Конспект воспитательского занятия "Я - собеседник" для старших подростков
план-конспект занятия (6, 7, 8 класс)

Атаджанова Александра Михайловна

Цель данного занятия: Уточнить и расширить представления детей о правилах, способах общения. Упражнять в навыках вежливого общения в различных ситуациях. Развивать способность к взаимодействию через работу в парах. Коррекция и развитие коммуникативных способностей.                                                                                                            На занятии подростки знакомятся с новой информацией о способах общения в разных странах. При подаче нового материала используются  разные методы и приёмы: это интеллектуальная разминка в форме вопросов и ответов, упражнение «Качества человека», где ребята обсуждают и уточняют важнейшие качества в общении с людьми, дидактическая игра «Я вежливый»  (работа по карточкам), обыгрывание ситуации (использование жестов при общении с разными людьми).  В упражнении-тесте "Умение слушать" дети проверяют себя на наличие  качеств, необходимых для общения с собеседником. В игре "Угадай" - определяют професссию по жестам и выясняют, что существуют жесты, без которых человеку нельзя обойтись. После просмотра сцены из киножурнала «Ералаш» дети отвечают на вопрос: можно ли по жестам и мимике определить воспитанность и культуру человека? При подведении итога занятия дети делают вывод: чтобы быть интересным собеседником, самому лучше понимать людей, с которыми ты общаешься, нужно многое уметь, знать. В заключительной части занятия - выполняют упражнение "Закончи предложение", тем самым закрепляют знания, полученные на занятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Уточнить и расширить представления детей о правилах, способах общения.

Упражнять в навыках вежливого общения в различных ситуациях.

Развивать способность к взаимодействию через работу в парах.

  1. Организационный момент.
  • Коммуникативная игра «Любящий взгляд»

Дети образуют круг. Выбирается водящий, который выходит из круга и отворачивается. Воспитатель за кругом  незаметно для всех притрагивается к одному ребёнку. Этот ребёнок изображает мимикой любящий взгляд, а все остальные дети не должны привлекать к себе внимания. Водящий по сигналу воспитателя должен угадать ребёнка с любящим взглядом.

  • Игра на внимание «Собираем букет»

В кругу каждый ребёнок придумывает себе название цветка. По очереди называют свой цветок и цветы предыдущих детей. Когда очередь доходит до замыкающего круг ребёнка, получается букет из всех цветов.

  1. Актуализация знаний.

- Сегодня мы с вами продолжим разговор об общении. Что такое общение?

(Общение – это взаимодействие людей друг с другом, обмен информацией, эмоциями, чувствами).

- Для чего люди общаются?

(Чтобы поделиться знаниями, обменяться информацией, спросить о чём-то).

- Как называют людей, с которыми мы общаемся? (собеседниками)

- Всегда ли общение бывает приятным, интересным?

- Как вы думаете, от кого это зависит? (от нас самих, от собеседника)

3. Расширение и уточнение представлений о правилах и способах общения.

- Про одного человека говорят, что он интересный собеседник, про другого, что он приятен в общении, про третьего, что он умеет слушать.

- Что значит – интересный собеседник?

- Кого из своих сверстников, одноклассников можно назвать интересным человеком?

- Как самому стать интересным собеседником? (читать книги, газеты, журналы, смотреть познавательные телепрограммы и, конечно, хорошо учиться в школе).

- Проведём небольшую интеллектуальную разминку, которая покажет насколько вы эрудированные, знающие, а, значит, интересные собеседники.

  • Интеллектуальная разминка.
  1. Зайчик, который может появиться в ясный, солнечный день? (солнечный)
  2. Он поймал золотую рыбку (старик)
  3. Как называется сильная буря на море? (шторм)
  4. Профессия человека, прислуживающего за столом (официант).
  5. Как называется праздник проводов русской зимы? (масленица)
  6. Это кушанье следует есть ложкой, аккуратно и не хлюпая (суп).
  7. Его выбивают в кассе, когда расплачиваются за товар (чек).
  8. Кто делает мебель? (столяр)
  9. Полосатая африканская лошадь (зебра).
  10. Шофёр – это человек, который …… (водит транспорт).
  11. Что такое ложка? (столовый прибор)
  12. Какие виды общественного транспорта вы знаете?
  13. Сколько месяцев в году?
  14. Что говорят, когда подходят к телефону? (алло)
  15. Кто такой строитель? (человек, который строит здания)
  16. Кто лечит животных? (ветеринар)
  17. Как можно узнать возраст деревьев? (по количеству колец на срезе)
  • Упражнение «Качества человека»

- Перед вами качества человека, приятного в общении.

