Мет. раз. Формирование медицинских групп и организация занятий физической культурой в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей физической культуры
методическая разработка
Данные методические рекомендации содержат информационный и методический материалы, которые могут быть использованы учителями физической культуры общеобразовательных организаций при организации занятий физической культурой и проектировании адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в связи с введением в действие с 01 сентября 2016 г. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_rek_po_fk_fgos_noo_ovz.docx | 284.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНКОЙ ОБЛАСТИ»
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБЖ
Формирование медицинских групп и организация занятий физической культурой в общеобразовательной школе в условиях введения
ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Методические рекомендации
для учителей физической культуры общеобразовательных организаций
Материалы подготовили: Савостин Н.М., заведующий кафедрой ФВиОБЖ, к.п.н., доцент. Курнаков С.В., старший преподаватель кафедры ФВиОБЖ Власов А.А. учитель физической Культуры МБОУ Коррекционная школа «Надежда» Г. Южно-Сахалинск |
Южно-Сахалинск
Формирование медицинских групп и организация занятий физической культурой в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей физической культуры общеобразовательных организаций / Н.М. Савостин, С.В. Курнаков, А.А. Власов. – Южно-Сахалинск: Изд-во ГБОУ ДПО ИРОСО, 2016. − 21 с.
Данные методические рекомендации содержат информационный и методический материалы, которые могут быть использованы учителями физической культуры общеобразовательных организаций при организации занятий физической культурой и проектировании адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в связи с введением в действие с 01 сентября 2016 г. федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
© Министерство образования Сахалинской области
© ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»
© Издательство ИРОСО
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Общие положения | 4 |
2. | Рекомендации по формированию медицинских групп и организации занятий физической культурой в общеобразовательной школе | 9 |
3. | Содержание и организационно-методические особенности построения урока физической культуры с обучающимися с ОВЗ | 18 |
4. | Нормативные правовые документы и методические материалы | 21 |
1.Общие положения
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, согласно статье 5 Закона «… в целях реализации права каждого человека на образование предусмотрено создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».
Статья 2 Закона гласит «обучающиеся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Согласно ч. 1 ст. 79 Закона, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой. Там же закреплено право детей с ОВЗ, в том числе и со сложной структурой дефекта, детей с выраженными формами умственной отсталости, на получение образования по адаптированным основным образовательным программам.
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 19 декабря 2014 г. приказами Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 и № 1599 были утверждены федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарты).
Вышеуказанными приказами Минобрнауки установлено, что стандарты применяется к правоотношениям, возникающим с 1 сентября 2016 г. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования (далее – АООП НОО), осуществляется по ним до завершения обучения.
Предметом регулирования Стандартов являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее - обучающиеся с ОВЗ) и групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Организация обучения детей с ОВЗ в соответствии с требованиями Стандарта может происходить по нескольким вариантам.
Определение варианта осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам комплексного обследования ребёнка с ОВЗ.
При этом согласно части 3 статьи 44 Закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций ПМПК формы получения образования и формы обучения, организации, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией.
Первый вариант (А). Данный вариант Стандарта является цензовым и предусматривает инклюзивное образование.
Инклюзия не может носить массовый характер, поскольку в условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть государственным образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися сверстниками.
На протяжении года (не менее) ребёнок должен демонстрировать устойчивую положительную динамику в усвоении программного материала в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с нормальным психофизическим развитием, в том числе по предмету «Физическая культура».
ООП НОО дополняется программой коррекционной работы (КР), в том числе по адаптивной физической культуре. Коррекционную помощь в данном случае оказывает инструктор, методист или учитель по адаптивной физической культуре, имеющий соответствующую профильную подготовку. При необходимости программу коррекционную работу может осуществлять специалист, работающий в иной образовательной организации.
В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками обучающийся направляется на обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению по варианту А или на перевод обучающегося на вариант В.
Второй вариант (В). Данный вариант также является цензовым. При этом учащиеся могут получать образование как в специальных коррекционных школах или классах, так и совместно с другими обучающимися, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в пролонгированные сроки. Вариант Стандарта «В» предполагает создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого обучающегося с тяжелыми нарушениями здоровья и на этой основе решаются проблемы социальной интеграции обучающихся.
В результате освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего (АООП НОО) для обучающихся с ОВЗ варианта «В» дети с такими нарушениями также получают в полном объёме знания и учебные навыки, предусмотренные Стандартом. Такая возможность обеспечивается организацией обучения по адаптированной программе, удлинением сроков обучения, включением ряда специальных учебных предметов, обогащением образовательно-воспитательного процесса обязательными индивидуальными и фронтальными физическими занятиями, направленными на коррекцию здоровья, развитие речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей учащихся.
