Доклад: Внеурочная деятельность- необходимое условие для успешной социализации и развития обучающихся
методическая разработка на тему
Внеурочная деятельность в нашей школе объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность сегодня - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, выбираемая по желанию учеников и их родителей.
Модель организации внеурочной деятельности
Организация внеурочной деятельности происходит за счет ресурсов школы и учреждения дополнительного образования детей (интеграция). За счет чего расширяется выбор вариантов
( часов внеурочной деятельности)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лопатина Любовь Владимировна,
заместитель директора по воспитательной работе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №1 им. М.П.Кочнева г.Нерюнгри»
Доклад: Внеурочная деятельность- необходимое условие для успешной социализации и развития обучающихся
Внеурочная деятельность в нашей школе объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность сегодня - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, выбираемая по желанию учеников и их родителей.
Модель организации внеурочной деятельности
Организация внеурочной деятельности происходит за счет ресурсов школы и учреждения дополнительного образования детей (интеграция). За счет чего расширяется выбор вариантов
( часов внеурочной деятельности)
Модель линейная - распределение часов внеурочной деятельности равномерно в течение учебного года.
Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- краеведческая деятельность.
Задачи, решаемые внеурочной деятельностью
1.Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы
2. Снизить учебную нагрузку обучающихся
3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе
4. Улучшить условия для развития ребенка
5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
При организации внеурочной деятельности мы придерживаемся требований стандарта.
Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников
- Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю
- Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы
- Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся
- Аудиторных занятий не должно быть более 50%
- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты
Для реализации ФГОС определена модель организации образовательного процесса с учетом внеурочной деятельности:
- В 1-х классах- это 5 дневная учебная неделя, во 2-6-х классах- 6 дневная учебная неделя.
- Внеурочная деятельность реализуется с понедельника по субботу.
Для организации и реализации внеурочной деятельности обучающихся 1-6-х классов в рамках Основной образовательной программы МБОУ СОШ №1 разработана Программа внеурочной деятельности.
Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Согласно учебного плана, внеурочная деятельность в 1-6-х классах реализуется по направлениям:
1-4е классы
Спортивно-оздоровительное направление: Кружок «Азбука здоровья».
Духовно-нравственное направление: Культура народов РС (Я), Музыка для всех, Кружок «Я- гражданин России».
Социальное направление: Основы безопасности жизнедеятельности, «Спасатели» ( детское движение).
Общеинтеллектуальное направление: Кружок «Мир деятельности», Кружок «Азбука информатики», Кружок «Интеллектуал».
Общекультурное направление: Кружок «Город мастеров».
5-6е классы
Спортивно-оздоровительное направление: Секция плавания, Шахматный клуб.
Духовно-нравственное направление: Студия хореографии «Триумф».
Социальное направление: Часы психологии, Театр социальной миниатюры, «Искатели» ( детское движение).
Общеинтеллектуальное направление: Интеллектуальный клуб «Путешествие по странам и континентам»: английский язык, испанский язык, французский язык, немецкий язык.
Общекультурное направление: Кружок вокального пения, студия театр мод Карамелька
Также в нашей школе предоставляется спектр услуг по внеурочной деятельности: спортивные секции, студии, клубы, кружки ( 13 направлений).
Особое внимание мы уделяем включению детей в деятельность органов школьного самоуправления, взаимодействию с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами.
Наличие лишь знаний и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения – конечно, немало, но все же не достаточно для появления гражданской идентичности. А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде, и тем более, в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
С целью успешной социализации обучающихся в школе созданы:
- детское общественное объединение «Морская эскадра» имени А.И.Щетининой;
- ученическое самоуправление «Школьный парламент».
С 2015-2016 учебного года в школе реализуется образовательная программа дополнительного образования «Движение юных граждан Следопыты – Искатели» для 2-6 классов.
Для проведения занятий по направлениям внеурочной деятельности:
- Составлен и утвержден график проведения занятий внеурочной деятельности.
- Разработаны и утверждены рабочие программы для проведения кружковой деятельности.
- Заведены журналы учета проведенных кружковых занятий.
При планировании и организации внеурочной деятельности мы придерживаемся единой линии в плане преемственности содержания, таким образом, чтобы деятельность обучающихся имела свое продолжение в основной и старшей школе
Все виды внеурочной деятельности обучающихся ориентированы на воспитательные результаты.
Школа работает по трём уровням результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Внеурочная деятельность способствует укреплению связи между семьей и школой.
Сотворчество учителей и родителей во внеурочной деятельности мы организуем по направлениям:
- участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;
- развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и другое.
