Конспект воспитательского занятия по гражданско-патриотическому воспитанию "Путешествие по стране юного гражданина" для старших подростков специальной (коррекционной) школы-интерната
план-конспект занятия (8 класс)
Цель данного занятии является формирование активных социальных и гражданских позиций; воспитание инициативной и ответственной личности. Ставятся задачи: формирование представлений о правах и обязанностях гражданина, символах государства (гербе, гимне, флаге, их определении, изображении, значении). В ходе занятия идёт коррекция и развитие уважительного отношения к государственным символам, корректируеся речь, логического мышление, памяти, воображение, познавательные интересы. Занятие построено в форме путешествия. Дети заранее подготовили краткое описание гербов: России, своего города, в котором они проживают г Саянска и областного центра г. Иркутска. Дети повторяют государственный гимн и попадают в город "Прав и обязанностей", где уточняют, что такое права и обязанности гражданина. Разбирают и анализируют предложенные им ситуации, после чего выводятся простые правила взаимообщения. На правовой музыкальной паузе дети, прослушав куплеты из песен, объясняют, о каких правах идёт речь. Моделирование ситуации помогает детям ещё раз наглядно увидеть и сделать для себя вывод, что к людям нужно относиться так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Путешествие по стране юного гражданина" | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект воспитательского занятия по гражданско-патриотическому воспитанию «Путешествие в страну юного гражданина» для старших подростков
Воспитатель: Атаджанова А.М.
Цель: формирование активной социальной и гражданской позиции; воспитание инициативной и ответственной личности. Задачи: формирование представления о правах и обязанностях гражданина, символах государства (гербе, флаге, гимне, их определении, изображении, значении); коррекция и развитие уважительного отношения к государственным символам; коррекция и развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, познавательных интересов. 1. Орг. ч. - Сегодня нам предстоит путешествие по стране юного гражданина. Чтобы попасть в эту страну, нам нужно ответить на следующие вопросы.
- Разминка
- Когда отмечают День России?
- Кто охраняет границы нашего государства?
- На каком материке расположена Россия?
- Как называется главный закон государства?
2. Осн. ч.
- Перед нами первый город страны Геральдика.
- Что такое геральдика?
Геральдика - раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю (по сл . Ожегова)
Все страны мира, государства, которые есть на планете Земля, имеют свои символы. - Постарайтесь вспомнить всё, что относится к государственным символам России.
(гос. герб, гос. флаг, гос. гимн)
- Что такое государственный герб
Государственный герб — это опознавательный знак государства, он обозначает свою страну, отличает её от других стран
- Можно ли сказать то же самое и про другие государственные символы – флаг и гимн?
- Да, и герб, и флаг, и гимн - это опознавательные знаки государства, его официальные символы.
- Д/и «Собери пазлы»
Работа в группах.
Задание: собрать из пазлов один из символов нашей страны, нашей области и нашего города - герб.
- Рассказы детей о гербах
Герб России
Государственный герб Российской Федерации представляет собойгеральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь конём дракона.
Скипетр и держава в лапах орла – это символы верховной государственной власти.
Всадник, поражающий дракона (змия), – это не что иное, как образ Георгия Победоносца, символ светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет воина-защитника Родины.
Герб Иркутска
Современный герб города Иркутска представляет собой серебряный геральдический щит, на котором изображён чёрный бабр с червлёными глазами, держащий в пасти червлёного соболя. Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля «бабр — сибирский зверь, равняющийся по лютости и силе льву; «Бабр находится по Иркутской области из всех в Сибири зверей реже и превосходит своей крепостию и храбростию. Ростом бабр не превосходит большого волка. Все звери ужасаются и не переходят след его;
Герб г. Саянска
В центральной части герба изображение мифологического существа - грифона, крылатого животного с туловищем льва и головой орла. Образ грифона - образ сильного, смелого, зоркого и бдительного хранителя природных богатств нашего края. Согласно мифам эти существа водились в Сибири и охраняли богатые золотом и серебром кладовые. В геральдике грифон — символ силы, надежности, мужества. Белый цвет существа говорит о том, что главное богатство края — поваренная соль. Золотые шишки — знак тайги.
- Музыкальный город.
- Как называется хвалебная песня о стране, исполняемая в торжественных случаях?
- Что такое государственный гимн
Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак государства.
- Какую функцию исполняет гос. гимн?
Государственный гимн исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный флаг — он обозначает свою страну, отличает её от других стран.
- Назовите торжественные случаи, когда звучит гимн? (лучшим людям вручают награды, воины принимают присягу, дают клятву на верность Родине)
- Как надо себя вести, когда звучит гимн?
Слушать стоя. Нельзя отвлекаться и разговаривать – и это важный момент при прослушивании гимна.
- Вспомните. В какой торжественный момент необходимо вести себя подобным образом? (минута молчания)
- Кому можно сидеть в то время, когда звучит гимн?
(инвалидам, женщинам, которые ждут ребенка)
- Назовите автора слов российского гимна (С.В. Михалков)
- Какими словами автор гимна прославляет нашу Родину? (могучая, священная, великая, свободная)
• Прочтение слов из текста гимна детьми.