Специфика обучения в образовательной организации для детей с тяжелыми нарушениями здоровья обуславливает необходимость следующего:
- в области методики предмет «Физическая культура» адаптируется и преобразуется, приобретая коррекционную направленность в связи с особенностями двигательного и личностного развития учащихся на разных этапах обучения;
- особо выделяется образовательная область «Адаптивная физическая культура», которая включает в себя как специальные упражнения, так и общеобразовательные, адаптированные для учащихся с двигательной или иной патологией.
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией.
На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Вариант «В» может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
Предметная область «Физическая культура» является неотъемлемой частью содержания АООП НОО обучающихся с ОВЗ и представлена в программах планируемыми результатами освоения обучающимися с ОВЗ предмета «Физическая культура», универсальными учебными действиями, формируемыми в процессе занятий физической культурой, примерной программой учебного предмета «Физическая культура» и курсом коррекционно-развивающей области «Адаптивная физическая культура».
Настоящие рекомендации разъясняют ряд вопросов, которые могут возникнуть у учителя физической культуры, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:
- критерии распределения обучающихся по медицинским группам для занятий физической культурой, в том числе детей с ОВЗ;
- комплектование групп для занятий физической культурой;
- допуск обучающихся к занятиям физической культурой;
- выбор программы;
- кто проводит занятия физической культурой, адаптивной физической культурой;
- оценивание обучающихся по предмету «Физическая культура».
2. Рекомендации по формированию медицинских групп и организации занятий физической культурой
в общеобразовательной школе
Содержание вопроса | Медицинская группа для занятий физической культурой (ФК) | ||||
Основная | Подготовительная | Специальная «А» (оздоровительная) | Специальная «Б» (реабилитационная) | Обучающиеся с ОВЗ | |
Распределение обучающихся по группам | - без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья; - благоприятный тип реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку - уровень физической подготовленности соответствует возрасту и полу. | - уровень физической подготовленности не соответствует возрасту и полу; - удовлетворительный или неблагоприятный тип реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку; - часто болеющие (3 и более раз в год); - выздоравливающий из основной медицинской группы после перенесенных заболеваний, травм и окончания сроков освобождения от занятий физической культурой на период, определяемый индивидуально медицинским учреждением. | - обучающиеся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья функционального и органического генеза в стадии компенсации (когда организм способен самостоятельно возместить ущерб, нанесённый патологией). Отклонения: в сердечно-сосудистой, мочеполовой, эндокринной, дыхательной системе, органах зрения, пищеварения. Такие обучающиеся с обратимыми заболеваниями после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу. | - обучающиеся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья в стадии субкомпенсации (клинические симптомы постепенно нарастают и самочувствие ухудшается). Отклонения: в сердечно-сосудистой, мочеполовой, эндокринной, дыхательной системе, органах зрения, пищеварения. Патологические отклонения у таких обучающихся являются необратимыми. | - глухие обучающиеся; - слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся; - обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - слепые обучающиеся; - слабовидящие обучающиеся; - обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи; - обучающиеся с нарушениями ОДА; - обучающиеся с задержкой психического развития; - обучающиеся с расстройствами аутистического спектра. |
Содержание вопроса | Медицинская группа для занятий физической культурой | ||||
Основная | Подготовительная | Специальная «А» | Специальная «Б» | Обучающиеся с ОВЗ | |
Комплектование групп для занятий физической культурой | - Проводится врачом-педиатром на основании заключения каждого специалиста, участвующего в проведении профилактических врачебных осмотров, в котором даются рекомендации по физическим нагрузкам и обязательно указывается медицинская группа для занятий физической культурой. Для обучающихся с ОВЗ медицинская группа для занятий физической культурой определяется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования. - Комплектование медицинских групп для занятий должно быть завершено к 1 июня. - Списки обучающихся, отнесенных к медицинским группам, утверждаются локальным актом ОУ. - Медицинская группа каждого обучающегося вносится в «Листок здоровья» классного журнала. - Обучающиеся, не прошедшие медицинское обследование, к занятиям ФК не допускаются. | ||||
Допуск обучающихся к занятиям физической культурой | Не разрешается допускать к занятиям физической культурой обучающихся при: - наличии жалоб на боли различной локализации, головокружение, тошноту, слабость, сердцебиение; - остром периоде заболевания (повышение температуры тела, озноб, воспаление слизистой оболочки верхних дыхательных путей под действием вируса гриппа и др.); - травматическом повреждении органов и тканей организма (острый период): ушиб, рана, растяжение, гематома и др.; - опасности кровотечения (носовое кровотечение в день занятия, состояние после удаления зуба, менструальный период); - выраженном нарушении носового дыхания; - выраженной тахикардии или брадикардии (с учетом возрастно-половых нормативов). Приведенные выше противопоказания относятся к обучающимся всех медицинских групп для занятий физической культурой и чаще всего носят временный характер. Сроки возобновления занятий определяются врачом строго индивидуально с учетом состояния здоровья и функционального состояния систем организма. Освобожденные учащиеся в рамках урока ФК в образовательном учреждении являются освобожденными от занятий физическими упражнениями, но их присутствие на уроке обязательно (за исключением учащихся, находящихся на надомном обучении) с положительным участием данной категории учащихся в учебно-воспитательном процессе. |
Содержание вопроса | Медицинская группа для занятий физической культурой | ||||
Основная | Подготовительная | Специальная «А» | Специальная «Б» | Обучающиеся с ОВЗ | |
