Конспект воспитательского занятия "Я - собеседник" для старших подростков
план-конспект занятия (6, 7, 8 класс)
Цель данного занятия: Уточнить и расширить представления детей о правилах, способах общения. Упражнять в навыках вежливого общения в различных ситуациях. Развивать способность к взаимодействию через работу в парах. Коррекция и развитие коммуникативных способностей. На занятии подростки знакомятся с новой информацией о способах общения в разных странах. При подаче нового материала используются разные методы и приёмы: это интеллектуальная разминка в форме вопросов и ответов, упражнение «Качества человека», где ребята обсуждают и уточняют важнейшие качества в общении с людьми, дидактическая игра «Я вежливый» (работа по карточкам), обыгрывание ситуации (использование жестов при общении с разными людьми). В упражнении-тесте "Умение слушать" дети проверяют себя на наличие качеств, необходимых для общения с собеседником. В игре "Угадай" - определяют професссию по жестам и выясняют, что существуют жесты, без которых человеку нельзя обойтись. После просмотра сцены из киножурнала «Ералаш» дети отвечают на вопрос: можно ли по жестам и мимике определить воспитанность и культуру человека? При подведении итога занятия дети делают вывод: чтобы быть интересным собеседником, самому лучше понимать людей, с которыми ты общаешься, нужно многое уметь, знать. В заключительной части занятия - выполняют упражнение "Закончи предложение", тем самым закрепляют знания, полученные на занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект воспитательского занятия "Я -собеседник" для старших подростков | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Уточнить и расширить представления детей о правилах, способах общения.
Упражнять в навыках вежливого общения в различных ситуациях.
Развивать способность к взаимодействию через работу в парах.
- Организационный момент.
- Коммуникативная игра «Любящий взгляд»
Дети образуют круг. Выбирается водящий, который выходит из круга и отворачивается. Воспитатель за кругом незаметно для всех притрагивается к одному ребёнку. Этот ребёнок изображает мимикой любящий взгляд, а все остальные дети не должны привлекать к себе внимания. Водящий по сигналу воспитателя должен угадать ребёнка с любящим взглядом.
- Игра на внимание «Собираем букет»
В кругу каждый ребёнок придумывает себе название цветка. По очереди называют свой цветок и цветы предыдущих детей. Когда очередь доходит до замыкающего круг ребёнка, получается букет из всех цветов.
- Актуализация знаний.
- Сегодня мы с вами продолжим разговор об общении. Что такое общение?
(Общение – это взаимодействие людей друг с другом, обмен информацией, эмоциями, чувствами).
- Для чего люди общаются?
(Чтобы поделиться знаниями, обменяться информацией, спросить о чём-то).
- Как называют людей, с которыми мы общаемся? (собеседниками)
- Всегда ли общение бывает приятным, интересным?
- Как вы думаете, от кого это зависит? (от нас самих, от собеседника)
3. Расширение и уточнение представлений о правилах и способах общения.
- Про одного человека говорят, что он интересный собеседник, про другого, что он приятен в общении, про третьего, что он умеет слушать.
- Что значит – интересный собеседник?
- Кого из своих сверстников, одноклассников можно назвать интересным человеком?
- Как самому стать интересным собеседником? (читать книги, газеты, журналы, смотреть познавательные телепрограммы и, конечно, хорошо учиться в школе).
- Проведём небольшую интеллектуальную разминку, которая покажет насколько вы эрудированные, знающие, а, значит, интересные собеседники.
- Интеллектуальная разминка.
- Зайчик, который может появиться в ясный, солнечный день? (солнечный)
- Он поймал золотую рыбку (старик)
- Как называется сильная буря на море? (шторм)
- Профессия человека, прислуживающего за столом (официант).
- Как называется праздник проводов русской зимы? (масленица)
- Это кушанье следует есть ложкой, аккуратно и не хлюпая (суп).
- Его выбивают в кассе, когда расплачиваются за товар (чек).
- Кто делает мебель? (столяр)
- Полосатая африканская лошадь (зебра).
- Шофёр – это человек, который …… (водит транспорт).