- Какие чувства испытали при прослушивании гимна? (предварительное прослушивание)
3. Город прав и обязанностей.
- Как называют жителей страны? (граждане)
- Гражданами, какой страны являетесь вы?
- Чем вы докажите, что вы являетесь гражданами России?
- Как называют граждан России? (россияне)
- Так как мы с вами прибыли в город прав и обязанностей, поговорим о правах и обязанностях.
- Что такое право?
«Право» от слова правильно, по справедливости. Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила.
- Что такое обязанность?
Обязанность – определённый круг действий, возложенных на к-н и безусловных для выполнения.
- Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот обязанность, наоборот, это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит различие. Своими правами мы пользуемся по желанию, то, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись, а обязанности мы обязаны выполнять
- А теперь я вам предлагаю выполнить задание, которое покажет, насколько хорошо вызнаете свои права и обязанности
- Работа по карточкам в группах.
На столах лежат жёлтые и зелёные карточки, на которых написаны права(зеленые) и обязанности(желтые).
Задание: подберите обязанности к правам.
Соблюдать пожарную безопасность. Не залезать на крыши. Заниматься физической культурой. Не употреблять психотропные вещества. Одеваться по погоде. Называть друг друга по имени. Уважать учителя. Выполнять домашнее задание. Читатьгазеты и книги. Просматривать познавательные телепередачи. Не обзывать друг друга. Не придумывать клички и прозвища. Посещать кружки и секции. Получать бесплатную медицинскую помощь. Не употреблять непристойные выражения и жесты. Аккуратно относиться к своему и чужому имуществу.
Право на жизнь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
Право на имя
Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание
Право на получение информации
- Анализ предложенных ситуаций
- У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека.- А всегда ли мы это делаем? Из предложенных ситуаций дать оценку поведению героев. - Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Детям предлагаются карточки с ситуациями
Ситуация 1.
Мама: Немедленно сделай музыку тише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
- Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Ситуация 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
- Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.
Ситуация 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
- Разъясните Иванову его права и обязанности.
Ситуация 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
- Правильно ли рассуждает Петров?
Ситуация 5
Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку. - Какие обязанности и права были нарушены
Ситуация 6
Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли. - Какие обязанности они нарушили?
Ситуация 7
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. - Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
- Давайте выведем простые правила взаимообщения:
- Нужно знать свои права.
- Нужно уважать права других людей.
- Нельзя забывать об обязанностях.
- Правовая музыкальная пауза.
Задание: внимательно слушайте песню, после окончания музыки приклейте стикер к тому праву, на которые указала песенка.
- «Учат в школе»
- «Антошка»
- «Песенка о лете»
- «Песенка о мамонтенке»
- «Чунга-Чанга»
- «Песенка Бременских музыкантов»
- Моделирование ситуации.
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правахребёнка знакомились!
Бабушка:- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление
поднялось.
Сын:- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.)
- Спасибо, я так наелся.
Мать:- Помой посуду, сынок.
Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка! (садится, смотрит телевизор).
Отец:- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:- Это проявление жестокости, папа.
- О каких правах и обязанностях сообщается в этих знаках?
Право на заботу родителей, право на отдых, право на неприкосновенность. Обязанности- оказание помощи старшим, самообслуживание,
- Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции (ст.32) речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.
- Мы часто с вами говорим о негласном законе, если его соблюдать, то жить станет намного легче, будет меньше конфликтов. - Что это за закон?
Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Итоги сегодняшнего путешествия по стране юного гражданина мы проведем в форме живого микрофона. Это значит, что каждый из вас, к кому я подойду, должен продолжить моё предложение, т.е. я начинаю, а вы заканчиваете, либо ответить на мой вопрос.
- Герб это …
- Чем отличаются права от обязанностей?
- Обязанность это…
- О каком негласном законе мы говорили?
- Кто защищает ваши права?
- После нашего путешествия можно смело сказать, что вы по праву являетесь юными гражданами своей страны.
- Стихотворение в исполнении ребёнка.
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
- У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".
Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит цели, задачи, тип, оборудование, структурные элемент...
Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.
Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...
Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...
Коррекционно-развивающее занятие для младшего школьного возраста специальной (коррекционной) школы-интерната
Занятие составлено для младших классов специальной (коррекционной) школы с целью коррекции и развития психических процессов: памяти, мышления, внимания, наблюдательности, восприятия, воображения. Такж...
Специальная коррекционная школа- интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 5,6 кл, групповые занятия в 5 - 8 кл. текст "ЧТО ТАКОЕ ЛАПЛАНДИЯ".
Интересный учебный материал для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устной речи на индивидуальных и групповых занятиях...
Специальная коррекционная школа - интернат. Коррекционный курс "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" индивидуальные занятия в 6 кл, групповые занятия в 7- 9 кл. текст "КСЕНОБИОТИКИ".
2017 год был объявлен "Годом экологии" в России. Материал для восприятия на слух и на слухозрительной основе обучающимися с нарушением слуха и произносительной стороны устн...