Тактичность –

Уважение –

Оптимистичность –

Умение хорошо и красиво говорить –

Опрятная внешность –

Умение слушать –

- Назовите, пожалуйста, противоположные качества.                                                                                    (Грубость, неуважение, пессимистичность, уныние, бедный словарный запас, использование слов-паразитов, невнимательность, рассеяность).

- Да, вы сказали правильно, эти качества мешают человеку общаться. Такой собеседник неприятен в общении.

- Важнейшим качеством в общении с людьми является вежливость.

-Что значит, быть вежливым?

- В чём проявляется вежливость? (в приветливости, учтивости, улыбке, похвале, комплиментах).

- Вежливость – это уважение к собеседнику, учтивость, т.е., все те качества, о которых мы говорили.- А сейчас мы поупражняемся в вежливом обращении друг с другом.

  • Игра «Я вежливый»

- На карточках задания, которое вы будете выполнять в парах. Ваша задача, быть вежливыми с собеседником в предложенных ситуациях (обговариваю ситуацию с каждой парой).

1. приветствие: взрослый – ребёнок и др.

2. извинение: столкновение друг с другом и др.

3. просьба: одолжить учебник, велосипед и т.д.

4. отказ: тебя позвал с собой друг, а ты не хочешь идти с ним.

5. прощание: уезжаешь на каникулы, из гостей и т.п.

Аргументированная похвала и оценка воспитателя после проигрывания каждой ситуации.

- Ещё одним важнейшим качеством человека в общении является умение слушать, понимать и принимать собеседника.                                                                                                                                                                        - В чём же заключается умение слушать? (не перебивать, смотреть в глаза, не зевать).

Проверьте себя на наличие этого качества.

  • Упражнение-тест «Умение слушать»
  1. Ждёте ли вы нетерпеливо, когда другой закончит говорить и даст возможность
  2. высказаться вам?
  3. Спешите ли вы принять решение до того, как поймёте, о чём разговор?
  4. Слышите ли вы только то, что вам нравится?
  5. Мешают ли вам слушать собственные эмоции?
  6. Отвлекаетесь ли вы, когда говорит собеседник?
  7. Настраиваетесь ли вы заранее отрицательно к своему партнёру, когда слушаете?
  8. Перестаёте ли вы слушать, когда проявляются трудности в общении: невнятная речь, громкая музыка, посторонние шумы?
  9. Бывает ли так, что вы только притворяетесь слушающим?
  10. Перебиваете ли вы собеседника?
  11. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре: смотрите в угол или по сторонам, когда слушаете другого?
  12. Возникает ли у вас сильное желание прервать собеседника и самому продолжить говорить за него?

Посчитайте количество ответов «нет». (10-11 баллов – вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника, поэтому многие любят общаться с вами; 8-10 баллов – как правило  вы проявляете умение слушать партнёра, даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь слушать собеседника до конца. Если он вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним; менее 8 баллов – к сожалению, вы ещё не научились слушать своих партнёров по общению. Вы перебиваете их, не даёте высказаться до конца. Если вам не нравиться то, что человек говорит, перестаёте слушать его.

Вывод: Значит, чтобы быть интересным собеседником, самому лучше понимать людей, с которыми ты общаешься, нужно многое уметь, знать.

- С помощью чего мы общаемся? (разговорная речь, телефон, письмо, компьютеры, факс)

- А если вы не используете слова, с помощью чего вы общаетесь? (жесты, мимика)

- Что такое жесты? (жесты – движения рукой  или телодвижения, что-то обозначающие или сопровождающие речь)

  • Ситуация. Я ехал в автобусе на задней площадке. Вдруг увидел на передней площадке своего приятеля. Обрадовался, не сдержался, закричал: «Алёшка, привет!» Но на меня так посмотрели пассажиры, что я даже испугался, обиделся и замолчал. Что я такого плохого сделал?

