Условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
статья
Описание условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- слепых и слабовидящих обучающихся;
- обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
- обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;
- обучающихся с задержкой психического развития;
- обучающихся с умственной отсталостью;
- обучающихся с расстройством аутистического спектра; обучающихся со сложными дефектами.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" на ряду с созданием специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливает меры социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер.
При выявлении трудностей в освоении основной образовательной программы определённого уровня образования (в случае отсутствия заключения ПМПК), первым шагом администрации и специалистов образовательной организации будет привлечение внимания родителей к данной ситуации и рекомендации посетить ПМПК. При несогласии родителей на прохождение ПМПК, ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.
Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов служат:
- заключение ПМПК - для обучающихся с ОВЗ (п.23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 20.09.2013 года №1082);
- индивидуальная программа реабилитации или абилитации-для детей-инвалидов (приложение 3 к приказу Минтруда России от 31.07.2015 года №528-н).
Работа по созданию доступной среды в общеобразовательных организациях должна осуществляться по нескольким направлениям: создание нормативно-правовой базы для развития инклюзивного образования; повышение архитектурной доступности; обеспечение коррекционно-реабилитационным оборудованием; развитие кадрового потенциала; методическое сопровождение; информационное сопровождение; формирование толерантных отношений.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ осуществляется (ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»):
- в специальных (коррекционных) классах ОО или группах ДОО;
- в специальных (коррекционных) школах и ДОО;
- индивидуально на дому или в медицинских учреждениях для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, нуждающихся в длительном лечении.
Администрация образовательной организации несет ответственность за создание и реализацию необходимых специальных условий образования обучающегося с ОВЗ, определенных в заключении ПМПК.
Для полноценной реализации АОП необходимо, чтобы:
- Образовательное учреждение было обеспечено учебниками (в том числе учебниками и учебными пособиями с электронными приложениями), учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы.
- Специалисты сопровождения образовательного учреждения имели доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе предназначенным для детей с ОВЗ.
- Библиотека образовательного учреждения была укомплектована общими и специализированными для такой категории детей печатными образовательными ресурсами и электронными образовательными ресурсами (ЭОР) по всем предметам в соответствии с учебным планом, а также дополнительной литературой. Фонд библиотеки должен содержать научно-методическую литературу по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, дополнительную литературу по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ школьного возраста.
В целом для реализации образовательной деятельности детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования необходимы специальные условия: ценностные условия, правовые условия, организационные условия,
кадровые условия, средовые условия, содержательные условия.
Комплектование штатов для сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях осуществляется в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Педагоги образовательной организации, в том числе реализующие программу коррекционной работы адаптированной основной общеобразовательной программы НОО и работы адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями, должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" по образовательным программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда;б) по специальностям "Олигофренопедагогика", "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Логопедия"; в) по педагогическим специальностям или по направлениям ("Педагогическое образование", "Психолого-педагогическое образование") с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению "Специальное (дефектологическое) образование".
В рекомендациях ПМПК должна быть определена образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273); форма получения образования; необходимость периода динамического наблюдения; направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог); условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.
Кадровые условия для получения образования обучающимися с ОВЗ заключаются в наличии подготовленных педагогов для реализации задач инклюзивного образования. Обучение в общеобразовательной школе ребенка с ОВЗ определенной категории (с нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра и т.д.) ставит перед специалистами и педагогами школы, а также администрацией задачу – повысить свои профессиональные знания в области коррекционной педагогики. Учитель не только проходит курсы повышения квалификации по различным разделам специальной педагогики и психологии, но и самостоятельно изучает специальную литературу по вопросам особенностей развития детей с теми или иными вариантами нарушений.
Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов.
Наличие команды специалистов сопровождения: координатора по инклюзии (завуч), психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социального педагога, тьюторов идругих специалистов сопровождения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей
Работа школьной ППк...
Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнатика...
Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика...
Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика...
Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьесберегающие технологии: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнатика...
Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их способностей и возможностей
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по нозологиям, здоровьезберегающие технологии: физминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчико...