Опорный конспект индивидуального логопедического занятия по обучению грамоте.
план-конспект
Предварительный просмотр:
Опорный конспект индивидуального логопедического занятия по обучению грамоте.
- Тема: Знакомство со звуками X — Хь. Буква Х.
- Цель: научить ребёнка характеризовать звуки X и Хь по акустическим и артикуляционным признакам.
- Задачи:
Коррекционно-развивающие: упражнять ребёнка в определении места звуков в словах; упражнять в анализе предложений; развивать фонематические процессы.
Педагогические задачи: работа над связной речью, развитие чувства языка, памяти мышления, воспитание у ребёнка умения вслушиваться в свою речь и речь окружающих.
Оборудование: зеркало, картинки для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки X, Хь; буква X, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения, дудочки, бумага, карандаши.
Использованная литература: Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)»; Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения М.,1989.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность логопеда | Предполагаемая деятельность ребёнка | Оборудование |
1.Организационный момент.
| Логопед (выкладывает на доску картинки): Посмотри внимательно! Девочка пытается согреть пальчики на руках и при этом поизносит: «Х-х-х». А хоккеист скользит по льду, а его коньки издают звук: хь-хь-хь. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками X и Хь и научимся их различать. | Слушает. | |
2. развитие артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса. | Улыбнуться, удержать улыбку под счет до пяти. Чистим нижние зубы. Попеременное надувание щек. Игра «Дудочка». Ребёнок дует в свою дудочку, меняя тональность: тихо -громко-тихо. Затем дудочку кладёт на стол и на выдохе протяжно произносит: А – о – у – ы. У Ы . | Ребёнок делает гимнастику, дует в дудочку. | Дудочка. |
3.Акустико - артикуляционный образ звуков. | Ребёнок поочередно произносит звуки X и Хь, а затем характеризует их. Звуки X и Хь — согласные (преграду для воздуха создает корень языка). Звук X — твердый, обозначаем фишкой синего цвета, а звук Хь — мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета. Оба звука глухие, так как голосовые связки не вибрируют (горлышко молчит). | Выполняет задание логопеда. | Фишки синего и зелёного цвета. |
4. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, топай, не зевай». | Логопед произносит ряд слогов, в котором присутствуют слоги со звуками X и Хь. На слоги со звуком X ребёнок хлопает, а со звуком Хь - топает. | Выполняет задание логопеда. | |
5.Физкультминктка. | Пекарь, пекарь, Из муки испеки нам колобки, Да сушки — Ванюшке, Да баранки — Танюшке, Да бублики — Гришке, Да крендель — Маришке. | Хлопает в ладоши. Печёт колобки. Соединяет большой и указательный палец. Соединяет большой и средний . Соединяет большой и безымянный . Соединяет большой и мизинец. | |
6. Закрепление звука в слогах, словах. | Звуковой анализ слогов ХА, ХИ. Логопед выкладывает схемы слогов на доске, а ребёнок говорит, какая из схем к какому слогу подходит. Звуковой анализ слов хек и мох с выкладыванием графической схемы и указанием заданных звуков на схеме. При этом особое внимание логопед уделяет показу на схеме звуков X и Хь. | Ребёнок показывает и говорит о местоположений звуков в слове. | Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения. |
7. Закрепление звука в тексте. | Повторение скороговорок вслед за логопедом. Сшила блоха на пуху балахон, В нем выходила блоха на балкон. Н. Боровков Сели слева три старухи, Съели хлеба три краюхи. | Ребёнок повторяет. | |
8. Знакомство с буквой Х | Демонстрация карточки с буквой Х. Из каких элементов состоит? На что похожа? Нарисуй такую же. | Ребёнок рисует. | Бумага, карандаши. |
9.Организация окончания занятия. | Логопед: Какие звуки были у нас гостями на занятии? Чем они похожи, а чем отличаются? Логопед хвалит ребёнка за то, что он хорошо занимался и предлагает самостоятельно поиграть паровозиком. | Ребёнок играет. | Паровозик. |
Анализ занятия:
Содержание занятия строится в соответствии с его темой и основной целью, а также перспективным планом работы. В начале занятия логопед создает мотивацию у ребенка, которую сохраняет в ходе всего занятия. На занятии используется дидактический материал в достаточном количестве. Занятие строится от простого к сложному (звук, слог, слово, предложение). Каждый этап четко обозначен, но в то же время наблюдается плавность перехода от одного этапа занятия к другому. Деятельность ребенка педагог активизирует при помощи наводящих вопросов, похвалы. Педагог легко устанавливает контакт с ребенком, «прислушивается» к его личности. Постоянно контролирует речь ребенка, заостряет внимание на сложных моментах. Напоминает ребенку о его неповторимости, закрепляет уверенность в том, что цель будет достигнута. Таким образом, план занятия выполнен, цели, поставленные перед педагогом достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Занятие по обучению грамоте с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....
Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы "Звук [р] в гостях у С.Я. Маршака"
Фронтальное логопедическое занятие, на котором дети встречаются с творчеством поэта С.Я. Маршака. Через иучаемые произведения так же автоматизируется звук Р в словах, предложениях, фразах. Включены за...
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....
Итоговое логопедическое занятие по обучению грамоте "Волшебство грамматики"
(Совершенствовать навык слогового чтения, умение из представленных слогов составить слова, чтение слов.)...
Конспект открытого группового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
ГБОУ ШМК «Бибирево» ДО1, В марте 2018 г в логопедической группе №4 прошло открытое занятие по обучению детей грамоте "ИГРАЕМ В ШКОЛУ"Представлен конспект открытого гр...
Опорный конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дислалии.
Автоматизация звука [Ш]...
Реализация ФГОС О УО: конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 2-ого года обучения с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР, СНР)
Коррекционная работа по формированию предложно–падежных конструкций у детей с выраженной тепенью умственной отсталостью (ТМНР, СНР) осуществляется, как и для детей с нормальным р...