Ритмико-гимнастические упражнения на ориентировку в пространстве
методическая разработка

Светлана Васильевна Алексеева

Упражнения и игры на ориентировку в пространстве двух видов: на собственном теле и в окружающем пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ

Методическая разработка по ритмике к разделу

«Ритмико-гимнастические упражнения»

«Ритмико-гимнастические упражнения

на ориентировку в пространстве»

                                                                             

Учитель ритмики

Алексеева Светлана Васильевна

Ориентировка в пространстве совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения и накопления практического опыта. Пространственная ориентировка это восприятие и отражение человеком различных признаков окружающих предметов посредством взаимосвязанной деятельности анализаторной системы.

Ориентационная способность - это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющихся ситуаций или движущегося объекта. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Ребенок воспринимает пространство как нерасчлененную непрерывность. Слежение за движением предмета в пространстве у малыша развивается постепенно. Вначале он следит за горизонтально движущимся предметом, затем вертикально и, наконец, за предметом, движущимся по кругу и в вертикальной плоскости. Затем начинает осваивать глубину пространства. Вертикальное положение при ходьбе позволяет быстрее всего освоить направления вверх - вниз. При этом ребенок осваивает систему координат по сторонам собственного тела. Он сам является как бы центром системы координат. Различая горизонтальные оси вперед - назад, налево - направо, ребенок постепенно разбивает пространство на координатные углы: переднюю левостороннюю и другие зоны. Разница между ними исчезает, когда ребенок осваивает глубину пространства.

Рассматривая особенности развития пространственной ориентировки у детей, исследователи выделили два ее вида: 1) на собственном теле и 2) в окружающем пространстве. Тесная взаимосвязь этих двух видов ориентировки обусловлена тем, что первый вид ориентировки развивается раньше второго, и тем, что ориентировка на собственном теле лежит в основе сложной ориентировки человека в окружающем пространстве. Различение детьми частей своего тела и определение парно-противоположных сторон «на себе» является основой для развития понимания детьми «схемы собственного тела», которая является, в свою  очередь, чувственной основой системы отсчета при ориентировке в окружающем пространстве.

Ориентировка на собственном теле является исходной в освоении ребенком пространственных направлений. Ребенок использует систему с фиксированной точкой отсчета (на себе) и переходит к использованию системы со свободно перемещаемой точкой отсчета (на другие объекты). Этапы пространственной ориентации - на себе, от себя, от объекта - не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. 

Ребенок с отклонениями в развитии значительно отстает по срокам формирования познавательных процессов и проходит процесс психического становления личности чрезвычайно неравномерно – он может выполнить сложное задание и не выполнить простое.

Для всех детей с ограниченными возможностями здоровья важное значение имеют специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, коррекции прямостояния, ходьбы, ритма и пространственной организации движений. Важно научить ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с малышом полезно проводить специальные занятия под счет, хлопки, музыку. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику, но и активизирует внимание ребенка, повышает его эмоциональный тонус, способствует речевому развитию.

Формирование пространственных представлений у детей с недостатками интеллекта нарушается по всем направлениям; дети этой категории испытывают существенные трудности в овладении действиями восприятия, в приобретении опыта практического преобразования пространства, при его отражении в слове и в продуктивных видах деятельности 

Совершенствование навыков ходьбы

 Ходьба - это сложный по координации автоматизированный навык, имеющий важное значение в жизни человека. Ходьба вовлекает в работу мышцы всего тела, что способствует улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы. При спокойной ходьбе ритмичная работа мышц создаёт благоприятные условия для успокоения организма; в то же время при быстрой ходьбе организм испытывает весьма значительную физиологическую нагрузку.  

Большинство учащихся коррекционной школы не умеют правильно ходить. Их надо этому учить с 1 класса. Самыми распространенными нарушениями ходьбы являются: некоординированность движений рук с движениями ног; неправильная постановка стопы; шаркающая походка, наличие синкинезий (непроизвольные содружественные движения, сопровождающие включение в движение двух рук); неумение прямо держать голову; пружинистая походка и т. д.

