Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
методическая разработка

Светлана Васильевна Алексеева

Игры и упражнения на координацию движений, основная цель которых - научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища и головы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ

Методическая разработка по ритмике к разделу:

«Ритмико-гимнастические упражнения»

«Ритмико-гимнастические упражнения

на координацию движений»

                                                                             

Учитель ритмики

Алексеева Светлана Васильевна

 В раздел ритмико-гимнастических упражнений по ритмике входят ритмико-гимнастические упражнения на выработку координацию движений, крайне необходимых детям с ограниченными возможностями здоровья, так как основным видом их деятельности будет физический труд, в котором всегда имеют место движения, связанные с координацией и ритмом. Плохая координация движений зависит от чрезмерного возбуждения, нервозности или, наоборот, от двигательной пассивности, приводящей к вялости мышц, а также от неумения соотносить движения с музыкой.

Координация - способность сочетать физические и психологические процессы в целенаправленном движении. Это качество необходимо для успешного выполнения большинства ритмических движений по схеме глаз - рука, глаз - нога. Играет главную роль в развитии ловкости.

Координация - умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко.

 Координация движений - это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. Возникает из согласованности таких физических навыков как равновесие, скорость, чувство времени с сигналами, поступающими от различных органов чувств. Но очень важно, чтобы такие движения были не хаотичными. Они должны быть правильно организованы, иметь определенный уровень нагрузки, а также ограничения во времени.   

Координация движений имеет огромное значение для детей, так как согласованная работа мышц тела является условием его нормального роста и развития. Именно поэтому родители, воспитатели  и учителя должны тренировать у детей ловкость, подвижность и ритмичность с раннего детства. Развитие координации предполагает не только совершенствование выполняемых ребенком движений. Это, прежде всего, согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка, создающих благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы в целом.

Координация движений тренируема и поддается воздействию педагогического процесса, специально направленного на её развитие. Высокая степень развития координации движений оказывает положительное влияние на освоение детьми новых двигательных навыков. Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа - необходимые условия для развития координации. Движения ног и рук могут быть: одновременными, поочередными, последовательными. Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны поочередные движения. Самые сложные разноименные и разнонаправленные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности.  Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища.

В развитии координации и поддержания интереса учащихся к занятиям необходима «новизна». При выполнении упражнений можно применять необычные исходные положения, разноименное движение рук и ног, зеркальное выполнение упражнений, изменение ритма, упражнения с предметами. Координация является составной частью ловкости. Ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.

Основная цель ритмико-гимнастических упражнений на координацию - научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Игры  на  развитие  координации:

  1. «Гусеница»

Лечь  на спину, руки вытянуты над головой. Перекатываясь только с помощью плеч, нужно докатиться до края коврика и вернуться обратно.

  1. «Солдатик»

Лежа на спине, прижать руки к бокам. Перекатываясь только с помощью плеч, доползите до края коврика, и вернуться обратно.

  1. «Собачка» 

Лечь на живот, руки держать впереди с опорой на предплечья. На руках доползите до края коврика и обратно.

  1. «Лодочка»

Лечь  на живот, руки вытянуть вперед. Сделать прогиб, удерживая прогиб, поднять руки и голову. После повторить это упражнение на спине: удерживать на весу голову и ноги, постепенно увеличивая время растяжки.

  1. «По тропинке»

По начерченной полосе  шириной 20 см нужно пройти, перешагивая через различные предметы -  мячики, игрушки, кегли, кубики и т.д.

  1. «Мишка на бревне»

По начерченной полосе, или из растянутых двух шнуров  шириной 20 см,  необходимо пройти на четвереньках в конец полосы и вернуться обратно.

  1. «Акробат» 

На полу класса растянуть шнур или 2 скакалки, вытянутые по прямой линии. Можно полосу  начертить мелом. Дети по одному идут по шнуру или скакалке, приставляя пятку к носку. Руки - в стороны.

  1. «Прыжки» 

Нужно взять ребенка за руки, помочь ему подпрыгнуть, мягко приземлиться. Затем несколько ослаблять поддержку.

  1. «Ручеек»

Дети должны перепрыгнуть на двух ногах через шнур, лежащий на полу. Шнур можно растянуть зигзагом или несколькими рядами.

