Рабочая программа воспитателя «Какую выбрать профессию?» 12 -14 лет (возраст воспитанников)
рабочая программа (6 класс)
Выбор профессии – важное решение в жизни детей-сирот. Огромное значение имеет правильный профессиональный выбор для выпускников детского дома. Не всегда данная категория детей, учитывает свои интересы и способности в выборе профессии. Дети чаще всего сталкиваются с проблемой обучения в профессиональных учреждениях, а после окончания училища, как правило, не могут устроиться на работу в силу того, что не правильно выбрали специальность; либо эта работа слишком сложна для них.
Подростковый возраст – время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. «Все профессии хороши, выбирай на вкус…». Но, зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Подросток видит свое будущее лишь в общих чертах, фантазирует, представляет себя специалистом той или иной профессии, но у него нет еще четких ориентиров в профессиональном выборе . Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют подростка постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей. Профессиональное самоопределение детей - сирот – центральный механизм становления личности, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Через выбор профессии ребенок определяет место в жизни и ту систему отношений, в которой будет себя чувствовать значимым.
У детей-сирот, воспитывающихся в детских домах,
отсутствует понимание (видение) своей жизненной
перспективы. Образ желаемого будущего у них размыт,
неконкретен.
Выявлено , что большинство воспитанников в возрасте 12-15 лет затрудняются сделать свой профессиональный выбор. Задача воспитания состоит в том, чтобы организовать специальные условия для получения информации о мире профессий. Для этого разработана рабочая программа «Какую выбрать профессию», основное направление которой является формирование ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.
Рабочая программа профориентации «Какую выбрать профессию» помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору воспитанником своего профессионального пути.
Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие воспитанники, какую профессию они выберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания подростков. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией. Таким образом, профориентационная работа с детьми – сиротами — это также вклад в решение острых социальных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_grishina.docx | 40.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Рассмотрена на заседании методического совета ФГБУ «РСРЦ для детей-сирот» от _ 2019 г. Протокол №
| Принята на заседании педагогического совета ФГБУ «РСРЦ для детей-сирот» от . 2019 г. Протокол № | Введена в действие приказом ФГБУ «РСРЦ для детей-сирот» от 2019 г. № _ - о/д |
Рабочая программа воспитателя
«Какую выбрать профессию?»
12 -14 лет
(возраст воспитанников)
Срок реализации программы: январь - апрель
2019/2020 учебно - оздоровительного года
автор-составитель программы:
воспитатель
Гришина Ирина Леонидовна
г. Евпатория
2019 г.
Пояснительная записка
Выбор профессии – важное решение в жизни детей-сирот. Огромное значение имеет правильный профессиональный выбор для выпускников детского дома. Не всегда данная категория детей, учитывает свои интересы и способности в выборе профессии. Дети чаще всего сталкиваются с проблемой обучения в профессиональных учреждениях, а после окончания училища, как правило, не могут устроиться на работу в силу того, что не правильно выбрали специальность; либо эта работа слишком сложна для них.
Подростковый возраст – время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. «Все профессии хороши, выбирай на вкус…». Но, зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Подросток видит свое будущее лишь в общих чертах, фантазирует, представляет себя специалистом той или иной профессии, но у него нет еще четких ориентиров в профессиональном выборе . Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют подростка постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей. Профессиональное самоопределение детей - сирот – центральный механизм становления личности, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Через выбор профессии ребенок определяет место в жизни и ту систему отношений, в которой будет себя чувствовать значимым.
Опыт работы подсказывает, что, к сожалению, многие
воспитанники Центра недостаточно знают о конкретных особенностях
каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои
профессиональные интересы и склонности, выбирая
профессию.
У детей-сирот, воспитывающихся в детских домах,
отсутствует понимание (видение) своей жизненной
перспективы. Образ желаемого будущего у них размыт,
неконкретен.
Выявлено , что большинство воспитанников в возрасте 12-15 лет затрудняются сделать свой профессиональный выбор. Задача воспитания состоит в том, чтобы организовать специальные условия для получения информации о мире профессий. Для этого разработана рабочая программа «Какую выбрать профессию», основное направление которой является формирование ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.
Рабочая программа профориентации «Какую выбрать профессию» помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору воспитанником своего профессионального пути.
Обоснование актуальности
Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие воспитанники, какую профессию они выберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания подростков. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией. Таким образом, профориентационная работа с детьми – сиротами — это также вклад в решение острых социальных проблем.
Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать цели и задачи профориентационной работы:
Цель:
Формирование готовности к профессиональному
самоопределению у детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
--расширение и углубление представления о различных профессиях; о содержании профессиональной деятельности и условиях труда, о требованиях, предъявляемых к профессии и личности;
-научить соотносить требования, предъявляемые профессией с индивидуальными качествами;
-формирование культуры труда.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к труду и людям труда; формировать понимания значения труда
- расширение и углубление представления о различных профессиях;
- способствование осознанию подростками собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда.
Развивающие задачи:
- формировать и развивать навыки самостоятельного и осознанного принятия решения.
Сроки реализации программы: январь-апрель 2019-/2020 учебно-оздоровительного года
Средства обучения:
наглядные, словесные, технические.
Формы проведения занятий:
-игра;
-практикум самопознания;
-диагностики и анкетирование;
-групповые беседы;
-дискуссии;
-индивидуальные и групповые консультации;
-экскурсии;
-просмотр тематических видеороликов, видео презентаций;
- работа с литературой и интернет - ресурсами по профориентации.
Формы подведения итогов:
- опрос, собеседование,
- тестирование, анкетирование,
- проведение мероприятия,
- обмен мнениями, дискуссия,
- творческие проекты, презентации.
Содержание программы, а также используемые формы и методы еѐ реализации носят игровой и практический характер, что наиболее соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс социализации и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности, а также коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты:
Реализация Рабочей программы «Какую выбрать профессию?» позволит:
- сформировать, а в дальнейшем и закрепить навыки и умения общего труда;
- воспитать в воспитанниках уважение к людям труда;
- повысить уровень знаний о мире профессий;
-выяснить первые профессиональные предпочтения у воспитанников, и в будущем сделать обдуманный, окончательный выбор своей профессии;
- обучить воспитанников основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Воспитанники должны уметь:
-находить в себе индивидуальные особенности, определять свои личностные склонности, повысить уровень самосознания;
-владеть полными теоретическими знаниями, необходимыми для профессиональной деятельности;
-находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
-ставить цели и планировать действия для их достижения;
-использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
-анализировать информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | «Мир профессий» | 1 |
2 | «Классификация профессий» | 1 |
3. | «Профессия – специальность» | 1 |
4. | «Самая, самая…» | 1 |
5. | «Мое видение будущей профессии» | 1 |
6. | «Рынок образовательных услуг» | 1 |
7. | «Поговорим о жизненных ценностях | 1 |
8. | «Значение темперамента и характера в профессиональном определении» | 1 |
9. | «У меня все получится!» | 1 |
10. | «Я и мои интересы, склонности, возможности, потребности» | 1 |
11. | «Как сделать свой выбор в профессии и добиться успеха» | 1 |
12. | «Технология эффективного собеседования» | |
13. | «День приема на работу» | |
14. | «Моя карьера» | |
15. | «Все профессии важны». Проекты | |
16. | Итоговое занятие. Профориентационный КВН | |
Итого: | 16 занятий |
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Содержание | Формы внеурочной деятельности | Сроки проведения | |
1 | Мир профессий | - Знакомство с основным понятием курса. -Изучение базовых понятий профориентации - тест об осведомленности в мире профессий.. | Мотивационная беседа. Тестирование | январь |
2 | Классификация профессий Профессия, специальность, типы профессий. | - Знакомство с классификацией профессий (просмотр презентации) Познакомить с понятием «специальность», ввести понятия «типы профессий», объяснить, как профессии делятся по типам, закрепить на примерах. – Практикум | Просмотр презентации Практическое занятие | январь |
3 | Профессия, специальность | Ознакомить воспитанников с понятиями «специальность», «профессия». Научить различать эти понятия в жизни | Комбинированное занятие: беседа, практикум | январь |
4 | «Самая, самая…» | Научить воспитанников давать конкретную характеристику профессиям .Обсудить, какая профессия, по мнению воспитанников, является прибыльной | Час общения. Обмен мнениями, Викторина. | февраль |
5 | «Мое видение будущей профессии» | Донести до воспитанников , что «нет высокооплачиваемых профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим.» Помочь воспитанникам определиться с выбором профессии
| Дискуссия. Игра «Микрофон» | февраль |
6 | «Рынок образовательных услуг» | Знакомство с профессиональными учебными заведениями ; - порядок приема в учебные заведения; - спрос на рынке труда | Практикум, Анкетирование | февраль |
7 | «Поговорим о жизненных ценностях» | Рассказать воспитанникам о жизненных ценностях. Помочь осмыслить жизненные ценности. | Беседа, обмен мнениями, анкетирование | февраль |