Задача учителя ритмики: последовательно формировать у детей легкую, непринужденную походку с хорошей координацией движений рук и ног, с соблюдением правильной осанки. Учитель должен помнить, что ходьба и бег являются жизненно важными прикладными двигательными действиями, поэтому при обучении большое значение имеет личный показ самого педагога.

  • Обычная ходьба в умеренном темпе. При такой ходьбе нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок переходит в отталкивание (по возможности, выпрямленной в колене ногой). Движения рук спокойные - согнутые в локтях руки поочередно поднимаются вперед не выше уровня груди, затем отводятся назад локтями вверх, кисть примерно на уровне пояса. Голова приподнята, плечевой пояс не напряжен, живот подобран.
  • Ходьба на носках. Выполняется на более прямых ногах. Шаги короткие, туловище выпрямлено, подтянуто. Нога ставится на переднюю часть стопы, пятка не касается поверхности. Движения рук незначительные, они несколько расслаблены. Их можно поставить на пояс, положить за голову. При этом плечи опущены, осанка непринужденная.
  • Ходьба на «полупальцах». Выполняется ходьба так же, на носках, но ноги в коленях не сгибаются и высокий подъём стопы. Шаги мелкие. Корпус натянут, руки поставить в положение на пояс.
  • Ходьба на пятках. Этот вид ходьбы выполняется почти на прямых ногах. Шаги короткие, живот подтянут, спина выпрямлена. Нога ставится на пятку, носки подняты вверх, при этом не следует их сильно разворачивать в сторону. Руки на поясе.
  • Ходьба, высоко поднимая колени. Движения энергичные, четкие. Нога ставится сначала на переднюю часть, затем на всю стопу. Шаги короткие, но уверенные. Согнутая в колене нога поднимается вперед-вверх. Бедро принимает горизонтальное положение, голень образует с бедром прямой угол, носок оттянут вниз. Активные движения ног согласуются с движениями рук, кисти сжаты в кулаки. Продвижение вперед незначительное. Корпус прямой, голова приподнята.
  • Ходьба широким шагом. Движения несколько замедленные. Сохраняется обычная при ходьбе координация движений рук и ног. Нога ставится перекатом с пятки на носок. При выполнении этого вида ходьбы нельзя чрезмерно увеличивать длину шагов, так как это может привести к нарушению формирующейся у детей координации движений.
  • Ходьба перекатом с пятки на носок. Выполняется этот вид ходьбы ярко выраженной постановкой ноги на пятку, плавным и одновременно энергичным перекатом на носок, слегка пружиня при этом и стараясь приподняться повыше. Движения рук свободные, ненапряженные, с некоторым акцентом (остановкой) в момент перехода на носок.
  •  Ходьба приставным шагом. Может выполняться вперед, назад, в правую и левую сторону. Шаг начинается с любой ноги: одна при этом выносится вперед, другая к ней приставляется. Обе ноги оказываются вместе, пятки их соединяются на каждом шаге. Не следует поворачивать ступню приставляемой ноги носком внутрь. Руки в движении участия не принимают - их целесообразнее поставить на пояс. Этот вид ходьбы особенно хорошо выполнять под разножанровую музыку: под марш - четко, без заметного сгибания ног в коленях; под танцевальную музыку - мягко, пружиня на одной или на обеих ногах.
  • Ходьба в полуприседе и приседе. Выполняется на полусогнутых или полностью согнутых 

в коленях ногах. При ходьбе в полуприседе нога ставится на переднюю часть стопы, а при ходьбе в приседе - на всю стопу. Спину надо стараться держать прямо. Руки двигаются свободно. При ходьбе в полуприседе их можно поставить на пояс, при ходьбе в приседе руки лучше держать на коленях.

  • Ходьба крестным шагом.  Одна нога выносится вперед и ставится перед другой немного в сторону. Продвижение вперед незначительное. Ногу нужно ставить выпрямленной и на всю стопу. Руки целесообразно держать на поясе, так как их активные движения могут привести к чрезмерному повороту туловища и нарушить координацию движений.
  • Ходьба выпадами. Выносимая вперед нога ставится согнутой в колене на всю стопу. Остающаяся сзади нога стоит на носке (по возможности ее надо держать прямой). Толчок производится носком сзади стоящей ноги.
  • Ходьба с закрытыми глазами. Выполняется небольшими шагами, обычно наблюдаются отклонения от прямолинейного направления.
  • Ходьба спиной вперед. Одна нога ставится назад на переднюю часть стопы или сразу на всю стопу. Толчок производится пяткой другой ноги или всей стопой одновременно. Координированные движения рук и ног выполняются с трудом.
  • Гимнастическая ходьба. Выполняется постановкой ноги с носка более широким шагом, стопа ставится на опору полностью.