  1. «Петрушка"

Стоя на полу, слегка наклонившись. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.

  1. «Маятник"

 Стоя, слегка наклонившись. Руки - вниз, перед собой; раскачиваются параллельно вправо - влево.

  1. «Балерина»

Стоя прямо, ноги чуть расставлены. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носки. Взмах кистями рук.

  1. «Дерево на ветру»

Руки подняты. Дети раскачиваются параллельно вправо - влево. Педагог даёт команды: слабый ветерок и сильный ветер.

  1. «Шофер»

 Дети, вращая руками воображаемый руль, передвигаться по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, если «шофер» сумеет правильно реагировать на зеленый, красный, желтый свет, при помощи  цветных кружков.

  1. «Дворник»

Руки - одна наверху, другая внизу – обхватывают рукоятку воображаемой метлы. Широкими взмахами подметаем тротуар.

  1. «Сгребаем снег»

Руки «обхватывают черенок лопаты». Дети движениями показывают сгребание снега в большие и маленькие сугробы.

  1. «Дровосеки» 

Встать друг против друга. Левая нога выдвинута вперед. Правой рукой двигать воображаемую пилу к себе и от себя.

  1. «Рубим дрова»

Расставить ноги на ширину плеч. Руки со сцепленными пальцами – над головой. Наклоняясь, широким взмахом опускать руки вниз.

  1. «Зоопарк» 

Один из учеников изображает различных животных или птиц. Остальные учащиеся должны отгадать изображаемое животное.

  1. «Не зевай»

Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать, то наклоняться в быстром темпе.

  1. «Ладушки» 

Дети встают друг напротив друга в парах, согнутые в локтях руки поднимаются к плечам таким образом, что ладони обеих рук «смотрят» на ладони партнера. Дети выполняют сначала хлопок своими руками, возвращают руки в исходное положение. Затем хлопок по рукам партнера. И. п. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок правой рукой по правой руке партнера. И.п. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок левой рукой по левой руке партнера. Повторять цикл, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность или не собьется с темпа.

  1. Этюды по «Согласованным действиям» 

Пилка дров, гребля, перемотка ниток, перетягивание каната, игра в воображаемый мячик, скачка на коне и т. д. Детям необходимо постоянно помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения движений. Данные этюды отрабатываются сначала парами, затем всем классом.

  1. «Хлопки»

Дети свободно двигаются по классу. На один хлопок педагога они должны подпрыгнуть, на два - присесть, на три - встать с поднятыми вверх руками. Предлагаются  любые другие варианты движений.

  1. «Канон» 

Дети стоят друг за другом таким образом, что руки лежат на плечах стоящего впереди. Услышав первый сигнал педагога (по договоренности), первый ребенок поднимает правую руку. На второй сигнал второй ребенок поднимает левую руку, на третий - третий поднимает правую и т. д. Затем аналогично по сигналу педагога, дети опускаются руки вниз.

  1. «Журавли-журавушки»

Для игры из учеников выбирается водящий - «журавль». На игровой площадке дети выстраиваются в цепочку, лицом к ним стоит вожак. Колонна все время движется, сначала медленно, потом ускоряя темп. При этом она выполняет указания вожака. Например, когда водящий говорит: «Желтобрюхая змея», колонна «журавлей» идёт «змейкой». Если говорит о лягушках, то колонна в полуприседе прыгает вперед и т. д. Проигравшим считается тот, кто не смог выполнить задание и разорвал круг и становится на самый конец колонны.

  1. «Краски»

Игроки размещаются на стульях или скамейках. Из числа игроков выбирается продавец и покупатель. Покупатель отходит в сторону, а игроки говорят продавцу, какой краской они хотят быть. Через некоторое время приходит покупатель и говорит: «Тук, тук». Продавец спрашивает: «Кто там?» Продавец называет свое имя. Продавец. «За чем пришел?» Покупатель. «За краской». Продавец. «За какой?»  Покупатель называет краску, за которой пришел. Если такая краска есть, продавец называет ее цену. Покупатель хлопает по ладони продавца столько раз, сколько он сказал. С последним хлопком «краска» убегает, а покупатель старается ее догнать. Поймав «краску», он уводит ее к себе. Если названной краски нет, продавец говорит: «Скачи по синей (желтой, красной и т. д.) дорожке на одной ножке». Покупатель скачет до условленного места, затем возвращается. Игра продолжается.

