Индивидуальное занятие по РСВ и ФП по теме " Звуки Ш-Ж. Дифференциация.Текст "Пожар""
план-конспект занятия (6 класс)

Майстришина Наталия Валерьевна

Индивидуальное занятие составлено для учащегося 6 класса второго отделения школы II вида. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения для учащегося 6  класса второго отделения.

Темы занятия: ФП. Звуки «Ж-Ш». Дифференциация. Работа над орфоэпией- звонкий согласный на конце слов.

РСВ. Текст «Пожар». Восприятие фраз текста по порядку; слов, словосочетаний  и вопросов к тексту.

Цели: ФП. Дифференциация произношения звуков «ш» и «ж» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте; закрепление произношение слов со звонкими согласными на конце слов .

РСВ. Развитие слухового восприятия на материале слов и словосочетаний текста «Пожар», а также вопросов к тексту со слуховыми аппаратами и без них.

Коррекционно-образовательные задачи:

ФП. - закрепить дифференцированное произношение звуков «ш» и «ж» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте;

- закрепить правило произношения слов со  звонкими согласными на конце слов;

РСВ. - вырабатывать умение различать слова и словосочетания;

-  вырабатывать умение воспринимать вопросы к тексту  «Пожар» со слуховыми аппаратами и без слуховых  аппаратов (левое ухо).

-вырабатывать умение воспринимать вопросы к тексту.

-вырабатывать умения давать полные ответы на вопросы к тексту.

Коррекционно-развивающие задачи:

ФП. - закрепить самостоятельное дифференцированное произношение звуков «ш» и «ж»;

- развивать навыки словоизменения;

- развивать познавательную активность;

- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;

РСВ. - cовершенствовать слуховое восприятие;

- вырабатывать привычку слухового контроля;

- увеличивать объём слуховых представлений;

- развивать слуховое внимание и слуховую память.

Коррекционно- воспитывающие задачи:

- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;

-воспитывать положительные качества личности

Оборудование:

- презентация с заданиями по теме;

- профили произношения звуков  «ш» и «ж»;

План занятия.

I. Организационный момент.

  1. Формулировка темы урока.
  2. Постановка целей урока.
  3. Формулировка задач урока.
  4. Формулировка критериев оценки.

II. Работа над произношением.( ФП)

1.Работа с профилем произношения.

2.Чтение слогов со звуками «ш» и «ж».

3.Чтение слов и словосочетаний со звуками «ш» и «ж».

4. Работа с предложениями со звуками «ш» и «ж».

5. Работа над правилом орфоэпии.

III.Развитие слухового восприятия. (РСВ)

  1. Восприятие текста на рабочем расстоянии в аппаратах.
  2. Восприятие вопросов к тексту на резервном расстоянии в аппаратах.
  3. Восприятие слов и словосочетаний без аппарата.

IV. Итог .

  1. Самонализ работы школьника.
  2.  Оценивание работы школьника учителем.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Школьник (ш.): Здравствуйте.

Учитель (у): Здравствуй.

(У.): Садись. Как ты слышишь?

(Ш.): Я слышу хорошо, аппараты работают.

(У.): Какое будет занятие?

(Ш.):Будет занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

2. Объявление темы занятия.

(У.): Какая тема была на прошлом занятии по развитию слухового восприятия?

(Ш.): На прошлом занятии я работал с темой «Профессии».

(У.):  Разложи цифры по порядку и узнаешь тему занятия сегодня.(Школьник выкладывает слово «пожар»)

(Ш.): Пожар.

(У.):  Как ты думаешь, какой текст по развитию слухового восприятия сегодня.

(Ш.): Пожар.

(У.):  Правильно.

Как ты думаешь, почему мы изучаем эту тему?

(Ш.): Каждый человек должен знать правила пожарной безопасности и соблюдать их.

(У.):  Где могут пригодиться тебе эти знания?

(Ш.): В жизни, в школе, на уроке химии.

(У.):  В слове «пожар» какой третий звук в слове?

(ш.):  Звук ж.

(У.):Какой парный звук  у него?

(Ш.): Звук ш.

(У.):  КАК ты думаешь, какая тема нашего занятия по произношению?

