ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03 e-mail:cenreab@dszn.ru
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УМР Директор ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
_______________Н.П. Чечётина _____________ Л.И. Пономарева
«____» _________________ 2018 г. «____» ______________ 2018 г.
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умственной отсталостью
2 «А» класс
учитель-логопед
Андреенко Светлана Александровна
Рассмотрено на заседании МО Заместитель директора по комплексной протокол №____ от «___»______2018г реабилитации
Руководитель ШМО____________ __________________ Л.А. Юлкина
«___»____________2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «коррекционно-развивающие занятия» для учащихся с умственной отсталостью разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью начального общего образования.
Рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»
- учебного плана образовательного учреждения.
Программа «Коррекционно-развивающие занятия» рассчитана на 1 год. Общее количество часов составляет 170 часов в год (5 раз в неделю).
Цели:
- осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
- коррекция направленная на преодоление и/или ослабление имеющихся у обучающихся с легкой умственной отсталостью нарушений устной и письменной речи, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Задачи:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учётом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Учащиеся 2 «А» класса испытывают трудности при усвоении учебной программы.
Нарушения речевого развития у детей данной группы носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Практически все обучающиеся 2 «А» класса имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения.
Речь в целом, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов, таких как фонематический слух, фонематическое восприятие, представления
В речи отмечаются нарушения звуковой и слоговой структуры слова:
- перестановка звуков и слогов;
- сокращение согласных при стечении фонетически сходных звуков;
- замены и перестановка и искажение звуков, осуществляются по признаку артикуляторно-акустического или акустического сходства
- замены и перестановка и искажение слоговой структуры слова, проявляются чаще всего в пропусках слогов, которые наблюдаются чаще всего в середине слова.
Обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны языка:
- в предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных, растений, людей;
- смешивают родовые и видовые понятия;
- используют типовые и сходные названия.
В речи наблюдаются лексические ошибки, которые проявляются:
- в замене слов близких по значению;
- в неточном употреблении и смешивании признаков, дети употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета: цвет, величин, вкус. Противопоставления же по признакам «длинный — короткий», «толстый — тонкий» и т. д. используются очень редко.
- встречается неточное употребление слов, парафазии. Преобладающими являются замены слов по семантическому сходству. Характерными являются замены слова с диффузным, расплывчатым значением (скачет, ползает — «идет», толстый, высокий — «большой»).
Трудности при образовании слов суффиксальным способом:
- при употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов
- с помощью увеличительных суффиксов;
В речи встречаются ошибки в образовании сложных слов, а также при дифференциации приставочных глаголов.
У учащихся 2 «А» класса наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется:
- в аграмматизмах,
- в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений;
- в сформированности навыков словоизменения и словообразования;
Выявляются искажения в употреблении падежей. Наибольшее количество ошибок встречается в употреблении творительного падежа и всех предложно-падежных конструкций. Творительный падеж часто заменяется именительным, и предложным, а предложный падеж — винительным.
Нарушения использования предложно-падежных конструкций проявляются в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний.
Неправильное употребление падежей с предлогами наблюдается у умственно отсталых детей гораздо чаще, чем неправильное понимание тех же конструкций с предлогами. В импрессивной речи наблюдаются смешения предлогов за, перед, около, на и над, под и в. В экспрессивной речи отмечается опускание предлогов в, из, отсутствие предлогов над, около, перед, за, между, через, из-за, из-под.
Отмечаются нарушения в словосочетании наречия много и существительного, неправильное согласование существительного и числительного, существительного и прилагательного.
Дети неправильно употребляют форму родительного падежа множественного числа существительных.
Характерными для данной группы являются простые нераспространенные предложения. Употребляются и простые распространенные предложения, включающие чаще всего прямое дополнение.
В грамматическом строе речи наблюдаются ошибки:
- в употреблении существительных родительного и винительного падежа множественного числа;
- в согласовании прилагательных с существительными;
- в согласовании числительных с существительными.
Нарушения связной речи:
- высказывания малоразвернуты, фрагментарны, характеризуются краткостью и сжатостью изложения;
- в рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями.
- зависание на второстепенных деталях
- пропуски главных событий.