Программа | Физическое воспитание в образовательных учреждениях регламентируется образовательными программами, которые самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (пункт 7 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Основная образовательная программа основного общего образования должна соответствовать типу и виду образовательного учреждения и быть преемственной на ступенях образования. | Эта категория обучающихся занимается физической культурой по специальным программам, (например, Программа по физической культуре учащихся I-XI классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / авторы-составители А.П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина) с учетом характера и степени отклонения в состоянии здоровья и физического развития. | Направляется на занятия ЛФК в поликлинику и другие лечебно-профилактические учреждения с дальнейшим предоставлением справки в образовательное учреждение о прохождении курса обучения. | Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014 № 1598 и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией. АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение ООП на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося. Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Возможно использование сетевой формы. |
Содержание вопроса | Медицинская группа для занятий физической культурой | ||||
Основная | Подготовительная | Специальная «А» | Специальная «Б» | Обучающиеся с ОВЗ | |
Кто проводит занятия физической культурой | Учитель физической культуры в соответствии с учебной (рабочей) программой в полном объеме | Учитель физической культуры в соответствии с учебной (рабочей) программой при условии более постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований | Учитель физической культуры в соответствии с программами физического воспитания обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья в специально формируемых группах (СМГ) с учетом возраста и нозологической формы заболевания (допускается объединять учеников трех-четырех классов). Наполняемость СМГ «А» может составлять 15-20 детей. | Медицинский работник в медицинском учреждении (детская поликлиника, врачебно-физкультурный диспансер и др.). | Физическая культура: - учебный предмет «Физическая культура»; - курс коррекционно-развивающей области «Адаптивная физическая культура» (АФК). Занятия ФК проводит учитель ФК в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП) НОО, и в медицинской группе, определенной ПМПК. Занятия по АФК проводит специалист, имеющий высшее (среднее) профессиональное образование в области АФК или высшее (среднее) проф.образование в области ФКиС и дополнительное проф.образование в области АФК. К таким специалистам относятся: - методист по АФК; - инструктор-методист по АФК; - тренер-преподаватель по АФК. |
В реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, которая должна соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационном справочнике или профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, п.3.4.1.).
Содержание вопроса | Медицинская группа для занятий физической культурой | ||||
Основная | Подготовительная | Специальная «А» | Специальная «Б» | Обучающиеся с ОВЗ | |
Оценивание обучающихся по предмету «Физическая культура» (отметка по физической культуре в аттестаты выставляется обязательно) | 1. Уровень знаний по предмету ФК. Методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование, реферат. 2. Оценивание техники владения двигательными умениями и навыками. Методы: - открытое наблюдение (учащиеся знают, кого и что именно будет оценивать учитель); - скрытое наблюдение (учащимся известно, что учитель будет вести наблюдение за определенными двигательными действиями); - вызов (для выявления достижений отдельных обучающихся в усвоении программы и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия); - метод упражнений (для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий); - комбинированный метод (учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий). 3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Методы: наблюдение, выполнение физкультурно-оздоровительной деятельности (организовать место занятий; подбирать средства и инвентарь и применять их; контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги) и комбинированный метод. 4. Уровень физической подготовленности. Метод: тестирование (с учетом динамики). 5. Выполнение нормативов ВСФК ГТО. Решение об учете результатов выполнения нормативов Комплекса ГТО при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по ФК принимается общеобразовательной организацией самостоятельно и закрепляется локальным актом. Выполнение на золотой, серебряный и бронзовый знаки Комплекса ГТО может соответствовать оценке «отлично». В период подготовки и перед сдачей нормативов может осуществляться тематический контроль, позволяющий оценить результаты подготовленности обучающихся к сдаче тестов. Невыполнение нормативов не может являться основанием для отметки «неудовлетворительно». | На основании учета: - теоретических знаний; - двигательных умений и навыков; - умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность; - динамики функционального состояния и физической подготовленности; - прилежания. Положительная отметка выставляется обучающимся, если: - имеет место стойкая мотивация к занятиям физическими упражнениями; - есть положительная динамика их физических возможностей (даже если она незначительная); - они регулярно посещают занятия по физической культуре (даже при отсутствии существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств); - они старательно выполняют задания учителя; - они овладели доступными навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры. | На основании: - представленной справки установленного образца, выданной медицинским учреждением о прохождении курса ЛФК; - проведения устного опроса или написания рефератов; - демонстрации комплексов ЛФК, освоенных согласно своему заболеванию в медицинских учреждениях. | Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ. Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО должно быть достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов освоения программы коррекционной работы (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014 № 1598). |
3.Содержание и организационно-методические особенности построения урока физической культуры с обучающимися с ОВЗ
Определение медицинских групп для занятий физической культурой происходит на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам комплексного обследования ребёнка с ОВЗ.
