Искусство и личность - философский взгляд.
методическая разработка по музыке по теме

Данная стаья раскрывает взаимосвязь культуры и искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_i_lichnost._svetala_georgievna_1.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рябова С. Г.

Искусство и личность: философский взгляд

 

Каждая историко-культурная эпоха смотрит на мир своими глазами и создает собственную картину мира и собственное, только для нее характерное, искусство.

Искусство меняется от эпохи к эпохе.

Под культурой понимается все то, что создано руками и умом человека в процессе его исторического существования. Культура включает материальную и духовную части. К культуре относятся как созданные человеком в процессе его жизнедеятельности здания, машины, каналы, предметы повседневной жизни и т.п., так и созданные им идеи, ценности, научные теории, произведения искусств и т.п.

Можно сказать, таким образом, что культура — это все то, что не существовало бы, и не способно было бы существовать в дальнейшем без постоянных усилий и поддержки человека.

«Воистину поразительно и таинственно, то тесное внутреннее единство, — пишет Х. Ортега-и-Гассет, — которое каждая историческая эпоха сохраняет во всех своих проявлениях. Единое вдохновение, один и тот же жизненный стиль пульсируют в искусствах, столь несходных между собой. Не отдавая себе в том отчета, молодой музыкант стремится воспроизвести в звуках в точности те же самые эстетические ценности, что и художник, поэт и драматург — его современники».

Каждому исторически определенному периоду свойствен свой способ художественного видения мира, своя совокупность общих, по преимуществу неявных предпосылок художественного творчества. Способ художественного видения представляет собой сложную, иерархически упорядоченную систему неявных доминант, образцов, принципов, форм и традиций художественного освоения мира. Эта система изменяется во времени, она подчинена определенным циклам, постоянно воспроизводит свою структуру и обусловливает специфическую реакцию на каждый включаемый в нее элемент.

Способ художественного видения подобен иерархически упорядоченному живому организму, проходящему путь от рождения до смерти, непрерывно возобновляющему себя и придающему своеобразие всем протекающим в нем процессам, он слагается под воздействием культуры как целого, а не отдельных ее областей, и является фактором, опосредующим ее влияние на творчество художника. Задавая горизонт художественного воображения и общие принципы художественного освоения действительности, способ художественного видения оказывает, в конечном счете, воздействие на все аспекты творчества художника в конкретный, исторически определенный период.

Связь искусства с культурно-историческим контекстом эпохи дает возможность выявить параллели в развитии различных видов искусства, коль скоро каждый из них связан с одними и теми же культурными традициями и их конфигурациями. Параллели могут быть прослежены и между стилями в искусстве и стилями мышления в других областях духовной деятельности.

Культура, из глубин которой вырастает свойственный ей способ художественного видения, представляет собой не совокупность каких-то, быть может, и важных для эпохи, «идей» (религиозных, философских или научных). Она является единой, сложной и дифференцированной системой, воздействующей как целое и определяющей то, что обычно называется «духом эпохи» или «духом времени».

Только системный подход к культуре способен наделить ее особенности конкретным содержанием, выявить динамику образуемой ими системы, объяснить неожиданную на первый взгляд смену одного художественного видения мира другим и установить, в конечном счете, связь и преемственность, имеющиеся между внешне противоположными стилями художественного мышления.

Искусство, являющееся одним из феноменов культуры, детерминируется, в конечном счете, целостной культурой эпохи. Внутреннее единство эпохи во многом обеспечивается создаваемой ею общей атмосферой, особым духом времени, или духом эпохи, позволяющим, например, констатировать в искусстве конкретной эпохи те же симптомы и те же предвестия изменений, которые уже очевидны в каких-то других ее областях.

Понятие духа эпохи, являющегося суммарной характеристикой присущего исторической эпохе внутреннего духовного единства, печать которого лежит на всем, что делается в данную эпоху, существенным образом используется в дальнейшем и нуждается в определенных разъяснениях. Дух эпохи слагается под воздействием культуры соответствующей эпохи как целого и является фактором, опосредующим влияние культуры на любую человеческую деятельность.

Дух эпохи сказывается на искусстве не в меньшей мере, чем на религии, философии или этике. Он влияет на решение даже наиболее абстрактных и отвлеченных научных, философских, искусствоведческих и т.д. проблем. Влияние культуры как целого опосредуется вырабатываемым ею духом времени и сказывается на всех ее частях. Самые, казалось бы, далеко отстоящие друг от друга области культуры оказываются связанными друг с другом.

Произведение искусства создается и существует в определенной социальной среде и всегда рассчитано на определенную аудиторию. Оно предполагает, что аудитория способна хотя бы интуитивно, без сколько-нибудь ясного выражения в словах, понять и объяснить его.

В случае объяснения произведение искусства рассматривается внешним образом, как трава, камень или другой природный объект. Суть объяснения — в подведении объясняемого явления под ранее принятые общие истины. Результат объяснения представляет собой описательное утверждение, вытекающее из считаемых истинными посылок и само являющееся истинным или ложным.

При понимании произведение искусства рассматривается внутренним образом, как результат направляемой ценностями деятельности человека. Суть понимания — в подведении понимаемого явления — в частности, произведения искусства — под принятые общие оценки, или ценности. Результат понимания представляет собой оценочное утверждение, вытекающее из ранее принятых оценок. Как и всякая оценка, заключение понимания не может быть истинным или ложным.

Произведение искусства можно истолковывать и объяснять. «Правильная интерпретация» предполагает, что познание произведения тесно переплетено со способностью и стремлением воспринимать произведение искусства как целое. В силу того, что ценности разных людей и разных культур разные, достижения одинакового понимания в искусстве представляется нереальным.  Если трудно достичь одинакового понимания одного и того же художественного произведения, то совпадение понимания и объяснения произведения вообще кажется утопией.

Однако идея бесконечного приближения зрителя к правильной интерпретации какого-то произведения искусства — не более чем иллюзия. Никакой правильной, единственно верной интерпретации произведения, не зависящей ни от времени, ни от постоянно меняющейся культуры, не существует.

В свете всего вышеизложенного наша задача — приблизить учеников к пониманию культуры нашего времени, развитие их творческого потенциала, то есть воспитание гармоничной личности, обладающей знаниями истории культуры своего Отечества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый урок-конспект для 8 кл. по УМК М.З.Биболетовапо теме "Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировое искусство. Успешная личность".

Подробный конспект урока и презентация, начинающий новый раздел Unit 4Известные люди, добившиеся в жизни успеха собственным трудом, факты, некоторые биографические данные.Успешные люди в твоем окружен...

Генезис эстетических канонов музыкального искусства Западной Европы в контексте религиозных и философских воззрений эпохи.

Музыкальное искусство, как и любой другой вид искусства, является продуктом своей эпохи, созданная в определенный исторический период, обладает своими стилистическими характеристиками...

Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Презентация для урока изобразительного искусства "Как научиться рисовать рыцаря?"

Презентация "Как научиться рисовать рыцаря?" предназначена для уроков и дополнительных занятий по изобразительному искусству. Может быть использована для самостоятельных занятий.Презентация ...

Статья об образовании и воспитании "Философские взгляды В.В.Розанова"

Статья об образовании и воспитании "Философские взгляды В.В.Розанова"...

Современный взгляд на успешность личности

Актуальность выбранной темы в том, что в рамках современного социального запроса общества, важно сформировать у себя активную (успешную) личностную позицию.   Для этого необходимо понять,...

Некоторые философские взгляды А.Ахола-Вало

Статья для конференции «Мудрая любовь»....