Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 5-9 классов
статья

Рекомендации по организации самоподготовки в ГПД для обучающихся с ОВЗ(ЗПР) 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Хромов А.Н.,

учитель русского языка и литературы,

воспитатель ГПД,

ГБОУ школа № 370

Московского района Санкт-Петербурга

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

5-9 классов

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.

Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в отведенное время под руководством педагога-воспитателя.

Самоподготовка отличается от урока. Эта форма обучения содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.

  Целью самоподготовки является развитие у обучающихся навыков самообразовательной работы. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, психофизиологические особенности развития обучающихся с ОВЗ.

 В ходе самоподготовки в ГПД обучающиеся не только приобретают навыки самостоятельной работы, но и формируют исполнительские навыки. Благодаря правильной организации самоподготовки в ГПД происходит расширение границ учебной работы. Обучающиеся имеют возможность под контролем педагога-воспитателя углубить содержание учебных предметов, закрепить и повторить изученный на уроках материал, выполнить упражнения, применяя знания, умения и навыки, полученные на уроках. Контроль педагога-воспитателя позволяет школьникам получить подтверждение, что задания и упражнения выполнены правильно.  

Педагог-воспитатель может варьировать различные формы учебной деятельности школьников в процессе самоподготовки. Это может быть индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах и группах, благодаря чему развиваются коммуникативные навыки обучающихся.

 Организация учебной деятельности на самоподготовке предполагает регуляцию общения между учителем и учащимися, между учениками, внутри группы, между учителем и одним учеником во время консультации и в ходе самостоятельной работы ученика с книгой, а также систематическую работу педагога по преодолению трудностей объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается ученик при самостоятельном выполнении домашних заданий.

 К этим трудностям можно отнести:

 — неумение владеть приемами рациональной организации самостоятельной работы, распределить свое время;

 — отрицательное отношение к учебной деятельности, отсутствие интереса к учению,

 — непонимание целей, содержания домашних заданий;

 — общая неорганизованность и отсутствие достаточных волевых качеств, а также помощи и стимулирования со стороны взрослых (учителей).

 Для создания оптимального микроклимата необходимо соблюдать гигиенические требования к организации самоподготовки:

 — равномерная и достаточная освещенность всего помещения, при этом источники света не должны создавать ярких бликов, светить прямо в глаза;

— поддержание нормального температурного режима;

 — регулярное проветривание классных комнат;

 — использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников;

— поддержание чистоты и порядка в классе;

 — соблюдение школьниками личной гигиены;

 — сохранение у детей правильной позы во время работы;

 — соблюдение режима двигательной активности обучающихся (с учетом индивидуальных особенностей);

 — устранение шумовых раздражителей;

 — предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на отдых.

 Оптимизации процесса самоподготовки помогает соблюдение дидактических требований:

 — занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность в соответствии с возрастом и психофизиологическими особенностями здоровья обучающихся;

 — задания ученики с ОВЗ выполняют по возможности самостоятельно;

 — проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем);

 — планируется работа со слабоуспевающими учениками, оказание помощи другими обучающимися, включение в парную или групповую работу;

 — объем и характер заданий регулируются с помощью постоянных контактов учителей и воспитателей.

 Воспитательные требования к самоподготовке:

— использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;

 — содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;

 — недопустимость во время самоподготовки выражения принуждения в скрытой форме, замечаний, отвлекающих учеников от работы;

 — разъяснение ведется при необходимости и в ограниченном объеме;

 — терпимое отношение к ошибкам учащихся во время работы;

 — привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

 Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры). После самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, подготовка и проведение викторин и другие мероприятия).

При выполнении обучающимися домашних заданий следует соблюдать следующие рекомендации, прописанных в нормативных документах:

 — начинать самоподготовку в 15.00–16.00 ч., так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

 — ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): в 5 классах — 2 ч., в 6–8 классах — 2,5 ч., в 9 классах — до 3,5 ч.;

 — предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

 — предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;

— предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ.

В методическом материале показано развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих  умственную отсталость   в зависимости от индивидуальных способностей каждого....

Сценарий музыкально-развлекательной программы "Корабли бумажные, моряки отважные!" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (4-5 классы).

В материале представлен сценарий музыкально-развлекательной программы "Корабли бумажные, моряки отважные!" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (4-5 классы)....

Музыкально-литературная композиция «Музы не молчали», посвящённая 70-летию Великой Победы, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (7-11 классы).

В материале представлен сценарий музыкально-литературной композиции "Музы не молчали", посвящённой 70-летию Великой Победы, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (7-11 классы) в школе...

Условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Описание условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья....

Мет. раз. Формирование медицинских групп и организация занятий физической культурой в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей физической культуры

Данные методические рекомендации содержат информационный и методический материалы, которые могут быть использованы учителями физической культуры общеобразовательных организаций при организации занятий...