- пересказ осуществляется более легко, чем рассказ, но имеет ряд особенностей (пропуск многих важные частей текста, содержание упрощенно, непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений.)
Психофизиологические особенности:
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление.
Внимание отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что в свою очередь выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для учащихся и им интересно, то их внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне.
Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
Моторная сфера детей не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук.
Волевая сфера учащихся 2 «А» класса характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Дети предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий.
Отсутствие навыков организации учебной деятельности, учебной мотивации, низкий уровень самоконтроля.
Требования к результатам освоения программы
ФГОС НОО для детей с УО устанавливает требования к результатам освоения программы: минимальные и базовые
Для умственной отсталостью
Планируемые результаты |
Минимальные | Базовые |
- год
|
- низкий уровень звуко-слогового анализа и синтеза; - активный и пассивный словарь не соответствует возрастной норме; - деление слов на слоги - списывание слогов и слов с рукописного текста, с печатного текста - письмо под диктовку слогов, слов, предложений; - трудности при образовании слов суффиксальным способом; - несформированность грамматического строя речи - искажения в употреблении падежей - составление рассказа с нарушением логической последовательности
| -овладение навыками звукового анализа и синтеза; -развитие умения контролировать собственную речь. – устранение недостатков фонетико-фонематического недоразвития – расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями, признаками, синонимами и антонимами, обобщающими; – формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках; – работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.); – уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп; – соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов; – устранение нарушений письма и чтения с помощью работы над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом; – формирование навыков словоизменения, форм множественного числа, простых случаев суффиксального и префиксального словообразования; – умение слушать вопрос учителя и отвечать на него; – составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему; – включение в речь общепринятых форм речевого этикета.
|
Оценка достижений результатов обучающихся
- диагностика
- тестирование
Используемые технологии
-информационные;
-объяснительно-иллюстративные;
-здоровьесберегающие;
-личностно-ориентированные;
-игровые.
Основные методы организации реабилитационного процесса:
Для достижения поставленной цели и реализации задач реабилитационного процесса используются следующие методы обучения:
-Наглядный:
-наглядно-слуховой прием;
-наглядно-зрительный прием.
-Словесный
-Практический
Формы организации реабилитационного процесса
Основная форма организации реабилитационного процесса –групповые занятия.
Логопедическая программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Чиркина Г.В., Азова О.И, Ишимова О.А. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы.
Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала учащимися младших классов с умственной отсталостью.
Содержание рабочей программы
Форма и режим занятий.
Фронтальные занятия – 5 раз в неделю.
Продолжительность занятий от 20 – 40 минут c динамической паузой по временным нормативам для групп детей, при проведении коррекционно-развивающей работы
Каждый конкретный ребёнок будет осваивать данную программу в соответствии со своими возможностями и способностям и в своём темпе продвигаться в речевом развитии.
Тематическое планирование логопедической работы с учащимися с умственной отсталостью
№ п/п | Тема занятия | Кол-во занятий | Содержание работы |
1 | Диагностика. | 6 | Тесты. Диктанты. Контрольное списывание с печатного текста.
|
2 | Слово как единица речи | 2 | Выделение слова из текста, речевого потока. Соотнесение слова и предмета. Условно-графическое обозначение слов. Уточнение значений, имеющихся в активном словаре слов.
|
3 | Слова - названия предметов | 2 | Слова – названия предметов, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Упражнения на активизацию и обогащение номинативного словаря: выбор картинок по названию |
4 | «Учебные вещи» | 2 | Упражнения на активизацию и обогащение номинативного словаря: выбор картинок по названию, называние картинок, подбор слов-предметов к лексическим теме «Учебные вещи», названия частей и деталей предметов. |
5 | «В школе» | 1 | Упражнения на активизацию и обогащение номинативного словаря: выбор картинок по названию, называние картинок, подбор слов-предметов к лексической теме «В школе», названия частей и деталей предметов. |
6 | Слова - названия действий. | 2 | Слова – названия действий, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Задания на уточнение представлений о словах, обозначающих действия. Упражнения на активизацию и обогащение предикативного словаря.
