Индивидуальное занятие по РСВ и ФП по теме " Звуки Ш-Ж. Дифференциация.Текст "Пожар""
план-конспект занятия (6 класс)
Индивидуальное занятие составлено для учащегося 6 класса второго отделения школы II вида.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения для учащегося 6 класса второго отделения.
Темы занятия: ФП. Звуки «Ж-Ш». Дифференциация. Работа над орфоэпией- звонкий согласный на конце слов.
РСВ. Текст «Пожар». Восприятие фраз текста по порядку; слов, словосочетаний и вопросов к тексту.
Цели: ФП. Дифференциация произношения звуков «ш» и «ж» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте; закрепление произношение слов со звонкими согласными на конце слов .
РСВ. Развитие слухового восприятия на материале слов и словосочетаний текста «Пожар», а также вопросов к тексту со слуховыми аппаратами и без них.
Коррекционно-образовательные задачи:
ФП. - закрепить дифференцированное произношение звуков «ш» и «ж» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте;
- закрепить правило произношения слов со звонкими согласными на конце слов;
РСВ. - вырабатывать умение различать слова и словосочетания;
- вырабатывать умение воспринимать вопросы к тексту «Пожар» со слуховыми аппаратами и без слуховых аппаратов (левое ухо).
-вырабатывать умение воспринимать вопросы к тексту.
-вырабатывать умения давать полные ответы на вопросы к тексту.
Коррекционно-развивающие задачи:
ФП. - закрепить самостоятельное дифференцированное произношение звуков «ш» и «ж»;
- развивать навыки словоизменения;
- развивать познавательную активность;
- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;
РСВ. - cовершенствовать слуховое восприятие;
- вырабатывать привычку слухового контроля;
- увеличивать объём слуховых представлений;
- развивать слуховое внимание и слуховую память.
Коррекционно- воспитывающие задачи:
- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;
- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;
- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;
- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;
-воспитывать положительные качества личности
Оборудование:
- презентация с заданиями по теме;
- профили произношения звуков «ш» и «ж»;
План занятия.
I. Организационный момент.
- Формулировка темы урока.
- Постановка целей урока.
- Формулировка задач урока.
- Формулировка критериев оценки.
II. Работа над произношением.( ФП)
1.Работа с профилем произношения.
2.Чтение слогов со звуками «ш» и «ж».
3.Чтение слов и словосочетаний со звуками «ш» и «ж».
4. Работа с предложениями со звуками «ш» и «ж».
5. Работа над правилом орфоэпии.
III.Развитие слухового восприятия. (РСВ)
- Восприятие текста на рабочем расстоянии в аппаратах.
- Восприятие вопросов к тексту на резервном расстоянии в аппаратах.
- Восприятие слов и словосочетаний без аппарата.
IV. Итог .
- Самонализ работы школьника.
- Оценивание работы школьника учителем.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Школьник (ш.): Здравствуйте.
Учитель (у): Здравствуй.
(У.): Садись. Как ты слышишь?
(Ш.): Я слышу хорошо, аппараты работают.
(У.): Какое будет занятие?
(Ш.):Будет занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
2. Объявление темы занятия.
(У.): Какая тема была на прошлом занятии по развитию слухового восприятия?
(Ш.): На прошлом занятии я работал с темой «Профессии».
(У.): Разложи цифры по порядку и узнаешь тему занятия сегодня.(Школьник выкладывает слово «пожар»)
(Ш.): Пожар.
(У.): Как ты думаешь, какой текст по развитию слухового восприятия сегодня.
(Ш.): Пожар.
(У.): Правильно.
Как ты думаешь, почему мы изучаем эту тему?
(Ш.): Каждый человек должен знать правила пожарной безопасности и соблюдать их.
(У.): Где могут пригодиться тебе эти знания?
(Ш.): В жизни, в школе, на уроке химии.
(У.): В слове «пожар» какой третий звук в слове?
(ш.): Звук ж.
(У.):Какой парный звук у него?
(Ш.): Звук ш.
(У.): КАК ты думаешь, какая тема нашего занятия по произношению?
(Ш.):Тема по произношению « Звуки ш-ж».
(У.): КАК ты думаешь, для чего мы отрабатываем произношение разных звуков?
(Ш.): Я их отрабатываю, чтобы хорошо говорить на уроках, в магазине, в транспорте, в больнице, чтобы меня лучше понимали другие люди.
(У.): Правильно, старайся следить за звуками.
(У.): Скажи все темы нашего занятия.
(Ш): Звуки «Ж-Ш».Текст «Пожар»
3. Постановка целей.
(У.): Если темы, то какие цели нашего занятия?
(Ш): Цели занятия:
-закрепить звуки «ж» и «ш» в слогах, словах, предложениях, тексте;
-правильно произносить слова со звонкими согласными на конце слов;
-развивать слуховое восприятие на материале текста «Пожар» в аппарате и без аппаратов.
(У:) А что мы будем делать для того, чтобы достигнуть эти цели?
(Ш): Мы будем читать слоги, слова, предложения и следить в тексте за звуками «ж» и «ш». Закреплять умения давать полный ответ на вопросы к тексту. Воспринимать предложения в аппарате и без него.
4. Формулировка критериев оценки.
(У.): Если соберёшь пословицу, то ты занимался отлично, если будет не хватать одного слова - хорошо, а если больше, то надо стараться на следующем занятии. Будь внимателен на занятии, старайся! Хорошо говори звуки.
II Работа над формированием произношения.
1. Анализ артикуляции звуков «ж» и «ш». (Слайд № 2)
(У.): Обрати внимание на профили произношения звуков «ж» и «ш». При произношении обоих звуков губы принимают положение рупора; зубы сближены; голос при звуке «ж» есть. Однако когда мы говорим звук «ш», голоса нет.
1. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях.
(У.): Повтори слоги со звуками «ш» и «ж».
(Ш.): Повторяет:
Ша-жа аша-ажа….шка-жга
Шо-жо ашо-ажо шко-жго
Шу-жу…ашу-ажу
(У.): Что ты делал?
(Ш.): Я повторял слоги со звуками «ш» и «ж».
(У.): Прочитай слова и словосочетания. Слайд № 3.
(Ш.): Пожарный шкаф
Огнетушитель
Пожарная машина
Противопожарное полотно
Пожарная штыковая лопата
Пожарное ведро
Пожарная машина
Пожарный шкаф
(У.): Что ты делал?
(Ш.): Я читал слова и словосочетания со звуками «ш» и «ж».
(У.):Почему разные окончания у слов пожарная, пожарное, пожарный?
(Ш.): Потому что эти слова разного рода.
(У.): Составь предложения.(Слайд №4)
(пожарная, едет, на ,пожар, машина)
( потушили, Пожарные , пожар)
(У.): Что ты делал?
(Ш.): Я составлял предложения.
(У.):Какие качества должны быть у пожарного?
Мужественный, отважный , бесстрашный, смелый, быстрый…
(У): отважный , бесстрашный, смелый –это какие слова ?
(Ш.)Это слова –синонимы.
(У.) :Какие правила пожарной безопасности ты знаешь?
(Ш.): Когда уходишь, выключай газ.
Будь осторожен с электроприборами.
Нельзя играть с огнём.
(У.): Если случился пожар, по какому телефону надо звонить?
(Ш.): 01
(У.)У вас в школе была учебная пожарная тревога?
(Ш.): Да.
(У.):Как это было?
(Ш.): Сработала пожарная сигнализация. Все ребята с учителем быстро вышли на улицу. Приехали пожарные машины.
(У.): Прочитай правильно предложение. Пожарные машины едут в гараж.
(Ш.): Пожарные машины едут в гараж.
(У.):Какое правило орфоэпии ты увидел?
(Ш.): Звонкие согласные на конце слов произноси, как глухие.
(У.): Прочитай слова правильно, соблюдая правило орфоэпии. (Слайд №5)
(Ш.): гаражи-гараж
ужи-уж
ножи-нож
ежи-ёж
(У.): В каком числе слова в первом столбике?
(Ш.): Во множественном числе.
(У.): А во втором?
(Ш.): В единственном числе.
(У.): Что ты делал?
(Ш.): Я правильно читал слова.
Учитель оценивает выполненную учеником работу: "Молодец!"
III. РСВ
(У.) Сейчас мы будем слушать текст «Пожар» на рабочем расстоянии. Слушай внимательно и повторяй. Старайся! (Школьник повторяет отраженно)
Пожар.
На краю большого села ребята расчистили площадку.
Каждый вечер мальчишки играли теперь в хоккей.
Однажды Саша усталый возвращался с площадки домой.
Он шёл медленно по вечерней улице.
Вдруг Саша почувствовал запах гари.
Один из домов был объят пламенем.
У мальчика не было времени звать взрослых на помощь.
Коньком разбил стекло в окне и очутился в огне и дыму.
В эти опасные для его жизни минуты он отыскал под кроватью маленького мальчика.
Саша рисковал жизнью, но спас малыша.
Приехали пожарные и потушили дом.
(У.): Что ты делал?
(Ш.): Я слушал текст на рабочем расстоянии.
(У.):Будем слушать вопросы на резервном расстоянии.
Откуда возвращался Саша?
Что почувствовал Саша?
Какой подвиг совершил мальчик?
(У.): Что ты делал?
(Ш.)Я слушал фразы текста на резервном расстоянии.
(У.): Будем слушать слова и словосочетания без аппарата. Сними аппараты. (Учитель проговаривает за экраном слова, школьник повторяет отраженно.)
Разбил стекло, пожар, отыскал под кроватью, пожарные, очутился в огне
(У.): Что ты делал?
(Ш.)Я слушал слова и словосочетания без аппарата.
(У.): Как ты слушал?
(Ш.)Я слушал хорошо.
(У.): Ты хорошо слушал слова, вопросы и словосочетания в аппарате и без него. Получи слово.
Если ты будешь слушать хорошо, то тебе легче будет общаться с другими людьми.
На следующем занятии мы будем слушать текст про спасателей.
Получи слово пословицы. Какая пословица у тебя получилась?
(Ш): Кто огня не бережётся , тот скоро обожжётся.
(У): Как ты понимаешь эту пословицу?
(Ш): Тот кто не соблюдает правила пожарной безопасности , может попасть в беду.
IV Итог занятия.
(У.): Как ты думаешь, занятие своей цели достигло?
(Ш.): Да.
(У.): Почему?
(Ш.): Я закрепил произношение звуков «ж» и «ш» в слогах, словах, предложениях, тексте; я правильно произносил звонкие согласные на конце слов; я хорошо слушал предложения, словосочетания и вопросы к тексту «Пожар»
(У.): Как ты думаешь, как ты занимался?
(Ш.): Я занимался отлично.(я хорошо говорил слова, предложения, я внимательно слушал и повторял предложения в аппарате и без него. Поэтому Я собрал пословицу. Кто огня не бережется, тот скоро обожжется. )
(У.): Я согласна, ты занимался отлично и цели занятия достигнуты.
(У.): Занятие окончено. До свидания,…….
(Ш.):До свидания, Наталия Валерьевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.
Тема ФПРС: Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС: «Здо...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.
Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...
КОРРЕКЦИОННОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ «Путешествие в «Песочную страну» по теме: «Автоматизация звука [C]»
КОРРЕКЦИОННОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ...
Индивидуальное занятие по РСВ И ФП по теме"Звук "л".Автоматизация. Работа над голосом.Тема "Учебные вещи""
Индивидуальное занятие по РСВ И ФП по теме "Звук "л". Автоматизация. Работа над голосом. Тема "Учебные ввещи"" проводилось с учеником 1 класса 2 отделения.У ребёнка четвертая степень тугоухости....
Индивидуальное занятие по РСВ и ФП по теме "Звук "Ч". Автоматизация. Работа над паузами в тексте. Текст "Сорочонок""
Индивидуальное занятие составлено для учащихся 5 класса II отделения школ слабослышащих....
Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП по теме "Звуки"С-Ц". Книга - лучший друг"
Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП составлен для обучающегося 6 класса II отделения по теме " Звуки "С-Ц". Книга- лучший друг"...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в разновозрастной логопедической группе. на тему "Звуки зимы. Звук З."
Конспект коррекционно-развивающего занятия в разновозрастной логопедической группе. на тему "Звуки зимы. Звук З." (для детей 5-7 лет)...