  1. «Собачки»

Из числа детей выбирается водящий - собачка. Остальные участники располагаются в круге. Они перебрасывают мяч друг другу. «Собачка» при этом должен стараться поймать мяч. Тот, у кого водящий отбирает мяч, становится «собачкой».

  1. «По очереди»

Дети делятся на 2 команды и строятся в колонны. Один из игроков располагается напротив своей команды и держит в руках мяч. По сигналу ведущего он бросает мяч партнеру. Тот, в свою очередь, бросает мяч обратно и присаживается на корточки. Далее мяч кидают второму игроку, третьему и всем последующим. Та команда, которая выполняет задание первой,- выигрывает.

  1. «Канатоходец»

Мелом на игровой площадке рисуют тропу канатоходца шириной, не превосходящей ширину стопы. Задача каждого, игрока: пройти дистанцию как можно быстрее и не оступиться.

  1. «Змейка»

В этой игре должны участвовать, как минимум, 6 человек. В начале игры выбирается ведущий. Впоследствии его может сменить другой участник. Затем ребята выстраиваются друг за другом и кладут руки на талию стоящего впереди. Ведущий становится самым первым, он будет направлять всю змейку. Остальные участники должны точно следовать за ним. При этом основная цель ведущего - поймать свой «хвост», т. е. последнего участника змейки. Если он поймает, то становится последним в цепочке, а на его место встает участник, стоявший следом за ним.

  1. «Робот»

Предложить одному из учеников  представить, что он робот с дистанционным управлением. Вы будите подавать ему команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». Поменяйтесь ролями, теперь вы робот, а ребенок пусть вами руководит.

  1. «Гусеница»

Игроки делятся на две команды. Они выстраиваются в колонну следующим образом: правая рука каждого последующего игрока лежит на правом плече предыдущего, а левой рукой он поддерживает левую ногу стоящего впереди. По сигналу ведущего колонна начинает движение по дистанции. Побеждает та команда, которая пройдет дистанцию первой.

  1. «Вышибалы» 

Два игрока занимают места напротив друг друга - это вышибалы. Остальные игроки располагаются между ними. Задача вышибал: постараться мягким мячом попасть в игроков. Игроки же должны как можно дольше продержаться в игре, уворачиваясь от мяча, не сходя со своих мест.

  1. «Хвосты»

Игра осуществляется в парах. Игроки прикрепляют сзади к поясу ленты. Задача каждого участника пары: сорвать ленту партнера и при этом сохранить свою.

  1. «Пальчики-солдатики»

Предложите ребенку положить правую руку на стол и представить, что его пальчики - это дружные солдатики. Сейчас они должны промаршировать попарно. Рука ребёнка должна это изобразить, поднимая те пальчики, которые соответствуют номеру солдатика. Первый палец - первый солдатик. Указательный - второй солдатик. Средний - третий, безымянный - четвертый, мизинец-пятый. Так, например, если вы называете второго и пятого солдатика, должны подниматься указательный палец и мизинец, если вы называете первого и четвертого солдатика, должны подниматься первый и безымянный пальцы и т. д.   

  1. «Ключи»     

На игровой площадке чертят небольшие круги. Из числа игроков выбирается водящий. Остальные игроки встают в круги. Водящий подходит к любому участнику игры и спрашивает: «Где ключи?» Игрок ему отвечает: «Пойди к (называет имя любого игрока) и постучи». В то время как происходит этот разговор, другие игроки меняются местами. Водящий должен быстро среагировать и занять любой освободившийся круг. Если ему это удается, то он меняется ролями с игроком, оставшимся без круга. А если водящий долго не может занять чей-то круг, он может сказать «Нашел ключи!» - и тогда все игроки должны меняться местами. В это время водящий легко может занять чей-то круг.

37. «Надо местом нам меняться»

В игре могут принимать участие от 3 до 10 человек. Вдоль противоположных стен расставляются стулья или скамейки. На одной стороне рассаживаются дети, у противоположной стены ставится на один стул меньше.