|
7 | Различение слов, обозначающие предметы и действия предметов. | 3 | Развитие слухового внимания и памяти. Задание на умение графически изображать слова-предметы и слова-действия. |
8 | Слова, обозначающие признак предмета. | 3 | Упражнения на активизацию и обогащение словаря слов-признаков: игры типа «Какой бывает?». Подбор слов, обозначающих признаки предметов. Подбор слов, обозначающих цвет, величину, форму, высоту, ширину, вкус, вес, скорость. Учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки, по родам. Развивать слуховое внимание и память. |
9 | Закрепление понятия о словах, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета. | 2 | Упражнение на соотнесение слов-признаков и слов-предметов; слов-предметов и слов-действий. Составление предложений из трех слов. Графический диктант.
|
10 | Лексическая тема «Осень» | 1 | Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки. |
11 | «Периоды осени. Осенние месяцы» | 1 | Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней. Введение новой лексики. |
12 | «Признаки осени. Деревья осенью | 1 | Слоговой анализ слов – названий деревьев. Развитие грамматического строя речи, лото «Один – много» Пересказ рассказа «Осенние дожди» |
13 | Слово в составе предложения | 2 | Составление предложений по сюжетным картинкам и их условно-графическая запись. Различение слова и предложения. Подсчет слов в предложении. Составление предложений с использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки.
|
14 | Предложение. Предложение и его схема. | 5 | Составление и анализ предложений об осени. Графическое изображение предложения. Умение различать понятия «слово» и «предложение», правильно согласовывать в числе глагол с именем существительным. Умение детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения. Составление предложений из трех слов по картинкам, самостоятельный подбор слова, обозначающий действие. Умение определять количество слов в предложении, называние первого и последнего слова. |
15 | Лексическая тема «Овощи» | 2 | Работа над трехсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом. Беседа по картине «Натюрморт» , расширение предикативного словаря. |
16 | «Труд взрослых на полях и в огородах» | 1 | Пальчиковая гимнастика. Развитие слухового внимания. Упражнение «Дождик». Слоговой анализ слов – названий овощей. «Погрузи урожай» |
17 | Грамматическое оформление предложения и его распространение
| 3 | Работа над правильным согласованием различные части речи (существительное с глаголом в роде, числе; существительное с прилагательным в роде, числе и падеже). Упражнения по распространению предложений в следующей последовательности: составить предложение из двух слов по картинке и вопросам кто? что делает? Использование обобщающих слов
|
18 | Лексическая тема «Школа» | 2 | Беседа о школе. Подбор слов - названий предметов к теме (школа, класс, урок, звонок, перемена, ученик, учитель и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки. Моделирование коммуникативных ситуаций с использованием формул речевого этикета.
|
19 | Слова с близким значением | 3 | Практическое знакомство со словами близкими по значению. Нахождение в словаре слов с близким значением. Подбор слов с близким значением на заданную тему. Упражнения на установление смыслового однообразия слов. Активизация и обогащение словаря синонимов.
|
20 | Слова с противоположным значением
| 3 | Практическое знакомство со словами противоположными по значению. Нахождение в словаре слов с противоположным значением. Подбор слов с противоположным значением на заданную тему. Упражнения на установление противоположного смысла слов с использованием парных картинок.