Необходимо практиковать на уроках ходьбу в различном темпе, с различной постановкой стоп:

  • на внешней и внутренней стороне стоп;
  • на полупальцах;
  • осторожный шаг;
  • мягкий шаг;
  • пружинящий шаг;
  •   маршировка с высоким подниманием колен;
  • маршировка с высоким подниманием прямой ноги – «генеральский шаг»;
  • широкий шаг – шаг «великана»;
  • мелкий шаг – шаг «гномиков»;
  • с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка;
  • вдоль стен с четкими поворотами в углах зала;
  • по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол;
  • парами по кругу, соблюдая дистанцию;
  • ходить по залу, меняя направление: направо, налево, по диагонали, змейкой;
  • ориентировка в направлении движений вперёд, назад, направо, налево, в круг, из круга;
  • ходьба с предметом в руках: с флажками, маленькими резиновыми мячами и т.д.;
  • перешагивание через препятствия: веревка, гимнастическая палка и т.д.;
  • в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Совершенствование навыков бега

 Обучение бегу в коррекционной школе VIII вида, вызывает ряд трудностей. Большинство детей с нарушениями интеллекта не понимают назначение бега, они не могут регулировать дыхание, преодолевать утомление, распределять энергетический потенциал.  Но бег является хорошим средством для развития органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Поэтому бег как упражнение должен проводиться на каждом уроке.

  • Обычный легкий бег. Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях. При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад - в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища. Осанка ненапряженная, движение рук свободное.
  • Бег с высоким подниманием колен. Бежать, поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки на поясе.
  • Бег на носках. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать, руки на поясе.
  • Бег широким шагом. Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. 
  • Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу).
  • Бег крестным шагом. Выполнять захлестом почти прямых ног: правой - влево, левой - вправо. Нога ставится на стопу.
  • Бег прыжками. Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед-вверх.

Построение и перестроение:

  • построение в шеренгу, в круг, цепочкой;
  • построение в колонну, в колонну по два, по три, по четыре;
  • построение в пары, в шахматном порядке;
  • перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре;
  • построение круга из движения врассыпную;
  • перестроение в круг из шеренги, из цепочки;
  • перестроение из колонны парами в колонну;
  • перестроение из одного круга  в два, три отдельных маленьких круга;
  • перестроение из общего круга  в кружочки по два, три человека и обратно в общий круг;
  • перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их;
  • перестроение из концентрических кругов в «звёздочки».

Игры на ориентировку в пространстве:

  1. «Зеркало»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать двигательную память,  умение быстро реагировать на движения ведущего.

На первом этапе игра выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала педагог совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Дети зеркально повторяют движения педагога. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя, и подключать движения всего тела. Когда игра освоена из детей выбирается ведущий и заменяет педагога.

  1. «Телевизор»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать двигательную память,  умение быстро реагировать на движения ведущего.

Эта игра  аналогична предыдущей, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, дети тоже берутся правой рукой за левое ухо).

  1. «Найди клад»  

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, умение быстро реагировать на команды ведущего.

В классе прячется игрушка или конфета, или любой другой предмет. Один из учеников должен найти ее, ориентируясь на команды учителя (ведущий говорит: «сделай два шага вперед, один направо...» и т. п.). В дальнейшем ведущий выбирается из учеников.

  1. «Море волнуется…

Цель: стимулировать  умение определять  пространственные отношения между собой  и окружающими объектами.

Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине круга – водящий. Дети, качая сцепленными руками, говорят: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Все замирают, а водящий внимательно смотрит. Кто пошевелился, тот выбывает из игры.

  1. «Ритм по кругу» 

Цель: развитие быстроты, реакции, умения ориентироваться, соблюдать  темп игры.

Дети садятся в круг на колени и на пятки. Число участников в кругу не должно быть кратно трем. Первый ребенок хлопает в ладоши один раз, следующий - два раза, следующий - три раза, следующий опять один раз и т. д. Ведущий задает различный темп игры, меняет направление игры (то по часовой стрелке, то против).

  1. «Ритм по кругу» - усложнённый

Цель: развитие быстроты, реакции, умения ориентироваться, соблюдать  темп игры.

Далее упражнение усложняется. Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой-то ритм. Дети по команде его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом». Каждый по очереди отбивает по одному хлопку заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. И так до команды «Стоп». Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко.

  1. «Слепой скульптор»

Цель: стимулировать  умение определять  пространственные отношения между собой  и окружающими объектами.

Из учеников выбирается водящий. Водящему завязывают глаза. Одного из участников игры педагог ставит в  любую  позу.  Это натурщик. Водящий должен ощупать предложенную ему фигуру и «слепить» из другого ученика точно такую же, но не зеркальную фигуру. Затем можно увеличивать число натурщиков (составлять скульптурные группы из двух - трех человек). Очень важно, чтобы после окончания своей работы «скульптор» с открытыми глазами старался поправить допущенные ошибки.

  1. «Зоопарк»

Цель: развитие быстроты, реакции, внимания и умения быстро ориентироваться на движения ведущего.

Один из учеников изображает различных животных или птиц. Остальные учащиеся должны отгадать изображаемое животное.

  1. «Не перепутай»

Цель: стимулировать  умение определять  пространственные отношения между собой  и другими учащимися.

Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать, то наклоняться в быстром темпе, хлопать в ладоши и т.д. Кто ошибается, тот выбывает из игры. 

  1. «Ладушки»

Цель: развивать координацию движений и умение ориентироваться в пространстве

Дети встают друг напротив друга в парах, согнутые в локтях руки поднимаются к плечам таким образом, что ладони обеих рук «смотрят» на ладони партнера. Дети выполняют сначала хлопок своими руками, возвращают руки в исходное положение. Затем хлопок по рукам партнера. Исходное положение. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок правой рукой по правой руке партнера. И.п. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок левой рукой по левой руке партнера. Повторять цикл, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность.

  1. «Будъ внимательным»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на сигналы учителя

Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок учителя они должны подпрыгнуть, на два - присесть, на три - встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).  .                    

  1. «Передай мяч»

Цель: стимулировать  умение определять  пространственные отношения между собой  и окружающими объектами.

Игра проводится в форме командного соревнования. Дети в каждой команде стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает мяч второму сверху над головой, второй третьему - снизу между ногами и т. д. Другой вариант - передача мяча сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево. Третий вариант - комбинированный.

  1. «Паровоз» 

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Дети разбиваются на команды по 4-5 человек, выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади ученик, держит стоящего впереди товарища за талию). Все закрывают глаза, кроме первых, которые медленно начинают движение. Их задача - аккуратно, молча вести «паровоз», огибая препятствия, не сталкиваясь с другими. Задача остальных - максимально «прислушиваться» к стоящему впереди ученику, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади детям.

По команде педагога дети останавливаются, первый встает в конец паровоза и т. д., пока каждый не побывает в роли ведущего.

  1. «Веселые игрушки»

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве.

Игра  на закрепление знания левой и правой руки. Попросить детей поднять вверх правую руку, левую ногу, топнуть правой ногой, дотронуться левой рукой до правого уха, завести левую руку за спину и т.д.

  1. «Далеко и близко»

Цель: стимулировать  умение определять  пространственные отношения между собой  и окружающими объектами.

Попросить ученика осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Учитель задаёт наводящие вопросы: что перед ним, что сзади, справа, слева, внизу, вверху, что далеко, что близко.

  1. «Найди игрушку»

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Предложить ученику закрыть глаза. Спрятать в классе игрушку и попросить учащегося найти ее, используя ваши подсказки: иди вперед, поверни налево, сделать шаг назад, посмотреть внизу, на полке, в шкафу, выше, ниже и т.д.

17 «Зазеркалье»

Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Учитель стоит напротив детей  и  говорит им: «То, что я буду делать правой (левой) рукой, то и вы тоже должны делать правой (левой) рукой. Учитель касается по очереди своего правого плеча, левого колена, правой рукой левого уха, левой рукой правой пятки и т.д. Дети повторяют показанные  учителем движения.

18 «С какой стороны звук?»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления звучащих предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.        

Учитель предлагает ученику, стоящему спиной, определить на слух и  показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук музыкального инструмента, предмета или голоса, и назвать направление, откуда идёт звук. Звук может издавать один из учеников, постоянно меняя своё местоположение в классе. 

19 «Части тела»

Цель: стимулировать  умение определять  пространственные отношения между собой  и другими учащимися.

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

20. «Вверху-внизу»

Цель: стимулировать  умение определять  пространственные отношения между собой  и окружающими объектами.

Учитель называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ученик должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

21. «Лицом друг к другу»

Цель: стимулировать  умение определять  пространственные отношения между собой  и другими учащимися.

Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т.д.

22. «Отгадай - где…»

Цель: стимулировать  умение определять  пространственные отношения между собой  и окружающими объектами.           

Учитель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ученик получает очко. Выигрывает тот, кто больше набрал очков. 

23 «Давай меняться»

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве.

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Учитель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей, для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Даша. Если Саша отыскал место, верно, то ученик, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.

24. «Синхронное плавание»

Цель: стимулировать  умение определять  пространственные отношения между собой, окружающими объектами и другими детьми.           

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Учитель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление, относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.

25. «Новая походка»

 Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, правильно и быстро выполнять команды учителя.

Учитель говорит детям, что они сейчас походят не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

26. «Найди магнит» 

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.                                                              

Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, - какой магнит он будет искать с закрытыми  глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.

27 «Колокольчик»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления звучащих предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.        

Все дети сидят на ковре, один из них - водящий, он закрывает глаза. Учитель отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, - откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.

28. «На плоту» 

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве.

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Учитель задаёт индивидуально вопросы детям, при  этом постоянно просит их изменить

направление. Например: Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д.

29. «Наоборот»

 Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

Назвать противоположное понятие. Учитель говорит:

- Над окном. Ученик отвечает:

- Под окном.

К двери - от двери.

В ящик - …

Перед школой - …

Перед машиной - …

Далеко - …

Высоко - …

Вверху - …   Справа - …и   т.д.                                                      

30. «Жмурки»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления звучащих предметов.

Один из учеников закрывает глаза, педагог отходит на небольшое расстояние и просит ребёнка идти на звук его голоса, хлопков, колокольчика, или любого музыкального инструмента.

31. «Контролер»

Цель: стимулировать  умение определять  пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

Из детей выбирается «контролёр». «Контролер» располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади «контролера» с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. «Пассажиры» с красными билетами направляются «контролером» в левый автобус, а с зелеными  - в правый.

32. «Прятки»

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) – «город», куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: «Мы находимся… (называет местонахождение)!». Это помогает его команде ориентироваться: оставаться в укрытии или бежать завоевывать «город». Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в «город». Команда, прибежавшая в «город» раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать «город» еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.

33. «Дорога в школу»

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память,  умение составлять схему пути.

Ученики вспоминают и рассказывают  дорогу в школу, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем каждый ученик  составляет свою схему пути в школу.

34. «Бег к реке»

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела.

Чертится или отмечается линия, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В «реку» кладутся камни. Вдоль «берега» выстраиваются игроки. По сигналу педагога игроки бегут к «реке», достают «со дна» камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень учителю или водящему, выбранного из учеников. Игра носит соревновательный характер.

35. «Всадник»

Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Играющие распределяются по парам: один – «конь», другой – «наездник». Игрок – «конь» вытягивает руки назад-вниз, игрок – «наездник» берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.

36. «Кто правильно назовет»

Цель: стимулировать  умение определять  пространственные отношения между собой  и окружающими объектами.

Эта игра  на ориентировку в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов». В игре ученик показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.        

37. «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета "от себя".

Дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Из учеников выбирается ведущий. Ведущий определяет, кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

38. «Вратарь»

Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

Дети становятся в полукруг. Один из учеников встаёт в центр круга. Учитель бросает мяч, одновременно предупреждая, куда должен лететь мяч. Ученик должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ученик: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Учитель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игры  на ориентировку в пространстве

с помощью сохранных анализаторов

39. «Автогонки»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.        

Эта игра  на ориентировку в пространстве с помощью сохранных анализаторов. Ученику предлагается 2 машинки. Ребенок, рассматривая их, отмечает цвет, размер, звук, издаваемый в процессе движения. Затем учащемуся закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.

40. «Жмурки с колокольчиком»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Среди   детей   выбирается   водящий.   Водящему   ребенку    надевают   темную   повязку.

У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком  в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

41. «Найди игрушки»

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Эта игра  на  ориентировку в пространстве в процессе передвижения. Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать «подсказки» (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, дети рассказывают в каком направлении они шли, в какую сторону поворачивали, где нашли игрушку.

42. «Разведчик»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве школы в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Одному из учеников дается инструкция: «Ты - разведчик. Тебе нужно  дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, столовой),  запомнить  свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (класс)». Возвращаясь в класс, учащийся рассказывает, где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ученик с помощью педагога рисует маршрут своего пути. Каждому ученику даётся свой маршрут.

43. «Скок-перескок»

Цель: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.

На полу класса или игровой площадки чертят круг диаметром 15- 25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30- 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: «Перескок!». После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

44. «Найди место»

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Эта игра  на ориентировку в микропространстве. На полу класса или ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Каждому ученику предлагается задание: расположить мячики разных цветов согласно инструкции педагога. Например, красный мяч положить в дальнем левом углу, синий мяч - в середине, зелёный - в ближнем правом углу и т.п.

45. «Мишка и зверята»

Цель: усваивать пространственные ориентировки между предметами в движении.

Дети делятся  на три группы: одна группа - Лисички, вторая - Зайки, третья - Белочки, играющие садятся на стульчики. В кругу стульчиков – ученик, изображающий Мишку. Ведущий, создав эмоциональную обстановку игры, говорит:

- «Однажды Мишка позвал к себе в гости зверят. Вот пришли к Мишке Лисички (идут), а вот и Зайки и Белочки прибежали к нему в гости. (Дети встают со стульчиков и бегут к Мишке). А Мишка как зарычит: «Что за беспорядок?» Испугались зверята и побежали обратно, а Мишка говорит: «Зайки, становитесь от меня с правой стороны, Лисички с левой, а Белочки - впереди». Когда все встанут, каждая группа громко повторяет, где она стоит по отношению к Мишке. Затем дети меняются местами и громко повторяют, где они стоят.

Литература:

  1.  Алексеева Л.М. «Комплексы детской общеразвивающей гимнастики». – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 
  2.  Буренина А. И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000 г.
  3.  Давыдова М.М. «Развивающие игры для детей», М.: Астрель, 2001 г.
  4. Левина С.А. «Физкультминутки» – Волгоград, «Учитель», 2008 г.
  5.  Шишкина В.А. «Движение + движение», М.: Просвещение, 1992 г.
  6.  ЦОР – цифровые образовательные ресурсы

                     

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционный урок по ритмике в 4 классе школе 8 вида по теме: Ритмико-гимнастические упражнения под музыку с передачей игрового образа

Музыкально-ритмическая деятельность детей в процессе выполнения специальных упражнений под музыку с передачей игрового образа...

Общеукрепляющие ритмико-гимнастические упражнения

Комплексы упражнений на развитие и укрепление мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног, рук....

Общеразвивающие ритмико-гимнастические упражнения

Комплекс упражнений для мыщц рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые выполняются с разной амплитудой и в разных положениях....

Общеразвивающие ритмико-гимнастические упражнения с предметами

Комплексы упражнений на общее развитие мышц спины, шеи и плечевого пояса, ног, рук, выполняемые с предметами: флажками, мячом, обручем, лентой....

Ритмико-гимнастические упражнения на ориентировку в пространстве

Сборник упражнений "Ритмико-гимнастические упражнения на ориентировку в пространстве"...

Упражнения на ориентировку в пространстве

Упражнения на ориентировку в пространстве...