Общеукрепляющие ритмико-гимнастические упражнения
методическая разработка

Светлана Васильевна Алексеева

Комплексы упражнений на развитие и укрепление мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног, рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ

Методическая разработка по ритмике к разделу:

«Ритмико-гимнастические упражнения»

«Общеукрепляющие

ритмико-гимнастические упражнения»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

    Учитель ритмики

                                                       Алексеева Светлана Васильевна

     

 Характерной особенностью учащихся коррекционных школ VIII вида является наличие у них разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии.  Снижение тонуса коры головного мозга ведёт к усилению позно-тонических рефлексов, что затрудняет выполнение движений учащихся, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создаёт скованность в движениях и статических позах. У многих учащихся имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринных систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; нарушено дыхание по частоте, глубине, ритму; отсутствует согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У них замечено непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке, шаркающая походка, косолапость, сутулость. Двигательная активность с музыкальным сопровождением, как правило, вызывает у ребенка «мышечную радость». Это фундаментальные факторы гармоничного развития личности, ее психического и физического совершенства.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят общеукрепляющие упражнения.         Общеукрепляющие ритмико-гимнастические упражнения проводятся обычно в начале урока ритмики и  включают в себя упражнения на развитие и укрепление мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног, рук.  Упражнения способствуют выработке необходимых музыкально-двигательных навыков, помогают укреплять многочисленные мышцы и группы мышц, в том числе сердечную и скелетные мышцы и поддерживают их тонус. Эти упражнения тренируют силу, выносливость, ловкость, гибкость и благотворно влияют на развитие организма ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целом.

Основная цель общеукрепляющих ритмико-гимнастических упражнений - научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы, укрепить общий тонус мышц. Сначала предлагаются задания, включающие одновременные движения обеих рук в разных направлениях или сочетание движений рук с поворотами головы в ту или другую сторону. В дальнейшем задания усложняются, добавляются сгибание и разгибание рук в локтевом суставе, ног в коленях, перекрёстные одновременные движения рук и ног с поворотами туловища и головы. Убыстряется темп музыки, соответственно и движений, происходит более частая смена заданий. Упражнения под музыку оказывают не только развивающее и коррекционное воздействие на организм ребёнка. Но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как, мышление, память, восприятие. У  детей развивается внимание, они учатся сосредоточиваться в каждый момент времени на том, что им преподаётся, делают обычно это легко и весело, без большого напряжения. В упражнениях достигается четкая определенность, их нельзя «смазать», сделать поспешно. Каждый ребенок на виду, и каждое его неверное движение бросается в глаза и сразу корректируется педагогом.

Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебной деятельности. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, их походка делается легкой и грациозной.

Главный  результат использования общеукрепляющих ритмико-гимнастических упражнений на уроках ритмики - это коррекция физических недостатков, воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте.    

Ритмико-гимнастические упражнения способствуют не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на развитие ребёнка в целом. Все ритмико-гимнастические упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, что ещё больше доставляет радости и удовольствия детям в выполнении заданий и упражнений.

Упражнения  для  рук  и  плечевого  пояса:

1.  «Бабочка»

И.п.  -   стоя прямо, ноги врозь,  руки  свободно  опущены  вдоль  тела. Поднять руки в стороны и помахать кистями  рук - «бабочка порхает». Затем согнуть руки на уровне плеч и прикоснуться пальцами к плечам - «бабочка сложила крылышки». Так можно ходить по классу, помахивая кистями прямых рук, поднятых в стороны, - «бабочка летает».

2.  «Покажи ладошки» 

И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельно друг другу, руки опущены. Попросить детей вытянуть обе руки вперед ладонями вверх - «Покажи ладошки», затем спрятать за спину - «Спрячь ладошки».

3. «Часики»  

И.п.  - стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль тела. Размахивать обеими руками вперед - «тик», назад - «так».

4. «Намотай нитку» 

И.п.  -  стоя прямо, ноги  врозь. Руки согнуть перед грудью, пальчики   сжаты  в  кулачки.  Надо

показать детям - как делаются круговые движения кистями, как бы наматывая нитку на клубок. Это же упражнение выполняется, нагнувшись вперёд.

5. «Расти большим!»

И.п. - стоя прямо, немного расставив ноги, руки опущены вдоль тела.  Поднимать руки и тянуться вверх, поднимаясь на носки.

