Развитие творческих способностей для детей с ОВЗ - как необходимое условие их успешной социализации.
статья
Материал может использоваться учителями профильного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kantomirova_n.v._statya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ – КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Одной из главных задач в работе с детьми с ОВЗ является социализация таких детей. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые. Эти дети не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.
Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с ОВЗ в большое общество; а с другой - стимулировать желание таких детей находиться в этом обществе, сформировать доверие к нему.
И вот здесь приходит на помощь творческая деятельность на уроках профессионально-трудового обучения и во внеурочное время. В процессе творческой деятельности у обучающегося с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, пробуждает инициативу, способствует самовыражению и уверенности в себе. Решение этой задачи помогает более успешному вхождению в социум обучающихся с ОВЗ, позволяет им проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях, что так же важно для успешной социализации.
Поэтому в основе моей работы лежит развитие творческих способностей учащихся. Формирование и развитие творческих способностей, как фактора успешной социализации обучающихся с ОВЗ, в моей работе происходит средствами декоративно-прикладного творчества через гармоничное сочетание урочной и курса внеурочной деятельности «Прекрасное своими руками». Целью моих занятий с детьми с ОВЗ является не только дать навыки и приемы работы с разными материалами и инструментами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Для этого подбираю посильные по объему и сложности выполнения задания, оказываю детям разные виды помощи, поощряю их: кому-то достаточно одобряющей улыбки, ободряющих слов, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна помощь педагога.
Так как работа по развитию творческого потенциала требует большой концентрации внимания и усидчивости, старюсь организовать работу таким образом, чтобы всем ребятам было интересно, чтобы каждый смог проявить индивидуальность, предоставляю им возможность выбора, разделяю работу на несколько этапов, применяю различные формы работы. Для релаксации и создания обучающимися выразительного художественного образа использую музыкальное сопровождение. Звучание музыки на занятии курса внеурочной деятельности «Прекрасное своими руками», дает детям возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Все занятия проходят в атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания. Спокойная обстановка, удобная поза, воплощение творческих способностей при выполнении изделия и положительный эмоциональный фон, сопровождающие занятия кружка, сопутствует созданию атмосферы творчества, успехов детей. К ним приходит ощущение покоя, радости, удовлетворения, что важно для творческой личности.
На всех этапах кружкового занятия осуществляется развитие речи детей. Добиваюсь, чтобы учащиеся разговаривали со мной, выговаривая правильно технологические термины. Обязательно обсуждаем результаты работы над готовым изделием. При этом я постоянно корректирую деятельность ребенка, помогаю ему вовремя исправить допущенные ошибки.
Важным результатом участия учащихся с ОВЗ в занятиях курса внеурочной деятельности «Прекрасное своими руками» является получение системы знаний, необходимых в бытовой и профессиональной деятельности, которая может быть широко использована ими в дальнейшем обучении. На занятиях дети приобретают ряд организационных умений, а именно: учатся организации рабочего места, соблюдению санитарно-гигиенических норм в процессе работы и правил ТБ при использовании инструментов. Кроме того, ребята знакомятся с технологическими картами, приобретают навыки работы с ними; получают первоначальные умения по ориентировке в задании, осуществляют контроль над его выполнением, т.е. приобретают знания, умения и навыки, которые пригодятся им в дальнейшей трудовой деятельности (независимо от выбранного профиля обучения).
Конечным результатом работы курса внеурочной деятельности «Прекрасное своими руками» является организация выставок. Это одна из интереснейших форм стимулирования учащихся к знаниям. Совместно с детьми отбираю лучшие работы, при этом опираюсь на мнение ребят. Данная форма работы помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, т. е. учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работы.
Каждый год мы участвуем в школьных, районных, региональных, всероссийских выставках народного творчества и конкурсах: районная выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Зимняя сказка», районный конкурс-выставка декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Живи, родник, живи…», районная выставка декоративно-прикладного искусства «Мир творчества», : всероссийский дистанционный конкурс декоративно-прикладного творчества «Золотая рыбка», всероссийский конкурс «Таланты России», всероссийский детский конкурс «На крыльях таланта», всероссийский детский конкурс «Осенний калейдоскоп», всероссийский детский конкурс «Звездное сияние», региональный конкурс профессионального мастерства «Творчество в будущей профессии», IV региональный отборочный этап V Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», г. Волгоград,, V Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» г. Москва. Занимаем призовые места. Победа – это очень важный элемент формирования уверенности в своих силах, повышения самооценки. Удовлетворение результатами своего труда дает стимул в дальнейшей работе и ребята с новой силой, с новыми идеями продолжают работу.
Вижу, что труды не проходят даром, и с каждым занятием дети начинают активнее проявлять свое творчество, стали работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей, делятся своими достижениями друг с другом, оказывают помощь, выполняют задания в группах, парах, индивидуально.
Мы, педагоги, не имеем возможности помочь детям с ОВЗ решить проблемы со здоровьем, но в наших силах помочь им решить вторую проблему – расширить круг их общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе. Занимаясь творчеством, дети знакомятся с различными материалами, с их свойствами, учатся работать с различными инструментами, овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Таким образом, развивая творческие способности у детей с ОВЗ, мы создаем условия для успешной их социализации.
Список литературы.
- Аверина, Н.Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов средствами изобразительного искусства / Н.Л. Аверина // Образование и воспитание. – 2015. – №4. – С. 3 – 6.
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-368 с.
- Брызжева Н.В., Григорьва А.И. Особый ребёнок - обычное детство. -Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013.-110 с.
- Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: учеб. пособие. – М.: Сфера, 1999. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ в условиях летнего оздоровительного лагеря"
Так как большую часть летних каникул мы, учителя и воспитанники школы - интерната проводим в детском оздоровительном лагере, поэтому хотим видеть...
"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...
Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...
Доклад: Внеурочная деятельность- необходимое условие для успешной социализации и развития обучающихся
Внеурочная деятельность в нашей школе объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и со...
Отчёт по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Е.В.по теме: Развитие творческих способностей у детей в условиях группы продлённого дня.
Выводы и впечатления по изученному материалу , собственные наработки из опыта работы....
«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ».
В данной статье освещена внеурочная деятельность педагога, направленная на развитие творческих способностей обучающегося с тяжелыми и множественными нарушениями развития с учётом инд...
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОВЗ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ».
В своей работе с детьми ограниченными возможностями здоровья, развитие творческого потенциала происходит, как в урочное время, так и в неурочное, через декоративно-прикладное творчество и художе...