Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (старший дошкольный возраст) Тема: Творчество Агнии Львовны Барто
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_hud._litroy_i_razvitie_rechi_a._barto.docx | 657.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область: Познавательное развитие
Вид НОД: Ознакомление с художественной литературой и развитие речи
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Тема: Творчество Агнии Львовны Барто
Интеграция с другими образовательными областями: социально - коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.
Цели и задачи НОД: Познавательное развитие
Продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством А.Л.Барто на примере произведений из цикла «Игрушки», стихотворений «Подари, подари», «Резиновая Зина», «Страшная птица». Развивать речевой слух, восприятие, все виды памяти, наглядно – образное и наглядно – действенное мышление, воображение. Развивать слуховое, зрительное, тактильное восприятие, все виды памяти, произвольное внимание, словесно – логическое мышление. Способствовать развитию фантазии, воображения.
Социально – коммуникативное развитие Воспитывать у детей терпение, доброжелательное отношение к окружающим. Приучать слышать не только себя и педагога, но и других детей. Учить детей общаться со сверстниками, при необходимости помогать друг другу.
Речевое развитие Продолжить работу над заучиванием стихотворения с помощью элементов мнемотехники. Поощрять словесное высказывание воспитанников, учить говорить чётко, достаточно громко, не торопясь. Обогащать активный и пассивный словарь детей старшего дошкольного возраста.
Художественно – эстетическое развитие Воспитывать интерес к художественной литературе через произведения А.Л. Барто. Поощрять желания детей рассматривать иллюстрации произведений, делать свои выводы по увиденному.
Физическое развитие Развивать общую и мелкую моторику, тактильное восприятие, координацию движений.
Оборудование и демонстрационный материал для педагога: портрет Агнии Львовны Барто; карточки с изображением игрушечных зайца, медведя, грузовика, мячика, лошадки; книги: «Девочка – рёвушка», «Младший брат», «Игрушки», «Резиновая Зина», «Помощница», «Девочка чумазая»;
мешочек с бусами, корзинкой, мылом, конфетой, самолётом, мячом, флажком; мнемотаблица к стихотворению «Страшная птица»; весёлые смайлики, картинки с изображением тучи, солнышка, цветочка.
Для детей: индивидуальные мнемотаблицы к стихотворению «Страшная птица».
Подготовительная работа: рассматривание книг с произведениями А.Л. Барто из цикла «Игрушки», иллюстрированных разными художниками; рассказывание детям стихотворений «Девочка – чумазая», «Девочка – рёвушка», «Подари, подари»; заучивание стихотворения «Страшная птица» с использованием мнемотехники.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог: - Ребята, посмотрите на доску, назовите предметы, которые нарисованы на карточках (карточки с изображением игрушечных зайца, медведя, грузовика, мячика, лошадки). – Как одним словом назвать эти предметы? – Правильно, это игрушки. Для чего нужны игрушки?
2. Создание проблемной ситуации. Рассказ о жизни и творчестве А.Л.Барто.
Педагог вывешивает на доску портрет детской писательницы А. Л. Барто и просит детей объяснить, что объединяет игрушки и А.Л.Барто. (Фамилия А. Л. Барто и её портрет, стихотворения из цикла «Игрушки» должны быть хорошо знакомы детям. Если дошкольники не могут ответить на вопрос педагога, то он сам рассказывает об Агнии Львовне.)
Педагог: - Ребята, Агния Львовна родилась много лет назад, когда ваши мамы и папы, бабушки и дедушки ещё не родились. Маленькая Агния мечтала стать балериной и танцевать на сцене. И сочиняла (придумывала) весёлые и смешные стихи про детей и для детей. Самыми первыми были стихи – про игрушки: бычка, зайчика, мишку, мячик.
3. Развитие речевого слуха, всех видов памяти. Рассказывание по памяти стихотворений А.Л.Барто из цикла «Игрушки».
Педагог: - Представим, что мы с вами пришли на концерт, на котором будем выступать, читая любимые стихи. У доски – сцена, а наши стульчики – зрительный зал. Кто хочет рассказать стихотворение, которое ему нравится, выходите к доске. ( Дети по – очереди выходят на импровизированую сцену и рассказывают стихотворения «Мячик», «Бычок», «Мишка», «Грузовик», «Лошадка»… Так как в подгруппе всего 8 воспитанников, то стихотворение рассказывает каждый артист. Если выступающий забывает слова, то дети ему помогают, дикламируя стихотворение вслух. После каждого выступления артистам аплодируют зрители.)