6. «Колесо»   

И.п. - стоя прямо, руки опущены вниз, ноги на ширине плеч. Делать круговые движения прямыми руками вперед-вверх-назад. И в обратную сторону.

7. «Самолет»  

И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч. Поднять руки в стороны и, наклоняя туловище то вправо, то влево, делать большие махи руками.

8. «Ушки»  

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, смотреть вперед. Выполнение: 1- наклон головы к правому плечу, не поднимая плеч. 2- вернуться в исходное положение. 3- наклон головы к левому плечу, не поднимая плеч. 4- вернуться в исходное положение.

9. «Птички»  

И.п.  - ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела. Выполнение: развести руки в стороны и помахать ими, чередуя широкие махи («как орел») и маленькие махи  («как воробушек»). Опустить руки и вернуться в исходное положение. При выполнения упражнения не подниматься на носки.

10. «Поезд едет»  

И.п. - ноги слегка расставлены, руки свободно опущены. Выполнение: сгибание и разгибание рук в локтях.  Дети делают круговые движения, как будто крутят колеса паровоза при движении. Это упражнение можно делать, встав друг за другом и продвигаясь по классу, изображать поезд.

11. «Бокс»  

И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, согнуть руки на уровне груди и затем делать поочерёдно движения руками вперёд и к середине, как бы боксируя.

12. «Выше-выше» 

И.п. - стоя прямо, ноги слегка расставить, руки опущены  вниз вдоль тела. Дети свободно качают расслабленными руками вперёд-назад, с каждым разом поднимая руки всё выше.  

13. «Забей гвоздь»  

И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, руки согнуть перед грудью, сжав пальцы в кулаки Постукивать правым кулаком по левому кулаку, затем левым кулаком  по правому кулаку, как бы забивая гвозди.

14. «Погреемся»  

И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены, разводить руки широко в стороны, затем обхватывать себя за плечи, как бы замёрзнув.

15. «Лови комара» 

И.п. - стоя прямо,, ноги врозь, руки опустить, хлопать в ладоши перед собой на уровне  груди, лица, над головой.

16. «Похлопай в ладоши»  

И.п. - стоя прямо,, ноги врозь, руки опустить, хлопать в ладоши впереди себя и сзади. Следить за осанкой.

17. «Похлопай руками, как петух крыльями»  

И.п. - стоя прямо,, ноги врозь, руки опустить, поднимать руки в стороны, а затем похлопать ими 2-3 раза по бёдрам.

18. «Растяни резинку»

И.п. - стоя прямо,, ноги врозь, руки согнуты перед грудью, пальцы сжаты в кулаки медленно разводить руки в стороны, как бы растягивая резинку.

19. «Сорви яблоко» 

И.п. - прежнее, дети поочерёдно поднимают руки вверх, поднимаясь на носки, как бы срывая с дерева, высоко висящие яблоки.

20. «Колесо» 

И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены, делать круговые движения прямыми руками вперёд-вверх-назад.

21. «Самолёт» 

И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, поднять руки в стороны и, наклоняя туловище то вправо, то влево, делать большие махи руками.

22. «Полетим, как птичка»

Дети ходят по классу, подняв руки в стороны и размахивая ими, как птица, машет крыльями.

23. «Бей в барабан» 

Дети ходят по классу, делая согнутыми руками движения, имитирующие игру на барабане. Упражнение можно сочетать с любым стихотворением о барабане.

24. «Подмети пол» 

Дети ходят по классу, слегка наклонившись вперёд, и делают руками движения, имитирующие подметание пола.

25. «Мельница» 

И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять руки вверх через стороны, прямыми руками делать движение рук по кругу, руки перед собой скрещивать, вернуться в исходное положение. Выполнять движение двумя руками по очереди.

26. «Большой»

И.п. - стоя прямо, носки врозь, плечи слегка отвести назад, голова прямо, руки опустить. Подняться на носки, руки вверх, посмотреть на них и опуститься на носки. Опустить руки, стать на всю ступню.

27. «Взгляни на ладошки»  

И.п. - стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, пальцы сжать в кулаки и приставить к плечам. Поднять руки вверх, ладонями внутрь, посмотреть на них. Опустить руки.    

28. «Будь внимательным»

И.п. - ноги вместе, руки вдоль туловища.  1 - правая рука на пояс, 2 - левая то же, 3 - правая к плечу, 4 - левая то же, 5 - правая вверх. 6 - левая то же, 7-8 - хлопки над головой, 9-18 - действия выполняются в обратном порядке, хлопки по бедрам.

29. «Поднимание плеч»

И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - поднять  плечо, 2 - опустить, 3-4 - повторить. Упражнение выполняется с правого плеча, затем с левого.

30. «Плечи вперед и назад»

И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 - поднять оба плеча, перевести их вперед,  3-4 - исходное положение, 5-6 - поднять плечи, перевести их назад, 7-8 - исходное положение. Следить за правильной осанкой, задействованы в работе только плечи.

31. «Волна»

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на уровне груди. Волнообразные движения руками в сторону и вперёд.

32. «Каблучок»

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклониться в правую сторону, поднимая левую руку через верх - вправо, поставить правую ногу на каблук, 2 - исходное положение, 3 - то же в левую сторону, 4 - исходное положение.

33. «Присядь»

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - повернуться на право, присесть на левое колено, поднять обе руки вверх, 2 - исходное положение, 3 - то же в другую сторону, 4 - исходное положение.

34. «Крестик»

И.п. - ноги на ширине плеч, руки прямые в стороны. 1 - согнуть, поворачиваясь немного вправо, левую ногу, локтём правой руки коснуться колена левой ноги, 2 - исходное положение, 3 - то же с поворотом влево, 4 - исходное положение.

35. «Скакалка»

И.п. - стоя, ноги вместе, в руках будто скакалка. Исполняются прыжки в такт музыке на двух ногах, затем на правой, на левой. Потом переменный бег, руками имитируются движения скакалкой.

36. «Приседания с обхватом»

И.п. - стоя прямо, ноги соединены вместе, руки опущены вниз.  Выполняют приседание с обхватыванием колен руками, наклон головы в колени, выпрямление в исходную позицию.

37. «Махи руками»

И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, кисти рук повёрнуты ладонными сторонами к телу. Руками машут вперёд, затем назад по очереди.

38. «Махи вперёд-назад с хлопками»

И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, кисти рук повёрнуты ладонными сторонами к телу.  Руками машут вперёд-назад в одно и то же время, хлопая в ладоши перед собой и позади себя.       

39. «Махи  через стороны с хлопками»

И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, кисти рук повёрнуты ладонными сторонами к телу.  Руками машут через боковые стороны вверх и вниз. Делать хлопок над головой, во время хлопка смотреть на руки.

40. «Локти за голову»

И.п. - как в предыдущем упражнении, только положение рук - в стороны, ладонные поверхности кистей обращены вверх. Затем движением согнутых в локтях рук заложить руки за голову, распрямить руки в стороны.  

41. «Отвод локтей»

И.п. - как в предыдущем упражнении. Согнутые в локтях руки отводить 2-3 раза назад, вернуться в исходное положение.

42. «Бабочка»

И.п. - руки согнуты в локтях, кисти приведены к плечам, локти выставлены вперед. Отводят локти в стороны и возвращаются в исходное положение.

43.  И.п. - стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки заложить за голову локти отвести назад. Поднять руки вверх ладонями внутрь, посмотреть на них. Заложить руки за голову.

44.  И.п. - стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки опустить, пальцы в замке. Поднять руки вверх, повернуть ладонями вверх, не размыкая рук, потянуться. Опустить руки.

45.  И.п. - стоя прямо,  пятки вместе, носки врозь, руки заложить за голову. Развести руки в стороны ладонями вверх (разжать пальцы). Пальцы сжать в кулаки, приставить к плечам.

46. И.п. - стоя прямо, пятки вместе носки врозь, пальцы сжать в кулаки, приставить к плечам. Развести руки в стороны ладонями вверх (разжать пальцы). Пальцы сжать в кулаки, приставить к плечам.

47.  И.п. - стоя прямо,  пятки вместе, носки врозь, руки опустить. Поднимать и опускать плечи. Следить за правильной осанкой, голова неподвижна.

48.  И.п. - стоя прямо,  пятки вместе,  носки врозь,  руки  вытянуть  вперёд  или  развести  в стороны. Сжимать пальцы в кулак и разжимать их.