Педагог или ведущий, выбранный из детей, начинает читать стихотворение:

- Мы на стульях посидели,
Головою повертели,
Надоело нам сидеть,
Надо прыгать и галдеть.

После этих слов дети поднимаются со стульев и прыгают, бегают, веселятся. Когда ведущий произносит следующие строки:

- Уж я прыгал, прыгал, прыгал и устал.
Сел на стул и снова прыгать перестал,

Дети должны занять стульчики, расположенные у стены, противоположной той, у которой они сидели прежде. Тот, кому не достанется места, выходит из игры. Убирается еще два стула. Игра начинается сначала. Победителем становится тот, кто займет последний стул.

38. «Острова»

Разложить коврики или маленькие обручи на полу в разных местах на расстоянии 20-30 см друг от друга. Педагог показывает, как нужно перепрыгивать с коврика на коврик, или с обруча в обруч. После того как дети выполнят задание, нужно разложить коврики или обручи квадратом, кругом, зигзагом и т. д.

Для усложнения задания можно просить детей прыгать на одной ноге, с прихлопами и т. д.

39.  «Дикая прыгающая змея»

Дети усаживаются на пол друг за другом, раздвинув ноги. Каждый крепко держит впереди сидящего ученика. Самый первый изображает голову змеи: по его команде змея начинает подпрыгивать, продвигаясь вперед, так, чтобы игроки не отрывались друг от друга. Если все-таки змея упала, то «головой» становится следующий из детей.

Упражнения  на  развитие  координации  движений:

  1. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
  2. И.п. - стойка ноги врозь. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу).
  3. И.п. - стойка ноги врозь. Одновременные движения правой руки вверх, левой - в сторону; правой руки - вперед, левой - вверх.
  4. И.п. -  ноги вместе. Выставление левой ноги вперед, правой руки - перед собой; правой ноги - в сторону, левой руки - в сторону и т. д.
  5. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены вниз. Движения правой руки вверх - вниз с одновременным движением левой руки от себя - к себе перед грудью. То же самое с движением левой руки вверх-вниз.
  6. И.п. - стойка ноги врозь. Перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки
  7. И.п. - стойка ноги вместе. Отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу.
  8. И.п. - стойка ноги вместе. Высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки.
  9. И.п. - стойка ноги вместе. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги.
  10. И.п. - стойка ноги вместе.  Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки.
  11. И.п. - стойка ноги врозь. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени.
  12. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны - книзу под углом 60 градусов. Скрестные маховые движения руками перед телом - правая, затем левая рука сверху. Руки прямые, мышцы напряжены, пальцы вытянуты. При перекрещивании локти касаются друг друга.
  13. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны - книзу. Сгибая правую ногу, выводя  таз влево, руки скрестно перед телом, вернуться в и. п. То же в другую сторону.
  14. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны - книзу, кисти разогнуты (от себя). Скрестные маховые движения руками перед телом. Здесь активно участвуют в работе статически напряженные разгибатели кисти.
  15. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны -  книзу, слегка отведены назад. Скрестные махи руками за телом. Руки не сгибать, в пояснице не прогибаться.
  16. И.п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью, кисти сжаты в кулак. Рывки руками внутрь: правая рука над левой, левая над правой. Движение выполняется активно, резко.
  17. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны ладонями вверх. Круги вперед с небольшим радиусом. Руки выпрямлены до предела, кисти напряжены, пальцы вместе, плечи опущены, голова прямо, мышцы туловища напряжены. В поясничном отделе не прогибаться. Аналогично выполняются круговые движения назад.
  18. Упражнение аналогично предыдущему, но ладони вниз.
  19. Упражнение аналогично предыдущему, но кисти сжаты в кулак.
  20. И.п. - стойка ноги врозь, руки к плечам, локти в стороны. Движением таза вправо, правую руку в сторону, ладонью вверх, движение таза влево, правую руку к плечу, левую в сторону, ладонью вверх.
  21. И.п. - стойка ноги врозь, правая нога слегка согнута, согнутая правая рука в сторону (предплечье вверх), левая согнута, ладонь на уровне желудка, таз отведен влево. Передать тяжесть тела на правую ногу, таз вправо, поменять положение pук.
  22. И.п. - стойка ноги вместе, руки в стороны. С полуприседом колени вправо, исходное  положение, то же в другую сторону.
  23. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны. Полуприсед колени внутрь, руки  согнуть, вернуться в исходное положение.
  24. И.п. - то же. Приседание с поворотами коленей внутрь. Вернуться в исходное положение.
  25. И.п. - стойка ноги вместе, руки в стороны. Поочередные махи согнутыми ногами с хлопками под ногой.
  26. И.п. - ноги вместе, руки в стороны. 4 маха согнутой правой ногой, 4 - левой, руки касаются колена; 2 маха согнутой правой, 2 левой, повторить 2 раза; мах согнутой правой, то же левой.
  27. И.п. - ноги вместе, руки в стороны. Мах согнутой левой ногой вперед, согнуть левую руку, опустить левую ногу носком на пол, левую руку вниз; вновь мах левой вперед, согнуть левую руку, приставить левую ногу к правой. То же с другой ноги.
  28. И.п. - стойка ноги вместе, руки к плечам, локти в стороны. Мах согнутой правой ногой вперед, небольшой поворот туловища направо, коснуться локтем левой руки, колена правой ноги. То же с другой ноги.
  29. И.п. - основная стойка, руки в стороны. Махи согнутыми ногами в стороны. Во время выполнения упражнения корпусом не качать.
  30. И.п. - основная стойка, руки перед грудью, пальцы сцеплены. 4 маха согнутой правой ногой в сторону, небольшой наклон вперед, руки вниз; то же левой; 2 маха правой, 2 левой.
  31. И.п. - стоя прямо, руки на бёдрах. Мах согнутой правой ногой в сторону - невыворотно, колено вниз. Стараться локтем коснуться пятки. То же мах левой ногой.
  32. И.п. - основная стойка. Мах согнутой правой ногой назад, правая рука в сторону, левая вверх-наружу. То же с другой ноги.
  33. И.п. - полуприсед в стойке ноги вместе, колени вправо, согнутые руки вправо - на уровне талии. Перевести колени и руки влево.
  34. И.п. - основная стойка. Мах согнутой правой ногой назад, правая рука в сторону, левая вверх-наружу. То же с другой ноги.
  35. И.п. - стойка ноги вместе. Движение ног вперёд, назад, в стороны. Нога ставится на носок, колено не сгибается.
  36. И.п. - стоя. Проделать несколько одновременных круговых движений прямыми руками так, чтобы движение правой руки было направлено вперед, а левой - назад. Затем изменить направление движения рук: правой назад, левой вперед.
  37. И.п. - стоя прямо. Поднять правую руку в сторону ладонью вниз. Попробовать, оставляя в горизонтальном положении кисть, проделать вращательные движения плеча и предплечья вперед и назад. Тоже упражнение выполняется левой рукой.
  38. И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч. Вытянутой правой рукой делать вращательные движения, левой рукой – горизонтальные движения. Упражнения выполняются на два счета.
  39. И.п. - стоя прямо, ноги вместе.  Вытянутой правой рукой делать  круговые  движения, левой рукой - вертикальные взмахи вверх-вниз на два счета.
  40. И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Вытянутой  правой рукой делать   вращательные   движения, левой рукой - вычерчивать равнобедренный треугольник. Выполнять на три счета.
  41. И.п. - стоя прямо, ноги вместе. Руки на уровне груди согнуты в локтях ладонями вниз. Одну руку поворачивать по часовой стрелке, чуть разгибая в локтевом суставе, другую - против часовой стрелки.
  42. И.п. - стоя прямо, ноги вместе. Правая рука на голове, согнутая левая ладонью повернута к животу. Правой рукой делать движения вверх-вниз, левой рукой – круговые движения во фронтальной плоскости около живота.
  43. И.п. - стоя прямо, ноги вместе. Правая рука вперед, вверх, в сторону, вниз. Повторить два раза. Левая рука в сторону, вверх, вперед, вниз. Повторить два раза. Соединить рисунки упражнений.
  44. И.п. - стоя прямо, ноги вместе. Правая рука вперед, перед грудью (согнуть локоть), в сторону, вниз. Повторить два раза. Левая рука в сторону, вверх, перед грудью, вниз. Повторить два  раза. Соединить рисунки упражнений и выполнить как единое целое упражнение.
  45. И.п. - стоя прямо, ноги вместе. Правая рука в сторону, за голову, в сторону, вниз.  Левая рука вперед, перед грудью, вперед, вниз. Надо выполнить рисунки каждой рукой по четыре раза отдельно, затем соединить их в непрерывное упражнение. Добиваться точного и свободного исполнения. 
  46. И.п. - стоя прямо, ноги вместе. Правая рука в сторону, кулак сжать; перед грудью, кулак открыть; в сторону, кулак сжать; вниз, кулак открыть. Левая рука вперед, ладонь открыта и направлена вниз; в сторону и ладонь вверх; вниз. Выполнить рисунки по четыре раза порознь, затем соединить их в непрерывное цельное упражнение. Добиваться точного выполнения упражнения.
  47. И.п. - стоя прямо, ноги вместе, руки свободно вдоль туловища. Правая рука вперед, в сторону, кулак сжат и ладонь вверх; рука вверх - кулак открыть и пальцы развести в стороны, вниз. Левая рука вперед - ладонь вниз и пальцы в стороны; в сторону - ладонь вверх - кулак сжать; за голову; вниз. Соединить движения обеих рук в непрерывное целое упражнение.
  48. И.п. - стоя прямо, ноги вместе. Правая рука вперед, пауза, перед грудью, вниз. Левая рука в сторону, перед грудью, пауза, вниз. Сделать по четыре раза каждой рукой, а затем соединить эти движения. 
  49. И.п. - стоя прямо, ноги вместе. Правая рука в сторону, перед грудью, пауза, вниз. Левая рука в сторону, пауза, за голову, вниз. Выполнить оба упражнения по четыре раза, затем соединить движения рук. Можно затруднить ходьбой по классу. Это упражнение можно выполнять с флажками.
  50. И.п. - стоя прямо, ноги вместе.  Правая рука в сторону, вверх, вперед, вниз. Левая рука в сторону, пауза, вниз, пауза. Выполнить по четыре раза и соединить движения обеих рук. Это упражнение можно выполнять во время ходьбы по кругу. Дыхание свободное, ненапряжённое.
  51. И.п. - сидя на стуле.  Поочередно  поднимать  вверх, затем отводить в сторону  то  одну,  то другую руку. 
  52. И.п. - сидя на стуле.  Поочередно  выводить правую, левую ноги вперёд, ставя  на носок, на пятку, и возвращаясь в исходное положение.
  53. И.п. - сидя на стуле.  Правую ногу вывести вперёд и поставить на носок. Одновременно левую ногу вывести в сторону и поставить на носок. Добиваться точности выполнения упражнения.
  54. И.п. - стоя прямо, ноги вместе.  Поднимать  вверх  правую  руку  и  одновременно отводить в сторону левую руку. Затем руки сменить. 
  55. И.п. - стоя прямо, ноги вместе, руки в свободном положении вдоль тела.  Согнуть  правую  руку  к  плечу  и  одновременно   поднять  левую  руку  вперед. Затем  сменить положение рук.
  56. И.п. - сидя на стуле. Откинувшись на спинку стула и вытянув ноги вперед, опираясь пятками о пол, поочередно подтягивать то правую, то левую ногу. Дыхание спокойное, произвольное.
  57. И.п. - сидя на стуле. Ноги, согнутые под прямым углом, стоят на полу. Делать движение ступнями ног, перенеся опору с носков на пятки поочередно то одной, то другой ногой, не сдвигая их.
  58. И.п. - сидя на стуле. Передвигать ступни ног то вправо, то влево, перенося опору с носков на пятки.
  59. И.п. - стоя прямо, ноги вместе. Согнуть правую руку к плечу, затем поднять ее вверх, одновременно сгибая левую руку к плечу. Опустить правую руку к плечу, а левую - поднять  вверх, затем   опустить  правую  руку  вниз, а  левую - согнуть к плечу;  и,  наконец, левая рука опускается тоже вниз. Проделать то же движение, начиная с левой руки.
  60. И.п. - сидя. Опираясь ступнями о пол, согнуть правую руку к плечу и одновременно согнуть левую ногу, поставив ее на носок. Затем возвратиться в исходное положение. То же другой рукой и противоположной ногой.
  61. И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч. Отвести левую руку в сторону с одновременным поворотом головы вправо. Вернуться в исходное положение. Проделать то же, поворачивая голову влево и отводя правую руку в сторону.
  62. И.п. - стоя прямо, ноги вместе. Согнуть левую руку к плечу с одновременным сгибанием правой ноги, стремясь достать пяткой колено противоположной ноги. Вернуться в исходное положение. Проделать то же правой и левой ногой.
  63. И.п. - стоя прямо, ноги вместе, руки опущены вниз. Прямые руки поднимаем в стороны на уровень плеч и начинаем вращать предплечьями внутрь, а потом наружу.                           Это подготовительное упражнение, здесь главное - следить за тем, чтобы локти                  не опускались с линии плеч.  Положение тела и рук не изменяется, но теперь одна          рука делает вращение предплечьем наружу, а другая рука делает вращение предплечьем внутрь.
  64. И.п. - стоя прямо, ноги вместе или не шире плеч, руки свободно опущены вдоль   туловища. Руки поднимаются перед собой ладонями вниз (ладонь открыта) на уровень груди - солнечного сплетения. Начинаем делать вращение тазом в одну сторону, а руками в другую. Для того, чтобы было легче понять это упражнение, представьте (нарисуйте) на полу перед собой циферблат. Если вращение тазом делается по часовой стрелке, то руки должны делать вращение против часовой стрелки.
  65. И.п. - стоя прямо, ноги вместе. Поднять одну ногу, согнутую в колене, на уровень пояса, стопа параллельна полу. Выполнять предыдущее упражнение, одновременно вращая голенью поднятой ноги в горизонтальной плоскости.
  66. И.п. - сидя на стуле. Положить кисти рук на бедра. Одной ладонью ласково и неторопливо гладить себя по бедру от колена к туловищу, второй ладонью быстро похлопывать себя по бедру.
  67. И.п. - стоя прямо, ноги вместе. Поднять плечи как можно выше, как будто пытаешься достать ими до ушей. Энергично опустить плечи. Повторить несколько раз. Можно немного изменить это упражнение – поднять плечи и круговыми движениями медленно вращать сначала вперед, затем назад.

