Общеукрепляющие ритмико-гимнастические упражнения
методическая разработка
Комплексы упражнений на развитие и укрепление мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног, рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshcheukreplyayushchie_ritmiko-gimnasticheskie_uprazhneniya.docx | 39.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ
Методическая разработка по ритмике к разделу:
«Ритмико-гимнастические упражнения»
«Общеукрепляющие
ритмико-гимнастические упражнения»
Учитель ритмики
Алексеева Светлана Васильевна
Характерной особенностью учащихся коррекционных школ VIII вида является наличие у них разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии. Снижение тонуса коры головного мозга ведёт к усилению позно-тонических рефлексов, что затрудняет выполнение движений учащихся, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создаёт скованность в движениях и статических позах. У многих учащихся имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринных систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; нарушено дыхание по частоте, глубине, ритму; отсутствует согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У них замечено непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке, шаркающая походка, косолапость, сутулость. Двигательная активность с музыкальным сопровождением, как правило, вызывает у ребенка «мышечную радость». Это фундаментальные факторы гармоничного развития личности, ее психического и физического совершенства.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят общеукрепляющие упражнения. Общеукрепляющие ритмико-гимнастические упражнения проводятся обычно в начале урока ритмики и включают в себя упражнения на развитие и укрепление мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног, рук. Упражнения способствуют выработке необходимых музыкально-двигательных навыков, помогают укреплять многочисленные мышцы и группы мышц, в том числе сердечную и скелетные мышцы и поддерживают их тонус. Эти упражнения тренируют силу, выносливость, ловкость, гибкость и благотворно влияют на развитие организма ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целом.
Основная цель общеукрепляющих ритмико-гимнастических упражнений - научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы, укрепить общий тонус мышц. Сначала предлагаются задания, включающие одновременные движения обеих рук в разных направлениях или сочетание движений рук с поворотами головы в ту или другую сторону. В дальнейшем задания усложняются, добавляются сгибание и разгибание рук в локтевом суставе, ног в коленях, перекрёстные одновременные движения рук и ног с поворотами туловища и головы. Убыстряется темп музыки, соответственно и движений, происходит более частая смена заданий. Упражнения под музыку оказывают не только развивающее и коррекционное воздействие на организм ребёнка. Но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как, мышление, память, восприятие. У детей развивается внимание, они учатся сосредоточиваться в каждый момент времени на том, что им преподаётся, делают обычно это легко и весело, без большого напряжения. В упражнениях достигается четкая определенность, их нельзя «смазать», сделать поспешно. Каждый ребенок на виду, и каждое его неверное движение бросается в глаза и сразу корректируется педагогом.
Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебной деятельности. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, их походка делается легкой и грациозной.
Главный результат использования общеукрепляющих ритмико-гимнастических упражнений на уроках ритмики - это коррекция физических недостатков, воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте.
Ритмико-гимнастические упражнения способствуют не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на развитие ребёнка в целом. Все ритмико-гимнастические упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, что ещё больше доставляет радости и удовольствия детям в выполнении заданий и упражнений.
Упражнения для рук и плечевого пояса:
1. «Бабочка»
И.п. - стоя прямо, ноги врозь, руки свободно опущены вдоль тела. Поднять руки в стороны и помахать кистями рук - «бабочка порхает». Затем согнуть руки на уровне плеч и прикоснуться пальцами к плечам - «бабочка сложила крылышки». Так можно ходить по классу, помахивая кистями прямых рук, поднятых в стороны, - «бабочка летает».
2. «Покажи ладошки»
И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельно друг другу, руки опущены. Попросить детей вытянуть обе руки вперед ладонями вверх - «Покажи ладошки», затем спрятать за спину - «Спрячь ладошки».
3. «Часики»
И.п. - стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль тела. Размахивать обеими руками вперед - «тик», назад - «так».
4. «Намотай нитку»
И.п. - стоя прямо, ноги врозь. Руки согнуть перед грудью, пальчики сжаты в кулачки. Надо
показать детям - как делаются круговые движения кистями, как бы наматывая нитку на клубок. Это же упражнение выполняется, нагнувшись вперёд.
5. «Расти большим!»