Если обучающийся с ОВЗ определен в специальную медицинскую группу, то урок физической культуры будет иметь следующие общие особенности.
Задачи урока: укрепление здоровья, повышение физической работоспособности и функциональных возможностей организма, развитие физических качеств.
Физические упражнения подбираются индивидуально в соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретных заболеваниях.
Продолжительность урока составляет в младших классах 30-40 минут. Урок включает подготовительную, основную и заключительную части.
Подготовительная часть длится от 10 до 20 минут в зависимости от задач урока и проводится с целью плавной подготовки функциональных систем организма к выполнению физической нагрузки в основной части урока.
Средства: строевые упражнения, упражнения в движении, дозированная ходьба и медленный бег с изменением темпа и направления движения, медленный бег в сочетании с ходьбой, общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях с предметами и без предметов, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на формирование правильной осанки и профилактику нарушений органов зрения.
Основная часть урока продолжается от 15 до 25 минут. В этой части урока решаются задачи, связанные с развитием функциональных возможностей организма, овладением программным материалом и повышением уровня физической подготовленности.
Упражнения подбираются в зависимости от изучаемого раздела учебной программы и состояния здоровья обучающихся. В основной части урока используются общеразвивающие и корригирующие упражнения, упражнения с предметами, метания, упражнения в равновесии, подвижные и спортивные игры малой интенсивности. Особое внимание уделяется играм, которые проводят за 12-15 минут до окончания урока продолжительностью 5-7 мин. После игры выполняется медленная ходьба и дыхательные упражнения.
В основной части занятия выполняются контрольные упражнения с целью получения объективных данных о степени развития физических качеств и уровне физической подготовленности обучающихся (с разрешения медицинского работника). Для этого допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающемуся.
Заключительная часть урока продолжается 5-10 минут и направлена на восстановление функций организма к исходному уровню. Проводится медленная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и на внимание, определяется ЧСС, подводятся итоги урока и даются домашние задания для самостоятельного выполнения.
Особенности содержания предмета «Физическая культура» по всем категориям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья изложены в приложение №№ 1-8 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (Постановление Правительства РФ от 5.08.2013 г. № 661).
Например: предмет «Физическая культура» в АООП НОО для глухих обучающихся.
Вариант 1.1. предназначен для образования глухих детей, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими детьми.
Учитель физической культуры должен иметь среднее или высшее профессиональное педагогическое образование по соответствующему занимаемой должности направлению подготовки и удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования детей с нарушением слуха.
Продолжительность урока ФК: от 35 до 45 минут.
Задачи ФК:
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному, социальному развитию, успешному обучению;
- формирование первоначальных умений само регуляции средствами ФК;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Рассмотрим более подробно содержание и организационно-методические особенности построения урока физической культуры с обучающимися с умственной отсталостью (на основе учебного пособия Л.В. Шапковой, 2003).
Особенносmu детей с нарушением uнmеллекmа
«Умственная отсталость» обозначают стойкое, выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы. Умственная отсталость представляет собой не нозологический, а обобщенный групповой диагноз для данной аномалии развития. Характерной особенностью психического дефекта является недоразвитие наиболее дифференцированных фило- и онтогенетически молодых функций мозга и относительная сохранность элементарных, эволюционно более старых.
Формы умственной отсталости чрезвычайно многообразны и различаются по этиологии, патогенезу, клиническим и психическим проявлениям, времени возникновения и особенностям протекания. Умственная отсталость включает
четыре степени снижения интеллекта: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.
Дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития. У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться
в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более
сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.
Дети с умеренной умственной отсталостью способны овладеть навыками
общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире. они достаточно мобильны, физически активны, большинство из них обнаруживает признаки социального развития, что заключается В способности К установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях. В тоже время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.
Тяжелая умственная отсталость сходна с категорией умеренной умственной отсталости. У детей с глубокой степенью умственной отсталости резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. В поведении они апатичны, вялы или агрессивны, злобны, раздражительны. Все нуждаются в постоянной помощи и надзоре.
Таким образом, умственная отсталость - это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
У детей с умственной отсталостью наблюдаются нарушения в развитии двигательных способностей:
1. Неточность движений в пространстве и времени.
2. Грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий.
3. Отсутствие ловкости и плавности движений.
4. Излишняя скованность и напряженность.
5. Ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.
Имеют место отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств - силы основных группы мышц рук, ног, спины, живота на 15-З0%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорость одиночного движения на
10-15%; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%; гибкости и
подвижности в суставах на 10-20%.
Средства физической культуры (в т.ч. адаптивной)
Одни и те же упражнения могут использоваться как на уроках физической культуры, так и на рекреационных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в следующие группы.
1. Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.
2. Общеразвивающие упражнения:
а) без предметов;
б)с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками, обручами, малыми и большими мячами и др.);
в) на снарядах (гимнастической стенке, кольцах, гимнастической скамейке, лестнице, тренажерах).
З. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
4. Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; согласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений, расслабления.
5. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.
6. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций паретичных мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.
7. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
8. Художественно-музыкальные упражнения ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.
9. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и т. п., активизирующие познавательную деятельность.
10. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов.
11. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.
12. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта.
Урок физической культуры.
Урок физической культуры в коррекционной школе состоит из четырех частей. Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по гигиене, по состоянию их здоровья.
Воспитательные задачи решаются параллельно с образовательными. На уроках формируется умение владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи.
Решение оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика помогают развивать сердечно-сосудистую, дыхательную системы.
Отдельно рассматриваются коррекционно-компенсаторные задачи. Они предполагают такую организацию занятий, при которой физические упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений как в физическом, так и в интеллектуальном развитии.
Уроки физической культуры, особенно в начальных классах, должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Дети с нарушениями интеллекта мало инициативны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать объяснение учителя и не всегда понимают его. Используя показ, учитель может вызвать интерес к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения с играми.
Вводная часть урока. В этой части решаются организационные задачи. Вводная часть урока имеет большое значение, особенно в младших классах. Учитель приводит учащихся в зал, помогает им приготовиться к уроку, приучает к командам (в подготовительном и 1 классах это распоряжения), строит их в указанном месте, уделяя особое внимание построению.
Построение следует осуществлять таким образом, чтобы обучающиеся при передвижении не меша-пи друг Другу, видели учителя, а при выполнении различных заданий учитель мог оказывать им помощь. Детей можно строить по росту, с учетом уровня их физического развития.
Начиная со 2 класса построение проводится по команде учителя, с расчетом по порядку. На занятие учитель может идти рядом с детьми или впереди. В спортивном зале он встает перед детьми и объясняет, как надо построиться. Место построения можно обозначить для каждого ребенка в виде круга, квадрата, треугольника или других символов, расположив их на полу. Дети быстрее запоминают свое место и учеников, которые стоят рядом.
В 1 и 2 классах продолжительность вводной части урока 8-10 мин, так как ученики долго переодеваются, а попав в большой зал, сразу теряются и долго не могут включиться в двигательную деятельность. В 3-4 классах продолжительность вводной части составляет 5-6 мин, так как к построению, расчету и выполнению команд учителя ученики уже подготовлены.
Подготовительная часть урока решает следующие задачи:
1. Подготовить организм учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки могут быть физические упражнения общеразвивающего характера, несложные в координационном отношении. Начиная с 3 класса, используются комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, мячами, обручами. При этом упражнения выполняются с элементами ходьбы, прыжков, приседаний и т.д. Подготовительные и подводящие упражнения оказывают первичное коррекционное воздействие. Поэтому в начальных классах подготовительная часть урока состоит преимущественно из общеразвивающих и коррекционных упражнений.
2. Выбрать два-три упражнения, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков.
3. Использовать только подготовительные физические упражнения как средство формирования определенного двигательного качества.
4. Включить подготовительную часть урока упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов.
Таким образом, в подготовительную часть урока вводится 8-9 упражнений различного характера. Она может длиться 10-15 мин.
В основной части урока решаются образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Средствами для их решения являются упражнения основной гимнастики, легкоатлетические упражнения, игры различного характера.
При проведении основной части урока задача учителя состоит в том, чтобы подобрать упражнения, которые решали бы вышеперечисленные задачи. Необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений. Упражнения, направленные на изучение нового материала, следует выполнять в начале основной части урока, а упражнения, направленные на развитие каких- либо качеств (дифференцировка во времени и пространстве), - в начале или в конце.
В основной части урока можно проводить игры различной направленности: с элементами бега, прыжков, построения, метания мяча. Так как на уроках в начальных классах отводится большое место гимнастике, то в основную часть можно вводить строевые упражнения. Это обусловлено еще и тем, что у учащихся 1-4 классов значительно нарушена именно ориентировка в пространстве, а процесс усвоения этих упражнений требует кропотливой работы. В 3-4 классах в основную часть урока можно чаще включать ходьбу, бег, метание, прыжки. Основная часть урока длится 20-25 мин и плавно переходит заключительную часть.
Заключительная часть урока решает две задачи:
1. Подготовить учащихся к следующим урокам или к организованной деятельности во внеурочное время.
2. Подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку.
На уроке подводятся итоги, выставляется отметка в дневник и в классный журнал. В это время дети могут стоять в шеренге на своих местах или сидеть на скамейке, Уход детей из зала должен быть четко организован.
Продолжительность заключительной части урока в 1 классе- до 7 мин, во 2- 4 классах - З-5 мин.
Учителю необходимо помнить, что обучение детей физическим упражнениям должно сочетаться с индивидуальным подходом, не влияющим на фронтальное прохождение материала.
Нормативные правовые документы и методические материалы
При разработке методических рекомендаций использованы следующие нормативные правовые документы и методические материалы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
- Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказ от 19 декабря 2014 № 1596 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
- Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья / методические рекомендации НИИ гигиены и охраны здоровья детей ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН. – М., 2012. – 49 с.
- Методические рекомендации по механизмам учета результатов выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Физическая культура».
- Барабаш, О.А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида / учебное пособие. Под общей редакцией профессора Евсеева С.П. – СПб, СПбНИИ физической культуры, 2007. – 172 с.
- Информационный ресурс: http://fgosreestr.ru.
Приложение 1
Физические упражнения для коррекции ходьбы
Упражнения | Коррекционная направленность |
Рельсы. Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга | Дифференцировка расстояния, глазомер |
Не сбей. Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т, п, | Дифференцировка усилий, отмеривание расстояния |
Узкий мостик. А) Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги. Б) Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии | Развитие равновесия, точности движения |
Длинные ноги. По команде: длинные ноги идут по дороге ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде: Короткие ножки идут по дорожке ходьба в полу приседе | Быстрота переключения, дифференцировка понятий «длинный», «короткий» |
Хлоп. Ходьба с хлопками на каждый четвертый счет. Вслух произносится: Раз, два, три, хлоп! Первый раз хлопок над головой, второй - перед собой, третий - за спиной | Концентрация внимания, двигательная память, согласованность движений, усвоение ритма |
Лабиринт. А) Ходьба со сменой направления между стойками, кеглями, набивными мячами. Б) То же вдвоем, держась за руки | Ориентировка в пространстве, согласованность действий |
Встали в круг. Ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой круг на вытянутые руки | Согласованность коллективных действий дифференцировка понятий «большой-маленький», «вправо-влево» |
Гусеница. Ходьба в коллоне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего | Координация и согласованность действий |
Коромысло. Ходьба с гимнастической палкой, хватом двумя руками за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку | Координация движений рук, коррекция осанки, знакомство с новым словом |
Ходим в шляпе. Ходьба с мешочком песка на голове | Коррекция осанки |
Кошка. Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт, делая движения руками, сгибая и разгибая пальцы, выпуская когти | Развитие мелкой моторики кисти, согласованность движений рук и ног, воображение |
Солдаты. Ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа: медленно - быстро | Чувство ритма, быстрота переключения на новый темп, сохранение осанки, дифференцировка понятий быстро -медленно |
Без страха. А) Ходьба по гимнастической скамейке, бревну с остановками, поворотами, движениями рук (с помощью, со страховкой, самостоятельно). Б) Ходьба по наклонной доске (или скамейке), расправив плечи руки в стороны | Преодоление чувства страха, равновесие, ориентировка в пространстве |
Ловкие руки. Ходьба с предметами в руках (мячи, шарики флажки, ленточки) с заданиями: А) На каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх. Б) Круговые движения кистями В) Круговые движения в плечевых суставах. Г) Передача предмета из правой руки в левую | Согласованность движений рук и ног, симметричность и амплитуда движений, развитие мелкой моторики |
Каракатица. Ходьба спиной вперед | Координация движений, ориентировка в пространстве |
Светло - темно. Ходьба с закрытыми и открытыми глазами: А) 5 шагов с открытыми глазами, 5 шагов с закрытыми глазами (считать вслух). Б) Открывать глаза по команде светло, закрывать - по команде темно. В) Ходьба с закрытыми глазами к источнику звука (колокольчик, свисток) | Ориентировка в пространстве без зрительного контроля; дифференцировка понятий «светло-темно»; ритмичность движений. Ориентировка в пространстве на слух |
Мишка. А) Ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, поджав пальцы; перекатом с пятки на носок. Б) Ходьба по массажной дорожке, босиком. В) Ходьба босиком по траве, песку, гравию | Профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки |
Хоп. Ходьба с остановками по сигналу. По сигналу Хоп - остановка, по сигналу Хоп-хоп - поворот кругом | Внимание, быстрота реакции на сигнал, сохранение устойчивой позы |
