Главные вкладки
Коммуникативные способности у детей с ОВЗ.
рабочая программа (5, 6 класс)
Работа по данной теме с использованием программы проводтся с разными группами детей совместно педагогом-психологом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmpo_razvitiyu_kommunikativnyh_sposobnostey.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Починковская школа-интернат
Программа по развитию коммуникативных способностей обучающихся 2-4 классов у детей с ОВЗ.
Учитель-логопед Буданова Е.В. 2017 уч.год
Пояснительная записка
Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Зачастую младшие школьники испытывают различные проблемы в ходе общения, поэтому и возникла необходимость создания программы развития коммуникативных навыков у младших школьников.
Программа была разработана специально для детей 8-9 лет, испытывающих коммуникативные затруднения. Мы считаем, что именно в этот возрастной период необходимо оказать психологическую поддержку обучающимся 2-3 классов, чтобы к 4-му классу ученики обладали достаточным уровнем развития коммуникативных навыков для успешной установки дружеских контактов со сверстниками и в дальнейшем благодаря данным навыкам могли адаптироваться при переходе на основную ступень образования.
В ходе посещения занятий программы развития коммуникативных навыков обучающиеся 2-3 классов будут развивать умения строить отношения в коллективе; понимать другого человека в ходе разговора, доносить свои мысли и чувства до собеседника.
Таким образом, формируется коммуникативная компетентность младшего школьника, а на ее основе динамично развивается умение выстраивать дружеские отношения друг с другом.
Цель программы: способствовать развитию необходимых коммуникативных навыков у младших школьников, позволяющих успешно устанавливать дружеские контакты со сверстниками для дальнешей адаптации.
Задачи программы:
- Развитие умения сотрудничать друг с другом;
- Формирование умения совместно (группой) выполнять поставленные задачи;
- Развитие доброжелательности, умения понимать состояние партнера по общению;
- Развитие умения строить доверительные отношения друг с другом.
Программа рассчитана на 12 часов. Продолжительность одного занятия –40минут. Периодичность проведения занятий – 1- раз в неделю. Общее количество занятий – 12.
Численность группы –5-6учащихся.
Методические рекомендации по реализации программы развития коммуникативных навыков для обучающихся 2-4 классов.
Программа состоит из 12 занятий.
Данную программу рекомендуется реализовывать учителю-логопеду ипедагогу-психологу, как в виде внеклассных мероприятий, так и в рамках работы летнего пришкольного лагеря дневного пребывания.
Каждое занятие структурно делится на три блока:
- организационный (приветствие, настройка на работу в группе);
- основной блок (развитие коммуникативных способностей);
- рефлексивный блок.
Формы контроля
В процессе отбора участников группы из класса осуществляется фронтальная диагностика, особенностей межличностных взаимоотношений и уровня сформированности коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества, с помощью следующих методик:
- социограмма Дж. Морено (модификация И.П.Волкова);
- методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
С целью проверки эффективности программы проводиться повторная фронтальная диагностика с помощью следующих методик:
- социограмма Дж. Морено (модификация И.П.Волкова);
- методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
А так же дополнительными методами диагностики являются наблюдение за учащимися во внеурочной деятельности и беседа с классным руководителем об уровне развития коммуникативной деятельности учащихся.
Результаты курсы
Формальные:
- количество проведенных занятий -12;
- количество участников занятий –6учащихся.
Ожидаемые:
по окончании осуществления программы учащиеся должны
А) научиться согласовывать свои действия с друг другом;
Б) развить умения идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща;
В) сформировать доброжелательные отношений друг к другу, тем самым произойдет обеспечение снижения количества учащихся в категориях «принятые» и «изолированные»;
Г) овладеть эффективными навыками коммуникации
Тематический план курса
(программа развития коммуникативных навыков для обучающихся 2-3 классов )
№ П/П | Тема | Всего часов | Практическое занятие |
1 | Диагностика особенностей межличностных взаимоотношений в коллективе младших школьников и умения сотрудничать(Социограмма Дж. Морено (модификация И.П.Волкова), ((методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман). | 1 | (психодиагностическое занятие) 1 |
2 | Давайте познакомимся! | 1 | 1 |
3 | Поговорим о поступках. | 1 | 1 |
4 | Мы познаем свои качества характера, которые пригодятся нам при общении. | 1 | 1 |
5 | В мире человеческих эмоций. | 1 | 1 |
6 | Как понимать друг друга без слов. | 1 | 1 |
7 | Учимся работать в парах. | 1 | 1 |
8 | Учимся преодолевать трудности вместе и помогать друг другу. | 1 | 1 |
9 | Учимся сотрудничать. | 1 | 1 |
10 | Учимся доверять друг другу. | 1 | 1 |
11 | Дружба. | 1 | 1 |
12 | Повторная диагностика особенностей межличностных взаимоотношений в коллективе младших школьников и умения сотрудничать(Социограмма Дж. Морено (модификация И.П.Волкова), ((методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман). |
| (психодиагностическое занятие) 1 |
Итог | 12 | 12 | 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных способностей у детей школьного возраста.
Цель: формирование коммуникативных навыков у старших школьников....
Мастер-класс на тему: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей школьного возраста
материал содержит презентацию с описанием опыта работе по теме "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей школьного возраста"и практическую часть занятия....
Цель: Развивать творческие и коммуникативные способности детей, воспитать искренние, добрые отношения, организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения, проявления фантазии детей.
Цель: Развивать коммуникативные навыки и умения, формировать лидерские качества (активность, самообладание, наблюдательность, организаторские способности, ответственность)....
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК ФОРМА СТИМУЛЯЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.
Материал будет полезен для педагогов , работающих в школах для детей с ОВЗ по слуху....
«Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса.Вот почему основная з...
«Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
На сегодняшний день в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательн...
Технология развития коммуникативных способностей у детей младшего подросткового возраста
В технологии развития коммуникативных способностей у детей младшего подросткового возраста представлены основные этапы реализации: диагностический, аналитический, деятельностный, а также результативно...