- В школе вошло в традицию проводить ежемесячные родительские лектории по параллелям с участием психолога школы. Такая форма позволяет учитывать возрастные особенности обучающихся и работать во взаимодействии с родителями, привлекая их в работе в группах.
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Система контроля и оценки результативности внеурочной деятельности
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. С этой целью используются разные технологии, в том числе и технология «Портфолио».
Портфолио – результат личных достижений учащихся, который включает подборку детских работ, демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Портфолио представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.
Критериями эффективности реализации направления служат:
- Уровень развития личности учащегося (нравственное развитие, социальная адаптированность, коммуникативные навыки и др.);
- Степень сформированности классных коллективов;
- Уровень воспитанности;
- Уровень развития ученического самоуправления;
- Охват учащихся системой внеурочной деятельности;
- Удовлетворенность учащимися, педагогами и родителями внеурочной деятельностью.
Внеурочная деятельность сопровождается диагностической работой.
Педагогическая диагностика - это оценочная процедура, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива.
Сведение в единую матрицу результатов диагностики по определенным методикам, позволяет осуществлять мониторинг внеурочной деятельности.
Мониторинг внеурочной деятельности - наблюдение, оценка и прогноз состояния внеурочной деятельности.
Цель мониторинга внеурочной деятельности - выяснить, насколько организованная внеурочная деятельность способствует позитивным изменениям в личности ребенка.
Проведение диагностического исследования эффективности внеурочной деятельности позволяет проследить динамику улучшения или ухудшения качества, конкретизировать цели и задачи на следующий образовательный период.
Мониторинг занятости обучающихся 1-6х классов во внеурочной деятельности
Название кружка | Начало года | |
Кол-во (639) | % | |
«Азбука здоровья» (1-4-е классы) | 229 | 36 |
«Культура народов РС (Я)» (1-е классы) | 42 | 7 |
«Я - гражданин России» (2-4-е классы) | 134 | 21 |
«ОБЖ» (1-4-е классы) | 238 | 37 |
«Интеллектуал» (2-4-е классы) | 156 | 24 |
«Мир деятельности» (1-4-е классы) | 300 | 47 |
«Город мастеров» (1-4-е классы) | 224 | 35 |
«Музыка для всех» (1-2 классы) | 128 | 20 |
«Азбука информатики» (1-е классы) | 44 | 7 |
Секция плавания ( 5 классы) | 132 | 21 |
Студия хореографии ( 5,6 классы) | 45 | 7 |
Часы психологии( 5,6 классы) | 33 | 5 |
Интеллектуальный клуб «Путешествие по странам и континентам» ( 6 классы) | 53 | 8 |
Кружок вокального пения ( 5,6 классы) | 29 | 5 |
Студия театр мод Карамелька (5,6 классы) | 30 | 5 |
Театр социальной миниатюры, (5,6 классы) | 40 | 6 |
Шахматный клуб. (5,6 классы) | 60 | 9 |
Детское движение «Спасатели» «Искатели» (2-6 классы) | 535 | 83 |
В целом по школе охват всеми видами внеурочной деятельности ( включая и внешкольные учреждения) 1125 учеников школы охват составляет 875 ( 78%)
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми направлений внеурочной деятельности, которые отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
Список литературы:
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:
Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.:
Просвещение, 2009.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) : под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
- ФГОС ОО: организационно- методические аспекты реализации нового содержания образования школьников. Под общ. ред. Л.Л. Беляевой.- Хабаровск: ХК ИРО.-2012.-66с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы валеологического подхода в дополнительном образовании как условие успешной социализации и саморазвития обучающихся.
Доклад на семинаре...
Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.
Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....
Доклад "Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС общего образования".
С введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность учащихся приобрело особую значимость в целях соблюдения целостности и последовательности образовательного процесса. Все принципы, которые бы...
Развитие творческих способностей для детей с ОВЗ - как необходимое условие их успешной социализации.
Материал может использоваться учителями профильного труда....
Выступление на педсовете «Развитие воспитательного пространства, направленного на создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ»
Тема: «Коррекционное образование – основной ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Цель: способствовать формированию у педагогов необходимости применения ко...
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОВЗ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ».
В своей работе с детьми ограниченными возможностями здоровья, развитие творческого потенциала происходит, как в урочное время, так и в неурочное, через декоративно-прикладное творчество и художе...
Создание условий для успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)на уроках " Основы социальной жизни"
В данном материале содержится информация о разделах, изучаемых на уроках основы социальной жизни, а также о формах и методах работы на уроке....