Волны. Ходьба с регулированием темпа громкостью команд (или музыки). При команде шепотом или тихой музыке медленная ходьба на носках, движение рук изображает волны; при средней громкости – быстрая ходьба с сильными волнами; при громкой - переход на бег | Концентрация внимания, дифференциация громкости звука и сопоставление с темпом движений, плавность, выразительность движений, воображение |
Та-та-та. Ходьба с притопыванием в заданном ритме и соответствующем проговариванием звуков Та-та-та | Усвоение заданного ритма движений |
Хромой заяц. Ходьба одной ногой по гимнастической скамейке, другой - по полу | Координация и согласованность движений ног и туловища |
По канату. А) Ходьба вдоль по канату, руки в стороны. Б) Ходьба по канату боком приставными шагами руки в стороны | Развитие равновесия, профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки |
Физические упражнения для коррекции бега
Упражнения | Коррекционная направленность |
Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу | Усвоение темпа и ритма движений, развитие выносливости |
Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного) | Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, Дифференцирование усилий, координация движений рук и ног |
Имитация движения рук при беге, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа | Коррекция техники движений рук,усвоение темпа |
Бег змейкой, не задевая предметов; то же - вдвоем, держась за руки | Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений |
Бег по прямой по узкому коридору (30-35 см) (обозначенному мелом, натянутыми резинками и т. п.) | Прямолинейность движений, ориентировка в пространстве. |
Бег с подскоками | Ритм движений, соразмерность усилии |
Бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки | Развитие скоростных качеств |
Бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик) | Координация движений, соразмерность усилий |
Бег по ориентирам (линиям, обозначенным мелом, скакалками) | Дифференцировка усилий и длины шага |
Пони. Бег в различном темпе: медленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка | Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, воображение |
Бег медленный в чередовании с ходьбой (5-10 мин) в условиях пересеченной местности (в парке, в лесу) вместе с родителями | Развитие выносливости, укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой системы, укрепление стопы |
Челночный бег. Бег с максимальной скоростью, с остановками и, с переноской предметов (кубиков, мячей) | Ориентировка в пространстве, мелкая моторика, соразмерность усилий, скоростные качества, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата |
Бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу аиста (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу ласточки (стойка на одной ноге, друга назад, руки в стороны). Держать 5 с. | Быстрота двигательной реакции, быстрота переключения, координация движений, устойчивость вестибулярного аппарата |
Бег за обручем | Мелкая моторика кисти, согласованность движений, дифференцировка усилий |
Бег с грузом в руках (большой мяч,2 мяча, 4 кегли) | Координация движений, приспособление к изменившимся условиям |
По сигналу добежать до мяча, лежавшего в 10 м от линии старта, взять его и, вернувшись бегом назад, положить мяч на линию старта | Быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, частота и точность движений во времени |
Физические упражнения для коррекции навыка метания
Упражнения | Коррекционная направленность |
С большими мячами (волейбольный, баскетбольный) А) Перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя. Б) Перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок, между двух параллельно расположенных в длину скакалок из положения сидя, присев, стоя. В)Катание мяча вдоль гимнастической скамейки | Дифференцировка усилия и расстояния. Глазомер, координация и точность движения, дифференцировка усилия и направления движения. Точность направления и усилия |
А) Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками. Б) Подбрасывание мяча над собой и ловля после того, как он ударился об пол | Координация движений рук, точность направления и усилия. Быстрота переключения зрения. |
А) Бросок мяча в стену и ловля. Б) То же, но ловля после отскока от пола. В) То же, но ловля после хлопка в ладони, Г)То же, но ловля после вращения кругом, приседания | Зрительная дифференцировка направления движения, ловкость |
А) Перебрасывание мяча двумя руками снизу из-за головы партнеру и ловля двумя руками (с постепенным увеличением расстояния и высоты полета), Б) То же, но ловля после отскока от пола, В) То же, но после дополнительных движений: хлопок, 2 хлопка, вращение кругом, приседание и др. | Пространственная ориентировка, дифференцировка усилий, направления, расстояния, времени, быстрота переключения внимания |
А) Ведение мяча на месте правой, левой рукой, Б) То же в ходьбе | Дифференцировка усилия и направления движения, концентрация внимания и зрительный контроль |
С набивным мячом (1 и 2 кг) Поднять мяч вверх, в перед, вправо, влево | Дифференцировка усилий, развитие силы рук, плечевого пояса, укрепление мышечного |
А) Ходьба с мячом в руках, удерживание его на груди 30 с. Б) Ходьба с мячом в руках, удерживание его за головой 30 с. | Удержание вертикального положения при дополнительной нагрузке, статическая сила рук и плечевого пояса |