(Ш.):Тема по произношению « Звуки ш-ж».

(У.):  КАК ты думаешь, для чего мы отрабатываем произношение разных звуков?

(Ш.): Я их отрабатываю, чтобы хорошо говорить на уроках, в магазине, в транспорте, в больнице, чтобы меня лучше понимали другие люди.

(У.):  Правильно, старайся следить за звуками.

(У.):  Скажи все темы нашего занятия.

(Ш): Звуки «Ж-Ш».Текст «Пожар»

3. Постановка целей.

(У.): Если темы, то какие цели нашего занятия?

(Ш): Цели занятия:

-закрепить звуки «ж» и «ш» в слогах, словах, предложениях, тексте;

-правильно произносить слова со звонкими согласными на конце слов;

-развивать  слуховое восприятие на материале текста «Пожар» в аппарате и без аппаратов.

(У:) А что мы будем делать для того,  чтобы достигнуть эти цели?

(Ш): Мы будем читать слоги, слова, предложения и следить в тексте за звуками «ж» и «ш». Закреплять умения давать  полный ответ на вопросы к тексту. Воспринимать предложения в аппарате и без него.

4. Формулировка критериев оценки.

(У.): Если соберёшь пословицу, то ты занимался отлично, если будет не  хватать одного слова - хорошо, а если больше, то надо стараться на следующем занятии. Будь внимателен на занятии, старайся! Хорошо говори звуки.

 II Работа над формированием произношения.

1. Анализ артикуляции звуков «ж» и «ш». (Слайд № 2)

(У.): Обрати внимание на профили произношения звуков «ж» и «ш». При произношении обоих звуков губы принимают положение рупора; зубы сближены; голос при звуке «ж» есть. Однако  когда мы говорим звук «ш», голоса нет.

1. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях.

(У.): Повтори слоги со звуками «ш» и «ж».

(Ш.): Повторяет:

Ша-жа    аша-ажа….шка-жга

Шо-жо    ашо-ажо    шко-жго

Шу-жу…ашу-ажу

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я повторял слоги со звуками «ш» и «ж».

(У.): Прочитай слова и словосочетания. Слайд № 3.

(Ш.): Пожарный шкаф

Огнетушитель

Пожарная машина

Противопожарное  полотно

Пожарная штыковая лопата

Пожарное ведро

Пожарная машина

Пожарный шкаф

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я читал слова и словосочетания со звуками «ш» и «ж».

(У.):Почему разные окончания у слов пожарная, пожарное, пожарный?

(Ш.): Потому что эти слова разного рода.

(У.): Составь  предложения.(Слайд №4)

(пожарная, едет, на ,пожар, машина)

( потушили, Пожарные , пожар)

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я составлял предложения.

(У.):Какие качества должны быть у пожарного?

Мужественный, отважный , бесстрашный, смелый, быстрый…

(У): отважный , бесстрашный, смелый –это какие слова ?

(Ш.)Это слова –синонимы.

(У.) :Какие правила пожарной безопасности ты знаешь?

(Ш.): Когда уходишь, выключай газ.

Будь осторожен с электроприборами.

Нельзя играть с огнём.

(У.): Если случился пожар,  по какому телефону надо звонить?

(Ш.): 01

(У.)У вас в школе была учебная пожарная тревога?

(Ш.): Да.

(У.):Как это было?

(Ш.): Сработала пожарная сигнализация. Все ребята с учителем быстро вышли на улицу. Приехали пожарные машины.

(У.): Прочитай правильно предложение. Пожарные машины едут в гараж.

(Ш.): Пожарные машины едут в гараж.

(У.):Какое правило орфоэпии ты увидел?

(Ш.): Звонкие согласные на конце слов произноси, как глухие.

(У.): Прочитай слова правильно, соблюдая правило орфоэпии. (Слайд №5)

(Ш.): гаражи-гараж

ужи-уж

ножи-нож

ежи-ёж

(У.): В каком числе слова  в первом столбике?

(Ш.):  Во множественном числе.

(У.): А во втором?

(Ш.): В единственном числе.

(У.): Что ты делал?

 (Ш.): Я правильно читал слова.

Учитель оценивает выполненную учеником работу: "Молодец!"

III. РСВ

(У.) Сейчас мы будем слушать текст «Пожар» на рабочем расстоянии. Слушай внимательно и повторяй. Старайся!  (Школьник повторяет отраженно)

Пожар.

На краю большого села ребята расчистили площадку.

Каждый вечер мальчишки играли теперь в хоккей.

Однажды Саша усталый возвращался с площадки домой.

Он шёл медленно по вечерней улице.

Вдруг Саша почувствовал запах гари.

Один из домов был объят пламенем.

У мальчика не было времени звать взрослых на помощь.

Коньком разбил стекло в окне и очутился в огне и дыму.

В эти опасные для его жизни  минуты он отыскал под кроватью маленького мальчика.

Саша рисковал жизнью, но спас малыша.

Приехали пожарные и потушили дом.

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я слушал текст на рабочем расстоянии.

(У.):Будем слушать вопросы на резервном расстоянии.

Откуда возвращался Саша?

Что почувствовал Саша?

Какой подвиг совершил мальчик?

 (У.): Что ты делал?

(Ш.)Я слушал фразы текста на резервном расстоянии.

(У.): Будем слушать слова и словосочетания  без аппарата. Сними аппараты. (Учитель проговаривает за экраном слова, школьник повторяет отраженно.)

Разбил стекло, пожар, отыскал под кроватью, пожарные, очутился в огне

(У.): Что ты делал?

(Ш.)Я слушал слова и словосочетания без аппарата.

(У.): Как ты слушал?

(Ш.)Я слушал хорошо.

(У.): Ты хорошо слушал слова, вопросы и словосочетания в аппарате и без него. Получи слово.

Если ты будешь слушать хорошо, то тебе легче будет общаться с другими людьми.

На следующем занятии мы будем слушать текст  про спасателей.

Получи слово пословицы. Какая пословица у тебя получилась?

(Ш): Кто огня не бережётся , тот скоро обожжётся.

(У): Как ты понимаешь эту пословицу?

(Ш): Тот кто не соблюдает правила пожарной безопасности , может попасть в беду.

IV Итог занятия.

(У.): Как ты думаешь, занятие своей цели достигло?

(Ш.): Да.

(У.): Почему?

(Ш.): Я закрепил произношение звуков «ж» и «ш» в слогах, словах, предложениях, тексте; я правильно произносил звонкие согласные на конце слов; я хорошо слушал предложения, словосочетания и вопросы к тексту «Пожар»

(У.): Как ты думаешь, как ты  занимался?

(Ш.): Я занимался отлично.(я хорошо говорил слова, предложения, я внимательно слушал и повторял предложения в аппарате и без него. Поэтому Я собрал пословицу. Кто огня не бережется, тот скоро обожжется. )

 (У.): Я согласна, ты занимался отлично и цели занятия достигнуты.

 (У.): Занятие окончено. До свидания,…….

(Ш.):До свидания, Наталия Валерьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.

Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...

Индивидуальное занятие по РСВ И ФП по теме"Звук "л".Автоматизация. Работа над голосом.Тема "Учебные вещи""

Индивидуальное занятие по РСВ И ФП по теме "Звук "л". Автоматизация. Работа над голосом. Тема "Учебные ввещи""  проводилось с учеником 1 класса 2 отделения.У ребёнка четвертая степень тугоухости....

Индивидуальное занятие по РСВ и ФП по теме "Звук "Ч". Автоматизация. Работа над паузами в тексте. Текст "Сорочонок""

Индивидуальное занятие составлено для учащихся 5 класса II отделения школ слабослышащих....

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП по теме "Звуки"С-Ц". Книга - лучший друг"

Конспект  индивидуального занятия по РСВ и ФП составлен для обучающегося 6 класса II отделения по теме " Звуки "С-Ц". Книга- лучший друг"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в разновозрастной логопедической группе. на тему "Звуки зимы. Звук З."

Конспект коррекционно-развивающего занятия в разновозрастной логопедической группе. на тему "Звуки зимы. Звук З." (для детей 5-7 лет)...