Взгляд к истокам. Речь - это движение: введение в анатомию и физиологию.
статья

Актуальность  профилактики  и  коррекции  речевых  расстройств  у  дошкольников  принимает  глобальный  характер,  поскольку   число   детей  с речевыми   расстройствами   растет  каждый  год.

Речевое  развитие  и  речевая   функция  является  одной  из  первоочередных   психических  функций   человека.  Имеет  огромное  влияние  на  развитие  и  формирование  остальных  психических   функций .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzglyad_k_istokam._statya.odt21.25 КБ

Предварительный просмотр:

             Автор: Учитель-логопед  первой  категории   Газиянц  Р.Р.

Тема: «Взгляд  к  истокам.  Речь - это  движение: введение  в  анатомию  и  физиологию»

Содержание

Введение

Глава 1. «Анатомия и физиология  речи»

Глава 2. «Роль  движения  в коррекции    речевых  нарушений»

Глава 3. «Обучение через  движение – кинезиология  для  детей»

Введение

Актуальность  профилактики  и  коррекции  речевых  расстройств  у  дошкольников  принимает  глобальный  характер,  поскольку   число   детей  с речевыми   расстройствами   растет  каждый  год.

Речевое  развитие  и  речевая   функция  является  одной  из  первоочередных   психических  функций   человека.  Имеет  огромное  влияние  на  развитие  и  формирование  остальных  психических   функций  (Л. С.  Выгодский,  А. Р. Лурия,  А. В. Запорожец).

Функции  речи:

  1. Речь,  как    орудие  мышление
  2. Речь,  как  средство  общения
  3. Речь,  как  средство  регуляции  и  контроля  поведения.

Речевые  нарушения  ведут  за  собой:

  1. низкую  познавательную  активность
  2. недостаточную  ориентировку  в  фактах  и  явлениях  окружающей  среды (сферы  познания)
  3. замедляется  темп  интеллектуального  развития
  4. негативные  последствия  на  формирования   самосознания  и  самооценки
  5. снижается  социальная  активность
  6. неполноценная  социализация

Полноценное  речевое  развитие  в  дошкольном  возрасте   служат  залогом  сохранения  нервно-психического  здоровья,  успешной  социализации в  дальнейшей  учебной  деятельности.

Глава 1. «Анатомия  и  физиология  речи»

Речь - сложная  психическая  функция. Знание  анатомии  и  физиологии  речи   позволяет  правильно  представить   сложные  механизмы   речи,  найти  дифференцированные  подходы  к  коррекции  речевых  нарушений.

Речь  -  это  двигательный  акт,  в   осуществлении  которого первоочередную  и  главную  роль  выполняет  головной  мозг.

«Речь  -  это мышечные  ощущения,  которые  идут от  речевых  органов  в  кору  головного  мозга».  (И. П. Павлов) Речь  осуществляется работой  сложной  и изменчивой системой  речевых  центров.

Анохин,  Лурия,  Леонтьева  доказали,  что  эти  функциональные  системы   находятся  в  различных  областях  ЦНС и  на  различных  уровнях,  но  объединяются   в  единстве  рабочего  действия.

Говорящий  формирует  мысли,  которые  облекает  в  слова,  связывает  их  по  правилам  грамматики  и  произносит  их  путем   артикуляции  речевых  органов.  «Слова  рождаются  в  мир  с  помощью  движения»

Движения  должны  быть  четкими,  точными   и  автоматическими. Когда  говорим,  следим  только  за   мыслью!

Чтобы  понять  механизмы  речи,  надо хорошо  знать  строение  речевого  аппарата.

Речевой  аппарат состоит  из  2  связанных  между  собой   частей -  центрального  и  периферического  (исполнительный и  регулирующий).

Центральный  аппарат – кора  головного  мозга (преим. левого  полушария),  подкорковые  узлы,  проводящие  пути,   ядра  ствола (продолговатый  мозг)  и  нервы  идущие  к  дыхательным, голосовым  и  артикуляционным  мышцам.

В  основе  высшей  нервной  деятельности  лежат  рефлексы.

Кора  головного  мозга:

  • Лобные  извилины (нижние) - осуществляют  двигательную  функцию и  участвуют  в  образовании  устной  речи (центр Брока)
  • Височные  извилины (верхние) - речеслуховая  область,  воспринимает  звуковые  раздражения - восприятие  речи (центр Вернике).
  • Теменная  доля коры  головного  мозга – понимание  речи.
  • Затылочная  доля -  зрительное  восприятие  речи (чтение, письмо). Речь  ребенка  развивается  при  зрительном  восприятии  артикуляции  взрослых (постановка  звуков  по  подражанию).

