Конспект воспитательского занятия "Этикет" для старших подростков
план-конспект занятия (7 класс)

Атаджанова Александра Михайловна

 Занятие построено на усвоение воспитанниками необходимости соблюдения этикетных норм в обществе, на умение обсуждать свою точку зрения о правилах поведения в различных ситуациях. Знакомятся с основателями этикета в царские времена на Руси, а также узнают многое из этикета Древней Греции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Этикет

 Цель: Продолжить знакомство с этикетом.

            Понять необходимость соблюдения в обществе этикетных норм.

            Коррекция и развитие речи на основе обсуждений точки зрения о правилах поведения в различных ситуациях.  

            Материалы:

  • карточка с вопросительным знаком и словом «этикет» на обратной стороне
  • приложение с иллюстрациями
  • рабочий лист «Этикет в пословицах»
  • карточки с ситуациями

            Ход занятия:

  1. Вводная часть.

– Я хочу начать наше занятие необычно: с разбора ситуаций. (Предлагаю выбрать карточки с ситуациями).

Предлагаемые ситуации:

  • Ты идёшь в гости к человеку малообеспеченному. Желая его обрадовать, ты купил ему дорогой подарок. А он обиделся. Почему?
  • На вечере мальчик, потанцевав с девочкой, поблагодарил её за танец. Правильно? Что должна сказать или сделать девочка?
  • Ты приходишь в гости к имениннику и небрежно суёшь в руки подарок. Буркнув «поздравляю», проходишь к гостям. Обрадует ли это именинника?
  • Юноша дарит девушке на день рождения предметы женского туалета, чем очень смущает её. Почему девушка смущена?
  • Товарищ привёл меня в шахматный кружок и говорит: «Знакомься». Я стал каждому подавать руку и говорить своё имя. А они смеются, как ненормальные. Конечно, им смешно, что я девять раз сказал: «Пётр». А как же тогда знакомиться?
  • Правда ли, что если кто чихнёт, нельзя говорить «будьте здоровы?» А многие говорят… Если нельзя говорить это, то что можно?
  • Ты приглашён в гости. Долго искал подарок и нашёл именно то, что хотелось имениннику. Твой подарок красиво упакован. Ты знаешь, что ему будут рады. Тебе приятно доставить радость другу и одновременно несколько жалко дарить этот подарок, потому что он нравится и тебе. Правильно ли это? Дай анализ ситуации.
  • Если тебе приносят подарок завёрнутый, можно его развернуть и посмотреть? Я читал, что можно, а бабушка говорит – нельзя, ты, мол, свою жадность показываешь. А я не жадность, мне просто интересно. Так что – смотреть или не смотреть?
  • Однажды я выходила из гастронома. Обе руки у меня были заняты сумками. Незнакомый мальчик передо мной открыл дверь и держал её, пока я не прошла. Мне захотелось сказать ему «спасибо», но я не знаю, правильно ли это? Ведь мальчики обязаны пропускать девочек и женщин в дверях.
  • Ты знаком с девушкой одну неделю. Приходишь к ней в гости, преподносишь в подарок духи, не зная её вкусов. Правильно ли ты выбрал подарок?  
  • Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили?                                                                                                                        

Возникают несколько вопросов:

Кому нужны эти хорошие манеры?

Не все ли равно, как есть?

И вообще, кто все это выдумал?

- Задавались ли вы подобными вопросами? Конечно же, да! Сколько раз вы слышите «Ешь культурно!», «Как ты разговариваешь?», «Привыкай к хорошим манерам!». Давайте вместе попробуем разобраться в этой проблеме.

2. Основная часть.

На доске вывешиваются вопросы:

  • Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?
  • Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть «душой компании»?

-Что для этого нужно знать? (На доске появляется знак вопроса).

- Вы правы, называя правила поведения и пр. Все это вместе называется этикетом.

- Кто же все-таки все это выдумал? Этикет - это французское слово, которое переводится так (появляется карточка с определением).

Этикет – это порядок поведения где-либо.

- Но не спешите обвинять во всем французов. Не они придумали этикет. Все произошло давным-давно…

- Я предлагаю совершить короткий экскурс во времени.

Вывешивается плакат «Древняя Греция». Красивое поведение.

Читает ребенок:

-Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей «красивому поведению» и девизом каждого грека провозглашается – жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всем.

Вывешивается плакат с изображением рыцаря и словами «14-17 век. Кодекс рыцарской чести».

Читает ребенок:

-В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – верность, мужество, отвага. Удел дамы – скромность, верность, покорность.

(Высказывания детей о своем понимании поведения людей данной эпохи).

Вывешивается новый плакат с изображением джентльмена и словами «19 век. Джентльмен с хорошими манерами».

Читает ребенок:

-В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами:

Добродетель, мудрость, благовоспитанность, знания.

(Комментарии к перечисленным качествам).

-Последняя наша остановка во времени – недалекое прошлое русского народа.

Вывешивается лист: «Юности честное зерцало». Петр 1.

-Русский царь Петр 1 сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения. На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старорусского языка на современный. Прочитайте правило из этого сборника и дайте современное толкование.

Вывешиваются выдержки из сборника. 

«Юности честное зерцало».

•        … У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить…, но ожидать пока они выговорят…

•        … Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…

•        … Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону, полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…

•        … Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…

•        … Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…

•        … Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотив куска, не говори…

3. Итог.

- Мы вернулись из путешествия. Я надеюсь, что вы узнали много полезного и нового. Везде  и во все времена люди помнили, что они живут среди людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. Я предлагаю вам познакомиться с таким « посланием из прошлого».

Выдаются рабочие листы с заданием «Этикет в пословицах». Дети  расшифровывают информацию, содержащуюся в пословицах, комментируют ее для всех.

Задание 1: Соедините половинки пословиц.

Задание 2: Объясните смысл пословиц.

«Этикет в пословицах»

  1. Чего в другом не любишь, у Карпа свой.
  2. Береги платье снову, того и сам не делай.
  3. У Сидора обычай, а честь смолоду.
  4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  5. Мил тот гость, а думай быть опрятным.
  6. Не думай быть нарядным, что недолго гостит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Конспект воспитательского занятия по гражданско-патриотическому воспитанию "Путешествие по стране юного гражданина" для старших подростков специальной (коррекционной) школы-интерната

Цель  данного занятии является формирование активных социальных и гражданских позиций; воспитание инициативной и ответственной личности.  Ставятся задачи: формирование представлений о правах...

Конспект воспитательского занятия "Эмоции" для старших подростков

Цель: Расширять представления детей о связи эмоционального и физического здоровья. Коррекция эмоционально-волевой сферы через игру. Формирование понимания важности сохранять здоровье. Формирование доб...

Конспект воспитательского занятия "Я - собеседник" для старших подростков

Цель данного занятия: Уточнить и расширить представления детей о правилах, способах общения. Упражнять в навыках вежливого общения в различных ситуациях. Развивать способность к взаимодействию через р...

Конспект воспитательского занятия "Выразительные жесты" для старших подростков

На данном занятии обсуждается важная тема для подростков - жесты и их применение. Начинается занятие с просмотра эпизода из фильма «Бриллиантовая рука», где выясняют, нужно ли человеку зна...

Конспект воспитательского занятия "Моделирование ситуации "Деловое общение по телефону с работодателем" для старших подростков

Целью данного занятия является отработка модели коммуникативного поведения при телефонном разговоре с работодателем при поиске работы. Подростки знакомятся с новыми словами: работодатель, соискатель. ...

Конспект воспитательского занятия "Моделирование ситуации "Собеседование с работодателем" для старших подростков

Это занятие является продолжением, а значит, закреплением предыдущего занятия  "Моделирование ситуации "Деловое общение с работодателем". Продолжается отработка модели коммуникатив...