- Что такое ложка? (столовый прибор)
- Какие виды общественного транспорта вы знаете?
- Сколько месяцев в году?
- Что говорят, когда подходят к телефону? (алло)
- Кто такой строитель? (человек, который строит здания)
- Кто лечит животных? (ветеринар)
- Как можно узнать возраст деревьев? (по количеству колец на срезе)
- Упражнение «Качества человека»
- Перед вами качества человека, приятного в общении.
Тактичность –
Уважение –
Оптимистичность –
Умение хорошо и красиво говорить –
Опрятная внешность –
Умение слушать –
- Назовите, пожалуйста, противоположные качества. (Грубость, неуважение, пессимистичность, уныние, бедный словарный запас, использование слов-паразитов, невнимательность, рассеяность).
- Да, вы сказали правильно, эти качества мешают человеку общаться. Такой собеседник неприятен в общении.
- Важнейшим качеством в общении с людьми является вежливость.
-Что значит, быть вежливым?
- В чём проявляется вежливость? (в приветливости, учтивости, улыбке, похвале, комплиментах).
- Вежливость – это уважение к собеседнику, учтивость, т.е., все те качества, о которых мы говорили.- А сейчас мы поупражняемся в вежливом обращении друг с другом.
- Игра «Я вежливый»
- На карточках задания, которое вы будете выполнять в парах. Ваша задача, быть вежливыми с собеседником в предложенных ситуациях (обговариваю ситуацию с каждой парой).
1. приветствие: взрослый – ребёнок и др.
2. извинение: столкновение друг с другом и др.
3. просьба: одолжить учебник, велосипед и т.д.
4. отказ: тебя позвал с собой друг, а ты не хочешь идти с ним.
5. прощание: уезжаешь на каникулы, из гостей и т.п.
Аргументированная похвала и оценка воспитателя после проигрывания каждой ситуации.
- Ещё одним важнейшим качеством человека в общении является умение слушать, понимать и принимать собеседника. - В чём же заключается умение слушать? (не перебивать, смотреть в глаза, не зевать).
Проверьте себя на наличие этого качества.
- Упражнение-тест «Умение слушать»
- Ждёте ли вы нетерпеливо, когда другой закончит говорить и даст возможность
- высказаться вам?
- Спешите ли вы принять решение до того, как поймёте, о чём разговор?
- Слышите ли вы только то, что вам нравится?
- Мешают ли вам слушать собственные эмоции?
- Отвлекаетесь ли вы, когда говорит собеседник?
- Настраиваетесь ли вы заранее отрицательно к своему партнёру, когда слушаете?
- Перестаёте ли вы слушать, когда проявляются трудности в общении: невнятная речь, громкая музыка, посторонние шумы?
- Бывает ли так, что вы только притворяетесь слушающим?
- Перебиваете ли вы собеседника?
- Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре: смотрите в угол или по сторонам, когда слушаете другого?
- Возникает ли у вас сильное желание прервать собеседника и самому продолжить говорить за него?
Посчитайте количество ответов «нет». (10-11 баллов – вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника, поэтому многие любят общаться с вами; 8-10 баллов – как правило вы проявляете умение слушать партнёра, даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь слушать собеседника до конца. Если он вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним; менее 8 баллов – к сожалению, вы ещё не научились слушать своих партнёров по общению. Вы перебиваете их, не даёте высказаться до конца. Если вам не нравиться то, что человек говорит, перестаёте слушать его.
Вывод: Значит, чтобы быть интересным собеседником, самому лучше понимать людей, с которыми ты общаешься, нужно многое уметь, знать.
- С помощью чего мы общаемся? (разговорная речь, телефон, письмо, компьютеры, факс)
- А если вы не используете слова, с помощью чего вы общаетесь? (жесты, мимика)
- Что такое жесты? (жесты – движения рукой или телодвижения, что-то обозначающие или сопровождающие речь)
- Ситуация. Я ехал в автобусе на задней площадке. Вдруг увидел на передней площадке своего приятеля. Обрадовался, не сдержался, закричал: «Алёшка, привет!» Но на меня так посмотрели пассажиры, что я даже испугался, обиделся и замолчал. Что я такого плохого сделал?