Подкорковые  ядра:

  • Просодика  речи - темп, ритм и  выразительность  речи.

Проводящие  пути  -  кора  головного  мозга  связана с  органами  речи  двумя  видами  нервных  путей – центробежными  и  центростремительными.  Центробежные  (двигательные)  пути  начинаются  от  центра  Брока  и  идут  к  мышцам  периферического  речевого  аппарата.  От  периферического  к  головному  мозгу  идут  центростремительные  пути.  Центростремительные  пути  начинаются   в  проприорецепторах  и  баррорецепторах.  Проприорецепторы  находятся  в  мышцах, в  сухожилиях  и  в  суставных  поверхностях  двигательных  органов. Баррорецепторы   возбуждаются  при  изменении  давления   на  них  в  глотке.  

В  ядрах  ствола  берут  начало  черепно-мозговые  нервы. Главные – тройничный,  лицевой,  блуждающий,  добавочный,  подъязычный. Они  иннервируют - мышцы  нижней  челюсти,  мимические  мышцы,  мышцы  гортани,  голосовые  связки,  мышцы  глотки,  языка,  мягкого  неба  и  шеи. Через  эту  систему  черепно-мозговых  нервов  передаются  нервные    импульсы  от  центрального  речевого   аппарата  к  периферическому  речевому  аппарату.

Периферический  речевой  аппарат – включает  3  отдела:

  • дыхательный
  • голосовой
  • артикуляционный

Дыхательный  отдел – грудная  клетка,  легкие,  бронхи  и  трахеи. Речь  образуется  в  фазе  выдоха;  воздушная  струя  образует  голос. Речевое  дыхание  отличается  от  обычного  дыхания. Речь  произносится  на  коротком  вдохе  и  длительном  выдохе. Частота  дыхательных  движений  в  2 раза  меньше,  чем  при  обычном  дыхании.

 Голосовой  отдел -  гортань  и  голосовые  связки. (показ  профиля)

Артикуляция -  это  деятельность  речевых  органов,  которая  обеспечивает  произнесение  речевых  звуков, слогов  и  слов.

Артикуляционный  уклад – положение,  которое  органы  занимают  при  движении (произнесении  звуков).

Органы  артикуляции -  язык,  губы, челюсти,  твердое  и  мягкое  небо,  альвеолы.

Рот- преддверие  рта: губная  щель, щеки, отростки  челюстей,  зубы,  альвеолы  и  уздечки  губ.

Полость рта – зубы,  твердое  и  мягкое  небо,  десна,  зев  и  глотка.

Губы -  состоят  из  3-ех  видов  мышц (и щеки)  и   иннервируются  лицевым,  двигательным корешком  тройничного   нерва.

Твердое   небо имеет  несколько   морфологических  разновидностей: высокое, узкое,  широкое,  плоское   куполообразное,  пологое,  крутое.

Мягкое  небо – это   мышца,  задняя  часть  которого  называется  небная  занавеска,  удлиненный  отросток – язычок. Небная  занавеска  закрывает  носовую  полость  от  ротовой  полости – участвует  в  образовании  назальных  звуков.

Язык – массивный мышечный  орган.

Прикус:

  • ортогнатия -  передние  зубы  выдвинуты  над  задними,  верхняя челюсть  контактирует с  нижней -  норма.
  • Прогнатия – верхние  передние  зубы  выступают  вперед, а нижние  отодвинуты  назад. Зубы  не  контактируют  между собой,  при  смыкании образуется  пространство  с  выдохом  вниз.
  • Прогения -  нижняя  челюсть  выдвинута  вперед, а  верхняя  отодвинута  назад,  при  смыкании  верхние  зубы  не  доходят  до  нижних,  образуется  щель.
  • Открытый  прикус – возникает  пространство  между  верхними  и  нижними  зубами.  Присутствует  боковой  контакт  между  зубами.
  • Прямой  прикус -  верхние и  нижние  зубы  симметричны  и  контактируют  между  собой.
  • Открытый  боковой  прикус -  боковые  зубы  не  контактируют  между  собой.
  • Глубокий прикус -  опускание  верхней  челюсти вниз, контакт  верхней  и  нижней  челюсти  происходит по  поверхностям  зубов.