49.  И.п. - стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки поставить перед грудью. Два-три раза отвести локти назад. Развести руки в стороны, опустить.

Упражнения  для  мышц  туловища:

1. «Птички поют»

И.п. - стоя прямо, ноги расставлены шире плеч, руки опущены вниз.  Выполнение: наклон вперед, руки отвести назад, сказать «карр», выпрямиться в исходную позицию.

2. «Смотрим в окошко»

И.п. - сидя на стульчике, ноги параллельно, руки на коленях. Выполнение: наклон вперед, руки немного согнуть в локтях; повороты головой вправо-влево (будто выглядываем в окошко). В конце упражнения выпрямиться.

3. «Охи-вздохи»  

И.п. - стоя прямо, ноги на  ширине плеч, руки на поясе. Выполнение: 1-поворот вправо, развести руки в стороны, сказать: «Ох!». 2- вернуться в исходное положение. То же в левую сторону.   

4. «Покачай головой, как лошадка» 

И.п. - стоя прямо, слегка наклонившись вперёд, ноги врозь, руки за спиной, покачивать головой вниз-вверх в среднем темпе. Упражнение можно сочетать с продвижением вперёд и с любым стихотворением о лошадке.

5. «Постучи по коленкам»

И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, немного наклонится вперёд и быстро

похлопать себя по коленкам.

6. «Качание деревьев» 

И.п. - стоя прямо, ноги врозь, руки расслаблены, наклониться вправо, затем влево.  

7. «Самолёт»  

И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, поднять руки в стороны ладонями вверх:

 - «Расправил крылья самолёт: приготовился в полёт».

Дети поворачивается в стороны, не опуская рук:

 - «Я направо погляжу: жу-жу-жу, жу-жу-жу, я налево погляжу: жу-жу-жу, жу-жу-жу».

8. «Насос» 

И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, скользя руками вдоль туловища, дети наклоняются поочерёдно, то вправо, то влево. Упражнение сопровождается стихотворением:

 - «Это очень просто - покачай насос ты,

Направо, налево руками скользя,

Назад и вперёд наклоняться нельзя,

Это очень просто - покачай насос ты».

9. «Посмотри назад» 

И.п. - стоя прямо, расставив ноги шире плеч, руки опустить, поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками.

10. «Наколи дров» 

И.п. - стоя прямо, широко расставив ноги, руки внизу соединены в замок, поднять  руки вверх и с наклоном быстро опустить:

- «Раз- дрова, два- дрова, раскололся ствол едва,

Бух- дрова, бах- дрова, вот уже полена два».

11. «Бутончик» 

И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, ритмично под чтение стишка дети наклоняют голову поочерёдно к плечам, вперёд, назад:

- «Каждый бутончик склониться бы рад направо, налево, вперёд и назад».

 Затем поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой:

- «От ветра и зноя бутончики эти спрятались живо в цветочном букете».

12. «Обними себя»

И.п. - сидя или стоя, руки в положении «обнять себя», лопатки максимально разведены, сделать глубокий вдох, почувствовать, как растягиваются межлопаточные мышцы.   

13. «Деревья»

И.п. - стоя прямо, ноги врозь, руки вверх. Вытянуться вверх и, сохраняя руки прямыми, наклониться вправо, выпрямиться и наклониться влево.

14. «Повернись»

И.п. - ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - повернуться вправо, присесть, сделать хлопок, 2 - исходное положение, 3 - то же в левую сторону,  4 - исходное положение.

15. «Часики»

И.п. – ноги  на  ширине плеч, руки прямыев замочке над головой. 1 - наклониться вправо, сказать «Тик», 2 - исходное положение, 3 - наклониться влево, сказать «Так», 4 - исходное положение.

16. «Потягивание» 

И.п. - стоя  прямо,    поднимая   руки   в   стороны   и   вверх,   одну  ногу  отводят  назад,  затем

потягиваются  и опускают руки, вниз, приставляя ногу, упражнение  повторяют несколько раз, отводя попеременно то одну, то другую ногу.

17. «Потягивание, руки «в замок»   

И.п. - ноги на ширине плеч, руки сцеплены «в замок» -  поднимают     руки      вверх, затем    опускают    вниз.

18. «Наклоны»

И.п. - ноги на ширине плеч - наклоны вниз, стараясь руками коснуться пола. То же самое из исходного положения: стоя, ноги вместе.  

19. «Перекрёстные наклоны»

И.п. - ноги на ширине плеч - наклоны вниз, правой рукой нужно коснуться носка левой ноги и наоборот. Выпрямляясь, следить за корпусом: спина прямая, ноги не согнуты, подбородок чуть приподнят.

20. И.п. - сидя или стоя. Поднятые вверх руки отвести назад (растягивается грудинная порция грудных мышц). Отвести назад руки, расположенные в горизонтальной плоскости (растягивается ключичная порция грудных мышц).

21. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч. Максимально глубоко наклониться вперед, по возможности достав ладонями пола.  При наклоне -  выдох, при выпрямлении корпуса – вдох.

Сохранить позицию на 10-12 секунд, почувствовав, как растягиваются мышцы поясницы. Дышать равномерно.

Упражнения  для  мышц  ног:

1. «Мячик»

Произвольные подскоки на месте, чередуемые с ходьбой.

2. «С горки на горку»  

Полуприседания, чередуемые с ходьбой - будто поезд едет с горки на горку.

3. «Струнка»  

И.п. - стоя прямо, ноги вместе, руки на поясе. Выполнение: подняться на носки, вытянуться вверх (как струнка), вернуться в исходную позицию.

4. «Стал маленьким» 

И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельны, руки опущены, дети низко приседают - «стали маленькими», затем встали - «стали большими».

 5. «Прятки» 

Дети приседают (спрятались, закрывая лицо руками) и выпрямляются.

 6. «Не пущу» 

Дети стоят, слегка расставив ноги, руки опущены, приседают, затем выпрямляются с широко разведёнными руками.

7. «Птицы клюют» 

И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, присесть, постукивая пальцами о колени, затем выпрямиться.  

8. «Ёлочка растёт» 

И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, дети  приседают - «ёлочка маленькая», выпрямляются с поднятыми вверх руками - «ёлочка выросла».

9. «Срывай цветочки» 

Дети ходят по классу и приседают, как бы срывая цветочки.

10. «Зайчик» 

И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опустить, приседать, сгибая руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки.

     11. «Птичка прыгает» 

Дети передвигаются по комнате мелкими прыжками, размахивая руками.  

12. «Воробушек» 

И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опустить, низко присесть, поднять руки в стороны, помахивая ими, как крыльями, затем выпрямиться.

13. «Ванька-встанька» 

Дети стоят, слегка расставив ноги, руки опущены, медленно садятся и затем встают.

14. «Сядь по-турецки» 

Дети стоят прямо, ноги скрещены, педагог помогает детям  сесть по-турецки, а затем встать со скрещёнными ногами, при вставании опора должна быть на наружные края стоп.

15. «Присядки»

И.п. - стоя прямо, пятки вместе, носки врозь. Присесть, поднимая руки вперед, вверх. Следить за тем, чтобы не разводить пятки и колени, не наклонять туловище вперед.

16. «Махни и хлопни»

И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги. Выполнять махи прямой ногой вперед с одновременным хлопком под ней.

17. «Поднимание стопы на носок»

И.п. - ноги вместе, руки на поясе. 1 - поднять правую ногу на носок, согнув её в колене, при этом  делая плавные движения руками перед собой , 2 - тоже с левой ноги, 3-4 - повторить. Тоже на обеих ногах.

18. «Хлопни»

И.п. - ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 - развести руки в стороны,   2 - подняться на носочки, хлопнуть над головой прямыми руками, 3 - исходное положение, 4 - согнуть ноги в коленях, хлопнуть внизу перед собой.

19. «Спрятались-показались»

И.п. - основная стойка.  1- присесть, 2 - выпрямить ноги, 3 - присесть, 4 - исходное положение. При выпрямлении, ноги в коленях стараться не сгибать.

20. «Хлопни под ногой»

И.п. - ноги вместе, руки на поясе. 1 - поднять правую ногу, согнутую в колене, сделать хлопок, 2 - исходное положение, 3 - то же с левой ноги, 4 - исходное положение.

21. «Попрыгаем»

И.п. - ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на месте. Далее прыжки можно сочетать с хлопками над головой.

22. «Прыжки крестиком» 

И.п. - ноги вместе, руки на поясе. Прыжки, скрещивая ноги. 1 - прыжок - ноги в стороны, 2 - прыжок - ноги крестиком, 3 - прыжок - ноги в стороны, 4 - исходное положение.     

23. «Прыжки из стороны в сторону» 

И.п. - ноги вместе, руки на поясе. Прыжки вправо - влево.

24. «Марш на месте»

И.п. - ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 - маршируя на месте поднять обе руки вверх, сделать вдох, 3-4 - маршируя на месте опустить руки, сделать выдох.

25. «Полуприседания»

И.п. - как в предыдущем упражнении. Ноги на ширине плеч, руки зафиксированы на талии. Выполнить два-три полуприседания, каждое последующее чуть ниже предыдущего. Вернуться в исходное положение.

26. «Притягивание колена»

И.п. - стоя прямо, ноги соединены вместе, руки опущены вниз. Поднимать ногу, сгибая её в коленном суставе, охватывать коленку руками и притягивать к корпусу. Поставить ногу. Распрямиться.

27. «Перекат»

И.п. - стоя прямо, ноги соединены вместе, руки опущены вниз. Выполнить подъём на носки, перекатывание на пятки с носков. Движения рук произвольны, но сопровождают эти перекатывания. В процессе выполнения упражнения, стараться сохранять устойчивость корпуса.   

28. «Взмахи»

И.п. - стоя прямо, ноги соединены вместе, руки опущены вниз. Сделать взмах выпрямленной ногой по направлению вперёд и вверх. Хлопнуть в ладоши под коленом. Поставить ногу на место. Следить за осанкой.

29. «Пятка, носок»

И.п. - стоя прямо, соединив пятки и разведя носки. Руки зафиксированы на талии. Ноги выводят по очереди вперёд, то ставя их на пятку, а то на носок. Далее  ноги выводят по очереди в сторону,  назад, ставя на пятку и на носок.

30. «Вращение коленных суставов» 

И.п. - стоя прямо, ступни вместе, руки  на коленях. Медленное  вращение коленных суставов по часовой стрелке и в обратном направлении. Продолжительность вращения в одном направлении - 1 минута.

31. «Вращение бедрами»

И.п. - стоя прямо,  ноги на ширине плеч,  руки на бедрах. Медленное вращение бедрами по часовой стрелке и в обратном направлении. Продолжительность вращения в одном направлении - 1 минута.       

32. «Прыжки на месте с переменой положения рук и ног»

И.п. - стоя прямо,  ноги как можно ближе; подпрыгнуть, во время прыжка максимально расширяя

ноги. Стараться при этом хлопать в ладоши над головой. Приземляться в исходное положение.

 33. «Птица»

И.п. - встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить, низко присесть, поднять руки в стороны, помахивая ими, как крыльями, затем выпрямиться. Выпрямляясь, следить за корпусом, спина прямая.

Упражнения для  мышц  шеи:

  1. И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 -  наклонить голову вправо, 2 - исходное положение, 3 - наклонить голову влево, 4 - исходное положение.
  2. И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе.  1 - наклонить голову вперёд, 2 - исходное положение, 3 - наклонить голову назад, 4 - исходное положение.
  3. И.п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. 1-8 - повернуть голову на право, сделать круг головой , 9-16 - то же в другую сторону.
  4. И.п. - стойка  ноги  врозь,  руки  за  спину. Поворот  головы  направо,  налево.  Четко фиксировать крайнее положение, сохранять правильную осанку: плечи опущены, живот втянут.
  5. И.п. - то же. Повернуть голову направо, приподнять, опустить и повернуть налево.   
  6. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны, голова направо. Опуская руки, повернуть голову          налево. Темп выполнения - от медленного до среднего. То же в другую сторону.
  7. И.п. - стойка ноги врозь, руки за спину. Наклон головы вперед, с небольшим полуприседом наклон головы назад.
  8. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. Наклон головы вперед, локти вперед,  слегка надавить на затылок, усиливая наклон головы.
  9. И.п. - стойка ноги врозь, руки вниз. Сгибая правую ногу, выводя таз влево, наклонить голову влево.
  10. И.п. - стойка ноги врозь, левой рукой обхватить грудную клетку, правой - голову. Наклон головы вправо, слегка надавливая на нее рукой. То же в другую сторону.

  1. И.п. - стойка  ноги  врозь, руки  на  бедрах. Вывести  голову  вперед, вернуть в и. п. Туловище прямо, вперед не наклонять, сохранять правильную осанку, плечи опущены.
  2. И.п. - стойка ноги врозь, согнутые руки в стороны, ладони вверх. Вывести голову вправо, влево. Туловище фиксировано, плечи не поднимать.
  3. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны, небольшой полуприсед. Круговые движения головой вправо и влево. Колени не выпрямлять, выполнять движение по большой амплитуде.
  4. И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги.  Вращения головой по часовой стрелке и против часовой.
  5. И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги.  Завести правую руку за спину, левой взяться за макушку головы и максимально надавить ее влево так, чтобы рука переместилась к правому уху. Повторить в другую сторону. Педагог помогает учащимся в выполнении упражнения.
  6.  И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги. Взять левую руку за запястье правой и тянем вниз, голову при этом поворачиваем вправо так, чтобы почувствовать растяжение в области сонной артерии.
  7. И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги.  Опустить голову низко-низко вниз и удерживать несколько секунд, стараясь расслабиться и опуститься пониже. Повторяем то же самое, только задираем голову наверх.
  8. И.п. - лежа на животе. Руки вдоль туловища ладонями вверх. Подбородок на одном уровне с туловищем. Тело расслаблено. Медленно повернуть голову вправо, потом в исходную позицию и влево, стараться коснуться ухом пола.
  9. И.п. - сидя или стоя. Согнуть шею, максимально приблизить подбородок к груди, затем голову медленно отвести за спину и как можно дальше заглянуть. Разгибание на вдох, потом пауза, равная вдоху, сгибание на выдохе..
  10. И.п. - стоя или сидя положить на лоб ладонь и давить на нее 10-15 секунд, сохраняя неподвижность.
  11. И.п. - стоя прямо, ноги вместе.  Вытянуть губы трубочкой и, артикулируя, произносить буквы «о-у-и». Это упражнение способствует укреплению широкой мышцы шеи.
  12. И.п. - стоя или сидя, голова приподнята, спина приподнята, плечи разведены. На счет 1 - свободно опустить голову вперед и коснуться подбородком груди; на 2-3 - прижать подбородок к груди; 4 - вернуться в исходное положение. На счет 1 - отвести голову назад; 2-3 - легко коснуться затылком спины; 4 - вернуться в исходное положение.
  13. И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги.  На счет 1 - не опуская подбородка, повернуть голову влево; 4 - вернуться в исходное положение.
  14. И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч. Или сидя.  Наклоны головы влево и вправо с прижатым к груди подбородком, затем то же с приподнятым подбородком (ухом касаться надплечья).
  15. И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги.  Вращательные движения головой. Выполнять то в одну, то в другую сторону, по 2-3 раза в каждую сторону. Амплитуда движений должна постоянно увеличиваться. Эти же упражнения можно делать с сопротивлением, которое оказывают руками.
  16. И.п. - сидя по-турецки, спина ровная, пальцы рук сжаты в кулаки. Положить кулак один на другой, подбородком упереться в кулаки, локти расположить перпендикулярно по отношению к туловищу. Наклонить голову вперед, сильно опираясь на сопротивляющиеся руки. Выполнив 4 наклона, опустить руки свободно вдоль туловища. Потом принять исходное положение. Сделать вдох, когда опускается голова после наклона.
  17. И.п. - сидя. «Выписывать» носом цифры от 0 до 9 и обратно. Это упражнение также хорошо тренирует вестибулярный аппарат.
  18. И.п. - стоя прямо, ноги вместе, руки свободно опущены. Поднять плечи к ушам, слегка наклонить голову, вращать плечами назад и вперед.
  19. И.п. - ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки, плавно поднять руки вверх, потянуть подбородок вверх, сделать вдох. Плавно опустить руки вниз, выдох. Вернуться в исходное положение. 
  20. И.п. - ноги вместе, руки опущены. Поднять руки через стороны вверх, потянуть подбородок вверх, хлопок над головой, вдох. Наклон вниз, приблизить голову к ногам, хлопок за ними, выдох. Вернуться в исходное положение.
  21. И.п. - лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль тела. Обхватить руками колени, голову наклонить. Сделать несколько перекатов на спине вперёд-назад. Вернуться в исходное положение.
  22. И. п. - стоя, ноги вместе, кисти рук на плечах. Круговые вращения локтями вперед и назад с одновременным сведением лопаток. Сделать небольшую паузу. Опустить руки вдоль туловища и встряхнуть их. Выполнять вращения с постепенным увеличением амплитуды движений.
  23. И.п. - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться, одновременно развести руки в стороны и прогнуть спину в грудном отделе позвоночника. На выдохе принять исходное положение.
  24. И.п. - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Сделать «ласточку». Присесть, подтянуть подбородок к груди и обхватить руками плечи.
  25. И.п. - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, при этом правая рука скользит вдоль туловища вниз, а левая - вверх. Принять исходное положение. Выполнить все в другую сторону.
  26. И.п. - горизонтально с опорой на параллельно поставленные ладони вытянутых рук и пальцы стоп. Согнуть руки под прямым углом и одновременно поднять правую ногу. Принять исходное положение. Согнуть руки под прямым углом и одновременно поднять левую ногу. Принять исходное положение.
  27. И.п. - основная стойка, руки у подбородка, локти опущены. 1-2 - локти в стороны, прогнуться, глубокий вдох; 3-4 - основная стойка, продолжительный выдох.
  28. И.п. - основная стойка. 1-2 - поднять руки вверх, левую ногу назад на носок, потянуться - вдох; 3-4 - исходное положение - выдох. То же с правой ноги.
  29. И.п. - основная стойка, руки к плечам, локти опущены. 1-2 - локти в стороны - назад, прогнуться - глубокий вдох; 3-4 вернуться в исходное положение - глубокий выдох.
  30. И.п. - стоя прямо, ноги вместе, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
  31. И.п. - сидя, наклонить голову вниз и вперед так, чтобы подбородок коснулся груди, затем вернуться в исходное положение. Дыхание произвольное. Затем откинуть голову назад. 
  32. И.п. - лежа на животе. Руки вдоль туловища ладонями вверх. Подбородок на одном уровне с туловищем. Расслабиться. Медленно повернуть голову вправо, потом в исходную позицию и влево, стараясь коснуться ухом пола.
  33.  И.п. - лечь на бок, поднять голову и удерживать ее на весу, считая до пяти. Дыхание произвольное. 
  34. И.п. - лёжа на животе, положить руки на затылок. Медленно поднимать голову, оказывая руками сопротивление. 

Литература:

  1.  Алексеева Л.М. «Комплексы детской общеразвивающей гимнастики». – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 
  2.  Буренина А. И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000 г.
  3.  Давыдова М.М. «Развивающие игры для детей», М.: Астрель, 2001 г.
  4. Левина С.А. «Физкультминутки» – Волгоград, «Учитель», 2008 г.
  5.  Шишкина В.А. «Движение + движение», М.: Просвещение, 1992 г.
  6.  ЦОР – цифровые образовательные ресурсы

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционный урок по ритмике в 4 классе школе 8 вида по теме: Ритмико-гимнастические упражнения под музыку с передачей игрового образа

Музыкально-ритмическая деятельность детей в процессе выполнения специальных упражнений под музыку с передачей игрового образа...

Общеразвивающие ритмико-гимнастические упражнения

Комплекс упражнений для мыщц рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые выполняются с разной амплитудой и в разных положениях....

Общеразвивающие ритмико-гимнастические упражнения с предметами

Комплексы упражнений на общее развитие мышц спины, шеи и плечевого пояса, ног, рук, выполняемые с предметами: флажками, мячом, обручем, лентой....

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений

Игры и упражнения на координацию движений, основная цель которых - научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища и головы....

Ритмико-гимнастические упражнения на ориентировку в пространстве

Упражнения и игры на ориентировку в пространстве двух видов: на собственном теле и в окружающем пространстве....

Ритмико-гимнастические упражнения на равновесие

Задержка или недостаточное развитие равновесия, что свойственно детям с ОВЗ влияет на точность движений, ритм, темп. Данные упражнения оказывают положительное влияние на состояние вестибулярного аппар...

Ритмико-гимнастические упражнения на формирование, коррекцию осанки и походки

Численность детей с нарушением осанки и искривлением позвоночника неуклонно растет вверх. Данные упражнения направлены на формирование, коррекцию осанки и походки, задача которых - предохранение опорн...