ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого группового урока с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 5-ого класса «Дифференциация звуков и букв С-Ц в устной и письменной речи»
план-конспект урока (5 класс)
Цель данного урока - закрепление навыков дифференциации звуков и букв С – Ц в устной и письменной речи. |
Коррекционно-образовательные задачи:
Совершенствовать навыки различения и произношения звуков [С] и [Ц], букв С – Ц изолированно, в слогах, в словах. Уточнить знания артикуляции и характеристики звуков [С] и [Ц]. Закреплять зрительный образ букв. Профилактика акустической дисграфии.
Коррекционно-развивающие звуки:
Развивать фонематическое восприятие. Развивать зрительный гнозис и пространственный праксис.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать умение принимать учебную задачу, контролировать свою речь, анализировать свою деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
открытого группового урока с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 5-ого класса
«Дифференциация звуков и букв С-Ц в устной и письменной речи»
Наименование образовательной организации | КГБОУ «Дудинская школа – интернат» |
Автор урока | Абрамова Роза Вячеславовна |
Должность | учитель-логопед |
Класс | 5 класс |
Контингент обучающихся | обучающиеся с нарушением речи (ТНР, ЛУО), 6 человек |
Форма проведения урока | групповое |
Продолжительность урока | 25 минут |
Цель | Закрепление навыков дифференциации звуков и букв С – Ц в устной и письменной речи. |
Задачи | Коррекционно-образовательные задачи: Совершенствовать навыки различения и произношения звуков [С] и [Ц], букв С – Ц изолированно, в слогах, в словах. Уточнить знания артикуляции и характеристики звуков [С] и [Ц]. Закреплять зрительный образ букв. Профилактика акустической дисграфии. Коррекционно-развивающие звуки: Развивать фонематическое восприятие. Развивать зрительный гнозис и пространственный праксис. Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать умение принимать учебную задачу, контролировать свою речь, анализировать свою деятельность. |
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП Цель: создание благоприятного психологического настроя на учебную деятельность. | |
Деятельность учителя | Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться! Еще раз доброе утро! Я очень рада вас видеть! Начать урок нам поможет вот такой кубик –рубик. Картинка на каждой его стороне подскажет, как вы бы хотели со мной поздороваться! Можете кубик подбрасывать или просто выбрать картинку. Что ты выбираешь? Давай пожмём руку! А потом присаживаемся за стол. |
Деятельность обучающихся | По очереди подбрасывают кубик, читают, что выпало, здороваются с учителем, присаживаются за столы. |
Учебно-методическое оборудование | Кубик-рубик с предметными подписанными картинками: пожми руку, помаши рукой, подари улыбку, дай пять, потанцуй, кулачок к кулачку. |
Прогнозируемое время | 2 минуты |
II. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ Цель: активизация умственной деятельности и подготовка к сознательному восприятию нового материала. | |
Деятельность учителя | Ребята, внимание на экран. Здесь спряталась птица. Но какая птица, нам надо узнать? Послушайте, как она поёт. Не узнали? Тогда послушайте загадку про неё. На шесте дворец, Во дворце – певец, а зовут его … (скворец). Давайте хором скажем – скворец! Витя, скажи какой первый звук мы слышим в слове «скворец»? (С) Правильно. Таня, а на какой звук заканчивается слово «скворец»? (Ц) правильно. Сегодня мы будем сравнивать звуки [с] [ц] и буквы, которые их обозначают. |
Деятельность обучающихся | Слушают пение птицы, угадывают загадку, отвечают на вопросы учителя-логопеда. |
Учебно-методическое оборудование | 1 слайд презентация с аудиозаписью пения скворца, зашумленное изображение скворца. 2 слайд появление предметной картинки скворец. |
Прогнозируемое время | 2 минуты |
III. ОСНОВНОЙ ЭТАП Цель: активизация знаний по теме урока | |
Деятельность учителя | Работа с зеркалами «Уточнение произношение звуков [С] и [Ц]: Скворец поёт красивые весенние песни, поднимает людям настроение. Давайте и мы с вами попробуем повторить их песни, но для начала подготовимся. Возьмите, пожалуйста, зеркала. Сначала произнесем звук [С], а теперь [Ц]. когда мы их произносим, губы находятся в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, посередине языка выходит воздушная струя. А теперь посмотрим, чем эти звуки отличаются. При произнесении звука [С] воздушна струя плавная и длительная, а при произнесении звука [Ц] отрывистая, толчкообразная и короткая. Упражнение «Повтори за мной» Скворца называют пересмешником. Он может повторить услышанные звуки. Поиграем в такую игру, заведём хороводы из цепочек слогов. Будьте внимательны: ЦА –СА – ЦА СУ – ЦУ – ЦУ ЦО – СО – ЦО АС – АЦ – АЦ УЦ – УС – УЦ ЫЦ – ЫС - ЫЦ Упражнение «Выложи букву» Звуки обозначаются буквами. Сейчас я произнесу слова. А вы какой звук услышите в этих словах, выложите с помощью данных материалов. Каждый материал пронумерован. Поэтому чтобы было честно и не обидно, предлагаю вам вытащить из мешочка цифру. Согласно вытащенной цифре берёте необходимый материал. Важно, если вы услышали звук, тихо начинать собирать букву – не подсказывать остальным. КапуСта, лиСа, моСт. Какую букву выложили? Правильно, в этих словах слышим звук [С]. Цирк, сквореЦ, заяЦ. Какую букву выложили? Правильно, в этих словах слышим звук [Ц]. Физминутка Подустали, засиделись, вставайте – немного разомнёмся. Стая птиц летит на юг Дети машут руками, словно крыльями. Небо синее вокруг. Чтоб скорее прилетать, Дети машут руками интенсивнее Надо крыльями махать. В небе ясном солнце светит, Потягивание – руки вверх Космонавт летит в ракете. Руки соединить стрелой А внизу леса, поля – Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону Расстилается земля. Птички начали спускаться, Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Птичкам надо отдохнуть. И опять в пора в дорогу, Дети встают и машут «крыльями» Прилететь им надо много. Вот и юг. Ура! Ура! Дети садятся за парты. Приземляться нам пора. Упражнение «Деформированные слова» Следующее упражнение называется «Деформированные слова». Здесь написаны названия птиц, но отсутствуют буквы С и Ц. Перепишите слова, вставив пропущенные буквы: аи_т, _оловей, ла_точка, _апля, кури_ца. Скажите, какая птица не подходит к остальным? Почему? Повторите названия тех птиц, в которых есть звук С. Повторите названия тех птиц, в которых есть звук Ц. |
Деятельность обучающихся | Выполняют упражнения с зеркалами. Отвечают на вопросы учителя. Повторяют слоговые цепочки. На слух определяют звук и выкладывают его обозначение буквой. Выполняют движения согласно тексту. Самостоятельно выполняют задание на листочках. Дают ответы на вопросы. |
Учебно-методическое оборудование | 2 слайд с презентацией «Скворец» с аудиозаписью, индивидуальные зеркала, мелкий раздаточный материал для выкладывания букв (камешки марблс, липучки двух цветов, среднего размера магниты, крупные фигурные скрепки, объемные буквы), мешочек с цифрами, пронумерованные карточки (от 1 до 6), раздаточный материал на листочках к упражнению «Добавь букву». |
Прогнозируемое время | 17 минут |
IV ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель: обобщение полученных знаний, оценивание и подведение итогов деятельности обучающихся. | |
Деятельность учителя | Подведение итогов Какие звуки и буквы мы сегодня учились различать? Дайте характеристику этим звукам. Рефлексия На доске нарисована лестница успеха. А у меня на подносе лежат вот такие карточки – символы. Возьмите одну карточку и поместите на ту ступеньку, которая вам ближе. Давайте по очереди будем прикреплять карточки. Поделитесь, пожалуйста, что вы запомнили, что было вам трудно, что понравилось. Ребята, вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами вести урок! Спасибо Вам! До свидания! |
Деятельность обучающихся | Сначала называют характеристику звуков, отвечают на вопросы. Делятся своими впечатлениями. |
Учебно-методическое оборудование | Магнитные карточки-символы на подносе, на доске нарисованные мелом три ступеньки, внизу грустный смайлик, наверху – довольный веселый смайлик. |
Прогнозируемое время | 4 минуты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ.
В методическом материале показано развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих умственную отсталость в зависимости от индивидуальных способностей каждого....
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Доклад"Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с Фестиваля передовогопедагогического опыта р.п. Усть-Уда март 2012 год....
Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных" (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)
Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зри...
Сценарий музыкально-развлекательной программы "Корабли бумажные, моряки отважные!" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (4-5 классы).
В материале представлен сценарий музыкально-развлекательной программы "Корабли бумажные, моряки отважные!" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (4-5 классы)....
Музыкально-литературная композиция «Музы не молчали», посвящённая 70-летию Великой Победы, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (7-11 классы).
В материале представлен сценарий музыкально-литературной композиции "Музы не молчали", посвящённой 70-летию Великой Победы, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (7-11 классы) в школе...
Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 5-9 классов
Рекомендации по организации самоподготовки в ГПД для обучающихся с ОВЗ(ЗПР) 5-9 классов....
Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО УРОКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Авторы: Е.В.Жукова, учитель-логопед; Н.Н.Куликова, учитель математики
В статье затрагивается актуальная тема современной педагогики – развитие функциональной грамотности. Приводятся характеристики особенностей нарушений письменной и уст...