- Как мог поприветствовать друга Максим, чтобы всем пассажирам в автобусе было комфортно? (жестом, мимикой: помахать рукой, кивнуть головой, улыбнуться)
- Почему человек делает различные жесты? (когда речь неуместна; чтобы речь была эмоциональной, выразительной, чувственной).
- Выразительный жест может украсить нашу речь при декламации стихотворения, рассказывании историй. Этому мы с вами будем учиться на следующих занятиях нашей школы общения.
- Можно ли понять, что хочет сказать человек, если он использует только жесты?
Демонстрация жестов воспитателем.
- Что они обозначают?
- А теперь я предлагаю вам посмотреть сцену киножурнала «Ералаш» и сказать, можно ли по жестам и мимике определить воспитанность и культуру человека?
- Просмотр к/ж «Ералаш»
- Что вы можете сказать об увиденном?
Вывод: Воспитанность и красота человека ясно проявляется в его движениях. Они должны быть сдержанными, естественными, никакого ломания и кривляния.
- Существуют жесты, без которых человеку нельзя обойтись. Вспомните, людям, каких профессий необходимы жесты? (полицейский, военный, спецназ, артисты)
- Игра «Угадай»
Задание: Определи профессию по жестам.
- Есть категория людей, для которых язык жестов является единственным средством общения. Кто это? (глухонемые)
- В древние времена существовал словарь жестов. Жесты являлись частью обряда или традицией. Существуют много жестов, которые люди используют при встрече. Так на Руси, при встрече люди кланялись в пояс и правой рукой как бы открывали своё сердце. А китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе. Лапландцы трутся носами. Молодой американец, приветствуя приятеля, хлопает его по спине. Французы целуют друг друга в щеку, а латиноамериканцы обнимаются.
Предложить ребятам попробовать понравившийся им способ общения.
- Заключительная часть.
- Упражнение «Продолжи предложение»
- Собеседник – это человек… (с которым мы общаемся).
- Чтобы стать интересным собеседником надо ….. (много уметь и знать).
- Качества человека приятного в общении: … Мы общаемся с помощью ….. (слов, письма, жестов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательское занятие для детей подростков школы 8 вида "Кто нас кормит" (профориентация)
Тема воспитательского занятия: «Кто нас кормит» Воспитатель: Яценко Л.Н.Цель: расширять представления о профессии «повар»; познакомить с историей возникновения профессии; показать со...
Конспект воспитательского занятия "Этикет" для старших подростков
Занятие построено на усвоение воспитанниками необходимости соблюдения этикетных норм в обществе, на умение обсуждать свою точку зрения о правилах поведения в различных ситуациях. Знакомятся с ос...
Конспект воспитательского занятия по гражданско-патриотическому воспитанию "Путешествие по стране юного гражданина" для старших подростков специальной (коррекционной) школы-интерната
Цель данного занятии является формирование активных социальных и гражданских позиций; воспитание инициативной и ответственной личности. Ставятся задачи: формирование представлений о правах...
Конспект воспитательского занятия "Эмоции" для старших подростков
Цель: Расширять представления детей о связи эмоционального и физического здоровья. Коррекция эмоционально-волевой сферы через игру. Формирование понимания важности сохранять здоровье. Формирование доб...
Конспект воспитательского занятия "Выразительные жесты" для старших подростков
На данном занятии обсуждается важная тема для подростков - жесты и их применение. Начинается занятие с просмотра эпизода из фильма «Бриллиантовая рука», где выясняют, нужно ли человеку зна...
Конспект воспитательского занятия "Моделирование ситуации "Деловое общение по телефону с работодателем" для старших подростков
Целью данного занятия является отработка модели коммуникативного поведения при телефонном разговоре с работодателем при поиске работы. Подростки знакомятся с новыми словами: работодатель, соискатель. ...
Конспект воспитательского занятия "Моделирование ситуации "Собеседование с работодателем" для старших подростков
Это занятие является продолжением, а значит, закреплением предыдущего занятия "Моделирование ситуации "Деловое общение с работодателем". Продолжается отработка модели коммуникатив...