|
21 | Лексическая тема «Фрукты» | 2 | Развитие зрительного внимания и мышления. Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Ребус «Фрукты». Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков: штриховка изображения банана. Составление рассказа по картине «Яблоки на красном |
22 | «Труд взрослых в садах» | 1 | Координация речи с движением «Садовник». Работа над словообразованием и относительными прилагательными «Веселый повар». Пересказ рассказа «Как яблоки собирают». |
23 | Звуки и буквы | 2 | Упражнения по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия. Игра «Поймай слово»; Работа над умением соотносить звук с буквой; Обогащение и активизация словарного запаса; Совершенствование звукового анализа слов. |
24 | Лексическая тема «Как ты познаешь мир» | 2 | Беседа об органах чувств и их значении в жизни человека. Подбор слов - названий предметов к теме (рука, язык, ухо, нос и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки. |
25 | Гласные и согласные звуки | 3 | Образование гласных звуков и особенности их произношения только с участием голоса при отсутствии шума (произнесение по показу и словесной инструкции; уточнение артикуляционных укладов разных гласных звуков). Закрепление образа печатной и письменной буквы. Образование согласных звуков – демонстрация артикуляционных укладов согласных звуков (на примере правильно произносимых детьми в группе) – создание шума, сочетание шума и голоса. Сопоставление согласных звуков различных групп - сонорных и шумных, звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, взрывных и щелевых. Сопоставительные характеристики особенностей их звучания и артикуляции. |
26 | Гласные первого ряда | 2 | Развитие внимания учащихся в умении называть гласные первого ряда по беззвучной артикуляции логопеда. Выделение гласных первого ряда из ряда других звуков. Выделение гласных первого ряда из слогов. |
27 | Гласные второго ряда | 2 | Развитие фонематического восприятия: нахождение места в слове гласной второго ряда и запись соответствующей буквы. Выделение гласных второго ряда из слогов. Игра «Поймай слово» |
28 | Лексическая тема «Режим дня. Правила личной гигиены». | 2 | Беседа о режиме дня школьника. Подбор слов к теме (утро, день, вечер, ночь и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Подбор лексических средств для описания режима дня. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания на тему. |
29 | Деление слов на слоги | 3 | Понятие слога. Слогообразующая роль гласного звука. Определение слоговой структуры слова путем ориентировки на гласные звуки. Сравнение слов с разным количеством слогов. Слоги прямые и обратные (СГ, ГС). Графические схемы прямых и обратных слогов. Дифференциация данных вразброс прямых и обратных слогов. Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов. Составление слов из прямых и обратных слогов. Чтение прямых и обратных слогов с использованием слоговой таблицы. |
30 | Слоги прямые закрытые и слоги со стечением согласных. | 3 | Составление графических схем прямых закрытых слогов (СГС) и слоги со стечением согласных (ССГ, ГСС). Соотнесение диктуемых логопедом слогов с графическими схемами. Составление слов из сочетаний различных типов слогов по графическим схемам (СГС – СГ; ССГ – СГ и т.д.). |
31 | Ударные и безударные слоги | 2 | Составление графических схем слогового состава слов с выделением места ударного и безударных слогов (Х-х; х-Х; Х-х-х; х-х-Х). Профилактика специфических ошибок в письме и чтении |
32 | Ударение | 3 | Понятие ударения, его смыслоразличительная и фонетическая роль – демонстрация примеров с изменением значения слов при перемещении ударения; вывод об особенностях произнесения ударного гласного в слове - более громкое и более длительное, чем произнесение безударных гласных. Анализ пар слов, сходных по звуко-слоговому составу, но отличающихся местом ударного гласного. Разгадывание загадок с выбором слов-ответов по месту ударного гласного. |
33 | Лексическая тема «Насекомые» | 2 | Развитие слухового внимания «Кто летает». Мелкая моторика конструктор «Насекомые». Звуковой анализ слов: осы, жук, муха. Слоговой анализ слов – названий насекомых «Раздели и собери». Кроссворд «Бабочка». Штриховка изображения жука. Работа над трехсложными словами с закрытым слогом. |
34 | Перенос слов по слогам | 3 | Познакомить учащихся с правилом переноса слова по слогам; Отработка умения делить слова на слоги, видеть разные по количеству слогов слова. Составление слов из слогов, предложений из слов; Списывание слов и слогов.
|
35 | Согласные звуки | 2 | Образование согласных звуков – демонстрация артикуляционных укладов согласных звуков (на примере правильно произносимых детьми в группе) – создание шума, сочетание шума и голоса. Сопоставление согласных звуков различных групп - сонорных и шумных, звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, взрывных и щелевых. Сопоставительные характеристики особенностей их звучания и артикуляции. |
36 | Лексическая тема «Перелетные птицы» | 2 | Беседа по картине «Отлет птиц». Пересказ сказки «Как лебедь остался один». Развитие графомоторных навыков – штриховка изображения утки. Звуковой анализ слов: утка, аист, грач. Развитие слухового внимания «Будь внимательным» (перелетные и зимующие птицы). Работа на односложными словами со стечением согласных в начале и конце. |
37 | Звонкие и глухие согласные.