8 | «Значение темперамента и характера в профессиональном определении» | Дать понятие о темпераменте и характере, а так же в какой профессии, какой темперамент и характер более предпочтителен. - диагностика «Характеристики человека значимые при устройстве на работу» | Беседа | март |
9 | «У меня все получится!» | Ознакомить воспитанников о культуре и правилах поведения во время беседы поступающего в учебное заведение с комиссией. | Сюжетно-ролевая игра | март |
10 | «Я и мои интересы, склонности, возможности, потребности» | Объяснение понятий интересы, склонности, возможности, потребности .Выяснить .какие интересы и склонности имеются у воспитанников .«Вот лучший совет, который можно дать юношеству: Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить. » Кэтрин Уайтхорн | Встречи со сказочными героями трех профессий Анкетирование «Самооценка способностей | март |
11 | «Как сделать свой выбор в профессии и добиться успеха» | На примере известных личностей донести до воспитанников как добиться профессиональных успехов «Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.» Апшерони А. | Просмотр видео презентации «Как добиться успеха» | март |
12 | «Технология эффективного собеседования» | Рассказать об общих правилах проведения эффективного собеседования. Ознакомить воспитанников с основными принципами ведения деловой беседы (установление контакта, выслушивание, аргументация – демонстрация) | Деловая беседа | апрель |
13 | «День приема на работу» | Рассказать воспитанникам как ведется прием на работу(поведение, ,культура делового общения) | Заочная экскурсия на предприятие на прием к работодателю | апрель |
14 | «Моя карьера» | Напомнить воспитанникам о профессиональных качествах. Рассказать о возможных трудностях, возникающих на работе. «В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно.» Де Ниро Р. | Беседа Деловая игра | апрель |
15 | «Все профессии важны» | Обобщить все полученные знания о профессиях. | Групповая и индивидуальная работа. Проекты воспитанников | апрель |
16 | Итоговое занятие | Подведение итогов изученного материала | Профориентационный КВН | апрель |
Список литературы:
1. Программа по профориентации воспитанников в условиях детского дома «Я – и моя профессия» (для занятий с детьми от 14 до 16 лет в течение 1 года) В помощь воспитателям разработанная социальным педагогом КОУ «Завьяловский детский дом А.А. Пашута
2. Психолого – педагогическое сопровождение детей – сирот. Методические рекомендации. Ярославль 2005 год.
3. Ж.Н. Безус, Ю.П. Жукова, И.В. Кузнецова «Путь к профессии». Ярославль 2003 год.
4. Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников.
5. Игры – обучение, тренинг, досуг… (под ред. В.В. Петрусинского). – М.: Новая школа/1994.- 368 с.
6. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.:
7. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
Литература для детей:
1. Путь к успеху. Информационно – справочный материал. – Надым, ЯНАО. ГУ ЦЗН, 2002 год. – 16 с.
2. Технология. Профориентация: Тесты/Авт. – сост. И.П. Арефьев. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2005. – 96 с.
3. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся – М., 1990.
4 Прощичкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. сш. – М., 1991 г.
5. Пряжников Н.С. Профориентационные упражнения – М., 1992
6. Рувинский Л.С., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер: Кн. для учащихся. – М., 1986
87 Куда пойти учиться? – ГУ ЦЗН Омской области обл. – 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ (3-5 ЛЕТ)
Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной д...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся,воспитанников школы-интерната VIII вида (9 класс)
Данная рабочая программа включает в себя развернутый материал по каждому уроку СБО и поможет всем учителям социально-бытовой ориентировки при подотовке к поурочному планированию.Буду рада,если мне ост...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Фольклорный ансамбль «ЛОЖКАРИ» Возраст детей 8 – 10 лет Срок реализации 3 года
Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный корреспондент" .Возраст воспитанников:11-15 лет
Данная программа рассчитана на 3 года:1-й год:70 часов (2 часа в неделю)2-й год:70 часов (2 часа в неделю)3-й год:70 часов (2 часа в неделю)Новизна данной программы состоит в том,что она дает во...
Рабочая Программа для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в младшей, средней и старшей группах.
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в разных возрастных группах....
Рабочая программа по коррекционному обучению детей среднего возраста, с общим недоразвитием речи II уровня.
Реченька: рабочая программа для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня - Анжеро- Судженск Коррекционная работа с дошкольниками, страдающи...
Рабочая программа кружка «Акварель» общекультурного направления для обучающихся(воспитанников) на 2021 -2022 учебный год.
Рабочая программа кружка «Акварель» общекультурного направления для обучающихся(воспитанников) на 2021 -2022 учебный год....