  Литература:

  1.  Алексеева Л.М. «Комплексы детской общеразвивающей гимнастики». – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 
  2.  Буренина А. И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000 г.
  3.  Давыдова М.М. «Развивающие игры для детей», М.: Астрель, 2001 г.
  4. Левина С.А. «Физкультминутки» – Волгоград, «Учитель», 2008 г.
  5.  Шишкина В.А. «Движение + движение», М.: Просвещение, 1992 г.
  6.  ЦОР – цифровые образовательные ресурсы

                     

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение на координацию движений

Упражнения на координацию движений рук и ног развивают не только тело и умственные способности детей...

Упражнение на координацию движений

Упражнения на координацию движений рук и ног развивают не только тело и умственные способности детей...

Коррекционный урок по ритмике в 4 классе школе 8 вида по теме: Ритмико-гимнастические упражнения под музыку с передачей игрового образа

Музыкально-ритмическая деятельность детей в процессе выполнения специальных упражнений под музыку с передачей игрового образа...

Конспект учебного занятия по теме «Упражнения на координацию движения» (ИУП – ребёнок с ОВЗ)

Данный конспект разработан к авторской дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "Звуки музыки" для учащегося с ограниченными возможностями здоровья....

Общеукрепляющие ритмико-гимнастические упражнения

Комплексы упражнений на развитие и укрепление мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног, рук....

Общеразвивающие ритмико-гимнастические упражнения

Комплекс упражнений для мыщц рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые выполняются с разной амплитудой и в разных положениях....

Общеразвивающие ритмико-гимнастические упражнения с предметами

Комплексы упражнений на общее развитие мышц спины, шеи и плечевого пояса, ног, рук, выполняемые с предметами: флажками, мячом, обручем, лентой....