- Как мог поприветствовать друга Максим, чтобы всем пассажирам в автобусе было комфортно? (жестом, мимикой: помахать рукой, кивнуть головой, улыбнуться)

- Почему человек делает различные жесты? (когда речь неуместна; чтобы речь была эмоциональной, выразительной, чувственной).

- Выразительный жест может украсить нашу речь при декламации стихотворения, рассказывании историй. Этому мы с вами будем учиться на следующих занятиях нашей школы общения.

- Можно ли понять, что хочет сказать человек, если он использует только жесты?

Демонстрация жестов воспитателем. 

- Что они обозначают?

- А теперь я предлагаю вам посмотреть сцену киножурнала «Ералаш» и сказать, можно ли по жестам и мимике определить воспитанность и культуру человека?

  • Просмотр к/ж «Ералаш»

- Что вы можете сказать об увиденном?

Вывод: Воспитанность и красота человека ясно проявляется в его движениях. Они должны быть сдержанными, естественными, никакого ломания и кривляния.

- Существуют жесты, без которых человеку нельзя обойтись. Вспомните, людям, каких профессий необходимы жесты? (полицейский, военный, спецназ, артисты)

  • Игра «Угадай»

Задание: Определи профессию по жестам.

- Есть категория людей, для которых язык жестов является единственным средством общения. Кто это? (глухонемые)

- В древние времена существовал словарь жестов. Жесты являлись частью обряда или традицией. Существуют много жестов, которые люди используют при встрече. Так на Руси, при встрече люди кланялись в пояс и правой рукой как бы открывали своё сердце. А китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе. Лапландцы трутся носами. Молодой американец, приветствуя приятеля, хлопает его по спине. Французы целуют друг друга в щеку, а латиноамериканцы обнимаются.

Предложить ребятам попробовать понравившийся им способ общения.

  1. Заключительная часть.
  • Упражнение «Продолжи предложение»
  • Собеседник – это человек… (с которым мы общаемся).
  • Чтобы стать интересным собеседником надо ….. (много уметь и знать).
  • Качества человека приятного в общении: …                                                                                                        Мы общаемся с помощью ….. (слов, письма, жестов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательское занятие для детей подростков школы 8 вида "Кто нас кормит" (профориентация)

Тема воспитательского занятия: «Кто нас кормит» Воспитатель: Яценко Л.Н.Цель:  расширять  представления о профессии «повар»; познакомить с историей возникновения профессии;  показать со...

Конспект воспитательского занятия "Этикет" для старших подростков

Занятие построено на усвоение воспитанниками необходимости соблюдения этикетных норм в обществе, на умение обсуждать свою точку зрения о правилах поведения в различных ситуациях. Знакомятся с ос...

Конспект воспитательского занятия по гражданско-патриотическому воспитанию "Путешествие по стране юного гражданина" для старших подростков специальной (коррекционной) школы-интерната

Цель  данного занятии является формирование активных социальных и гражданских позиций; воспитание инициативной и ответственной личности.  Ставятся задачи: формирование представлений о правах...

Конспект воспитательского занятия "Эмоции" для старших подростков

Цель: Расширять представления детей о связи эмоционального и физического здоровья. Коррекция эмоционально-волевой сферы через игру. Формирование понимания важности сохранять здоровье. Формирование доб...

Конспект воспитательского занятия "Выразительные жесты" для старших подростков

На данном занятии обсуждается важная тема для подростков - жесты и их применение. Начинается занятие с просмотра эпизода из фильма «Бриллиантовая рука», где выясняют, нужно ли человеку зна...

Конспект воспитательского занятия "Моделирование ситуации "Деловое общение по телефону с работодателем" для старших подростков

Целью данного занятия является отработка модели коммуникативного поведения при телефонном разговоре с работодателем при поиске работы. Подростки знакомятся с новыми словами: работодатель, соискатель. ...

Конспект воспитательского занятия "Моделирование ситуации "Собеседование с работодателем" для старших подростков

Это занятие является продолжением, а значит, закреплением предыдущего занятия  "Моделирование ситуации "Деловое общение с работодателем". Продолжается отработка модели коммуникатив...