4. Выразительное чтение стихотворения А.Л. Барто «Резиновая Зина» по принципу «Доскажи словечко». Развитие слухового восприятия, автоматизация звука З в речи детей.
Педагог: - Я тоже хочу рассказать любимое стихотворение «Резиновая Зина». У меня будет к вам просьба: если я забуду слова, вы мне дружно подскажите. Но помните, что в словах часто встречается звук З. Расскажите, что вы можете знать о звуке З? (Опорная схема: «согласные звуки»: звук З – согласный, так как во время произношения его нельзя пропеть, нам мешают зубы, язык. Звук звонкий, горлышко «гудит». Он бывает твёрдым и мягким.) Педагог напоминает детям правильную артикуляцию звука.
Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую …(Зину)
В корзинке принесли.
Она была разиней,
Резиновая …(Зина),
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в …(бензине)
Резиновую …(Зину),
Мы вымоем в бензине
И пальцем …(погрозим):
Не будь такой разиней,
Резиновая …(Зина),
А то отправим Зину
Обратно в …(магазин).
При желании рассказывание стихотворения можно сопровождать с действиями.
5. Беседа о бережном отношении к игрушкам. Решение проблемной ситуации.
Педагог: - Молодцы, вы очень мне помогли. В нашем детском саду много игрушек, вы приносите в детский сад игрушки из дома.
– Кто убирает ваши игрушки?
- Какие правила нам нужно соблюдать, чтобы игрушки жили долго?
– А вы отдадите куклу Зину в магазин? (Педагог выслушивает мнения детей и хвалит их за то, что они бережно относятся к игрушкам).
6. Развитие долговременной зрительной, слуховой, тактильной памяти, произвольного внимания. Рассказывание стихотворения А.Л. Барто «Страшная птица» с использование приёмов мнемотехники.
Педагог вывешивает на доску мнемотаблицу со стихотворением «Страшная птица», у детей на столах такие же таблицы, но меньше размером. (Это стихотворение дети заучивали четыре месяца назад, больше его не повторяли. Педагог может проверить, какие строчки или слова дети запомнили.) Приложение 1 В пустых клеточках дети сами рисовали «страх», знак «вопроса», а лицо мамы рисовали так, как им нравится.
«Страшная птица»
На окошко села птаха,
Брат закрыл глаза от страха:
Это что за птица?
Он её боится!
Клюв у этой птицы острый,
Встрёпанные перья.
Где же мама? Где же сёстры?
Ну, пропал теперь я!
— Кто тебя, сынок, обидел? —
Засмеялась мама. —
Ты воробышка увидел
За оконной рамой.
Педагог: - Какие вы молодцы, хорошо запомнили стихотворение.
7. Работа с выставкой книг А.Л.Барто. Работа по привитию детям интереса к художественным произведениям, воспитанию бережного отношения к книгам. Развитие любознательности, умению работать с другими детьми.
Педагог просит детей подойти к столику (книжной полке), на которой находятся книги со стихами Агнии Львовны (Считаю, что лучше использовать книги с иллюстрациями советских художников, в которых герои выглядят правдоподобно).
Детям даётся время рассмотреть книги, полистать их.
Педагог: - Посмотрите, пожалуйста, на портрет Агнии Львовны и скажите, какая была по характеру Агния Львовна? (Добрая, весёлая, ласковая, умная). Агния Львовна была простой женщиной, у неё были сын и дочка. Во время великой Отечественной войны писательница работала на заводе в Свердловске (Екатеринбурге).
Ваши мамы и бабушки любят смотреть по телевизору передачу «Жди меня», в которой рассказывается, как люди находят своих пропавших родных. Много лет назад, когда телевизоров ещё не было, Агния Львовна на радио вела такую же передачу. По радио она рассказывала о пропавших во время войны детях и их родителях: люди слушали эти передачи и часто находили своих родных.
