по словам А.Платонова, «есть сама мысль и само чувство, создаваемое посредством слов».
Не уподобляемся ли мы, начиная говорить на сленге, дикарю, который использует драгоценный кувшин для колки орехов, т.к. не знает ему другого применения?
Задумайтесь об этом. И хотелось бы, чтобы ваши отвиты были всё-таки не на сленге.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Репортаж в газете «Наша жизнь» об 11-классниках нашей школы
Репортаж в газете «Наша жизнь»...
Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
В материале моё видение значения уроков музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....
Занятие для обучающихся коррекционной школы VIII вида по теме "Восприятие мира. Наши органы чувств"
Занятие для обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII видаТема: Восприятие мира. Наши органы чувств.Цель: знакомство с различными каналами восприятияЗадачи:- актуализация зрительног...
Урок природоведения. Тема: Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город).
Урок природоведения 5 класс в школе VIII вида. Раздел I Окружающий нас мир. Тема: Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, де¬ревня (село, город)...
Классный час "Урок мужества. История нашей школы в истории страны"
Внеклассное мероприятие "Урок мужества". Мероприятие проведено для учащихся параллелей 7-8 классов школы.Школьный музей "История школы" является одной из форм дополнительного образования. М...
Урок по природоведению в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город)".
Урок по природоведению в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город)"....