Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 5-9 классов
статья
Рекомендации по организации самоподготовки в ГПД для обучающихся с ОВЗ(ЗПР) 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Хромов А.Н.,
учитель русского языка и литературы,
воспитатель ГПД,
ГБОУ школа № 370
Московского района Санкт-Петербурга
Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
5-9 классов
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.
Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в отведенное время под руководством педагога-воспитателя.
Самоподготовка отличается от урока. Эта форма обучения содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.
Целью самоподготовки является развитие у обучающихся навыков самообразовательной работы. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, психофизиологические особенности развития обучающихся с ОВЗ.
В ходе самоподготовки в ГПД обучающиеся не только приобретают навыки самостоятельной работы, но и формируют исполнительские навыки. Благодаря правильной организации самоподготовки в ГПД происходит расширение границ учебной работы. Обучающиеся имеют возможность под контролем педагога-воспитателя углубить содержание учебных предметов, закрепить и повторить изученный на уроках материал, выполнить упражнения, применяя знания, умения и навыки, полученные на уроках. Контроль педагога-воспитателя позволяет школьникам получить подтверждение, что задания и упражнения выполнены правильно.
Педагог-воспитатель может варьировать различные формы учебной деятельности школьников в процессе самоподготовки. Это может быть индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах и группах, благодаря чему развиваются коммуникативные навыки обучающихся.
Организация учебной деятельности на самоподготовке предполагает регуляцию общения между учителем и учащимися, между учениками, внутри группы, между учителем и одним учеником во время консультации и в ходе самостоятельной работы ученика с книгой, а также систематическую работу педагога по преодолению трудностей объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается ученик при самостоятельном выполнении домашних заданий.
К этим трудностям можно отнести:
— неумение владеть приемами рациональной организации самостоятельной работы, распределить свое время;
— отрицательное отношение к учебной деятельности, отсутствие интереса к учению,
— непонимание целей, содержания домашних заданий;
— общая неорганизованность и отсутствие достаточных волевых качеств, а также помощи и стимулирования со стороны взрослых (учителей).
Для создания оптимального микроклимата необходимо соблюдать гигиенические требования к организации самоподготовки:
— равномерная и достаточная освещенность всего помещения, при этом источники света не должны создавать ярких бликов, светить прямо в глаза;
— поддержание нормального температурного режима;
— регулярное проветривание классных комнат;
— использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников;
— поддержание чистоты и порядка в классе;
— соблюдение школьниками личной гигиены;
— сохранение у детей правильной позы во время работы;
— соблюдение режима двигательной активности обучающихся (с учетом индивидуальных особенностей);
— устранение шумовых раздражителей;
— предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на отдых.
Оптимизации процесса самоподготовки помогает соблюдение дидактических требований:
— занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность в соответствии с возрастом и психофизиологическими особенностями здоровья обучающихся;
— задания ученики с ОВЗ выполняют по возможности самостоятельно;
— проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем);
— планируется работа со слабоуспевающими учениками, оказание помощи другими обучающимися, включение в парную или групповую работу;
— объем и характер заданий регулируются с помощью постоянных контактов учителей и воспитателей.
Воспитательные требования к самоподготовке:
— использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;
— содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;
— недопустимость во время самоподготовки выражения принуждения в скрытой форме, замечаний, отвлекающих учеников от работы;
— разъяснение ведется при необходимости и в ограниченном объеме;
— терпимое отношение к ошибкам учащихся во время работы;
— привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры). После самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, подготовка и проведение викторин и другие мероприятия).
При выполнении обучающимися домашних заданий следует соблюдать следующие рекомендации, прописанных в нормативных документах:
— начинать самоподготовку в 15.00–16.00 ч., так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
— ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): в 5 классах — 2 ч., в 6–8 классах — 2,5 ч., в 9 классах — до 3,5 ч.;
— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;
— предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;
— предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ.
В методическом материале показано развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих умственную отсталость в зависимости от индивидуальных способностей каждого....
Сценарий музыкально-развлекательной программы "Корабли бумажные, моряки отважные!" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (4-5 классы).
В материале представлен сценарий музыкально-развлекательной программы "Корабли бумажные, моряки отважные!" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (4-5 классы)....
Музыкально-литературная композиция «Музы не молчали», посвящённая 70-летию Великой Победы, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (7-11 классы).
В материале представлен сценарий музыкально-литературной композиции "Музы не молчали", посвящённой 70-летию Великой Победы, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (7-11 классы) в школе...
Самоподготовка в группе мальчиков 8-9 класса КОУ ВО "Руднянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
мини конспект подготовки...
Условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Описание условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья....
Мет. раз. Формирование медицинских групп и организация занятий физической культурой в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей физической культуры
Данные методические рекомендации содержат информационный и методический материалы, которые могут быть использованы учителями физической культуры общеобразовательных организаций при организации занятий...