| 2 | Подбор пар звуков по звонкости-глухости. Соотнесение с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкими-глухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования. |
38 | Дифференциация согласных Г-К | 3 | Подбор пар звуков по звонкости-глухости. Соотнесение с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкими-глухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. Формирование у детей умения различать согласные звуки [г ] - [к] в устной и письменной речи; Закреплять связь между фонемами [г] - [к ] и их графемами;
|
39 | Лексическая тема «Домашние животные» | 1 | Беседа по картине «Крестьянский двор», пополнение лексического запаса. Графомоторные навыки – штриховка изображения свиньи. Чтение и пересказ сказки «Как гусь всем завидовал». Слоговой анализ слов – названий домашних животных. Кроссворд «Коза». |
40 | Дифференциация согласных Д-Т | 3 | Подбор пар звуков по звонкости-глухости. Соотнесение с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкими-глухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. Формирование у детей умение различать согласные звуки [д ] - [т ] в устной и письменной речи; Закреплять связь между фонемами [д] - [т] и их графемами;
|
41 | Лексическая тема «Дикие животные» | 1 | Грамматический строй речи, словообразование, притяжательные прилагательные «Кто за деревом». Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом». Графомоторные навыки – штриховка изображения свиньи. Ребус «Волк». Зрительное внимание «Что перепутал художник». Чтение предложений составление из н х рассказа. Слоговой анализ слов – названий диких животных. |
42 | Дифференциация согласных Б-П | 3 | Подбор пар звуков по звонкости-глухости. Соотнесение с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкими-глухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. Формирование у детей умение различать согласные звуки [б ] - [п ] в устной и письменной речи; Закреплять связь между фонемами [б] - [п ] и их графемами;
|
43 | Лексическая тема «Зима» | 2 | Беседа о зиме. Подбор слов к теме (снег, лед, мороз и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Подбор лексических средств для описания признаков зимы. Составление предложений и связных высказываний по теме с опорой на картинки. |
44 | Дифференциация согласных В-Ф | 3 | Подбор пар звуков по звонкости-глухости. Соотнесение с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкими-глухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. Формирование у детей умение различать согласные звуки [в ] - [ф ] в устной и письменной речи; Закреплять связь между фонемами [в] - [ф ] и их графемами;
|
45 | Лексическая тема «Зимующие птицы» | 2 | Развитие зрительного внимания «Что изменилось» Пальчиковая гимнастика «Кормушка». Штриховка изображения снеговика. Работа над развитием грамматического строя речи и пополнения лексического запаса путем составления рассказа по сюжетным картинкам «Как сорока клеста судила» |
46 | Дифференциация согласных Л-Р | 3 | Формирование у детей умение различать согласные звуки [л] - [р] в устной и письменной речи; Закреплять связь между фонемами [л] - [р] и их графемами; Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков |
47 | Диагностика | 1 | Диктант по теме «Звонкие и глухие согласные» |
48 | Шипящие и свистящие согласные | 2 | Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата. Уточнить произношение шипящих и свистящих звуков в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности. |
49 | Дифференциация согласных Ж-Ш | 3 | Подбор пар звуков по звонкости-глухости. Соотнесение с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкими-глухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. |
50 | Лексическая тема «Одежда» | 2 | Словообразование, относительные прилагательные «В ателье». Развитие связной речи. Отгадывание и толкование загадок об одежде. Составление предложений по картинкам «Собираемся на прогулку» Пересказ рассказа «В раздевалке». Звуковой анализ слов: шуба, шарф, плащ. Подбор схем к картинкам. Слуховое внимание – «Что лишнее?» (одежда, обувь, головные уборы). Работа над двухсложными словами с двумя стечением согласных (брючки, шнурочки) |
51 | Дифференциация согласных С-Ш | 3 | Подбор пар звуков по звонкости-глухости. Соотнесение с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкими-глухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости их составе. Профилактика специфических шибок в письме и чтении. |
