«Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
статья
На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса.
Вот почему основная задача педагога - вырастить и воспитать ребёнка, владеющего коммуникативными умениями и навыками, умеющего адаптироваться в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_prezentatsii.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»
На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса.
Вот почему основная задача педагога - вырастить и воспитать ребёнка, владеющего коммуникативными умениями и навыками, умеющего адаптироваться в социуме.
В.А. Сухомлинский говорил, что одной из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста является введение его в мир человеческих отношений.
Это является значимым, так как способствует формированию личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную адаптацию детей в современном социокультурном пространстве.
Содержание воспитательного процесса в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания и направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах.
Дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.
Коммуникативная компетентность дошкольников рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения)
Коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными умениями и навыками как:
• сотрудничать;
• слушать и слышать;
• воспринимать и понимать информацию;
• говорить самому.
Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка.
У детей с недостатками речи нарушена как звуковая её сторона, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь часто ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. Дети используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами.
У детей отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, стеснительность, робость, нерешительность и даже агрессивность в общении с другими. Все это порождает такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.
Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с ОВЗ спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
Коррекция недостаточно развитой коммуникативной компетентности детей с ОВЗ направлена на изменение системы ценностных ориентаций личности ребенка и включает в себя воздействие на мотивационную сферу дошкольника с ОВЗ, его коммуникативную деятельность, коммуникативную культуру на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми в соответствии с требованиями ФГОС.
Основные задачи коррекции:
1. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.
2. Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
3. Развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения.
4. Развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии, сопереживанию.
Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ обусловлено социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией воспитательно-образовательной работы, спецификой пространства общения.
Для формирование коммуникативных способностей детей в ДОУ, повышения уровня их коммуникативной готовности необходимые коррекционно-педагогические условия:
- наличия базы, создание условий для работы с детьми, организацию предметно-развивающей среды, эмоциональной атмосферы;
- интегрированного подхода и учёта особенностей состояния их коммуникативной сфер
- использования самых разнообразных форм работы с дошкольниками;
- взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ;
- работы с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент коммуникативной культуры у детей.
Учитывая психофизиологические особенности детей дошкольного возраста межличностные отношения рассматриваются как динамическая игровая деятельность.
Важнейшие стороны развития личности, формирования коммуникативной культуры ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях.
С систему коррекционной работы включаются различные игры, упражнения, тренинги, через которые дети учатся различным средствам вербальной и невербальной коммуникации, учатся определять разные эмоциональные состояния людей.
Это могут быть такие задания как:
• проигрывание этюдов;
• инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний;
• свободное и тематическое рисование;
• музыкальное сопровождение;
• чтение художественных произведений и обсуждение стихов;
• упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
• импровизация;
• рассказы детей;
• сочинение историй и т.п.
Игровые методы, направленные на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста имеют своей основной целью активизацию коммуникации в детской группе:
- для развития умения устанавливать контакт с собеседником;
- для совершенствования у детей общаться без слов;
- для совершенствования умения ясно и четко произносить слова;
- для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации;
- для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения;
- для закрепления коммуникативных умений у детей.
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста осуществляется через создание благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников. Этому способствует развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых умений.
Эффективность созданных педагогических условий в наибольшей степени способствует эффективному развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОВЗ и более оптимальному развитию связной речи, её предпосылок.
В группах и кабинетах специалистов имеются игровые, музыкальные уголки, уголки по ИЗО.
Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков в группах, которые включают полки и стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей.
Важное значение имеет сотрудничество с семьей с целью взаимопомощи и взаимоподдержки в развитии коммуникативной компетентности дошкольника с ОВЗ.
Эффективность работы по формированию компетенций дошкольников возрастает во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. Необходим комплексный подход в педагогическом просвещении родителей и взаимодействии ДОУ с семьей.
С этой целью проводятся родительские собрания по различным проблемам, дни открытых дверей, анкетирование родителей, индивидуальные беседы, консультации, совместные праздники, выставки.
Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.
Только систематическая и целенаправленная работа может привести к изменению показателей уровня сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил у дошкольников.
В результате коррекционного воздействия многие коммуникативные трудности, свойственные детям с ОВЗ значительно уменьшаются, что в дальнейшем поможет детям реализовать свой потенциал и постепенно овладеть более высоким уровнем общения, коммуникативной готовностью к школе.
Учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №41
«Золотой ключик» г. Георгиевска»
Денисова Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие методики,как одно из средств формирования активного словаря детей дошкольного возраста.
В статье говориться о том, что логопедия - важное звено комплекса здоровьесберегающих технологий. Все систематически проводимые на занятиях упражнения, связанные с речью, с двигательной активностью...
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.
В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...
Дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В данном материале представлены дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....
Музей природы в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения экологии. Об этом свидетельствуют часто возникающи...
Дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....
"Благотворительная ярмарка как одна из форм формирования моральных качеств детей дошкольного возраста"
«Благотворительная ярмарка «У добра нет границ »как одна из форм формирования моральных качеств у детей».И.О.ДашутинаМБДОУ №142 г.Иркутск воспитательБлаготворительность стала заметной частью совр...