«Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
презентация к уроку
На сегодняшний день в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса.
Вот почему основная задача педагога - вырастить и воспитать ребёнка, владеющего коммуникативными умениями и навыками, умеющего адаптироваться в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_sposobnosti.pptx | 1 МБ |
kommunikatsiya_k_prezentatsii.docx | 550.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста» В.А.Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ Формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, Р ешение коммуникативных задач, Обеспечение успешной адаптации детей в современном социокультурном пространстве.
Цель и содержание воспитательно -образовательного процесса в ДОУ Развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах. Формирование коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов; у мение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Коммуникативные умения и навыки сотрудничать; слушать и слышать; воспринимать и понимать информацию; говорить самому.
Особенности коммуникативной компетентности детей с ОВЗ наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики; характерно неточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями; словарный запас ниже чем у детей без речевой патологии; трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры; недостаточная дифференциация звуков на слух; низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту; нарушение фонематического восприятия; снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм .
Коррекция коммуникативной компетентности детей с ОВЗ формирование коммуникативных навыков; формирование мотивационной включенности в речевое высказывание; развитие произвольной регуляции сенсомоторной (двигательной) активности; развитие вербально-логических компонентов познавательной деятельности ; формирование речевой и языковой компетентности ребенка.
Условия формирования коммуникативной компетентности дошкольников введение специальных коррекционно-педагогических приёмов, направленных на повышение социальной компетентности ребёнка, в основные разделы программы; реализация личностно – ориентированного подхода в общении педагогов с детьми, основанного на принципах гуманистической психологии и педагогики; создание условий для формирования позитивности и адекватности самовосприятия и коррекции неадекватной самооценки; создание положительно окрашенной, радостной, доброжелательной атмосферы в ДОУ.
Методы и технологии развития коммуникативной компетенции • игротерапия - развивающие и дидактические игры ( игры- драматизации , сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.); • беседа ; • сказкотерапия ; • изотерапия , • библиотерапия ; • музыкотерапия ; • психогимнастика и ритмопластика, • моделирование и анализ ситуаций и др.
Создание развивающей предметно-пространственной среды – важное условие для развития навыков коммуникации
Сотрудничество с семьями воспитанников Эффективность работы по формированию у дошкольников коммуникативных умений и навыков возрастает во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте.
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»
Учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №41
«Золотой ключик»
г. Георгиевска»
Денисова Н.Н.
1. | На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса. Вот почему основная задача педагога - вырастить и воспитать ребёнка, владеющего коммуникативными умениями и навыками, умеющего адаптироваться в социуме. | |
2. | В.А. Сухомлинский говорил, что одной из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста является введение его в мир человеческих отношений. | |
3. | Это является значимым, так как способствует формированию личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную адаптацию детей в современном социокультурном пространстве. | |
4. | Содержание воспитательного процесса в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания и направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах. Дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией. | |
5. | Коммуникативная компетентность дошкольников рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения) Коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными умениями и навыками как:
| |
6. | Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. У детей с недостатками речи нарушена как звуковая её сторона, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь часто ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. Дети используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами. У детей отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, стеснительность, робость, нерешительность и даже агрессивность в общении с другими. Все это порождает такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с ОВЗ спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции. | |
7. | Коррекция недостаточно развитой коммуникативной компетентности детей с ОВЗ направлена на изменение системы ценностных ориентаций личности ребенка и включает в себя воздействие на мотивационную сферу дошкольника с ОВЗ, его коммуникативную деятельность, коммуникативную культуру на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми в соответствии с требованиями ФГОС. Основные задачи коррекции: 1. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга. 2. Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. 3. Развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения. 4. Развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии, сопереживанию. | |
8. | Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ обусловлено социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией воспитательно-образовательной работы, спецификой пространства общения. Для формирование коммуникативных способностей детей в ДОУ, повышения уровня их коммуникативной готовности необходимые коррекционно-педагогические условия: - наличия базы, создание условий для работы с детьми, организацию предметно-развивающей среды, эмоциональной атмосферы; - интегрированного подхода и учёта особенностей состояния их коммуникативной сфер - использования самых разнообразных форм работы с дошкольниками; - взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ; - работы с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент коммуникативной культуры у детей. Учитывая психофизиологические особенности детей дошкольного возраста межличностные отношения рассматриваются как динамическая игровая деятельность. | |
9. | Важнейшие стороны развития личности, формирования коммуникативной культуры ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях. С систему коррекционной работы включаются различные игры, упражнения, тренинги, через которые дети учатся различным средствам вербальной и невербальной коммуникации, учатся определять разные эмоциональные состояния людей. Это могут быть такие задания как:
Игровые методы, направленные на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста имеют своей основной целью активизацию коммуникации в детской группе: - для развития умения устанавливать контакт с собеседником; - для совершенствования у детей общаться без слов; - для совершенствования умения ясно и четко произносить слова; - для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации; - для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения; - для закрепления коммуникативных умений у детей. | |
10. | Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста осуществляется через создание благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников. Этому способствует развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых умений. Эффективность созданных педагогических условий в наибольшей степени способствует эффективному развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОВЗ и более оптимальному развитию связной речи, её предпосылок. В группах и кабинетах специалистов имеются игровые, музыкальные уголки, уголки по ИЗО. Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков в группах, которые включают полки и стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей. | |
11. | Важное значение имеет сотрудничество с семьей с целью взаимопомощи и взаимоподдержки в развитии коммуникативной компетентности дошкольника с ОВЗ. Эффективность работы по формированию компетенций дошкольников возрастает во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. Необходим комплексный подход в педагогическом просвещении родителей и взаимодействии ДОУ с семьей. С этой целью проводятся родительские собрания по различным проблемам, дни открытых дверей, анкетирование родителей, индивидуальные беседы, консультации, совместные праздники, выставки. | |
12. | Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников. Только систематическая и целенаправленная работа может привести к изменению показателей уровня сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил у дошкольников. В результате коррекционного воздействия многие коммуникативные трудности, свойственные детям с ОВЗ значительно уменьшаются, что в дальнейшем поможет детям реализовать свой потенциал и постепенно овладеть более высоким уровнем общения, коммуникативной готовностью к школе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие методики,как одно из средств формирования активного словаря детей дошкольного возраста.
В статье говориться о том, что логопедия - важное звено комплекса здоровьесберегающих технологий. Все систематически проводимые на занятиях упражнения, связанные с речью, с двигательной активностью...
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.
В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...
Дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В данном материале представлены дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....
Музей природы в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения экологии. Об этом свидетельствуют часто возникающи...
Дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....
"Благотворительная ярмарка как одна из форм формирования моральных качеств детей дошкольного возраста"
«Благотворительная ярмарка «У добра нет границ »как одна из форм формирования моральных качеств у детей».И.О.ДашутинаМБДОУ №142 г.Иркутск воспитательБлаготворительность стала заметной частью совр...