52 | Лексическая тема «Обувь» | 2 | Пальчиковая гимнастика «Ботинки». Слоговой анализ слов – названий обуви. Зрительное восприятие. Профилактика дисграфии – наложенные буквы. Слуховое внимание – «Что лишнее?» (одежда, обувь, головные уборы). Составление предложений по картинкам, «Собираемся на прогулку». |
53 | Дифференциация согласных З-С | 3 | Подбор пар звуков по звонкости-глухости. Соотнесение с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с парными звонкими-глухими. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости-глухости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. |
54 | Лексическая тема «Головные уборы». | 1 | Слуховое внимание – «Что лишнее?» (одежда, обувь, головные уборы). Отгадывание загадок про головные уборы. Звуковой анализ слов – названий головных уборов. Работа над четкостью дикции. Профилактика дисграфии. |
55 | Дифференциация согласных З-Ж | 3 | Соотнесение с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов со звонкими звуками. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звонкости звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. |
56 | Лексическая тема «Мебель» | 2 | Расширение лексического запаса словами-признаками «Материалы из которых сделана мебель» Пальчиковая гимнастика «Наша квартира». Звуковой анализ слов: стол, стул, шкаф, мебель. Ребус «Диван». Слоговой анализ слов – названий мебели. «Раздели и собери». Работа над интонационной выразительностью речи, совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке. Отрывок из стихотворения «Откуда стол пришел?» |
57 | Дифференциация согласных Ч-Щ | 3 | Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Составление и преобразование слогов с шипящими звуками. Сопоставление значений слов, отличающихся по признаку звука в их составе. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков. |
58 | Слуховой диктант | 1 | Слуховой диктант «Свистящие и шипящие согласные» |
59 | Лексическая тема «Посуда» | 2 | Виды посуды. Части посуды. Материалы, из которых сделана посуда. Слоговой анализ слов – названий посуды. «Расставь по местам». Работа над четырехсложными словами их открытых слогов. Мелкая моторика – штриховка изображения ковша. Координация речи с движением «Чайник». Развитие связной речи – составление рассказа по картинке «День рождения». Слуховое внимание - «Что лишнее?» (кухонная и чайная посуда) |
60 | Звуко-слоговой анализ и синтез. | 4 | Называние по заданию логопеда слов с разным количеством слогов (1, 2, 3) с опорой на демонстрируемые графические схемы. Выполнение заданий на запоминание рядов из двух-трех слов определенной слоговой структуры. Составление слов из предлагаемых в беспорядке слогов. Составление слов с опорой на предлагаемую логопедом ритмическую структуру с выделением ударного слога. Реконструкция слов путем перемещения места слогов, добавления, сокращения количества слогов. Профилактика специфических ошибок в письме и чтении |
61 | Лексическая тема «Профессии» | 2 | Расширение глагольного словаря. Рассказы детей о профессиях родителей. Пальчиковая гимнастика «Повар». Грамматический строй речи – «Кто что делает?» (игра с мячом). Отгадывание загадок. Зрительное внимание «Буквы перепутались». Слоговой анализ и синтез слов – лото «Профессии». Чтение небольших текстов по теме. Работа над одно- двух- трех- и четырехсложными словами. Слуховое внимание, развитие памяти. «Повтори за мной» (цепочки слов по теме) |
62 | Слова с обобщающим значением | 3 | Распределение названий предметов по группам. Подбор слов с обобщающим значением по лексическим темам. Называние видовых и родовых понятий. Активизация, уточнение и обогащение словаря обобщающих слов с помощью упражнений типа: назови предметы одним словом; найди лишнюю картинку, назови все остальные картинки одним словом; подбери слово по аналогии: стол-мебель, платье
|
63 | Лексическая тема «Инструменты» | 1 | Орудия труда, инструменты. «Кому что нужно для работы?» Мелкая моторика – штриховка изображения пилы. Зрительное внимание. «Чего не стало?» Работа над интонационной выразительностью речи. «Лучше дела не найти». Развитие связной речи: составление рассказа по серии картинок «Как мы сделали кормушку». Ребус «Лопата». |
64 | Твердые и мягкие согласные | 3 | Закрепить представления о твердости-мягкости, согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования. Развитие фонематического восприятия, умение слышать твердое и мягкое звучание согласных Чтение пары слов и сравнение их по написанию, угол — уголь брат — брать хор — хорь. Слушание слова и называние в слове согласного, который звучит мягко.
|
65 | Лексическая тема «Транспорт» | 1 | Пополнение лексического запаса слов - виды транспорта, названия грузовых машин. Игра виды транспорта. Синтез слов из предложенных слогов «Транспорт». Работа над грамматическим строем речи, употребление предлогов. Составление и анализ предложений о транспорте. Работа над одно- , двух-, трех- и четырехсложными словами. |
66 | Обозначение мягкости согласных с помощью букв Я, Ё, Ю, Е | 3 | Различение парных гласных А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И. Произношение прямых слогов со звуком [М] в сочетании со гласными первого ряда (МА, МО, МУ…), затем второго ряда (МЯ, МЁ, МЫ, МИ…). Далее аналогичные упражнения с другими согласными звуками. Закрепление с помощью упражнений подбора к данному мягкому варианту – твердого и наоборот. Работа по сопоставлению значений и звучания слов типа МАЛ-МЯЛ, ЛУК-ЛЮК и т.п. |
67 | Лексическая тема «Комнатные растения» | 1 | Пополнение глагольного словаря: рыхлить, поливать, протирать, обрезать и т. п. Развитие графомоторных навыков – обводка по пунктиру изображения кактуса. Развитие связной речи, составление рассказа по картинке «Уголок природы». Слуховое внимание «Что лишнее?». Пальчиковая гимнастика «Катя леечку взяла». Зрительное внимание, разрезные картинки по теме. |
68 | Обозначение мягкости с помощью буквы Ь. | 3 | Сопоставление форм множественного и единственного числа таких слов, как КОНИ-КОНЬ, СТЕПИ-СТЕПЬ, ДВЕРИ-ДВЕРЬ и т.п. Определить, что мягкость звуков [Н'][П'][Р'] сохраняется. Для обозначения мягкости в этих случаях применяется специальная буква - мягкий знак. Прочтение стихотворения о роли мягкого знака. Сравнение слов, различающихся твердым или мягким звуком (шест-шесть, хорь-хор, брат-брать).
|
69 | Лексическая тема «Весна» | 1 | Расширение лексического запаса, беседа по картине «Грачи прилетели». Развитие связной речи, пересказ рассказа «Март». Слуховое внимание «Когда это бывает?» Работа над трех-, четырех-, пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой. Работа над звукопроизношением «Если снег повсюду тает». Звуковой анализ слов: роза, кран. |
70 | Большая буква в именах людей | 2 | Получение знаний об именах собственных,
Совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
Развитие познавательного интереса к правописанию имен собственных, их значению. Развитие мышления, памяти и монологической речи. Формирование орфографических навыков. Расширение кругозора обучающихся.
|
71 | Лексическая тема «Рыбы» | 1 | Беседа по картинкам из атласа «Речные и морские рыбы». Введение новой лексики. Координация речи с движением «Летучая рыба». Зрительное внимание «Кто лишний». Упражнение «Букв потерялась». Мелкая моторика, пальчиковая гимнастика «Акула». Дифференциация звуков л-р, игра «Летучая рыба». Развитие навыков фонематического анализа, определение места звука л в названиях рыб. |
72 | Словообразование | 2 | Образование новых слов различными способами по показу, по словесной инструкции, с опорой на картинки (с помощью суффиксов – образование слов с уменьшительно-ласкательноым значением, образование названий детенышей птиц, животных, образование слов-признаков от слов-предметов; с помощью приставок образование глаголов совершенного вида). Работа по уточнению значений новых слов. |
73 | Лексическая тема «Животные жарких стран» | 1 | Беседа по картине «В саванне». Грамматический строй речи, употребление предлогов «Зоопарк». Слоговое лото «животные жарких стран». Звуковой анализ слов. Ребус «Жираф». Зрительное внимание «Что изменилось?» (по игре «Кто спрятался в джунглях?» Слуховое внимание, веселые задачи. Развитие графомоторных навыков - штриховка изображения слона. |
74 | Словосочетание | 2 | Составление различных словосочетаний с опорой на картинки и по вопросам логопеда. Составление словосочетаний из заданных слов: а) в нужной форме; б) в начальной форме. Соотнесение форм слов, входящих в словосочетание. Определение правильного и ошибочного сочетания слов. |
75 | Диагностика | 6 |
|
Учебно-методическое обеспечение
коррекционно-логопедического процесса
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.
Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О. Е. Грибова. М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.
Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2012.
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008.
Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их коррекция.