Педагог предлагает воспитанникам по обложке определить название произведений (с представленными стихотворениями дети знакомились раньше) «Девочка – рёвушка», «Младший брат», «Игрушки», «Резиновая Зина», «Помощница», «Девочка чумазая» Приложение 2.
8. Развитие слуховой памяти, произвольного внимания, наглядно – образного, наглядно - действенного мышление. Мини - викторина по произведениям А.Л.Барто.
Педагог: - Предлагаю вам разделиться на две команды и по – очереди ответить на вопросы. Победит та команда, которая без ошибок выполнит все задания. За каждый правильный ответ команда получает смайлик.
- Назовите игрушку, которая осталась мокнуть под дождём? (Зайчик).
- Из какого материала была сделана кукла Зина? (из резины)
- Какой предмет клянчила девочка Люся у Игорька (пузырёк)
- Какое животное не хотело кататься в грузовике? (кот)
- Какую птицу увидел младший брат за окном и сильно испугался? (воробья)
- Как зовут девочку – рёвушку? (Ганя)
Вопрос для всех: - Назовите стихотворение, в котором рассказывается о том, как девочка бережно относится к своим игрушкам («Козлёнок», «Мишка»). Подведение итогов.
9. Дополнительно. Развитие мелкой моторики, тактильной памяти, восприятия, мышления. Упражнение «Чудесный мешочек». Педагог предлагает детям на ощупь назвать предмет и вспомнить, в каком стихотворении встречался этот предмет.
Содержимое мешочка
Предмет | Название произведения |
бусы | «Подари, подари…» |
корзина | «Резиновая Зина» |
мячик | «Мячик» или «Наша Таня…» |
конфета | «Помощница» |
флажок | «Флажок» |
самолёт | «Самолёт» |
мыло | «Девочка чумазая» |
10. Итог занятия. Обратная связь.
Педагог: - Что интересного вы узнали о жизни Агнии Львовны Барто? – Какое стихотворение понравилось вам?
–Какое это стихотворение? (На доске – опорные картинки с изображением эмоций и предметов - «ассоциаций». Дети подбирают нужные прилагательные, используя опорные картинки (солнышко – добрый, цветок – нежный, туча – сердитый, улыбающийся смайлик – весёлый и т. д.).
Педагог подводит воспитанников к мысли о том, что стих Агнии Львовны забавные, добрые и весёлые. Они высмеивают недостатки людей (жадность, трусость, лень); заставляют читателей задуматься о своих поступках.
Список используемой и цитируемой литературы
Интернет – ресурс https://24smi.org/celebrity/3979-agniia-barto.html
Приложение 1
Приложение 2
Произведения Агнии Барто (выставка книг)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса чтецов по теме " Стихи Агнии Львовны Барто"
Сценарий конкурса чтецов по теме: "Стихи Агнии Львовны Барто"....
Изучая жизнь и творчество Агнии Львовны Барто.
Данная викторина может проводится в 1-2 классах, для закрепления изученного материала.Для подготовки к викторине школьникам необходимо будет более подробно познакомится с биографией писателя, выучить ...
Конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Звуки (А) – (У).
Предлагается конспект открытого мероприятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуки (А) – (У)....
Открытое занятие по развитию речи. Старший дошкольный возраст. Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края»
Открытое занятие по развитию речи. Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края». Старший дошкольный возраст.Цель: Приобщать детей к богатствам крутинской литературы, пр...
Конспект занятия по развитию речи. Старший дошкольный возраст. Тема: "СТИХОТВОРЕНИЕ С. ЕСЕНИНА «БЕРЕЗА»"
Познакомиться с биографией поэта С. Есенина и названия его стихотворений о природе; эмоционально откликаться на красоту природы в стихотворениях С. Есенина....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (средний дошкольный возраст коррекционная группа) Тема: «Насекомые»
Детям среднего дошкольного возраста с ОВЗ трудно запоминать даже маленькие стихотворения. Чтобы дети не боялись запоминать тексты на слух, я в своей работе использую элементы мнемотехники. Так как у м...
НОД по развитию речевого (фонематического восприятия) и речи (старший дошкольный возраст) Тема: Звуки М, Мь. Буквы М м.
Формирование речевого восприятия – одна из основных задач по подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития (ЗПР) в старшем дошкольном возрасте. Особенности звукопроизношения, о...