 Надставная  трубка- глотка,  рот  и  носовая  полость. Ротовая  полость это  резонатор и  шумовой  вибратор. Звуковой  вибратор  это  голосовые  связки.

Шумовой  вибратор это -  щели  между  губами,  язык  и  альвеолы,  щели  между  губами  и  зубами.

Периферический  речевой  аппарат  состоит   из  3-х  частей:

  1. отдел – подача  воздуха
  2. отдел -  образование  голоса
  3. отдел – резонатор,  который  дает  силу  и  окраску  звукам.

Для  осуществления  речевой  деятельности  -  произношения  слов  в  соответствии  с  задуманной  информационной   программой,  в  коре  головного  мозга  производятся  команды  для  организации  речевых  движений.  Команды  зашифровываются  в  артикуляторные (двигательные)   программы.  Они   реализуются  в  исполнительной  части  речедвигательного    анализатора – в  дыхательной,  фонаторной  и  резонаторной  системах.

Речевые  движения  осуществляются  настолько  точно,  что  в  результате  возникают  определенные  звуки речи  и  формируется  устная (экспрессивная)   речь.

Глава 3.  «Роль  движения  в  коррекции речевых  нарушений»

В  психологии  уже  давно  известно  понятие  телесноориентрованной  терапии  (кинезиология),  когда  тело  человека  и  его  движения рассматриваются  как  эффективное  средство  воздействия  на  психику  и  сознание.  В  логопедии   с  целью  улучшения  речевого  развития  детей (в  широком  плане  психического  развития) так  же  применяются  элементы кинезиологии.  Поскольку  речевые  и  двигательные  центры  в  коре  головного  мозга  находятся  так  близко  и  даже  частично  взаимопересекаются,  что  дает  специалистам  понять  определенные  действенные  механизмы  развития  и  коррекции   двигательного  и  речевого  развития.

Основные  направления  двигательной  составляющей  коррекции  речевого  развития:

  1. взаимосвязь  раздражения  рецепторов  кожи,  суставов  и  мышц  предплечья,  лучезапястного  сустава и  ладони рук  с  активизацией   возбуждения   в  речевых   центрах  коры   головного  мозга.
  2. влияние  мелкой  моторики  кистей  и  пальцев  рук  на  активизацию   речевого  развития  ребенка.
  3. озвучивание  и  оречевление  движений (логоритмические  этюды)
  4. сюжетность  в  двигательно-логопедической  коррекции  (физкультурная  сказка)
  5. позитивная  эмоциональная  составляющая
  6. развитие  координации  общей  и  мелкой  моторики
  7. нормализация  мышечного  тонуса  в  теле,  конечностях,  артикуляционном  аппарате и  мимических  мышцах.
  8. релаксационные  техники
  9. массаж  и  самомассаж  в  коррекции  речевых  нарушений
  10. разблокировка  спинальных  энергетических  потоков
  11. музыкатерапия
  12. улучшение  дыхания и  дыхательной  составляющей  речи.

Ученные    доказали  тесную  взаимосвязь  двигательного  и  речевого  развития     ребенка. Каждому   этапу  речевого  развития  предшествует ступенчатое  развитие определенных  двигательных  проявлений (движение  пальцев рук и  первые  слова).

У  детей  с  речевой  патологией  недостаточность  моторного  развития  наблюдается  с  самого   раннего возраста.

На  каких  же  этапах  логопедической  работы  с  ребенком,  целесообразно  объединить  речевую  коррекцию  с  двигательной  активностью?

Как  только  логопед  переходит  с  постановки  звуков  на  автоматизацию  в  слогах,  дифференциацию  звуков  в  словах,  часть  работы можно  перенести  за  пределы  кабинета (феномен  «кабинетной  речи»). В этом случае, работа  по  автоматизации  звуков  в  словах,  стихах  происходит  значительно  быстрее,  увлекательнее, поскольку  это  обусловлено  взаимосвязью  движения  и  речи,  а  также  отсутствием  стереотипности     заучивания  материала. Занятия  проводятся  в  более   подвижных  условиях.  Приближенных  к  биологическим   потребностям  ребенка (принцип  природосообразности).