И.п. - стоя прямо, немного расставив ноги, руки опущены вдоль тела. Поднимать руки и тянуться вверх, поднимаясь на носки.
6. «Колесо»
И.п. - стоя прямо, руки опущены вниз, ноги на ширине плеч. Делать круговые движения прямыми руками вперед-вверх-назад. И в обратную сторону.
7. «Самолет»
И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч. Поднять руки в стороны и, наклоняя туловище то вправо, то влево, делать большие махи руками.
8. «Ушки»
И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, смотреть вперед. Выполнение: 1- наклон головы к правому плечу, не поднимая плеч. 2- вернуться в исходное положение. 3- наклон головы к левому плечу, не поднимая плеч. 4- вернуться в исходное положение.
9. «Птички»
И.п. - ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела. Выполнение: развести руки в стороны и помахать ими, чередуя широкие махи («как орел») и маленькие махи («как воробушек»). Опустить руки и вернуться в исходное положение. При выполнения упражнения не подниматься на носки.
10. «Поезд едет»
И.п. - ноги слегка расставлены, руки свободно опущены. Выполнение: сгибание и разгибание рук в локтях. Дети делают круговые движения, как будто крутят колеса паровоза при движении. Это упражнение можно делать, встав друг за другом и продвигаясь по классу, изображать поезд.
11. «Бокс»
И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, согнуть руки на уровне груди и затем делать поочерёдно движения руками вперёд и к середине, как бы боксируя.
12. «Выше-выше»
И.п. - стоя прямо, ноги слегка расставить, руки опущены вниз вдоль тела. Дети свободно качают расслабленными руками вперёд-назад, с каждым разом поднимая руки всё выше.
13. «Забей гвоздь»
И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, руки согнуть перед грудью, сжав пальцы в кулаки Постукивать правым кулаком по левому кулаку, затем левым кулаком по правому кулаку, как бы забивая гвозди.
14. «Погреемся»
И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены, разводить руки широко в стороны, затем обхватывать себя за плечи, как бы замёрзнув.
15. «Лови комара»
И.п. - стоя прямо,, ноги врозь, руки опустить, хлопать в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой.
16. «Похлопай в ладоши»
И.п. - стоя прямо,, ноги врозь, руки опустить, хлопать в ладоши впереди себя и сзади. Следить за осанкой.
17. «Похлопай руками, как петух крыльями»
И.п. - стоя прямо,, ноги врозь, руки опустить, поднимать руки в стороны, а затем похлопать ими 2-3 раза по бёдрам.
18. «Растяни резинку»
И.п. - стоя прямо,, ноги врозь, руки согнуты перед грудью, пальцы сжаты в кулаки медленно разводить руки в стороны, как бы растягивая резинку.
19. «Сорви яблоко»
И.п. - прежнее, дети поочерёдно поднимают руки вверх, поднимаясь на носки, как бы срывая с дерева, высоко висящие яблоки.
20. «Колесо»
И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены, делать круговые движения прямыми руками вперёд-вверх-назад.
21. «Самолёт»
И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, поднять руки в стороны и, наклоняя туловище то вправо, то влево, делать большие махи руками.
22. «Полетим, как птичка»
Дети ходят по классу, подняв руки в стороны и размахивая ими, как птица, машет крыльями.
23. «Бей в барабан»
Дети ходят по классу, делая согнутыми руками движения, имитирующие игру на барабане. Упражнение можно сочетать с любым стихотворением о барабане.
24. «Подмети пол»
Дети ходят по классу, слегка наклонившись вперёд, и делают руками движения, имитирующие подметание пола.
25. «Мельница»
И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять руки вверх через стороны, прямыми руками делать движение рук по кругу, руки перед собой скрещивать, вернуться в исходное положение. Выполнять движение двумя руками по очереди.
26. «Большой»
И.п. - стоя прямо, носки врозь, плечи слегка отвести назад, голова прямо, руки опустить. Подняться на носки, руки вверх, посмотреть на них и опуститься на носки. Опустить руки, стать на всю ступню.
27. «Взгляни на ладошки»
И.п. - стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, пальцы сжать в кулаки и приставить к плечам. Поднять руки вверх, ладонями внутрь, посмотреть на них. Опустить руки.
