Опорный конспект индивидуального логопедического занятия по обучению грамоте.
план-конспект

Иконникова Ольга Сергеевна

Знакомство со звуками  X — Хь. Буква Х.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Опорный конспект индивидуального логопедического занятия по обучению грамоте.

  • Тема: Знакомство со звуками  X — Хь. Буква Х.
  • Цель: научить ребёнка характеризовать звуки X и Хь по акустическим и артикуляционным признакам.
  • Задачи:

Коррекционно-развивающие:        упражнять ребёнка в определении места звуков в словах;  упражнять в анализе предложений;  развивать фонематические процессы.

Педагогические задачи: работа над связной речью, развитие чувства языка, памяти мышления, воспитание  у ребёнка умения вслушиваться в свою речь и речь окружающих.

Оборудование: зеркало, картинки для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки X, Хь; буква X, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы,  наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения, дудочки, бумага, карандаши.

Использованная литература: Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических  институтов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)»; Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей  правильного произношения М.,1989.

 Ход занятия

Этапы

занятия

Деятельность логопеда

Предполагаемая деятельность ребёнка

Оборудование

1.Организационный момент.

                 

Логопед (выкладывает на доску картинки): Посмотри внимательно! Девочка пытается согреть пальчики на руках и при этом поизносит: «Х-х-х». А хоккеист скользит по льду, а его коньки издают звук: хь-хь-хь. Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками X и Хь и научимся их различать.

Слушает.

2. развитие артикуляционной моторики.

Работа над развитием дыхания и голоса.

Улыбнуться, удержать улыбку под счет до пяти.

Чистим нижние зубы.

Попеременное надувание щек.

Игра «Дудочка». Ребёнок дует в

свою дудочку, меняя тональность: тихо  -громко-тихо. Затем дудочку кладёт на стол и на выдохе протяжно произносит: А – о – у – ы.                 У        Ы        .

Ребёнок делает гимнастику, дует в дудочку.

Дудочка.

3.Акустико - артикуляционный образ звуков.

Ребёнок  поочередно произносит звуки X и Хь, а затем характеризует их. Звуки X и Хь — согласные (преграду для воздуха создает корень языка). Звук X — твердый, обозначаем фишкой синего цвета, а звук Хь — мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета. Оба звука глухие, так как голосовые связки не вибрируют (горлышко молчит).

Выполняет задание логопеда.

Фишки синего и зелёного цвета.

4. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, топай, не зевай».

Логопед произносит ряд слогов, в котором присутствуют слоги со звуками X и Хь. На слоги со звуком X ребёнок хлопает, а со звуком Хь - топает.

Выполняет задание логопеда.

5.Физкультминктка.

Пекарь, пекарь,

Из муки испеки нам колобки,

Да сушки — Ванюшке,

Да баранки — Танюшке,

Да бублики — Гришке,

Да крендель — Маришке.

Хлопает в ладоши.

Печёт колобки.

Соединяет большой и указательный палец.

Соединяет   большой   и средний .

Соединяет   большой   и безымянный .

Соединяет большой и мизинец.

6. Закрепление звука в слогах, словах.

Звуковой анализ слогов ХА, ХИ. Логопед выкладывает схемы слогов на доске, а ребёнок говорит, какая из схем к какому слогу подходит.

Звуковой анализ слов хек и мох с выкладыванием графической схемы и указанием заданных звуков на схеме. При этом особое внимание логопед уделяет показу на схеме звуков X и Хь.

Ребёнок показывает и говорит о местоположений звуков в слове.

Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

7. Закрепление звука в тексте.

Повторение скороговорок вслед за логопедом. Сшила блоха на пуху балахон,

 В нем выходила блоха на балкон.

Н. Боровков

Сели слева три старухи,

 Съели хлеба три краюхи.

Ребёнок повторяет.

8. Знакомство с буквой Х

Демонстрация карточки с буквой Х. Из каких элементов состоит? На что похожа? Нарисуй такую же.

Ребёнок рисует.

Бумага, карандаши.

9.Организация окончания занятия.

Логопед: Какие звуки были у нас гостями на занятии? Чем они похожи, а чем отличаются? Логопед хвалит ребёнка за то, что он хорошо занимался и предлагает самостоятельно поиграть паровозиком.

Ребёнок играет.

Паровозик.

Анализ занятия:

Содержание занятия строится в соответствии с его темой и основной целью, а также перспективным планом работы. В начале занятия логопед создает мотивацию у ребенка, которую сохраняет в ходе всего занятия. На занятии используется дидактический материал в достаточном количестве. Занятие строится от простого к сложному (звук, слог, слово, предложение). Каждый этап четко обозначен, но в то же время наблюдается плавность перехода от одного этапа занятия к другому. Деятельность ребенка педагог активизирует при помощи наводящих вопросов, похвалы. Педагог легко устанавливает контакт с ребенком, «прислушивается» к его личности. Постоянно контролирует речь ребенка, заостряет внимание на сложных моментах. Напоминает ребенку о его неповторимости, закрепляет уверенность в том, что цель будет достигнута. Таким образом, план занятия выполнен, цели, поставленные перед педагогом достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению грамоте  с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы "Звук [р] в гостях у С.Я. Маршака"

Фронтальное логопедическое занятие, на котором дети встречаются с творчеством поэта С.Я. Маршака. Через иучаемые произведения так же автоматизируется звук Р в словах, предложениях, фразах. Включены за...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".

Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....

Итоговое логопедическое занятие по обучению грамоте "Волшебство грамматики"

(Совершенствовать навык слогового чтения, умение из представленных слогов составить слова, чтение слов.)...

Конспект открытого группового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

ГБОУ ШМК «Бибирево» ДО1, В марте 2018 г  в логопедической группе №4 прошло открытое занятие по обучению детей грамоте "ИГРАЕМ В ШКОЛУ"Представлен конспект открытого гр...

Реализация ФГОС О УО: конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 2-ого года обучения с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР, СНР)

Коррекционная работа по формированию предложно–падежных конструкций  у детей с выраженной тепенью умственной отсталостью (ТМНР, СНР) осуществляется, как и для детей с нормальным р...