Логопедические  занятия  по  усвоению  лексико-грамматических  норм  родного  языка  с  элементами  двигательно-игровой  деятельности  самая благоприятная  среда  для гармоничного  речевого  и  психического  развития  ребенка. Игра,  различные  действия  и  движения, сопровождаемые  речевым  общением,  эмоционально  раскрашенные,  собранные  в  едином  сюжете  положительно  влияют  на    развитие   импрессивной   и  экспрессивной  речи  детей,   на  состояние  моторной  сферы  и  нервно-психического  развития.

 

Глава 4. «Обучение  через  движение -  кинезиология  для  детей»             Здоровьесберегающая  технология.

Образовательная  кинезиология  -  это  наука  о  развитии  головного  мозга  через  движение. Основателями этой  науки  являются американские   педагоги  Пол  Деннисон   и Гейл Деннисон. Они  объединили  знания  нейрофизиологов,  нейропсихологов,  практических  психологов.   По  исследованиям  физиологов правое  полушарие -  гуманитарное, образное,  творческое -  отвечает  за  тело, координацию  движений,  пространственное и  зрительное  восприятие. Левое  полушарие – математическое,  знаковое,  речевое, логическое,  аналитическое -  отвечает  за  восприятие  слуховой  информации,  постановку  целей  и  построение  программ.  Единство  мозга  складывается   из  деятельности  двух  полушарий,  тесно  связанных  между  собой  системой  нервных  волокон (мозолистое  тело). Развитие  межполушарного  взаимодействия   является  основой  развития   интеллекта. Межполушарное  взаимодействие  можно  развивать  при  помощи  специальных   кинезиологических    упражнений.        

 Упражнения  делятся  на  4  группы.

Первая  группа -  упражнения, пересекающие срединную  линию  тела. Они  способствуют  одновременной  работе двух  глаз, рук,  ног,  ушей,  и  интеграции  двух полушарий  мозга  и  включают  механизм  «единства  мысли  и  движения»

Вторая группа – упражнения  энергетизирующие   тело,  способствуют обеспечению  необходимой  скорости  и интенсивности  протеканию  нервных   процессов  между  клетками  и  группами  нервных  клеток  головного  мозга  (иррадиация  и  индукция).

Третья  группа – растягивающие   упражнения, Эти  упражнения   снимают  напряжение  мышц  и  сухожилий  нашего  тела (снятие  энергетических  блоков).  Когда  мышцы  растягиваются  и  принимают  нормальное,  естественное  состояние  и  длину,  они  посылают  в  мозг  сигнал, о  том что  человек  находится  в  спокойном  состоянии и  следовательно  готов  к  познавательной   работе  (важность  подготовки  детей  к  занятию).

Четвертая  группа -  упражнения,  повышающие  позитивное  отношение.  Они  стабилизируют  и   ритмируют   нервные  процессы  в  организме   и  помогают   взглянуть  на  тревожащую  ситуацию  по-новому.

     Упражнения  можно  использовать  на  физкультминутках,  на  утренней  зарядке.

Литература

  1. Ефименко Н. Н.,  Измайлова Т. Н. «Коррекция  нарушений  речевого  развития  в «Театре  физического  воспитания  и  оздоровления  детей  дошкольного  и  младшего   школьного  возраста» Таганрог, изд-во «Центр развития  личности» 2007г.
  2. Сиротюк А. Л. «Коррекция  развития  интеллекта  дошкольников»  Творческий  центр  сфера

Интернет  ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фильм "Кошачий взгляд".

В 1947 году режиссер Роберт Монтгомери снял фильм "Леди в озере", где главный герой - частный детектив, ведущий расследование, появляется в кадре фактически один раз (он видит себя в зеркале), остальн...

Искусство и личность - философский взгляд.

Данная стаья раскрывает взаимосвязь культуры и искусства....

Легализация наркотиков: два взгляда на проблему.

Наркомания стала одной из главных угроз для развития России, для борьбы с которой государство разработало специальную стратегию....

Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования.

Презентация к уроку русского языку (7класса) по теме "Истоки богатства и выразительности родной речи. Основные выразительные средства фонетики, морфемики и словообразования" ( По программе С.И. Львово...

Эссе "Взгляд о професси педагога. Взгляд через год"

Предложенное эссе может помочь начинающим педагогам в написании подобного....

«ОКНА КАК ВЗГЛЯД НА МИР,ОКНА КАК ЧАСТИЦА ДУШИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ» (УРОК-ВЗГЛЯД ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА)

Цель урока: воспитание любви к родной литературеЗадачи урока: обучение выразительному чтению поэтического текста и взгляду на него как на исповедь поэта, развитие способности видеть глубинное в обычны...