28. «Будь внимательным»
И.п. - ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 - правая рука на пояс, 2 - левая то же, 3 - правая к плечу, 4 - левая то же, 5 - правая вверх. 6 - левая то же, 7-8 - хлопки над головой, 9-18 - действия выполняются в обратном порядке, хлопки по бедрам.
29. «Поднимание плеч»
И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - поднять плечо, 2 - опустить, 3-4 - повторить. Упражнение выполняется с правого плеча, затем с левого.
30. «Плечи вперед и назад»
И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 - поднять оба плеча, перевести их вперед, 3-4 - исходное положение, 5-6 - поднять плечи, перевести их назад, 7-8 - исходное положение. Следить за правильной осанкой, задействованы в работе только плечи.
31. «Волна»
И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на уровне груди. Волнообразные движения руками в сторону и вперёд.
32. «Каблучок»
И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклониться в правую сторону, поднимая левую руку через верх - вправо, поставить правую ногу на каблук, 2 - исходное положение, 3 - то же в левую сторону, 4 - исходное положение.
33. «Присядь»
И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - повернуться на право, присесть на левое колено, поднять обе руки вверх, 2 - исходное положение, 3 - то же в другую сторону, 4 - исходное положение.
34. «Крестик»
И.п. - ноги на ширине плеч, руки прямые в стороны. 1 - согнуть, поворачиваясь немного вправо, левую ногу, локтём правой руки коснуться колена левой ноги, 2 - исходное положение, 3 - то же с поворотом влево, 4 - исходное положение.
35. «Скакалка»
И.п. - стоя, ноги вместе, в руках будто скакалка. Исполняются прыжки в такт музыке на двух ногах, затем на правой, на левой. Потом переменный бег, руками имитируются движения скакалкой.
36. «Приседания с обхватом»
И.п. - стоя прямо, ноги соединены вместе, руки опущены вниз. Выполняют приседание с обхватыванием колен руками, наклон головы в колени, выпрямление в исходную позицию.
37. «Махи руками»
И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, кисти рук повёрнуты ладонными сторонами к телу. Руками машут вперёд, затем назад по очереди.
38. «Махи вперёд-назад с хлопками»
И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, кисти рук повёрнуты ладонными сторонами к телу. Руками машут вперёд-назад в одно и то же время, хлопая в ладоши перед собой и позади себя.
39. «Махи через стороны с хлопками»
И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, кисти рук повёрнуты ладонными сторонами к телу. Руками машут через боковые стороны вверх и вниз. Делать хлопок над головой, во время хлопка смотреть на руки.
40. «Локти за голову»
И.п. - как в предыдущем упражнении, только положение рук - в стороны, ладонные поверхности кистей обращены вверх. Затем движением согнутых в локтях рук заложить руки за голову, распрямить руки в стороны.
41. «Отвод локтей»
И.п. - как в предыдущем упражнении. Согнутые в локтях руки отводить 2-3 раза назад, вернуться в исходное положение.
42. «Бабочка»
И.п. - руки согнуты в локтях, кисти приведены к плечам, локти выставлены вперед. Отводят локти в стороны и возвращаются в исходное положение.
43. И.п. - стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки заложить за голову локти отвести назад. Поднять руки вверх ладонями внутрь, посмотреть на них. Заложить руки за голову.
44. И.п. - стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки опустить, пальцы в замке. Поднять руки вверх, повернуть ладонями вверх, не размыкая рук, потянуться. Опустить руки.
45. И.п. - стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки заложить за голову. Развести руки в стороны ладонями вверх (разжать пальцы). Пальцы сжать в кулаки, приставить к плечам.
46. И.п. - стоя прямо, пятки вместе носки врозь, пальцы сжать в кулаки, приставить к плечам. Развести руки в стороны ладонями вверх (разжать пальцы). Пальцы сжать в кулаки, приставить к плечам.
47. И.п. - стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки опустить. Поднимать и опускать плечи. Следить за правильной осанкой, голова неподвижна.
48. И.п. - стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки вытянуть вперёд или развести в стороны. Сжимать пальцы в кулак и разжимать их.
49. И.п. - стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки поставить перед грудью. Два-три раза отвести локти назад. Развести руки в стороны, опустить.
Упражнения для мышц туловища:
1. «Птички поют»
И.п. - стоя прямо, ноги расставлены шире плеч, руки опущены вниз. Выполнение: наклон вперед, руки отвести назад, сказать «карр», выпрямиться в исходную позицию.
2. «Смотрим в окошко»
И.п. - сидя на стульчике, ноги параллельно, руки на коленях. Выполнение: наклон вперед, руки немного согнуть в локтях; повороты головой вправо-влево (будто выглядываем в окошко). В конце упражнения выпрямиться.
3. «Охи-вздохи»
И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнение: 1-поворот вправо, развести руки в стороны, сказать: «Ох!». 2- вернуться в исходное положение. То же в левую сторону.
4. «Покачай головой, как лошадка»
И.п. - стоя прямо, слегка наклонившись вперёд, ноги врозь, руки за спиной, покачивать головой вниз-вверх в среднем темпе. Упражнение можно сочетать с продвижением вперёд и с любым стихотворением о лошадке.
5. «Постучи по коленкам»
И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, немного наклонится вперёд и быстро
похлопать себя по коленкам.
6. «Качание деревьев»
И.п. - стоя прямо, ноги врозь, руки расслаблены, наклониться вправо, затем влево.
7. «Самолёт»
И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, поднять руки в стороны ладонями вверх:
- «Расправил крылья самолёт: приготовился в полёт».
Дети поворачивается в стороны, не опуская рук:
- «Я направо погляжу: жу-жу-жу, жу-жу-жу, я налево погляжу: жу-жу-жу, жу-жу-жу».
8. «Насос»
И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, скользя руками вдоль туловища, дети наклоняются поочерёдно, то вправо, то влево. Упражнение сопровождается стихотворением:
- «Это очень просто - покачай насос ты,
Направо, налево руками скользя,
Назад и вперёд наклоняться нельзя,
Это очень просто - покачай насос ты».
9. «Посмотри назад»
И.п. - стоя прямо, расставив ноги шире плеч, руки опустить, поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками.
10. «Наколи дров»
И.п. - стоя прямо, широко расставив ноги, руки внизу соединены в замок, поднять руки вверх и с наклоном быстро опустить:
- «Раз- дрова, два- дрова, раскололся ствол едва,
Бух- дрова, бах- дрова, вот уже полена два».
11. «Бутончик»
И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, ритмично под чтение стишка дети наклоняют голову поочерёдно к плечам, вперёд, назад:
- «Каждый бутончик склониться бы рад направо, налево, вперёд и назад».
Затем поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой:
- «От ветра и зноя бутончики эти спрятались живо в цветочном букете».
12. «Обними себя»
И.п. - сидя или стоя, руки в положении «обнять себя», лопатки максимально разведены, сделать глубокий вдох, почувствовать, как растягиваются межлопаточные мышцы.
13. «Деревья»
И.п. - стоя прямо, ноги врозь, руки вверх. Вытянуться вверх и, сохраняя руки прямыми, наклониться вправо, выпрямиться и наклониться влево.
14. «Повернись»
И.п. - ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - повернуться вправо, присесть, сделать хлопок, 2 - исходное положение, 3 - то же в левую сторону, 4 - исходное положение.
15. «Часики»
И.п. – ноги на ширине плеч, руки прямыев замочке над головой. 1 - наклониться вправо, сказать «Тик», 2 - исходное положение, 3 - наклониться влево, сказать «Так», 4 - исходное положение.
16. «Потягивание»
И.п. - стоя прямо, поднимая руки в стороны и вверх, одну ногу отводят назад, затем
потягиваются и опускают руки, вниз, приставляя ногу, упражнение повторяют несколько раз, отводя попеременно то одну, то другую ногу.
17. «Потягивание, руки «в замок»
И.п. - ноги на ширине плеч, руки сцеплены «в замок» - поднимают руки вверх, затем опускают вниз.
18. «Наклоны»
И.п. - ноги на ширине плеч - наклоны вниз, стараясь руками коснуться пола. То же самое из исходного положения: стоя, ноги вместе.
19. «Перекрёстные наклоны»
И.п. - ноги на ширине плеч - наклоны вниз, правой рукой нужно коснуться носка левой ноги и наоборот. Выпрямляясь, следить за корпусом: спина прямая, ноги не согнуты, подбородок чуть приподнят.
20. И.п. - сидя или стоя. Поднятые вверх руки отвести назад (растягивается грудинная порция грудных мышц). Отвести назад руки, расположенные в горизонтальной плоскости (растягивается ключичная порция грудных мышц).
21. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч. Максимально глубоко наклониться вперед, по возможности достав ладонями пола. При наклоне - выдох, при выпрямлении корпуса – вдох.
Сохранить позицию на 10-12 секунд, почувствовав, как растягиваются мышцы поясницы. Дышать равномерно.
Упражнения для мышц ног:
1. «Мячик»
Произвольные подскоки на месте, чередуемые с ходьбой.
2. «С горки на горку»
Полуприседания, чередуемые с ходьбой - будто поезд едет с горки на горку.
3. «Струнка»
И.п. - стоя прямо, ноги вместе, руки на поясе. Выполнение: подняться на носки, вытянуться вверх (как струнка), вернуться в исходную позицию.
4. «Стал маленьким»
И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельны, руки опущены, дети низко приседают - «стали маленькими», затем встали - «стали большими».
5. «Прятки»
Дети приседают (спрятались, закрывая лицо руками) и выпрямляются.
6. «Не пущу»
Дети стоят, слегка расставив ноги, руки опущены, приседают, затем выпрямляются с широко разведёнными руками.
7. «Птицы клюют»
И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, присесть, постукивая пальцами о колени, затем выпрямиться.
8. «Ёлочка растёт»
И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, дети приседают - «ёлочка маленькая», выпрямляются с поднятыми вверх руками - «ёлочка выросла».
9. «Срывай цветочки»
Дети ходят по классу и приседают, как бы срывая цветочки.
10. «Зайчик»
И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опустить, приседать, сгибая руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки.
11. «Птичка прыгает»
Дети передвигаются по комнате мелкими прыжками, размахивая руками.
12. «Воробушек»
И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опустить, низко присесть, поднять руки в стороны, помахивая ими, как крыльями, затем выпрямиться.
13. «Ванька-встанька»
Дети стоят, слегка расставив ноги, руки опущены, медленно садятся и затем встают.
14. «Сядь по-турецки»
Дети стоят прямо, ноги скрещены, педагог помогает детям сесть по-турецки, а затем встать со скрещёнными ногами, при вставании опора должна быть на наружные края стоп.
15. «Присядки»
И.п. - стоя прямо, пятки вместе, носки врозь. Присесть, поднимая руки вперед, вверх. Следить за тем, чтобы не разводить пятки и колени, не наклонять туловище вперед.
16. «Махни и хлопни»
И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги. Выполнять махи прямой ногой вперед с одновременным хлопком под ней.
17. «Поднимание стопы на носок»
И.п. - ноги вместе, руки на поясе. 1 - поднять правую ногу на носок, согнув её в колене, при этом делая плавные движения руками перед собой , 2 - тоже с левой ноги, 3-4 - повторить. Тоже на обеих ногах.
18. «Хлопни»
И.п. - ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 - развести руки в стороны, 2 - подняться на носочки, хлопнуть над головой прямыми руками, 3 - исходное положение, 4 - согнуть ноги в коленях, хлопнуть внизу перед собой.
19. «Спрятались-показались»
И.п. - основная стойка. 1- присесть, 2 - выпрямить ноги, 3 - присесть, 4 - исходное положение. При выпрямлении, ноги в коленях стараться не сгибать.
20. «Хлопни под ногой»
И.п. - ноги вместе, руки на поясе. 1 - поднять правую ногу, согнутую в колене, сделать хлопок, 2 - исходное положение, 3 - то же с левой ноги, 4 - исходное положение.
21. «Попрыгаем»
И.п. - ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на месте. Далее прыжки можно сочетать с хлопками над головой.
22. «Прыжки крестиком»
И.п. - ноги вместе, руки на поясе. Прыжки, скрещивая ноги. 1 - прыжок - ноги в стороны, 2 - прыжок - ноги крестиком, 3 - прыжок - ноги в стороны, 4 - исходное положение.
23. «Прыжки из стороны в сторону»
И.п. - ноги вместе, руки на поясе. Прыжки вправо - влево.
24. «Марш на месте»
И.п. - ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-2 - маршируя на месте поднять обе руки вверх, сделать вдох, 3-4 - маршируя на месте опустить руки, сделать выдох.
25. «Полуприседания»
И.п. - как в предыдущем упражнении. Ноги на ширине плеч, руки зафиксированы на талии. Выполнить два-три полуприседания, каждое последующее чуть ниже предыдущего. Вернуться в исходное положение.
26. «Притягивание колена»
И.п. - стоя прямо, ноги соединены вместе, руки опущены вниз. Поднимать ногу, сгибая её в коленном суставе, охватывать коленку руками и притягивать к корпусу. Поставить ногу. Распрямиться.
27. «Перекат»
И.п. - стоя прямо, ноги соединены вместе, руки опущены вниз. Выполнить подъём на носки, перекатывание на пятки с носков. Движения рук произвольны, но сопровождают эти перекатывания. В процессе выполнения упражнения, стараться сохранять устойчивость корпуса.
28. «Взмахи»
И.п. - стоя прямо, ноги соединены вместе, руки опущены вниз. Сделать взмах выпрямленной ногой по направлению вперёд и вверх. Хлопнуть в ладоши под коленом. Поставить ногу на место. Следить за осанкой.
29. «Пятка, носок»
И.п. - стоя прямо, соединив пятки и разведя носки. Руки зафиксированы на талии. Ноги выводят по очереди вперёд, то ставя их на пятку, а то на носок. Далее ноги выводят по очереди в сторону, назад, ставя на пятку и на носок.
30. «Вращение коленных суставов»
И.п. - стоя прямо, ступни вместе, руки на коленях. Медленное вращение коленных суставов по часовой стрелке и в обратном направлении. Продолжительность вращения в одном направлении - 1 минута.
31. «Вращение бедрами»
И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки на бедрах. Медленное вращение бедрами по часовой стрелке и в обратном направлении. Продолжительность вращения в одном направлении - 1 минута.
32. «Прыжки на месте с переменой положения рук и ног»
И.п. - стоя прямо, ноги как можно ближе; подпрыгнуть, во время прыжка максимально расширяя
ноги. Стараться при этом хлопать в ладоши над головой. Приземляться в исходное положение.
33. «Птица»
И.п. - встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить, низко присесть, поднять руки в стороны, помахивая ими, как крыльями, затем выпрямиться. Выпрямляясь, следить за корпусом, спина прямая.
Упражнения для мышц шеи:
- И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклонить голову вправо, 2 - исходное положение, 3 - наклонить голову влево, 4 - исходное положение.
- И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклонить голову вперёд, 2 - исходное положение, 3 - наклонить голову назад, 4 - исходное положение.
- И.п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. 1-8 - повернуть голову на право, сделать круг головой , 9-16 - то же в другую сторону.
- И.п. - стойка ноги врозь, руки за спину. Поворот головы направо, налево. Четко фиксировать крайнее положение, сохранять правильную осанку: плечи опущены, живот втянут.
- И.п. - то же. Повернуть голову направо, приподнять, опустить и повернуть налево.
- И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны, голова направо. Опуская руки, повернуть голову налево. Темп выполнения - от медленного до среднего. То же в другую сторону.
- И.п. - стойка ноги врозь, руки за спину. Наклон головы вперед, с небольшим полуприседом наклон головы назад.
- И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. Наклон головы вперед, локти вперед, слегка надавить на затылок, усиливая наклон головы.
- И.п. - стойка ноги врозь, руки вниз. Сгибая правую ногу, выводя таз влево, наклонить голову влево.
- И.п. - стойка ноги врозь, левой рукой обхватить грудную клетку, правой - голову. Наклон головы вправо, слегка надавливая на нее рукой. То же в другую сторону.
- И.п. - стойка ноги врозь, руки на бедрах. Вывести голову вперед, вернуть в и. п. Туловище прямо, вперед не наклонять, сохранять правильную осанку, плечи опущены.
- И.п. - стойка ноги врозь, согнутые руки в стороны, ладони вверх. Вывести голову вправо, влево. Туловище фиксировано, плечи не поднимать.
- И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны, небольшой полуприсед. Круговые движения головой вправо и влево. Колени не выпрямлять, выполнять движение по большой амплитуде.
- И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги. Вращения головой по часовой стрелке и против часовой.
- И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги. Завести правую руку за спину, левой взяться за макушку головы и максимально надавить ее влево так, чтобы рука переместилась к правому уху. Повторить в другую сторону. Педагог помогает учащимся в выполнении упражнения.
- И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги. Взять левую руку за запястье правой и тянем вниз, голову при этом поворачиваем вправо так, чтобы почувствовать растяжение в области сонной артерии.
- И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги. Опустить голову низко-низко вниз и удерживать несколько секунд, стараясь расслабиться и опуститься пониже. Повторяем то же самое, только задираем голову наверх.
- И.п. - лежа на животе. Руки вдоль туловища ладонями вверх. Подбородок на одном уровне с туловищем. Тело расслаблено. Медленно повернуть голову вправо, потом в исходную позицию и влево, стараться коснуться ухом пола.
- И.п. - сидя или стоя. Согнуть шею, максимально приблизить подбородок к груди, затем голову медленно отвести за спину и как можно дальше заглянуть. Разгибание на вдох, потом пауза, равная вдоху, сгибание на выдохе..
- И.п. - стоя или сидя положить на лоб ладонь и давить на нее 10-15 секунд, сохраняя неподвижность.
- И.п. - стоя прямо, ноги вместе. Вытянуть губы трубочкой и, артикулируя, произносить буквы «о-у-и». Это упражнение способствует укреплению широкой мышцы шеи.
- И.п. - стоя или сидя, голова приподнята, спина приподнята, плечи разведены. На счет 1 - свободно опустить голову вперед и коснуться подбородком груди; на 2-3 - прижать подбородок к груди; 4 - вернуться в исходное положение. На счет 1 - отвести голову назад; 2-3 - легко коснуться затылком спины; 4 - вернуться в исходное положение.
- И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги. На счет 1 - не опуская подбородка, повернуть голову влево; 4 - вернуться в исходное положение.
- И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч. Или сидя. Наклоны головы влево и вправо с прижатым к груди подбородком, затем то же с приподнятым подбородком (ухом касаться надплечья).
- И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги. Вращательные движения головой. Выполнять то в одну, то в другую сторону, по 2-3 раза в каждую сторону. Амплитуда движений должна постоянно увеличиваться. Эти же упражнения можно делать с сопротивлением, которое оказывают руками.
- И.п. - сидя по-турецки, спина ровная, пальцы рук сжаты в кулаки. Положить кулак один на другой, подбородком упереться в кулаки, локти расположить перпендикулярно по отношению к туловищу. Наклонить голову вперед, сильно опираясь на сопротивляющиеся руки. Выполнив 4 наклона, опустить руки свободно вдоль туловища. Потом принять исходное положение. Сделать вдох, когда опускается голова после наклона.
- И.п. - сидя. «Выписывать» носом цифры от 0 до 9 и обратно. Это упражнение также хорошо тренирует вестибулярный аппарат.
- И.п. - стоя прямо, ноги вместе, руки свободно опущены. Поднять плечи к ушам, слегка наклонить голову, вращать плечами назад и вперед.
- И.п. - ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки, плавно поднять руки вверх, потянуть подбородок вверх, сделать вдох. Плавно опустить руки вниз, выдох. Вернуться в исходное положение.
- И.п. - ноги вместе, руки опущены. Поднять руки через стороны вверх, потянуть подбородок вверх, хлопок над головой, вдох. Наклон вниз, приблизить голову к ногам, хлопок за ними, выдох. Вернуться в исходное положение.
- И.п. - лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль тела. Обхватить руками колени, голову наклонить. Сделать несколько перекатов на спине вперёд-назад. Вернуться в исходное положение.
- И. п. - стоя, ноги вместе, кисти рук на плечах. Круговые вращения локтями вперед и назад с одновременным сведением лопаток. Сделать небольшую паузу. Опустить руки вдоль туловища и встряхнуть их. Выполнять вращения с постепенным увеличением амплитуды движений.
- И.п. - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться, одновременно развести руки в стороны и прогнуть спину в грудном отделе позвоночника. На выдохе принять исходное положение.
- И.п. - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Сделать «ласточку». Присесть, подтянуть подбородок к груди и обхватить руками плечи.
- И.п. - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, при этом правая рука скользит вдоль туловища вниз, а левая - вверх. Принять исходное положение. Выполнить все в другую сторону.
- И.п. - горизонтально с опорой на параллельно поставленные ладони вытянутых рук и пальцы стоп. Согнуть руки под прямым углом и одновременно поднять правую ногу. Принять исходное положение. Согнуть руки под прямым углом и одновременно поднять левую ногу. Принять исходное положение.
- И.п. - основная стойка, руки у подбородка, локти опущены. 1-2 - локти в стороны, прогнуться, глубокий вдох; 3-4 - основная стойка, продолжительный выдох.
- И.п. - основная стойка. 1-2 - поднять руки вверх, левую ногу назад на носок, потянуться - вдох; 3-4 - исходное положение - выдох. То же с правой ноги.
- И.п. - основная стойка, руки к плечам, локти опущены. 1-2 - локти в стороны - назад, прогнуться - глубокий вдох; 3-4 вернуться в исходное положение - глубокий выдох.
- И.п. - стоя прямо, ноги вместе, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
- И.п. - сидя, наклонить голову вниз и вперед так, чтобы подбородок коснулся груди, затем вернуться в исходное положение. Дыхание произвольное. Затем откинуть голову назад.
- И.п. - лежа на животе. Руки вдоль туловища ладонями вверх. Подбородок на одном уровне с туловищем. Расслабиться. Медленно повернуть голову вправо, потом в исходную позицию и влево, стараясь коснуться ухом пола.
- И.п. - лечь на бок, поднять голову и удерживать ее на весу, считая до пяти. Дыхание произвольное.
- И.п. - лёжа на животе, положить руки на затылок. Медленно поднимать голову, оказывая руками сопротивление.
Литература:
- Алексеева Л.М. «Комплексы детской общеразвивающей гимнастики». – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Буренина А. И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000 г.
- Давыдова М.М. «Развивающие игры для детей», М.: Астрель, 2001 г.
- Левина С.А. «Физкультминутки» – Волгоград, «Учитель», 2008 г.
- Шишкина В.А. «Движение + движение», М.: Просвещение, 1992 г.
- ЦОР – цифровые образовательные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционный урок по ритмике в 4 классе школе 8 вида по теме: Ритмико-гимнастические упражнения под музыку с передачей игрового образа
Музыкально-ритмическая деятельность детей в процессе выполнения специальных упражнений под музыку с передачей игрового образа...
Общеразвивающие ритмико-гимнастические упражнения
Комплекс упражнений для мыщц рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые выполняются с разной амплитудой и в разных положениях....
Общеразвивающие ритмико-гимнастические упражнения с предметами
Комплексы упражнений на общее развитие мышц спины, шеи и плечевого пояса, ног, рук, выполняемые с предметами: флажками, мячом, обручем, лентой....
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
Игры и упражнения на координацию движений, основная цель которых - научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища и головы....
Ритмико-гимнастические упражнения на ориентировку в пространстве
Упражнения и игры на ориентировку в пространстве двух видов: на собственном теле и в окружающем пространстве....
Ритмико-гимнастические упражнения на равновесие
Задержка или недостаточное развитие равновесия, что свойственно детям с ОВЗ влияет на точность движений, ритм, темп. Данные упражнения оказывают положительное влияние на состояние вестибулярного аппар...
Ритмико-гимнастические упражнения на формирование, коррекцию осанки и походки
Численность детей с нарушением осанки и искривлением позвоночника неуклонно растет вверх. Данные упражнения направлены на формирование, коррекцию осанки и походки, задача которых - предохранение опорн...