То же, с удержанием мяча за головой | Координация крупной моторики, устойчивость к вестибулярной нагрузке, укрепление мышечного корсета |
Лежащий слева (справа) мяч поднять вверх, подняться на носки, зафиксировать положение 5 с, опустить на пол справа (слева) | способность воспроизводить направление и амплитуду движения. Сила мышц плечевого пояса, удержание правильной осанки |
Приседание с удержанием мяча на вытянутых руках перед собой, над головой, сохраняя осанку | Способность контролировать положение тела и его звеньев (рук с мячом) в пространстве, удержание заданной позы |
Из положения сидя, ноги врозь, наклоны вперед с мячом в рука | Гибкость в поясничном отделе, способность воспроизводить ритмические усилия |
А) Перекатывание мяча руками в парах сидя на полу, ноги врозь. Б) Перекатывание мяча, толчком от себя двумя ногами | Способность регулировать силу мышечного напряжения, точность воспроизведения движения по силе, амплитуде, направлению |
Прокатить мяч так, чтобы с расстояния 2-З м | Точность усилия и пространственной дифференцировки, координация движений |
Сидя на полу в круге упор сзади, зажав мяч между стопами, перенести его партнеру вправо на З0, 60, 90 см и т.д., пока не закончится полный круг | Дифференцировка мышечных ощущений, способность регулировать положение тела в пространстве, различать и отмеривать расстояние, развитие силы мышц ног и брюшного пресса |
Физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук
Упражнения | Коррекционная направленность |
С малыми мячами (резиновый, теннисный и др) А) Перекладывание, перебрасывание мяча из одной руки в другую. Б) Подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя. В) Подбрасывание мяча перед собой правой (левой) и ловля двумя. Г) Подбрасывание мяча правой, ловля левой и наоборот с постепенным увеличением высоты полета | Координация движений кисти, концентрация внимания, следящие движения, дифференцировка усилий во времени и пространстве |
Высокое подбрасывание мяча вверх и перед ловлей, выполнение различных движений (хлопков спереди, сзади, под коленом), поворотов направо, налево, кругом | Тонкая дифференцировка усилий кисти, согласованность движений рук и дополнительных движений во времени и пространстве. Переключение внимания |
А) Удары мяча об пол и ловля его двумя руками. Б) То же, но ловля правой (левой) рукой | Дифференцировка усилий, зрительный анализ зависимости высоты отскока мяча от силы и направления удара, ориентация |
А) Удары мяча о стену одной рукой и ловля двумя. Б) То же с дополнительным движением перед ловлей мяча: хлопок спереди, сзади, под коленом, поворот кругом | Дифференцировка усилия и направления движения, регуляция мышечного направления, быстрота переключения, пространственная точность |
А) Круговые движения кистями вправо и влево с теннисными мячами в обеих руках. Б) Поочередное подбрасывание мячей и ловля правой, затем левой. В) Одновременное подбрасывание 2-х мячей и ловля двумя руками после удара мячей об пол | Подвижность в лучезапястном суставе, распределение внимания, тонкая дифференцировка временных, силовых и пространственных характеристик движения, одновременное решение двух двигательных задач (правой и левой) |
А) Поочередные удары разными мячами об пол и ловля двумя (мячи для настольного тенниса, каучуковый, резиновый, теннисный). Б) Удары разными мячами о стену. В) Подбрасывание и перекидывание мячей из одной руки в другую. Г)Подбрасывание правой (левой) и ловля правой (левой). Д) Броски мяча в цель с близкого расстояния | Дифференцировка тактильных ощущений, дифференцировка двигательных реакций в ответ на разные раздражители, точность движений, соразмерность движения кисти и пальцев, распределение внимания |
Метание в горизонтальную цель (обруч) с дистанций 4- 6м. Метание в цель тремя мячами (пластмассовым, резиновым и теннисным), разными по весу и материалу | Дифференцировка тактильных ощущений, усилий и расстояния. Ловкость, быстрота реагирования на переключение |
То же, но в вертикальную цель (мишень, обруч), расположенную на стене на уровне глаз | Дифференцировка тактильных ощущений, сопоставление усилия и пространства, способность зрения различать расстояние |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для учителя физической культуры
Методические рекомендации для учителя физической культуры...
Методические рекомендации для учителей физической культуры «Методика обучения начинающих волейболистов»
Методические рекомендации в помощь учителям физической культуры при обучении волейболу....
Методические рекомендации для учителей физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры
Данные методические рекомендации разработаны в помощь учителям физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры....
«Подготовка образовательной организации к введению ФГОС для лиц с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью»
Доклад подготовлен на основании методических рекомендаций к организации деятельности образовательной организации по подготовке к реализации определенного вида ФГОС для обучающихся с ...
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ВФСК «ГТО»
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населе...
Условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Описание условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья....