Конспект воспитательского занятия "Этикет" для старших подростков
план-конспект занятия (7 класс)
Занятие построено на усвоение воспитанниками необходимости соблюдения этикетных норм в обществе, на умение обсуждать свою точку зрения о правилах поведения в различных ситуациях. Знакомятся с основателями этикета в царские времена на Руси, а также узнают многое из этикета Древней Греции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Этикет
Цель: Продолжить знакомство с этикетом.
Понять необходимость соблюдения в обществе этикетных норм.
Коррекция и развитие речи на основе обсуждений точки зрения о правилах поведения в различных ситуациях.
Материалы:
- карточка с вопросительным знаком и словом «этикет» на обратной стороне
- приложение с иллюстрациями
- рабочий лист «Этикет в пословицах»
- карточки с ситуациями
Ход занятия:
- Вводная часть.
– Я хочу начать наше занятие необычно: с разбора ситуаций. (Предлагаю выбрать карточки с ситуациями).
Предлагаемые ситуации:
- Ты идёшь в гости к человеку малообеспеченному. Желая его обрадовать, ты купил ему дорогой подарок. А он обиделся. Почему?
- На вечере мальчик, потанцевав с девочкой, поблагодарил её за танец. Правильно? Что должна сказать или сделать девочка?
- Ты приходишь в гости к имениннику и небрежно суёшь в руки подарок. Буркнув «поздравляю», проходишь к гостям. Обрадует ли это именинника?
- Юноша дарит девушке на день рождения предметы женского туалета, чем очень смущает её. Почему девушка смущена?
- Товарищ привёл меня в шахматный кружок и говорит: «Знакомься». Я стал каждому подавать руку и говорить своё имя. А они смеются, как ненормальные. Конечно, им смешно, что я девять раз сказал: «Пётр». А как же тогда знакомиться?
- Правда ли, что если кто чихнёт, нельзя говорить «будьте здоровы?» А многие говорят… Если нельзя говорить это, то что можно?
- Ты приглашён в гости. Долго искал подарок и нашёл именно то, что хотелось имениннику. Твой подарок красиво упакован. Ты знаешь, что ему будут рады. Тебе приятно доставить радость другу и одновременно несколько жалко дарить этот подарок, потому что он нравится и тебе. Правильно ли это? Дай анализ ситуации.
- Если тебе приносят подарок завёрнутый, можно его развернуть и посмотреть? Я читал, что можно, а бабушка говорит – нельзя, ты, мол, свою жадность показываешь. А я не жадность, мне просто интересно. Так что – смотреть или не смотреть?
- Однажды я выходила из гастронома. Обе руки у меня были заняты сумками. Незнакомый мальчик передо мной открыл дверь и держал её, пока я не прошла. Мне захотелось сказать ему «спасибо», но я не знаю, правильно ли это? Ведь мальчики обязаны пропускать девочек и женщин в дверях.
- Ты знаком с девушкой одну неделю. Приходишь к ней в гости, преподносишь в подарок духи, не зная её вкусов. Правильно ли ты выбрал подарок?
- Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили?
Возникают несколько вопросов:
Кому нужны эти хорошие манеры?
Не все ли равно, как есть?
И вообще, кто все это выдумал?
- Задавались ли вы подобными вопросами? Конечно же, да! Сколько раз вы слышите «Ешь культурно!», «Как ты разговариваешь?», «Привыкай к хорошим манерам!». Давайте вместе попробуем разобраться в этой проблеме.
2. Основная часть.
На доске вывешиваются вопросы:
- Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?
- Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть «душой компании»?
-Что для этого нужно знать? (На доске появляется знак вопроса).
- Вы правы, называя правила поведения и пр. Все это вместе называется этикетом.
- Кто же все-таки все это выдумал? Этикет - это французское слово, которое переводится так (появляется карточка с определением).
Этикет – это порядок поведения где-либо.
- Но не спешите обвинять во всем французов. Не они придумали этикет. Все произошло давным-давно…
- Я предлагаю совершить короткий экскурс во времени.
Вывешивается плакат «Древняя Греция». Красивое поведение.
Читает ребенок:
-Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей «красивому поведению» и девизом каждого грека провозглашается – жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всем.
Вывешивается плакат с изображением рыцаря и словами «14-17 век. Кодекс рыцарской чести».
Читает ребенок:
-В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – верность, мужество, отвага. Удел дамы – скромность, верность, покорность.
(Высказывания детей о своем понимании поведения людей данной эпохи).
Вывешивается новый плакат с изображением джентльмена и словами «19 век. Джентльмен с хорошими манерами».
Читает ребенок:
-В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами:
Добродетель, мудрость, благовоспитанность, знания.
(Комментарии к перечисленным качествам).
-Последняя наша остановка во времени – недалекое прошлое русского народа.
Вывешивается лист: «Юности честное зерцало». Петр 1.
-Русский царь Петр 1 сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения. На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старорусского языка на современный. Прочитайте правило из этого сборника и дайте современное толкование.
Вывешиваются выдержки из сборника.
«Юности честное зерцало».
• … У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить…, но ожидать пока они выговорят…
• … Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…
• … Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону, полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…
• … Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…
• … Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…
• … Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотив куска, не говори…
3. Итог.
- Мы вернулись из путешествия. Я надеюсь, что вы узнали много полезного и нового. Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. Я предлагаю вам познакомиться с таким « посланием из прошлого».
Выдаются рабочие листы с заданием «Этикет в пословицах». Дети расшифровывают информацию, содержащуюся в пословицах, комментируют ее для всех.
Задание 1: Соедините половинки пословиц.
Задание 2: Объясните смысл пословиц.
«Этикет в пословицах»
- Чего в другом не любишь, у Карпа свой.
- Береги платье снову, того и сам не делай.
- У Сидора обычай, а честь смолоду.
- В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
- Мил тот гость, а думай быть опрятным.
- Не думай быть нарядным, что недолго гостит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.
цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....
Конспект воспитательского занятия по гражданско-патриотическому воспитанию "Путешествие по стране юного гражданина" для старших подростков специальной (коррекционной) школы-интерната
Цель данного занятии является формирование активных социальных и гражданских позиций; воспитание инициативной и ответственной личности. Ставятся задачи: формирование представлений о правах...
Конспект воспитательского занятия "Эмоции" для старших подростков
Цель: Расширять представления детей о связи эмоционального и физического здоровья. Коррекция эмоционально-волевой сферы через игру. Формирование понимания важности сохранять здоровье. Формирование доб...
Конспект воспитательского занятия "Я - собеседник" для старших подростков
Цель данного занятия: Уточнить и расширить представления детей о правилах, способах общения. Упражнять в навыках вежливого общения в различных ситуациях. Развивать способность к взаимодействию через р...
Конспект воспитательского занятия "Выразительные жесты" для старших подростков
На данном занятии обсуждается важная тема для подростков - жесты и их применение. Начинается занятие с просмотра эпизода из фильма «Бриллиантовая рука», где выясняют, нужно ли человеку зна...
Конспект воспитательского занятия "Моделирование ситуации "Деловое общение по телефону с работодателем" для старших подростков
Целью данного занятия является отработка модели коммуникативного поведения при телефонном разговоре с работодателем при поиске работы. Подростки знакомятся с новыми словами: работодатель, соискатель. ...
Конспект воспитательского занятия "Моделирование ситуации "Собеседование с работодателем" для старших подростков
Это занятие является продолжением, а значит, закреплением предыдущего занятия "Моделирование ситуации "Деловое общение с работодателем". Продолжается отработка модели коммуникатив...